-Метки

Чубайс авантюрист александр лукашенко армия африка байден безопасность страны белоруссия биолаборатории на украине ближний восток борьба с коррупцией великобритания владимир путин вооружение вто газ германия да стёб конечно! демилитаризация на украине денацификация джо байден днр дональд трамп донбасс евгений пригожин ес зеленский израиль импортозамещение индия информационная война иран история канада китай крым кузова культура либералы лнр мигранты мнение нато новый мировой порядок общество окно возможностей ответные санкции россии политика политсатира прибалтика провокации прогноз пропаганда противостояние россия россия-запад санкции санкции в отношении россии санкционные войны сатира сво спецоперация на украине ссср сша турция углеводороды украина украина обстреливает донбасс украинцы финансы франция харьков центробанк экономика юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Говорим_пишем_спорим

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.05.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 178916


Почему цены на импортную технику не падают, если рубль укрепился в два раза?

Вторник, 24 Мая 2022 г. 21:27 + в цитатник
Filadelfia19 все записи автора
Статья родилась как публичный ответ на вопрос Вaлентины Мaтвиенко, где же снижение цен на полках, если курс рублях упал в два раза по сравнению с началом марта? Снижение есть, но есть некие нюансы, которые нужно обязательно учитывать. Объективно, из-за кучи сложившихся факторов, падения цен на непродовольственный импорт можно ждать не ранее следующего года. Почему? Рассказываю ниже.

Для начала разрешите познакомиться. Меня зовут Александр. Я работаю в частной компании среднего бизнеса и руковожу одним из подразделений компании, на которое приходится серьезная доля всей общей выручки. Сама компания - обычный дистрибьютор, коих тысячи по стране, работает по принципу купи-​продай. Основные каналы продажи – крупный непродовольственный ритейл.

В отличие от остального направления бизнеса компании, где принцип привезти готовый продукт из Европы, США или Японии и отгрузить его на полки, я отвечаю за направление, где у нас есть и наша собственная интеллектуальная собственность, и производством пытаемся заниматься. Конкретно моя
продукция - непродовольственный товар не первой необходимости с охватом около 5-7% населения страны. Скорее всего, вы никогда не обращали на неё внимание в рознице, хоть и точно встречали, но я вполне допускаю, что у некоторых из читателей есть дома товары под моим брендом («моим» чисто по ощущениям – потому что в течение десятка лет всем неймингом, визуализацией, товарной матрицей, разработкой и курированием новых функций занимается кроме меня ещё один человек, а так, конечно, бренд принадлежит компании). 
 
Образование у меня экономическое, выучен по западным учебникам, но в моём случае вместо восторга в гениальности системы рыночной экономики и перспектив развития, я увидел то, какое место занимает наша страна в мире, и то, к чему эта система всех нас - весь мир - приведёт: знай своего друга хорошо, а своего врага - ещё лучше. И осознание того, как и под чьим руководством мировая экономика работает и чьи интересы соблюдает, сделало из меня врага мировой финансовой системы, который одобряет желание руководства нашей страны вырваться из этой глобальной схемы развода одних наций другими. Это я к тому, чтобы было понятно, что я не тот эффектный менеджер, который мечтает срубить бабла, заработать на челяди и свалить жить куда-​нибудь в Европу или за океан. К слову, среди моих коллег по индустрии таких предостаточно - колониальный способ мышления крайне распространен. 

Что происходит с ценой на полках магазинов?

Вся наша текущая ситуация к непродовольственным сектором вовсе не начинается в конце февраля текущего года. Основные проблемы у импорте\ёров возникли ещё в пандемию, в 20-м году, когда возникла разбалансировка транспортных потоков. Впрочем, об этом довольно подробно писали на АШ. 

На конец 21-го года ситуация вообще никак не улучшилась: стоимость контейнера как выросла в 3-4 раза, так и осталась на прежнем уровне. Если до этого стоимость контейнера была где-​то $5000, то на конец прошлого года она доходила до $18000. Сроки логистики с 35 дней поездом из ЮВА увеличились до 90, и вдобавок ко всему, в конце года наша таможня затеяла войну с китайской, отчего с декабря по всей стране начались чудовищные пробки на таможенных постах. Эта история не распространялась в СМИ, знают про неё только участники ВЭД – сами таможенники, логистические компании, импортёры. Причины мне неизвестны, а догадками заниматься не хочется. Так что тут просто нужно принять на веру, что из-за каких-​то внутренних процессов почти все импортёры столкнулись с тем, что во второй половине 21-го года их грузы пришли с опозданием на несколько месяцев.

Разрывы с логистикой и война таможен в конце прошлого года привела к тому, что на момент Спецоперации грузы, предназначенные для продажи в новогодние праздники, всё ещё или стояли на таможне, или были в розыске у РЖД (специальный термин, когда составы бросаются где-​то по стране, а потом, когда таможенный пост разрешает подвоз состава, их не быстрый менеджмент РЖД начинает розыск, поднимает документы и выясняет, какие товары находятся в том или ином составе).
 
Лично мои грузы стояли под Саратовом, Екатеринбургом, Казанью, Нижним и три - в небольшом уездном городке Можга в Удмуртии, название которого я запомнил до конца жизни.

Ирония в том, что почти все грузы приехали на таможню в первой половине марта и были растаможены по курсу 120 (да, поймали на максимуме, но в том момент это было неочевидно - были ожидания того, что завтра курс может быть и 150, и 180). 

Принимая во внимание, что средний курс закупок товаров, которые происходили ещё осенью прошлого года, составил 75 руб., а оплата в марте за транспорт и таможню прошла по курсу 120, итоговый средний курс привоза получается около 90 руб.  

Сезонность продукции, которой я занимаюсь, имеет выраженный акцент на новогодние праздники. Это означает, что в декабре происходит 4-​кратный рост продаж, затем плавное падение до конца зимы. На март приходится начало мёртвого сезона, и длится он до середины мая. Начинает восстанавливаться спрос только летом и плавно растёт к осени, которая заканчивается ежегодной затаркой всего ритейла к следующему праздничному сезону:



И нет, это не новогодние шары или мишура – там все продажи приходятся на ноябрь, декабрь, а 10 месяцев в году они не нужны практически никому. Примерно такой же график сезонности приходится практически на всю бытовую технику и электронику. Исключение составляют «летние» товары – кондиционеры, бассейны, товары для сада/огорода и проч.

В итоге к самому тухлому сезону мы получили товарный запас под поставки в Новый год с курсом 90. От него мы и отталкиваемся. 

Спрос на непродовольственные товары ниже прошлого года на 20% (год к году показывает нулевой прирост, но из-за поднятия цен спрос в штуках сократился на пятую часть), что тоже серьёзно влияет на продажи и товарный запас:



Что делать? 

Что в данном случае можно сделать, если сейчас курс 60 и большой товарный сток? Правильно - нужно устроить акцию и распродать излишки. Чем, собственно, мы сейчас и занимаемся – по своим брендам у нас распродажа ниже с/с, и максимальные скидки за последние 10 лет в период с 16 мая по первую декаду июня. В ряде продукции, где есть конкуренты, остальные поставщики сделали то же самое – у всех проблема с товарным запасом. Проблема тут в том, что никакими акциями нельзя увеличить естественный спрос со стороны потребителей в 4 раза. Если потребитель привык покупать 1 единицу товара в июне, то заставить его купить 4, чтобы компенсировать спрос декабря, можно только 8-​кратным снижением цены, чего мы позволить себе не можем – фактически, придётся дарить товар бесплатно.

Поэтому к осени мы будем подходить с полным складом по высокому курсу по 90 руб. и с перспективой провалить высокий новогодний сезон, потому что разместить заказы на производстве и привезти их к ноябрю мы можем не успеть. 

Предвосхищая вопрос, почему нельзя слить все по 60 себе в убыток в рублях, но зато сделать новую закупку, сразу отвечу – нельзя. Потому что в тот момент, когда ты начинаешь продавать товар ниже себестоимости, зафиксированной в рублях, в дело вступает налоговая. Которая тебе звонит и очень дружелюбно интересуется: «Где деньги, брат?» - их KPI на собираемость налогов никто не отменял. И никакие объяснения вот этого всего выше их не устраивают. Есть рублевая себестоимость – будь добр продавай выше себестоимости и плати налоги. Или они считают, что ты от налогов уходишь. А с учётом того, что мы для них относительно крупный налогоплательщик, на которого они обращают внимание, в лонг-​листе на планёрках мы у них точно присутствуем, то отсутствие поступлений от нас сразу приведёт к тому, что эти вежливые ребята и девушки придут к нам с проверкой самим проверять, куда уходят деньги и почему с нас не приходят налоги. 
 
Таким образом, на текущую дату есть несколько проблем, которые накладываются одна на другую, и которые как-​то нужно будет решать:
 
•    Большой товарный сток, закупленный по высокому курсу.

•    Забитый склад, новые поставки просто некуда складывать.

•    Забитые полки в ритейле, которые мешают отгрузкам и очистке склада поставщиков.
 
•    Снижение спроса со стороны потребителей, которые ждут, когда же эти барыги, наконец, снизят цены – курс то, вот он какой.

•    Отсутствие свободных денег на закупки – они либо в товаре, либо в дебиторке у ритейла.
 
•    Невозможность перекредитоваться в банке. Срок от начала инвестиций до возврата средств иногда доходит до года (2 месяца производство – 2 месяца доставка – 2 месяца товарный складской запас – до 6 месяцев отсрочка ритейла), а даже с нашим льготным кредитом в 12% годовых (в прошлом году был 6%, за что честное спасибо государству), и нормой рентабельности от 20 до 30%, все поставки еле-​еле отобьют сопутствующие затраты. 

•    Продолжающийся дефицит чипов и кризис в производстве полупроводников, который влияет на срок производства готовой продукции или запчастей. 

Когда цены пойдут вниз?

Всё вместе это может дать некоторое снижение до уровня себестоимости у компаний-​импортёров, у которых сложатся ряд факторов:
 
-​ запас финансовой прочности, который позволяет некоторое время проработать без прибыли,

-​ желание занять большую долю рынка за счёт того, что конкуренты будут сидеть на старых стоках,

-​ отсутствие дефицита товара на складах.

Это те самые 20-30%, но только в том случае, если товар есть в избытке. А например, в бытовой технике поставщики, где с рынка ушли ряд западных дистрибьюторов, наблюдается дефицит, и практически никто скидок не даёт. Плюс проблемы с валютными платежами даже в Китай.

И реального снижения цен нужно ожидать не ранее, чем после января 2023 года, когда поставщики растарят склады со старыми запасами, распределив их на полки в ритейл, а потребители завершат финансовый оборот средств, совершив финишную покупку в магазинах. 

При этом, произойдёт снижение цен только в том случае, если всё это время курс останется на прежнем уровне. Если же сейчас, летом или к августу, как говорят некоторые, курс вернётся на уровень 80, то в непродовольственном секторе никаких снижений цен не произойдёт. И если курс хотя бы дёрнется в сторону повышения, большинство импортёров сразу будут закладывать повышенный риск на дальнейший рост - есть ощущение того, что правительству нужна более дешевая национальная валюта, а сам процесс они контролируют не до конца, и сами зависят от внешних факторов.

Реально серьёзного снижения в ближайшее время можно ожидать только там, где от закупки до конечной продажи срок значительно короче, а именно – в продовольствии. Это касается импортных овощей и фруктов. 

Что же касается импортных товаров длительного пользования, то нужно готовиться к текущему высокому уровню цен до конца этого года.

Ситуация, конечно, не охватывает вообще всех импортёров, но она крайне распространенная среди тех, кто занимается непродовольственными товарами.

Aftershock.news

Рубрики:  Россия
Экономика
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку