-Метки

"божье прикосновение" "речная слава" simon khorolskiy «это сверхъестественно!» Ожидание александр бленд александр шевченко алексей коломийцев алексей прокопенко андрей шаповал апокалипсис артур пинк аудиокнига библия билли грэм битва за жизнь благодать бог божественный суверенитет божье присутствие божье слово божья любовь божья сила борис грисенко брэд макклендон валерий шибитов вера вернон мак ги влад савчук воскресение христа вочман ни голубь из ковчега давид вилкерсон дарина кочанжи дерек принс джентазен франклин джозеф принс джойс майер дмитрий щедровицкий дух святой дэвид дига хернандес иврит иисус христос испытания истина исцеление крест кэтрин кульман летти кауман любовь любовь к богу майлс монро мир михаил черенков молитва мудрость надежда натюрморты небеса откровение откровение иоанна богослова открытые окна перри стоун песнь песней познание бога покаяние поклонение помазание последнее время предназначение женщины пробуждение провозглашение божьего слова прощение радость рик реннер родни ховард-браун рождество руфь хефлин святой дух святость сергей головин сердце сид рот слово божье смирение смит вигглсворт спасение страх т.остин-спаркс ти ди джейкс том райт христианская песня христос цветы церковь чарльз сперджен чарльз стэнли чтение библии э.у.тозер юрий стогниенко

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zinaida_Khugashvili

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 41015


Проклятия. Виталий Олийник

Пятница, 29 Сентября 2023 г. 08:23 + в цитатник
2972214T3Q1EoXl (313x201, 15Kb)
Предлагаем вашему вниманию четвертую статью в серии публикаций, посвященных заповедям речи, которые даны в Библии. В первой статье изучался вопрос значимости качества речи и духовной составляющей слов, во второй – соотношение правды и лжи в устах человека, в третьей запрет ходить переносчиком. Сегодня речь пойдет о таком явлении, как проклятие, изрекаемое устами. Тема проклятия в Библии довольно объемна; нас в этой статье интересует лишь сфера слов в человеческих взаимоотношениях – то, что говорится в адрес других.


Базовая терминология.

Начиная исследование этого вопроса, познакомимся с главными терминами, имеющими отношение к делу. Один из них – древнееврейское ארר (арар), которое используется, например, в книге Числа: «И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!» (23:7). Слово «прокляни» является переводом глагола ארר (арар). В Синодальном издании это слово передается, в частности, понятием «поносить».

Еще один термин в оригинале – קלל (калал), который встречается в описании той же истории с Валаамом: «Восстал Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, и пошел войною на Израиля, и послал и призвал Валаама, сына Веорова, чтоб он проклял вас» (Иисус Навин 24:9). Перевод здесь – «проклял». В Синодальной Библии этот глагол часто переводится словом «злословить». Коль скоро для описания одного и того же действия Валаама в разных местах используется два разных слова, следует заключить, что они являются синонимами. Зная это, рассмотрим Божьи заповеди по вопросу произнесения проклятий. Для этого проследим использование в подлиннике указанных терминов.

Запреты.

В Священных Писаниях есть целый ряд запретов на произнесение проклятий в адрес разных категорий людей. Хронологически в Библии первый запрет касается родителей, и соединен с повелением о наказании нарушителя: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исход 21:17). Здесь используется слово קלל (калал). Фраза «кто злословит» в подлиннике является причастием, дословно, «злословящий», что подразумевает не одиночное действие, а привычное, повторяющееся явление. Эта заповедь появляется вновь в книге Левит: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем» (Левит 20:9). Итак, нельзя злословить – проклинать – родителей.

Еще один запрет: «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исход 22:28). «Поноси» здесь – ארר (арар). Вместо «судей» в оригинале фигурирует слово אֱלֹהִ֖ים (Элохим), обозначающее Бога, что к нашей теме не относится, а вот второй запрещенный объект проклятий – это начальник, в оригинале נָשִׂיא (наси). Это слово используется, например, в книге Исход 34:31 – «И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними». Итак, запрещено поносить – проклинать – начальников. К сожалению, эту Божью заповедь нарушают очень многие; начальники разного уровня частенько становятся объектом словесных обстрелов.

Есть в Библии и довольно неожиданный запрет: «Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь» (Левит 19:14). Упомянутая неожиданность связана с тем фактом, что глухой не услышит злословия – проклятия – в свой адрес и потому, казалось бы, никак не пострадает, если б кто и нарушил эту заповедь. Комментаторы Торы давно обратили внимание на эту деталь: «Тора запрещает проклинать кого бы то ни было. Запрет проклинать глухого приведен для того, чтобы человек пришел к выводу: "Если нельзя проклинать глухого, то тем более нельзя произносить проклятие в адрес человека, который слышит"» (Герц). Итак, запрещено проклинать кого бы то ни было, даже глухого!

Определение.

Что же такое проклятие? Какие именно слова в адрес других запрещены? Обратимся к словарному значению еврейского קלל (калал). Базовый смысл этого глагола – «делать легким, незначительным, уменьшать вес» (Hebrew Aramaic Lexicon of Old Testament). Приведем несколько словоупотреблений: «Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою» (Бытие 16:4). Здесь этим словом описаны действия Агари – «стала презирать». А вот слова царя Давида: «и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» (2Царств 6:21,22). Здесь перевод «уничижусь». Еще один случай: «И отвечали Израильтяне мужам Иудиным и сказали: мы десять частей у царя, также и у Давида мы более, нежели вы; зачем же вы унизили нас? Не нам ли принадлежало первое слово о том, чтобы возвратить нашего царя? Но слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян» (2Царств 19:43). В этом случае перевод «унизили». Итак, קלל (калал) означает презирать, уничижать, унижать. Соответственно, запрещены любые слова, которые выражают презрение, уничижение, унижение.

Приведем два примера нарушения этой заповеди с целью прояснения того, в каких именно словах может выражаться проклятие: «Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]. Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты-- кровопийца» (2Царств 16:5-8). Семей злословил – קלל (калал).

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деяния 23:1-5). Павел признал, что своими словами – «Бог будет бить тебя, стена подбеленная» – он нарушил заповедь Торы, записанную в книге Исход 22:28, где используется еврейское ארר (арар). Книга Деяния в этом эпизоде цитирует Септуагинту, греческий перевод Торы, где еврейское «арар» передано двумя греческими словами – κακῶς ἐρεῖς (какос, эрэйс) – дословно, «плохое [не] говори».

Итак, проклинать означает произносить любые слова, уменьшающие вес или значимость человека, выражать презрение, уничижение, унижение, говорить плохое о человеке, злословить, поносить. Это запрещено!!!

Последствия.

Священные Писания предупреждают и о последствиях нарушения запрета на проклятия в адрес других людей. Оказывается, в этом деле действует принцип бумеранга – брошенное возвращается назад. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1-3). Всякий, злословящий Авраама, навлекает на себя проклятие. Однако при исследовании оказывается, что этот механизм действует не только в отношении патриарха.

Прежде всего, уточним фразу «Я произведу от тебя великий народ». В оригинале, как абсолютно точно отражено в переводе Давида Иосифона, сказано «И Я сделаю тебя народом великим». Дословно, Авраам станет народом, превратится в великий народ. Эта формула утверждает тождество Авраама и народа, который произойдет из него. Поэтому позже тезис о проклятии на проклинающих повторяется относительно всех, кто вышел из Египта в эпоху Моисея: «Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Числа 24:8,9).

Как известно, Бог вывел из Египта не только этнических потомков Авраама: «и множество разноплеменных людей вышли с ними» (Исход 12:38). В свою очередь выйти из Египта смогли лишь те, кто вошел в завет со Всевышним и участвовал в пасхальной трапезе (см. 48-50), в том числе мазал косяки и перекладину дверей своего дома кровью, чтоб защититься от гибели. Обо всем этом народе сказано «проклинающий тебя проклят!» (Числа 24:9). Более того, непосредственно в обетовании Аврааму было сказано «Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Бытие 17:4,5). Авраам станет не только великим народом, но и множеством народов!

Позже апостол Павел напишет: «так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных… дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов)» (Римлянам 4:11,12,16,17); «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:28,29). Итак, Авраам стал множеством народов, которые последовали стезей его веры, безотносительно к этническому происхождению. Следовательно, проклятие, направляемое в адрес любого верующего, вернется бумерангом к тому, кто его изрек. Проклинающий будет сам проклят!

«Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иакова 3:10).



Виталий Олийник,

Центр духовного просвещения


https://boruh.info/khristianstvo/issledovaniya.htm...e&id=1218:proklyatiya&catid=18
Рубрики:  Исследуя Писание
Израиль/еврейские корни
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку