Лица Средневековья. |
Когда много думаешь о далеком прошлом, тогдашние люди становятся близки и понятны.
И кажется, нет никакой разницы между ими и нами.
Но это не так: они жили совсем в другом мире.
И дело даже не в том,что чудеса там случались постоянно, что где-то недалеко по их мнению жили драконы, эльфы и русалки, а Святые являлись любому сапожнику.
Все знали, что Бог был рядом, все видел, и его помощь была необходима.
Фрагмент миниатюры из французского Часослова. Париж, 1470 г.
Главное отличие между теми людьми и теперяшними - это восприятие самой жизни.
Немало в Средневековье было тяжёлого, темного, бесчеловечного.
Но всё равно, в те нелёгкие времена, где имели место войны, голод, болезни и прочие "радости", люди УМЕЛИ И МОГЛИ видеть, чувствовать и радоваться.
Они творили, они ваяли, они строили, они замечали и любовались тем, что человек современный даже не заметит. Про интуицию людей Средневековья можно и не говорить, это и так понятно.
Миниатюра,показывающая строительство. Франция, 15 в.
Они не могли постоянно думать только о смерти и загробном царстве.
Земля их кормила и поила.
С землей, прежде всего, были связаны их горести и радости, надежды и разочарования. Они любили, трудились, воевали, веселились и оплакивали умерших.
Престарелая дама даёт наставления молодой. Миниатюра из Романа о розе.
Глаза...Глаза людей, изображённых на средневековых картинах и миниатюрах такие, глядя в которые любой ощущает себя наивным по сравнению с их обладателями, которые, конечно, всё знают, всё понимают, многое хранят в замках своей памяти.
Глаза тех людей выдают вкус столетий, сотен пиров, турниров, разлук, встреч, радостей, печалей, смертей.
*** Давайте же посмотрим на их лица...
Фрески Джотто (итал. Giotto di Bondone) (ок. 1267—1337).
Св. Франциск. Фреска Гвидо ди Пьетро, известного как Беато Анджелико, 1438 - 1446 гг. Италия, Тоскана, Флоренция, монастырь Сен-Марко.
Супружеская пара. Мужчина серьёзен,он перебирает чётки, взгляд устремлён поверх головы жены. Судя по взгляду, он далеко отсюда.
Ну а женщина остаётся женщиной в любом возрасте, она сдержанна и мудра, в её руке цветок (Dirck Borre van Amerongen and his wife Maria van Snellenberg 1504 The painter is called Master of the Amsterdam Death of the Virgin)
На столе рассыпаны монеты, человек пересчитывает их и записывает данные в книгу. Да и по гнусному выражению лица одного из мужчин видно, что это ростовщики. (Marinus van Reymerswaele 1490 - 1567 Флоренция музей Stibbert)
Мужчина читает письмо. Письмо конечно же важное.
Смотрите как он внимательно вглядывается в текст (Dirck Borre van Amerongen and his wife Maria van Snellenberg 1504 г The painter is called Master of the Amsterdam Death of the Virgin)
Два портрета молодых людей. Первый, что постарше, имеет взгляд человека, уже успевшего многое повидать.
В глазах второго, что помоложе, присутствует некая наивность,у него всё впереди, и хорошее, и не очень...
Пускай их обоих не оставит удача. (Худож. Джованни Беллини) 1480 г. Музей Берлина)
Разговор. Женщина стоит в дверном проёме.
По всей видимости, что-то сказанное мужчиной ввело её в пучину раздумий.
(фрагмент средневековой живописи. Мастер Alkmaar, около 1500 г.)
Лицо зрелого мужчины. Твёрдый взгляд человека, прошедшего военную службу.
Это портрет Бодуэна де Ланнуа, сеньора Molembais( 1388-1474 гг) .
Он был государственным деятелем Фландрии и одним из рыцарей-основателей Ордена Золотого Руна.(Художник Ян ван Эйк)
Двойной портрет в оконной раме 1440-44 гг.(Фра Филиппо Липпи. Картина находится в Нью-Йорке, Музей Метрополитен.)
Три столетия разделяют священнослужителей, показанных на этих изображениях.
Но и выражения лиц, и взгляды обоих очень схожи. Мудрое спокойствие, ясная одухотворенность...
1.) Миниатюра из Библии(Worms Bible).Германия, 12 век
2.) Францисканский монах на картине Гуго ван дер Гуса,1430-1482 гг)
Понятно, что тут показана Святая.
Но откуда черпали вдохновение художники и миниатюристы Средневековья?
Да, примерами служили обычные, реальные люди.
Очень красивая женщина. Впечатляет мягкость её выражения лица, погруженного в раздумие. Ну а глаза добрые, мудрые, заглянул в такие - и забыл обо всех своих бедах и горестях.
Очень милая дама. Фрагмент картины Ганса Мемлинга.Триптих Донне.(ок.1475) (Лондон, Нац. галерея)
Отец Франческо Сассетти и его отпрыск Теодоро.1421-1490 (художник Доменико Гирландайо)
Похоже, что малец задал вопрос отцу и ждёт ответа.
Позади их красивый пейзаж, видны даже корабли, стоящие у пристани.
Молодой человек в молитве(Художник Ганс Мемлинг). Лондонская национальная галерея.
По тем временам людей часто изображали со сложенными в молитве руками, подчёркивая этим благочестие персонажа.
А раз благочестив и набожен, то и помыслы этого человека чисты, зачит ему можно доверять.
Вот такая цепочка получается.
Лицо этого мужчины вызывает у меня антипатию.
Ну бывает так, смотришь на кого-то и сразу возникает неприязнь.
Он из знатнейшего и влиятельного семейства Нидерландов.
Портрет Филиппа де Круа (Rogier van der Weijden, 1399 - 1464). Картина из музея изобразительных искусств Антверпена.
Портрет придворного шута Гонеллы, ок. 1422.,(художник Жан Фуке)
Я-шут, и как приятна роль всевидящего ока в маске идиота...
Ага, сразу видно, что этот человек знает намного больше, чем все думают.
Его знают многие.
Эразм Роттердамский - крупнейший нидерландский учёный, исследователь и гуманист, написавший знаменитый труд "Похвала глупости" (который можно растащить на цитаты)
Вот одно из моих любимых его высказываний: "Всех счастливее тот, кто всех безумнее."
Сто пудов - верно! /проверено самим автором/
(Quinten Massys 1465-1530.
Portrait of Desiderius Erasmus 1467-1536.Detail.Museum het Catharijneconvent, Utrecht)
авайте же теперь восславим знаменитых людей и отцов, давших нам начало.
Среди них есть те, кто оставили после себя имя, чтобы все воздавали им хвалу.
А есть и такие, от которых не осталось никакой памяти, которые исчезли, словно никогда их и не было, словно они никогда не появлялись на свет, а вслед за ними — их дети.
Но это были милосердные люди, чья доброта не забыта.
(Екклесиаст, XLIV)
Картины:
http://www.art-pics.ru/?hud=Dzhotto%20di%20Bondone&start=18
Серия сообщений "Миниатюра":
Часть 1 - Лица Средневековья.
Часть 2 - Книжная миниатюра, сборник
Часть 3 - Улиткам бой!
...
Часть 18 - СКРЫТЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА ОБРЕЗАХ СТАРИННЫХ КНИГ
Часть 19 - Цветы в сердце babeta-liza
Часть 20 - Сказки Пушкина
Рубрики: | история/Средневековье Литература/Книжные иллюстрации |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |