Омск логотип. Герб Омска. |
Метки: омск логотип вектор символ омска герб омска силуэт художник никита поздняков |
Даная. Художник Никита Поздняков. |
Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.
Даная, художник Никита Поздняков
Дерево, масло, 100 х 113 см.
Работа находится в коллекции галереи "Маячок".
Метки: Тициан Корреджо Госсарт Климт. ренесанс эпоха возрождения омский художник галерея маячок никита поздняков живопись картина зевс золотой дождь |
самое героическое интервью Ксении Собчак с (Буратино) Навальным... |
афоризм * претензии к богу |
Метки: Косаговский афоризм * претензии к богу |
КАК ИЗБЕЖАТь БЛОКАДУ * спользуем Gmail для других почтовых адресов - сообщение для всех жителей Украины у которых почта на mail.ru или на Yandex |
из дневника rss rost
Используем Gmail для других почтовых адресов
Метки: в помощь народу на Украине от удушливой цензуры |
литературные чтения * ФИЛЬМ * фантастический роман * ВОСКОВОЙ ЧЕЛОВЕК * продолжение читает автор |
литературные чтения * ФильМ * фантастический роман
* ВОСКОВОЙ ЧЕЛОВЕК *
АВТОРСКОЕ ЧТЕНИЕ
рисунки автора
смотреть НА БОЛЬШОМ экране
3 часть окончание
https://www.youtube.com/embed/Jt3rvxkvg48
отрывок
фантастика ВОСКОВОЙ ЧЕЛОВЕК 3
|
Метки: литературные чтения * фантастический роман ВОСКОВОЙ ЧЕЛОВЕК * продолжение читает автор Ю.Косаговский фантастика |
литературные чтения * фантастический роман * ВОСКОВОЙ ЧЕЛОВЕК * читает автор |
литературные чтения * фантастический роман
* ВОСКОВОЙ ЧЕЛОВЕК *
1 часть
АВТОРСКОЕ ЧТЕНИЕ
рисунки автора
смотреть НА БОЛЬШОМ экране
https://www.youtube.com/embed/tWoGsyFk-5c
продолжение следует
***
смотреть в журнале на малом экране
Метки: литературные чтения фантастический роман ВОСКОВОЙ ЧЕЛОВЕК читает автор |
Казимир Малевич. Черный Квадрат. Облака. Художник Никита Поздняков |
Метки: облака малевич черный квадрат супрематизм художник никита поздняков никита поздняков омский художник арт арт-брют брутальное искусство |
В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Караваджо и последователи * ОБЗОР НЕДОСТАТКОВ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ |
В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Она является своего рода продолжением первой масштабной экспозиции произведений великого итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), во многом определившего дальнейшее развитие европейской живописи, из музеев Италии, которая прошла в стенах Музея в конце 2011 – начале 2012 года. (продолжение ниже - ЮК) НЕДОСТАТКИ КАРАВАДЖО
Микеланджело Меризи да Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. 1593-1594. Фонд Лонги (Флоренция)
картина называется "Мальчик укушенный ящерицей"?
- но глаз видит жеманную женщину - по движению рук
и выражению лица и еще и красуется цветок в прическе
не убедительно что ящерица его еще кусает
и палец еще в пасти ...
- а он смотрит на зрителя а не на палец -
это кажется надуманной театральностью
выставленное голое плечо подчеркивает жеманность
рук и лица и кокетливых пальцев
кстати лицо плохо вписано в фигуру оно торчит над фигурой
а не явлется ее продолжением и причина в том
что художник выдумывает движения повыразительнее
позабыв о ситуации которую взялся изображать
О ДРУГИХ РАБОТАХ ВЫСТАВКИ
![]()
Орацио Борджанни. Оплакивание Христа. 1610. Фонд Лонги (Флоренция
прекрасно написаны гвозди они на первом плане
для устрашения зрителя
и ступни ног с устрашающими подробностями
но подробности... |
Метки: ГМИИ им.Пушкина Караваджо и Ко - недостатки |
К ВЫБОРАМ ВО ФРАНЦИИ * стихи и музыка * Жанну Де Арк народ когда-то услыхал - услышит и теперь Мари Лепен народ! |
https://www.youtube.com/embed/NsExhbVPciY
МАРИ ЛЕПЕН ИЛИ КТО?
Метки: Жанну Де Арк народ когда-то услыхал услышит и теперь Мари Лепен народ! МАРИ ЛЕПЕН ИЛИ КТО? |
1 МАЯ 2017 * братству... равенству... сиять! это заповедь Христа и мечтание мое... |
Метки: 1 МАЯ 2017 * братству... равенству... сиять! |
ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ * ЛЕ ПЕН |
-=-
.
Метки: ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ ЛЕ ПЕН стихи Косаговский |
РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКИТЫ ПОЗДНЯКОВА. А. В. Яковлева, Л. А. Брагина |
РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКИТЫ ПОЗДНЯКОВА
Авторы: А. В. Яковлева, Л. А. Брагина, (Барнаул)
Осмысляя влияние религии на искусство, в том числе наивное, мы намеренно избегаем «привязывать» личность Н. Поздняков к ме-сту его проживания. Региональная художественная среда практически не оказывает влияния на творчество наивного художника, так же, как и сменяющиеся стили и направления не имеют для него значения. Однако художник, как и любой индивид, испытывает на себе влияние состояния культуры и общества в целом, что не мо-жет быть не отображено в его работах. Ещё одной значительной причиной для исследования стало то, что в творчестве Позднякова большую роль играет религиозная тематика. Актуальность ее заклю-чается в том, что творчество художника является не только отраже-нием его индивидуального мировосприятия, но и способно вскрыть «чёрные дыры» современного общества, являясь практическим до-казательством кризиса религии, отражённом в искусстве, которое не пропущено сквозь призму эстетических и художественных пра-вил и веяний.
Представители старшего поколения омских художников: гра-фик Андрей Николаевич Машанов (1959 г. р.) и Сергей Николаевич Александров (1955 г. р.) также обращаются к использованию в своём творчестве религиозных мотивов. А. Н. Машанов («Яблоневый спас», «Пасха», 2005; «Вестник», 2010, «Вдохновение», 2001) в своих произ-ведениях создаёт мир гармонии с персонажами иконописной пла-стики, С. Н. Александров («Сибирская мадонна», 2004; «Только лю-бовь», 2006; «Царь-рыба», 1994) умело сочетает на своих полотнах ту же пластику с символами язычества славян и петроглифами.
Художник, к творчеству которого мы обращаемся, отличен по вос-приятию мира от своих коллег. Никита Юрьевич Поздняков — самодеятельный художник, живописец — родился 9 июня 1987 г. в Омске, в семье художника. Окончил среднюю школу, затем столичную Фи-нансово-гуманитарную академию по специальности государствен-ное и муниципальное управление (2010 г.).
Творческий путь Никиты начался с международного симпозиу-ма «Балдаурен-2009» в Казахстане. Начинающий художник принимает участие в региональных («Молодая Сибирь», Красноярск, 2011 г.), межрегиональных («Ноев Ковчег», Томск, 2010 г.), всерос-сийских («И небо становится ближе», г. Лесосибирск Красноярско-го края, 2011 г.) и международных («Душа Сибири» в рамках Ме-ждународной выставки-фестиваля «Я в кругу друзей», королевство Марокко, 2013 г.) выставках. Две персональные выставки Поздняко-ва: «Сибирская пыль» (апрель 2014 г., галерея «Бандероль», Барна-ул) и «Омская тоска» (25 сентября — 5 октября 2014 г., галерея на-ивного и аутсайдерского искусства «АртНаив», Москва) и несколько групповых. В декабре 2014 г. Н. Поздняков и ещё пятеро молодых ом-ских художников (Мария Александрова, Александр Белоусов, Ренат Латышев, Павла Маркова, Анна Терешкина) объединились, чтобы представить петербургской публике свои работы на выставке «Хо-рошо. Новое Омское Искусство» в галерее «Люда» [9–11]. Таким об-разом, молодой художник успевает выработать свой стиль менее чем за пять лет.
Метафизика картин Позднякова проистекает из творчества та-ких художников, как Кузьма Петров-Водкин (1878–1939), Марк Ша-гал (1887–1985), Ефим Честняков (1874–1961), Николай Андронов (1929–1998). Связь с ранним творчеством М. Шагала отмечает искусствовед Виталий Одинцов, куратор первой персональной выстав-ки молодого омского художника «Сибирская пыль» : «Художник бы-тописует жизнь русской деревни и более того, русской провинции, пришедшей в упадок и находящейся на грани вымирания». В своей статье Виталий говорит о интертекстуальности, смысловой много-значности и широкой ассоциативности образов картин Н. Поздня-кова [9].
Наивное искусство Позднякова сочетает в себе обособленность и любовь к жизни маленьких людей, как Шагала и Честнякова, и в то же время обречённость и безысходность умирающей русской деревни, заимствованной из сюжетов картин Николая Андронова. Частое использование Поздняковым в своих работах личности во-ждя мировой революции — В. И. Ленина, однако не имеет отсылки к соцреализму, потому что фигура Владимира Ильича — такой же призрак, как и все прочие персонажи, затерявшиеся при свете блед-ной луны среди обветшалых домов.
Большая часть работ Позднякова — это сюжетные работы, вы-полненные маслом на холсте. Графику Никита не использует, однако есть работы в технике коллажа, ассамбляжа. Он выполняет скульпту-ру, делает фотографии и снимает документальное кино. Таким обра-зом, отражение индивидуальной точки зрения происходит во мно-гих направлениях.
«В своём творчестве Поздняков обыгрывает и вольно трактует на грани провокации такие сюжеты, как «Распятие», «Богоматерь с младенцем», «Троица» [9].
Одно из главных творений Поздняко-ва — «Омская Троица». Её прототипом стала чудотворная икона, фактически спасшая Русь и собравшая её воедино, «…поскольку главной идеей, которая легла в основу создания образа Троицы, стал провозглашенный преподобным Сергием призыв: «Дабы воззрени-ем на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» [12]. «…после большевистского переворота, когда начались го-нения на Русскую Церковь, вновь вспомнили об этом призыве пре-подобного Сергия, и священник Павел Флоренский у стен Троице-Сергиевой лавры снова его повторил, призывая сограждан очнуться от безбожного угара, не поддаваться кампании «по низвержению не-бес». В те «окаянные дни» из уст отца Павла Флоренского прозвуча-ла знаменитая фраза, которая стала крылатой: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» [6].
Что же стало с нашей национальной идеей, символом которой являлась «Троица» Рублёва? Что стало с богом, о котором говорил Флоренский? Сюжет рублёвской «Троицы», переработанный моло-дым художником, несёт в себе уже не религиозную тематику и даже не отражение посредством этой переработки современного религи-озного положения, а печать образа мыслей современного общества.
В цветовом плане изображение является будто инверсией — нега-тивом, выражаясь языком фотографии, традиционной «Троицы»: абстрактный золотой фон иконы заменён на смесь цветов, кото-рые дают в итоге грязно-землистый оттенок; одежды канонической троицы традиционных цветов заменены на белую униформу, лики «ангелов» работы Позднякова затемнены (если не сказать замазаны), никакого святого смирения или участия, будто чёрные маски, они абсолютно обезличены; вместо золотисто-охристых крыл Рублева — голубые крылышки «от Позднякова», а искрящиеся золотые нимбы (почти белые от свечения) заменены на ржаво-рыжие, словно остывающий, уже не светящийся металл. Выполненные в том же цвете, что и абстрактный фон, палаты Авраама «вытеснены» покосивши-мися мрачными городскими многоэтажками с антеннами на кры-шах, принимающими «небесные» сигналы, а Мамврийский дуб «пре-вратился» в белый древесный «скелет». Если созерцание рублёвской «Троицы» рождает в нас ощущение таинства происходящего, про-никновения в святая святых существования, то поздняковское изо-бражение рождает ощущение обречённости и опустошённости, при-чиной или следствием которого является открывающийся взгляду «натюрморт»: бутылка с тремя «маленковскими» гранёными стака-нами, которые ютятся рядом с Ветхозаветной чашей. Но необходи-мо отметить ещё одну важную деталь: у Троицы Позднякова отсут-ствуют руки, потому они не могут поднять стакан и выпить с тостом «будем». В таком социальном прочтении библейского мотива моло-дым художником выражается глубокое внутреннее противоречие со-временного автору русского человека и общества в целом, которое в конкретном случае примитивно обозначено: пить или не пить — быть или не быть, читать которые можно и в обратном порядке — всё едино. «Это и горькая ирония и мрачный смех сквозь слёзы, за которыми стоит жалость и слабость к человеческому ничтоже-ству» [9]. Художник являет нам образы святых такими.
Образ матери, «шагающий» к нам из религиозной живописи, за-нимает в творчестве Позднякова особое место («Мать», 2014; «Мать сыра земля», 2011). Изображая мать, автор обращается к традиции изображения Богоматери как всеобщего женского начала. В этом наблюдается перекличка с образами матерей в работах мастера на-чала ХХ в. Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина («1918 год в Петро-граде», 1920, «Мать», 1915, «Мать», 1913). Но если в картинах Пе-трова-Водкина на заимствования из иконописи указывает пластика, золотистый тон лиц, условная лёгкая светотеневая моделировка, то у нашего современника Позднякова отсылка к образу Богомате-ри передаётся более просто, как и полагается в наивном искусстве, по её одеянию — мафорию. С догматической точки зрения основной смысл образа Одигитрии — явление в мир «небесного царя и судии» и поклонение царственному младенцу. «Богородица» — это Оди-гитрия художника Позднякова (2012), вопреки иконографическо-му канону, по которому она написана, уже заранее отражает скорбь Матери о Сыне. Её лик практически «скрыт» от зрителя: он выпол-нен в технике коллажа. Центральной фигурой в коллаже является опять же образ Богородицы с младенцем на рукам, занимающий место носа на лике святой девы и являющийся центральным. Богороди-ца в данной работе берёт на себя основное внимание, лик младенца Христа играет лишь вспомогательную роль, и его, обычно серьёз-ное, но всё‑таки детское лицо на иконах, превращается здесь в лицо взрослого человека с отрешённым взглядом. Таким образом, в одном ряду оказываются две пары глаз Девы Марии. Наличие множества глаз представляет христианскую святую как одно из божеств буддий-ской культуры. Одигитрия внутри образа Одигитрии. Однако коллаж этим не ограничивается: лик сложен из нескольких персонажей: менялы, фантомного человека, военного, тореро, маленьких балерин, Ленина. От связи этого обличия персонажей образ Богородицы противоречив, сложен и в то же время скрыт от глаз зрителей как сакральное в религии. Художник одновременно показывает множество составляющих этого образа и в то же время скрывает его, оставляя нам лишь глаза, полные печали.
Отличительная черта творчества Позднякова от других художников, обращающихся к религиозной тематике, в том, что он использует не только персонажей и символику христианства, но и язычества, и буддизма. Причём на его полотнах мы наблюдаем переплетение, слияние этих различных религиозных доктрин. К примеру, работа «Бодхисаттвы» (2011), в которой Поздняков соединяет образы из буддизма и христианства. Его бодхисатвы наделены светящимися ним-бами христианских святых. Идёт явная перекличка с иконописным изображением, хотя в азиатском искусстве у этих просветлённых также наблюдается свечение вокруг головы. То же самое происходит с атрибутами бодхисаттв (писание, чаша и череп), являющими-ся типичными предметами-символами веры в Христа. Но если писание может быть отнесено к обеим религиям, то священная чаша (грааль) и череп Адама у основания распятия отнести к христианству достаточно легко. Однако и в буддистской символике изображения бодхисаттвы Авалокитешвары мы встречаем чашу из человеческого черепа. Немаловажной деталью является и то, что на картине изображено три божества, а не одно, как обычно принято в буддизме. Это можно считать прямой отсылкой к святой христианской Троице. Сам художник в одном из интервью говорит, что по умолчанию мы все начинаем с православия. А буддизм Поздняков определяет, скорее, не как религию, а как состояния ума, образ жизни, мышление [10].
Колористический талант художника помогает ему создать свечение нимбов и окантовку одежд святых мерцающими бликами, не используя при этом сусального золота, как принято в живописном исполнении христианских святых. Он наносит на первоначально более тёмный фон пастозными мазками белый или на несколько тонов более светлый, чем основа, цвет и этим достигает нужного эффекта. Цветовое звучание полотен Н. Позднякова близко своим пони-манием влияния цвета на то, что делал в середине ХХ в. американский художник Марк Ротко (1903–1970), который заставлял цвет мерцать и светиться. Ротко использовал этот прием в нефигуративной живописи, где главным психоэмоциональным воздействую-щим средством был именно цвет. У Позднякова цвет хоть и оказывает определенное воздействие, однако он подчинён сюжету, а значит, вспомогателен.
В христианской религии Бог не изобразим в своем существе, непостижим в своей сущности. Так что же даёт попытка персонификации святого? Люди в большинстве своём визуалы и изначально воспринимают мир посредством зрения. Изобразив что‑либо на самом деле невидимое, проще заставить в это поверить. Вопреки этому Поздняков часто «лишает» лиц божественных обитателей своих картин, как бы деперсонализируя их. Но, возможно, отсутствие лиц религиозных персонажей продиктовано вовсе не желанием их скрыть, а тем, что они могут быть «лишними»: всё, что автор хо-тел сказать, он сумел выразить символами и цветом. Появление «гримас» у персонажей отвлекло бы внимание зрителя от главной идеи полотен. В данном случае мы говорим не об искусстве, которое служит религии, но о религии, которая стала рефлексией в искусстве. Попытка художника сокрыть лик изображаемого, с одной стороны, отсылает нас к иконоборческому периоду в истории христианства, что отчасти скрещивается с мусульманским запретом на изображение людей, а с другой стороны, автор не то чтобы не знает, как должен выглядеть Христос (за два тысячелетия существования христианства сложился узнаваемый визуальный образ Миссии), но, проносясь мимо нас на рекордной скорости, на которой движется информация, сделавшая своим заложником человека ХХI в., ставшая в свою очередь богом, лик Миссии сливается с множеством других и становится неразличим, подобно эффекту «мо-ушн блёр» в фотографии.
Таким образом может быть трактована работа Позднякова «Спас» (2015), где есть всего лишь смазанная чёрная краска, которая дол-жна напомнить зрителю лик Христа: то ли отпечаток на Туринской плащанице, то ли фотографическая «шевелёнка». Исследуя подобные работы Позднякова, можно проследить изменение мыслей само-го автора. Картина «Чёрный Христос» тоже является отсылкой к от-печатку на плащанице, но на ней ещё пока чётко прослеживается и овал лица, и черты, и нимб. Мы видим, как со временем граница чёткости перестаёт существовать и для самого художника, и для со-временного человека в целом.
Работы Никиты Позднякова словно призма, через которую отражаются явления современности с распадом значения личности и верой в теорию относительности и хаоса. Работа 2010 г. «Ангел» — одно из подтверждений и опровержений этого утверждения. Вопреки названию картины, ангельского лика мы здесь не увидим. Вместо него нашему взору предстают диагональные прямоугольни-ки, в итоге образующие ясно читающийся крест, ангел словно забинтован и незряч. Отсутствие у ангела лика, однако, не мешает зрителю понять, что его обращение направленно именно к нам. Мог ли выписанный по всем канонам лик передать современному зрителю больше смысла, чем приём, используемый Поздняковым? В данном случае, по нашему мнению, вряд ли. Обращая внимание на всю фигуру ангела, видим за его спиной не светлые крылья, а тёмные. Его одежды также создают двоякое впечатление: нижний слой краски — красный, верхний — белый. Как уже отмечалось ранее, этот приём создаёт иллюзию свечения. К тому же фигура херувима изображена не на абстрактном фоне, как полагается в иконописи, а на фоне зим-него ночного пейзажа. Пейзаж хоть и является у Позднякова второстепенным, однако именно его решение помогает передать эмоцио-нальный настрой художника зрителю.
Обращаясь к творчеству молодого омского художника, нельзя не отметить некоторого мистического декаданса, царствующего на его полотнах. Персонажи Позднякова словно потомки героев полотен Ефима Честнякова, но обитающие уже не в «городе Всеобщего Благоденствия», а в городе безнадёжности и упадка. В городе, обрастающем религиозными персонажами и смыслами, которые должны вселять веру в безнадёжные жизни маленьких человечков, но вопреки своему предназначению, не делающие этого.
Подобное ощущение передаёт полотно «Жёны-мироносицы у гро-ба Господня». Женщины на нём почти бесплотны, их очертания на-писаны несколькими шероховатыми мазками, и узнать в них фигу-ры святых помогает только золотой нимб над головами, в то время как сами они будто призраки, готовые упорхнуть и с глаз зрителя, и из этого мира. Композиционное решение картины необычно: художник пишет персонажей разновеликими, выстраивая три фигу-ры в ряд по нисходящей, а четвёртую возвышая над ними с другого края полотна. Но чёрный фон картины и мрачное мистическое ощу-щение не позволяют нам надеяться на «светлый исход» — Воскреше-ние Христа.
Христос пропал и рай, который должен наступить после земной смерти, согласно христианскому учению, у Позднякова же рай не приносит избавления и благодати. Рай скорее мыслится как ещё одно вращение колеса Сансары, как круговорот рождения и смерти, ограниченные кармой. «Сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность» [14].
В своей работе под аналогичным названием «Колесо Сансары» (2013) Никита показывает третий круг колеса, в котором запечатлены следствия кармы в виде рождений в одном из шести миров. «Буддизм в зависимости от преобладающих тенденций умов существ признает шесть возможных форм существования» [14]. Их соотношение на работе художника таково: рождение в качестве божества — ангел, парящий над кладбищем; воинственный полубог — памятник Ленину; человек (если преобладают желание и привязанности) — алкоголь и пёс. Эти ниши расположены в верхней части колеса. Расположенные в нижней части: животное (если преобладают неведение и тупость) — люди, бредущие мимо заводских дымящих труб с тяжёлой ношей за плечами; голодный дух (если преобладают жадность и страсть) — «дорога, ведущая к храму»; замыкающий цикл — обитатель ада — стены колонии для осужденных.
Само колесо Сансары держит Яма, индийский бог смерти, кото-рый выражает принцип кармы. Рядом с головой Ямы расположены два светила: дневное и ночное. Поздняков решает их не в традиционных цветах: луны как белого круга, солнца как жёлто-оранжево-го, а сближает их в тоне. Луна становится слегка голубоватой, а солн-це — слегка розовым. Смягчая различия между ними, художник также смывает различия между днём и ночью, «заставляя» людей «внутри круга» не замечать смены времён суток, вращаясь по бесконечному циклу.
Творчество живописца представлено перекличкой религиозной тематики и темы страданий людских, которые художник воплоща-ет через образы заключенных и атрибутику мест «не столь отдалённых». Это видно и в «Колесе Сансары», и в других его работах, таких как «Благоразумный разбойник», 2012 (рис. 8), «Степная песнь» (2011), «Так идут к звёздам» (2015).
Вспомним историю, когда Иисус, распятый на кресте между двух разбойников, Дисмаса и Гестаса, убеждает одного из них уверовать. Это религиозная история, эхом которой станет особое отношение художника к людям, преступившим закон, и связью их с религией и искуплением. Прочная связка «закон божий — грех (преступле-ние) — искупление».
Cамобытно произведение «Степная песнь», как и всё творчество Никиты Позднякова. Зритель видит перед собой два изображения женщины-заключённой: анфас и в профиль, сделанные на фоне зим-него пейзажа с одиноко стоящим деревом. Однако, если закрыть но-мер на её одежде, зритель с лёгкостью сможет принять эту женщину за монашку в чёрном облачении. Примечательной деталью рабо-ты является нагрудный крест, наклеенный поверх холста. Обратная связка «искупление — грех — вера». И мы замечаем, как плотно в невидимое кольцо-колесо смыкаются эти три понятия в работах Позднякова. В работе «Так идут к звёздам» (2015) молодой художник на руках Богородицы изображает татуировки заключённых, из кото-рых первая означает «один в четырёх стенах», а вторая — перстень «прошёл тюрьму».
«Я стараюсь писать о том, что хорошо знаю, о том, что вижу во-круг себя. Тогда получается правдиво. Ведь фальшь в искусстве чувствуется, возможно, сильнее, чем где‑либо. А что нас, рожденных в России, окружает с детства? Что мы видим вокруг и впитываем? Серость, пьянство, людскую боль. И над этим всем возвышаются золоченые купола и вышки с автоматчиками» [8].
Работы художника «Зима» и «Голгофская зима», созданные в 2010 и 2009 гг., изображают перед нами священную гору под покровом снега. Зима на Голгофе. Иерусалим в снегу — явление достаточно редкое. Тем более, что Иисус Христос был распят в тёплое время года. Христос на кресте посреди белого простора, вокруг бродят чёрные псы с красными глазами. Христа просто забыли на этой горе! Это своеобразная метафора ценностей современного общества, для которого время сжалось в точку и стало драгоценней веры и любви. Любви, которую проповедует христианская религия. Несмотря на тысячелетее, прошедшее после крещения Руси, она, Русь никогда не была полностью христианизирована. Язычество накрепко оплело христианскую религию, «скрестив» своих почитаемых идолов и выдуманных существ с новыми святыми. В эпоху двоеверия на Руси образ Кощея, который был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы, был замещён образом святого Касьяна. В народе же этого святого считали воплощением всяческих бедствий и обладателем «дурного глаза». И именно эту противоречивую фигуру решает изобразить молодой художник.
Иное смешение религий создаёт Поздняков на картинах «Сон русалки» (2014) и «Реинкарнация» (2015). Художник как творец сводит воедино догматы и постулаты мировых религий. Если в работе «Реинкарнация» это христианство и буддизм, то во «Сне русалки» — язычество и буддизм. В обеих работах речь идёт о смерти и перерождении. Интересно композиционное решение художника: он изображает событийные фрагменты в геометрических фигурах: два круга и треугольник. Примечательно, что символика этих фигур сходна в разных религиях. Круг: у славян — цикличность жизни, у христиан — нимб, мир как первичное творение бога, у буддистов — колесо сансары, включающее в себя весь мир. Треугольник: у христиан — символ Троицы — Отца, Сына и Святого Духа, у буддистов — чистое пламя и три драгоценности — Будды, Дхарма и Сангха. Как мы видим, всё это отголоски одной и той же идеи эклектичного мира. Буддизм, по мнению самого художника, как алмаз: положи его на красное — он будет казаться красным, положи на синее — будет синим, на самом же деле он прозрачен, но вбирает в себя весь спектр цветов. То же, чем являлась икона в христианском понимании, — прообразом идеального, стало ненужным в современной реальности. Прошлый век потерял само понятие идеала, постмодернизм принёс понятие относительности всего: сбившиеся ориентиры человека, в котором ещё присутствует ощущение некой тайны веры, но утрачено направление, в котором он должен двигаться, чтобы к ней приобщиться.
Таким образом, личность и творчество самодеятельного сибирского художника Никиты Юрьевича Позднякова исследуется с точки зрения интереса и востребованности современного наивного искусства. Художественные особенности творческого метода рассматриваются через использование религиозных мотивов и символики в живописных произведениях. Вера, перерождённая в эпоху постмодерна, «генетически модифицирована»: в ней часть — от язычества, часть — от христианства, часть — от буддизма. Художник берёт традиции, в которых ему довелось жить: христианство с обязательной примесью язычества — и накладывает на это популярный в современном мире буддизм. Путём наслоения рождает новый мир. Но мир не радостный и просветлённый, а запутавшийся в самом себе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. М., 2000.
2. Богемская К. Наивное искусство: таланты и поклонники // Фи-лософия наивности / сост. А. С. Мигунов. М., 2001.
3. Вагнер Г. О соотношении народного и самодеятельного искус-ства // Проблемы народного искусства / под ред. М. А. Некрасовой
и К. А. Макарова. М., 1982.
4. Турчин В. Наивное… Искусство у границ искусства // Филосо-фия наивности / сост. А. С. Мигунов. М., 2001.
5. Шкаровская Н. Народное самодеятельное искусство / авт. вст. ст. М. В. Алпатов. Л., 1975.
6. Флоренский П. А. Иконостас. М., 2013.
7. Усанова А. Л. Народное искусство как источник художествен-ной выразительности в творчестве алтайских художников 60–70‑х гг. XX века // Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимо-действия сопредельных территорий. Барнаул, 2007.
8. Беседа с Никитой Поздняковым. Иван Спицын 03.03.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://abje.tk/nikita-pozdnyakov/ (дата обращения: 04.06.2015).
9. Одинцов Виталий. Никита Поздняков. Выставка «Сибирская пыль» 17.04.2014 // «КультБарнаул», 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kultbarnaul.ru/2014/04/blog-post.html (дата обра-щения: 04.06.2015).
10. Чернышева Ирина. Интервью с Никитой Поздняковым 01.10.2014 // «СуперОмск» [Электронный ресурс]. URL: http:// superomsk.ru/interviews/329 (дата обращения: 04.06.2015).
11. Каталог выставки: живопись, графика «НЗ-42/МОСТ» / вст. ст. Екатерины Кудряшовой. Омск, 2013.
12. Ульянов О. Г. Наша национальная идея — это рублёвская трои-ца. 03.08.2005 // Русский вестник, 2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rv.ru/content.php3? id=5835 (дата обращения: 04.06.2015).
13.Бодхисаттва Авалокитешвара «Абхитхарма Чой» [Электронный ресурс]. URL: http://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Avalokitesvara. htm (дата обращения: 04.06.2015).
14. Колесо Сансары // Информационно-коммуникационный пор-тал про буддизм «В Буддизме». 2011–2013 [Электронный ресурс]. URL: http://vbuddisme.ru/wiki/Колесо+Сансары (дата обращения: 04.06.2015).
Метки: омский художник живопись сибирь религиозное искусство буддизм в творчестве русских художников христианство изобразительное искусство никита поздняков статья искусствоведение |
АУКЦИОН РАСПРОДАЖА ТОГО ЧТО ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ОТОДВИНУЛА В СТОРОНУ И УРОКИ ИСТОРИИ |
Аукцион № 33 (94)
«Русское искусство XIX — XX веков. 100 работ русских академических художников»
26 апреля 2017 года в 19:00
Пресс-центр Центрального дома художника по адресу:
Москва, ул. Крымский Вал, 10
Аукционный дом «Кабинетъ» представляет коллекцию 33-го аукциона русского искусства «100 работ русских академических художников». Как всегда, большая часть выставленных работ имеет законченное обрамление и сопровождена экспертными заключениями.
В разделе живописи выделяются две значительные картины соучеников и близких друзей И. И. Шишкина — «Берег Финского залива» А. В. Гине (лот 17) и «На берегу» П. П. Джогина (лот 20).
![]() |
![]() |
А. В. ГИНЕ Берег Финского залива. Третья четверть XIX в. |
П. П. ДЖОГИН На берегу. Третья четверть XIX в. |
(продолжение ниже - ЮК)
Метки: аукцион - чтобы не пропали деньги аукцион живописи чтобы не пропали инвестиции |
ПАСХА * Воскресла истина когда Христос воскрес * ЛЮБОВЬ КАК ФУНДАМЕНТ |
Рембрандт * офорт
Метки: любовь - спасение что дал Христос милосердие - спасение что дал Христос Джотто Рембрандт Врубель Косаговский Пасха |
ОТВЕРГНУТЫЙ ГЕНИЙ ВАН-ГОГ - ЛИДИРУЕТ В ИСТОРИИ ИСКУССТВ * но кто же процветал в его время? |
Женский образ
Альберт Линч родился в Лиме (Перу), в 1851 году, в семье переселенцев из Ирландии.
В 1878 году художник перебрался в Париж, поступил в Национальную высшую школу изящных искусств, где учителем Альберта стал великий живописец Вильям Бугро.
После окончания школы Линч трудился в мастерских известных французских живописцев Жюля Ноэля, Анри Лемана и Габриэля Ферре.
С 1880 года художник выставлял свои работы в Парижском салоне, был многократно награжден медалями и разнообразными престижными наградами, а в 1901 году – Орденом Почётного легиона.
(продолжение ниже - ЮК)
Метки: в помощь инвесторам одурманеным рейтингами ОТВЕРГНУТЫЙ ГЕНИЙ ВАН-ГОГ и модное искусство ВАН-ГОГ МАТИСС И МОДНЫЕ ХУДОЖНИКИ ЧТО СГИНУЛИ |
Иосиф Сталин. |
Метки: Сталин коба иосиф сталин Гулаг колыма магадан один день ивана Денисовича Варлам шаламов Репрессии политзаключенные 1937 год |
Почему рисование так нужно взрослым * НЕ РАСКРАШИВАТЬ! А РИСОВАТЬ САМИМ!!! |
из дневника justvitekПочему рисование так нужно взрослым
Метки: ОБРАЗЫ инструмент познания данный природой |
Штурм белого дома. Художник Никита Поздняков |
Метки: горящий белый дом белый дом москва белый дом россия 1993 |