-Метки

"речная слава" simon khorolskiy «это сверхъестественно!» Ожидание александр бленд александр шевченко алексей коломийцев алексей прокопенко андрей шаповал апокалипсис артур пинк аудиокнига библия билли грэм битва за жизнь благодать благословения бог божественный суверенитет божье присутствие божье слово божье царство божья любовь божья сила брэд макклендон валерий шибитов вера вернон мак ги влад савчук воскресение христа вочман ни голубь из ковчега давид вилкерсон дарина кочанжи дерек принс джентазен франклин джозеф принс джойс майер дмитрий щедровицкий дух святой дэвид дига хернандес иврит иисус христос испытания истина исцеление крест кэтрин кульман летти кауман любовь любовь к богу майлс монро мир михаил черенков молитва мудрость надежда натюрморты небеса откровение откровение иоанна богослова открытые окна перри стоун песнь песней познание бога покаяние поклонение помазание последнее время предназначение женщины пробуждение провозглашение божьего слова прощение радость рик реннер родни ховард-браун рождество руфь хефлин святой дух святость сергей головин сердце сид рот слово божье смирение смит вигглсворт спасение страх т.остин-спаркс ти ди джейкс том райт христианская песня христос цветы церковь чарльз сперджен чарльз стэнли чтение библии э.у.тозер юрий стогниенко

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zinaida_Khugashvili

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 41024


Логика Духа. Как «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову...» Сергей Головин

Среда, 05 Апреля 2017 г. 10:53 + в цитатник
l_29b6dfc242e750988d814b33243cd8e0 (700x422, 58Kb)

Утро Праздника Седмиц начиналось в Иерусалиме как обычно. Лучи солнца, медленно поднимавшегося над Масличной горой, освещали величественные строения Храма и толпы восходивших к нему паломников. Похоже, жизнь возвращалась в нормальное русло, и, казалось, уже ничто не сможет нарушить чинной торжественности Праздника.
Хотя досада и беспокойство все же оставались: вдруг, не ровен час, какой-нибудь проходимец, воспользовавшись всеобщим ожиданием Мессии, снова захочет выдать себя за Помазанника Божьего? Произошло же подобное семь недель назад, пред Праздником Опресноков, когда Плотник из Галилеи по имени Иисус, входя в святой город, принимал царские почести как должное, а после оказался не способен ни доказать своих претензий в Совете, ни продемонстрировать знамений перед четвертовластником, ни оправдаться перед наместником.

Правда, упорно ходили слухи, что когда молодой Раввин умирал на Кресте, храмовая завеса, за которой Вседержитель Эль-Шаддай пребывает в Своем Особом Дуновении (Святом Духе), разодралась надвое, и теперь не ясно – с нами ли все еще Святой Израилев? Более, того, говорили, что впоследствии многие видели Того Самого Иисуса снова живым. Но почему же Он тогда не явит Себя всенародно?

Не удивительно, что когда средь ясного неба внезапно раздался звук, подобный дуновению сильного ветра, а затем из города, со стороны Иродового дворца, начал доноситься громкий гомон, стало очевидно, насколько кажущимся было это торжественное спокойствие. Забыв о ранее намеченных планах, все тут же устремились узкими улочками туда, где явно происходило нечто необычное.

Ожидания не обманули прибежавших на шум. На крыше одного из больших домов стояло около дюжины галилеян. Обычно галилеяне и на родном-то языке не могут и слова произнести без акцента, но эти громко обращались к собравшимся на различных языках, так что все, пришедшие на праздник, могли слушать их на своем собственном наречии – парфяне, и мидийцы, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии, Фригии и Памфлии, Египта и окресностей Кирены в Ливии, и Рима, как евреи, так и обращенные язычники, и критяне, и арабы... (Деяния 2:10-11, «Радостная Весть»). Причем, речь их представляла не просто бессвязный набор слов: всем было ясно, о чем те говорят – о великих делах Божьих. Происходившее настолько потрясло очевидцев, что некоторые, не веря собственным ушам, пытались отшутиться, говоря: «Эти люди напились молодого вина» (Деяния 2:13, «Радостная Весть»). Но удавалось ли кому-либо овладеть иностранными языками столь незамысловатым способом?

И тут из среды новоявленных полиглотов вышел рыбак по имени Симон, к которому, впрочем, уже прилепилось греческое прозвище Петрос, то есть «камень», и обратился ко всем собравшимся. Чтобы лучше уяснить суть сказанного апостолом, попробуем разложить его проповедь на отдельные группы взаимосвязанных высказываний, определяемых в логике как умозаключения.

1.

а) Наблюдаемое вами – нарушение нормального хода событий, для чего должна быть некая причина.

б) Эта причина может быть либо естественной (они пьяны), либо сверхъестественной (чудо/знамение – эти понятия в Писании взаимозаменяемы);
в) Сейчас только девятый час утра, так что пьяными они быть не могут;
=> Наблюдаемое нами – знамение.
(символ => означает «следовательно».)

Понятно, что высказывание (в), будучи самостоятельным умозаключением, может показаться не очень убедительным современному читателю, тем более – в нашей культуре, да еще и на праздник. Однако не следует забывать, что мы имеем дело с правоверными иудеями в день Пятидесятницы. А в этот день никто не должен был ни есть, ни пить до первой храмовой молитвы, которая, собственно, и совершалась в девять утра (или три часа дня по еврейскому времяисчислению, делившему день на 12 часов, а ночь на четыре стражи). На нее-то изначально и шли сбежавшиеся сюда.

Обратите внимание: Петр не занимается рекламой своих внезапно открывшихся способностей: мол, «Смотрите, как мы можем! Круто, правда? Если хотите уметь так же – присоединяйтесь к нам!». Не возмущается он и из-за ложных обвинений, защищая собственное реноме, мол: «Да как вы смеете нас, праведников, в пьянстве обвинять?!». Напротив, апостол вообще не говорит о себе. Начиная в качестве отправной предпосылки с того, с чем слушатели уже согласны (т.е, что происходящее – ненормально), апостол демонстрирует несостоятельность альтернативных объяснений. А после обосновывает истинное объяснение событий, очевидцами которых стали его слушатели:

2.
а) Наблюдаемые вами знамения предсказаны пророком Иоилем;

б) Иоиль предсказывал наступление Дня Господня;
День Господень наступил.

3.

а) День Господень наступил;

б) Наступление Дня Господня означает явление Мессии (греч. – Христа);
=> Христос явился.
Представляете, как слушатели затаили дыхание в восторженном ожидании: сейчас нам покажут ЕГО! Но тут Петр меняет направление рассуждений. Как распознать подлинного Христа? Ведь столько уже являлось лже-мессий! Давайте же сперва разберемся, каким должен быть подлинный Христос, дабы нам не обмануться снова.

4.

а) Царь Давид писал, что Святой Божий не увидит тления и взойдет на небеса;

б) Давид умер, и был похоронен, и гробница его сохранилась до наших дней;
=> Давид писал не о себе – он пророчествовал о своем потомке.
Отвергая возможность неверного истолкования царственного пророчества, Петр не призывает слушателей слепо верить ему на слово. Каждый может сам пойти и воочию удостовериться в существовании гробницы Давида – свидетельства его тления.

Итак, по каким же признакам мы можем распознать истинного Мессию?

5.1. Христос должен:

а) быть потомком Давида;

б) совершать великие дела, чудеса и знамения;

в) не увидеть тления;

г) вознестись на небеса.

Существует ли кто-либо, кто соответствовал бы всем этим критериям? Давайте посмотрим:

5.2. Иисус:

а) потомок Давида;

б) совершил великие дела, чудеса и знамения (вы сами это знаете не хуже меня, потому что все происходило у вас на глазах);

в) воскрешен Богом из мертвых, чему свидетели – все мы (по Закону Моисееву свидетельство даже двоих человек считается достаточным; лжесвидетельство же – нарушение Божьей Заповеди);

г) вознесен десницею Божьей, и, приняв обещанный Дух Святой, теперь излил Его на нас – вы это сами видите и слышите.

Обратите внимание: Петр основывает все свои суждения исключительно на фактах. Речь ведется отнюдь не на уровне «хотите – верьте, хотите – нет». Итак, что же мы имеем в итоге?

6. Твердо знай, весь дом Израилев:

а) Веками наш народ возлагал все свои надежды на ожидаемого Мессию (Христа);

б) Бог сделал и Господом, и Христом Иисуса;

в) Вы Его распяли;
=> Дом Израилев собственными руками уничтожил собственную надежду.

Нравится вам это или нет, но это – свершившийся факт, и его уже не изменить. Всем спасибо, можно расходиться.

Жестокий приговор, не правда ли? Только минуту назад давняя надежда перешла в полную уверенность и даже в нетерпение, и вдруг – все сменилось полнейшим разочарованием и безысходностью. Не удивительно, что когда собравшиеся услышали это, сердца у них сжались от горя (в Синодальном переводе – «они умилились сердцем»). В ужасе вопрошают они Петра и прочих апостолов, над которыми только что сами же насмехались: «Что же теперь делать, мужи братья?». Воистину, факты – вещь упрямая.

Благо, нам известно продолжение этой истории. Петр сообщил сокрушенным сердцами слушателям Радостную Новость, и «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч».

* * *

Описанное событие – сошествие Святого Духа – по праву считается поворотным моментом Библейской истории воплощения Творца в Собственном творении. Отныне искупленный Христовой кровью обновленный Израиль понесет Сыновье служение Небесному Отцу силою Святого Духа (недаром в народе празднование этого событие зовётся «Троица») во славу Божью и во благо погибающего мира.

Богодухновенная речь Петра представляет собой ни что иное, как цепь последовательных и целенаправленных логических аргументов. В проповедях Павла подобное можно было бы отнести к влиянию полученного им классического эллинского образования (хотя непонятно, почему оно исключает распространение на «апостола язычников» обетования Христова: «Дух научит вас в этот самый час, что надо сказать» – От Луки 12:11-12, ред. Кассиана Безобразова). Но здесь-то мы имеем дело с простым галилейским рыбаком, обучавшимся лишь ремеслу у отца, да чтению Торы у начальника синагоги в Вифсаиде (От Иоанна 1:44). И что же мы видим? Исполнившись Святого Духа, Апостол пригвождает слушателей железной логикой аргументов к мучительному кресту бесспорных фактов, оставляя лишь один выбор: либо сойти с этого креста, приняв Божий дар, либо продолжать бессмысленно терзаться всю оставшуюся жизнь земную и утратить надежду жизни вечной. Иного выхода просто нет.

Если после этого кто-либо берется утверждать, что действие Духа Святого никоим образом не связано с логикой, ему впору подыскивать себе иную Библию.

Вообще, когда кто-либо заводит речь о непостижимости Божьего замысла человеческим рассудком, необходимо уточнять – что именно имеет в виду говорящий?

Вне всякого сомнения, Сущность Бога выше возможностей человеческого восприятия: «как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:9). С этим спорить не приходится. Но означает ли это, что мы не способны и не должны познавать истину и волю Божью? Вряд ли. Понятие «выше» указывает превосходную степень, а не противоположность. Цель, поставленная перед нами Создателем, наше предназначение – «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы ... исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:19). Не «ощутить», «пережить» или «почувствовать» – именно «уразуметь».

Сам Творец, явившийся творению в Сыне, заповедал нам: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (От Матфея 22:37, Второзаконие 6:5). Любовь же немыслима без постоянного стремления к слиянию, постижению, восхождению ко все более глубокому познанию объекта любви – вплоть до полной самоидентификации с ним. Если же объект нашей любви духовен, то познавать его мы стремимся всеми проявлениями нашего духа, в том числе и волей и разумом. Об этом пишет Павел: «преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:2); «ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Коринфянам 2:16). Опять же – не чувства или ощущения, не эмоции, а именно ум!

Вопреки либеральному подходу, твердящему: «не пытайтесь этого понять, умом это не постигаемо – это надо пережить, прочувствовать; здесь нет места знанию», – Писание всегда категорично опирается на то, что человеку известно: Разве не знаете? разве вы не слышали? Разве вам не говорено было от начала? Разве вы не читали? (Исаия 40:21,28; От Матфея 12:3,5, 19:4, 21:16,42, 22:31; От Марка 2:25, 12:10,26, 13:14; От Луки 2:49, 6:3; Римлянам 6:16, 7:1, 10:19, 11:2; 1 Коринфянам 3:16, 5:6, 6:2,3,9,15, 6:16, 9:13; 2 Коринфянам 13:5). Священное Писание предлагает нам не смутные намеки или неясные символы, но четкое и логически обоснованное учение.

При еще более глубоком рассмотрении законы логики оказываются не просто удобным инструментом для различения истинных и ложных высказываний, а фундаментальными принципами, заложенными в Божьем творении. Предвечный Логос, Бог-Слово (От Иоанна 1:1), воплощает Свой замысел посредством слова изрекаемого (Бытие 1:3, 6, 9, 11, 14, 20, 34, 26; Псалтирь 32:9; 2 Петра 3:5), открывая этот замысел впоследствии Своему народу посредством слова записанного в Священных Писаниях (2 Тимофею 3:16-17) и Слова, воплощенного во Христе Иисусе (От Иоанна 1:14). Таким образом, принципы логики заложены в творении объективно, и человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, наделен способностью познавать эти принципы. Он не изобретает, а открывает их, подобно открытию законов естествознания.

Никакие другие законы, установленные Богом и открываемые человеком в сотворенном мире, не могут быть ни открыты, ни сформулированы, ни усвоены, ни обоснованы, ни опровергнуты без привлечения принципов логики. Поэтому знание основ логики крайне важно для изучения мироустройства. Тем более важно знание основ логики последователям Христа для познания Божьего замысла о сотворенном мире, для эффективного распространения Благой Вести, и, в конечном итоге – «для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Колоссянам 2:2,3).

(Больше информации о Библии и логике см. в книге Алексей Панич, Сергей Головин. Основы логики. Пособие для верующих и неверующих.- Симферополь: Христианский научно-апологетический центр, 2010.- 264 с. - http://apolstore.com/product/osnovy-logiki--610/)

http://www.invictory.com/columns/1993/
Рубрики:  Исследуя Писание
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку