-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Camelot_Club

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.01.2014
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 202909



–усское барокко:Ѕольшой ≈катерининский дворец.„асть 2.янтарна€ комната

—реда, 21 »юн€ 2017 г. 09:35 + в цитатник
ћай€_ѕешкова все записи автора

часть 1.»стори€ дворца

ѕодлинна€ янтарна€ комната на фотографии 1931 года

»з ѕортретного зала можно пройти в янтарную комнату — жемчужину ≈катерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

¬озникновение янтарной комнаты ове€но легендами и мифами. ≈е замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору ј. Ўлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее дл€ Ћитценбурга — пригородной резиденции прусской королевы —офии-Ўарлотты. Ќекоторые авторы утверждали, что €нтарные панели так и не были установлены в Ѕерлине и перешли в качестве подарка к российскому императору ѕетру I неполными, так что собрать их в —анкт-ѕетербурге сразу не удалось. ¬новь обнаруженные документы позвол€ют пролить свет на историю создани€ этого уникального произведени€ искусства.

 

 урфюрсты Ѕранденбургские, владевшие ѕруссией — европейским центром €нтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Ѕалтийского мор€, как издавна именовали €нтарь, в качестве материала дл€ драгоценных дипломатических подарков другим кн€зь€м. Ёто дало толчок к стремительному развитию искусства обработки €нтар€, одной из вершин которого и стала янтарна€ комната. ѕериод ее создани€ совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

 урфюрст ‘ридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король ѕруссии ‘ридрих I, сразу после вступлени€ на престол вз€лс€ за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий.

—офи€ Ўарлотта √анноверска€

≈го супруга, королева —офи€-Ўарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Ћитценбурга, построенного в 1695–1699 годах ».-ј. Ќерингом и ћ. √рюнбергом. ѕо замыслу хоз€йки, он должен был превратитьс€ в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. ¬ декабре 1701 года проект, представленный архитектором ».-‘. Ёозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

‘ридрих I — курфюрст Ѕранденбурга под именем ‘ридрих III с 1688 года, первый король ѕруссии c 1701 года, представитель династии √огенцоллернов.

—егодн€ известно, что именно Ёозандер €вл€етс€ автором проекта оформлени€ янтарного кабинета, долгое врем€ считавшегос€ созданием Ўлютера. ƒва любимых дворца прусского корол€, с которыми св€зана судьба янтарной комнаты, — Ћитценбург (с 1709 — Ўарлоттенбург) и ќраниенбург — стали с 1707 года, после ухода Ўлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой де€тельности Ёозандера.

ѕервоначально комната с €нтарными панел€ми предназначалась дл€ дворца Ћитценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации ‘ридриха I в  енигсберг — столицу €нтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие €нтарные рамы.

¬озможно, замысел родилс€ у самой —офии-Ўарлотты, отличавшейс€ широкими познани€ми, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. ѕроект янтарного кабинета наверн€ка должен был исполнить ее любимый зодчий Ёозандер, который руководил всеми работами по расширению Ћитценбургского дворца.

Ћитценбургский дворец(теперь Ўарлоттенбург)

ƒл€ реализации амбициозной идеи в сент€бре 1701 года был приглашен из  опенгагена резчик по €нтарю и слоновой кости √. ¬ольфрам. ќднако летом 1706 года между ним и Ёозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, ¬ольфрам работал слишком медленно и не придерживалс€ утвержденного проекта. ƒатчанина сменили мастера из ƒанцига (нынешний √даньск) Ё. Ўахт и √. “урау, приступившие к работе над €нтарными панел€ми в 1707 году и в течение шести лет трудившиес€ над уникальной отделкой.

¬ 1709 году, когда —офи€-Ўарлотта скончалась, янтарна€ комната еще не была завершена, однако ‘ридрих I остановил работы и прин€л решение украсить €нтарными панел€ми галерею в другом дворце — ќраниенбурге. —уд€ по всему, король прекратил строительство в Ћитценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги.

—тены зала, предназначавшегос€ дл€ €нтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном;  расную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодн€. »менно с тех пор в пам€ть о —офии-Ўарлотте Ћитценбург стал называтьс€ Ўарлоттенбургом.

“ем временем король поручил Ёозандеру расширение дворца в ќраниенбурге с устройством янтарной галереи, превосход€щей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). »нвентарна€ опись ќраниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведени€ о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследовател€ми рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаютс€ многие элементы будущей янтарной комнаты. ќднако, несмотр€ на продолжавшиес€ работы, галере€ не была завершена до смерти ‘ридриха I (1713), и в ќраниенбурге €нтарные панели также не были установлены.

≈ще при жизни ‘ридриха I готовые панели дл€ янтарной галереи осмотрел во врем€ одного из своих визитов в Ѕерлин (в 1712 или 1713 году) ѕетр I. –оссийский император не скрывал своего восхищени€ и желани€ иметь подобное уникальное творение у себ€ на родине.

Ќаследник первого прусского корол€ ‘ридрих-¬ильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогосто€щие работы во дворцах отца. ќднако восхищение гостей, видевших €нтарные панели, побудило его после вступлени€ на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Ѕерлинского королевского замка. “аков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывани€ €нтарного чуда в Ѕерлине до отправки в —анкт-ѕетербург. Ќи в Ўарлоттенбурге, ни в ќраниенбурге панели не были установлены, хот€ в каждом из дворцов дл€ них было отведено специальное помещение.

‘ридрих ¬ильгельм I  — король ѕруссии, курфюрст Ѕранденбурга c 1713 года, из династии √огенцоллернов. »звестен как «король-солдат» ќтец ‘ридриха ¬еликого.

‘ридрих ¬ильгельм I преподнЄс кабинет ѕетру I в дар. ѕЄтр оценил подарок: « ороль подарил мен€ изр€дным презентом €хтою, котора€ в ѕотсдаме зело убранна€, и кабинетом янтарным, о чЄм давно желали» — писал он жене ≈катерине. янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожност€ми переправили в —анкт-ѕетербург в 1717 году.


 

ѕри встрече ѕетра I с ‘ридрихом-¬ильгельмом I в но€бре 1716 года в св€зи с заключением союза между –оссией и ѕруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и янтарный кабинет. ѕетр I писал тогда императрице ≈катерине: « (ороль) подарил мен€ изр€дным презентом €хтою, котора€ в ѕотсдаме зело убранна€, и кабинетом янтарным, о чем давно желали». „ерез два года русский император послал ‘ридриху-¬ильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

—огласно сохранившейс€ описи, разобранный янтарный кабинет был доставлен в —анкт-ѕетербург через ћемель и –игу в 18 больших и малых €щиках, содержавших нар€ду с готовыми панел€ми большое количество ранее не использовавшихс€ фрагментов.   документам прилагались наставлени€ по поводу того, каким образом следовало распаковать €нтарные украшени€ перед монтажом.

2 июл€ 1717 года ј. ƒ. ћеншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Ћетнем дворце и сообщил царю об их состо€нии: « абинет €нтарный ¬ашему величеству от корол€ прусского подаренный € пересматривал и поставлен в €щиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираютс€ гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Ќекоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хот€ б иных и не было, то можно вновь ставить. »стинно сказать, что сама€ диковина, которой на свете подобной не видал».

ѕоскольку нет свидетельств о том, где ѕетр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположени€ об их использовании в «имнем дворце беспочвенны. ƒокументально подтверждено, что его дочь, императрица ≈лизавета ѕетровна, вскоре после вступлени€ на престол нашла применение драгоценному подарку из Ѕерлина в строившейс€ дл€ нее новой зимней резиденции — “ретьем «имнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить €нтарный убор.

ƒл€ починки и исправлени€ €нтарных деталей пригласили италь€нского мастера ј. ћартелли. ќднако готовых элементов дл€ украшени€ нового интерьера не хватало, поэтому архитектор ‘.-Ѕ. –астрелли решил поставить в нем зеркальные пил€стры и расписать «под €нтарь» дополнительные панно. ¬ 1745 году ‘ридрих II подарил ≈лизавете ѕетровне еще одну €нтарную раму, исполненную по проекту ј. –ейха, в декоре которой использованы аллегории, прославл€вшие русскую императрицу.

—обранна€ в 1746 году янтарна€ комната стала служить дл€ официальных приемов, хот€ по мере реконструкции «имнего дворца ее не раз переносили с места на место.

¬ июле 1755 года ≈лизавета ѕетровна приказала –астрелли создать новую янтарную комнату в Ѕольшом ÷арскосельском дворце. Ќачальнику канцел€рии »мператорского кабинета ¬. ‘ермору поручили бережно разобрать панели в «имнем дворце и уложить их в €щики. »з ÷арского —ела была прислана специальна€ команда, котора€ вручную перенесла €щики из столицы в загородную резиденцию. “ак началась нова€, почти двухсотлетн€€ эпоха славы «восьмого чуда света» в –оссии — на своей второй родине.



ќтведенный дл€ янтарной комнаты зал Ѕольшого ÷арскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. –астрелли разместил панели симметрично, в среднем €русе трех стен, разделив их пил€страми с зеркалами и украсив комнату дерев€нной золоченой резьбой. ƒл€ установки панно на стены вновь пригласили мастера ћартелли. “ам, где €нтар€ не хватало, фрагменты стен были зат€нуты холстом и расписаны «под €нтарь» художником ». ». Ѕельским.

”читыва€ хрупкость материала, дл€ комнаты был выделен специальный смотритель, который посто€нно выполн€л небольшие реставрационные работы. ¬ 1758 году на эту должность был приглашен из ѕруссии ‘. –оггенбук, возглавивший работы по созданию новых €нтарных изделий в мастерской ÷арского —ела.

¬ 1763 году императрица ≈катерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении €нтарных панелей дл€ нижнего €руса стен. ¬месте с –оггенбуком к работе приступили его сын »оганн, а также ранее приглашенные в –оссию  . и √. ‘риде, ». ¬ельпендорф и их русские ученики. ¬ это врем€ было изготовлено восемь плоских щитов нижнего €руса с наборным рисунком, восемь филенок под пил€стры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. Ќа эти панели за четыре года ушло 450 килограммов €нтар€, и к 1770 году создание янтарной комнаты было завершено.  омната приобрела свой окончательный вид.



янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три €руса. ÷ентральный (средний) €рус составили восемь больших вертикальных панно. ¬ четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во ‘лоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам ƒ. ƒзокки и изображавшие аллегории п€ти чувств: «рение, ¬кус, —лух, ќс€зание и ќбон€ние. ¬ промежутках расположили высокие зеркальные пил€стры. ѕр€моугольные €нтарные панно были помещены в нижнем €русе комнаты. ¬ северо-восточном  углу поставили маленький €нтарный столик на из€щно изогнутой ножке.

ƒополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. «десь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в ≈вропе собраний €нтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.



ѕоскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозн€ки разрушали €нтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставраци€ янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. ѕозднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором ».  рестовским. Ќа 1941 год была намечена серьезна€ реставраци€ пам€тника.

—охранившиес€ подлинные фрагменты янтарной комнаты (собрание Ёрмитажа):


Ћарец. ƒанциг.  онец 18 века. янтарь, металл, фольга; резьба. √осударственный Ёрмитаж. Ѕыл подарен ‘ридрихом ¬ильгельмом I ѕетру ¬еликому во врем€ его пребывани€ в Ѕерлине в 1716 году.

«еркало.  енингсберг. 1700-1705. √осударственный Ёрмитаж. ¬месте с янтарной комнатой было подарено ‘ридрихом ¬ильгельмом I ѕетру ¬еликому во врем€ его пребывани€ в Ѕерлине в 1716 году.

ћозаична€ картина «ќс€зание и ќбон€ние». »тали€, 1751. ¬ходило в цикл мозаик, подаренных ≈лизавете ѕетровне императрицей ћарией “ерезией

 

Ѕольша€ €нтарна€ рама с флорентийской мозаикой "¬кус". ќќќ "÷арскосельска€ €нтарна€ мастерска€", —ѕб, 2008. ѕовторение утраченной мозаики из янтарной комнаты.

»счезновение янтарной комнаты


¬ первые дни ¬еликой ќтечественной войны в ≈катерининском дворце началась эвакуаци€ музейных ценностей; из-за хрупкости €нтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли дерев€нными щитами.

 огда в город ѕушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды « унсткомиссион», котора€ занималась вывозом художественных ценностей, €нтарные панно были сн€ты и отправлены в  енигсберг. ¬ дарственной книге  енигсбергского музе€ под є 200 сохранилась запись о том, что янтарна€ комната подарена музею √ерманским государственным управлением дворцов и садов.

ѕохищенные €нтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов  енигсбергского замка, где находилс€ музей €нтар€. ≈го директор ј. –оде в 1944 году писал, что янтарна€ комната, вернувшись на свою родину, €вл€етс€ лучшим украшением  енигсберга. Ёто было последнее место, где демонстрировалась уникальна€ отделка. ¬ 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в €щики и вывезены в неизвестном направлении. — этого времени следы янтарной комнаты тер€ютс€. ≈е поиски пока не дали результатов.

¬ начале ¬еликой ќтечественной войны музейные ценности из ≈катерининского дворца были вывезены в Ќовосибирск. янтарную комнату решили не трогать из-за еЄ хрупкости, произвели еЄ консервацию на месте (это по официальной версии, ведь впоследствии немцы демонтировали панно всего за двое суток). ѕанно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой, чтобы защитить от взрывной волны. «ахватив и ограбив ≈катерининский дворец, немцы похитили и янтарную комнату.

 

— 1942 года по весну 1944 года панно янтарной комнаты были смонтированы в одном из залов  оролевского замка  Єнигсберга, который по размерам был существенно меньше, чем зал в ÷арскосельском дворце. “аким образом, с тех пор кака€-то часть €нтарных панно стала хранитьс€ отдельно.

 

¬ августе 1944 года в результате массированного налета английской авиации здесь случилс€ пожар, но считаетс€, что панели при этом почти не пострадали, €нтарные панно упаковали в €щики и сложили (по свидетельству очевидцев) в одном из залов замка. ящики с панел€ми хранились там вплоть до начала штурма города советскими войсками. «амок был зан€т советской армией 9 апрел€ 1945 года, а 11 апрел€ (как было уточнено много лет спуст€) началс€ неожиданный пожар.

Ќемецкий офицер, участвовавший в вывозе янтарной комнаты из ÷арского —ела и незаконно увезший часть еЄ на родину в качестве «сувенира» (это флорентийска€ мозаика «ќбон€ние и ос€зание», одна из четырЄх, изготовленных в 1787 году по заказу ≈катерины II), передал его на временное хранение некоему нотариусу.¬последствии этот нотариус попыталс€ эту мозаику продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали еЄ, его самого судили, а право владени€ мозаикой признали за его дочерью. ќна же отказалась от претензий на €нтарную панель, передав все права на неЄ городу Ѕремену, который и передал еЄ музею-заповеднику «÷арское —ело».

29 апрел€ 2000 года министр по делам культуры ‘–√ ћихаэль Ќауман передал и. о. президента –‘ ¬. ¬. ѕутину фрагменты подлинной янтарной комнаты — флорентийскую мозаику и €нтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.

 

ѕушкин (–осси€), ≈катерининский ƒворец, президент ѕутин с греческого премьер-министра  онстантиноса —имитиса и канцлер √ермании √ерхард Ўредер (справа) ¬ фоновом режиме, налево - ѕрезидент ≈вропейской  омиссии –омано ѕроди.

¬ерсии местонахождени€

ѕосле штурма  Єнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года янтарна€ комната бесследно исчезла. ≈Є дальнейша€ судьба до сих пор остаЄтс€ загадкой.

÷арское —ело, ≈катерининский ƒворец. янтарна€ комната в 1917 году. Autochromes јндрей јндреевич «еест изготовлены в июне-августе 1917 года. ‘отосъемка интерьеров ÷арского —ела была проведена по поручению г.  . Ћукомский (председатель  омиссии по приемке и регистрации недвижимости управлени€ ÷арскосельского дворца; в комиссии, образованной распор€жением ¬ременного правительства). ¬ янтарную комнату на врем€ был помещен в модель пам€тника ‘ридриха ¬еликого.

ѕоиски янтарной комнаты, организованные сразу же после окончани€ войны, не дали результатов. —начала полагали, что она сгорела в руинах  Єнигсбергского замка, но уже с 1946 года всЄ чаще стали высказыватьс€ мнени€, что янтарна€ комната пережила пожар. ¬ыдвигаютс€ множество гипотез, где она сегодн€ может находитьс€: от  Єнигсберга до  обурга, от сол€ных шахт ¬осточной √ермании до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. ѕредполагалось даже, что янтарна€ комната была на потопленном јлександром ћаринеско пароходе «¬ильгельм √устлофф», или же на переданном —Ўј в счЄт репараций крейсере «ѕринц ќйген».

≈сть такие версии судьбы янтарной комнаты:

1.  омната сгорела при пожаре, возникшем по вине английских лЄтчиков, бомбивших  Єнигсберг.

2.  омната была спр€тана немецкими войсками на территории  Єнигсберга и до сих пор находитс€ там. ѕо версии немецкого журнала «Ўпигель» («Spiegel»), который финансировал проводившиес€ в 2001—2008 годах раскопки, знаменитые сокровища наход€тс€ под руинами бывшего  оролевского замка, уничтоженного в 1969 году.

—отрудники издани€ нашли очевидцев,которые утверждают, что видели, как за несколько дней до штурма  Єнигсберга 30 €щиков с €нтарным панно были спр€таны в подвалах северного флигел€. ¬ этом случае, к сожалению, комната может считатьс€ утраченной, поскольку специалисты, изучающие свойства €нтар€, утверждают, что ни в одном из подземелий знаменита€ янтарна€ комната не смогла бы сохранитьс€ до наших дней: дл€ еЄ хранени€ необходим специальный режим влажности и температуры, иначе «солнечный камень» просто начнЄт разлагатьс€.

3.  омната всЄ же была эвакуирована из  Єнигсберга и впоследствии оказалась в одном из до сих пор не найденных тайников на территории √ермании, јвстрии, ѕольши или „ехии. ¬ этом случае она также может считатьс€ утраченной — по той же причине.ков нацистов, которым удалось скрытьс€ после краха “ретьего рейха. ѕоскольку о владельцах «всплывших» предметов практически ничего неизвестно, этот факт может служить подтверждением и этой версии.

5. “айник оказалс€ на территории, оккупированной после окончани€ войны союзниками (американскими, английскими или французскими войсками).  омната была обнаружена специальными подразделени€ми американской армии, занимавшимис€ поисками похищенных нацистами предметов искусства, и тайно вывезена в —Ўј, после чего попала в руки частных коллекционеров.

6.  омната (€щики с €нтарными панно, сложенными в ќрденском зале замка) не сгорела, а в период с 9 по 11 апрел€ 1945 года была вывезена представител€ми советской администрации и затем попала в Ѕерлин вместе с другим имуществом по ошибке, а затем (с учЄтом огромной ценности €нтарных панно, приравненной к ценности драгоценных металлов) была в 1950 году передана —Ўј как оплата поставок по ленд-лизу

7.  омната сгорела при пожаре, устроенном солдатами  расной јрмии, стремившимис€ уничтожить замок, как символ нацизма против которого они боролись.

8.  омната зарыта в 1944 году, об этом рассказал бывший гитлеровский солдат ¬ильгельм  рафт.  рафт сообщил, что на окраине населЄнного пункта јсаа, который находитс€ в северной части полуострова ётланди€, возможно, зарыта янтарна€ комната

— другой стороны, эти предметымогли быть просто похищены немецкими военнослужащими, а подавл€ющее большинство элементов комнаты могли быть спр€таны в тайнике. ћного лет считалось, что янтарна€ комната всЄ же погибла — либо при штурме  Єнигсберга, либо впоследствии — в результате длительного пребывани€ в совершенно неподход€щих услови€х хранени€..

ќднако в насто€щее врем€, после многолетнего расследовани€ и введени€ в оборот новых ранее неизвестных документов, наиболее веро€тной стала верси€ є 6. ќб этом можно прочесть в книгах историка ј. √. ћос€кина ««а пеленой €нтарного мифа. —окровища в закулисье войн, революций, политики и спецслужб» (2008) и «∆емчужное ожерелье —анкт - ѕетербурга. ƒворцы, восставшие из пепла» (2014).

¬ 2012 году, в св€зи с сенсационной находкой множества произведений искусства, считавшихс€ утер€нными, снова всплыли сведени€ о возможных свидетел€х вывоза янтарной комнаты и еЄ дальнейшего хранени€..

Ќа основе всех последних изысканий в 2015 году был сн€т документальный телевизионный фильм «янтарна€ комната».

¬оссоздание

 

¬ июле 1979 года —овет ћинистров –—‘—– прин€л решение о воссоздании €нтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора ј. ј.  едринского. ”же через год в янтарной комнате по€вилс€ живописный плафон, верхний €рус комнаты, расписанный «под €нтарь», и наборный паркет. ”частки, занимаемые €нтарными панно, временно зат€нули холстом.

¬ 1994 году были установлены первые €нтарные панели нижнего €руса и угловой столик, воссозданные реставраторами ÷арскосельской €нтарной мастерской. ≈ще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой ««рение». ¬ апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в √ермании наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийска€ мозаика «ќс€зание и ќбон€ние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

ћаги€ шедевра прусского искусства, ове€нного множеством легенд, вызвала к жизни «дев€тое чудо света» – возрожденную янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Ќад научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «÷арскосельской €нтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Ќесколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки €нтар€, подготовку рабочего коллектива. ¬ 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансировани€ и проблем с поставками сырь€.

¬ 2003 году, к 300-летию —анкт-ѕетербурга, янтарна€ комната была восстановлена в полном объЄме (из калининградского €нтар€), в том числе на деньги немецкой стороны (компани€ –ургаз). ¬ насто€щее врем€ доступна дл€ посещени€ в ≈катерининском дворце.

ќснователь, совместно с ёлианом —емЄновым, ћеждународного комитета по поиску янтарной комнаты барон Ёдуард ‘альц-‘ейн отмечал: «»скали 20 лет, потратили на экспедиции по всему миру неверо€тные деньги, собрали громадный архив, чтобы потом узнать, что комната сгорела».ѕосещавший старую комнату, он высказал мнение, что восстановленна€ комната сделана лучше, чем прежн€€.

 

ƒмитриев ¬., ≈рашов ¬. “айна янтарной комнаты. — –ига, 1961. — 334 с., ил.
—емЄнов ё. —. Ћицом к лицу. — ћ., 1988. — 352 с., ил.

јксенов ¬. ≈. ƒело о янтарной комнате: началось 1743 году 3 январ€ мес€ца и по сей день не окончилось / ¬. јксенов; ’уд. ¬. √орин. — —ѕб.; ћ.: Ќева: ќлма-ѕресс, 2000. — 399 с., 
јксенов ¬. ≈. ƒело о €нтарном кабинете: восьмое чудо света / ¬италий јксенов. — 2-е изд., испр. и доп. — —ѕб.: ѕродюс. центр « ультура и коммуникации», 2004. — 237 с
¬оронов ћ. √.,  учумов ј. ћ. янтарна€ комната. Ўедевры декоративно-прикладного искусства из €нтар€ в собрании ≈катерининского дворца-музе€. — Ћ.: ’удожник –—‘—–, 1989. — 288 с.

ќвс€нов ј. ѕ. янтарна€ комната: ¬озрождение шедевра / ѕ. ќ. ќвс€нов; под редакцией “. √. “етенькиной. —  алининград: янтарный сказ, 2002. 

ћос€кин ј. √. «а пеленой €нтарного мифа. —окровища в закулисье войн, революций, политики и спецслужб. — ћосква, –ќ——ѕЁЌ, 2008. -- 615 с.(о судьбе «золота “ретьего рейха» и перемещенных в ходе ¬торой мировой войны культурных ценност€х). 
ћос€кин ј. √. ∆емчужное ожерелье —анкт-ѕетербурга. ƒворцы, восставшие из пепла. —анкт-ѕетербург, «ѕаритет», 2014. — 432 с., илл. — (в книге впервые опубликованы архивные документы, раскрывающие тайну янтарной комнаты).


ѕродолжение следует

 

–убрики:  архитектура/ƒворцы
архитектура/»нтерьеры
ѕо –оссии/ѕетербург-ѕетроград-Ћенинград
ћетки:  


ѕроцитировано 58 раз
ѕонравилось: 39 пользовател€м



лорик3   обратитьс€ по имени Ћорик3 —реда, 21 »юн€ 2017 г. 11:21 (ссылка)
Ћюбовалась этими чудесными красотами !!! —пасибо за прекрасную экскурсию !!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлла_—тудентова   обратитьс€ по имени —реда, 21 »юн€ 2017 г. 11:38 (ссылка)
Ѕлагодарю от души!!!!
ѕусть день будет при€тным!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
yuriy_iWowWe   обратитьс€ по имени —реда, 21 »юн€ 2017 г. 12:21 (ссылка)
ќткрытки анимаци€ ќт души благодарю~Ѕлагодарю
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
Sofija_Dubrovina   обратитьс€ по имени —реда, 21 »юн€ 2017 г. 15:48 (ссылка)
Ѕлагодарю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
Galyshenka   обратитьс€ по имени —реда, 21 »юн€ 2017 г. 18:14 (ссылка)
ћай€_ѕешкова, Ќаше легендарное дворцовое великолепие и одна из самых больших утрат нашей культуры. ќчень радует, что воссоздана.
—пасибо огросное, ћай€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
ћинор   обратитьс€ по имени —реда, 21 »юн€ 2017 г. 22:15 (ссылка)
—пасибо,ћай€ за прекрасную экскурсию,рада ,что €нтарна€ комната восстановлена!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
babeta-liza   обратитьс€ по имени —реда, 21 »юн€ 2017 г. 23:58 (ссылка)
Ѕлагодарю ћай€ за интересный рассказ о €нтарной комнате!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
ћарк_–убинштейн   обратитьс€ по имени „етверг, 22 »юн€ 2017 г. 16:33 (ссылка)
—пасибо, верю, что когда-нибудь она отыщетс€. Ќо сегодн€шн€€ выгл€дит великолепно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
rosavetrov   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 »юн€ 2017 г. 02:08 (ссылка)
—пасибо, ћайечка! —ейчас просмотрела быстро и процитировала, а вот завтра буду наслаждатьс€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“јћа_-_»дуща€_к_—¬≈“”   обратитьс€ по имени —уббота, 24 »юн€ 2017 г. 19:32 (ссылка)
Ѕлагодарю !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Ќу, ќ„≈Ќ№ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“ать€на_Ѕойко-Ќазарова   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 26 »юн€ 2017 г. 11:28 (ссылка)
—пасибо, ћай€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
нюша3   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 »юн€ 2017 г. 08:38 (ссылка)
спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку