Ptisa_Lucy все записи автора
Автор
tric_trac
В морских учебных заведениях будущих специалистов готовят правильно. Как кутят плавать. Поэтому, проголодавшись, прибывший на судно для прохождения плавательной практики курсант не краснеет, как девица на выданье, не елозит сандаликом по палубе, заглушая утробные звуки пустого желудка, а требовательно стучит по столу ложкой в столовой экипажа. Он знает, как войти, где присесть и что сказать, чтобы дали добавку.
Кстати, я вот упорно пишу «судно» и обхожу стороной слово «корабль». В чём разница? Кардинальная разница состоит в том, что говоря «корабль» обычно подразумевают военную посудину. А судно – это всё остальное, если это «всё остальное» должным образом оборудовано.
На судне для приёма пищи есть столовая экипажа и кают-компания. В кают-компанию ходит комсостав, а в столовую - все остальные. И там, и там пища одинакова. Подача разная.
Хочу развеять один из анекдотических мифов, будто боцман на судне – вторая фигура после капитана. Так вот: боцман – не вторая фигура. Он вообще не фигура. Скажу по секрету: если уж боцман кем и командует, то только матросами, при условии, что таковые остались в штате судна. И всё. И финита ля. Даже буфетчица и уборщица проходят по другому ведомству. Вот так умирают легенды. Снимите шляпы.
В кают-компании обычно или один – два длинных стола, или несколько столиков. Когда новичку, впервые попавшему на судно, предлагают выбрать себе место за столом, подведя его ко входу в кают-компанию, то он обычно выбирает самое дальнее от входа место. Место, которое либо на торце стола, либо за самым последним столиком. Ошибка, господа! Fatal error: место, на которое хочет сесть новенький – это место капитана. И оно, как вы понимаете, навсегда занято. На это место не присаживаются даже в тех случаях, когда капитана нет на борту судна. Так то.
Порядок распределения мест такой: в дальнем от входа торце длинного стола – кресло капитана. Напротив него, на другом торце стола – место старшего механика. По правую руку от капитана рассаживаются в убывающем порядке старший помощник, второй помощник или начальник судовой радиостанции, третий помощник и так далее. По левую руку – второй механик, электромеханик, третий механик. В общем, как у Ноя на Ковчеге: семь пар чистых и механики.
(Вопрос на засыпку: никто, случайно, не скажет мне, почему после старшего помощника идёт сразу второй. Где же первый помощник?)
Напоминалка первая: прежде чем войти в кают-компанию, нужно, увидев за столом капитана, произнести волшебное слово: «Разрешите?», после не забыть поздороваться, пожелать приятного аппетита, а уж потом заходить. Для того чтобы встать из-за стола, нужно также попросить разрешения и только после этого уходить. На ваше «разрешите» капитан может реагировать лёгким кивком, а может вообще не реагировать. Если он, увидев вас, не стал плеваться и брызгать борщом, стучать в гневе головой по столу, знайте: разрешение получено. Смело заходите.
Но я бы никогда не стал советовать вам заходить в кают-компанию в присутствии капитана без его разрешения. Чревато, знаете ли. Замечание вам вряд ли сделают, а вот на карандаш возьмут. И, будьте уверены, у капитана сложится впечатление, что вы или хамло, или забывчив, как географ Жак Паганель.
Напоминалка вторая: в кают-компанию не входят в исподнем, трико, майке-алкоголичке, пижаме, футболке с надписями вроде «Е#бу гусей и инвалидов». Тапочки-шлёпанцы тоже не производят впечатления уместного аксессуара. Так же, как и небритая заспанная морда. Помните это.
Кормят на судне вот когда:
07.30 – 08.00 – завтрак.
12.00 – 12.30 – обед.
17.00 – 17.30 – ужин
19.30 – 20.00 – вечерний чай.
Таков распорядок приёма пищи (уж пардоньте за казённо-суконное выражение). На ходу, в рейсе, ужин и вечерний чай обычно меняются местами.
Второй помощник завтракает после ночной вахты, в 04.00. На состав его вахты оставляют продукты на камбузе. Не надо жалеть Второго: частенько на завтрак ему вахтенный матрос картошку жарит. А это – деликатес по судовым меркам. На весь экипаж не нажаришься, а вот для избранных – всегда пожалуйста. И сидят после вахты в столовой команды второй помощник, второй механик, вахтенные матрос и моторист, неспешно едят картошку, запивая её горячим чаем, да байки травят, если силы остались.
И обедает Второй не со всеми, а перед вахтой, в 11.30.
По судовому завтраку иногда можно дни недели угадывать. В понедельник – самый вкусный завтрак: отварной картофель и селёдка с луком. В воскресенье на завтрак обязательно какао и сыр.
В праздничные дни всех свободных от вахты приглашают в столовую команды для лепки пельменей. Наверно, сейчас правильно сказать, «приглашали» - ширпотреба пельменного в магазинах завались. Но было бы гораздо лучше, если бы я всё же ошибался и традиция лепить пельмени осталась.
В старину, при царе-батюшке, в кают-компании на столе графин с водкой стоял. Можно было выпить для аппетита рюмочку - другую. Не более, если не хотите алкашом прослыть. Да и не принято это: в рейсе лить в себя столовое вино без меры.
Кают-компания обычно совмещена с салоном. В нём господа-офицеры культурно развлекаются. До сих пор в салонах обязательно стоит пианино. Вот только найти человека, который бы на нём не только «Чижика – Пыжика» одним пальцем сыграл, а ещё, к примеру, и «Лунную сонату» Людвига Ивановича Бетховенова сбацал, пусть даже тем же самым пальцем с заусенцами – с каждым годом всё труднее. А помните фильм «Чапаев»? Ну, тот, в котором крестьянин спрашивал: «Василий Иванович, ты за красных, али за большевиков?» Помните? Вот там, в фильме, белогвардейская морда эту сонату так лабает – Давид Ойстрах со своей скрипочкой нервно курит в сторонке.
А, пусть. Зато струмент справно стоит. Не рояль, но всё же. Роялей в семнадцатом году из страны выбили. А пианино - что ж, пусть стоит. Немым укором. И пыль с него так же справно вытирают, как когда-то с книг ПСС Ульянова-Ленина. Традиция.
Суеверия, странности и прочие мелочи.
Моряки народ добродушный, но со странностями: иногда даже незначительная мелочь может вывести их из состояния равновесия.
Никогда в присутствии моряка не говорите «кОмпас». Незамедлительно съязвят: «кОмпас» у пионеров на ремешке, а прибор называется «компАс». Ещё на судне есть прибор, которым колят орехи и измеряют глубину. Называется - секстан. И к сексу он имеет отношение опосредованное. Ну, это так, ремарка для извращенцев.
Никогда не говорите - "лестница". Презрительно фыркнут и вовсе промолчат: на судне нет "лестниц", есть трапы. Нет "стен", есть переборки. Нет "потолка", есть подволок. Нет "окон", есть иллюминаторы. Нет "порога", есть комингс. На комингс никогда не наступают, его уважительно перешагивают. И никогда не путайте якорные смычки со смычками города с деревней. Даже мысленно.
На судне есть тумбы для швартовных концов. Они обычно парные, называются "кнехты" и выглядят вот так:
На первый взгляд, кнехты - вполне удобная вещь, чтобы присесть. Ошибка. Никогда не садитесь на кнехт. Считается, что в этом случае вы сели на голову боцману. Почему на голову и именно боцману? Да кто ж его знает? Наверно, потому, что кнехт пустотелый. Так же, как и. Чёрный юмор, но боцман, действительно, обидится, если увидит вас верхом на кнехте. Опять же, кнехты металлические. Сидение на них ничуть не прибавляет здоровья. Усиленные, крупные кнехты называются битенгами. Причальные кнехты на берегу тоже называют битенгами. Ну, как бы их не называли, а то, что расстояние на причале между двумя соседними битенгами равняется 25 метров - факт. И этот факт помогает ориентироваться, какое расстояние осталось до причала при швартовке.
Кстати, швартовные концы - это верёвки такие. Верёвок на флоте, как вы уже поняли, тоже нет. А концы - всегда. И некоторые из них имеют свои названия: кабели, тросы, фалы, шнуры, лини. (можете - продолжайте). А ещё есть концы, которые имеют имена собственные. Для примера приведу фразу из Священного Писания: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное". Так вот: глубоко заблуждаются те, кто понимают это высказывание в прямом смысле и в красках представляют себе, как горбатую скотину стараются протащить через отверстие в игле. "Верблюдом" в те времена называли очень толстый швартовный трос, который сейчас в обиходе именуют "понедельником".
На судне много чего есть. Любят, на пример, моряки называть разные девайсы птичьими именами: глухарь, утка, лебёдка, гусак, канарей-блок. Ещё кто-нибудь может продолжить?
Что ж, моряк - птица гордая, хоть и крестьянин по сути ("пахарь голубой нивы"). Каждый первый - орёл, а каждый второй - сокол.
Если есть на судне помещения, в которые нужно просить разрешения, прежде чем войти, моряк обязательно скажет "разрешите?" и никогда не произнесёт "можно?" Ну, это ясно почему и без объяснений. Так же как и то, что женщина на судне - к беде. Хотя... если на пассажирском - то к возможной радости.
Не принято в рулевой рубке стоять спиной к направлению движения, также, как и плевать или мусорить на палубу. Этим вы выказываете неуважение и к судну, и к морю. Не принято свистеть. Это ещё со времён парусного флота.
Не принято спрашивать у штурманов: "А когда мы придём?" Уж если чешется узнать, то можно спросить о предполагаемом времени прихода. Море всегда внесёт коррективы.
Серия сообщений "Море, стихия.":
Часть 1 - Spiritus vini
Часть 2 - Петрович.
...
Часть 13 - Быт и традиции на флоте
Часть 14 - Быт и традиции на флоте. часть 2
Часть 15 - Быт и традиции на флоте. часть 3
Часть 16 - Принц Энрике
Часть 17 - К вопросу об особенностях интеллекта у пернатых.
...
Часть 23 - Антилопа
Часть 24 - АНТИЛОПА. Что решил, командир?
Часть 25 - АНТИЛОПА. ОТРУБИТЬ ШВАРТОВЫЙ