-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Роберт Штольц,сочинявший музыку и перехитривший гестапо

Воскресенье, 09 Февраля 2014 г. 04:19 + в цитатник

4638534_Robert_Stolz (220x360, 13Kb) Так уж получилось, что среди ведущих композиторов «серебряного века» Венской оперетты собственно австрийцев почти не было. Самый талантливый и самый известный среди композиторов Франц Легар – венгр (с успешной постановки в Театр ан дер Вин 30 декабря 1905 его оперетты «Веселая вдова» и начинают отсчёт этого «серебряного века»). Два других талантливых и успешных сочинителя музыки оперетт Эммерих Кальман и Пауль Абрахам – венгерские евреи. Рудольф Бенацкий – чех (любопытно, что и Ф. Легар и Ф. Бенацкий были женаты на еврейках, Р. Бенацкий это сделал дважды, из-за чего пошли слухи, что и он еврей). Лео Фалль тоже родом из Чехии, к тому же он – еврей. Эдмунд Самуэль Айслер и Оскар Натан Штраус, правда, уроженцы Австрии, но оба евреи. А вот Роберт Штольц, последний классик Венской оперетты, как его заслуженно называют, был настоящим чистокровным австрийцем. Последним не потому, что он позже родился, а потому, что он прожил очень долгую, творчески очень плодотворную и, заметим попутно, полную приключений жизнь, пережив всех, указанных выше.

Родился Роберт Элизабет Штольц в августе 1880 года в австрийском городе Грац и оказался двенадцатым ребенком в семье. Родители его были музыкантами — педагогами и маленький Роберт с юных лет оказался в мире музыки. Музыкально одаренный ребенок свой первый публичный концерт в качестве пианиста дал уже в возрасте семи лет. Затем учёба в Венской консерватории, которую он завершил в 1896 году, далее работа дирижером в провинциальных городах Австро-Венгерской Империи: Марбурге (сегодня Марибор в Словении), Зальцбурге, Брюнне (сегодня Брно в Чешской Республике). Уже в эти годы он сочиняет несколько оперетт, правда пока особым успехом не пользующихся.

 

В Брюнне он женится и его супругой становится певица Грете Холм (Маргарете Хирш, погибла в одном из концлагерей Польши в 1941 году). В 1907 году Р. Штольц попадает в Вену, где начинает работать в Театр Ан -дер-Вин, ведущем театре оперетты в Вене.

4638534_01_an_der_wien (452x591, 48Kb)

Театр Ан-дер-Вин 

 

При его участии было поставлено на сцене этого театра несколько ставших далее известными оперетт Л. Фалля и О. Штрауса, под его управлением исполнялась и «Веселая вдова». Через три года он оставляет этот театр, продолжая работать дирижером там, куда его приглашают, и становится профессиональным композитором, сочиняя оперетты и песни. Его короткие оперетты ставятся в малых театрах города, в 1910 году он сочиняет полноценную трёхактную оперетту «Девушка счастья» и она ставится уже в более серьёзном Раймунд Театре, причём сам Р. Штольц за дирижерским пультом. В это же время у композитора начинается роман с певицей из кабаре Франци Рессель, на которой он в конце концов женится, разведясь с Г. Холм. Этот брак усиливает его интерес к кабаре: он начинает писать песни для кабаре и аккомпанирует своей новой супруге, когда та выступает. Начинает он сочинять музыку и для кинофильмов, тогда ещё немых.

В годы Первой Мировой войны Р. Штольц в армии, дирижирует военным оркестром, а по вечерам продолжает сочинительство, причём весьма плодотворно. Именно в армии он сочинил несколько песен, ставших далее весьма популярными. Не забывает он и оперетту. В 1916 году театр Комише Опер в Берлине ставит его оперетту «Фаворит», дирижирует сам Р. Штольц. Однако, приоритет в эти годы получают песни для кабаре, а сам Р. Штольц постепенно становится композитором, неплохо известным в германоязычном мире. Его песни приобретают исполнителей и в других странах. После войны в Европе появился джаз и новые танцевальные ритмы. Р. Штольц не остаётся в стороне: он сочиняет и танцевальную музыку. И, разумеется, оперетты, которые с большим или меньшим успехом ставятся театрами в Вене: Раймунд Театром, Иоханн-Штраус-Театром, Венским Домом Комедии. В 1924 году Роберт Штольц, удачливый композитор и дирижёр, решает заняться бизнесом. Он приобретает театр-варьете «Макс и Моритц», вкладывает в его обновление заметные денежные средства, а доходы их не покрывают. Результат – банкротство. К деловым примешиваются и семейные неурядицы. В 1923 году Роберт расстается с Франци, женится на Жозефине Зернитц, но в сумбуре деловых неудач и этот брак быстро разваливается. Спасаясь от кредиторов Р. Штольц бежит в Берлин в ноябре 1925 года.

4638534_478pxStolzZweiHerzenimDreivierteltakt_Titel (478x599, 68Kb)Роберт Штольц: «Два сердца в три четверти такта», титульный лист нотной записи 

 

 

Берлин в те годы, будучи столицей большой страны, заметно стал превосходить в интенсивности музыкальной жизни Вену, оказавшуюся теперь лишь столицей небольшой Австрии. Город стал ведущим европейским центром кабаре и столицей оперетты. Роберта Штольца, как композитора, здесь уже знают и ему достаточно быстро начинают заказывать музыку. Первого декабря в Кабаре Комиков премьера представления «Сказки в снегу» с его музыкой, дебют проходит успешно и у него на руках контракт от музыкального издательства, получившего права на его музыку. Р. Штольц расплачивается с долгами и его следующие оперетты с определённым успехом ставятся именно в Вене в 1926 и 1927 годах. Но композитор продолжает жить в Берлине и из-за кабаре и оттого, что фильмы, начиная с 1928 года уже не немые и музыка начинает звучать и с экрана, а большие киностудии – в Берлине. В 1929 году киностудия Супер Фильм АГ заказывает ему музыку к звуковому фильму «Два сердца в трехчетвертном такте» («Zwei Herzen im Dreivierteltakt»), который появляется на экранах в 1930 году. В этом фильме звучит вальс под одноименным названием, который по сюжету фильма композитор Тони Хофер сочиняет для своей новой оперетты. Вальс этот очень быстро делается популярным и начинает звучать по всей Европе, а затем и за её пределами, становясь одним из самых популярных вальсов на планете, к слову сказать это утверждение верно и до сего дня. Режиссёром фильма был Геза фон Кальвари, актёр, сценарист и кинорежиссёр венгерского происхождения, с которым Р. Штольц и далее много и плодотворно работал.

В 1932 году выходит на экраны фильм «Песня, поцелуй и девушка», один из первых фильмов в котором снялась восходящая звезда европейского кинематографа актриса и певица Марта Эггерт, родом из Венгрии. Снял и этот фильм Г. фон Больвари, а написал сценарий и сыграл одну из главных ролей в нём Фриц Грюнбаум, известный актер кабаре и оперетты, сценарист и поэт, погибший в 1941 году в Дахау. Через два года, в 1934 году на экранах новый фильм с музыкой Р. Штольца и с участием М. Эггерт «Моё сердце зовёт тебя». Фильм поставил итальянский режиссер Кармине Галлоне, большой специалист в постановке музыкальных фильмов. Её партнером в этом полном музыки фильме был молодой польский тенор Ян Кипура. Фильм был вполне успешным у зрителей. Что же касается исполнителей главных ролей, то их участие в этом фильме оказалось судьбоносным для обоих, ибо последствием его оказался брак в 1936 году и появление прекрасной пары, европейских соперников заокеанской звёздной пары Нельсон Эдди и Жанет Макдональд. В этом фильме Я. Кипура поёт две великолепных серенады: «Моё сердце зовёт всегда только тебя, о Марита» («Mein Herz ruft immer nur nach dir, o Marita») и «Я пою мою песню сегодня только для тебя» («Ich sing’ mein Lied heut’ nur für dich» ), редкий случай, когда желания и эмоции актёра и его персонажа полностью совпадали. Может оттого сильный и красивый голос певца звучит просто превосходно. Попутно отметим, что одним из авторов сценария был Эмерик Прессбургер, тоже уроженец Венгрии, далее эмигрировавший в Великобританию, где он стал одним из лучших сценаристов британского кинематографа.

4638534_____1_2 (320x73, 27Kb) 

Танго из фильма "ПЕТЕР"



4638534_____1_2 (320x73, 27Kb) 

В том же 1934 году снимается фильм по оперетте Роберта Штольца под названием «Весенний парад». Режиссер фильма Геза фон Больвари, а главную женскую роль исполняет другая восходящая звезда европейского кинематографа и тоже уроженка Венгрии Франциска Гааль (Сидония Зильбершпиц). После этого фильма на неё обратил внимание молодой немецкий режиссер Герман Костерлиц (в будущем знаменитый голливудский режиссер Генри Костер) и снял с ней в главной роли два фильма: «Петер» (1934) и «Маленькая мама» (1935), имевшие большой успех, после войны оба этих фильма триумфально прошли по экранам Советского Союза. Особенно удачным оказался «Петер», где Ф. Гааль в паре с Гансом Жераем играют очень естественно, а сцена бала, где Ф. Гааль в мужском костюме танцует танго, до сего дня вызывает бурные восторги зрителей. Кстати, музыку этого танго написал Николас Бродский, бывший одессит, в то время известный немецкий кинокомпозитор, а в будущем не менее известный американский. В 1935 году на экранах фильм «Я люблю всех женщин», поставленный чешским режиссером Карелом Ламачем, с музыкой Р. Штольца и Яном Кипурой в главной роли (кроме великолепного голоса певец обладал ещё весьма импозантной внешностью), где он поёт песню под тем же названием («Ob blond, ob braun, ich liebe alle Frau’n»). И этому произведению была суждена самая широкая популярность, причём до сего дня, Я. Кипура далее исполнял её в концертах и по польски (под названием«Brunetki, Blondynki»). Можно отметить ещё один фильм с музыкой Р. Штольца и звёздной пары М. Эггерт – Я. Кипура «Волшебник Богемы»(1936), поставленный Г. фон Больвари, где фоном для действия становится известная опера Дж. Пуччини «Богема», а сюжет фильма во многом повторяет сюжетные ходы оперы. В том же 1936 году выходит на экраны музыкальный фильм «Осенний маневр», где снялся ещё один знаменитый тенор тех лет Лео Слезак.

 

Только за период с 1930 и до 1932 года Р. Штольц сочинил музыку для семнадцати фильмов. Не прекращая при этом создавать музыкальные номера для кабаре и новые оперетты, которые ставятся уже и в Швейцарии. Это очень плодотворный период в жизни композитора, который приобретает обще-европейскую известность. Меж тем в Германии, где он живёт, происходят серьёзные события и январе 1933 года у власти оказывается Национал социалистическая партия рабочих Германии, а формирование правительства поручено её лидеру Адольфу Гитлеру. Начинается повсеместное и тотальное преследование евреев и выдавливание их из культурной жизни Германии. Откровенно говоря многие не возражают, а кое-кто и радуется: убирают конкурентов. Но не Роберт Штольц. Он – чистокровный ариец. Но нацизм он абсолютно не приемлет. Р. Штольц – человек действия. Пока он живёт в Берлине, но часто бывает в Вене, там ведь тоже снимаются фильмы, музыку к которым он пишет. Ездит он из Берлина в Вену и обратно на своей машине. Машина едет из Берлина и подъезжает к пограничному переходу с Австрией. Машина украшена нацистской свастикой. За рулём сидит хорошо известный всем композитор. Он улыбается, охотно вступает в разговор и даёт желающим автографы. Его пропускают без досмотра. В это же время в багажнике машины скрючившись сидит человек, за которым безуспешно охотится нацистская тайная полиция (гестапо). Двадцать один раз пересекал Р. Штольц границу с нелегальным пассажиром. А ведь достаточно было одной неудачи, чтобы самому попасть в концлагерь. Двадцать одного человека спас он от почти верной смерти в руках гестапо. Спасенные им были в основном евреи, не успевшие или не сумевшие уехать из нацистской страны, за которыми гестапо развернуло настоящую охоту.

Однако, постепенно и до нацистских властей доходят сведения о неблагонадежности композитора. Он не очень заботится о том, чтобы скрывать свои взгляды и частенько протестует против увольнения евреев в музыкальном мире. В это время имеет место массовый исход евреев и анти нацистов из Германии. Уезжает, кстати, пара М. Эггерт – Я. Кипура: матери обоих еврейки. Хотя Ян Кипура позиционирует себя как пламенный польский патриот, да и поляки считают его таковым, нацисты быстро выясняют его корни и его имя появляется в пресловутой книге «Лексикон еврейских музыкантов», то-есть он причисляется к евреям со всеми вытекающими отсюда последствиями. То же относится и к его супруге. Так что «звёздная пара» переселяется в Соединенные Штаты не только из-за желания прославиться за океаном, сколько из-за своего происхождения. Р. Штольц находит тоже целесообразным покинуть Германию и в 1936 году возвращается в родную Австрию. Даже несмотря на то, что он был исключительно популярен у немецких кинематографистов, сочинив музыку для почти сорока фильмов (правда, часть из них формально австрийские). Новый австрийский период жизни композитора был недолог. 11-го марта 1938 года объявлено о том, что Австрия становится частью Германии, брат, член местной про нацистской организации, предупреждает, что тайная полиция (гестапо) готовится его арестовать и он немедленно бежит со своей четвертой женой Лили из Вены в Цюрих, оставляя позади всё нажитое добро. А композитору уже 59 лет. Из Швейцарии он скоро переезжает во Францию, в Париж, где продолжает работать. Его пытаются вернуть в Австрию, он очень популярен там, кроме того, после бегства евреев там из ведущих композиторов почти никого нет. Р. Штольц отказывается: он достаточно хорошо знает нацистов. Далее развертываются драматические события. Супруга оставляет его ради более молодого любовника-француза. И забирает все деньги. И самое главное все документы, включая удостоверение личности с правом легального пребывания во Франции. И всё это случается в самом конце 1939 года. Р. Штольц оказывается нелегальным эмигрантом во Франции, да ещё будучи гражданином страны, с которой Франция находится практически в состоянии войны. 30 ноября 1939 года французские жандармы арестовывают композитора и заключают его в лагерь для нелегальных иммигрантов, где на открытом воздухе в скученных условиях находится 70 000 человек. Времена уже холодные и не молодой Р. Штольц заболевает пневмонией. Получить в лагере квалифицированную медицинскую помощь практически невозможно и положение становится критическим.

4638534_Robert__Einzi_Stolz (150x217, 12Kb)Роберт и Айнци Штольц 

 

Но, наверное, есть некая высшая сила, помогающая людям того заслужившим. В лагере появляется Ивонна Луиза Ульрих. Это – достаточно молодая дама (ей 29 лет) швейцарского происхождения (хотя родилась она в Варшаве, в Российской Империи), в недавнем жительница Лондона, где она жила с мужем. Когда распался её брак, она забрала дочь и переселилась во Францию, в Париж начав учиться на юридическом факультете Сорбонны. Попутно она занимается благотворительной деятельностью в пользу бесчисленных беженцев, появившихся во Франции. Друзья звали её «Айнци» (от немецкого слова «einzige» означающего «единственная» за её готовность всегда придти на помощь). Вот перед этой дамой и предстал тяжело больной Р. Штольц. Они были чуть знакомы, в мае 1939 года их познакомил в парижском кафе «Кристалл» композитор Пауль Абрахам, также бежавший из Австрии. Айнци сочла своим долгом помочь композитору, а женщиной она была энергичной. Р. Штольц был вызволен из лагеря, получил нужное лечение и выздоровел. Для него была получена американская виза и он был отправлен в Геную, чтобы сесть на пароход, отплывавший в Соединенные Штаты. Сама Айнци отправилась в Лондон завершать свои бракоразводные дела. Но вместо этого она добралась до Ливерпуля, откуда тоже отплыла в Соединенные Штаты. К своему явному изумлению по прибытии в Нью-Йорк первое, что увидел Р. Штольц, была встречающая его Айнци. Далее они не расставались. Они оказались удачной парой: талантливый композитор и энергичная, деловая женщина, понимающая достоинства и недостатки своего мужа. А им предстояло преодолеть многое: это в Европе Р. Штольц был известен по всему континенту, а в Соединенных Штатах его мало кто знал. К тому же Р. Штольц никак не мог похвастаться хорошим знанием английского языка.

4638534_____1_2 (320x73, 27Kb) 

ПЛЕЙЛИСТ (3 видео)



 

4638534_____1_2 (320x73, 27Kb) 

И опять счастливый случай. Первые попытки укорениться в стране не очень успешны. Но в Нью-Йорке в знаменитом Карнеги-Холл должен был состояться концерт Нью-Йоркского филармонического оркестра под названием «Ночь в Вене» с исполнением произведений Й. Штрауса и других австрийских композиторов, в качестве дирижера выступал знаменитый Бруно Вальтер. Незадолго до концерта стало известно, что Б. Вальтер дирижировать не сможет и ему срочно начали искать замену. Предложили Р. Штольцу и он согласился, хотя и не имел опыта дирижирования большими симфоническими оркестрами. Наутро после концерта Р. Штольц проснулся человеком уже известным в Соединенных Штатах. На втором концерте зал уже был заполнен полностью слушателями, затем начались гастроли по другим городам Соединенных Штатов. В этих концертах исполняются и произведения самого Р. Штольца и он начинает получать заказы для сочинения музыки для спектаклей и концертов, им интересуются звукозаписывающие студии в Соединенных Штатах. Меж тем голливудская кинокомпания Юниверсал Студиос снимает американскую версию картины «Весенний парад». Снимает её тот же режиссер (только теперь он Генри Костер), а продюсер Джо Пастернак (уроженец Венгрии, бывший продюсером и первой картины и приведший туда Франциску Гааль) рекомендует на главную женскую роль такую первоклассную актрису как Дина Дёрбин. С ней в паре снимается очень неплохой актёр Роберт Каммингс. А, кроме того, в фильме снимаются два характерных актера Миша Ауэр (Унсковский), уроженец Санкт-Питербурга, родственник знаменитого скрипача Леопольда Ауэра и С.З. Сакалл, уроженец Венгрии, ставший известным ещё в начале тридцатых годов в Германии, в этом фильме он прекрасно сыграл третью главную роль пекаря Лаци Тешека. Фильм вышел на экраны 27 сентября 1940 года и оказался весьма успешным. Его номинируют сразу на четыре премии Оскар (ежегодная премия Американской Академии художественных фильмов), в частности за музыку основной мелодии фильма «Вальсируя в облаках» и в 1941 году Роберт Штольц удостаивается этой премии (премия за лучшую оригинальную песню в кинофильме).

Жизнь за океаном начинает налаживаться. Роберт пишет музыку и дирижирует, а Айнци берёт в свои руки все административные заботы. Правда, появляется Лили, та самая, что бросила Роберта в Париже и начинает шантажировать пару. Энергичная Айнци быстро ставит её на место и она соглашается официально развестись с композитором, правда, у самой Айнци бракоразводный процесс ещё не завершен. Это случилось лишь после войны и официально пара вступила в брак в 1946 году, причём композитор удочерил ребёнка своей супруги от первого брака. Находятся спонсоры и в Нью-Йорке ставятся классические венские оперетты на языке оригинала: «Летучая мышь», «Цыганский барон», «Бедный студент» и, наконец «Веселая вдова». Концерты «Ночь в Вене» пользуются неизменным успехом. Роберт Штольц становится не только популярным музыкантом, но и фактическим представителем Австрии в Соединенных Штатах. Об этом ему при случае прямо сказала супруга Президента Элеанор Рузвельт на одном из приемов в Нью-Йорке: «У Австрии нет официального посла в Соединенных Штатах, но тем не менее есть посол в Соединенных Штатах и это Вы господин Штольц.» Что же касается борьбы с нацизмом, то композитор делает то, что может. Он пишет похоронный марш, посвящает его Адольфу Гитлеру и с этим посвящением отправляет адресату. В ответ нацистские власти аннулируют германское гражданство (Австрия после 1938 года – часть Германии) композитора и конфискуют его имущество. В 1944 году на экраны выходит фильм «Это случилось завтра», ответственным за всю музыкальную часть которого был Р. Штольц. В 1945 году фильм получает две премии Оскар, одна из которых за лучшее музыкальное сопровождение вручается Роберту Штольцу.

4638534_____1_2 (320x73, 27Kb)

Фильм «Это случилось завтра»

СМОТРЕТЬ 

4638534_____1_2 (320x73, 27Kb) 

Меж тем нацистская Германия капитулирует и война завершается. Несмотря на комфортабельную и налаженную жизнь в Соединенных Штатах композитор стремится вернуться в Вену. Как известно Австрия сразу после войны была оккупирована войсками антигитлеровской коалиции и въезд в страну контролировался ими. Но как только въезд американские оккупационные власти разрешили, то разрешение на въезд под первым номером было выдано Р. Штольцу, а под номером два его супруге. 30 ноября 1946 года они прилетели в Вену, где их встретили в аэропорту мер города в сопровождении несколько тысяч горожан. Город ещё полуразрушен, снабжение идёт с перебоями, но для жителей Вены возвращение композитора – символ грядущего возрождения страны. Композитор, которому уже 66 лет, приступает к работе на родной земле. Новые оперетты, музыка к фильмам и театральным спектаклям, записи старых классических оперетт на пластинки. Р. Штольц начинает в 1952 году сотрудничать со знаменитым венским балетом на льду «Винер Айсревю», он написал музыку для девятнадцати программ этого ансамбля, с которыми тот разъезжал по всему миру, выступив, кстати, и в Москве. В январе 1963 года (композитору уже 82 года) он приезжает в Тель-Авив дирижировать тремя программами музыки из венских оперетт в исполнении Израильского филармонического оркестра – первый послевоенный гость из германоязычной страны на земле Израиля. В 1970 году вся Австрия праздновала 90-летие композитора. Он был почётным гражданином Вены и ещё нескольких городов, а также почётным доктором наук (профессором). А ещё через пять лет, когда он скончался, ему были устроены государственные похороны и по всей стране были приспущены флаги. В 1980 году (сто лет со дня рождения) в честь композитора была выпущена памятная медаль, неоднократно выпускались почтовые марки, посвященные композитору.

4638534_484pxRobertStolz (484x599, 56Kb) 

Бюст Р. Штольца в Городском парке Вены 

 

Есть два музея Р. Штольца, его именем названа площадь в Вене рядом с домом, в котором он жил, в Берлине есть Роберт Штольц Парк с монументом в честь композитора, есть монументы и в других городах Германии и Австрии. Несколько улиц в разных городах мира носят его имя. Среди многочисленных знаков отличия, которых он был удостоен в последние годы своей жизни, можно упомянуть «Почётную Медаль» города Иерусалима и почетное членство в Израильском филармоническом оркестре, в стране был посажен лес, названный именем композитора.

4638534_450pxPict0658 (450x600, 84Kb)

Памятник Роберту Штольцу в  Пратере 

 

Творческая карьера Роберта Штольца длилась более 70 лет, свою последнюю оперетту он завершил в возрасте  89 лет. За это время им создано более 2000 песен, танцев и маршей, музыка к 50 спектаклям, поставленным на сцене, 60 фильмам и 19 программам для балета на льду. 

 

 

 

источник

 

 

 

 

 

Рубрики:  ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

sofija330   обратиться по имени Вторник, 11 Февраля 2014 г. 12:47 (ссылка)
Спасибо большое! Честно говоря никогда о нем не слышала.Очень достойный человек.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Февраля 2014 г. 12:54ссылка
Талантливый или нет, умный или глупый - тот,кто спасает других, рискуя собой, - праведник!