-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


еврейские праздники

Вторник, 04 Ноября 2008 г. 16:04 + в цитатник

У евреев много праздников и особых дней в году. Среди них есть главные праздники, во время которых вся повседневная деятельность – работа, учеба, покупки – прекращается В эти дни принято проводить большую часть времени в молитве и праздновании в кругу семьи.

ИДЕЯ (591x452, 166Kb)


 (591x465, 195Kb)
Рош-Ашана- еврейский Новый год. Еврейское летоисчисление ведется от сотворения мира, поэтому Рош-Ашана считается началом нового витка в мировом круговороте. В первый вечер праздника после зажигания свечей в синагоге происходит праздничное богослужение. Рош-Ашана- веселый праздник, поэтому к столу подаются сладости, мед, чтобы год был сладким и удачным, и фрукты, среди которых особенно выделяется гранат. Гранат несет в себе большой смысл, как впрочем и все блюда на праздничном столе. Количество зернышек в этом плоде- символ многочисленности еврейского народа. Символику плодовитости несет и рыба.
С эти м праздником связано мног интересных обрядов. Трубление в шофар- один из них.
Шофар — это бараний рог, специально обработанный для трубления.
Вот как сообщают знатоки об этой церемонии: "Величественный символ шофара придает Рош Ашана особую значительность. Грубый, немелодичный звук шофара похож на вопль, на стон, рвущийся из глубин сердца, из глубин подсознания; он выразительнее любых слов. Шофар будит нас, пробуждает в нас сознание того, что настанет день, когда нам придется предстать перед небесным судом и дать отчет обо всем, что мы делали в нашей жизни.
Три звука извлекают из шофара: 1) ткиа — плавный, непрерывный звук; 2) труа — прерывистый звук; 3)снова ткиа — протяжный непрерывный звук. Это три вести шофара:
1) первая ткиа пробуждает нас от ежедневного застоя и напоминает о Всевышнем и нашем долге перед Ним;
2) труа звучит как сигнал тревоги; она "сотрясает" наш ум и сердце сознанием того, насколько далеки мы от своего предназначения;
3) заключительная ткиа призывает нас сделать необходимые выводы и с верой принять решение исправить и улучшить свою жизнь".

В своей работе я изобразила еще один интересный обряд. На берегу реки мужчины выворачивают карманы и вытряхивают в проточные воды мелкий сор- все грехи, накопившиеся за год. Вода унесет их.


ИДЕЯ1 (485x287, 57Kb)
Это Бердяев сказал


 (591x471, 157Kb)
Пурим-праздник спасения от очередного погрома.
Праздник Пурим отмечают в память о событиях, произошедших во времена персидского царя Ахашвероша. Его советник злодей Аман задумал уничтожить всех евреев 13-го числа месяца адар и даже получил на это согласие малодушного и несамостоятельного царя. Но жена царя, еврейка, красавица Эстер помогла предотвратить страшную трагедию, а евреи выступили с оружием в руках и смогли защитить себя и своих детей. А на следующий день, 14-го адара, они отпраздновали победу.
В этот праздник читают свиток Эстер, в котором описываются все эти события, помогают бедным и дарят подарки друзьям. Пурим самый веслый праздник когда устраиваются пышные трапезы. На праздничном столе обязательно присутствуют "уши Амана" - вкусные пирожки со сладкой начинкой в виде треугольников. В Пурим устраивают веселый маскарад, дети делают себе костюмы и маски, трещат в трещетки, чтобы не слышать имени Амана, когда чтец свитка Эстер его произносит. В Пурим обязательно слушают чтение Мегилы (историю Эсфири), раздают милостыню бедным, устраивают веселую трапезу и делают подарки соседям и друзьям.
Из дома в дом носили пищу, положенную на тарелки и завернутую в полотно. Трапеза в Пурим начиналась в полдень и продолжалась целый день. Семья в окружении гостей начинала пить и закусывать, а потом, по мере подношений, съедала также и подарки знакомых и родственников. Все двери были открыты, и гости бродили с одного пиршества на другое, из одного дома в другой. Не было среди евреев такого бедняка, которого не принимали бы с распростертыми объятиями, куда бы он ни пришел. В очень религиозных общинах этот обычай продолжает жить до сих пор.


 (591x455, 153Kb)

Йом-Кипур переводится с иврита, как Судный день. В Йом-Кипур каждый должен молиться в общине, а не у себя дома в одиночестве. Есть грехи, совершенные нами перед людьми. Только тот, кого мы обидели, может простить нас. Поэтому готовятся евреи к Йом Кипуру, прося прощения не только у Бога, но и у ближних.
Тот, перед кем извиняются, должен проявить великодушие и не отказывать в прощении.
В Йом-Кипур соблюдается строгий пост. Этот день религиозный человек посвящяет молитвам, нерелигиозный - подведению нравственных итогов прошедшего года. В Йом-Кипур каждый человек должен осознать свои ошибки, чтобы в следующем году их не повторять.
Пять основных запретов соблюдаются в Йом-Кипур (их действие начинается перед заходом солнца и кончается после наступления полкой темноты и выхода звезд на следующий день:
• Нельзя есть и пить.
• Нельзя мыться, смазывать тело ароматическим веществами, надевать кожаную обувь, быть с женщиной.
• Нельзя "укорачивать" Йом-Кипур - он должен длиться больше календарных суток.
• В Йом-Кипур должны поститься все: мужчины, женщины, старики.
В этот день читают поминальную молитву.


 (591x437, 147Kb)

Шавуот празднуют в честь вручения Богом Моисею Торы и Десяти заповедей - морально-этической основы всей западной цивилизации. Произошло это на горе Синай.Тору нельзя было вручить иначе, как в "громах и молниях", в "огне и пламени", когда "вострепетал весь народ".
В этот день в храм приносят первые плоды, которыми славится Израиль: виноград, инжир, оливы, финики, гранаты, пшеницу и ячмень.
В древности утром на второй день Пасхи евреи приносили в храм меру (омер) ячменя, чтобы совершить церемонию, прославляющую плодородие земли. В Израиле ячмень созревает рано. К Пасхе на вершинах холмов он уже готов для жатвы. Но прежде чем воспользоваться плодами первого урожая, нужно принести дар на алтарь Бога. Так делалось, пока стоял Святой Храм в Иерусалиме. Величина этого приношения составляла один омер, считалось, что такое количество еды необходимо человеку на один день. 0мер — мера сыпучих тел, примерно 3,9 литра.
Плоды нового урожая в Палестине запрещалось употреблять в пищу до тех пор, пока не закончится обряд сбора ячменя. Пшеница в Палестине созревала примерно на семь недель позже. Начиная с того дня, когда мера ячменя приносилась в храм, отсчитывалось семь полных недель. На пятидесятый день у еврейского народа начинался праздник — Шавуот. Шавуот — на иврите множественное число от слова шавуа (неделя). Название "Пятидесятница " указывает на пятидесятый день.
В Шавуот принято есть молочные блюда. Существует несколько объяснений этому древнему обычаю. Некоторые считают его символом страны, "текущей молоком и медом".



 (591x446, 118Kb)

Шабат — один из многих символов, составляющих структуру иудаизма, но приобретший особое значение.
"Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой, суббота Господу, Богу твоему, не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо, землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой, посему благословил Господь день субботний и освятил его",-это цитата из Ветхого завета.

Очень интересна еврейская символика. Она тесно связана с историей еврейского народа. Из Израиля евреи вынесли древние восточные символы, но проживая в странах рассеяния, "приращивали" к своей национальной символике и новые символы, позаимствованные у коренного населения. Еврейское декоративное искусство постоянно развивалось, приобретало новые элементы орнаментики, технику изображения, веяния моды от народов, среди которых постоянно жили евреи. И все это переносилось из реальной жизни на грунт духовный, приобретало религиозную выразительность, трактовалось в еврейских традициях.
Я немного расскажу о характерных еврейских символах.

Гексаграмма – интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, еще задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты.
Начиная с «бронзового века», гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдаленных друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Кстати, шестиконечная звезда часто встречается в российских, украинских, польских дворянских гербах, на козацких знаменах.
Связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, – не что иное как измышление позднего средневековья. Правда, существует предположение, согласно которому гексаграмма являлась фамильным символом рода Давида аль-Рои, жившего в Иране, одного из претендентов на роль Мессии. Этим иногда пытаются объяснить происхождение принятого названия гексаграммы: маген-Давид, или «щит Давида».

Известно, что во время исхода евреев из египетского плена каждое из колен Израилевых имело свой особый флаг. Однако когда еврейский народ оказался в изгнании и не имел ни армии и других средств защиты, у него не могло быть своего национального флага. В позднем средневековье известны случаи, когда еврейской общине или лично еврею даровалось право иметь свой флаг. Так, в 1354 году император Карл IV позволил еврейской общине Праги поднимать красный флаг с изображением шестиконечной звезды, которую позже назвали Маген Давид (щит Давида). В 1648 году евреям Праги за их заслуги в обороне города от шведов было даровано право иметь флаг, на красном фоне которого был изображен желтый Маген Давид со шведской звездой внутри. В 1460 году евреи Офена (ныне район Будапешта) приветствовали венгерского короля Матиаса Корвина красным флагом с двумя Маген Давидами.
Маген Давид имеет форму шестиконечной звезды, образованной наложением друг на друга двух треугольников с противоположно направленными вершинами, С течением времени он стал главным еврейским символом.
Но подлинно еврейским символом во все века была Менора – храмовый светильник; кроме того, она является и своего рода опознавательным знаком.

К таким символам, которые стали традиционными в еврейском искусстве принадлежат изображения льва - символа храбрости, орла - легкости, власти, оленя - быстроты и легкости, рыбы - полодовитости, журавля - символа преданности, зайцев, птиц и другой живности. Наряду о обычными животными на страницах книг и рукописей нашли место мифические: Лефиафан - мессианский символ, единорог - символ чистоты и верности, грифоны, змеи - мудрые и важные, химерные рыбы с головами птиц и др.
Олени — В Песни Песней образ оленя служит метафорой красоты. Пророк Иезекииль использует слово «олень» как синоним слова «красота».
"Будь быстр как олень в служении Всевышнему". В еврейских рукописях сцена собачьего гона на оленя трактуется как образ гонимого Израиля.
На надгробиях изображение оленя иллюстрирует еврейское имя Цви(иврит) или Гирш (идиш) или Нафтали— основателя одного из 12 колен израилевых, чьим символом был олень.
Арка, портал, врата— изображение портала и его трехъярусная форма соответствовали символике и форме арон-кодеша, который воплощал в себе целый спектр различных представлений, в том числе как врат Господа, в которые войдут праведники. Аарон-кодеш- шкаф для хранения свитка Торы в синагогах XIX в., Он аналогичен мизрах- декоративной бумажной таблице, которую евреи Восточной Европы помещали на восточной стене синагоги и дома. "Мизрах" - в переводе с иврита "восток" - указывал направление на Иерусалим, куда обращали своё лицо молящиеся евреи.

Птицы— самые выдающиеся певцы, восхваляющие Всевышнего. Часто встречется мотив с птицей, держащей в клюве ветку. Цветок или плод. Виноградная гроздь символизировала плод древа жизни.
Другой сюжет— птица, сидящая на вершине дерева.
Аист— означает «праведник». Праведником он назван потому, что проявляет заботу о своих ближних. Часто аист изображался со змеей в клюве, символизируя идею победы праведности над злом.
Орел— " Будь легок как орел" -особый характер служения Всевышнему. Интересно появление в еврейском декоративном искусстве изображение двуглавого орла- явное заимствование сначала у римлян, а затем у народов, имеющих этот символ, как "наследство" Рима. В частности, изображение двуглавого орла в русской геральдике было позаимствовано у Византии.
Образ двуглавого орла, позаимствованный в европейской геральдике, в еврейских комментариях приобретает следующий смысл: милосердие к своему народу Небесного Царя и Верховного Судии. Образ, связанный с абсолютной властью земного царя, переносится на абсолютную власть Царя небесного.

Лев— символ царского дома Давида, символ колена Иеуды и его потомков.
Корона торы -корона священства, корона царского дома Давида
Храм— Сион— Иерусалим
Хамса (пятерня) — амулет, оберег против дурного глаза
Скрижали завета с записанными на них 10 заповедями
Симметричные пары львов— стражи Торы
Древо жизни. Иногда растительные формы сливаются с формой меноры
Благословляющие руки с разведенными попарно пальцами - благословение священников в Иерусалимском храме.
Кувшин - принадлежность к роду левитов - их почетная обязанность омывать руки священникам во время службы.
Корона над каким-либо символом подчеркивает его высокое значение
Лань - память о добре и красоте, символизирует любовь, чувственность и часто отмечает надгробие девушки или молодой женщины.
Единорог - символ возвышенности человеческого духа (ведь единорог живет высоко в горах).
Павлин - знак вечного блаженства среди райских красот.
Левиафан, свернувшийся кольцом и дикий бык -предназначены для райского стола и напоминают о предстоящем праведнику благоденствии, когда придет Мессия
Две рыбы - знак зодиака месяца Адар.
Три рыбы, образующие кольцо - древний знак вечности
Белка, грызущая орех - орех мудрости - символ ума.

Не менее интересным в еврейском декоративном искусстве представляется изображения зодиакального цикла. Круг преобретает новое символическое значение круга жизни и одновременно символизирует двенадцать колен Израилевых.

Серия сообщений "еврейские праздники":
Часть 1 - еврейские праздники
Часть 2 - КАПОРЕС
Часть 3 - Песах
Часть 4 - Рош-а-Шана

Рубрики:  графика
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 1 пользователю

Парашутов   обратиться по имени Вторник, 04 Ноября 2008 г. 16:22 (ссылка)
Татьяна Борисовна! Здорово, спасибо! Но к вашим картинам хотелось бы видеть авторские комментарии, ведь не все знакомы с еврейскими праздниками, символикой и традициями. Хотелось бы не просто посмотреть ваши работы, но и узнать информацию!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Вторник, 04 Ноября 2008 г. 16:34 (ссылка)
Постараюсь. У меня много информации, ведь, чтобы сделать такую работу, нужно сначала порыться в книгах, поискать нужную информацию. Тем более, что раньше я совершенно ничего не знала о традициях своего народа. Как будто бы не было ни многовековой истории, ни самобытной культуры, ни характерных традиций- ничего. Сейчас я открываю для себя этот интересный мир.
Ответить С цитатой В цитатник
GRIGOROVICH   обратиться по имени Вторник, 04 Ноября 2008 г. 17:55 (ссылка)
Сочно, красочно. А в какой технике это выполнено? Похоже на компьютерные кисти.
Ответить С цитатой В цитатник
GRIGOROVICH   обратиться по имени Вторник, 04 Ноября 2008 г. 17:57 (ссылка)
Библия - кладезь информации истории еврейского народа. Там подробно описаны все празднества и предписания к ним.
Ответить С цитатой В цитатник
obasja   обратиться по имени Среда, 05 Ноября 2008 г. 19:33 (ссылка)
Да это наверно цветная графика?Очень красивые краски подобраны.Танечка приходите и вы ко мне я снова сделала новый фильм и о котятах и с фото которое прислали мне друзья.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 28 Июля 2009 г. 18:53 (ссылка)
Случайно увидела ваши картины .Они привлекают внимание своей яркостью и некоторой стилизованностью.Древняя тематика в наши дни очень обогащает знинием ,воображением и чувствами.
Спасибо за страничку.
Элла Островская.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Вторник, 28 Июля 2009 г. 23:03 (ссылка)
Это-некий "золотой век" еврейской традиции, картины счастливых празднований в гармоничном мире, полном символов и смысла. На самом деле вся история еврейского народа - история спасения от истребления. Безусловно, чтобы сделать эти несколько листов, нужно было многое узнать. Спасибо за отзывы.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Июля 2011 г. 17:12ссылка
Аноним
Спасибо! Низкий Вам поклон.
Спасибо за радость и удовольствие.
Спасибо за доброту.
С уважением.
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Воскресенье, 10 Июля 2011 г. 18:24 (ссылка)
Аноним, спасибо. Поищите этот поств сообществе "Варфоломеевская ночь". На меня там накинулась одна поведенная на антисемитизме дама. Честно говоря, сама бы я с ней не смогла дискутировать. Помог ROST. Спасибо. Не перевелись еще джентльмены.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку