-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Киевские гастроли Бенни Гудмана

Четверг, 01 Июня 2017 г. 01:24 + в цитатник

 Как «король свинга» вернулся на историческую родину.

К 108-летию со дня рождения Бенни Гудмана.

Весной 1962 года Киев был взбудоражен сенсационным известием – газеты сообщили, что на гастроли приезжает знаменитый американский джазовый музыкант, композитор и аранжировщик Бенни Гудман.

Бенджамин Девид Гудман – таково настоящее имя этого великого джазмена – родился в 1909 году в Чикаго в небогатой еврейской семье, эмигрировавшей в Америку из Украины. Его отец был рабочим швейной фабрики. Бенджамин Девид был восьмым из двенадцати детей.

С 10 лет мальчик стал учиться классическому кларнету у музыканта Чикагского симфонического оркестра Франца Шоппа. Первый учитель требовал от юного исполнителя безупречной техники и широты кругозора. Поэтому впоследствии для Бенни было естественно, помимо новой синкопированной музыки, играть Моцарта, заказывать специальные сочинения Бартоку, Копланду и Хиндемиту. Это придало ему невиданную для джазмена репутацию: имя Бенни Гудмана стояло на афишах вместе с самими Йозефом Сигети и Леопольдом Стоковским!

 

С 12 лет музыкант начал свою успешную сольную карьеру. В 16 лет он уже выступал в оркестре Б. Поллака, гастролируя с ним в Калифорнии и Нью-Йорке, а в следующем году юный кларнетист впервые записывается на пластинки.

В марте 1934-го 25-летний Бенни Гудмен и его брат Гарри создали свинговый биг-бенд из 12 человек, впервые собрав в одном коллективе белых и чернокожих музыкантов. Этот прекраснейший big swing band, в котором выступали как популярные чернокожие музыканты-исполнители Тедди Уилсон и Лайнел Хэмптон, так и известный белый ударник Джин Крупа, стал символом стирания расовой грани.

 

 

Когда Гудман со своим оркестром гастролировал в Paramount Theater в Нью-Йорке (1936), а затем в Карнеги Холл никакие расовые вопросы уже просто не могли возникнуть – столь потрясающей была его музыка!

Однако успех пришёл не сразу. Оркестранты начали играть свою музыку в ночном радиоэфире Восточного побережья США. Из-за позднего часа их мелодии никто не слушал, и музыканты даже впали в депрессию, планируя бросить свой оркестр и заняться чем-нибудь более прибыльным. Отправившись в свой прощальный тур, Гудман с удивлением обнаружил, что на Западном побережье композиции в исполнении его оркестра широко известны и пользуются бешеной популярностью: из-за разницы в часовых поясах в Калифорнии (тур начался в Окленде, штат Калифорния) слушателями радиопрограмм с участием бенда Гудмена были не считанные одиночки, страдающие хронической бессонницей, а тысячи молодых людей и подростков. Танцевальный зал «Sweet Ballroom» стал отправной точкой нахлынувшей «свингомании», а после успеха в Лос-Анджелесском танцевальном зале «Palomar Ballroom» свинг вознесся на вершину популярности. Биг-бенд Бенни Гудмана получил мировую известность, а сам Бенни – титул «король свинга», которого он был удостоен прессой и поклонниками.

 

 

Расцвет эпохи биг-бенда закончился в середине 1950-х годов: его убило сочетание телевизора, коротких (трехминутных) пластинок на 45 оборотов в минуту и различных экономических факторов. Тогда Гудман, взяв несколько небольших групп, отправился в мировое турне, кульминацией которого стали гастроли в СССР, в рамках которых он и выступил в Киеве. Впрочем, этому приезду предшествовали события «большой» политики.

 

 

В 1961 году, когда президентом США стал Дж. Ф. Кеннеди, появилась реальная возможность исправить отношения между СССР и Америкой, испорченные после инцидента с американским лётчиком Пауэрсом, сбитым над территорией Советского Союза. Начали возобновляться культурные контакты между двумя странами. В США направилась делегация Союза композиторов СССР во главе с известным музыкальным деятелем Дмитрием Кабалевским. Как писал он впоследствии в газетном отчете, ему было дано задание пригласить на гастроли в Советский Союз американский джаз. Кабалевский побывал на нескольких концертах, в том числе и на выступлении знаменитого Луи Армстронга. Оно показалось советскому композитору вульгарным – Армстронг брал на трубе слишком высокие ноты и старался рассмешить публику. В результате был приглашен оркестр Бенни Гудмана.

 

 

Не последнюю роль в таком выборе сыграло и то, что Бенни Гудман – сын рабочего швейной фабрики, человек «пролетарского происхождения», что для тогдашних советских идеологов было едва ли не решающим аргументом в его пользу. То, что американский музыкант – сын рабочего, непременно подчёркивалось в аннотациях ко всем изданным в СССР пластинкам Гудмана…

 

 

Сегодня даже трудно представить, какой фурор произвёл приезд Бенни Гудмана, ведь живых американских джазменов СССР не видел почти сорок лет. Джаз фактически был запрещён коммунистами, запустившими в оборот такую поговорку: «Сегодня ты танцуешь джаз, а завтра Родину продашь!»

 

 

Успех выступлений биг-бенда был ошеломляющим. А фотография «короля свинга», который с кларнетом в руках стоял на Красной площади в окружении вездесущих московских мальчишек, обошла все газеты мира. На другом сенсационном снимке советский лидер Никита Хрущёв с натянутой улыбкой пожимал руку Бенни Гудмену.

Рукопожатие большевистского вождя и американского джазмена – такого не было за всю историю советского государства!

 

 

Первый концерт состоялся 30 мая. На следующий день самая влиятельная советская газета «Правда» в статье «Гастроли американского оркестра» сообщила своим читателям: «Вчера во дворце спорта [Лужники] состоялся первый концерт джаз-оркестра под управлением Бенни Гудмана (США). Это один из лучших американских джазов, в составе которого выступают двадцать музыкантов-профессионалов. Американские артисты познакомили москвичей с интересной программой, подготовленной к гастролям по нашей стране. Она открывается оркестровой пьесой композитора Пауэлла «Визит в Москву». Затем были исполнены произведения популярных авторов, пишущих для джаза, – Эллингтона, Бейси, Хэнди, Портера и других». Концерт посетило всё советское руководство, включая Никиту Хрущёва, вице-премьера Алексея Косыгина и министра культуры Екатерину Фурцеву. Правда, после первого отделения Хрущёв покинул зал – ему джаз был непонятен. Не помогло даже исполнение Гудманом на кларнете русской народной песни «Полюшко-поле»…



В Киеве заокеанскому гостю предоставили самый вместительный по тем временам зал – недавно построенный Дворец спорта, вмещающий более 8 тыс. зрителей. Однако неслыханный успех его выступлений в Москве серьёзно насторожил власти, ведь слишком бурные аплодисменты, овации трактовались идеологами как проявление восторженного отношения к американскому образу жизни, который, согласно всем коммунистическим догматам, полагалось обязательно критиковать.

В результате в киевские городские кассы поступила лишь малая часть билетов. Львиная же их доля распространялась по учреждениям и предприятиям среди коммунистов, комсомольцев (членов молодёжной коммунистической организации) и «передовиков производства» – людей, наиболее далёких от джаза. Они сидели на концертах с каменными лицами… Тем не менее, выступления Гудмана в Киеве прошли с грандиозным успехом.
«Король свинга» предложил дать бесплатный концерт в городишке Белая Церковь, что неподалёку от Киева – оттуда родом его отец. Увы, власти не согласились, сославшись на условия контракта…

Гостю был интересен Киев. Когда руководитель популярного в городе эстрадного ансамбля Владимир Чеплевский попросил импресарио Гудмана уговорить своего патрона, чтобы тот выкроил время для встречи с участниками ансамбля, знаменитый джазмен охотно откликнулся на эту просьбу и приехал в клуб «Киевметростроя», где располагался ансамбль. Его посадили в зал, и музыканты сыграли пару оркестровых вещей. Затем состоялась дружеская беседа. На прощание Гудман подарил музыкантам несколько своих оркестровок с автографом: «Молодёжному оркестру строителей метро в Киеве. Я действительное удовольствие получил от встречи с вами. Мои лучшие пожелания. Бенни Гудман. Киев, 1962 г».

Источник: starovina.livejournal.com

http://jewishnews.com.ua/ru/publication/kievskie_gastroli_benni_gudmana

Рубрики:  ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА/музыка
Метки: