Предлагаем вашему вниманию четвертую статью в серии публикаций, посвященных заповедям речи, которые даны в Библии. В первой статье изучался вопрос значимости качества речи и духовной составляющей слов, во второй – соотношение правды и лжи в устах человека, в третьей запрет ходить переносчиком. Сегодня речь пойдет о таком явлении, как проклятие, изрекаемое устами. Тема проклятия в Библии довольно объемна; нас в этой статье интересует лишь сфера слов в человеческих взаимоотношениях – то, что говорится в адрес других.
Базовая терминология.
Начиная исследование этого вопроса, познакомимся с главными терминами, имеющими отношение к делу. Один из них – древнееврейское ארר (арар), которое используется, например, в книге Числа:
«И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!» (23:7). Слово «прокляни» является переводом глагола ארר (арар). В Синодальном издании это слово передается, в частности, понятием «поносить».
Еще один термин в оригинале – קלל (калал), который встречается в описании той же истории с Валаамом:
«Восстал Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, и пошел войною на Израиля, и послал и призвал Валаама, сына Веорова, чтоб он проклял вас» (Иисус Навин 24:9). Перевод здесь – «проклял». В Синодальной Библии этот глагол часто переводится словом «злословить». Коль скоро для описания одного и того же действия Валаама в разных местах используется два разных слова, следует заключить, что они являются синонимами. Зная это, рассмотрим Божьи заповеди по вопросу произнесения проклятий. Для этого проследим использование в подлиннике указанных терминов.
Запреты.
В Священных Писаниях есть целый ряд запретов на произнесение проклятий в адрес разных категорий людей. Хронологически в Библии первый запрет касается родителей, и соединен с повелением о наказании нарушителя:
«Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исход 21:17). Здесь используется слово קלל (калал). Фраза «кто злословит» в подлиннике является причастием, дословно, «злословящий», что подразумевает не одиночное действие, а привычное, повторяющееся явление. Эта заповедь появляется вновь в книге Левит:
«Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем» (Левит 20:9). Итак, нельзя злословить – проклинать – родителей.
Еще один запрет:
«Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исход 22:28). «Поноси» здесь – ארר (арар). Вместо «судей» в оригинале фигурирует слово אֱלֹהִ֖ים (Элохим), обозначающее Бога, что к нашей теме не относится, а вот второй запрещенный объект проклятий – это начальник, в оригинале נָשִׂיא (наси). Это слово используется, например, в книге Исход 34:31 –
«И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними». Итак, запрещено поносить – проклинать – начальников. К сожалению, эту Божью заповедь нарушают очень многие; начальники разного уровня частенько становятся объектом словесных обстрелов.
Есть в Библии и довольно неожиданный запрет:
«Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь» (Левит 19:14). Упомянутая неожиданность связана с тем фактом, что глухой не услышит злословия – проклятия – в свой адрес и потому, казалось бы, никак не пострадает, если б кто и нарушил эту заповедь. Комментаторы Торы давно обратили внимание на эту деталь:
«Тора запрещает проклинать кого бы то ни было. Запрет проклинать глухого приведен для того, чтобы человек пришел к выводу: "Если нельзя проклинать глухого, то тем более нельзя произносить проклятие в адрес человека, который слышит"» (Герц). Итак, запрещено проклинать кого бы то ни было, даже глухого!
Определение.
Что же такое проклятие? Какие именно слова в адрес других запрещены? Обратимся к словарному значению еврейского קלל (калал). Базовый смысл этого глагола – «делать легким, незначительным, уменьшать вес» (Hebrew Aramaic Lexicon of Old Testament). Приведем несколько словоупотреблений:
«Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою» (Бытие 16:4). Здесь этим словом описаны действия Агари – «стала презирать». А вот слова царя Давида:
«и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» (2Царств 6:21,22). Здесь перевод «уничижусь». Еще один случай:
«И отвечали Израильтяне мужам Иудиным и сказали: мы десять частей у царя, также и у Давида мы более, нежели вы; зачем же вы унизили нас? Не нам ли принадлежало первое слово о том, чтобы возвратить нашего царя? Но слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян» (2Царств 19:43). В этом случае перевод «унизили». Итак, קלל (калал) означает презирать, уничижать, унижать. Соответственно, запрещены любые слова, которые выражают презрение, уничижение, унижение.
Приведем два примера нарушения этой заповеди с целью прояснения того, в каких именно словах может выражаться проклятие:
«Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]. Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты-- кровопийца» (2Царств 16:5-8). Семей злословил – קלל (калал).
«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деяния 23:1-5). Павел признал, что своими словами – «Бог будет бить тебя, стена подбеленная» – он нарушил заповедь Торы, записанную в книге Исход 22:28, где используется еврейское ארר (арар). Книга Деяния в этом эпизоде цитирует Септуагинту, греческий перевод Торы, где еврейское «арар» передано двумя греческими словами – κακῶς ἐρεῖς (какос, эрэйс) – дословно, «плохое [не] говори».
Итак, проклинать означает произносить любые слова, уменьшающие вес или значимость человека, выражать презрение, уничижение, унижение, говорить плохое о человеке, злословить, поносить. Это запрещено!!!
Последствия.
Священные Писания предупреждают и о последствиях нарушения запрета на проклятия в адрес других людей. Оказывается, в этом деле действует принцип бумеранга – брошенное возвращается назад.
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1-3). Всякий, злословящий Авраама, навлекает на себя проклятие. Однако при исследовании оказывается, что этот механизм действует не только в отношении патриарха.
Прежде всего, уточним фразу «Я произведу от тебя великий народ». В оригинале, как абсолютно точно отражено в переводе Давида Иосифона, сказано «И Я сделаю тебя народом великим». Дословно, Авраам станет народом, превратится в великий народ. Эта формула утверждает тождество Авраама и народа, который произойдет из него. Поэтому позже тезис о проклятии на проклинающих повторяется относительно всех, кто вышел из Египта в эпоху Моисея:
«Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Числа 24:8,9).
Как известно, Бог вывел из Египта не только этнических потомков Авраама:
«и множество разноплеменных людей вышли с ними» (Исход 12:38). В свою очередь выйти из Египта смогли лишь те, кто вошел в завет со Всевышним и участвовал в пасхальной трапезе (см. 48-50), в том числе мазал косяки и перекладину дверей своего дома кровью, чтоб защититься от гибели. Обо всем этом народе сказано
«проклинающий тебя проклят!» (Числа 24:9). Более того, непосредственно в обетовании Аврааму было сказано
«Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Бытие 17:4,5). Авраам станет не только великим народом, но и множеством народов!
Позже апостол Павел напишет:
«так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных… дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов)» (Римлянам 4:11,12,16,17); «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:28,29). Итак, Авраам стал множеством народов, которые последовали стезей его веры, безотносительно к этническому происхождению. Следовательно, проклятие, направляемое в адрес любого верующего, вернется бумерангом к тому, кто его изрек. Проклинающий будет сам проклят!
«Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иакова 3:10).
Виталий Олийник,
Центр духовного просвещения
https://boruh.info/khristianstvo/issledovaniya.htm...e&id=1218:proklyatiya&catid=18