-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048

Записи с меткой еврейские праздники

(и еще 1353 записям на сайте сопоставлена такая метка)

Другие метки пользователя ↓

12 колен израилевых x украинская этнография актуально актуальное без заголовка буддизм видео выставка герб глаз графика дневниковая жизнь еврейские праздники журнал иллюстрации к иллюстрации к произведениям мопассана иллюстрации к роману "12 стульев" иллюстрации к роману раблэ иллюстрации к сказкам французких писателей иллюстрации к сказкам французских писателей исследование история россии в романе карикатуры коллаж коллажи крест мастер и маргарита мемуарчики полезные советы профессия- художник профессия-художник профессия: художник размышление размышления рассказ рассказики рука семья символика символика тела тамга техника безопасности украинская этнография укрраинская этнография умные мысли харьков цитатник язык
Комментарии (3)

Рош-а-Шана

Дневник

Четверг, 09 Сентября 2010 г. 15:06 + в цитатник

Еще два листа из серии "Еврейские праздники". Тем более, что есть повод

 (543x699, 212Kb)

Согласно традиции, еврейский праздник Рош а-Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Это день сотворения первого человека - Адама, шестой день творения.

В  Рош а-Шана наши мысли и поступки рассматриваются и взвешиваются — в точном соответствии с их истинной значимостью, в их взаимосвязи с нашими способностями и нашим прошлым, с поступками других людей и внутренней логикой развития судьбы каждого из нас.
В тот же день Небесный суд выносит справедливый приговор. Через десять дней, в Йом Кипур, он утверждается.
Кому-то в новом году суждено возвыситься и преуспеть, кого-то постигнут несчастья... Одним будет сопутствовать удача, а другим суждены страдания. Одним предстоит прожить долгую жизнь, другим — умереть до конца года, не дожив до старости... Существует предание, что в дни Рош а-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».

В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года.

Среди них и яблоки с медом — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».

 

http://www.evrey.com/sitep/rosh/index.php3?menu=indexrosh.htm

http://tbnrussia.org/news/1724/184/

 

 (543x699, 222Kb)

Серия сообщений "еврейские праздники":
Часть 1 - еврейские праздники
Часть 2 - КАПОРЕС
Часть 3 - Песах
Часть 4 - Рош-а-Шана

Рубрики:  графика

Метки:  
Комментарии (3)

Песах

Дневник

Среда, 31 Марта 2010 г. 15:56 + в цитатник

Вот еще два листа из серии иллюстраций, выполненных для книги "Еврейская кухня".
Выставляю их по случаю: начался еврейский Пейсах. ПЕ́САХ - весенний праздник в память исхода евреев из Египта, начинающийся 15 нисана и длящийся семь дней.
 (460x591, 131Kb)
Историю выхода евреев из Египта и перехода Красного моря пересказывать не буду. Думаю, она известна.
Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью. Песах называется также праздником опресноков, так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста.
Праздничная трапеза в вечер наступления Песаха и все ритуалы этой ночи называются седер ("порядок"), главное предписание этой церемонии — рассказывать об исходе из Египта.

 (459x591, 158Kb)
Седер включает больше ритуалов, чем любая другая церемониальная трапеза.
В течение дня готовят все необходимое для седера. Кроме разнообразных праздничных блюд на столе должны быть: красное вино; маца; сельдерей или растертый хрен; петрушка, салат или отварной картофель; кусочек мяса с косточкой; крутое яйцо; харосет — смесь протертых яблок и грецких орехов с вином, приправленная корицей; блюдце или чашка с соленой водой.

Главный предмет на столе во время седера - это "кеара", большое красивое блюдо.
Приготовленные продукты нужно разложить на блюде особым образом.
А вино готовят из такого расчета, чтобы на каждого взрослого пришлось не менее четырех полных бокалов.

К вечеру надевают праздничные одежды. Перед заходом солнца хозяйка дома зажигает свечи. Праздник начинается. Мужчины собираются в синагоге для чтения довольно краткой вечерней (праздничной) молитвы, после чего они возвращаются домой. Начинается седер, на который приглашаются родственники, друзья, даже незнакомые евреи, которые по каким-либо причинам не смогли организовать его у себя дома.

Суть седера, его назначение состоит в том, что один раз в году каждый еврей обязательно должен услышать рассказ об Исходе из Египта. Этот рассказ является центральной частью седера. Слово седер означает «распорядок».

Во время седера читается Пасхальная Агада, книга, содержащая рассказ об исходе из Египта с комментарием, а также совершаются символические обряды.

Во время седера выпивают четыре бокала вина. Теперь давайте рассмотрим ритуальное угощение. Самая типичная еда — маца — плоский пресный хлеб.
Седер- радостная трапеза. Его праздничность представлена четырьмя чашами вина, которые выпиваются при чтении определенных мест Агады.

Другой ритуал «седера» — вкушение марора — горькой травы, символизирующей горечь египетского рабства. Обычно это салат или хрен.

Поднос для Седера ставят на праздничный стол возле главы Седера. На нем располагают шесть тарелочек, в которые кладут:
"Зроа" - кусочек жареного мяса на косточке, символизирующий Пасхальную жертву.

Печенное яйцо символизирует скорбь по разрушенному храму в Иерусалиме. Есть еще одно объяснение символизики яйца: так же, как яйцо становится все тверже и тверже, чем дольше его варят, так все тверже, все закаленнее становится народ Израиля с каждым новым бедствием, постигающим его.

"Карпас" - любой из овощей, например, морковь, картошка, редис, петрушка и т. п. "Карпас" обмакивают в соленую воду. Перед тем, как съесть "карпас", произносят благословение "...творящий плод земли".
Отдельно ставят блюдечко с солёной водой.

"Харосет" - пюре из яблок, вина и толченых орехов. Оно символизирует глину, из которой евреи делали кирпичи для строительства египетских городов.

"Хазерет" - тёртый хрен. Его кладут на мацу как бутерброд.

 

Серия сообщений "еврейские праздники":
Часть 1 - еврейские праздники
Часть 2 - КАПОРЕС
Часть 3 - Песах
Часть 4 - Рош-а-Шана

Рубрики:  графика

Метки:  
Комментарии (15)

КАПОРЕС

Дневник

Пятница, 12 Февраля 2010 г. 22:08 + в цитатник

Закончила большую работу, сделанную по заказу польского издательства. Это серия листов о еврейских праздниках и обрядах. Для начала выставлю один лист- Капорес. Это обряд, который верующие иудеи проводят накануне Судного дня- Йом Кипура.
 (459x591, 145Kb)
Существует очень давний обычай, называемый капорес (капарот). Вечером, за сутки до наступления Йом Кипура или на рассвете, накануне Судного дня, мужчина или мальчик берут в руки петуха, а женщина или девочка — курицу и, вращая птицу над головой, произносят молитву: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь».
Эту птицу или стоимость ее отдают бедным. Если не удалось достать птицу, обряд капорес может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.
 (300x218, 24Kb)
Истоки этого ритуала лежат в глубокой древности. Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев – поклонения золотому тельцу – Моисей поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом Кипур он вернулся, принес новые Скрижали Завета и радостную весть о том, что Бог простил еврейский народ. С тех пор Йом Кипур стал днем Всепрощения.

Для жертвенной службы в Йом-Кипур, которая называлась Авода, брали двух одинаковых, похожих между собой козлов. Первосвященник вынимал жребий. Один козел приносился в жертву Богу, а другой становился «козлом отпущения». Над ним произносили молитву, в которой над козлом Первосвященник произносил признание грехов от лица всего Израиля. Козла отпущения сбрасывали с обрывистой скалы, называемой «Азазел».

 (591x344, 173Kb)
АЗАЗЕЛЬ — по верованиям древних евреев — демон пустыни. В известной книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против бога. Он научил мужчин воевать, а женщин — искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению бога, к пустынной скале.
Помните Азазелло у Булгакова? Это он- злой демон, развратник и соблазнитель, придумавший зеркало.
 (372x425, 158Kb)
Заметьте- в руках у него трезубец. Я уже писала об этом оружии дьявола в своем посте о тамгах.
Вот как описывает обряд капорес Энциклопедия «Религия»:

"В еврейском Танахе, имя Азазель упоминается только в одном месте — в Книге Левит (в Торе), где описывается древний ритуал, связанный с праздником Йом-Кипур — Днем Искупления, или Судным Днем. Авода — главное служение в Йом-Кипур сначала в Скинии Завета, а затем в Иерусалимском Храме — включала в себя, помимо прочего, следующее: первосвященник подводил ко входу в Скинию или Храм двух отобранных заранее козлов, один из которых предназначался для грехоочистительной жертвы Богу, второй — для возложения на него грехов и отпущения в пустыню к Азазель При этом участь козлов определялась согласно жребию: "И возьмет Аарон, (позднее — любой первосвященник. .) двух козлов, и поставит их пред Господом у входа Шатра Соборного. И положит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Господа, а жребий другой — к Азазелю. ...Козел же, на которого вышел жребий — к Азазелю, пусть поставлен будет живым пред Господом, чтобы совершить через него искупление, для отправления его к Азазелю в пустыню" (Лев 16:7—8, 10; здесь и далее — перевод Д. Йосифона; ). Совершив полностью очистительный обряд в Скинии Завета (позднее — в Святая Святых Храма), первосвященник должен был совершить обряд искупления: "И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и признается над ним во всех беззакониях сынов Израелевых и во всех преступлениях их, во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в страну необитаемую; и да отправит он козла в пустыню" (Лев 16:21—22).
Впоследствии, после разрушения Иерусалимского Храма и окончательного рассеяния еврейского народа, обычай, связанный с "козлом отпущения" (отсюда и известное крылатое выражение), прекратил свое существование; реликты подобного обряда сохранились лишь в ритуале каппарот, капорес (мн. число от каппара — "искупление") в канун Йом-Кипур, когда каждый отдельный человек, принося покаяние, символически переносит свои грехи за прошедший год на белого петуха (курицу); затем птица режется шойхетом (резником) и раздается неимущим».

Собирая материал в процессе работы, я заметила, что в еврейском декоративном искусстве часто встречается сюжет, который искусствоведы называют «Лев, когтящий лань», т.е. сильный, хищный зверь, нападающий на более слабое животное. Это могут быть лев, грифон(мифическая птица), орел (иногда двуглавый), нападающие на лань, зайца, птицу, оленя.

 (539x512, 112Kb)
Вокруг орла - цитата из Второзакония: "Как орел стережет гнездо свое, над птенцами своими парит, расправляет крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем"

 (699x391, 175Kb)

Роспись деревянной Ходоровской синагоги (1652) представляет собой уникальный каталог еврейской символики и эмблематики.

Что это? Отражение проблем, с которыми многострадальный еврейский народ сталкивался на каждом шагу своей истории? Констатация незыблемых правил жизни, в которой сильный «когтит» слабого?
 (215x109, 53Kb)
Но подобные сюжеты встречаются в искусстве многих народов. Сцены «терзания» можно увидеть в искусстве кельтов, скифов, в иранском искусстве. Подобные сюжеты можно найти и в каменной резьбе на стенах древнерусских соборов.
 (207x123, 57Kb)

Заинтересовавшись перепевами сцен терзания, я занялась своими исследованиями. Об этом будет следующий пост.
http://slovari.yandex.ru/dict/litenc/article/le1/le1-6534.htm?text=%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C&stpar3=1.1
П.Полонский "Йом-Кипур в еврейской традиции"

http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0090.htm?text=%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C&stpar3=1.2

http://rivka-belareva.livejournal.com/165795.html

 

Серия сообщений "еврейские праздники":
Часть 1 - еврейские праздники
Часть 2 - КАПОРЕС
Часть 3 - Песах
Часть 4 - Рош-а-Шана

Рубрики:  символика
графика

Метки:  
Комментарии (8)

еврейские праздники

Дневник

Вторник, 04 Ноября 2008 г. 16:04 + в цитатник

У евреев много праздников и особых дней в году. Среди них есть главные праздники, во время которых вся повседневная деятельность – работа, учеба, покупки – прекращается В эти дни принято проводить большую часть времени в молитве и праздновании в кругу семьи.

ИДЕЯ (591x452, 166Kb)


 (591x465, 195Kb)
Рош-Ашана- еврейский Новый год. Еврейское летоисчисление ведется от сотворения мира, поэтому Рош-Ашана считается началом нового витка в мировом круговороте. В первый вечер праздника после зажигания свечей в синагоге происходит праздничное богослужение. Рош-Ашана- веселый праздник, поэтому к столу подаются сладости, мед, чтобы год был сладким и удачным, и фрукты, среди которых особенно выделяется гранат. Гранат несет в себе большой смысл, как впрочем и все блюда на праздничном столе. Количество зернышек в этом плоде- символ многочисленности еврейского народа. Символику плодовитости несет и рыба.
С эти м праздником связано мног интересных обрядов. Трубление в шофар- один из них.
Шофар — это бараний рог, специально обработанный для трубления.
Вот как сообщают знатоки об этой церемонии: "Величественный символ шофара придает Рош Ашана особую значительность. Грубый, немелодичный звук шофара похож на вопль, на стон, рвущийся из глубин сердца, из глубин подсознания; он выразительнее любых слов. Шофар будит нас, пробуждает в нас сознание того, что настанет день, когда нам придется предстать перед небесным судом и дать отчет обо всем, что мы делали в нашей жизни.
Три звука извлекают из шофара: 1) ткиа — плавный, непрерывный звук; 2) труа — прерывистый звук; 3)снова ткиа — протяжный непрерывный звук. Это три вести шофара:
1) первая ткиа пробуждает нас от ежедневного застоя и напоминает о Всевышнем и нашем долге перед Ним;
2) труа звучит как сигнал тревоги; она "сотрясает" наш ум и сердце сознанием того, насколько далеки мы от своего предназначения;
3) заключительная ткиа призывает нас сделать необходимые выводы и с верой принять решение исправить и улучшить свою жизнь".

В своей работе я изобразила еще один интересный обряд. На берегу реки мужчины выворачивают карманы и вытряхивают в проточные воды мелкий сор- все грехи, накопившиеся за год. Вода унесет их.


ИДЕЯ1 (485x287, 57Kb)
Это Бердяев сказал


 (591x471, 157Kb)
Пурим-праздник спасения от очередного погрома.
Праздник Пурим отмечают в память о событиях, произошедших во времена персидского царя Ахашвероша. Его советник злодей Аман задумал уничтожить всех евреев 13-го числа месяца адар и даже получил на это согласие малодушного и несамостоятельного царя. Но жена царя, еврейка, красавица Эстер помогла предотвратить страшную трагедию, а евреи выступили с оружием в руках и смогли защитить себя и своих детей. А на следующий день, 14-го адара, они отпраздновали победу.
В этот праздник читают свиток Эстер, в котором описываются все эти события, помогают бедным и дарят подарки друзьям. Пурим самый веслый праздник когда устраиваются пышные трапезы. На праздничном столе обязательно присутствуют "уши Амана" - вкусные пирожки со сладкой начинкой в виде треугольников. В Пурим устраивают веселый маскарад, дети делают себе костюмы и маски, трещат в трещетки, чтобы не слышать имени Амана, когда чтец свитка Эстер его произносит. В Пурим обязательно слушают чтение Мегилы (историю Эсфири), раздают милостыню бедным, устраивают веселую трапезу и делают подарки соседям и друзьям.
Из дома в дом носили пищу, положенную на тарелки и завернутую в полотно. Трапеза в Пурим начиналась в полдень и продолжалась целый день. Семья в окружении гостей начинала пить и закусывать, а потом, по мере подношений, съедала также и подарки знакомых и родственников. Все двери были открыты, и гости бродили с одного пиршества на другое, из одного дома в другой. Не было среди евреев такого бедняка, которого не принимали бы с распростертыми объятиями, куда бы он ни пришел. В очень религиозных общинах этот обычай продолжает жить до сих пор.


 (591x455, 153Kb)

Йом-Кипур переводится с иврита, как Судный день. В Йом-Кипур каждый должен молиться в общине, а не у себя дома в одиночестве. Есть грехи, совершенные нами перед людьми. Только тот, кого мы обидели, может простить нас. Поэтому готовятся евреи к Йом Кипуру, прося прощения не только у Бога, но и у ближних.
Тот, перед кем извиняются, должен проявить великодушие и не отказывать в прощении.
В Йом-Кипур соблюдается строгий пост. Этот день религиозный человек посвящяет молитвам, нерелигиозный - подведению нравственных итогов прошедшего года. В Йом-Кипур каждый человек должен осознать свои ошибки, чтобы в следующем году их не повторять.
Пять основных запретов соблюдаются в Йом-Кипур (их действие начинается перед заходом солнца и кончается после наступления полкой темноты и выхода звезд на следующий день:
• Нельзя есть и пить.
• Нельзя мыться, смазывать тело ароматическим веществами, надевать кожаную обувь, быть с женщиной.
• Нельзя "укорачивать" Йом-Кипур - он должен длиться больше календарных суток.
• В Йом-Кипур должны поститься все: мужчины, женщины, старики.
В этот день читают поминальную молитву.


 (591x437, 147Kb)

Шавуот празднуют в честь вручения Богом Моисею Торы и Десяти заповедей - морально-этической основы всей западной цивилизации. Произошло это на горе Синай.Тору нельзя было вручить иначе, как в "громах и молниях", в "огне и пламени", когда "вострепетал весь народ".
В этот день в храм приносят первые плоды, которыми славится Израиль: виноград, инжир, оливы, финики, гранаты, пшеницу и ячмень.
В древности утром на второй день Пасхи евреи приносили в храм меру (омер) ячменя, чтобы совершить церемонию, прославляющую плодородие земли. В Израиле ячмень созревает рано. К Пасхе на вершинах холмов он уже готов для жатвы. Но прежде чем воспользоваться плодами первого урожая, нужно принести дар на алтарь Бога. Так делалось, пока стоял Святой Храм в Иерусалиме. Величина этого приношения составляла один омер, считалось, что такое количество еды необходимо человеку на один день. 0мер — мера сыпучих тел, примерно 3,9 литра.
Плоды нового урожая в Палестине запрещалось употреблять в пищу до тех пор, пока не закончится обряд сбора ячменя. Пшеница в Палестине созревала примерно на семь недель позже. Начиная с того дня, когда мера ячменя приносилась в храм, отсчитывалось семь полных недель. На пятидесятый день у еврейского народа начинался праздник — Шавуот. Шавуот — на иврите множественное число от слова шавуа (неделя). Название "Пятидесятница " указывает на пятидесятый день.
В Шавуот принято есть молочные блюда. Существует несколько объяснений этому древнему обычаю. Некоторые считают его символом страны, "текущей молоком и медом".



 (591x446, 118Kb)

Шабат — один из многих символов, составляющих структуру иудаизма, но приобретший особое значение.
"Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой, суббота Господу, Богу твоему, не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо, землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой, посему благословил Господь день субботний и освятил его",-это цитата из Ветхого завета.

Очень интересна еврейская символика. Она тесно связана с историей еврейского народа. Из Израиля евреи вынесли древние восточные символы, но проживая в странах рассеяния, "приращивали" к своей национальной символике и новые символы, позаимствованные у коренного населения. Еврейское декоративное искусство постоянно развивалось, приобретало новые элементы орнаментики, технику изображения, веяния моды от народов, среди которых постоянно жили евреи. И все это переносилось из реальной жизни на грунт духовный, приобретало религиозную выразительность, трактовалось в еврейских традициях.
Я немного расскажу о характерных еврейских символах.

Гексаграмма – интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, еще задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты.
Начиная с «бронзового века», гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдаленных друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Кстати, шестиконечная звезда часто встречается в российских, украинских, польских дворянских гербах, на козацких знаменах.
Связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, – не что иное как измышление позднего средневековья. Правда, существует предположение, согласно которому гексаграмма являлась фамильным символом рода Давида аль-Рои, жившего в Иране, одного из претендентов на роль Мессии. Этим иногда пытаются объяснить происхождение принятого названия гексаграммы: маген-Давид, или «щит Давида».

Известно, что во время исхода евреев из египетского плена каждое из колен Израилевых имело свой особый флаг. Однако когда еврейский народ оказался в изгнании и не имел ни армии и других средств защиты, у него не могло быть своего национального флага. В позднем средневековье известны случаи, когда еврейской общине или лично еврею даровалось право иметь свой флаг. Так, в 1354 году император Карл IV позволил еврейской общине Праги поднимать красный флаг с изображением шестиконечной звезды, которую позже назвали Маген Давид (щит Давида). В 1648 году евреям Праги за их заслуги в обороне города от шведов было даровано право иметь флаг, на красном фоне которого был изображен желтый Маген Давид со шведской звездой внутри. В 1460 году евреи Офена (ныне район Будапешта) приветствовали венгерского короля Матиаса Корвина красным флагом с двумя Маген Давидами.
Маген Давид имеет форму шестиконечной звезды, образованной наложением друг на друга двух треугольников с противоположно направленными вершинами, С течением времени он стал главным еврейским символом.
Но подлинно еврейским символом во все века была Менора – храмовый светильник; кроме того, она является и своего рода опознавательным знаком.

К таким символам, которые стали традиционными в еврейском искусстве принадлежат изображения льва - символа храбрости, орла - легкости, власти, оленя - быстроты и легкости, рыбы - полодовитости, журавля - символа преданности, зайцев, птиц и другой живности. Наряду о обычными животными на страницах книг и рукописей нашли место мифические: Лефиафан - мессианский символ, единорог - символ чистоты и верности, грифоны, змеи - мудрые и важные, химерные рыбы с головами птиц и др.
Олени — В Песни Песней образ оленя служит метафорой красоты. Пророк Иезекииль использует слово «олень» как синоним слова «красота».
"Будь быстр как олень в служении Всевышнему". В еврейских рукописях сцена собачьего гона на оленя трактуется как образ гонимого Израиля.
На надгробиях изображение оленя иллюстрирует еврейское имя Цви(иврит) или Гирш (идиш) или Нафтали— основателя одного из 12 колен израилевых, чьим символом был олень.
Арка, портал, врата— изображение портала и его трехъярусная форма соответствовали символике и форме арон-кодеша, который воплощал в себе целый спектр различных представлений, в том числе как врат Господа, в которые войдут праведники. Аарон-кодеш- шкаф для хранения свитка Торы в синагогах XIX в., Он аналогичен мизрах- декоративной бумажной таблице, которую евреи Восточной Европы помещали на восточной стене синагоги и дома. "Мизрах" - в переводе с иврита "восток" - указывал направление на Иерусалим, куда обращали своё лицо молящиеся евреи.

Птицы— самые выдающиеся певцы, восхваляющие Всевышнего. Часто встречется мотив с птицей, держащей в клюве ветку. Цветок или плод. Виноградная гроздь символизировала плод древа жизни.
Другой сюжет— птица, сидящая на вершине дерева.
Аист— означает «праведник». Праведником он назван потому, что проявляет заботу о своих ближних. Часто аист изображался со змеей в клюве, символизируя идею победы праведности над злом.
Орел— " Будь легок как орел" -особый характер служения Всевышнему. Интересно появление в еврейском декоративном искусстве изображение двуглавого орла- явное заимствование сначала у римлян, а затем у народов, имеющих этот символ, как "наследство" Рима. В частности, изображение двуглавого орла в русской геральдике было позаимствовано у Византии.
Образ двуглавого орла, позаимствованный в европейской геральдике, в еврейских комментариях приобретает следующий смысл: милосердие к своему народу Небесного Царя и Верховного Судии. Образ, связанный с абсолютной властью земного царя, переносится на абсолютную власть Царя небесного.

Лев— символ царского дома Давида, символ колена Иеуды и его потомков.
Корона торы -корона священства, корона царского дома Давида
Храм— Сион— Иерусалим
Хамса (пятерня) — амулет, оберег против дурного глаза
Скрижали завета с записанными на них 10 заповедями
Симметричные пары львов— стражи Торы
Древо жизни. Иногда растительные формы сливаются с формой меноры
Благословляющие руки с разведенными попарно пальцами - благословение священников в Иерусалимском храме.
Кувшин - принадлежность к роду левитов - их почетная обязанность омывать руки священникам во время службы.
Корона над каким-либо символом подчеркивает его высокое значение
Лань - память о добре и красоте, символизирует любовь, чувственность и часто отмечает надгробие девушки или молодой женщины.
Единорог - символ возвышенности человеческого духа (ведь единорог живет высоко в горах).
Павлин - знак вечного блаженства среди райских красот.
Левиафан, свернувшийся кольцом и дикий бык -предназначены для райского стола и напоминают о предстоящем праведнику благоденствии, когда придет Мессия
Две рыбы - знак зодиака месяца Адар.
Три рыбы, образующие кольцо - древний знак вечности
Белка, грызущая орех - орех мудрости - символ ума.

Не менее интересным в еврейском декоративном искусстве представляется изображения зодиакального цикла. Круг преобретает новое символическое значение круга жизни и одновременно символизирует двенадцать колен Израилевых.

Серия сообщений "еврейские праздники":
Часть 1 - еврейские праздники
Часть 2 - КАПОРЕС
Часть 3 - Песах
Часть 4 - Рош-а-Шана

Рубрики:  графика

Метки:  

 Страницы: [1]