-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Рабби Меир-Чудотворец и его супруга Брурия

Суббота, 03 Июня 2017 г. 23:30 + в цитатник

 

 Жители и гости Тверии пешком добираются до комплекса, где похоронен великий праведник и чудотворец, рабби Меир Баал а-Нес

В один из весенних дней в городе Тверии с большой помпезностью встречают необычный праздник Элула. В этот день дорога на Бейт-Шеан, начиная от центра города и вплоть до минеральных источников "Хамей-Тверия", полностью перекрывается для транспорта.

 

Рабби Меир-Чудотворец и его супруга Брурия

Могила рабби Меира.

Фото с сайта breslev.co.il


Место расположения его могилы необычайно красиво. С холма открывается чудесная панорама озера Кинерет. Рядом проходит оживленная трасса, а в нескольких метрах - музей под открытым небом, включающий древние римские бани, родники с минеральной горячей водой и раскопки синагоги, построенной в 4 веке. В ней частично сохранились в виде мозаики изображения Ковчега Завета, Ханукии, Лулав, знаки зодиака и другие еврейские символы.

Сама могила рабби разительно отличается от могил других известных праведников, похороненных в древнем городе. Она достаточно высокая, сделана из мрамора, что вызывает некоторое удивление. В 1867 году над ней возвели синагогу с голубым закругленным куполом, и с тех пор тысячи евреев приходят сюда изучать Тору. Существует предание о том, что р. Меир похоронен стоя, с посохом в руках, что означает: "Как только придет Машиах, он, не теряя ни минуты, отправится его встречать..."

Резная мраморная могила разделена на мужскую и женскую части. Прямо на ее месте действует ашкеназская и сефардская синагога, а рядом расположено двухэтажное здание религиозной школы (ешива). Два входа - с южной и северной стороны, начинаются с вереницы магазинчиков, напротив которых - целый комплекс столов для пикника. Здесь всегда многолюдно и часто проводятся различные торжества (первая стрижка волос 3-х летнему ребенку) и праздники. Поэтому на столе у окна всегда накрыт стол со сладостями и напитками. Рядом с синагогой узкие комнатки, на стене которых размещены мелькающие огоньками надписи с именами, фамилиями и датами людей, которым благодарные потомки приобрели памятные таблички. Интересен факт, что могила праведника р. Меира Баал а-Неса также почитаема у арабов и друзов, они называют его "а-садик" (праведник).

Немного странно смотрятся высотой в полметра и выше массивные железные копилки для "Цдаки" (пожертвований). Для справки: в начале XIX в. распространился обычай в еврейских общинах ставить копилки для пожертвований с названиями "касса р. М.Б.г.Н.", Средства от пожертвований отсылались в Эрец-Исраэль для поддержки живших там евреев. Весьма правдоподобно, что касса р. М.Б.г.Н., или "Рамбагана" (аббревиатура его имени) - это не что иное, как поздний вариант "кассы Рамбана" (Рабейну Моше бен Нахмана), который ввел этот обычай восемьсот лет тому назад, и имя Рамбан перепуталось с именем Рамбаган.

С именем праведника Меира связано также немало чудесных историй, дошедших до наших дней. Даже место его погребения, затерявшееся, может быть, из-за землетрясений в этом районе, было опознано именно с помощью мистического чуда. В одной из легенд говорится, как однажды некий пастух пригнал сюда стадо. Долго бродил по этим местам, и, наконец, решил немного отдохнуть, слегка вздремнув. Во время сна ему явился р. Меир и сказал: "Знай, что на этом самом месте, где ты спишь, я похоронен! Не смей никому рассказывать об этом, ибо страшен будет твой конец". Пастух долгое время никому не рассказывал о своем сне. Но однажды все же не выдержал и поведал раввинам свою историю, а потом привел их на это место. Не успел он произнести последнюю фразу, как упал и сразу же скончался. Тогда евреи собрались, и стали молиться, прося Б-га послать им какой-либо знак, обещая на этом месте построить синагогу и ешиву. Как только они закончили молитву, произошло чудо: из старых развалин выкатилась мраморная колонна и поднялась ввысь. С тех пор считается, что именно здесь погребен великий праведник - чудотворец.

Но есть предположение, что это могила р. Меиратаны, и оно оспаривается многими, так как ребе умер в Асии. Но из Иерусалимского Талмуда очевидно, что р. Меир завещал похоронить его в Эрец-Исраэль. Согласно другой версии, р. Меир Баал а-Нес - это сын р. Ицхака - кантора, автора "Акдамот", который тоже был известен как чудотворец.

Рабби Меир жил во втором веке нашей эры. Предание гласит, что он потомок Цезаря Нерона, принявший иудаизм. Пережил восстание Бар Кохбы, разрушение Второго Храма и гонения Рима. Его имя "Бааль а-Нес"- в переводе означает "дающий свет", а так же "чудотворец". Р. Меир был из пяти последних учеников Рабби Акивы, так же его учителями были Рабби Ишмаэль и Элиша Бэн Абуя, прозванный "чужой". Со временем он и сам, как его мудрецы-учителя, стал известным законоучителем.

Вплоть до поколения р. Меира Тора передавалась устно - от отца к сыну. Рабби Иегуда а-Наси (прим. 135-220 г., глава Санхедрина-Синедриона) пользовался большим уважением у римских властей. Именно он заметил, что Тора начинает забываться. Под его руководством была создана Мишна - первый кодекс еврейского Устного Закона. Он искал человека, который бы отличался хорошей памятью и был сведущ в текстах Торы. И выбрал р. Меира, который зарабатывал на жизнь профессией писца (писал книги Торы и свитки). Так из дня в день молодой р. Меир сидел перед Рабби Иегуда а-Наси и записывал слово в слово то, что тот ему диктовал. Приводятся утверждения, что в Мишне 331 раз приводится мнение р. Меира, и его не случайно называют "отцом Мишны". А в книге "Агада" ему приписываются способности совершать чудеса: то он изгонял бесов из душевнобольных, а то обыкновенной фразой "Бог Меира, услышь меня" легко мог подчинить своей воле людей.

Р. Меир был сведущ не только в законах, но так же знал много иносказаний. В источниках сказано, что он помнил наизусть 300 иносказательных повествований: после него столько не знал никто. Строго соблюдая закон, он вместе с тем был многосторонне развит и внимал чужим мнениям - вел беседы с философами, используя жанр иносказания. Так же его посылали на переговоры в Рим. К простолюдинам рабби относился настороженно - предупреждал, чтобы у них не ели, т.к. они плохо знают Тору и правила кашрута. Тем не менее почтительно вставал перед старцем, даже если тот был простолюдином.

Рабби Меир был проницателен и умел видеть суть происходящего, поэтому остался верен своему учителю - Элише Бэн Абуя, который в результате духовного потрясения перестал соблюдать заповеди. Он умел с неумолимой логикой разбирать любой вопрос и отличался бескорыстной любовью к изучению Торы. По его утверждению: "Тот, кто сам изучает Тору, но не обучает других, тот презирает слово Всевышнего!" Рабби основал в городе Твери иешиву, которая со временем завоевала большую популярность. Немало учеников этой иешивы стали известными раввинами.

* * *

Позволю себе привести два случая из жизни великого чудотворца:

- Праведник придавал большое значение именам людей. Однажды прибыли р. Меир, р. Иегуда и р. Йоси на постоялый двор человека по имени Кидор. Услышав это имя р. Меир отметил: "Значит он злодей, ибо сказано в Торе: "Ки дор таhапухот hэма" (изменчивое поколение они)". Дело было перед шаббатом, р. Иегуда и р. Йоси оставили у хозяина свои деньги, но р. Меир не доверил ему. На следующий день, когда раввины попросили вернуть им деньги, хозяин ответил: "Вы мне денег не давали, и я ничего не знаю".

- Каждый вечер после наступления шаббата праведник вел урок, и среди слушающих была одна женщина. Однажды продлился урок дольше обычного, вернулась женщина домой и увидела, что свечи уже погасли. Сказал ей муж: "Где ты была?" Ответила та: "Я слушала урок раввина". Мужчина рассердился: "Ты не войдешь в дом, пока не плюнешь в лицо этому Учителю". Узнал об этом р. Меир в пророческом видении и притворился, будто у него болит глаз. И сказал своим ученикам: "Найдите мне женщину, что умеет заговаривать глаз - пусть придет"... И пришла к нему та женщина. Тогда раввин попросил ее: "Плюнь, пожалуйста, мне в глаз семь раз". А после этого он сказал ей: "Иди и скажи своему мужу - ты сказал мне один раз, а я плюнула семь раз!"

 

БРУРИЯ

Иудея во втором веке нашей эры была опустошена. Размеры трагедии, постигшей еврейский народ, вслед за восстанием Бар Кохбы были неописуемы. Чтоб искоренить любую мысль о восстании - тысячи были изгнаны. Римляне пытались сломить еврейское упрямство - стремление оставаться особым народом и избегать ассимиляции: соблюдение шаббата, кашрута и изучение Торы карались смертной казнью. Иерусалим практически полностью был разрушен. На развалинах города было построено римское поселение под названием Илия Капитолина, а на Храмовой горе - Храм Адрианоса и в нем скульптура Цезаря. Евреям запрещалось селиться в бывшей столице и окрестностях.

Духовный и культурный центр образовался в Галилее, которая почти не пострадала, так как не участвовала в восстании. Во главе учебного центра, в городе Сихни, в нижней Галилее, стоял рабби Ханина бен Тардион. Несмотря на тяжкие преследования, он продолжал изучать Тору и преподавать. И росла у него дочь Брурия, которая уже в юном возрасте была известна своим острым и пытливым умом. Она проводила много времени вместе с отцом и привыкла углубляться в интерпретации слов Торы. Часто участвовала она в обсуждениях законов с учениками.

В Талмуде упомянуто более двух тысяч мудрецов и всего одна женщина, обладавшая не меньшими знаниями. Это Брурия, жена рабби Меира. В последние годы она стала героиней для религиозных еврейских феминисток: это находит отражение в увеличении количества названных в ее честь еврейских школ (включая знаменитую женскую иешиву в Иерусалиме) и нареченных ее именем девочек. Талмуд подчеркивает не только острый ум Брурии, но и дает более сложные характеристики ее личности. В одних историях она мила, в других сердита, в некоторых трагична.

Одна из них содержится в трактате Брахот (10а). Когда разбойники напали на ее мужа Меира, он помолился Б-гу, чтобы тот послал им смерть. Брурия упрекает его за резкие слова: "Ты оправдываешь себя просьбой Псалмопевца: "Пусть грехи исчезнут с земли". Но грешникам не нужно умирать, чтобы исчезли грехи, достаточно будет, если они перестанут грешить". После чего рабби Меир стал молиться о том, чтобы разбойники раскаялись в своем дурном поведении. Так и случилось.

В другом эпизоде сердится Брурия, а не Меир. Похоже, что ее обидела излюбленная мужем присказка: "Не говори много женщине". Когда рабби Йоси Галилеянин спросил ее: "Какой дорогой нужно идти в Лод?", она высмеяла его: "Глупый ты галилеянин! Разве мудрецы не учат "не говорить много женщине?" Ты должен был спросить: "В Лод как?" (Эрувин, 536).

Самая известная история о Брурии повествует о ее великом горе. В один субботний вечер погибли два ее сына - убиты ли они были или стали жертвой несчастного случая, в Талмуде не говорится. Когда рабби Меир вернулся домой из синагоги, он спросил о сыновьях, но Брурия оборвала его. После молитвы "Гавдала" она задала вопрос ему: "Некоторое время назад мне было отдано на хранение сокровище, а теперь хозяин требует его назад. Должна ли я вернуть?". "Конечно", - сказал ничего не подозревающий Меир, и Брурия повела его в спальню, показав два мертвых тела. "Вот сокровища, которые дал нам Б-г, а теперь Он забрал их обратно".

Тем временем произошла еще одна беда. На отца Брурии рабби Ханина донесли, и во время допроса римскими властями он признался, что обучал Торе евреев потому, что так заповедовал Всевышний. Р. Ханина был приговорен к смерти через сожжение, а чтоб другим неповадно было, приказали убить его жену, а младшую дочь заключили в тюрьму. Р. Ханина был сожжен вместе с книгой Торы, по которой учил. Чтобы продлить его страдания, римляне привязали ему на спину клоки овечьей шерсти, пропитанные водой. Брурия стала просить, чтоб р. Меир спас ее младшую сестру из плена и он согласился, несмотря на опасность. Сказано в Талмуде (Ав. Зар. XVIII): "Случилось с ним чудо, когда он освобождал из плена сестру своей жены. Он подошел к стражу и сказал ему: "Выдай ее мне". Сказал ему страж: "Я боюсь начальства". Сказал ему р. Меир: "Возьми деньги, половину потрать на взятку, а другую возьми себе". Сказал ему страж: "А что я буду делать, когда деньги кончатся?" Отвечал ему: "Скажи: "Бог Меира, внемли мне!" - и спасешься". Спросил тот: "Кто сказал, что так и будет?" Сказал ему: "Сейчас увидишь". Бегали там собаки, охочие до человеческого мяса. Р. Меир бросил в них ком земли. Набросились на него собаки. Воскликнул он: "Бог Меира, внемли мне!" - и отстали собаки. Увидев это чудо, страж освободил пленницу.

Примерно через три года после подавления бунта умер Цезарь Адрианос. Его наследник Антониус Файос отменил указ о преследованиях и позволил мудрецам собраться в Галилейском городе Оша. Туда переехали так же р. Меир и Брурия. Р. Меир был среди мудрецов, заново основавших Санхедрин в Оша, после того, как тот был уничтожен в Явне вследствие восстания.

Один из источников приводит версию о том, как трагически закончила свои дни Брурия. Так она насмехалась над утверждением мудрецов о том, что в некоторых вещах женщины легкомысленны. Но р. Меир решил показать ей, что она не права. Он предложил ей в помощь по хозяйству услуги одного из своих учеников. Постепенно они сблизились, он стал ухаживать за ней и смог соблазнить. Когда Брурия узнала, что все было подстроено ее мужем, она не выдержала позора и покончила собой. Рабби Меир сожалел о том, что таким образом решил этот спор и очень горевал о кончине жены.

По приданию, умер р. Меир 14 Ияра (апрель-май). Этот день особо отмечается в Тверии. Начиная примерно с 13-го века, десятки тысяч евреев совершают паломничество на его могилу. Считается, что молитвы, произнесенные на могиле великого праведника, помогают обретению мира в семье, нахождению пары, зачатию детей, а так же обретению пропажи. Тем, кто жертвует некоторую сумму на благотворительность, вдобавок к известной фразе "Бог Меира, внемли мне!" обещано, что им будет сопутствовать успех!

Ханна Рафаэль, Тверия,
Виолетта Белоцерковская, Кармиэль 
 
Рубрики:  ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/ДРЕВНИЙ МИР
ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ/ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ
ИУДАИЗМ
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю