-Метки

Henri Cartier-Bresson Paris mon amour dior facebook leonardo da vinci richard avedon telegram youtube Арт-дневник Б.Акунин Б.Васильев В.Соколов Д.Самойлов Е.Евтушенко ЖЖ-ссылки И.И.Левитан Лекарство от скуки П.Вайль Фред Варгас а.баталов а.васильев актеры советского кино анна герман балет библиотеки биографии великая отечественная война весна времена года выставки г.нисский германия город города и страны города мира даты день победы дизайн дождь живопись жизнь замечательных людей (жзл) закат зима из жизни германии избранное из арт-дневника издательское дело издательство азбука издательство аст интересное интернет-магазины искусство история история СССР история россии италия кино кино(теле)сериал книги книги в сети книжные анонсы книжные магазины книжный бизнес кыргызстан личное лучшие книги в сети любимые книги любимые песни любимые стихотворения любимые фильмы мемуары мода мода и красота море москва музеи музыка музыка/видео наука оксана грищук - евгений платов олег янковский память париж пейзаж передвижники поздравления политика праздники пресса природа прочитанное путешествия рекомендую рецензия на книгу розы россия русские и советские художники в сети с.п.дягилев сад сербия события дня спорт ссылки старые кино-афиши стихи театр третьяковская галерея фигурное катание фото франция фредрик бакман цветы черно-белое фото читать не рекомендую читать/скачать швеция экранизации эрмитаж ю несбё ювелирные украшения юмор юрий пименов

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Отражение_в_воде

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 18351


Отражение: прочитанное

Среда, 29 Июня 2011 г. 12:23 + в цитатник
SPDjagilev-Molgvar (95x145, 6Kb)Наталия Чернышова-Мельник, "Дягилев. Опередивший время"
Серия "Жизнь замечательных людей" (ЖЗЛ)
Издательство: Молодая гвардия, 2011 г.
Твердый переплет, 480 стр.
От издателя: "Сергей Павлович Дягилев обладал неуемной энергией и многочисленными талантами: писал статьи, выпускал журнал, прекрасно знал живопись и отбирал картины для выставок, коллекционировал старые книги и рукописи и стал первым русским импресарио мирового уровня. Благодаря ему Европа познакомилась с русским художественным и театральным искусством. С его именем неразрывно связаны оперные и балетные Русские сезоны. Организаторские способности Дягилева были поистине безграничны: его труппа выступала в самых престижных театральных залах, над спектаклями работали известнейшие музыканты и художники. Он открыл гений Стравинского и Прокофьева, Нижинского и Лифаря. Он был представлен венценосным особам и восхищался искусством бродячих танцоров. Дягилев полжизни провел за границей, постоянно путешествовал с труппой и близкими людьми по европейским столицам, ежегодно приезжал в обожаемую им Венецию, где и умер, не сумев совладать с тоской по оставленной России. Сергей Павлович слыл галантным "шармером", которому покровительствовали меценаты, дружил с Александром Бенуа, Коко Шанель и Пабло Пикассо, а в работе был "диктатором", подчинившим своей воле коллектив Русского балета, перекраивавшим либретто, наблюдавшим за ходом репетиций и монтажом декораций, - одним словом, Маэстро."

"Дягилев" - несомненная удача автора, Натальи Дмитриевны Чернышовой-Мельник. Книга написана с огромным уважением к памяти Сергея Павловича и можно с уверенностью сказать, что первая полная биография Дягилева удалась.
Очень атмосферная, проникнутая духом того времени, наполненная светом, красками и музыкой, книга. Она путешествует по странам, городам и театральным подмосткам. Книга-впечатления, книга-эпоха.

Получилось очень красиво: представьте себе сцену, на переднем крае которой стоит Сергей Павлович. А за ним, в глубине, в полумраке - все, кто работал с ним, друзья и верные помощники. М.Фокин и А.Н.Бенуа, Л.Бакст и И.Стравинский, В.Серов и Т.Карсавина, В.Нижинский и А.Головин, С.Лифарь и М.Сёрт, К.Шанель и А.Маркова... И в тишине звучат их голоса... Они рассказывают о том Дягилеве, которого знали, с которым работали и создавали лучшие страницы русской истории и русского искусства. Их много, они все - гении, но впереди все-таки он один - человек, сумевший их всех объединить и увлечь общей идеей.
Конечно, специалистам-искусствоведам есть, что обсуждать, но в целом - замечательная работа Н.Д.Чернышовой-Мельник. Мемуары - мемуарами, но и с ними тоже нужно уметь работать. У автора книги это получилось: все герои настоящие, живые, как бы говорят с читателями из своих, таких сложных, красивых и, к сожалению, давно прошедших, лет.
Что очень ценно и приятно: в книге почти нет отсебятины, которой страдают многие биографии, особенно написанные современными российскими авторами. Ведь сейчас как? Что ни книга - автор чуть ли не на машине времени переносится в жизнь своих героев, прячется в шкафу (под кроватью, за шторой и пр.) и ну давай описывать того, что ему, автору, якобы известно. У Чернышовой-Мельник этого практически нет, за что ей отдельная благодарность. Несколько моментов, которые можно обсуждать, например: 5-ти часовой разговор с М.Фокиным по телефону и последующая фраза Дягилева про "Ну и крепкий же он орешек" - я, как и все читатели, не должна лихорадочно вспоминать, кто в своих воспоминаниях написал об этом, а сама по себе эта сцена смотрится так, как будто автор сидела рядом с Дягилевым. Но это так, мои личные заметки на полях... Про непонятную мне ситуацию с Павловой я написала отдельно: http://www.liveinternet.ru/users/852233/post172677332/ Вероятно, Н.Д.Чернышова-Мельник просто мало знакома с жизнью и творчеством Анны Павловой, отсюда такой явный диссонанс.
Еще хотела бы отметить вот какой момент: при всем замечательном и внушительном списке литературы, которую использовала в своей работе автор, нигде в книге четко не отмечена одна существенная деталь, без которой образ Сергея Павловича остается все-таки неполным. Парадоксально, но факт: у Дягилева не было ни роскошной недвижимости, ни шикарных машин - ничего. Вот что пишет Серж Лифарь в своих мемуарах, которые, конечно же, в списке литературы приведены:
"Он тратил миллионы и миллионы на своих артистов и практически ничего на себя. У него было 2 костюма, один серый и один синий, пиджак для приемов, полный вечерний комплект, летнее пальто и тяжелое зимнее пальто, изъеденное молью. Вот то, что он называл своим багажом, богатством, заработанным за жизнь, и умер он бедняком". (в воспоминаниях Мисии Серт упоминаются 6 тысяч франков, Лифаря — 50 тысяч франков) — вот все, что имел при себе Маэстро на момент смерти.)
О том, что Дягилев не имел на момент смерти никакого личного богатства и тратил, не задумываясь, даже последние личные деньги на дело всей своей жизни, пишут многие, знавшие Сергея Павловича, и работавшие с ним. Наверное, надо было в книге более четко описать эту сторону жизни Дягилева.
Никаких домыслов, слава Богу, даже в том, что касается такой непростой темы, как болезнь и смерть Дягилева. Было тревожно за то, как автор преподнесет этот момент, но все получилось даже лучше, чем можно было предположить: только воспоминания очевидцев и тех, кто был рядом с Сергеем Павловичем, а они догадками не занимались и о повышении тиража не думали.
Все очень достойно. Красиво, как были красивы "Русские сезоны". Честно. Интересно.
Уже успела перечитать некоторые главы и в дальнейшем буду не раз возвращаться к этой книге.
Я бы сказала, что "Дягилев" надо читать обязательно, но, оставив некоторую категоричность главному герою, скажу по другому: рекомендую с большим удовольствием!
Рубрики:  Прочитанное
Метки:  

яблочные_опилки   обратиться по имени Суббота, 16 Июля 2011 г. 15:09 (ссылка)
мм.интересно,интересно)
Ответить С цитатой В цитатник
Отражение_в_воде   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июля 2011 г. 12:45 (ссылка)
яблочные_опилки, очень интересно:) И чем больше времени проходит, тем больше хочется книгу перечитать.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку