-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай арии из опер архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция французский композитор храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237532


Русская зима в Федоскинской лаковой миниатюре

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 00:40 + в цитатник
babeta-liza все записи автора

 

 

Я представлю вам краткую историю и технологию Федоскинской лаковой миниатюры -прекрасного образца народного промысла в России.

Мой рассказ будет иллюстрироваться   зимними пейзажами и сюжетными сценами , выполненными на   этих чудесных изделиях . 

Федоскинская миниатюра - не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий уникально и может украсить любую коллекцию. Они создавались на заказ для фонда президента РФ, королевы Елизаветы, принца Уильяма и других... Миниатюры хранятся в коллекциях по всему миру и представлены в музеях разных стран.

Этот промысел сложился в конце XVIII в. Искусство возникло из-за популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона ( то есть из папье-маше). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами.

Есть в России небольшой поселок, где вот уже больше двухсот лет традиционно занимаются росписью. В 20-и километрах от Москвы, в небольшом, уютном селе Федоскино, располагается исторический центр лаковой миниатюры, основанный купцом Петром Коробовым в 1795 году. 

 На изделия, в т.ч. шкатулки Федоскино, дается столетняя гарантия. Они не подвержены коррозии в результате действия воды и грибков. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер Министру Великобритании.

Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи, в 30 км от Москвы. Очень живописное место, особенно летом. Красивый изгиб реки. Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний, и по каким-то меркам даже молодой – всего то около 200 лет. Федоскино вообще знают мало, в отличие от Палеха. Но их и сравнивать в принципе нельзя, это как сопоставить цветок вишни и цветок яблони. Вроде как бы одно и тоже, но какие разные!

Федоскино – школа, которая имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру. Шкатулка Федоскино – изделие из папье-маше, расписанное масляными красками с использованием сусального золота и перламутра, покрытое несколькими слоями лака.

Федоскинская миниатюра — это реалистическая живопись. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, «как живые», в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется «воздух».

Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческая свадьба и лаковые козырьки для фуражек. Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего «голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии.

Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной, размоченной и спрессованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду.

Об успешном человеке в то время говорили: "И сыт, и пьян и нос в табаке". Ну а чтобы любителям и любительницам этого зелья было особливо приятно не только табак нюхать, но и в руках затейливую вещицу повертеть, решил Коробов для красоты на табакерки картинки наклеивать.

Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких кадров со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству. Ну и научили... Да так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия и ещё массу всего заманчивого и полезного в быту и хозяйстве. Но – художников ещё не было. Картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились только в 1814г., в аккурат после наполеоновской авантюры. Из Москвы их пригласил зять Коробова купец Лукутин.

Между делом у Коробова подрастала дочка Катерина, и на юную красавицу и положил глаз купец – Пётр Лукутин. Справили свадьбу. Так вот и породнился купец Коробов с купцом Лукутиным. Жених оказался шустрый, не даром был купцом не второй, как Коробов, а первой гильдии. Потому потенциал фабрики тестя оценил быстро, сразу перенёс мануфактуру на противоположный берег речки Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев.

 А потом федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо, герб Российской империи – двуглавого орла, – но! – только после того, как салонный стиль росписи поменялся на народные сюжеты. Так Федоскино стало поставщиком Императорского двора. А это означало почёт и уважение, и качество, соответствующее требовало. Ну а дальше начали подключаться к фамильному производству сыновья и внуки. Но каждый по-своему.

Сын Лукутина Александр что называется "горел" на производстве. Самолично делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде.

В результате такого "управления" в 1904г. фабрика закрылась, а мастера пошли наниматься в Жостово (кто не знает – промысел по производству расписных подносов). Правда потом многие возвратились и создали артель, которая и помогла сохранить традиции.

 В начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая "производила искусство" на конвейерной основе. А в трудное военное время коллекцию образцов 18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе.

Кстати. Очень интересный факт: в те военные годы Сталин подписал указ, по которому мужчин-художников во время войны не брали на фронт, а оставляли на фабрике; а по другому указу – вернули всех мастеров из Федоскино, работающих на других местах обратно в Федоскино. В 70-е годы государство еще раз взволновалось о судьбе промысла, и в Федоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы.

Процесс изготовления Федоскинской миниатюры

Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого – чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри – красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!!

В основе Федоскинской лаковой миниатюры лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике работали старые мастера классической живописи – Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс... Эта техника позволяет создавать наиболее реалистические, живые изображения.

Процесс изготовления лаковой миниатюры включает в себя несколько этапов:

Грунтовка

Грунт – это алюминиевый порошок, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.На грунт с помощью кальки переводится силуэт рисунка.

Замалёвок

Накладывают первым слой живописи. Называется "замалёвок". В нем следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет.

Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию. При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газовая" – вообще не сохнут.

Перемалёвок

Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова сушим. И снова покрываем лаком

Бликовка

Последний слой – "бликовка". Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали.Затем сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоев.

Готовая шкатулка

На корпусе тоже надо красоту навести. Тоненьким стальным перышком рисуем орнамент, подписываем имя художника и дату изготовленияКорпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоев) и отполировать. Полируют обычно той же масляной краской "окисью хрома" на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Сложные узлы доводятся вручную. Шкатулка готова.

Я привела подробную технику изготовления и росписи шкатулки для того, что бы было понятно насколько трудоемкий этот процесс.

Техника Федоскинской миниатюры

Федоскинские миниатюристы используют две разновидности миниатюрной живописи: "письмо по-плотному" и "письмо по-сквозному"Традиционной федоскинском миниатюре присуще органическое сочетание приемов письма по-плотному и по-сквозному, это дает необычайный декоративный эффект.

Подробности этих техник я приводить не буду, кого заинтересует, можно почитать по ссылкам.

Федоскинская миниатюра иногда дополняется золотым орнаментом преимущественно растительного характера. Орнамент пишется лаком с подмешанными в него белилами (так называемая гульфарба) по матовой поверхности коробки. На выдержанную до отлипа гульфарбу накладывается сусальное золото. 

Наряду с миниатюрной живописью и золотым орнаментом в Федоскине были разработаны приемы оригинальной декорировки изделий: скань (узор из мелких чеканных металлических элементов), цировка (узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей), роспись под черепашку, под ясень, рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими тканями), имитация малахита, красного дерева и др.

Завершающие стадии производства изделий из папье-маше

От художников-миниатюристов изделия попадают в руки профессиональных лакировщиков и полировщиков. Вещи покрываются тремя слоями светлого масляного лака с обязательной просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуются зернистой пемзой и бруском и полируются: сначала трепелом {порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом. Остается последняя, чисто формальная операция: шарнировщик окончательно вставляет в петли ось шарнира – металлический прутик, скрепляющий крышку с корпусом изделия. Вещь закончена. Она начинает жить как самостоятельное, оригинальное художественное произведение, созданное руками многих мастеров.

Федоскинская лаковая миниатюра – это не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий уникально и может стать семейной реликвией, украсить любую частную коллекцию или художественный салон

Источник:

http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/fedoskino/fedoskino.htm

https://ru.russianarts.online/crafts/2725

https://fishki.net/2449190

http://новости-мира.ru-an.info/новости

http://ucrazy.ru/interesting/1447312834

Серия сообщений "Миниатюра":
Часть 1 - Лица Средневековья.
Часть 2 - Книжная миниатюра, сборник
...
Часть 13 - А.Х. Ритт. Портрет великой княгини Анны Федоровны
Часть 14 - Альбер Декари - выдающийся гравер почтовых миниатюр Франции. Часть 1
Часть 15 - Русская зима в Федоскинской лаковой миниатюре
Часть 16 - Юрий Богатырев. Памяти артиста и художника.
Часть 17 - Russian Beauty by Sergey Solomko
Часть 18 - СКРЫТЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА ОБРЕЗАХ СТАРИННЫХ КНИГ
Часть 19 - Цветы в сердце babeta-liza
Часть 20 - Сказки Пушкина

Рубрики:  искусство/Прикладное искусство
Метки:  

Процитировано 14 раз
Понравилось: 24 пользователям

Лулу_Прада   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 01:13 (ссылка)
Боже! Какая добрая красота!
Глаза радуются - сколько же еще радости на земле , и чудесного.
Лиз, спасибо за тему (разбираюсь только в технике под черепашку)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 01:16ссылка
Привет Лу! Рада видеть тебя! Ты молодец, разбираешься в техниках! Чудесного предновогоднего настроения, радости и прекрасных волшебных мгновений !!поцелуй!
izogradinka   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 07:17 (ссылка)
Позитивная красота!
Хочется каждую рассматривать.
Федоскинская миниатюра - маленькие шедевры!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 14:49ссылка
Согласна Из, что это удивительное искусство! Прекрасные работу талантливых мастеров!
Чудесного настроения дорогая!
mng52   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 08:33 (ссылка)
красота
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 14:52ссылка
Благодарю! Чудесного зимнего дня!
Ratsevich_Svetlana   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 11:21 (ссылка)
Спасибо, спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 14:57ссылка
Пожалуйста! Очень приятно, что вам понравились эти чудесные работы! Прекрасного дня!
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 12:09 (ссылка)
Какая красота!!! Помню в детстве и в молодости в магазинах были шкатулки такие. Мы с сестрой все любовались ими. Были они для нас тогда очень дорогие. А потом они исчезли. Я и забыла про них. Спасибо, Лиза, за такую красоту. Беру себе, буду смотреть с удовольствием.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 14:55ссылка
На радость Нинель! Мне очень приятно, что вам пришлись по душе эти прекрасные работы! Благодарю за интерес и цитирование! Чудесного предпраздничного настроения!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 15:10ссылка
babeta-liza, спасибо, и Вас тоже с Наступающим!
Mjja   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 13:20 (ссылка)
.
0_1d4a77_7da55262_orig (433x260, 192Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 14:57ссылка
Пожалуйста! Чудесного настроения и прекрасного отдыха!
Минор   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 20:35 (ссылка)
Чудесный пост !Очень красивые изделия,кропотливый труд мастеров!Спасибо,процитировала!С наступающим Новым годом!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 22:05ссылка
Благодарю за интерес и цитирование! Чудесной красивой зимы!
летчик_наблюдатель   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 22:18 (ссылка)
Какая прелесть эти миниатюры!
С детства из иллюстраций журнала "Огонёк", конфеточных обёрток и открыток сказочная магия этого вррде бы простого Искусства стойко осталась в памяти и сознании. Ибо это -Россия, Родина!

Спасибо Автору за прекрасный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 22:22ссылка
Благодарю! Приятно, что понравились эти прекрасные работы удивительных мастеров!
Чудесной волшебной зимы!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 22:23ссылка
Взаимно! Всем нам прекрасной зимы. И конечно же вечной Весны!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 22:25ссылка
Благодарю!
Galyshenka   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 23:22 (ссылка)
babeta-liza, какое теплое, изящное искусство, и очень национальное. Спасибо, Лиза. Пожалела, что не имею федоскинскую миниатюру.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 23:35ссылка
Пожалуйста Галя!А у моей подруги муж на подработке расписывал брошки и шкатулки, даже дарил брошку.
Доброй ночи Галя!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 23:37ссылка
babeta-liza, у нас в Казани нет этого искусства, и даже сувениров с федоскинской миниатюрой не продают. Вот гжель и хохлома есть и много.
Доброй ночи, Лиза!
Чингиз   обратиться по имени Суббота, 25 Мая 2019 г. 17:50 (ссылка)
Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Мая 2019 г. 19:45ссылка
Пожалуйста! Приятно, что понравилось! Доброго вечера!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку