-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция французский композитор храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237655


Путеводитель по русским, которых не было

Среда, 07 Июля 2021 г. 10:36 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора В этом году исполняется 80 лет подвигу 28 панфиловцев, увековеченному в бесконечных топонимах по всему СССР. О том, что историю 28 панфиловцев выдумал в 1941 году журналист «Красной звезды», стало известно уже в 1948 году, когда прокуратура СССР провела официальное расследование и установила, что в боях по Волоколамскому направлению в ноябре 1941 года принимали участие не 28, а 1534 военнослужащих. Выводы прокуратуры, однако, не помешали славе 28 панфиловцев, до сих пор выступающей одним из символов героизма советского народа
Вспомним других не существовавших героев русской истории и выясним их биографии.

Шесть настоящих историй о ненастоящих людях


Изобретатель велосипеда
Ефим Артамонов
1776–1815:

Биография Ефима Артамонова примечательна: родился в семье крепостного в районе Челябинска и в детстве помогал отцу в ремонте барж, в 14 лет отправился работать на Нижнетагильский завод и, чтобы навещать родных, проходил пешком по 85 км. Считается, что мысль об индивидуальном средстве перемещения зародилась у него именно во время этих походов. В какой момент план удалось реализовать, неизвестно, но в 1800 году в Екатеринбурге Артамонов был бит розгами за то, что «в день Ильи Пророка ездил на диковинном самокате», чем пугал лошадей, которые вставали на дыбы и «увечья прохожим чинили немалые». Диковинный самокат представлял собой два колеса и деревянное сиденье между ними, к переднему колесу были прикреплены педали, которые и приводили конструкцию в движение. В 1801 году Артамонов проехал на своем устройстве от Урала до Петербурга, и император пожаловал ему за изобретение 25 рублей и вольную. Изобретение получило распространение среди уральских рабочих, но управляющим заводов это не понравилось — велосипеды были уничтожены, а рабочие вместе с Артамоновым высечены. До конца жизни Артамонов работал на уральских заводах, успев изобрести еще насос для откачки воды на баржах и построить первый автомобиль с паровым двигателем.

История о русском мужике, который за 84 года до изобретения педального велосипеда построил его действующий прототип, стала известна в 1896 году: в книге «Исторический очерк уральских заводов» о нем упомянул экономист Василий Белов — без особых подробностей. Деталями жизнь Артамонова обросла уже в советские годы: на волне борьбы с низкопоклонством перед Западом его историю вспомнили и, публикуя в газетах, справочниках и книгах, стали постепенно дополнять. Так в его биографии появились бесконечные порки при царском режиме и новые изобретения, а сам велосипед из средства передвижения превратился в своего рода символ свободы, которую капиталисты-управляющие отняли у рабочих. В 1950 году статья об Артамонове была помещена в Большую советскую энциклопедию. Под сомнение существование Артамонова поставили уже в 1980-х, когда стали появляться статьи, в которых утверждалось, что в означенные годы ни человек по имени Ефим Артамонов с Урала, ни транспортное средство, похожее на велосипед, ни в каких источниках не упоминаются. Сейчас Артамонов и его велосипед считаются мистификацией, хотя по-прежнему неизвестно, был ли ее создателем Белов или его ввели в заблуждение.


Пионер воздухоплавания
Крякутной
XVIII век:

О Крякутном известно немного: родился где-то в Костромском уезде, служил подьячим у рязанского воеводы. Зато точно известен год, когда он совершил первый полет. В 1731 году он смастерил некий «фурвин», то есть огромный шар, «надул его поганым и вонючим», приделал под ним место для пассажира, уселся и поднялся в воздух. Полет продлился недолго: Крякутной поднялся выше березы, но порыв ветра ударил его о колокольню, он зацепился за веревку колокола и только благодаря этому выжил. Жители Рязани встретили эксперименты с шаром агрессивно: сначала Крякутного хотели живьем закопать в землю или сжечь, но потом решили просто выгнать из города. Крякутной ушел в Москву, и больше о его жизни ничего не известно.

Признания своих достижений Крякутной удостоился спустя 170 лет. В 1901 году в газете «Россия» его историю рассказал математик и историк воздухоплавания Александр Родных, ссылаясь на рукопись «О воздушном летании в России с 906 лета по Р.Х.», хранившуюся в собрании библиофила Якова Березина-Ширяева. Рукопись происходила из коллекции другого библиофила Александра Сулакадзева (1771–1829), известного своими мистификациями и фантазиями на историческую тему, вполне распространенными в период романтического увлечения историей. В 1962 году, однако, историк Дмитрий Лихачев доказал, что использованная Родных рукопись была результатом двойной фальсификации: изначально речь в ней шла о немце, но затем кто-то исправил фразу «немец крещеной Фурцель» на «нерехтец Крякутной фурвин», в результате чего и появился никому не известный русский изобретатель. Скорее всего, правку в текст внес сам Родных, мечтавший утвердить приоритет русских в воздухоплавании. «Рукопись эта,— писал он,— весьма важна для нашей матушки России, так как указывает, что первенство в деле изобретения воздушных шаров принадлежит России еще за 60 лет до появления во Франции монгольфьеров и шарльеров».

Борец за свободу братского народа
Алексей Гусев
? — 16 августа 1849:
гусев (331x318, 142Kb)
О ранних годах жизни Алексея Гусева нам ничего не известно, только о его службе в русской армии уже в чине капитана. Гусев служил в Минске, пользовался уважением офицерского состава и любовью солдат — он уважительно относился к младшим по званию и никогда не допускал насилия. В июне 1849 года его полк был направлен в Венгрию — подавлять восстание против австрийского императора. Гусева это возмутило: «Должны ли мы бороться с венграми только потому, что они враги Габсбургов? Ведь это совсем не повод проливать русскую кровь и подавлять стремление венгров к свободе». В течение нескольких недель он выступал перед солдатами и офицерами, призывая поднять бунт против похода в Венгрию. Вскоре об этой подрывной деятельности узнало начальство, Гусева и еще 15 офицеров, поддерживавших его, арестовали. Семерых из них, в том числе Гусева, военно-полевой суд приговорил к смертной казни, остальных разжаловали и отправили в Сибирь. Приговор был приведен в исполнение 16 августа 1849 года во дворе казармы, Гусева казнили последним.

Трагическая история русского офицера, пострадавшего за солидарность с другим народом, была описана в 1945 году в статье венгерского писателя Белы Иллеша, опубликованной в коммунистической газете «Новое слово». Иллеш утверждал, что источником сведений стали документы, обнаруженные им в 1930-х годах в минских архивах. История была подхвачена и перепечатана несколькими изданиями, но действительно популярной стала еще через несколько лет, когда власть в Венгрии монополизировали коммунисты и в стране началась подготовка к празднованию 100-летия революции. Алексей Гусев стал символом братской дружбы между венгерским и русским народами: Иллеш выпустил о нем книгу, его историю внесли в школьные учебники по истории, его именем назвали улицу в центральном районе Будапешта, а на одно из зданий повесили мемориальную табличку. Слава капитана росла, а проверить подлинность изложенных Иллешем фактов было невозможно: искомые архивы были уничтожены во время войны. То, что Иллеш Гусева выдумал, удалось доказать только в конце 1980-х, когда, изучив все возможные источники, ученые так и не обнаружили в русской армии середины XIX века никого с таким именем и такой судьбой. Было установлено, что несколько офицеров-поляков действительно перешли на сторону венгров в 1849 году, но Алексея Гусева среди них не было. В 1990 году улицу Гусева в Будапеште переименовали, мемориальную табличку сняли в 1995-м.

Звезда советского арт-брют
Фома Яремчук
1907–1986:
РїСЃРёС… (700x453, 638Kb)
Фома Яремчук родился в Сибири, окончил три класса сельской школы, до 29 лет жил в своей глухой деревне, в 1936 году был отправлен в лагерь — не то как кулак, не то за клевету на советскую власть. В 1947 году Яремчука прямо из лагеря перевели в психиатрическую больницу в Саратове. Там под наблюдением ведущих советских психиатров, включая советского специалиста по арт-терапии Михаила Кутанина, он начал рисовать, выражая на бумаге пережитый в лагере ужас. Рисовал на всем подряд, включая обрывки старых обоев. В 1963 году его состояние ухудшилось, его перевели в психоневрологический интернат, где он и умер в 1986 году.

В биографии Яремчука много пробелов и нестыковок, но очевидным свидетельством его существования были сами работы. Впервые о его творчестве заговорили в 2007 году, когда немецкая галеристка Сюзанна Цандер, специалист по арт-брют, привезла его рисунки в Кёльн на ярмарку Cologne Art Fair. Рисунки пользовались спросом, продавались в среднем по €1000 за штуку и были с интересом встречены критиками, разглядевшими в них аллегории столкновения человека с системой и ужас дегуманизации. В 2008 году Цандер выпустила альбом Яремчука с предисловием Катрин Лорх, искусствоведа и обозревателя Sueddeutsche Zeitung. Еще один альбом — с предисловием британского авторитетного специалиста — вышел в 2017 году. В этом же году жизнью и творчеством художника, пользовавшегося спросом в Европе, но совершенно неизвестного на родине, заинтересовались журналисты Юлия Вишневецкая и Михаил Яшнов. Они провели расследование и выяснили, что Фома Яремчук был мистификацией некоего Александра Гесса, который в 2006 году продал Цандер большую коробку с рисунками якобы пациента советской психбольницы. На самом деле рисунки сделал волгоградский художник Станислав Азаров, Гесс их выкупил, сочинил миф о Яремчуке и на всякий случай облил рисунки мочой — видимо, чтобы подтвердить подлинность их ужасного происхождения. Текст расследования был опубликован в 2019 году на «Медузе» (издание включено Минюстом в список иноагентов).

Забытый режиссер
Юрий Гадюкин
1932–1960:
реж (468x314, 72Kb)
Юрий Гадюкин родился в Ленинграде, пережил блокаду. В 1949 году устроился помощником режиссера на «Ленфильм» и сделал стремительную карьеру: уже в 1954 году на экраны вышел его первый фильм «Там, где бродят тракторы». Сценарий родился случайно — Гадюкин выпивал со сценаристом Евгением Помещиковым, в шутку они написали пародию на советское кино. Рассказ попал к директору «Ленфильма», пародии тот не заметил, зато увидел отличную заявку на фильм. В СССР «Там, где бродят тракторы» встретили тепло и фильм даже отправили на Бухарестский кинофестиваль. Западные критики увидели в картине сатиру на советскую действительность, и в СССР фильм запретили. Испугавшись последствий, Гадюкин бежал в Англию, где продолжил режиссерскую карьеру. В Лондоне он снял фильм «Ожидание...» по пьесе Беккета «В ожидании Годо», затем углубился в изучение зарождающейся в Англии «драматургии кухонной раковины» и снял в эстетике социального реализма фильм «Октябрьская свадьба». Следующий фильм «Могильный идол» должен был стать экспериментом в жанре полной импровизации, но довести его до конца не удалось: Гадюкин оказался деспотом и тираном, проект затянулся, и продюсеры прекратили финансирование, а через несколько дней тело режиссера нашли в Темзе с простреленной головой.

Насыщенная творческая биография забытого англо-советского режиссера стала достоянием общественности в августе 2009 года. Тогда в англоязычной Wikipedia появилась его страница с подробностями биографии, по всем правилам снабженная ссылками на источники. Активными из них, впрочем, были только ссылки на персональную страницу режиссера на IMDB и на сайт о творчестве Гадюкина. Почти четыре года статья никому не мешала и интриговала синефилов, которые нигде не могли найти фильмы Гадюкина. Но в 2013 году на нее наткнулся один из редакторов Wikipedia Ярослав Блантер, профессор Технического университета в Делфте. Он проверил источники, указанные в статье, и пришел к выводу, что Гадюкин был мистификацией. Статью удалили, а через два месяца стали известны ее авторы — начинающие кинематографисты режиссер Гэвин Бойтер и режиссер монтажа Гай Дакер. Они рассказали, как однажды напились в лондонском пабе и придумали персонажа: «смесь Андрея Тарковского с помешанным на контроле Стэнли Кубриком, архетипический режиссер, медленно впадающий в безумие. Псих и манипулятор». Друзья решили, что про него нужно снять мокьюментари, а для убедительности сначала решили создать в интернете доказательства существования Гадюкина. Так появились статья на Wikipedia и личный сайт режиссера, который якобы создал и поддерживал писатель из Кентукки, много лет работающий над книгой о потерянных фильмах. Еще Бойтер и Дакер попросили поддержать проект своего приятеля, ведущего популярного киноблога, и тот рассказал подписчикам, как провел ночь за просмотром фильмов Гадюкина. Фильм они так и не сняли, единственное, что от него осталось,— небольшое интервью Гадюкина, с которого он, разозлившись на журналиста, уходит, несколько афиш к фильмам и газета с заметкой о его гибели.

Таинственная поэтесса Серебряного века
Черубина де Габриак
? — ?:

Дата рождения Черубины де Габриак так и осталась невыясненной: сама она в 1909 году утверждала, что ей 18, следовательно, родиться она должна была в 1891 году; Максимилиан Волошин в биографической статьей заявлял, что родилась она в 1877-м. Про детство известно больше: Черубина родилась в богатой смешанной семье, мама была русской, папа — испанец. Мать умерла, когда Черубина была ребенком, и воспитание дочери полностью взял на себя отец — ревностный католик, строго следивший за нравственностью Черубины. Долгое время она воспитывалась в католическом монастыре, затем в доме отца под присмотром монаха-иезуита, и даже собиралась уйти в монастырь, но не ушла. В 1909 году де Габриак прислала в редакцию символистского журнала «Аполлон» цикл из 25 стихотворений, записанных на густо надушенных листах, переложенных засушенными цветами. Издатель журнала Сергей Маковский был потрясен качеством стихов и тут же их напечатал.

Лишь раз один, как папоротник, я
цвету огнем весенней, пьяной ночью...
Приди за мной к лесному средоточью,
в заклятый круг, приди, сорви меня.

Люби меня. Я всем тебе близка.
О, уступи моей любовной порче.
Я, как миндаль, смертельна и горька,
нежней чем смерть, обманчивей и горче.

Литературное сообщество тоже встретило нового поэта с восторгом и увидело в ней настоящего символиста. Поддерживая таинственный имидж, де Габриак никогда не появлялась на публике, но, например, рассказывала о себе Маковскому по телефону. В 1910 году «Аполлон» опубликовал еще 13 стихотворений де Габриак, после чего она перестала публиковаться и о дальнейшей ее жизни ничего не известно.

Таинственная поэтесса, возникшая из ниоткуда, не на шутку заинтриговала главных поэтов Серебряного века: все мечтали с ней познакомиться и пообщаться. Почти год все литературное сообщество только и говорило что о загадочной поэтессе и ее прекрасных стихах, пока наконец она не была разоблачена.
митр (375x386, 112Kb)

Черубиной де Габриак оказалась преподавательница русской словесности Елизавета Дмитриева, придумавшая это загадочное альтер эго вместе со своим другом — поэтом Максимилианом Волошиным. Узнало общество об этом довольно эффектно. Николай Гумилев был влюблен в Дмитриеву и даже сделал ей предложение, но она ответила отказом. Узнав от общего знакомого, что Черубина де Габриак была придумана Дмитриевой вместе с Волошиным, Гумилев заподозрил между ними связь и пришел в ярость. В приступе ревности он прилюдно бросил ей в лицо: «Вы распространяете ложь, будто я собирался жениться на вас. Вы были моей метреской. На таковых не женятся». Сцена потребовала объяснения, история с мистификацией стала публичной, а Волошин вызвал Гумилева на дуэль. Гумилев промахнулся, Волошин и вовсе сначала не сумел выстрелить, а затем тоже промахнулся. Считается, что это была последняя дуэль поэтов в русской культуре.

https://www.kommersant.ru/doc/4855513
Рубрики:  По России/Люди России
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 20 пользователям

Ratsevich_Svetlana   обратиться по имени Среда, 07 Июля 2021 г. 11:53 (ссылка)
Доброго вам дня! Спасибо за информацию!
Ответить С цитатой В цитатник
Galyshenka   обратиться по имени Среда, 07 Июля 2021 г. 12:12 (ссылка)
liudmila_leto, Люда, всё так. Но о Памфиловцах - это святое. Как же их не было? А кто же Москву отстоял ценой своей жизни? Были, и намного- намного больше. пусть парочка фамилий "официальных" героев оказалась неверной, но это же не отменяет подвиг и самого генерала Памфилова, и его дивизии, и других безымянных героев. Главное - Москву не сдали.
А если б не было их подвига, то и Москву бы сдали, и войну б проиграли. Журналистская неточность, допущенная в пылу сражения не может послужить отмене подвига памфиловцев. Спорна только цифра 28- и причем на увеличение.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Июля 2021 г. 16:35ссылка
Galyshenka, дорогая моя, никто и не отрицает.Они были, есть и будут символом героизма.
Galyshenka   обратиться по имени Среда, 07 Июля 2021 г. 12:17 (ссылка)
liudmila_leto,спасибо, много нового для меня. Да, и еще бы хотелось напомнить о моем любимом Козьме Пруткове. Его ж тоже не было (как бы). А изречения до сих пор живы и цитируемы.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Июля 2021 г. 16:41ссылка
Galyshenka, Галя, это само собой.Только ленивый не знает об этой мистификации.
Всего удивительнее, что в 2011 вышла биография Козьмы Пруткова из серии «Жизнь замечательных людей» — первая в серии книга, посвященная вымышленному человеку.
Буала   обратиться по имени Среда, 07 Июля 2021 г. 13:11 (ссылка)
Интересно! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
летчик_наблюдатель   обратиться по имени Среда, 07 Июля 2021 г. 23:29 (ссылка)
Мифы -обязательная составляющая публичной Истории.
Без них нет славного Отечества , которое ,как сказал древний грек Симонид из Кеоса, просто необходимо человеку для полного счастья.

Посему оставим учёным историкам точные факты и события, а сами будем счастливы жить славой предков и преумножать оную.

Статья увлекательная и требует изучения.
Автору - респект за интересное эссе.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 08 Июля 2021 г. 17:09ссылка
летчик_наблюдатель, публикация скорее для меня самой.Из всех приведенных историй знакома только с Елизаветой Дмитриевой-Черубиной де Габриак.Увлечена ее стихами уже лет 30...
Перейти к дневнику

Четверг, 08 Июля 2021 г. 21:19ссылка
Серебряный Век видимо был прощальным балом поэзии уходящей России.
душапоёт   обратиться по имени Четверг, 08 Июля 2021 г. 11:20 (ссылка)
История самая лживая часть науки. Можно переписывать историю, назначать героев неоднократно. И это делают те, кому это выгодно. Например поэта Шекспира не было в реальности. Шекспир был простым рабочим. Абсолютно нищий и неизвестный стихотворец решил прославиться. Сначала он присвоил фамилию Шекспир, нанял таких же нищих стихотворцев и заставил их писать поэмы. Это доказали сами литераторы, т.к. такое количество поэм и стихов не мог физически написать один человек. А в России была проблема одна: может и были левши, но они не регистрировали свои придумки, в других странах это существовало всегда. И поэтому считается, что создал велосипед немецкий профессор. Англичане его усовершенствовали.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 08 Июля 2021 г. 17:10ссылка
душапоёт, согласна.
А все-таки интересны всё это!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку