-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46243
Написано: 55630


О жизни и творчестве немецкого композитора Карла Марии фон Вебера

Воскресенье, 18 Ноября 2018 г. 10:37 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

iskusstvo-zvuka

Знаменитый немецкий композитор, дирижер, пианист и общественный деятель, способствовавший поднятию уровня музыкальной жизни в Германии и росту авторитета и значения национального искусства, Карл Мария фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в гольштинском городке Эйтине в семье провинциального антрепренера, любящего музыку и театр.
Будучи по происхождению выходцем из ремесленных кругов, отец композитора любил щегольнуть перед общественностью несуществующим дворянским титулом, фамильным гербом и приставкой «фон» к фамилии Вебер.


Caroline_Bardua_-_Bildnis_des_Komponisten_Carl_Maria_von_Weber (460x600, 33Kb)

Мать Карла Марии, происходившая из семьи резчика по дереву, унаследовала от своих родителей прекрасные вокальные данные, некоторое время она даже работала в театре в качестве профессиональной певицы.
Вместе с бродячими артистами семья Вебера переезжала с места на место, поэтому еще в раннем детстве Карл Мария привык к обстановке театра и познакомился с нравами кочующих трупп. Результатом такой жизни стало необходимое для оперного композитора знание театра и законов сцены, а также богатый музыкальный опыт.

У маленького Карла Марии было два увлечения – музыка и живопись. Мальчик писал маслом, рисовал миниатюры, ему удавались также граверные композиции, кроме того, он умел играть на некоторых музыкальных инструментах, в том числе и на фортепиано.
В 1798 году двенадцатилетнему Веберу посчастливилось стать в Зальцбурге учеником Михаила Гайдна, младшего брата знаменитого Йозефа Гайдна. 
Отъезд семьи Вебера из Зальцбурга стал причиной смены музыкальных преподавателей. Бессистемность и пестрота музыкального образования компенсировалась многосторонним талантом юного Карла Марии. К 14 годам им было написано довольно много произведений, в том числе несколько сонат и вариаций для фортепиано, ряд камерных сочинений, месса и опера «Сила любви и ненависти», ставшая первым подобным произведением Вебера.

Фортепианный концерт №1




Тем не менее в те годы талантливый юноша обрел большую известность как исполнитель и сочинитель популярных песен. Переезжая из одного города в другой, он исполнял свои и чужие произведения под аккомпанемент пианино или гитары. Как и его мать, Карл Мария Вебер обладал уникальным голосом, значительно ослабленным в результате отравления кислотой.

Ни тяжелое материальное положение, ни постоянные переезды не могли серьезно повлиять на творческую продуктивность одаренного композитора. Написанные в 1800 году опера «Лесная девушка» и зингш-пиль «Петер Шмоль и его соседи» получили одобрительные отзывы бывшего учителя Вебера, Михаила Гайдна. Затем последовали многочисленные вальсы, экосезы, четырехручные пьесы для фортепиано и песни.
Среди многочисленных учителей Вебера особого внимания заслуживает собиратель народных мелодий аббат Фоглер, популярнейший ученый теоретик и композитор своего времени. На протяжении 1803 года молодой человек под руководством Фоглера изучал творчество выдающихся композиторов, производил детальный разбор их произведений и набирался опыта для написания своих великих сочинений. 

Приглашение к танцу



В 1804 году молодой композитор переехал в Бреславль, где получил место капельмейстера и занялся обновлением оперного репертуара местного театра. Его активная деятельность в этом направлении встретила сопротивление со стороны певцов и оркестрантов, и Вебер ушел в отставку.
Однако тяжелое материальное положение вынуждало его соглашаться на любые предложения. 
В 1810 году молодой человек был арестован по подозрению в участии в придворных аферах и выслан из Штутгарта. Вебер снова стал странствующим музыкантом, путешествующим с концертами по многочисленным немецким и швейцарским городам.
Именно этот талантливый композитор явился инициатором создания в Дармштадте «Гармонического общества», призванного оказывать поддержку и способствовать продвижению произведений его членов при помощи пропаганды и критики в печати. Был составлен устав общества, проектировалось также создание «музыкальной топографии Германии», позволяющей артистам верно ориентироваться в том или ином городе.
В этот период усилилось увлечение Вебера народно-бытовой музыкой. В свободное время композитор отправлялся в окрестные деревни «собирать мелодии». Иногда под впечатлением услышанного он сразу же сочинял песенки и исполнял их под аккомпанемент гитары, вызывая возгласы одобрения у слушателей.


Увертюра к опере "Вольный стрелок"



В этот же период творческой деятельности получил развитие литературный талант композитора. Многочисленные статьи, рецензии и письма характеризовали Вебера как умного, вдумчивого человека, противника рутины, стоящего на передовых позициях.
Не забывал композитор и о музыке. Его произведения 1810 – 1812 годов отличаются большей самостоятельностью и мастерством. 
Период с 1813 по 1816 год Вебер провел в Праге в качестве руководителя оперного театра, последующие годы работал в Дрездене, и повсюду его преобразовательные планы встречали упорное сопротивление среди театральных бюрократов.
Рост патриотических настроений в Германии начала 1820-х годов оказался спасительным для творчества Карла Марии фон Вебера. Написание музыки к романтико-патриотическим стихам Теодора Кернера, участвовавшего в освободительной войне 1813 года против Наполеона, принесло композитору лавры национального художника.
Переезд Вебера в Дрезден в 1817 году положил начало оседлой семейной жизни (к тому времени композитор уже женился на любимой женщине – бывшей певице пражской оперы Каролине Брандт). Активная деятельность передового композитора и здесь находила мало единомышленников в среде влиятельных лиц государства.


Концерт для кларнета №1



В те годы в саксонской столице отдавалось предпочтение традиционной итальянской опере. Созданная в начале XIX столетия немецкая национальная опера была лишена поддержки королевского двора и меценатов-аристократов.
Веберу пришлось сделать многое для утверждения приоритета национального искусства над итальянским. Ему удалось собрать хороший коллектив, добиться его художественной слаженности и осуществить постановку на сцене оперы Моцарта «Фиделио», а также произведений французских композиторов Мегюля («Иосиф в Египте»), Керубини («Лодоиску») и др.
Дрезденский период стал вершиной творческой деятельности Карла Марии Вебера и заключительным десятилетием его жизни. За это время были написаны лучшие фортепианные и оперные произведения: многочисленные сонаты для фортепиано, «Приглашение к танцу», «Концерт-штюк» для фортепиано с оркестром, а также оперы «Фрейшюц», «Волшебный стрелок», «Эврианта» и «Оберон», указавшие путь и направления дальнейшего развития оперного искусства Германии.
Постановка «Волшебного стрелка» принесла Веберу всемирную славу и известность. Идея написать оперу на сюжет народного сказания о «черном охотнике» зародилась у композитора еще в 1810 году, однако кипучая общественная деятельность воспрепятствовала осуществлению этого замысла. Лишь в Дрездене Вебер вновь обратился к несколько сказочному сюжету «Волшебного стрелка», по его просьбе поэтом Ф. Киндом было написано либретто оперы.

800px-Carl_Maria_von_Weber_Statue (700x525, 109Kb)

Памятник К.Веберу в Дрездене

info.wikireading.ru20958

 

Рубрики:  Композиторы
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 15 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2018 г. 10:46 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2018 г. 10:48 (ссылка)
Большое спасибо за пост о замечательном композиторе и его прекрасной музыке!
Ответить С цитатой В цитатник
Алллок   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2018 г. 12:35 (ссылка)
Благодарю и цитирую!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2018 г. 19:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Валентина-л

Валентина-л, благодарю за внимание и отзыв.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2018 г. 21:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Barucaba, спасибо большое за отзыв и внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2018 г. 21:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Алллок

Алллок, спасибо большое за внимание и отзыв.
Ответить С цитатой В цитатник
Lara1960   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2018 г. 21:17 (ссылка)
Спасибо за прекрасную музыку и интересный, познавательный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2018 г. 21:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Lara1960

Lara1960, благодарю Вас за такой добрый отзыв и внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
вариния   обратиться по имени спасибо.замечательный пост.. Понедельник, 19 Ноября 2018 г. 02:13 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 19 Ноября 2018 г. 10:10 (ссылка)

Ответ на комментарий вариния

вариния, спасибо большое за внимание и отзыв.
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Понедельник, 19 Ноября 2018 г. 15:44 (ссылка)
Светлых дней, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
вариния   обратиться по имени спасибо.замечательный пост.. Понедельник, 19 Ноября 2018 г. 19:18 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 19 Ноября 2018 г. 20:12 (ссылка)

Ответ на комментарий вариния

вариния, Спасибо большое за внимание!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку