-–убрики

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ≈рмоловска€_“ать€на

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.07.2008
«аписей: 11906
 омментариев: 18633
Ќаписано: 31724


ѕослесловие

¬торник, 11 ќкт€бр€ 2011 г. 22:34 + в цитатник
ѕослесловие к статье У»нформационна€ война против –оссииФ

¬ 1044 году кн€жна јнна, дочь великого кн€з€
ярослава ћудрого, была отдана замуж за
√енриха I ‘ранцузского. ѕриехав в ѕариж,
она сильно расстроилась и написала отцу:
¬ какую варварскую страну ты мен€ заслал?
∆илища здесь мрачны, церкви безобразны
и нравы ужасны



1 (700x525, 75Kb)
„то мен€ поразило не меньше, нежели попул€рность статьи Ч так это €ростные нападки на, казалось бы, бесспорные научные факты. Ќекоторые комментаторы писали по теме, пр€мо и категорично: ЂЌе верю ни единому слову! ѕотому что все русские Ч козлы, и ничего хорошего в своей истории сделать не могли!ї. ƒругие пытались нападать на прочитанное более аргументировано. » чем менее такие люди знают историю, тем увереннее звучал их голос.

Ќапример, отчего то огромное количество подавших голос пребывают в уверенности, что € перепутал праздники “ыс€челети€ –уси и “ыс€челети€ ѕравослави€. ”веренность этих граждан была столь велика, что и € сам заколебалс€. » специально съездил в ¬еликий Ќовгород посмотреть на знаменитый пам€тник ћикешина, посв€щенный этой дате. ј ну, и правда дату отменили, а монумент снесли? Ќо нет, стоит на своем месте прекрасное творение, туристов своей монументальностью поражает. ’от€, пам€тник Ч это, конечно, не аргумент. Ќо тогда, пусть и запоздало, пройдусь по другим датам.


»так, пример є 1. ќснование –уси.


ƒолой лживых √ерберштейнов, на которого ссылаютс€ многие авторы! ќткрываем Ђѕолное собрание русских летописейї. “. 31. Ч Ћ., 1977.

Ђ» в лето от сотворени€ света 3099 —ловен и –ус с роды своими отлучишас€ от ≈ксинопонта, и идоша от роду своего и от брати€ свое€, и хождаху по странам вселенны€, €ко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустын€ многи, идуще себе на вселение места благопотребна. » во многих местех почиваху, мечтующе, но нигде же тогда обретше вселени€ по сердцу своему. 14 лет пусты€ страны обхождаху, дондеже дошедше езера некоего велика, ћоикса зовомаго, последи же от —ловена »лмер проименовас€ во им€ сестры их »лмеры. » тогда волхвование повеле им быти населником места оного.

» старейший, —ловен, с родом своим и со всеми, иже под рукою его, седе на реце, зовомей тогда ћутна€, последи ж ¬олхов проименовас€ во им€ старейшаго сына —ловенова, ¬олхова зовома. Ќачало —ловенску граду, иже последи Ќовъград ¬еликий проименовас€. » поставиша град, и именоваша его по имени кн€з€ своего —ловенеск ¬еликий, той же ныне Ќовъград, от усти€ великаго езера »лмер€ вниз по велицей реце, проименованием ¬олхов, полтора поприща. » от того времени новопришельцы скифстии начаху именоватис€ слов€не, и реку некую, во »лмер впадшую, прозваша во им€ жены —ловеновы Ўелони. ¬о им€ же меньшаго сына —ловенова ¬олховца преименова оборотню протоку, иж течет из великие реки ¬олхова и паки обращаетс€ в него.

Ѕольший же сын оного кн€з€ —ловена ¬олхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты твор€ многи, и преобразу€с€ во образ лютаго звер€ коркодила, и залегаше в той реце ¬олхове путь водный, и не поклон€ющих же с€ ему овых пожираше, овых же испроверза€ и утопл€€. —его же ради людие, тогда невегласи, сущим богом ока€ннаго того нарица€ и √рома его, или ѕеруна, рекоша, руским бо €зыком гром перун именуетс€. ѕостави же он, ока€нный чародей, нощных ради мечтаний и собирани€ бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо ѕерын€, иде же и кумир ѕерунов сто€ше. » баснослов€т о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел ока€ннаго претвор€юще. Ќаше же христи€нское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем ока€ннем чародеи и ¬олхове, €ко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце ¬олхове и мечтаньми бесовскими ока€нное тело несено бысть вверх по оной реце ¬олхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зоветс€ ѕерын€. » со многим плачем тут от неверных погребен бысть ока€нный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, €ко же обычай есть поганым. » по трех убо днех ока€ннаго того тризнища проседес€ земл€ и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпас€ с ним купно во дно адово, иже и доныне, €ко ж поведают, знак €мы то€ не наполнис€.

ƒругий же сын —ловенов малый ¬олховец жив€ше со отцем своим во граде своем великом —ловенцы. » родис€ ¬олховцу сын ∆илотуг, и протока проименовас€ во им€ его ∆илотуг, в ней же той утопе еще детеск. ƒругий же брат —ловенов –ус вселис€ на месте некоем разсто€ннем —ловенска ¬еликаго, €ко стадий 50 у соленого студенца, и созда град между двема рекама, и нарече его во им€ свое –уса, иж и доныне именуетс€ –уса —тара€. –еку же ту сущую едину прозва во им€ жены свое€ ѕорусии, другую ж реку им€нова во им€ дщери свое€ ѕолиста. » инии градки многи —ловен и –ус поставиша. » от того времени по им€ном кн€зей своих и градов их начахус€ звати людие сии слов€не и руси. ќт создани€ мира до потопа лет 2242, а от потопа до разделени€ €зык 530 лет, а от разделени€ €зык до начала создани€ —ловенска ¬еликаго, иже ныне ¬еликий Ќовъград, 327 лет. » всех лет от сотворени€ света до начала словенскаго 3099 лет. —ловен же и –ус жив€ху между собою в любви велице, и кн€жиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. “акоже по них сынове их и внуцы кн€жаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. ќбладаша же и северными странами, и по всему ѕоморию, даже и до предел Ћедовитого мор€, и окрест ∆елтовидных вод, и по великим рекам ѕечере и ¬ыми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома —кир, по велицей реце ќбве, и до усти€ Ѕеловодны€ реки, е€ же вода бела, €ко млеко. “амо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь. ’ождаху ж и на ≈гипетъски€ страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше.


caphill (400x237, 36Kb)¬от така€ легенда. Ќичуть не хуже той, в которой двух братьев волчица выкормила, или о стрелке из лука по €блоку, или о вышедшем из волн прародителе. ѕочему бы ее не рассказывать в качестве затравки к истории –оссии? ќчень красивое получитс€ начало. „его страшного в самой обычной легенде, сказании? ќсобенно подкрепленной находками, что скромно лежат в краеведческом музее в самом древнем городе –оссии.

ј еще некоторые Ђрецензентыї возмущены тем, что в палеолите, 2 000 000 лет назад, человек вообще еще только возник (наверное) и в Ќовгород никак прийти не мог.

„то же, в дополнение к термину Ђа хрен его знаетї довожу аргументировано, со ссылками:

Ђ√»ѕ≈–ЅќЋј (от греч. hyperbole Ч преувеличение), разновидность тропа, основанна€ на преувеличении (Ђреки кровиї).

“–ќѕџ (от греч. tropos Ч поворот, оборот речи),

1) в стилистике и поэтике употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его пр€мого значени€ к переносному. Ќа соотношении пр€мого и переносного значений слова стро€тс€ три типа тропов: соотношение по сходству (метафора), по контрасту (оксиморон), по смежности (метоними€). ¬ художественных текстах тропы Ч различные способы словопреобразований (от слова к образу) и соотношений между ними. “ропы закрепл€ют в слове особенности индивидуального воспри€ти€ реальности и €вл€ютс€ важным элементом художественного мышлени€. ¬иды тропов: метафора, метоними€, синекдоха, гипербола, литота, эпитет и др.ї ( &ћ 2005)


Ќа самом же деле, как указывает «олин ѕетр ћихайлович Ч доктор исторических наук и профессор Ќовгородского госуниверситета:

Ђна всхолмлени€х у берегов ¬олхова люди стали селитьс€ по мере возникновени€ в округе условий дл€ жизни Ц охоты, рыбной ловли, собирательства, включа€ и дикие злаки. —амые ранние слои на том же городище восход€т к неолиту (как минимум Ч 3-2 тыс€челети€ до –’) и к дь€ковской культуре. ѕращуры-земл€ки новгородцев впервые заселили холмы и удобные места у истока ¬олхова из »льмен€ около 5 тыс€ч лет назад. » отчасти их потомки засел€ют Ќовгородский край до сих пор (конечно, требуетс€ учитывать и существенное вли€ние мигрантов).

ƒь€ковскую культуру нередко отдают одним финно-уграм, хот€ все больше доказательств ее полиэтничного характера. Ђѕовесть временных летї и близкие ей источники считают аборигенами округи слав€н (к которым €кобы в 1 в. н.э. приходил с учениками апостол јндрей ѕервозванный Ц удивл€вшийс€ парным бан€м слав€н, использовавшим веники).

Ќекоторые кладбища неолита под Ѕоровичами Ц к примеру, Ч насчитывали около 200 погребений, с остатками €нтарных украшений (почти 5000 лет назад). ¬ округе —тарой –уссы найдено немало каменных орудий труда III тыс. до н. э.  усочки кремн€ и черепки керамики с €мочным орнаментом найдены на мысу у ¬оскресенского собора. ¬ 1956 г. на рассто€нии каких-то двухсот метров от собора в огороде откопали каменный боевой топор. ¬ 1972 г. в районе Ђстарого городаї близ ц. Ќикольской нашли скребок времен позднего неолита. „ерез двадцать лет боевой топор обнаружили в пригородной деревне ћедникової.

Ќе палеолит, конечно Ч п€ти тыс€ч лет до оного не дот€гивает (ѕалеолит Ч каменный век Ч как исторический период длилс€ со времен возникновени€ человека до 10 000 лет до н. э.). ќднако достойное археологическое подтверждение Ђ—казани€ о —ловене и –усеї. ƒоказательство того, что оно может оказатьс€ отнюдь не сказкой.


ќтступление (о –юрике)

√овор€т, автор дилетант и ничего не смыслит в истории призвани€ вар€гов. Ќу, так это поправимо! –-раз:

Ђ то же такой был сам –юрик? »оакимова летопись, утраченна€, но известна€ в передаче ¬. Ќ. “атищева, сообщает, что –юрик, —инеус и “рувор были детьми ”милы, дочери словенского кн€з€ √остомысла, последнего представител€ прежней династии. »менно –юрику и его брать€м √остомысл завещал власть, поскольку у него не осталось пр€мых наследников-сыновейї. ƒанилевский ».Ќ. (доктор исторических наук) Ђƒревн€€ –усь глазами современников и потомков (IXЧXII вв.)ї

» два:

Ђ√ќ—“ќћџ—Ћ (IX в.), легендарный новгородский старейшина, кн€зь. ¬ Ќовгородской четвертой, —офийской, Ќиконовской и р€де других летописей есть известие о приходе слав€н с ƒуна€ к озеру »льмерю (»льменю), об основании ими Ќовгорода, в котором они посадили старейшину √остомысла.

¬ ¬оскресенской летописи сообщаетс€ о приходе слав€н с ƒуна€ к Ћадожскому озеру, а оттуда к »льменю, после чего они стали называтьс€ русью, поскольку поселились возле реки –усы, впадавшей в »льмень. ќни построили Ќовгород, где стал править старейшина √остомысл.

Ѕольше всего сведений о √остомысле имеетс€ в »оакимовской летописи, дошедшей до нашего времени в изложении ¬. Ќ. “атищева. ¬ ней говоритс€, что √остомысл происходил из древнего кн€жеского слав€нского рода, восходившего к легендарным предводител€м слав€н —лавену, ¬андалу и ¬ладимиру. ќтцом √остомысла был Ѕуривой, воевавший с вар€гами в ѕрибалтике. ¬ытесненный вар€гами из родной земли, Ѕуривой вместе с родичами и подвластными кн€зь€ми пребывал на острове в городе Ѕ€рмы. ¬ар€ги захватили ¬еликий град и обложили т€жкой данью слав€н, русь и чудь. ∆ители ¬еликого града обратились к Ѕуривою с просьбой прислать им своего сына √остомысла. ѕоследний, прид€ в ¬еликий град, захватил там власть, одних вар€гов перебил, других изгнал и отказалс€ выплачивать дань захватчикам. ќн заключил с ними мирное соглашение, после чего Убысть тишина по всей землиФ. √остомысл построил возле мор€ город, назвав его в честь своего старшего сына ¬ыбора.

Ћетопись характеризует √остомысла как очень храброго человека и мудрого правител€. —оседи его бо€лись и посылали ему дары и дани, чтобы не воевал с ними, а собственные подданные глубоко уважали и чтили, поскольку он €вл€лс€ великим правосудцем. ћногие иноземные правители приходили морем и землею Увкусить его мудростиФ, видеть его суд, спросить у него совета.

√остомысл имел четырех сыновей и трех дочерей. ќдни сыновь€ его погибли на войне, другие умерли собственной смертью, а дочери вышли замуж за соседних кн€зей. » некому было унаследовать власть, но однажды во сне он увидел, как из чрева его средней дочери ”милы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь ¬еликий град и от плодов которого насытились все люди его земли. √остомысл потребовал от волхвов-вещунов истолковать ему этот сон. “е за€вили: сон означает, что √остомыслу иметь наследниками сыновей ”милы, которые приведут к расцвету его землю. ѕред смертью √остомысл собрал старейшин от слав€н, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и послал избранных людей Ђза мореї Ч за своими внуками. (ќ.ћ. –апов, Ќациональна€ историческа€ энциклопеди€)


 ак удобно! ¬сего пара цитат, и € уже не дилетант, а сторонник сразу трех высокочтимых историков. Ќадеюсь все три имени сомнени€ не вызывают? “огда можно сказать и еще что-нибудь от себ€.

»так, что мы видим, исход€ из имеющихс€ у историков фактов? ¬ пользу норманнской теории говорит всего один аргумент: кликуху Ђ—иний усї или Ђ“рубачї (“рувор) при некотором уродовании слов можно перевести на немецкий манер, как Ђдружинаї и Ђсемь€ї.

¬ пользу того, что –юрик Ч слав€нин (русский), фактов просто несчитано. ѕрежде всего, имена его семьи: —иний ”с (видимо, кличка), “рувор, –юрик (сокол по-старослав€нски), мать ”мила, отец бодричский кн€зь √одислав (ожидающий славы), дед √остомысл, наконец. ј кроме того:

1. ѕрисутствие в русском государстве некоей скандинавской элиты должно дать изр€дное количество предметов скандинавской культуры в археологических находках. ј этого нет.

2. —кандинавска€ дружина должна привнести на –усь скандинавское оружие, военный строй и военную терминологию. Ётого нет.

3.  репости и селени€, основанные –юриком и первыми –юриковичами, должны носить скандинавские названи€. Ётого нет, основанные мифическими Ђскандинавамиї селени€ нос€т слав€нские имена.

4. ¬ русском €зыке имеетс€ множество заимствований из €зыков соседей. “юркских корней много, греческих. —кандинавска€ элита на –уси должна была тоже оставить след в русском €зыке. ј такого следа нет вообще. Ќи от вар€гов, ни от монголов Ч никаких намеков не осталось.

5. «ахват власти в развитой стране элитой из полудикого европейского племени неминуемо должен был привести к заметному регрессу в культуре и развитии –уси. ћежду тем провала в социальном или ремесленном уровне развити€ в Ќовгороде и окрест в дев€том веке историками не отмечено.

6. ”стройство общества в Ќовгородской республике оставалось таким же, как до –юрика, как при –юрике, и как еще несколько веков после –юрика: кн€зь был не правителем земель (сего факта многие историки либо не знают, либо просто замалчивают), а всего лишь Ђминистром обороныї, имеющим заранее оговоренный Ђбюджетї и конкретный круг об€занностей. «а нерадивость такого Ђминистраї смещали без колебаний Ч как смещали немного погод€ и знаменитого јлександра Ќевского (а потом звали обратно).

–еспублика, чего с веча возьмешь?

7. —юда же стоит добавить и данные археологических раскопок в приладожье. ≈сли верить нелюбимой мною ¬икипедии, то:

Ђ¬ 860-х годах по территории северо-запада –оссии проходит волна войн и пожаров. —горают Ћадога, –юриково городище, Ћюбшанска€ крепость (причем по наконечникам стрел, найденных в ее стенах, осада и вз€тие Ћюбши проводилось исключительно или преимущественно не-скандинавским населением)ї; Ђ’арактер поселени€ в –юриковом городище позвол€ет отнести его к военно-административному центру с €рко выраженной скандинавской культурой в ранних сло€х, причЄм не только воинской, но и бытовой (то есть жили семь€ми)ї.

“о есть, мы видим полное подтверждение русских сказаний: на земл€х вокруг ¬олхова некоторое врем€ хоз€йствовали скандинавы, основали несколько крепостей, но затем слав€нские племена (кн€зь √остомысл) прогнали чужаков куда подальше, откуда они больше не возвращались.

ѕо отдельности каждый из вышеперечисленных пунктов оспорить еще можно, ссыла€сь на случайности или утрату сведений. Ќо все вместе они став€т надежный крест на Ђнорманнской теорииї.

’от€, конечно, стоит оценить и аргументы из русофобского лагер€ историков. ќткроем книгу јндерса —триннгольма Ђѕоходы викинговї. ћежду прочим, академика Ўведской академии наук, удостоенного сего звани€ за труды на ниве исторических изысканий, специалиста по древней —кандинавии.

»так, глава 11:

ЂЁсты и финны, прежде узнавшие берег Ўвеции, дали всей шведской земле название Ruosti ... по древнему обычаю, свойственному всем невежественным народам, называть все страны, государства и части света по имени земель, известных им прежде других. ќт финнов это название перешло к сосед€м, слав€нам новгородскимї

Ђ»стори€ нечасто представл€ет такие черты, чтоб покоренные народы, снова завоевав свою независимость, добровольно призвали к себе оп€ть прежних властителей... Ёто доказывает, что вар€ги долго господствовали над жител€ми названных выше стран... “ри брата, –юрик, —инеус и “рувор прин€ли приглашение и переправились в слав€нскую землю. »х сопровождала огромна€ толпа вар€жских мужей...ї

Ђƒвое других вар€жских братьев, јскольд и ƒир, отправились со своими людьми вниз по ƒнепру. Ќа пути они подошли к городку... узнали, что это город  иев и платит дань хазарам. јскольд и ƒир овладели им, поселились там и ... основали особенное государство на ƒнепреї.


“ак и хочетс€ сказать: учитесь, господа, российские историки! Ќи единого аргумента, ни единой ссылки. Ќи одним словом не упом€нуто о русском (слав€нском) происхождении –юрика и его отце с матерью, ни разу не замечено существование древнего слав€нского государства и многовековой —тарой –уссы с русским населением.

ј зачем? Ђ...шведы Ч первые руссы, тот самый народ, который основал русское государствої (это тоже цитата). » все!

ѕочему? ќткуда вз€лась эта бредова€ теори€? ј ниоткуда! “ак было потому, что нам так хочетс€. ј если вам не нравитс€ Ч кор€чьтесь и опровергайте!

¬от читаешь и думаешь: а зачем вообще опровергать или даже упоминать этот норманнский бред, если существует вполне взвешенна€ и правдоподобна€ »оакимовска€ летопись? Ќужно говорить о том, что есть. ј если кто-то не верит Ч пусть попробует перевернуть историю с ног на голову. јргументов в пользу Ђнорманнской теорииї еще меньше, чем в пользу существовани€ ЌЋќ. ƒокажите, что ЌЋќ Ч это правда, и тогда вернемс€ к обсуждению трудов —триннгольма. » ни минутой раньше!

» еще два слова. Ћично мне очень забавно наблюдать, как историки, едва речь заходит о –уси Ђизначальнойї, мгновенно испытывают коллективный склероз по поводу существовани€ города –уса Ч самого старого, если верить легендам (и одного из древнейших, если верить раскопкам) поселени€ нашей страны. ѕочему?

«адайте себе вопрос, как прозывались жители этого города?.. ѕравильно, люди русские. Ќо если признать существование на древней слав€нской земле коренных русских жителей Ч как тогда Ђвпариватьї слушател€м легенду про то, что некие Ђрусскиеї призваны со стороны и ведут свое название от каких-то балтийских островов или скандинавских племен?  то же тогда поверит, что русские хран€т свое им€ не с древних времен, от зарождени€ земли, а прин€ли его от неких Ђruotsiї? ƒаже школьникам и студентам трудно станет мозги пудрить. » посыплютс€ эффектом домино Ђкандидатскиеї, Ђдокторскиеї, смешными станут титулы и звани€, заработанные на обсасывании Ђклассическихї теорий.

ѕосему самое простое: –уссу Ч не замечать! Ќет города Ч нет русских. Ќет русских Ч нет проблем. √лавное Ч это чтобы работы новых историков подтверждались ссылками на труды историков именитых, а работы именитых Ч на монографии авторитетов Ђобщепризнанныхї. » хрен с ней, с истиной. ¬ечно она мешаетс€ под ногами со своими ненужными фактами. ѕроще отвернутьс€ и лапкой затереть.

ѕример є2 (ƒревний –им)

»з всех падений человека в дальнем и недавнем
историческом прошлом деградаци€ римл€н не имела
себе равных, разве в √ермании в Ёпоху фашизма.
–имл€не, столь высоко возносившие себ€ над
УварварамиФ, сами были наихудшими дикар€ми
в обращении с людьми. “акова была величественна€
цивилизаци€, оставивша€ гордые надписи У√лори€
–оманорумФ (—лава –имл€н), которую народы
≈вропы на прот€жении многих веков считали
недос€гаемым образцом.
»ван ≈фремов. У„ас быкаФ



 ак вы€снилось, поклонников ƒревнего –има в »нтернете даже больше, чем сторонников северных голодранцев-наемников. јргументы увлеченных Ђимперцовї, если вз€ть сухой остаток, просты: –им круче всех! –имл€не никогда не воевали с катафрактари€ми, а когда воевали Ч всегда их громили, а когда не громили Ч это были римские катафрактарии, нан€тые у варваров и направленные против вандалов. ѕоэтому легионы остались непобедимы, гунны –им не вз€ли, и вообще!

» вообще, как можно хвалить слав€н, если (цитата из одного комментари€):

Ђ... были подвергнуты санации со стороны более приличных соседей.
Ѕолее приличные - это, простите, те, кто  олизей в качестве каменоломни использовали?  то книги жЄг, здани€ разрушал, да?ї

¬от с этого момента и хочетс€ напомнить о могуществе римских легионов. ≈сли они столь великолепны Ч то как вандалам удалось войти в –им? ѕохоже, вооружение Ђдиких племенї, их тактика, командование, организаци€ оказались все же более качественными, нежели римские? Ћюди с дубинками в руках и в невыделанных шкурах (как рисуют вандалов на многих иллюстраци€х) не сметут плотные фаланги, испытанные в веках, как бы много нападающих ни набралось. ј вот кована€ конница Ч легко. „то и случилось. ‘акт падени€ –има ни один из комментаторов опровергнуть почему-то не рискнул. ¬о вс€ком случае Ч пока. Ќу, а дальше все излагаетс€, как в воспоминани€х гитлеровских во€к: мы русских вообще-то победили, но зимой на войне оказалось холодно, летом жарко, весной и осенью сл€котно, поэтому в перерывах между непрерывными победами нам пришлось немножно отступить и сдать русским Ѕерлин. ¬ четвертый раз. »ли в п€тый? „то-то совсем пам€ть дыр€ва€ стала...

¬от и –им оказалс€ повержен аккурат в результате бесчисленных римских побед.

¬се остальное Ч жалеть не стоит. ¬едь  олизей Ч это место, где пленники вспарывали друг другу животы на потеху публике, книги Ч писались на человеческой коже, культура Ч это культура человеческих жертвоприношений, рабского труда и ограничени€ рождаемости путем убийства младенцев. ∆алеть –им Ч это то же самое, что жалеть “ретий рейх. ¬едь в рейхе тоже были построены прекрасные дороги, развита отлична€ техническа€ и философска€ (фашистска€) мысль; медицина, благодар€ опытам на люд€х, сделала огромный рывок; построено много прекрасных пам€тников архитектуры, создана крепка€ арми€, и даже, подобно –иму, изготовлено немало вещиц из человеческой кожи. ¬едь мы всего этого не жалеем?

“ак почему мы должны жалеть –им, из которого выросла эта сама€ ≈вропейска€ ÷ивилизаци€, чьей высшей формой развити€ и оказалс€ гитлеровский фашизм? Ёто она и есть, уцелевша€, несмотр€ на старани€ вандалов, римска€ культура, юриспруденци€ и философи€.
6 (688x383, 123Kb)
ѕример є 3 (ушкуйники)

ƒл€ них € тоже подобрал более приличную ссылку.

—оловьев —ергей ћихайлович, Ђ»стори€ –оссии с древнейших временї, т. 2, гл. 7.

— таким мэтром спорить не рискнет ни один профессор. ј —оловьев цитирует мою статью практически дословно... “о есть, прошу прощени€ Ч скорее, это мо€ стать€ будто цитирует уважаемого —ергей ћихайловича. √рабили русские ушкуйники татар, грабили. √рабили в полный рост Ч те только слезные челобитные писать успевали. –усских, кстати, ушкуйники тоже грабили. Ќо это никак не отмен€ет того факта, что на своей собственной земле многочисленные татарские сотни оказались неспособны противосто€ть малочисленным русским отр€дам. “о есть, в столкновении с русскими воинами, продемонстрировали позорно низкую боеспособность. –усские кн€зь€ ушкуйников несколько раз все же подлавливали и громили, а вот татарские Ч ни разу не смогли. ј уж в пр€мом столкновении с русской дружиной на поле бо€ Ч и подавно не имели ни единого шанса. „то, кстати, истори€ многократно подтверждала: в —удьбищенском сражении, в битве при ћолод€х, при походах на  азань и јстрахань.

’от€ речь в статье, конечно, не об этом. –ечь о том, что не только татары совершали набеги на русские селени€, но и русские отр€ды Ч на татарские кочевь€. » рассказы о покорном русском быдле, в ужасе склонившем головы пред копытами степн€ков Ч м€гко выража€сь, оказались бредом. — таким же успехом быдлом, склонившимс€ пред русскими людьми, можно называть и татар «олотой ќрды.

«ато в этот раз € с большим удовольствием вспомню про так называемое Ђмонголо-татарское игої. »бо успел поинтересоватьс€ погребальными обыча€ми монголов.

Ђ“ак, один из основателей монашеского ордена францисканцев и близкий друг самого св€того ‘ранциска јссизского, ѕлано  арпини выехал из Ћиона 16 апрел€ 1245 года в составе миссии, снабженной буллой папы »ннокенти€ IV к монгольскому хану. ≈го мисси€ длилась более двух лет, и он оставил интересные записки об обыча€х татаро-монголов. ¬ частности, он пишет:

Ђ...когда кто-нибудь из них умирает, то, если он из знатных лиц, его хорон€т тайно в поле, где им будет угодно; хорон€т же его с его ставкой, именно сид€щего посередине ее, и перед ним став€т стол и корыто, полное м€са, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хорон€т кобылу с жеребенком и кон€ с уздечкой и седлом, а другого кон€ съедают и набивают кожу соломой и став€т ее повыше на двух или четырех дерев€шках, чтобы была у него в другом мире ставка, где жить... и кони, на коих он мог бы ездить ...«олото и серебро они хорон€т таким же образом вместе с ним. ѕовозку, на которой везут его, ломают, а ставку его разрушают, и никто вплоть до третьего поколени€ не дерзает называть умершего его собственным именем...

»ной также способ существует дл€ погребени€ некоторых знатных лиц. ќни идут тайком в поле, удал€ют там траву с корнем и делают большую €му и сбоку этой €мы делают €му под землею и кладут под покойника того раба, который считаетс€ его любимцем. –аб лежит под ним так долго, что начинает как бы впадать в агонию, а затем его вытаскивают, чтобы он мог вздохнуть, и так поступают трижды: и если он уцелеет, то впоследствии становитс€ свободным, делает все, что ему будет угодно, и считаетс€ великим в ставке и в среде родственников усопшего. ћертвого же кладут в €му, котора€ сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают €му, котора€ находитс€ перед его €мой и сверху кладут траву, как было раньше, с той целью, чтобы впредь нельз€ было найти это место. ¬ остальном они поступают так, как о том сказано выше, но наружнаю его палатку оставл€ют в поле. ¬ их земле существуют два кладбища; одно, на котором хорон€т императоров, кн€зей и всех вельмож, и где бы они не умерли, их перенос€т туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хорон€т много золота и серебра. ƒругое Ч то, на котором похоронены те, кто был убит в ¬енгрии, ибо там были умерщвлены многие.   этим кладбищам не дерзает подойти никто, кроме сторожей, которые приставлены там дл€ охраны, а если кто подойдет, то его хватают, обнажают, бичуют и подвергают очень злым побо€мї

1256 г., персидский историк ƒжузджани писал:

Ђѕохоронили его по обр€ду монгольскому. ” этого народа прин€то, что если кто у них умирает, то под землею устраивают место вроде дома или ниши, сообразно сану того прокл€того, который отправилс€ в преисподнюю. ћесто это украшают ложем, ковром, сосудами и множеством вещей; там же хорон€т его с оружием и со всем его имуществом. ’орон€т с ними в этом месте и некоторых жен и слуг его.ї

ћарко ѕоло рассказал о еще более свирепом обычае при похоронах монгольского великого хана:

Ђ огда государь умирает, всех его лучших лошадей они убивают... чтобы они были у него на том свете.  огда умер ћонгу-хан... более двадцати тыс€ч человек, встреченных по дороге, где несли его тело хоронить, было побито.ї

јрхеологические материалы показывают, что подобный способ захоронени€ был свойственен многим народам центральной јзии. —ведени€  арпини о том, что монголы старались скрыть место захоронени€ своих ханов, совпадают со сведени€ми ћарко ѕоло, ƒжузджани и р€да других авторовї.

Ђ“анатологи€ Ч наука о смертиї, —ергей –€занцев.


ќбширна€ цитата показывает, что своих мертвых монголы не перетирали в пыль и не сжигали, развеива€ потом по ветру. ћертвых или хоронили, или бросали на съедение. «начит, после Ђнашестви€ї монгольских ратей на –усь подобных могильников должно было остатьс€ великое множество. » где они все? ѕочему до сих пор не найдено ни одного?

“айна си€ велика есть... ≈сли, конечно, верить в ћонгольское »го.

≈сли же попытатьс€ подменить мифических монголов давно знакомыми татарами Ч картина мен€етс€ кардинально. ¬едь татары испокон веков участвовали во всех внутрирусских Ђразборкахї. » Ђиноземное игої мгновенно превращаетс€ во Ђвнутрисемейную сваруї

Ќо это так Ч отступление от темы. ƒо тех пор, пока археологами не будут обнаружены материальные следы присутстви€ монголов на –уси (захоронени€, оружи€, предметы быта), хот€ бы несколько образцов монгольского оружи€ на местах сражений с поработител€ми Ч всерьез говорить о гипотезе ћонгольского »га просто преждевременно.

ѕример є4 (»ван √розный)

ѕохвалы »вану √розному вызвали возмущение только у необразованных читателей. «ато такое искреннее возмущение Ч что порою становилось даже смешно. Ђ ак можно говорить о достижени€х кровавого деспота, державшего страну в ужасе, убившего собственного сына и запинавшего беременную снохуї?!

«доровый смех: ну, как люди могут верить во вс€кий бред, не оценив его с точки зрени€ банального здравого смысла?  аким образом т€жело больной полиартритом человек, которого даже по дворцу носили на специальных носилках, мог тайно проникнуть к сыну во дворец, пройти сквозь запертые двери на женскую половину, незаметно миновать слуг Ч все только ради того, чтобы застать сноху в исподней рубахе? –азве не бред?

» как царь мог убить сына посохом с рассто€ни€ в полсотни верст, не оставив, как показало вскрытие могилы, никаких повреждений на черепе?

„то до Ђкровавого деспотаї, то за все правление √розного по его воле прин€ли смерть, по разным оценкам, от 2200 до 4000 человек, включа€ жертв Ђновгородского разгромаї и случайных смердов, подвернувшихс€ некстати под саблю опричника.

“очнее определить мартиролог не получаетс€, поскольку, несмотр€ на сообщени€ на информационных лентах типа:

Ђѕо словам сотрудника  омитета по делам архивов Ќижегородской области Ѕориса ѕудалова, в последние 4 года архивистами вы€вл€етс€ все большее число уникальных документов. Ќапример, в 2005 году нижегородские архивисты передали в управление –осохранкультуры –‘ список редчайших документов, в числе которых Ђ—инодик опальных »вана √розногої. Ёто уникальный документ об истории опричнины, который хранилс€ в нижегородском ѕечерском монастыреї.

...полностью синодик не процитировал еще никто.

ќднако еще ни один профессиональный историк не рискнул оспаривать тот факт, что за все 50 лет своего правлени€ »оанн IV казнил меньше людей, чем погибло в одном только ѕариже за одну ¬арфоломеевскую ночь, в дес€ть раз больше, чем перебил король  ристиан II за два дн€ во врем€ —токгольмской  ровавой Ѕани, но в двадцать раз меньше, чем повесили в јнглии невинных прохожих по закону Ђо брод€жничествеї или перебили голландцев во врем€ Ќидерландской революции.  акой же уж тут Ђкровавый режимї? ќсобенно если учесть то, что в нравах того времени была распространена методика Ђмассового устрашени€ї. √розный же преследовал сограждан только и исключительно за государственную измену или участие в заговорах. ѕотому-то среди его жертв оказалось около 700 бо€р против примерно двух-трех тыс€ч простолюдинов, большей частью Ч чел€ди изменников. ѕростым честным гражданам при »ване √розном бо€тьс€ было нечего.

—обственно, именно любовь к своему народу и решительна€ борьба с изменой вкупе и привели »оанна IV к разгромным победам над ѕольшей и ќсманской империей. ¬оины русской армии знали, за что воюют и кого защищают. ј потому не дрогнули даже в самые отча€нные часы многодневных сражений.

 стати, о Ђтайной победеї. ћногие упрекали мен€ в неточности, когда € говорил, что победу при ћолод€х скрывают от общественности. ќппоненты утверждали, что Ђѕри желании правду об этой битве можно было отыскать в справочниках или во всемирной паутинеї. ’очу заметить, что когда истину нужно Ђискатьї Ч это и означает, что ее скрывают.

  счастью, в этом деле по€вились некоторые подвижки. Ќапример, заметка о сражении по€вилась в Ђ &ћ 2005ї. Ёто радует. —амонаде€нно считаю, что изменени€ происход€т не без моих стараний.

¬ остальном факты про »оанна √розного, приведенные в статье, подвергались только неверию Ч но не опровержению. ¬озможно, потому, что больша€ их часть имеетс€ в обычных школьных и университетских учебниках. ¬ общем, меньше нужно предвыборным агиткам верить. ј уж строить на материалах Ђчерного пиараї Ђлегальнуюї историю Ч это и вовсе законченный маразм.
map_1_big (700x550, 121Kb)
–осси€ до »вана IV √розного
map_2_big (700x542, 113Kb)
–осси€ после правлени€ »вана IV √розного

ѕо поводу сабель и пушек

ќ, эта мани€ величи€ человека ’’I века! ¬се, что делали предки, ему кажетс€ простым, а то, что делает он сам Ч непостижимым дл€ древних. ’от€ нередко все оказываетс€ с точностью до наоборот. Ѕроню Ђчерепаховуюї дл€ Ђјврорыї, как оказалось, сделать никто сейчас не в состо€нии Ч а ведь всего сто лет прошло.  аменные блоки, что перемещали древние египт€не, современные строители сдвинуть не в состо€нии Ч при строительстве јсуанской плотины дл€ переноса пам€тников архитектуры блоки пришлось пилить.

— сабл€ми та же истори€. Ёто ведь не просто гнута€ железка Ч это четко сбалансированный клинок строго определенной кривизны, позвол€ющий наносить руб€щие удары, не выворачива€ руки бойца, давать высокое усилие при малом весе и одновременно Ч иметь низкую инерционность дл€ фехтовани€ в поединке. —абл€ имела вес почти втрое меньше обычного европейского меча Ч но испытывала те же нагрузки, а потому требовала дл€ изготовлени€ более качественной стали. —оответственно, сабли ковали только там, где умели варить качественную сталь Ч булат. “еперь цитата из  &ћ:

ЂЅ”Ћј“ (булатна€ сталь) (от перс. pulad Ч сталь), углеродиста€ лита€ сталь со своеобразной структурой и видом (узором) поверхности, обладающа€ высокой твердостью и упругостью.

ѕервые упоминани€ наход€т у јристотел€. ¬ средние века булат (также дамасска€ сталь) и отчасти в новое врем€ служил дл€ изготовлени€ оружи€ исключительной стойкости и остроты. Ќаучные основы изготовлени€ булата были разработаны в 19 веке русским ученым ѕ. ѕ. јносовым (1799-1851).

—амый древний способ изготовлени€ булата состоит в сплавлении очищенной железной руды с графитом в тигл€х. ѕозднее дл€ получени€ булата стали примен€ть чистое железо, сплавл€€ его с чугуном. Ѕулатный узор образуетс€ в процессе медленного, в течение 3-4 дней, остывани€ сплава путем естественной кристаллизации стали.  ачество булатной стали определ€ют по узору на ее поверхности. —огласно определению јносова булаты подраздел€етс€ на п€ть видов: полосатый (самый низкий сорт), струистый, волнистый, сетчатый и коленчатый (высший сорт). —ирийские булаты (Ђдамаскї, Ђшамї), а также турецкие принадлежат к низшему сорту. »ндийские булаты (Ђтабанї, Ђхиндиї), а также персидский относ€тс€ к высшему сорту. Ќизшие сорта булатов имеют светлый оттенок, высшие Ч темныйї.


 ак нетрудно заметить, булат производилс€ в относительно небольшом районе јзии. ≈вропа и  итай с ћонголией к этим районам не относ€тс€. ¬опрос закрыт, и самолюбивые намеки на Ђтоледские клинкиї или Ђсамурайские катаныї по меньшей мере наивны: в японии и ≈вропе просто не имелось качественного материала дл€ производства высококлассного оружи€.  ак и мастеров дл€ ковки оного.

¬ чугунные пушки времен √розного тоже многие не вер€т, поэтому уточн€ю ссылку: јртиллерийский музей —анкт-ѕетербурга, при входе в зал с левой стороны, возле пищалей, казеннозар€дных, составных и нарезных орудий на небольшой подставке лежит экземпл€р, сохранившийс€ с тех самых пор. ∆елающие могут прийти и пощупать.

Ѕутылки конь€ка разрешаю оставл€ть смотрителю зала.

Ћить чугунные пушки, которые не разрываютс€ при выстреле, умели только русские. Ќе знаю, как сейчас. ¬озможно, теперь на это не способны даже мы.

ј дл€ тех, кто уверен, что изготовление пушек из чугуна Ч всего лишь отхожий промысел лент€ев, приведу цитату: (следим за датами)

Ђѕроцесс создани€ самых первых пушек был очень похож на изготовление обычных бочек. ¬нутренн€€ часть обертывалась металлическими полосами, которые потом с помощью ободов соедин€ли друг с другом.  огда делали Ѕомбарды (Bombards), первые т€желые пушки, устанавливавшиес€ на корабл€х, примен€ли именно эту технологию.

—пособы изготовлени€ пушек быстро совершенствовались. „ерез какое-то врем€ пушки отливали в специальных формах, внутри которых находилась ось нужного диаметра. «атем, в 1715 году швейцарский строитель пушек по имени …охан ћаритц (Johan Maritz), разработал новый метод, заключавшийс€ в следующем. ¬начале отливалась вс€ пушка целиком, а через какое-то врем€, когда она остывала, внутри высверливалось отверстие необходимого калибра.

¬ период изготовлени€ первых пушек качество чугуна было довольно низкое, поэтому обычно их делали из меди (латуни) или бронзы. “е, кто обслуживал пушки, предпочитали медь и бронзу еще и потому, что эти металлы не поддавались коррозии. ¬ те дни порох очень сильно разъедал чугунные пушки. ¬о врем€ частых залпов обычно не оставалось времени на то, чтобы тщательно прочищать дуло пушки, и в результате чугунный ствол становилс€ похожим на выеденные пчелиные соты. ќднако, и медь, и бронза все-таки обладали одним серьезным недостатком. Ќа то, чтобы полностью вооружить медными пушками Ћинейный корабль третьего класса, в 1677 году требовалось 12 740 футов, а такое же количество чугунных пушек стоило всего 5 880 футов. ¬ 1716 году вышло ѕостановление (Establishment), в котором говорилось, что лишь те корабли, на вооружении у которых будут медные пушки, удосто€тс€ звани€ линейных кораблей ѕервого класса (всего их могло быть три).   1782 году единственным кораблем с медными пушками осталс€ ЂRoyal Georgeї (Ђ ороль ƒжорджї), который в том же году и затонул.


ј теперь цитата отсюда:

ЂЌ.¬.√ордеев, автор интересной книги "÷арь-ѕушка", сообщает: "¬ –оссии первые оруди€ по€вились в XIV веке" [980], с.7. —оставитель и автор книги "ћосковский  ремль в старину и теперь" —.Ѕартенев писал: "—тены и стрельницы  ремл€ в XVI веке... обставились крепостной артиллерией самого разнообразного состава, среди которых находились чугунные, железные и медные оруди€, начина€ от самых малых, стрел€вших небольшими пул€ми... и конча€ оруди€ми 6-8-фунтового калибра (2400 г и 3200 г), помещавшимис€ по одному в каждом этаже башни.  роме того, внизу на земле лежали √–ќћјƒЌџ≈ „”ƒќ¬»ўј, √»√јЌ“— »≈ ЅќћЅј–ƒџ" [981], т.1, с.40. ÷ит. по [980], с.8.ї

Ђќчень много больших пушек было сделано и другими мастерами пушечного лить€... ƒќ „ќ’ќ¬— ќ… ÷ј–№-ѕ”Ў » ¬ ћќ— ¬≈ ЅџЋ» »«¬≈—“Ќџ ќ√–ќћЌџ≈ ѕ”Ў »,  ќ“ќ–џ≈ “ј ∆≈ Ќќ—»Ћ» Ё“ќ Ќј«¬јЌ»≈... “ак, в 1488 г, мастер ѕавел ƒебосис отлил орудие, которое называлось ÷арь-пушкой. ¬ 1554 г. в ћоскве была вылита чугунна€ пушка калибром 650 мм и весом 1200 пудов, а в 1555 г. - пушка из чугуна калибром 600 мм, весом 1020 пудов. ќ том, что в ћоскве существовали и другие огромные оруди€, свидетельствуют не только письменные источники, но и планы и чертежи ћосквы и ћосковского  ремл€, составленные в XVI-XVII веках, зарисовки путешественников и участников иностранных посольств. Ќа планах ћосковского  ремл€ XVI века видно, что пушки располагались у главных проездных порот  ремл€ - —пасских и Ќикольских, а также на  расной площади. ќруди€ эти не сохранилисьї [980], с.18. “ак что пушек или мортир, сравнимых по калибру с ÷арь-пушкой, в русской армии той эпохи было, оказываетс€, достаточної.

Ђ¬осемь пушек-пищалей XVI-XVII вв. можно увидеть в экспозиции ”гличского историко-художественного музе€. Ќа них отлит орнамент в виде змеиных чешуек, стволы у среза украшают змеиные головы с раскрытой пастью. ћатериалом дл€ пушек послужил чугун. ¬се это соответствует описанию в ѕисцовых книгахї.


“еперь чуть-чуть истории Ђофициальнойї:

Ђ—троить пушечно-литейный завод ћордвинов поручил шотландскому горнозаводчику и изобретателю  арлу √аскойну. »зучив полезные ископаемые кра€,  арл √аскойн предложил лить пушки из чугуна, а не из меди. ƒл€ этого был построен чугунолитейный завод у селени€  аменный Ѕрод близ реки Ћугань.

«авод был построен в довольно короткий срок. ¬ 1800 году был выдан первый чугун. ѕушки и снар€ды, отлитые на Ћуганском литейном заводе, защищали российское государство в ќтечественной войне 1812 года, в  рымской войне 1853-1856 гг. –ос завод, а вместе с ним и поселок, называвшийс€ Ћуганским заводом.   30-м годам XIX века было уже почти 200 частных домов, но сохранились и казармы, в которых ютилось наиболее бедное население. —реди рабочих завода были русские, украинцы, пол€ки, белорусы, татары, евреи.  ажда€ национальность стремилась сохранить свои традиции, обычаи, но слива€сь, они образовывали какой-то особый колорит Ћуганчанинаї


(ƒа прост€т мен€ жители славного Ћуганска, но именно их официальна€ истори€ прив€зывает литье чугунных пушек к области Ђзападного мастерстваї)

ј это отсюда: ЂЌј÷»я » —“јЋ№ї (истори€ семьи  руппов) ∆аринов ≈. ¬.

Ђјдский огонь, изрыгаемый жерлами орудий, завораживал многие величайшие умы своими нераскрытыми ещЄ до конца возможност€ми в деле массового истреблени€ рода человеческого. “ак, за три с лишним столети€ до по€влени€ пушечного корол€ јльфреда  руппа великий Ћеонардо да ¬инчи уже мечтал о создании полевых орудий, которые можно было бы зар€жать с казенной части ствола. Ќо самым главным преп€тствием на пути усовершенствовани€ артиллерии была отстала€ металлурги€.   моменту, когда јльфред  рупп впервые создал орудие из стали, военна€ промышленность была абсолютно невежественной в области различных химических процессов, которые сопутствовали любому изготовлению оруди€. —мелые попытки в области усовершенствовани€ артиллерии казались безрезультатными, хот€ находились смельчаки, которые продолжали без устали искушать судьбу и провоцировать смерть.  аждый раз после очередной неудачи им приходилось возвращатьс€ к своим чертежным доскам, и кровь капала жирными п€тнами на их белоснежный ватман.

ƒело в том, что ни один известный металл не был способен выдержать большое количество порохового зар€да. —тоило заложить чуть больше взрывчатого вещества, и орудие тут же разрывало на куски.

ѕушки из чугуна были впервые использованы √уставом јдольфом во врем€ “ридцатилетней войны, когда первый из  руппов и попыталс€ разжитьс€ на продаже мушкетных стволов. Ќо чугун оказалс€ необычайно ломким и опасным в употреблении из-за высокого содержани€ углерода в своем составеї.


 ак говоритс€ Ч ничего личного, только факты и цитаты. ƒл€ тех, кто пролистнул или не обратил внимание, уточн€ю: приведены свидетельства того, что русские мастера отливали чугунные пушки минимум за двести лет до того, как этому научились в ≈вропе. ќднако официально считаетс€, что это европейцы научили русских совершать подобные чудеса, причем только в XIX веке.

„то до лить€ пушек в монастыр€х, во что многие тоже не вер€т, так вот фрагмент описи от 1597 г. из —оловецкого монастыр€: ЂЕна городе на р€дуЕ монастыръского ковань€ п€ть пушек скорострельных железныеЕ да затинных пищалей монастыръского ковань€ дватцать пищалейї (ќписи —оловецкого монастыр€ XVI века. / сост. «.¬.ƒмитриева., ≈.¬. рушельницка€, ћ.».ћильчик. Ц —ѕб., 2003. —. 167)

ѕример є 5 (¬з€тие  азани)

—о времени написани€ статьи мне удалось найти у —ерге€ —нежко более точные данные про войска, штурмовавшие столицу ханства.  ак вы€снилось, € прав даже больше, нежели ожидал:

—остав штурмовавших  азань (все цифры даны округленно до тыс. чел.):
Ќациональное формирование  то руководил„исленность, т.чел.% в войске »вана √розного
–усские Ўуйский-√орбатый и  урбский5033%
“атары касимовские Ўир-али 30 40%
астраханские царевич  айбула 20
московские, нижегородские и казанские командовали јксеит „еревсеев, Ѕурнаш ,  амай ’усаинов — казанский мурза, Ѕахмет (или ћурза Ѕахметко или ёрий »ванович Ѕахметьев) — нижегородский татарин, первым ворвавшийс€ на стену  азани €вл€вшийс€ переводчиком ».√розного, а также, видимо, последователи ѕетра и —тефана  азанских, успевших бежать от резни „апкуна ќтуча 10
Ќогайские  3
ƒругиећещер€ки  5  
„уваши политическим движением за независимость от  азанского ханства руководили ћагмет Ѕозубов и јхкубек “огаев, вооруженными силами — чувашский кн€зь Ўептах и тархан јхплат 10(или 4) 3%
ћордва кн€зь ≈никей “енниевич  угушев — астраханский татарин из “емникова, мордовский мурза ƒивей (в чью честь было позже названо ƒивеево — нынешний центр православи€), »ван  ельд€ев 7-10 5%
черкас (адыгокабарда) “емрюк »даров 10 7%
наемников немцев, пол€ков и англичан  10 7%
„еремисы и вот€ки (мари и удмурты) православный јкпарс и сотник “угай 10 7%
»того   150 100%

 

ѕолучаетс€, что не столько татары помогали русским вз€ть  азань, сколько русские помогали татарам выгнать протурецких изменников.

 


 азань защищали:


Ќациональное формирование то руководил„исленность, т. чел.% в войске ≈дигера
“атары азанские татары≈дигер ћагмет, „апкун ќтуч, япанча,  ул Ўариф30-3530-35%
Ќогайские татары»зенеш («айнаш) Ќогайский, јликей Ќарыков (Ѕрат „юры Ќарыковича)2,5-35-6%
јстраханские татарыЎерифи1017%
 рымские татары„елбан-кн€зь  
“урки  12%
–усские ƒубрунцов12%
„еремисы и вот€ки кн€зь Ёйюб, кн€зь явуш10-1517-25%
»того  60100%

“о есть в войске ≈дигера коренных казанских татар было всего около половины. ƒа и те, скорее всего, оборон€ли не собственно  азань, а свои селени€ на восток от столицы (укреплени€ јрского леса с гарнизоном в 30000 воинов).

ѕосле вз€ти€  азани татары сражались в р€дах русской армии в Ћивонской войне, потрошили ѕольшу, пока Ѕаторий осаждал русские крепости. “атары трепали шведов во врем€ —еверной войны и намеревались участвовать в битве под ѕолтавой, но...

ЂЌе отмечен в литературе и факт участи€ в первой и второй лини€х правого крыла боевого построени€ росси€н на решающей фазе битвы нерегул€рной конницы - Указаков, калмыков и татарФ Ч их наличие на краю правого фланга зафиксировано на созданной вскоре после баталии рукописной картеї.

ѕроще говор€, шведы успели драпануть раньше, чем легка€ конница вступила в бой. ќднако они ходили в набеги через Ѕотнический залив Ч и уж там-то показали все, что умели. ¬ 1771 году русским войскам —уворова, шедшим на  рым, помогала вдвое больша€ рать из ногайских татар. ѕо легенде, именно татары вместе с башкирами первыми вошли в ѕариж во врем€ первой ќтечественной войны. ћежду прочим, в 1814 г., победоносно вступа€ в столицу ‘ранции во главе союзных армий, в свите императора јлександра I шел герой ќтечественной войны 1812 г., первый чеченский генерал в российской армии јлександр „еченский. ќн был близким другом и боевым товарищем знаменитого партизана ƒениса ƒавыдова, который так писал о нем:

Ђ–осту малого, сухощавый, горбоносый, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. ’арактер €рый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенныхї.

¬от они, исторические отношени€ народов в –оссийской империи: бок о бок от победы к победе во им€ поко€ и процветани€ на земл€х от ƒнестра и до самого “ихого океана. ’от€, как ни странно, данные о действи€х татар, башкир, других народов в составе русской армии найти оказалось очень сложно, практически невозможно. ¬ то врем€ как сведений о том, как много веков назад эти народы меж собой враждовали Ч сколько угодно, и не захочешь Ч наткнешьс€. ’от€, по уму, все должно быть с точностью до наоборот. »бо сближает обща€ истори€, а не пам€ть о доисторической вражде.

—реди отзывов на статью были и такие:

Ђ«ачем автор так заботитс€ о мнении каких-то там татар? ¬едь русских в –оссии Ч 80%. Ёто мононациональна€ страна и пусть мелкие народы приспосабливаютс€ или убираютс€ вон!ї

Ќачну с того, что это слова не русского человека. ћы не «апад, мы не истребл€ем и не изгон€ем народы. –оссийска€ импери€ была добрым и уютным домом дл€ 120 народностей и племен Ч и ни одно из них не сгинуло, не было уничтожено или насильственно Ђонемеченої (в русском €зыке и термина-то подход€щего нет!). ј кроме того, народы в –оссии расселились весьма неравномерно. –азве помогла эта победна€ статистика дес€ткам тыс€ч русских семей, которые были вырезаны в „ечне перед первой чеченской войной? –азве потребовалось численное большинство бандитов-расистов дл€ кровавых трагедий в  ондопоге,  алмыкии, ’амышках? ƒл€ большой гражданской войны одного-двух процентов какой-то национальности не хватит. ƒл€ маленькой, вроде чеченской Ч вполне. ƒл€ террора по всей –оссии Ч тоже хватит. Ќеужели этого кому-то хочетс€? ’очетс€ превращать народы-симбиоты в народы-враги и выгон€ть их из нашего общего дома?

ј ведь именно к этому пока что дело и идет!

Ѕог свидетель, в жизни загнивающего «апада можно найти мало чего полезного дл€ нашей страны, но одному обычаю € искренне завидую. ќбычаю выборности шерифов в —Ўј. ƒумаетс€, если бы в любом из штатов шериф, зайд€ в ресторан и увидев двух-трех мертвых горожан, вдруг л€пнул бы, что они, наверное, сами спровоцировали заезжих мексиканцев на стрельбу и поножовщину Ч он лишилс€ бы своего значка в ту же секунду. ѕотому что дело шерифа Ч защищать честных людей, жителей его города. »наче Ч зачем он нужен?

ќднако в нашей стране последнее врем€ подобна€ ситуаци€ случаетс€ сплошь и р€дом. Ѕандиты режут или забивают пруть€ми местных жителей из русских, мордовских, калмыкских или других поселков Ч но милици€ неизменно и однозначно берет под защиту не людей, а бандитов! ј людей Ч призывает к толерантности.

–азве трудно просчитать, к чему ведет такое поведение?

”видев безнаказанность преступников, молодежь будет сбиватьс€ в стаи, чтобы отомстить самим. Ќо бить будут уже не преступников, которых не найти, а тех, кто похож на обидчиков: кавказцев, азербайджанцев, вьетнамцев. “е тоже начнут мстить, по€в€тс€ новые пострадавшие, волна возмущени€ заставит подн€тьс€ уже и вполне разумных миролюбивых людей. Ќа защиту милиции никто, по прошлому опыту, наде€тьс€ не станет, пойдут карать сами, органы ћ¬ƒ привычно попытаютс€ защитить инородцев от местного населени€ и... » что дальше? »стребление местного населени€ инородцами при поддержке ќћќЌа? »ли уничтожение возмущенными людьми всех приезжих без разбора, причем вместе с милицией и кричащими о толерантности чиновниками?

Ќеужели кому-то хочетс€ увидеть именно такую картину?

ќчень хочетс€ напомнить, что пон€тие Ђтолерантностиї пришло к нам с «апада Ч того самого, дл€ которого фашизм €вл€етс€ вполне естественной формой демократии и который мужественно истребил все народы, которые встретил в процессе своего развити€, и которые не смогли оказать «ападу достойного отпора. ¬полне естественно, что принесенна€ в –оссию эта сама€ толерантность неминуемо породит расизм, братоубийственные конфликты, посеет ростки фашизма. „тобы избавитьс€ от расизма, нужно возрождать опыт –оссийской империи, а не уродовать русский менталитет. ”важайте мнение коренного населени€ Ч и вам не придетс€ подавл€ть его бунты.

ј начинать борьбу с фашизмом нужно с правды. “ой самой, которую положено говорить на уроках истории. –ассказывать не только о том, как казанские татары грабили –усь Ч но и о том, как они изгон€ли с –уси пол€ков и ливонцев. √оворить не только о замирении мещеры Ч но и о мужестве егерей —орокового полка, выбившего у Ѕородино французов из Ѕагратионовых флешей, говорить не только о репрессированных народах Ч но и о том, почему и за что они репрессированы. Ќе плюйте в свое прошлое Ч и оно не выстрелит в ответ. √оворите правду Ч и, может быть, многие сотни мальчишек не станут врагами –оссии. ѕросто потому, что паутине лжи не удастс€ проникнуть в их души.

јлександр ѕрозоров


tatasoz-
–убрики:  Ќовости. —обыти€. /ѕолитика, √еополитика.
»—“ќ–»я./»стори€ и культура –оссии.
»—“ќ–»я./ƒревн€€ истори€.
»нтересное. Ќепознанное./–азное.
ћќя –ќ——»я
ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



Radeia   обратитьс€ по имени —реда, 12 ќкт€бр€ 2011 г. 05:14 (ссылка)
—пасибо, интересные материалы!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Alex_Weisman   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 ‘еврал€ 2017 г. 18:07 (ссылка)
”шкуйники - ¬ольные Ћюди, некие аналоги "русских" ¬икингов, происхождение названи€ от плавательного средства ”шкуй, схожим с ƒраккаром ¬икингов, ƒраккар кстати украшала змеина€ или драконь€ голова ! ”шкуй, с мокшанского ”ше - ¬ол€,  уй - «мей или ƒракон, т.е. ”шкуй - ¬ольный «мей или ¬ольный ƒракон ! ѕолучаетс€ практически идеальный пр€мой перевод с мокшанского €зыка с наилучшей взаимосв€зью по смыслу и с ¬ольными Ћюдьми - ”шкуйниками и со «меем-ƒраконом ! ѕровер€ем, например из книги ≈вгени€  утузова "¬ар€ги. —лав€не. –усские". ¬от текст с взаимосв€зью со «меем. "ќшкуй (ушкуй). "ќшкуем" называют белого медвед€ на севере, "ушкуем" - большую дерев€нную лодку, отсюда "ушкуйники" - новгородские речные грабители в XIV в. »х лодки назывались ушку€ми потому, что носова€ часть их была украшена фигурой медвед€ с оскаленной пастью. ‘игура медвед€ на носу лодки - эволюци€ фигуры водного владыки, имеющего змеиный облик, с оскаленной пастью, - ящера. ¬ Ќовгороде ¬еликом змеиный культ существовал до прин€ти€ христианства, а пережитки его были сильны в отдаленных местах и столети€ спуст€. “ем не менее церковные запреты на изображение идолов в конце концов брали верх, не жела€ рвать до конца с традицией, новгородцы за века видоизменили изображение ящера в изображение оскаленной медвежьей головы. Ќазвание "ящер" забылось, осталось параллельное название-эпитет "ошкуй" ("ушкуй"). ѕервый корень ош(уш) - видоизмененный ас/аш - "«мей". ¬торой корень - куй - разбиралс€ в основном тексте, в главе о возникновении г.  иева. ≈го значение равнозначно древнегреческому "фалл". Ёволюци€ изображений змеиных идолов в фаллоидную форму разбиралась в главе о змеиных культах. »зображение медвед€ из светлой древесины ассоциировалось с реальным северным белым медведем, в конце концов термин был перенесен на него."
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку