РАБОТЫ, ЗАПРЕЩЁННЫЕ В СУББОТУ |
Еврейская традиция разработала точные законы для определения, что именно является "работой" (мелаха), запрещённой в Субботу. В основе их - список 39 видов "основных работ" (авот мелаха), приведенный в Мишне (трактат "Шабат" 7,2). Откуда появился этот список?
С одной стороны, святость Субботы связана с творением мира. Мы прекращаем работать в Субботу, так как это сделал Всевышний при сотворении мира. С другой стороны, Суббота связана с выходом из Египта. Что же символизировало связь с вечностью мира у евреев в период Исхода?
Как мы знаем, после выхода из Египта евреи не сразу пришли в Эрец-Исраэль - они вынуждены были блуждать по пустыне 40 лет. Всевышний приказал евреям построить в пустыне Скинию Завета (мишкан), которая должна была стать прообразом Храма: "Сделайте мне святилище, и Я буду пребывать среди вас. Как все, что Я объясню тебе [сейчас] об устройстве Скинии и всех его деталей - так в точности сделайте" ("Шмот", 25:8-9).
Строительство Скинии было главной - а точнее, единственной - крупной работой, которую выполнял весь еврейский народ. В книге "Шмот" подробному описанию того, как должна быть построена Скиния, посвящены почти целые главы "Трума", "Тецаве" и часть главы "Тиса". Но и при всей огромной важности этой работы евреи приостанавливали ее в субботу, о чем мы читаем там же: после окончания деталей устройства Скинии и связанной с ней службы Всевышний говорит: "Шесть дней пусть будет делаться работа, но на седьмой день [будет] Субботний покой, посвященный Всевышнему... ибо шесть дней создавал Всевышний небо и землю, а на седьмой день - прекратил работу и отдыхал..." ("Шмот", 31:15,17). Итак, все виды работ, производимых во время постройки Скинии, запрещены в субботу.
Поэтому традиция и берет эти работы - необходимые для строительства Скинии и изготовления предметов для службы в нем - за основу для составления списка 39 "основных работ", запрещенных в Субботу. Рассмотрим этот список (не полностью и не соблюдая порядок, в котором он приведен в Мишне).
Основные виды запрещенных работ
Прежде всего:
Запрещено само строительство - а с ним и разрушение построенного (ведь намеренное разрушение обычно связано с тем, чтобы построить на месте разрушенного что-то другое, лучшее).
Запрещено разжигание огня и его тушение.
Запрещено все, что связано с написанием текста (включая стирание написанного для того, чтобы написать текст заново), а также все связанное с изготовлением пергамента (на котором писали в то время): от охоты до выделки кожи.
Многие части Скинии (и Храма) были матерчатыми; кроме того, необходимо было изготовить специальные одежды для коhаним, проводивших службу. Поэтому в список включено все, что связано с изготовлением материи и одежды: от стрижки овец до кройки и шитья.
В Храме стоял позолоченный стол, на котором должен был лежать хлеб - поэтому в субботу запрещены практически все сельскохозяйственные работы: нельзя пахать, сеять, молотить, вязать снопы... и, разумеется. нельзя выпекать хлеб.
В субботу нельзя также заканчивать какое-либо начатое раньше (не в субботу) дело - Мишна называет эту работу "(последний) удар молотка".
Наконец, в субботу нельзя переносить предметы из частного владения в общественное и наоборот.
Следствия
Разумеется, для детального понимания, что запрещено, а что разрешено делать в субботу, недостаточно прочитать список в Мишне. Каждый из запретов требует подробного разъяснения. Рассмотрим, например, перенесение предметов. Шляпа на голове - перенесение или нет? А ключи в кармане? И что такое частное владение: два брата, живущие в соседних комнатах, - могут ли они в субботу перенести продукты из одной комнаты в другую?.. Очевидно, что число таких вопросов бесконечно, и еврейская традиция сохранила правила, которые дают ответы на них.
Прежде всего, у каждого из 39 видов основных работ есть "следствия" - на иврите "толада", что буквально означает "порождение". "Следствие" - это работа, цель которой совпадает с целью основной работы или подобна ей, и поэтому она также запрещена в Субботу.
Например, есть запрет на "посевные работы". Это - "ав млаха", у которого есть "следствие": запрет на полив поля или сада, так как цель орошения та же, что и у посева - выращивание растений.
Другие примеры: запрет на перенесение из частного владения в общественное и обратно приводит к запрету переносить что-либо в общественном владении на расстояние больше минимального (около двух метров); запрет на зажигание огня - к запрету на перенесение источника огня; все, что связано с отделением части тела живого существа (например, бритье и подстригание ногтей) имеет ту же цель, что и основная работа - стрижка овец - и поэтому запрещено в субботу и т. д.
Традиция запрещает производить в субботу "будничные" действия, нарушающие праздничность субботы. К таким действиям можно отнести:
- все связанное с денежными расчетами;
- все связанное с повседневной работой;
- все разговоры на "будничные" темы.
В связи с этим в традиции имеется специальный термин для обозначения предметов, предназначенных для совершения будничных действий (и не предназначенных для субботы) и поэтому запрещенных к использованию в субботу - мукцэ). К их числу относятся, например:
- кошелек, спички, пишущая машинка, телефон, расписание поездов;
- ножницы, автомобиль, компьютер, молоток, краски;
- все, предназначенное для купли-продажи или связанное с ними;
- все, вызывающее отвращение (грязное, негодное к употреблению и т. д.)
Материальный мир, в котором мы живем, сильно изменился с тех пор, как евреи вышли из Египта. Только за последний век в мире появилось огромное множество электроприборов, новые средства транспорта, связи, компьютеры и т. д. Изменился и сам ритм жизни. Поэтому многие спрашивают: возможно ли соблюдать субботу в современных условиях?
Миллионы евреев, соблюдающих сегодня субботу, самим этим фактом дают ответ на вопрос: да, возможно. Более того - сегодня это сделать легче, чем было когда-либо: именно появление большого числа новых приборов (например, термосов, холодильников и т. д.) облегчило выполнение субботних законов.
Субботняя плата
Да, в субботу запрещено разжигать огонь и тушить его. Нельзя включать и выключать электрические приборы. Однако, если прибор был включен до наступления субботы, - это меняет дело. Поэтому:
- для разогрева пищи используют специальные нагревательные электроплитки - "субботняя плата", которые включаются перед наступлением субботы и на протяжении всей субботы сохраняют тепло (в Израиле, например, практически все кухонные печи-плиты продаются со встроенным вовнутрь механизмом "субботней платы");
- электрическая лампочка, включенная до субботы, может гореть всю субботу и освещать квартиру, дом, двор или улицу;
- если необходимо, чтобы лампочка горела только в нужное время, используют специальные субботние часы ("шаон-шаббат" - реле, включающее и выключающее электрический ток в определенные (заданные заранее) моменты времени; тем самым можно заранее выбрать, когда и на какой промежуток времени будут включены в субботу свет (а также нагревательные приборы, кондиционер и т. д.); сегодня в Израиле часто при постройке нового дома квартиры снабжаются одним или двумя такими "субботними часами";
- в некоторых государственных учреждениях и гостиницах Израиля используется "субботний лифт" - лифт, движение которого (подъем, спуск и остановка на этажах) происходит автоматически, без активного участия человека (нажатия кнопки и т. п.).
Разумеется, во всех этих примерах речь идет о предметах, нужных для соблюдения субботы. Нельзя, например, заранее включить телевизор, чтобы смотреть его в субботу.
Существуют также многочисленные автоматы для выполнения сельскохозяйственных работ в субботу (например, для доения коров, так как недоенная корова испытывает тяжелые физические мучения) и т. д. В Израиле разработкой такой аппаратуры занимаются многие предприятия - в частности, научно-исследовательский институт "Цомет", занимающийся "субботними" и другими "hалахическо-технологическими" проблемами.
Рубрики: | ПРАЗДНИКИ/Шаббат |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |