-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233380


Прототипы героев романа «Мастер и Маргарита»

Пятница, 25 Ноября 2022 г. 08:11 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

 Михаил Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» больше 10 лет. Много раз он менял сюжет, убирал одних персонажей и добавлял других. В первой версии рукописи не было ни Мастера, ни его возлюбленной, а Михаил Берлиоз и Иван Бездомный носили другие имена. Прообразами героев становились литературные персонажи других авторов, друзья и оппоненты самого писателя.

Мастер — Михаил Булгаков и Николай Гоголь

Прототипы героев романа «Мастер и Маргарита» 1Прототипы героев романа «Мастер и Маргарита» 1

Главного героя романа Михаил Булгаков во многом писал с себя. В произведении упоминается возраст Мастера: «человек примерно лет тридцати восьми». Столько же было автору, когда он начал работу над «Мастером и Маргаритой» в 1929 году. Гневные статьи о Мастере и его романе напоминают обличительную кампанию, которую развернули против самого Булгакова. Критики резко высказывались о повести «Роковые яйца», романе «Белая гвардия», пьесах «Зойкина квартира», «Бег», «Дни Турбиных». В архивах автора сохранились выписки из материала «Ударим по булгаковщине», который был опубликован в газете «Рабочая Москва». В книге же Мастер рассказывает: «Через день в другой газете за подписью Мстислава Лавровича обнаружилась другая статья, где автор ее предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине…»

Однако чертами своей внешности Булгаков Мастера наделять не стал: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос». Сцена, в которой Мастер сжег свой роман, перекликается с биографиями Гоголяи самого Булгакова, которые уничтожили в огне свои произведения.

Маргарита — Елена Шиловская-Булгакова, Маргарита из «Фауста» и королева Марго 

Михаил Булгаков познакомился с Еленой Шиловской на празднике у общих друзей. Писатель в то время был женат на Любови Белозерской, его новая знакомая была замужем за военачальником Евгением Шиловским. Несмотря на это, их отношения развивались так стремительно, что их можно описать фразой из романа «Мастер и Маргарита»: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке… Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Как и героиня романа, Елена Шиловская долго не решалась расстаться с мужем, который ее очень любил. Она даже давала слово больше не видеться с писателем, которое держала почти два года. Потом случайно встретила Булгакова на улице и в тот же день попросила мужа о разводе.

Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется делать это таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла… Я объяснюсь с ним завтра утром, скажу, что я люблю другого, и навсегда вернусь к тебе.
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Литературным прообразом главной героини романа стала Маргарита из драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Искренняя и самоотверженная любовь Гретхен помогла Фаусту избежать ада. Благодаря такой же любви Маргариты Мастер «заслужил покой».

Кроме того, Булгаков наделил свою героиню чертами исторической личности — французской королевы Маргариты Наваррской. Она была необыкновенно образованной женщиной для своего времени: знала латынь и греческий язык, стала одной из первых писательниц во Франции.

Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке… очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапраправнучку я… буду вести под руку в Москве по бальным залам.
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Михаил Берлиоз — Демьян Бедный

Прообразом Михаила Берлиоза стал Демьян Бедный — советский поэт, автор множества антирелигиозных стиховОб одном из таких произведений говорят Берлиоз и Иван Бездомный на Патриарших прудах, перед встречей с Воландом.

Берлиоз напоминает Демьяна Бедного и внешне: «Первый из них, приблизительно сорокалетний… был упитан и лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». От себя автор добавил к портрету Бедного очки, а характерный головной убор превратил из зимнего в летний.

По сюжету романа Михаил Берлиоз был председателем вымышленной литературной организации МАССОЛИТ. Булгаков придумал ее как пародию на писательские союзы того времени: Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП) и Мастерскую коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ). Еще одним прототипом Берлиоза стал председатель РАППа Леопольд Авербах. В конце 1920-х годов он вместе с Владимиром Билль-Белоцерковским и Владимиром Киршоном участвовал в кампании против Булгакова, писал критические статьи о его произведениях.

Иван Бездомный — Александр Безыменский

Поэт Александр Безыменский был еще одним яростным критиком Булгакова. Он писал стихи о революции и сатирические произведения, а в 1929 году опубликовал пьесу «Выстрел» — пародию на «Дни Турбиных».
Безыменский писал тенденциозные стихи на злобу дня, всегда отвечавшие партийной линии и наполненные радостным оптимизмом. В результате это не более чем рифмованная журналистика.
Вольфганг Казак. «Лексикон русской литературы ХХ века»

Фамилия Александра Безыменского созвучна псевдониму, который Михаил Булгаков дал своему персонажу — Бездомный. А в ссоре героя с поэтом Рюхиным автор спародировал конфликты Безыменского иВладимира Маяковского

…Надо,
чтоб поэт
и в жизни был мастак.
Мы крепки,
как спирт в полтавском штофе.
Ну, а что вот Безыменский?!
Так…
ничего…
морковный кофе.
Из стихотворения Владимира Маяковского «Юбилейное»

Безыменский отвечал оппоненту не менее едкими эпиграммами: «Шумел, горел пожар московский»… Все думали, что Маяковский!»

Был у Ивана Бездомного и литературный прообраз — Джон Стентон, герой романа Чарльза Роберта Метьюрина «Мельмот Скиталец». Завязка этого произведения напоминала сюжетную линию «Мастера и Маргариты»: Стентон встретился с живым воплощением дьявола, как и Бездомный с Воландом. Обоих героев эта встреча привела в сумасшедший дом.

Алоизий Могарыч — драматург Сергей Ермолинский

Алоизий Могарыч — второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита», который написал донос на Мастера. Тот оказался в сумасшедшем доме, а Могарыч поселился в его подвале недалеко от Арбата.

Образ Алоизия Могарыча автор писал со сценариста и драматурга Сергея Ермолинского. В конце 1920-х годов Булгаков со своей второй женой Любовью Белозерской снял комнату в Мансуровском переулке: это место и стало впоследствии прообразом подвала, где жил Мастер. Ермолинский часто бывал в гостях у супругов, подружился с писателем. Но в конце 1930-х годов Булгаков начал подозревать, что драматург пишет на него доносы в НКВД.

И в калиточку вошел человек, он прошел в дом по какому-то делу к моему застройщику, потом сошел в садик и как-то очень быстро свел со мной знакомство. Отрекомендовался он мне журналистом. Понравился он мне до того, вообразите, что я его до сих пор иногда вспоминаю и скучаю о нем. Дальше — больше, он стал заходить ко мне. Я узнал, что он холост, что живет рядом со мной примерно в такой же квартирке, что ему тесно там, и прочее. К себе как-то не звал. Жене моей он не понравился до чрезвычайности.
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Подозрения Булгакова не подтвердились. Сергея Ермолинского арестовали в декабре 1940 года и во время следствия не нашли никаких документов, которые он мог отправить в НКВД. Однако Михаил Булгаков об этом уже не узнал: он скончался за девять месяцев до ареста Ермолинского, в марте 1940 года.

Ближайший приспешник Воланда Коровьев — это не кто иной как Вячеслав Молотов. Прототипом Латунского и Семплеярова являлся министр культуры Анатолий Луначарский. А Левий Матвей, фигурирующий в романе о Понтии Пилате, выступающем как параллельная сюжетная линия, — это Лев Толстой.
Неслучайно литературоведы называют книгу своеобразной энциклопедией советской жизни конца 20-начала 30-х годов.

Вопрос жилья для Булгакова всегда стоял очень остро. В 1921 году писатель поселился в коммунальной квартире №50 в доме №10 по Большой Садовой. Одной из соседок Булгакова была Анна Павловна Горячева, более известная под прозвищем "Чума".

С "Чумой" Михаил Афанасьевич был вынужден делить общую кухню и коридор, что доставляло ему большие мучения.

Анна Павловна устраивала в своей комнате шумные попойки, к ней постоянно приходили темные личности. Булгакова тревожила судьба сына "Чумы" - Шурки. Мальчику крепко доставалось от матери.

Горячева всегда перемещалась по Москве с бидонами, в которых носила самые разные жидкости, начиная от молока и заканчивая подсолнечным маслом.

Сестра Елены Сергеевны Булгаковой Ольга Бокшанская была удивительно красивой женщиной с зелеными глазами. Именно ее Михаил Афанасьевич и сделал прообразом рыжеволосой вампирши Геллы из свиты Воланда.

 

 
Барон Майгель, знакомивший иностранцев с достопримечательностями Белокаменной, а затем доносивший на них "куда следует", вызывает у читателя искреннее неприятие.

Такое же неприятие вызывал у Булгакова бывший барон Борис Сергеевич Штейгер - прототип Майгеля.

Штейгер работал в коллегии Наркомпросса по внешним сношениям. Бывший барон возил иностранцев по Москве, знакомил их с достопримечательностями, а также с красивыми балеринами для "общения с продолжением". Разумеется, балерины были агентами ОГПУ.

Бывшая домработница Маргариты, служанка Наташа получила на балу у Воланда предложение от некоего Господина Жака. Кроме того, сей ловелас преподнес ей золотые монеты.

Господин Жак - это знаменитый французский банкир, экономист и политик Жак Кёр, живший в XV веке. В современной Франции Кёр считается национальным героем.Но в XV столетии Жак считался прохвостом, спонсором войны и фальшивомонетчиком. За многочисленные преступления перед Францией его приговорили к пожизненному заключению.

Воланд

Сегодня одним из самых закрытых и нетипичных персонажей советских спецслужб остается Глеб Бокий. Он сформировал и много лет возглавлял засекреченный отдел ЧК-ОГПУ-НКВД, занимавшийся парапсихологическими и эзотерическими исследованиями - от наблюдений за НЛО до поисков легендарной Шамбалы. В ходе предвоенных чисток в НКВД Бокия и десятки его приспешников расстреляли за членство в контрреволюционной организации масонов. А вскрытые в ходе допросов детали его «досуга» позволили исследователям назвать чекиста прообразом булгаковского Воланда.

 Странные обязанности в НКВД

Мистику Бокию удалось склонить на свою сторону Дзержинского и Ленина. /Фото: ic.pics.livejournal.com

 

Мистику Бокию удалось склонить на свою сторону Дзержинского и Ленина 


В 1918-м Яков Блюмкин, глава охраны Троцкого, познакомил товарища Глеба Бокия с видными учеными той эпохи - академиком Бехтеревым и сотрудником Института мозга Барченко. Те на удивление быстро сдружились с чекистом на почве заинтересованности в тайнах человеческого сознания. И вскоре компания убедила главу ВЧК Дзержинского в необходимости создания особого «мистического» отдела в составе спецслужбы. Железный Феликс, в свою очередь, подписал соответствующий документ у Ленина, давшего жизнь «тринадцатому отделу» ОГПУ, названному «шифровальным». 12 долгих лет, до самого рокового 1937-го, в Лубянской лаборатории нейроэнергетики велись секретные исследования, курируемые Глебом Бокием.

Задачи тамошних учёных до конца неизвестны, так как гриф «секретно» все еще не снят. Одно точно ясно: направленность этой научной организации была, мягко говоря, специфической. Изучались возможности телепатии с целью дистанционного чтения мыслей противника, влияние парапсихологических методик на человеческое сознание. В 1935-м, когда появилась гитлеровская «Аненербе», ее руководитель Вольфрам Зиверс приказал детально следить за деятельностью отдела ЧК, которым заведовал Бокий. Судя по всему, немцы узнали о новом подразделении через профессора Хаусховера, контачившего по научно-масонским делам с Барченко еще с 20-х. Этот факт впоследствии и позволил объявить последнего, а также Бокия с Блюмкиным, масонами высоких степеней посвящения. Некоторые источники указывают на то, что рейх жадно стремился разыскать Шамбалу и овладеть миром, подозревая, что сия тайна была известна советским изыскателям. Бокия арестовали и сразу же расстреляли в пресловутом 37-м. А вот Барченко еще долго давал показания касательно своей научной работы.


Сатанинский бал по-чекистски

Бокий и Горький. /Фото: ic.pics.livejournal.com

Бокий и Горький 


После разгрома «тайного отдела» из 200 его членов живыми остались от силы четверть, давая весьма интересные показания о своем руководителе. Некто Клименков, работавший в спецотделе с 1921 года, детально поведал о так называемой "Дачной коммуне", известной только приближенным Бокия. В арендованном в Кучино доме Клименкову довелось побывать не раз, поэтому подробностей для дела хватило. По его рассказам, на даче были свои, бокиевские, правила. В каждые выходные официальные члены "коммуны" прибывали в поселок пьянствовать до следующего рабочего дня.

Пьяные оргии нередко заканчивались драками, перераставшими в общую свалку. Причинами, как правило, становился супружеский разврат, так как подчиненные Бокия приглашались в коммуну вместе с женами, часто в угаре забывавшими о своем статусе. Помимо приближенных Бокия, на дачу приглашались женщины легкого поведения. В доме круглосуточно топилась баня, которую компания посещала без межполовых разграничений. Да и под действием алкоголя доходило до откровенных издевательств над не рассчитавшими с дозой. Беспорядочный досуг приводил к тому, что на ревностной почве даже случились несколько самоубийств: некто Евстафьев после очередной гулянки бросился под поезд, а Баринов застрелился.

Несколько свидетелей на допросах рассказывали, что в Кучино доходило до поистине чудовищных забав. Неоднократно устраивались обряды, когда самых пьяных "хоронили" живыми. И однажды злая шутка едва не привела к смерти гостя Филиппова, которого чуть не угробили в вырытой яме. И все это проходило при полном поповском облачении, специально привезенном из Соловков для "дачной коммуны". Разыгрывающий роль отпевающего священника наряжался в рясу и вершил "пьяное богослужение". Собственно, этот факт и породил почву для параллелей между досугом ЧК и балом из «Мастера и Маргариты».

Ежемесячно каждый член коммуны обязан был сделать взнос в размере десятины месячного оклада, покрывая расходы на «вечеринки». Когда случался дефицит дачного бюджета, Бокий покрывал лично добивал его из средств отдела. К концу 1925-го число официальных представителей "Дачной коммуны" расширилось настолько, что закрытая компания утратила конспиративный характер. Участились конфликты между выдающим зарплату секретарем отдела и членами "дачного братства", отказывающимися платить взносы.
 
Расстройства или форма шпионажа

Соратник «кучинского Воланда» Барченко. /Фото: niketan108.com

Соратник «кучинского Воланда» Барченко.  


Автор энциклопедии о жизни и творчестве Булгакова Борис Соколов прямо называет Глеба Бокия прототипом Воланда из известного романа. А описанный классиком сатанинский бал в Нехорошей квартире - метафорическим изображением массовых пьяных оргий, которые Бокий устраивал в Кучино. Современные исследователи по-разному смотрят на явление «дачной коммуны». Можно, конечно, упростить вопрос и взять за вводную банальный гедонизм дорвавшегося до власти человека невысоких моральных качеств. Но как тогда объяснить тот факт, что Бокий не пользовался доступными ему привилегиями, жил очень скромно, круглый год носил один-единственный плащ и военную форму? Были и предположения специалистов о сексуальных расстройствах чекиста, что и толкало его на подобный образ дачных развлечений. Но все же реалистичней выглядит версия об особой миссии Бокия, по которой «дачная коммуна» использовалась для получения досье на видных большевиков и сбора информации. В том числе, и в контексте психофизических экспериментов.

 
Источники:

 https://kulturologia.ru/blogs/221122/54812/

https://www.culture.ru/materials/255093/prototipy-geroev-romana-master-i-margarita

Серия сообщений "БУЛГАКОВ":
Часть 1 - Киев. Музей Пушкина в доме, в котором жил Булгаков.
Часть 2 - Михаил Булгаков: «Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре»
...
Часть 10 - Писатель, подружившийся с дьяволом. Пост памяти Михаила Афанасьевича Булгакова.
Часть 11 - 3 секрета романа «Мастер и Маргарита»
Часть 12 - Прототипы героев романа «Мастер и Маргарита»
Часть 13 - Музей М.А. Булгакова"Нехорошая квартира"

Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 12 пользователям

Galyshenka   обратиться по имени Пятница, 25 Ноября 2022 г. 08:49 (ссылка)
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. На одном дыхании прочла. Почему-то не задумывалась, кто был прообразом литераторов у Булгакова. Сейчас эти имена малоизвестны, да и не вызывают особого интереса. А вот , что Лев Толстой был задействован в романе, очень интересно. И чекист Глеб Бокий в образе Воланда -жутковато, у него даже на фотографии очень пронизывающий взгляд.
Захотелось перечитать Мастера и Маргариту уже с "живыми" персонажами.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Ноября 2022 г. 09:04ссылка
Благодарю.Да,чекисту еще рожки приставить -вылитый черт)))Давай,не болей.Читай легкое чтиво и смотри старые комедии,ты еще молодая,держи хвост пистолетом
ГалКон   обратиться по имени Пятница, 25 Ноября 2022 г. 23:37 (ссылка)
Спасибо большое, Майя, за интересный и познавательный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
AGI09   обратиться по имени Понедельник, 28 Ноября 2022 г. 02:58 (ссылка)
Я почему-то всегда боялась смотреть фильм. Но даже и не предполагала о таких прототипах романа...
Майя, спасибо за статью. Еще раз убеждаюсь, что "все непросто так", что за этими шабашами стоят обычные развратные действия бывших рулевых... Булгаков очень четко это заметил и представил нам в такой форме.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Ноября 2022 г. 09:24ссылка
Спасибо,Галина Ивановна
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Ноября 2022 г. 10:08ссылка
AGI09, Майя_Пешкова, тоже не смотрела фильмы о Мастере и Маргарите кроме разве что танцевального- балета с Васильевым и Максимовой.
Но на эти новогодние праздники была объявлена премьера художественного фильма "Воланд" в кинотеатрах. Судя по прошедшей в мае рекламе, фильм снят очень ярко. Захотелось посмотреть. Но пока новых объявлений о его выходе нет.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку