-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233483


Я - ЧУВАШ!

Четверг, 24 Ноября 2022 г. 08:42 + в цитатник
Galyshenka все записи автора "Я русский человек. Как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дегестана, лакца по национальности, мне хочется сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин». В.В. Путин

Чувашский певец Типшем Сашук опубликовал на своей странице во "В Контакте" новую песню. Он поет о людях, у которых нет ни Родины, ни флага, так как они покинули страну в непростой момент. Им в противовес он ставит простых рабочих: трактористов, комбайнеров и шахтеров, которые в трудные минуты защищают Родину.





Ролик смонтирован из различных видео, на которых показаны люди, уезжающие из России. Также показаны кадры со спецоперации и проводов жителей Чувашии. Также певец упомянул граждан России, проводящих праздно и беззаботно свое время в тот момент, когда солдаты находятся в окопах.

2DmsobMdT9Y.jpg
Легендарный комдив Василий Чапаев - самый известный и популярный чуваш в российской истории.
Василий Чапаев был уроженцем Чебоксарского уезда Казанской губернии (в наши дни это территория города Чебоксары).
Кстати, интересный и малоизвестный факт - «Лет в 18 в течение двух лет был шарманщиком. Тогда у него была девушка Настя, плясунья и певунья, с которой он жил вплоть до самой солдатчины» (Дмитрий Фурманов записал в дневнике со слов Чапаева)
Веселый человек был, говорят и сам пел хорошо. Все поволжские города исходил со своей шарманкой.

bp.jpg
Фельдфебель Чапаев с женой Пелагеей Никаноровной. 1916г.

Представители этноса мало чем отличаются от жителей средней полосы России. Европеоидный тип внешности с чертами монголоидной расы и средний рост – этими словами можно описать обычного жителя Чебоксар - столицы Чувашии.

7-scaled.jpg
VTw6czzV39pbSRJpkasfeLWywbKWPS4aOUNAfKSw.jpg  .

В древнейших шумерских и хеттских письменных памятниках зафиксировано имя богини Шаваш (Шаваш, Шауш, Шавуш, Шавушка). Она богиня войны и защитница народа. В III - II тысячелетиях до нашей эры переднеазиатские народы жили в постоянных военных столкновениях, и Шаваш была очень почитаемой богиней в прачувашском -пантеоне, что свидетельствует о том, что эти племена все еще имели пережитки былой стадии матриархата. Имя Шаваш (Чаваш) впоследствии вполне могло остаться названием народа. Такова этимология (происхождение) слова «чуваш»: это - имя бога племен каменного века.
(Это лишь одна из многочисленных версий, но самая красивая.)

muzej.jpg
Чувашский национальный музей в Чебоксарах

78373018.jpg

150511144537.jpg

«Чувашское племя до сих пор является нераскрытой страницей истории», – в этих словах известного татарского писателя ХХ века Зарифа Башири схватывается вся суть сложного и даже загадочного происхождения чувашского народа. В чувашском языке и культуре сохранились слова из китайского, персидского, арабского, а также древнетюркских языков. Чувашский язык является членом тюркской языковой семьи и является единственным сохранившимся огуро-тюркским языком.

DSC09862_1600x1200.jpg
Музей Чувашской вышивки в Чебоесарах

37f1bb42-a89a-4bc1-8223-09d8f32e9f25.jpg

Считается, что тюркские предки чувашского народа пришли в Поволжье из центральной Сибири, где они жили в бассейне Иртыша (между Тянь-Шанем и Алтаем).
Вниз по Волге чуваши, древние булгары, населяли весь Казанский и Симбирский уезд. Сейчас, после принятия крещения, их осталось совсем немного, потому что многие, не желая креститься, перешли к башкирам и поселились в других уездах.
— В. Н. Татищев."История России". Часть I. Глава 22.

noroot.jpg

361.jpg

Большинство чувашей являются восточными православными христианами и принадлежат к Русской православной церкви (отсюда распространение русских имен и фамилий у чуваш). Другие сохранили приверженность к исламу, который распространился еще в эпоху Волжской Булгарии, но большинство из этих чувашей, вероятно, обратились в ислам в период Золотой Орды

chuvashskiy_narod_3.jpg

Национальным костюмом чувашей были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

hd_a29j53oqtey.jpg

DSC_6623-scaled.jpg

Наиболее выражены национальные особенности культуры и творчества чуваш в их вышивке, которой они очень гордятся.
У чувашей есть специфические чувашские узоры, используемые в вышивке, которая встречается в их традиционной одежде.
26 ноября в республике отмечается День чувашской вышивки

ZACEVA1-scaled.jpg

hd_img_4488.jpg

Muzey-tchuvashskoy-vyshivki.jpg

Muzey-tchuvashskoy-vyshivki-1.jpg

Правила жизни чувашского народа
efimova-irina.jpg

Родство более явственно проявляется на той земле, где человек родился и живет.
Каждая чувашская деревня ведёт свое начало от одной или нескольких семей. Семья из нескольких человек переселялась в то или иное место, и со временем, за 200–300 лет, образовывалось село или деревня. Односельчане воспринимались чувашами почти как родственники: Ялсем те ялпа пор (ё) наҫҫ.: пир. н те ялпа пор (ё) насч. «Всем селом живут сельчане, нам бы тоже жить со всем селом»22. Деревня как одна большая семья, где можно наблюдать однообразную речь, поведение, порядки, традиции, и каждая деревня по-своему уникальна.

За помощью, как известно, главным образом обращались к близким и родным, нередко к соседям, уже в последнюю очередь — к чужим людям. С кем работал, с тем чуваш отдыхал и веселился на праздниках. В молитвословии говорится: Кашни ҫул ҫакнашкал хурёнташ-вёрлёхпа: п. л. ш-тантёшпа . ҫсе ҫиме пар: ҫырлах!23 «Дай подобно этому каждый год с родственниками, со знакомыми пить-есть, помилуй!». Взаимопомощь, которую оказывали родственники, была необходима для продолжения жизнедеятельности рода.

caption.jpg

В пословицах ярко выражена ценность родственности. Например, Хурама хуппи хёй майёнах п. р. нет тесе хурёнташлё ҫынсем п. рне- п. ри пёрахмаҫҫ.: п. р-п. рне усё тёвасшён тёрёшаҫҫ. тесе калассине калаҫҫ «Говоря, что вязовая кора стягивается в свою же сторону, имеют в виду, что родные люди друг друга не бросают, друг другу стараются приносить пользу»; Улма хаклё виҫене хурсассён: тёван хаклё хисепе хурсассён25 «Яблоко в цене: если взвешивать: родственник в цене: если уважаем». Важнее всего, чтобы родственники жили в согласии. Об этом образно сказано: Тёван. пе тёван. т\р. пурённи чул х\мерен те т. рекл. рех «То, что родственники живут в согласии, крепче каменного забора».

MUZEI-DPI-2.jpg

Пробовал чуваш новый урожай или надевал новую одежду, всегда произносил особые слова. К примеру, Ҫ. н. ҫим. ҫ астивн. чухне калаҫҫ. % ҫ. н. хурҫё: кив ҫёвар: килес ҫул кунтан маларах6 «Перед тем как употребить новый продукт, говорят: новая сталь, старый рот, в следующем году раньше этого»
Перед тем как надеть новое платье, говорили: Ҫ. нни ҫ. т. лт. р: ҫан-ҫурём юлтёр «Новое пусть износится, а тело останется». Перед тем, как воспользоваться водой, также произносилась молитва. Для умилостивления духа воды в неё бросали монеты, крошки хлеба, травку или ещё что-либо.
Об этом же гласит пословица: Шыва укҫа ямасёр арман авёртмасть «Пока в воду не бросишь монету, мельница не будет молоть».

34768972.jpg

Во взаимоотношениях с людьми действовал тот же принцип: Ҫёкёр-тёвар хире-хир. ҫ «Хлеб и соль взаимны». Когда человеку оказывали услугу, помощь, он непременно отплачивал тем же. В благопожеланиях это ярко отражено: Паракана тавёрёр: пулёшакана тав тёвёр «Дающему возвращайте, помогающего благодарите». Если кому-либо помогли построить дом, то он тоже обязан был помочь в строительстве дома. Если в гости пришли с гостинцем, то хозяин также давал угощение напоследок. Иначе мог нарушиться природный баланс.

4ce1781e70a2e8b73.jpg

В основе традиционного мировоззрения лежит вера в добро и зло.
Усал ҫынпала ҫыхланиччен упапа кайса ҫыхлан «Чем со злым человеком связываться, лучше связывайся с медведем»; Усалтан тар: ырё патне пыр «От зла убегай, к добру подходи»; Усалён й. рне ан пус теҫҫ «Не наступай на линию зла» и т. д. Чуваш отличался предусмотрительностью, заранее остерегался. Зафиксированы у него почти все случаи жизни: что желательно и нежелательно. Для упорядочения повседневной жизни вводились разные обряды, ритуалы. Для того чтобы не столкнуться со злом, неукоснительно соблюдалась традиция, часто произносились молитвы: Усал-т. селе ан парах «Не отдай уж в руки нечистой силы»; Усалтан Турё сирт. «От зла Бог пусть отгородит».

scale_1200-1.webp






Неравнодушные жители деревни Селиванкино Чебоксарского района по вечерам собираются в сельском клубе. Они делают шерстяные носки для мобилизованных и поют чувашские песни.
А шерсть для носков им приносят жители деревни.


https://pg21.ru/news/83063
https://сувары.рф/ru/content/chuvashskiy-etnos-tra...raditsiyah-chuvashskogo-naroda
https://histrf.ru/read/articles/chuvashi-chast-1-povolzhskiie-potomki-attily
https://pg21.ru/news/83257
Рубрики:  По России/Слава русского оружия
По России/Люди России
По России/Культура народов России
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Майя_Пешкова   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2022 г. 08:49 (ссылка)
Спасибо,Галя.Очень своевременная тема и добрые,светлые посты.А у вас теперь какое направление тематики сообщества?
Ответить С цитатой В цитатник
Galyshenka   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2022 г. 14:45 (ссылка)
Майя_Пешкова, доброе утро, Майя. Какого-то общего направления нет. Кто во что горазд из авторов. Разные темы, но к сожалению темы зарубежной истории и архитектуры остаются неохваченными.
Я как могу немного делаю обзоры о зарубежных странах по теме их национальных флагов. Но к сожалению у меня сейчас есть проблемы со здоровьем, поэтому уже не могу появляться часто.
Ответить С цитатой В цитатник
Буала   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2022 г. 16:53 (ссылка)
Добрый вечер, Галина!
Благодарю за интересную публикацию, очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2022 г. 17:36 (ссылка)
Благодарю Галочка! Доброго вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку