-Всегда под рукой

http://www.liveinternet.ru/users/4432237/profile

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Зарубежка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.05.2011
Записей: 190
Комментариев: 30
Написано: 221


Постмодернизм: еще одна интерпретация

Суббота, 30 Июля 2011 г. 23:12 + в цитатник
Muslina2010 все записи автора
Цитата сообщения Muslina2010 Постмодернизм!

Развести понятия "модернизм" - "постмодернизм" достаточно сложно. Однако в теории литературы можно отследить ряд отличий, которые  очерчивают границы этих феноменов.

1. Модернизм есть стиль позднего индустриального общества с его болезненной урбанизацией, склонностью к нездоровому гигантизму, с его стремлением подчинить себе индивида и сделать его винтиком грандиозного социально-экономического механизма. Отсюда страсть к унификации потребностей и их упрощению (дома-«машины для жилья» Ле Корбюзье или дивная северокорейская опера). Отсюда естественно возникающий антигуманизм на политическом уровне (различные тоталитарные системы), и даже концепции строения вселенной (когда человечество определяется как некое маргинальное, частное и «нетипичное» явление мироустройства).

2. Постмодернизм есть стиль постиндустриального общества сверхсовременных (прежде всего, информационных) технологий. И дальше все «от противного» (и ну очень противного): абстрактному интеллектуализму модернизма постмодерн противопоставляет пафос интуиции, чувства, инстинкта, прорыва в подсознательное.

Для постмодернизма характерны плюрализм мнений и мешанина вкусов (и значит, теперь мы знаем, к какому стилю отнести лужковские башни из стекла и картона и модные интерьеры, похожие на декорации к кукольному спектаклю).

Для постмодернизма характерно стремление удовлетворить максимально широкий спектр потребностей (продавая по цене предметов роскоши не только сами традиционные предметы роскоши, но и «стильные» фишки и феньки хиппи, рокеров, панков).

Наконец – что крайне, конечно, важно и многое так объяснит нам! – постмодернизм преобразует искусство, политику, науку, религию, самое «Знание» из полуабстрактных сущностей-ценностей в конкретный товар, имеющий реальную цену.

Благодаря последним открытиям физиков, химиков, биологов, астрономов вдруг снова меняется картина мира, и человек из докучной частности становится чуть ли не венцом творения. Не верите? Вот цитата: «Положение о том, что человеческий разум каким-то образом «вписан» во вселенную, «соответствует» ее параметрам и является не просто одним из ее компонентов, но и неким необходимым (элементом, – В.Б.) для придания смысла самому существованию вселенной» (с. 110).

Авторы книги делят весь пестрейший континент постмодернизма на три сегмента.

Это «псевдопостмодернизм», – его лозунг: «Назад, к истокам!». Очевидно, авторы констатируют как тенденцию времени попытки выйти из рамок миражливой студийной игры симулякрами во чисто поле насаждения «базовых смыслов», – например, путем учреждения демократии в отдельно взятом Ираке.

Второй вид постмодернизма – это эклектический постмодернизм, пребывание в процессе потребления всех тех товаров и ценностей, что вырабатывает человечество на сегодня. И в этом смысле, эклектическим постмодернистом может оказаться любой полуграмотный жлоб из Конго, который даже и слова «постмодернизм» не слыхивал.

Но существует, наставляют авторы книги, третий вид постмодернизма, – это правильный, «серьезный» постмодернизм. Он так умен и внутренне серьезен именно потому, что отрефлексировал и понял, наконец, суть вещей в современном мире. Они, эти умные постмодернисты даже умнее своих гениальных предтеч модернистов (без пост-). Дальше опять цитата: «Ранние модернисты-авангардисты наивно полагали, что история сама подтвердит и одобрит их заявку на выражение «современности», с помощью формализма и ниспровержения. Поздним (пост-)модернистам досталось в наследство это формальное инспровержение – и осознание того, что проблемы представления, воспроизведения и легитимации (предания статуса признанной обществом ценности, – В.Б.; ликуй, короче, жизнелюб З. Церетели!) куда более сложны и серьезны, чем могли себе представить себе их предшественники» (с. 53).

Хочется напомнить, что О.Хаксли сказал все это гораздо проще еще в 1939 году: «Наступает эра рекламщиков!» Добавлю примерчик и от себя: один мой знакомый добился, что одну пустую (!) страничку в Сети ежедневно посещало около ста тысяч «пользователей». Тоже ведь достижение постмодернистской мысли…

Конечно, впаривание потребителю пустоты за его же денежки очень наглядно иллюстрирует кризисное состояние постмодернистского мира. Вот, наверное, почему практичные авторы проекта «Знакомьтесь: Постмодернизм» с высот философских, лингвистических и прочих теорий нисходят во внятные всем низины конкретной политики.

Действительно, огромным достижением и, быть может, качественно новым штрихом нашего бытия является то, что постмодернистский мир умеет и даже отчасти любит осознавать свои «траблы».

Не хочется повторять вслед за авторами книги всем ведомое: в наше время постмодернистскому миру противостоит фундаменталистски настроенные религиозные системы. Жуликоватый, самоуверенный Запад нос к носу столкнулся с мрачным, экстатически религиозным Востоком. И вновь «золотой миллиард» оказывается в состоянии противостояния, из которого он с таким блеском вышел лет пятнадцать назад после краха соцлагеря…

На одном из рисунков в конце книги человек с лицом Р. Рейгана задается вопросом: «Интересно, остался бы постмодернизм такой же влиятельной идеей, не рухни в один момент вся коммунистическая система?» (с. 164).

Авторы делят постмодернистов на «правых» (лучшие представители – Р. Рейган, М. Тэтчер, Иоанн Павел II) и «левых» (от Мишеля Фуко до никарагуанских сандинистов). Для «правых» постмодернизм – символ и осмысленное выражение торжества либеральных идей и ценностей свободного рынка, триумф общества потребления. Для «левых» постмодернизм – это, прежде всего, форма интеллектуальной рефлексии на тему хрупкости и в целом сомнительности основ западного процветания.

Самодовольная идея «правого» постмодерниста Фукуямы о том, что в лице западной цивилизации человечество достигло предела возможного социального совершенства и «история кончилась», наталкивается на жесткую критику постмодернистов же, но «левых» (Деррида).

Впрочем, эта плодотворно насущная дискуссия, вероятно, продолжится в формах, которые, быть может, вовсе не следует представлять себе на сон грядущий. И вдруг да сбудется пророчество Ч. Дженкса, что все время вгоняемый в гроб постмодернизм проживет еще… сотни лет?..

Валерий Бондаренко

Утянуто отсюда:

http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=100

 

Серия сообщений "теория литературы":
Часть 1 - Постмодернизм!
Часть 2 - К проблеме изучения литературных эпох
Часть 3 - Околопостмодерное

Серия сообщений "Постмодернизм":
Часть 1 - Роман Зюскинда "Парфумер". Интерпретации
Часть 2 - Г.Г.Маркес ?
...
Часть 4 - Метафора-доминанта в романе У.Эко "Имя розы"
Часть 5 - Маркес. Одиночество...
Часть 6 - Постмодернизм: еще одна интерпретация

Рубрики:  теория литературы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку