Filadelfia19 все записи автора
События идут плотным валом. Столько информационных поводов, что просто не успеваешь всё просмотреть, прочитать, а уж про осмыслить и подавно говорить не стоит. Но в потоке новостей, порой всплывает нечто такое, что останавливает на себе внимание и требует вдумчивости. В таких случаях не всегда получается понять: почему же пристальное внимание вызвал пусть и обросший медиашумом, но, в сущности, незначительный факт? И вроде бы – ну сущая же мелочь – забыть, выбросить из головы и заняться тем, что действительно важно. Но всё равно, нет-нет, да и возвращаешься к непонятному, чтоб ещё покрутить – подумать, покумекать.
Вот такой занозой в сознании стал выпад – обвинение в «фaшизме» – в сторону Ярослава Дронова, или Шамана. Сразу, как только пошёл разгон, наступило недоумение, потому что в кучу собрали всё: и «форму одежды», и блондинистость, и даже «Я русский» припомнили. В общем, бред бредовый, который почему-то вполне серьёзно обсуждался, даже казалось бы вменяемыми людьми. И я сейчас не только про громогласных и наглых до хуцпы «патриотичных патриотов», пристроившихся в России.
По большому счёту, обсуждение «фaшизма» велось «истинными патриотами России» между собой, потому как большинство россиян пожали плечами: «чёрный кожан» и повязка на рукаве – это комиссар, чекист или НКВДешник, в самом крайнем случае, участник «народной дружины», патрулирующий улицы в вечернее время. То есть те, кто призваны были восстанавливать порядок и законность.
Собственно, в период обсуждения Шамана сеть и пестрела кадрами со Швондером и товарищами – они там все в кожанах, и картиной Серова «Зимний взят» – на ней рабочий в кожанке и с красной повязкой на рукаве. В общем, у россиян вид Шамана ассоциировался с революцией или советским периодом, у «истинных патриотов» – с фашистами, и это и вызывало недоумение и непонимание.
А вот здесь я несколько отступлю от темы Шамана и ненадолго переключусь на звезду советской эстрады, примадонну, Аллу Пугачеву и забытую нами Жанну Рождественскую.
Как бы мы не относились к Пугачевой сегодня, нужно признать, что в СССР она была мега популярна. И известность её была заслуженна. Она действительно сначала создавала репутацию, а потом репутация работала на неё. И как раз период создания репутации и отличался мощными композициями. Всё-таки её «Женщина, которая поёт» – очень и очень достойное, во всех отношениях произведение музыкального искусства. И пожалуй, в этот период в ней не было банальности и налёта вульгарности, что появились в более позднее время.
Но при всём уважении к описываемому периоду её творчества, нужно сказать, что были певицы и более талантливые, и более вокально одарённые – та же Жанна Рождественская, с четырьмя октавами в голосе и потрясающими вокальными партиями. Но Жанну Рождественскую сегодня мало кто знает, а из тех, кто знал, мало кто помнит. Арию Девы Марии из «Юноны и Авось» или партию «Звезды» из «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» – знаем, а вот что исполняла эти партии Жанна Рождественская – забыли. А Пугачеву помним, хоть и по скандалам, но её имя на слуху. Почему?
А потому что Пугачева пела то, что резонировало с мироощущением советской женщины. Она и пела «советскую женщину» с её довольно сложным бытом, вынужденную «высокие душевные порывы» относить на производственный алтарь, мечтающую о «красивой любви» и роскошной жизни. А в «советской женщине», сколь бы она ни была образована, какие бы научные звания не имела, элемент банальщины быта и «мечты о красивой жизни» непременно был.
Очереди, они для всех были одинаковыми, и каким бы не был «блат», а выстаивать часами за чем-то необходимым всё равно приходилось – селявуха. Отскабливать кастрюли, кипятить белье в бачках, выбивать паласы, давиться в общественном транспорте, потрошить куриц – это касалось всех женщин. Только очень высокое начальство или отмеченные государственными наградами дамы могли позволить себе помощниц по хозяйству. А на просторах СССР таких людей был мизер – число, стремящееся к нулю.
Так вот, Пугачева пела приземлённые мечты советских женщин, не самые высокие мечты. «Миллион алых роз», «Паромщик» – это вообще-то, «женский романчик». В СССР он выглядел так.
Рождественская уникальна тем, что пела «свет», что-то, что реально поднимало над обыденным, делало его незначительным и не важным. Но… но, порой, после её концерта, было так больно стукаться о не потрошёную «синюю птицу» или сковородку, которую опять нужно отскабливать. Рождественская сильна тем, что она этот «свет» прекрасно сочетала с теми же сковородками, кипячением, уборками… У неё одно другому не мешало, но не каждая женщина могла сохранить в себе то, что певица дарила своим исполнением. Увы… Вот потому простая и понятная Пугачева с узнаваемым тембром, двумя октавами и «Миллионом алых роз».
Ну а теперь, давайте вернёмся к Шаману.
С обсуждения его внешнего вида прошло уже довольно времени, но недоумение оставалось, и буквально сегодня на канале «Политвера» увидела ролик с Алексеем Галкиным. В ролике разговор шёл об уровнях восприятия информации и в том числе как раз об обвинениях, что были адресованы Шаману.
В общем-то, Алексей Галкин объяснил суть произошедшего – у населения России большой запрос на порядок и законность, справедливость, ответственность за дела и слова. А «истинных патриотов» порядок и законность вгоняют в ужас, они боятся ответственности, им не нужна справедливость – они требуют избранности и неподсудности.
(Ох уж это извечное – русские виноваты)
Вот поэтому настолько и разнятся ассоциации. Для россиян законность – это благо, для «истинных патриотов России» – издевательство и пытка – смерти подобно.
Ну а дальше разговор коснулся текстов песен Шамана… и да, соглашусь, тексты довольно слабые, примитивные: «я – русский, я иду до конца». Тут просто напрашивается: «камо грядеши, человече», до какого конца и откуда «грядеши», где начало? «Я русский, моя кровь от отца» – вот тоже, очень неоднозначная сентенция. У других народов дети рождаются без отцовской крови, разве не у всех детей «кровь от отца»?
В общем, упражняться в умствовании тут можно долго, однако, когда сливаются музыка, текст и голос певца, то таких вопросов не возникает.
Всё воспринимается цельно, осознанно и «до конца» – это до победы, «моя кровь от отца» – я един со своими предками, я такой же как они, я могу, как они, и я иду той же дорогой.
Оказывается, что великомудрый текст совсем не обязателен, чтобы всколыхнуть душу народную. Достаточно слов-символов. А вот символами чего становятся слова – это зависит от совести, прочитанных книг, того, кто является для тебя героем, улыбки мамы, бабушкиных пирогов, рыбалки с папой, любви к родине – миропонимания и бытия.
(Здесь то же самое, что и у Рождественской – свет, но теперь российское общество готово к его восприятию и Шамана мы уже не забудем, как забыли Рожественскую).
«Я русский», «Исповедь», «Мы» – это произведения-символы, которые будут покруче «Буревестника» и «Данко». Шаман, творчество Шамана, ценно тем, что оно затрагивает глубинную суть русской души – основу русского мира. И его русская душа прекраснейшим образом резонирует и созвучна душе татарской, дагестанской, бурятской, тувинской, калмыкской – любой российской душе.
Фактически, песни Ярослава Дронова оказались камертоном, по которому можно настраивать себя, свою душу и который, как любой камертон, показывает фальшь.
Так что, кому там образ Шамана на Красной площади оказался страшен?
Рука Кремля, dzen.ru
_____
Из комментариев:
Я избы рязанской области.
Я синь, подпирающая лес.
Я русский, по самое горлышко.
Во веки веков, насквозь!
Я лебедя белое пёрышко.
Я воина павшего кость!
Какие б не выпали горести.
Всем бедам хриплю я назло.
Я русский, спасибо, Господи!
Я русский, мне так повезло
Пусть времени кружатся лопасти,
Меня у меня не отнять!
Россия, как крепость над пропастью.
Стояла и будет стоять!
– Шаман популярен не случайно, это то творчество, которое наше общество ждало давно, и это отражает огромный запрос на перемены, в том числе осознания кто мы.
О Пугачёвой:
– песня "Та женщина, которая поёт" - неуклюжая и самовлюблённая переделка малоизвестного стихотворения "Та женщина, которую люблю", написанного поэтом-мужчиной, к сожалению, его фамилию не знаю.
Ещё в детстве слышал по радио мужской первоначальный вариант этой песни в исполнении певца мужчины. В этом варианте весь смысл меняется коренным образом. Весь остальной текст песни почти не изменён.
Пугачева выступила, как плагиатор и вор , хотя, может быть, она и согласовала изменения текста с автором.
Мне лично эта её песня никогда не нравилась, казалась апофеозом самолюбования и самовосхваления.
Многие другие песни Пугачевой значительно лучше.
А Шаман очень талантливый и несущий истинное добро певец, его тексты просты, берут за душу,
а музыка и исполнение вызывают мороз по коже.
Только людям с извращенной психикой и нравственностью они могут не нравиться.