Ароматная, с легким мандариновым послевкусием, ажурная, крохкая, пышная и легкая во рту ...
Ленивые голубцы — это блюдо, которое сочетает в себе простоту приготовления и насыщенн...
Сочные, вкусные котлеты из капусты и моркови с манкой и яйцами. Получается экономно и сытно....
Источник
Чабрец – популярное лекарственное растение, которое часто предлагают использовать ...
Живопись тингатинга появилась в Танзании в 60-х годах ХХ века, название получила по имени основателя направления – Эдуардо Саиди Тингатинга.
Биография Эдуардо Саиди Тингатинга полна неточностей и расхождений. Это объясняется не только тем, что при его жизни еще не было серьезных исследований и публикаций, но и тем, что в Африке несколько другие отношение к датам и восприятие времени. Как в любой традиционной культуре, гораздо важнее само событие, чем день, когда оно произошло.
Родился Эдуардо в бедной крестьянской семье в деревне Накапанья (в то время она называлась Намочелиа), на юге Танзании, почти около современной границы с Мозамбиком (район Тундуру, провинция Рувума). По одним данным это произошло в 1932 г., по другим в 1937 г. Согласно матрилинейному счету родства, принятому в этих краях, Эдуардо считается родом из племени макуа (мать художника из племени макуа). Единственное образование, которое получил Эдуардо – начальная школа католической миссии, говорят, что он был старше других учеников в классе.
В 50-х годах, как многие жители деревень, в поисках заработка он поехал на север страны, в область Танга, где работал на сизалевых плантациях, находящихся в ведении греческих мигрантов. Вскоре, примерно в 1955 году (по другим сведениям в 1959 г.) перебрался в Дар-эс-Салам – культурную и экономическую столицу Танзании. За это время он сменил множество работ – садовник, продавец овощей и фруктов, прислуга у европейских чиновников и индусов, участник музыкальной группы. Здесь же он знакомится со своей будущей женой Агатой, которая в будущем стала его первым агентом по продаже картин.
Что именно сподвигло Эдуардо рисовать – воспоминания о деревенской жизни, сказки и мифы, которые он слышал от своих бабушек и дедушек, красочные европейские постеры или изображения индусских божеств, виденные им в магазинах и домах, где он работал или просто необходимость заработать деньги – об этом до сих пор спорят современные авторы, пишущие о тингатинга.
Первые картины рисовались на картоне, а прежде того – на стенах домов. Надо сказать, что до сих пор искусство создания красочных рисунков на стенах процветает в Танзании. И это имеет не только декоративное, но и практическое назначение – именно так зачастую выглядит наружная реклама. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись».
Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды – эмаль. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые, иногда с добавлением масла. А вот другое нововведение – холст - прижилось. И уже давно все используют именно его для создания картин тингатинга. Но это все уже появилось после смерти Эдуардо, после того, как яркие красочные картинки стали признанным произведением искусства и получили именование «школа тингатинга».
Эдуардо Саиди Тингатинга продавал свои картины на улицах Дар-эс-Салама – в местечке Морогоро Сторс, где сейчас располагаются мастерские художников, районе Остербей, где жило много европейцев, около госпиталя Мухимбили, где стал работать, когда серьезно увлекся живописью, и это стало приносить доход.
Яркие, необычные картины стали пользоваться популярностью. Первыми на них обратили внимание европейцы – выходцы из Скандинавии, в первую очередь, Дании. История сохранила имена нескольких человек, внесших вклад в популяризацию живописи тингатинга – датчанка Мерит Тайсен, в доме который жил Э.С.Тингатинга до своей смерти, исследователь, автор книг по искусству Африки Карл-Фердинанд Шедлер из Германии, исследователь культуры маконде, коллекционер Ханс Эберхальд Аурхаммер из Германии, искусствовед, арткритик, художница из Швеции Берит Сальстром.
Далее последовала серия выставок, к Эдуардо стали присоединяться его родственники и ближайшие друзья, осваивая навыки создания картин. Так образовалась небольшая артель художников. Одни из них воссоздавали уже придуманные однажды сюжеты, другие рисовали что-то свое. Именно поэтому сейчас сложно достоверно датировать ранние работы тингатинга, ровно как и идентифицировать, в ряде случаев, кому они принадлежат.
Первыми «соратниками» Э.С.Тингатинга стали Симон Мпата, Каспер Хенрик Тедо, Дженьери Линда (Джон Линда Амба), Адеуси Манду Мтатамбве, Аджаба Абдалла Мталия. Вскоре к ним присоединился Омари Амонде, проделавший почти такой же путь как Эдуардо – из деревни Накапанья в Тангу и потом в Дар-эс-Салам. Они считаются «первым поколением тингатинга». В настоящее время из них жив и продолжает работать только Омари Амонде - дядя Эдуардо по материнской линии.
В 1972 году произошло трагическое событие – Э.С. Тингатинга погиб. Что произошло в тот день, когда умер основатель художественного направления точно не известно. Официальные источники и ныне живущие последователи придерживаются версии, что он погиб от пули полицейского, преследовавшего, по ошибке, его машину. Омари Амонде, дядя и ученик Э.С. Тингатинга рассказывает:
«Вместе с двумя другими товарищами Тингатинга ехал в машине из Кинандони в центр города. Он сидел сзади. В этот день они получили деньги за продажу картин и собирались это отметить. Следом за их машиной ехали полицейские, им показалось, что там могут быть преступники. Полицейский приказал остановить машину, но водитель Тингатинга отказался. Тогда полиция открыла огонь. Пуля разбила стекло и попала в Эдуардо. Он умер на месте. Это произошло в 12 часов ночи».
С середины 80-х годов практически ежегодно организуются выставки в различных галереях и музеях Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Италии, США и, конечно же, в Скандинавских странах. В это же время к перечню стран, где проявился интерес к тингатинга, добавляется и Япония. Более того, отдельные исследователи именно успехом на японском рынке объясняют появление новых техник – более тонкие проработки линий, многоцветные, перетекающие колористические решения фона.
В 90-х годах артель была преобразована в «Общественный Кооператив Искусств Тингатинга» (TACS) при финансовой поддержке официальных структур Танзании и помощи европейских организаций, главным образом, из Скандинавии. В настоящее время кооператив TACS объединяет более 80-ти художников. При этом помимо официального кооператива существует несколько альтернативных объединений, в том числе и за пределами Дар-эс-Салама (о.Занзибар, г.Аруша). Наиболее интересными из альтернативных объединений в настоящее время являются «группа Омари Адам Али», «Слип Вэй».
За время существования школы тингатинга внутри нее сформировалось несколько стилей: ставшие классическими изображения животных и птиц, сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», сюжеты традиционной мифологии, библейские мотивы.
Искусство тингатинга получило известность и признание в мире и, как и полагается, критики, искусствоведы выдвигают свои трактовки, объяснения и классификации этого явления. Ведутся споры, насколько тингатинга может именоваться народным искусством - если возникло всего лишь в середине прошлого столетия, насколько можно считать его традиционным – если первыми ценителями стали европейцы, насколько уместно именовать его наивным – ведь простота только кажется примитивной.
В России работы мастеров школы тингатинга давно присутствуют в частных коллекциях ценителей современного искусства. Широкая общественность получила возможность ознакомиться со всеми стилями внутри направления живописи тингатинга в 2007 году.
Дополнительно о тингатинга можно почитать здесь