-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Рассказ о Симхат Тора в Лондоне в 1663 году

Воскресенье, 08 Октября 2017 г. 22:42 + в цитатник

Менахем Батлер 

 

Рассказ Сэмюэля Пеписа о том, как он наблюдал оживленную службу в синагоге

 

Симхат Тора — это такое время, когда еврейские дети всех возрастов и из всех общин веселятся, празднуя свою личную связь с Торой и со своей общиной. Празднество зачастую бывает столь радостным, что о нем потом вспоминают и рассказывают месяцами, если не годами. А об одном конкретном праздновании Симхат Тора в общине испанских и португальских евреев в Англии нужно рассказать 350 лет спустя.

В синагоге лондонской сефардской конгрегации — «Бевис Маркс» — расскажут историю, записанную известным британским диаристом Сэмюэлем Пеписом, который на Симхат Тора 1663 года неожиданно зашел в синагогу «Шаар а‑шамаим» в Лондоне. Рассказ Пеписа об этом эпизоде стал одним из самых известных сюжетов, лежащих в основании истории английского еврейства.

Дневник Сэмюэля Пеписа                                                 Библиотека Пеписа. Колледж Магдалины, Кембридж

Средневековая история евреев в Англии закончилась изгнанием 1290 года, а новая началась в 1656‑м (хотя отдельные евреи жили и приезжали в Англию на протяжении этого промежуточного периода). В XVII веке прославленный португальский каббалист и рабби Менаше бен Исраэль неустанно обращался в британский парламент с петициями о разрешении воссоздать организованную еврейскую общину в Англии, и Оливер Кромвель, лорд‑протектор Англии, позволил евреям вернуться. И тут же португальский еврейский купец Антонио Фернандес Карвахаль, первый еврей, натурализовавшийся в Англии, основал синагогу, где должна была вестись служба в сефардских традициях.

Через несколько месяцев, 19 декабря 1656 года, конгрегация «Шаар а‑шамаим» была открыта на улице Кричерч Лейн в Лондоне. (А за два года до того, в 1654‑м, была основана аналогичная испано‑португальская конгрегация в Нью‑Йорке — «Шеарит Исраэль»; она стала старейшей еврейской конгрегацией Соединенных Штатов.)

Спустя несколько лет Пепис оказался перед «Шаар а‑шамаим» в день Симхат Тора и был поражен весельем, свидетелем которого стал. В своем дневнике, в записи от 14 октября 1663 года, он описал этот праздник, запечатлев для потомков дух Симхат Тора 350‑летней давности.

Поднялся в свою контору, был там все утро, а часть утра сэр Дж. Миннес провел как дурак, как он делает все, читая мне «Анатомию тела», но так глупо, что я понял единственную вещь — что я от него устал, и тогда я направился к «Change» и встретил господина Гранта, и мы пошли в кофейню, и я узнал от него, что сэр У. Петти и его судно прибывают, и король намерен отправиться в Портсмут встречать его. Потом я был дома, и после ужина мы с женой из‑за господина Ролинсона оказались у еврейской синагоги. Там мужчины и мальчики в своих покрывалах, а женщины за решеткой, чтобы их было не видно. Какие‑то предметы стоят в шкафу, в сторону которого, по их закону, кланяются все, кто входит. Накидывая покрывала, они говорят что‑то, на что окружающие, которые их слышат, отвечают «Амен», и они целуют свои покрывала. Служба вся поется и вся на еврейском языке. И тут их Законы, которые в шкафу, извлекают оттуда и несут несколько мужчин. Этих предметов всего четыре или пять, и мужчины помогают друг другу. Возможно, каждый желает участвовать в ношении этих Законов, я не могу сказать, но они носят его по зале, а все поют молитвы. А в конце они читают молитву за короля, чье имя они произносят по‑португальски, но молитва, как и все прочие, на еврейском. Но Б‑же мой! Там такой беспорядок, смех, игры и полное отсутствие внимания, неразбериха на протяжении всей службы, они похожи скорее на дикарей, чем на народ, знающий истинного Б‑га. Увидев такое, человек заречется когда‑либо заходить к евреям вновь. И я не видел никогда подобного и не мог представить, что в мире есть такая религия с такими абсурдными ритуалами.

И затем, хотя ум мой был занят этими евреями, взял карету и высадил жену у Вестминстер‑холл, а сам направился в Уайт‑холл, и там заседал танжерский комитет, а герцог и африканский комитет заседали в нашей комнате. Сэр Г. Картерет, сэр У. Комптон, господин Ковентри, сэр У. Райдер, Катэнс и я встречались еще в одной комнате, где были стулья, но не было стола, и там мы провели отличную дискуссию о Салли, а также об условиях, по которым наш король платит португальцам, которые оставили свой дом в Танжере, и мне это очень понравилось, и затем я забрал мою жену и мы отправились в «New Exchange» за ее вещами, и зашли к Томасу Пепису и купили там кое‑что. И домой, ужинать и в кровать, после того как я долгое время провел с сэром У. Пеном, откровенно критикуя сэра У. Баттена и сэра Дж. Миннеса, не более чем заслуживают глупость одного и канальство второго.

Описание, данное Пеписом, очень похоже на то, что мы сегодня можем наблюдать на Симхат Тора в синагоге, и в то же время это редкий очерк синагогальных обычаев одного из самых радостных дней в еврейском календаре в раннее Новое время. Эту историю рассказывают и евреям, и неевреям, приходящим в сефардские синагоги Америки и Европы на праздник Симхат Тора, в надежде на то, что они испытают схожее чувство радости, веселья и легкости в праздник Торы. 

Оригинальная публикация: A SIMCHAT TORAH STORY FROM 1663 LONDON

http://lechaim.ru/academy/simhat-tora-v-londone-v-1663-godu/

Рубрики:  ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
ПРАЗДНИКИ/Шмини-Ацерет и Симхат Тора
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю