Xek (_Черный_ОбелисК_) все записи автора
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА А. КРУПНОВА
Песню " Бес" Толя задумал как эксперимент. Я рискну припомнить то, что пытался донести до меня Анатолий в далёком 1996, когда впервые показал мне эту зловещую композицию. Мы сидели на кухне его новой квартиры на Покровском бульваре, пили крепкий чай с печеньем и говорили о будущем. У Крупнова это был период полного затворничества. Рядом находились только совсем близкие люди, таблетки и врачи. Толя проходил период интенсивного лечения, практически никуда не выходил, очень много сочинял и всеми силами был нацелен на работу. Эта песня задумывалась Толей как попытка воплотить на сцене что-то совсем новое, авангардное совсем не свойственное традиционному “Чёрному Обелиску”, совсем "театральное", при этом начисто лишённое “готического” пафоса раннего "бодлеровского" цикла. Мне кажется, что именно в плане поиска новых выразительных средств Крупнову хотелось добиться чего-то более обнажённого, достоверного и поэтому страшного. Исходя из Толиных слов и музыкальных фрагментов сыгранных на басу, мне рисовалась очень мрачная, длинная но при этом максимально свободная по форме музыкальная композиция. По сути - сценический образ мучительной человеческой жизни на грани распада сознания и погружения в беспросветный хаос безумия. Надо отметить что попытки подобного опасного, творческого эксперимента Анатолий уже предпринимал вместе с Гариком Сукачёвым в группе “Неприкасаемые”. Шаманский дух "Джима Морисона" и фестиваля Woodstock легко отыскать в таких беспощадных композициях как “Без Четверти Восемь” и “Дорога Под Землю”, но в песне “Бес”, мне кажется Крупнов собирался пойти ещё дальше.
Вообще новаторство в тот момент у Крупнова стояло на первом месте. Он намеренно желал использовать в музыке будущего “Обелиска” всё разнообразие стилистических и ритмических форм. Аранжировка на песню В.С. Высоцкого “Песенка ни про что или что случилось в Африке”, живой пример воплощения Анатолием Крупновым (бас, вокал), Александром Митрофановым (барабаны), Дмитрием Варшавчиком (гитара) крупновских идей того периода. (см. по ссылке:
http://justmuzz.ru/…/krupnov-anatolij-chernij-obelisk_zhira… ). Смешение стилей и жанров, “ безумные скачки из рок-н-ролла в свинг, фанк, кантри и ещё бог знает куда” – именно таким видел Толя будущий стиль “Обелиска”.
Песню “Бес” Толя задумал, как мне вспоминается как "театр одного безумного актёра". В процессе исполнения планировалось забираться на порталы, прыгать с микрофоном в зал и как любил говорить Толя: “резвиться, но как!..”.
В основе всей композициии был положен непрерывно повторяющийся, медитативно-гитарный "риф" - однообразный ostinato из трёх нот. Гитара как пульс, бег неумолимо несущегося времени, звучащего то громче то тише в зависимости от произносимого текста была основой всего. По замыслу Крупнова вокруг этого непрерывного, гитарного пульса и должен был читаться, прошёптываться, выплёвываться, ораться, пропеваться, декламироваться в совершенно свободной, раскованной, ритмическо-импрвизационной, актёрской манере Крупновский текст – монолог - исповедь. Текст максимально достоверно выражающей жуткий эмоциональный опыт пребывания человеческой души во власти тёмных сил. Отдельные ключевые слова текста, по Толиному замыслу должны были акцентировать бас и барабаны. Бас вместе с голосом должен был время от времени начинать свою "пляшущую" импровизацию вокруг гитарного рифа, а барабаны, поддерживая риф должны были по замыслу Крупнова постоянно смещать акценты и доли. Окончательно складываться в песню такая подвижная музыкальная форма должна была исключительно на ощущениях трёх человек, находящихся на сцене. Свободное дыхание, импровизация, музыкальный Ad Libitum, внезапно как мускул собирался в жёсткое монолитное Tutti вокруг рифовой гитары, но через мгновение распадался вновь.
На концертах Толя предполагал в середине песни оставлять специальный музыкальный отрезок, где он планировал предлагать зрительному залу называть свои варианты слов с приставкой “бес”, услышав которые а он как “поэт - импровизатор” из Пушкинских трагедий будет с ходу рождать стихотворные завершения и по возможности актёрски отыгрывать их.
Толя всегда подчёркивал что больше всего любит работать не на стадионах, а на площадках около 1000 человек, где контакт с публикой максимален. Именно в таких залах он планировал исполнять композицию- мистерию "Бес".
Друг мира, неба и людей,
Восторгов трезвых и печалей,
Брось эту книгу сатурналий,
Бесчинных оргий и скорбей!
Когда в риторике своей
Ты Сатане не подражаешь,
Брось! - Ты больным меня признаешь
Иль не поймешь ни слова в ней.
Но, если ум твой в безднах бродит,
Ища обетованный рай,
Скорбит, зовет и не находит, -
Тогда... О, брат! тогда читай
И братским чувством сожаленья
Откликнись на мои мученья!
(1857.Шарль Бодлер -Эпиграф к одной осужденной книге Charles Baudelaire. Les Fleurs du mal.)
Безусловно, учитывая всё выше сказанное, можно себе представить какие мысли и даже страхи посещали нас при записи именно этой песни для POSTальбома. Спасибо всем, а особенно Александру Ф.Скляру, за столь самоотверженное решение и помощь в реализации такого неоднозначного по своему значению материала. Сразу хочу оговориться что данное произведение не рекомендуется к прослушиванию тем, кто не устойчив в вопросах добра и зла, ибо только с возрастом начинаешь понимать, что не во все двери следует стучаться, а тем более их отворять... (А.Юрасов. Отрывок из воспоминаний. Пятница 13/ 2016 г.)
А. Крупнов /POSTальбом / 2 CD/ RealRecords
А.Ф. Скляр - вокал.
Д. Варшавчик -гитара.
А.Митрофанов - барабаны.
Р.Аюпов - клавишные
А.Осташев - бас
http://fmusic.mobi/artist/35813
БЕС
Бес, бес, бес, безумие стелет свой яркий и красочный плед
Я тут же встаю, надеваю любимый берет
Пока я считаю количество прожитых лет Пушистою лапкою спину - включается свет.
Бес, бес, бес, бессонница вяло зевая ключами гремит
Тринадцать проворных движений - и путь мой открыт
Нахохленный филин с достоинством молча сидит
Я слышу стук сердца его, остальное молчит
Бес, бес, бес, бесстрашье изящно гарцует на белом коне
Ни латы, ни шлем не нужны - это ясно вполне
Чуть более пристально вниз, очень пристально ввысь.
Надменность и нежность, и сила в нем тесно сплелись
Бес, бес, бес, беспредел словно вихрь ломает, калечит кусты
Совсем не для пользы, а просто так, для красоты
В нем все нараспашку - рубашка, душа и пиджак
Ему очень скучно, в глазах очень пусто. Никак...
Бес, бес, бес, бесплодие - умная дама с красивым лицом
Отплакала все, на мизинце большое кольцо
Дилемма проста - или в жизнь без мужчин и с постом
Иль домик свиданий открыть - место есть за мостом
Бес, бес, бес, бессмертие в тапочках теплых, пенсне и кальян
На все мои реплики просто сказал: "Я не пьян."
И глядя как солнце привычно рожает земля
Исчез, мне оставив лишь запах и цвет хрусталя
Бес, бес, бес, без я, без меня как изменится мир?
Вдруг я муть?
И может быть мне заболеть, поломать, растянуть
Бес, бес, бес, без ты, без тебя как изменится мир?
Вдруг ты муть?
И может тебе заболеть, поломать, растянуть
И так, чтоб никто не заметил украдкой взглянуть
На то, переменится- ль что?... А потом уж заснуть.
Бес, бес, бес, бес...
© Copyright: Анатолий Крупнов
Р.S. Это единственный текст написанный в записной книжке задом наперёд с финалом на цифре 27.
https://vk.com/godkrupnova
взято тут