-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


КАПОРЕС

Пятница, 12 Февраля 2010 г. 22:08 + в цитатник

Закончила большую работу, сделанную по заказу польского издательства. Это серия листов о еврейских праздниках и обрядах. Для начала выставлю один лист- Капорес. Это обряд, который верующие иудеи проводят накануне Судного дня- Йом Кипура.
 (459x591, 145Kb)
Существует очень давний обычай, называемый капорес (капарот). Вечером, за сутки до наступления Йом Кипура или на рассвете, накануне Судного дня, мужчина или мальчик берут в руки петуха, а женщина или девочка — курицу и, вращая птицу над головой, произносят молитву: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь».
Эту птицу или стоимость ее отдают бедным. Если не удалось достать птицу, обряд капорес может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.
 (300x218, 24Kb)
Истоки этого ритуала лежат в глубокой древности. Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев – поклонения золотому тельцу – Моисей поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом Кипур он вернулся, принес новые Скрижали Завета и радостную весть о том, что Бог простил еврейский народ. С тех пор Йом Кипур стал днем Всепрощения.

Для жертвенной службы в Йом-Кипур, которая называлась Авода, брали двух одинаковых, похожих между собой козлов. Первосвященник вынимал жребий. Один козел приносился в жертву Богу, а другой становился «козлом отпущения». Над ним произносили молитву, в которой над козлом Первосвященник произносил признание грехов от лица всего Израиля. Козла отпущения сбрасывали с обрывистой скалы, называемой «Азазел».

 (591x344, 173Kb)
АЗАЗЕЛЬ — по верованиям древних евреев — демон пустыни. В известной книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против бога. Он научил мужчин воевать, а женщин — искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению бога, к пустынной скале.
Помните Азазелло у Булгакова? Это он- злой демон, развратник и соблазнитель, придумавший зеркало.
 (372x425, 158Kb)
Заметьте- в руках у него трезубец. Я уже писала об этом оружии дьявола в своем посте о тамгах.
Вот как описывает обряд капорес Энциклопедия «Религия»:

"В еврейском Танахе, имя Азазель упоминается только в одном месте — в Книге Левит (в Торе), где описывается древний ритуал, связанный с праздником Йом-Кипур — Днем Искупления, или Судным Днем. Авода — главное служение в Йом-Кипур сначала в Скинии Завета, а затем в Иерусалимском Храме — включала в себя, помимо прочего, следующее: первосвященник подводил ко входу в Скинию или Храм двух отобранных заранее козлов, один из которых предназначался для грехоочистительной жертвы Богу, второй — для возложения на него грехов и отпущения в пустыню к Азазель При этом участь козлов определялась согласно жребию: "И возьмет Аарон, (позднее — любой первосвященник. .) двух козлов, и поставит их пред Господом у входа Шатра Соборного. И положит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Господа, а жребий другой — к Азазелю. ...Козел же, на которого вышел жребий — к Азазелю, пусть поставлен будет живым пред Господом, чтобы совершить через него искупление, для отправления его к Азазелю в пустыню" (Лев 16:7—8, 10; здесь и далее — перевод Д. Йосифона; ). Совершив полностью очистительный обряд в Скинии Завета (позднее — в Святая Святых Храма), первосвященник должен был совершить обряд искупления: "И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и признается над ним во всех беззакониях сынов Израелевых и во всех преступлениях их, во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в страну необитаемую; и да отправит он козла в пустыню" (Лев 16:21—22).
Впоследствии, после разрушения Иерусалимского Храма и окончательного рассеяния еврейского народа, обычай, связанный с "козлом отпущения" (отсюда и известное крылатое выражение), прекратил свое существование; реликты подобного обряда сохранились лишь в ритуале каппарот, капорес (мн. число от каппара — "искупление") в канун Йом-Кипур, когда каждый отдельный человек, принося покаяние, символически переносит свои грехи за прошедший год на белого петуха (курицу); затем птица режется шойхетом (резником) и раздается неимущим».

Собирая материал в процессе работы, я заметила, что в еврейском декоративном искусстве часто встречается сюжет, который искусствоведы называют «Лев, когтящий лань», т.е. сильный, хищный зверь, нападающий на более слабое животное. Это могут быть лев, грифон(мифическая птица), орел (иногда двуглавый), нападающие на лань, зайца, птицу, оленя.

 (539x512, 112Kb)
Вокруг орла - цитата из Второзакония: "Как орел стережет гнездо свое, над птенцами своими парит, расправляет крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем"

 (699x391, 175Kb)

Роспись деревянной Ходоровской синагоги (1652) представляет собой уникальный каталог еврейской символики и эмблематики.

Что это? Отражение проблем, с которыми многострадальный еврейский народ сталкивался на каждом шагу своей истории? Констатация незыблемых правил жизни, в которой сильный «когтит» слабого?
 (215x109, 53Kb)
Но подобные сюжеты встречаются в искусстве многих народов. Сцены «терзания» можно увидеть в искусстве кельтов, скифов, в иранском искусстве. Подобные сюжеты можно найти и в каменной резьбе на стенах древнерусских соборов.
 (207x123, 57Kb)

Заинтересовавшись перепевами сцен терзания, я занялась своими исследованиями. Об этом будет следующий пост.
http://slovari.yandex.ru/dict/litenc/article/le1/le1-6534.htm?text=%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C&stpar3=1.1
П.Полонский "Йом-Кипур в еврейской традиции"

http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0090.htm?text=%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C&stpar3=1.2

http://rivka-belareva.livejournal.com/165795.html

 

Серия сообщений "еврейские праздники":
Часть 1 - еврейские праздники
Часть 2 - КАПОРЕС
Часть 3 - Песах
Часть 4 - Рош-а-Шана

Рубрики:  символика
графика
Метки:  

Процитировано 7 раз

Карл_Львович   обратиться по имени Пятница, 12 Февраля 2010 г. 22:47 (ссылка)
Спасибо! Интереснейший пост!!!:appl:
Ответить С цитатой В цитатник
Парашутов   обратиться по имени Пятница, 12 Февраля 2010 г. 23:14 (ссылка)
Татьяна Борисовна! Замечательная работа! Надеюсь, мы увидим всю серию? А то, что Вы дали такое подробное объяснение обычаю - просто супер! Спасибо за материал!
Ответить С цитатой В цитатник
Okora   обратиться по имени Пятница, 12 Февраля 2010 г. 23:44 (ссылка)
Спасибо. Надо же, какой древний символ - двухглавый орел.
Ответить С цитатой В цитатник
господин_декоратор   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2010 г. 04:12 (ссылка)
Большое спасибо, Татьяна Борисовна.Хорошая работа и очень интересный материал.Будем ждать публикации и других Ваших иллюстраций.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2010 г. 08:41 (ссылка)
Парашутов, Анатолий, .господин_декоратор, Дима, боюсь все выставлять, слишком уж активно и без ссылок процитировали в интернете предыдущий пост о еврейских праздниках, вернее, сами работы. Да и есть надежда издать эту серию в виде календаря или открыток.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Суббота, 13 Февраля 2010 г. 09:01 (ссылка)
Free-Wind, Оля, Двуглавый орёл возник, видимо, на востоке как символ соединения Мидийского царства с ассирийским, которое произошло в 598 году до нашей эры. Появление двуглавого орла в древнем Риме в 3-5 веках связано с объединением под одним скипетром обеих империй - Восточной и Западной, имевших в гербах одноглавого орла. Восточно-Римская империя до своего падения имела в гербе чёрного двуглавого орла с красными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами. Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами. Историки считают, что таким путём он попал и в Россию, когда в 1472 году состоялся брак царя Иоанна III с племянницей византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей).
Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.
Евреи позаимствовали этот символ, но наделили его другим смыслом. Впрочем, многие символы в еврейской символике приобрели иной смысл.
Например, двуглавый орел - не признак лояльности евреев к государственной власти, а изображение таких эманаций Бога, как справедливый Суд и Милосердие.
Вот какое толкование этого символа я обнаружила в Интернете: «Двуглавый орел, расположенный в центре зодиакального круга, означает Всевышнего, который творит мир качествами суда и милосердия (две головы). Зайцы означают богобоязненность и трепет перед Творцом, а также расторопность в исполнении Его воли».
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Февраля 2010 г. 13:41ссылка
Танечка! Посмотри двуглавого орла у древних тюрков- он означает добро и зло. Я опубликовал в тамгах. Этот знак был основным в хогрувях, штандартах и на узких знаменах головного войска, руководимого каганом. Так отмечалась главная ставка кагана.
usta777   обратиться по имени Четверг, 18 Февраля 2010 г. 13:38 (ссылка)
Танечка!
Посмотрел! Восхищен твои умением войти в основу материала.
Похожее движение как " при капоресе" есть у нас, азербайджанцев, но с другим смыслом... вращая над головой деньги отдают как нежеланные, а вынужденные отдать деньги, приговаривая при этом тихо: ит апаран олсун (как будто собака унесла...)
Ответить С цитатой В цитатник
usta777   обратиться по имени Четверг, 18 Февраля 2010 г. 13:43 (ссылка)
да, забыл добавить: этому знаку. тамга 18 000 лет
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Четверг, 18 Февраля 2010 г. 14:04 (ссылка)
usta777, Мир Теймур, спасибо за комментарии. Интересно покопаться в сравнительной символике.
Ответить С цитатой В цитатник
Сафруля   обратиться по имени Суббота, 12 Июня 2010 г. 09:53 (ссылка)
Спасибо! Я в восторге,что случайно попала на Вашу страницу и благодарна за интереснейшие посты!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Суббота, 12 Июня 2010 г. 10:59 (ссылка)
Сафруля, я рада, что Вам интересно. Учиться приходится всю жизнь.
Ответить С цитатой В цитатник
trialon   обратиться по имени Воскресенье, 15 Сентября 2013 г. 12:45 (ссылка)
Таня,Гмар Хатима Това! С благополучным завершением Записи! Пусть этот год принесет удачу,здоровье,и только хорошие новости!!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Воскресенье, 15 Сентября 2013 г. 14:51 (ссылка)
trialon, Леночка, спасибо! И Вам всего самого доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку