Десерт из творога и желатина Десерт из творога и желатина Мне нравятся легкие творожные десер...
Меню на Новый Год - (2)Меню на Новый Год Всем Гостям Понравится | 2 ВАРИАНТ Меню на Новый Год Всем Гостям Понравится | 2...
Анна Ахматова и ее образ в живописи.... - (1)Анна Ахматова и ее образ в живописи.... ...
Игорь Северянин - (0)Янтарная элегия.....Игорь Северянин ...
Вязаные спицами береты. Подборка. - (0)Вязаные спицами береты. Подборка. Берет жаккардовым узором спицами ...
Киев. Успенская Киево-Печерская Лавра. (продолжение_2) |
Церковь Всех Святых на Экономических воротах Киево-Печерской лавры, 1696 — 1698 гг
Церковь Всех Святых возводилась в одно время с Экономичными вратами по проекту архитектора Дмитрия Аксамитова. Церковь построена по типу крестово-купольной деревянной церкви. Это — двухьярусное сооружение. В первом ярусе устроены Экономические ворота, получившие свое название в связи с их хозяйственным назначением. Второй ярус занимает сама церковь, имеющая вертикально-пирамидальную композицию, которая основана на плане равноконечного креста и состоит из пяти стройных, направленных вверх объемов, завершенных восьмигранными барабанами с грушевидными позолоченными куполами. Такое конструктивное решение дало возможность создать все четыре фасада равнозначными. Композиционным центром каждой плоскости стены является узкое окно. Центр западного, северного, восточного и южного фасадов определяет окно с люкарней над ним. Люкарна имеет вид креста с короткими округленными концами.
Крыша церкви, купола и маковки покрыты квадратными железными листами. Позолота куполов, маковок с крестами выполнена из листового золота.
Церковь Всех Святых декорирована в стиле раннего барокко и отличается богатым художественным оформлением стен в котором используются исключительно геометрические элементы.
Церковь не только замечательно оформлена, но имеет и хорошую акустику. Во время ремонта под чугунными плитами пола (подарок промышленника И.Демидова), по линии иконостаса, а также в алтаре в песчаной прослойке, найдено большое количество керамических кувшинов, зарытых в песок горловиной вниз в пять рядов. Такие кувшины применялись как резонатор для усиления звука в храмах, а также для облегчения конструкции строения.
Особое впечатление производит интерьер церкви с открытым и освещенным до самого верха подкупольным пространством.
Свод алтарной части значительно приподнят кверху, где его восьмигранный проем соединяется со световым барабаном. Центральная часть храма вверху ограничена четырьмя соединенными между собой арками. Вместе с парусам иони образуют круглое отверстие, переходящее в световой барабан цилиндрической формы. Интерьер церкви дополняют два мраморных мозаичных киота, установленные на южной и северной стенах. Киоты были выполнены в начале XX ст. киевским мраморных дел мастером Иваном Дрекслером для Трапезной церкви, но в 1902 г. по требованию Духовного собора перенесены в церковь Всех Святых. Иконы для них написал академик живописи В.Фартусов.
О первоначальном виде храмовой живописи нет никаких сведений. Церковь Всех Святых, как и большинство строений монастыря, пострадала во время пожара 1718 г., но вскоре была восстановлена.
Храм расписали только после капитального ремонта в 1906 г. художники и ученики лаврской иконописной школы под руководством И. Ижакевича.
Система росписей построена таким образом, что большинство фигур святых размещена на оконных откосах. Живописные композиции в храме расположены с соблюдением традиционных требований. Изображение на темно-синем фоне в главном куполе Христа-Пантократора является доминирующим. На парусах по традиции изображены евангелисты, на арках в кругах на золотом фоне находятся лики апостолов. Фигуры апостолов размещены на арках, так как они символизируют опору церкви. Фигуры печерских святых на оконных откосах храма изображены попарно.
Живопись интерьера церкви отмечается богатством цветной гаммы, выдержанной в холодных тонах. Все картины и орнаменты написаны масляной краской, широкими мазками.
Украшением церкви является резной позолоченный иконостас- образец декоративно-прикладного искусства XVIII ст. Вначале в иконостасе было 52 иконы, но во время Второй мировой войны они были утеряны и осталось всего 36.
К алтарной части церкви из иконостаса ведут трое дверей с трехгранным завершением, характерным для народной украинской архитектуры. Средние - Царские врата - по размерам более высокие и широкие, чем боковые - диаконские двери. Они состоят из двух створок, вырезанных из деревянных досок, украшенных ажурным орнаментом в виде акантовой листвы и гроздей винограда. Правая створка увенчана короной. Над Царскими вратами расположен резной ажурный полукруг с образом Спаса Нерукотворного.
Вход в церковь находится с южной стороны и проходит через аркаду, которая держится на четырех колоннах романского типа. Аркада прикрыта скатной крышей с фронтоном в торце, украшенным колонками и лепным растительным орнаментом. По стилю аркада отличается от архитектуры храма, что приводит к мысли о более позднем времени ее построения. Из аркады к храму ведет галерея со сводчатым потолком, крутой деревянной лестницей и полуциркульными окнами для освещения. На стене галереи (слева и справа от лестницы) нарисован апокалипсический небесный Иерусалим. Город изображен на розовом фоне, в нем большое количество церквей и других строений, наполнен фантастическими растениями. Киев всегда называли Иерусалимом Свято-Русской земли. Над дверным проемом изображен Афон на высокой скале, подножие его омывает море. На горе возвышается неприступная крепость - монастырь с куполами церквей. Это и есть Святая Гора Афон, которая тесно связана с основанием Киево-Печерской лавры. Мастера не жалели яркой краски - фантастические растения, сказочные орнаменты заполняют все пространство. Расписаны не только стены, а и потолок, оконные проемы.
Службы в этой церкви совершались лишь на протяжении одной недели, посвященной памяти Всех Святых.
В 1969-1978 гг. бригадой реставраторов под руководством В.Бабьюка была проведена реставрация монументальной живописи интерьера церкви.
Церковь Всех Святых соединила в себе замечательную архитектуру украинского барокко XVII и ХХ веков. Больше 300 лет этому памятнику архитектуры, но до сих пор он очаровывает своей изысканной красотой.
фото http://grant-pvt-archive.blogspot.com
Рубрики: | искусство/ЗАМКИ, музеи, монастыри, храмы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |