-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.

 -Я - фотограф

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tamara_Potashnikov

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 60) For_the_diary Magic_Forest БагЛи ФОНЫ_для_НАС УРОКИ_ФОТОШОПА Мудрая_Мысля МИР_АФОРИЗМОВ_И_СТИХОВ Великие_художникик_мира ВОЛШЕБСТВО_И_ЧУДЕСА Загадки_и_тайны_Вселенной Ведическая_Культура Темы_и_схемы про_искусство Пир_на_весь_мир В_К_У_С_Н_Я_Т_И_Н_А Фонтаны Здесь_всё_для_вас Рецепты_домохозяек Лабиринты_Фраз Live_Memory Драк_Глориэн Gallery_Modern_Art Парижское_кафе Читальный_зал НВ_-_Невероятный_Дневник Шотландия мир_бисера Зубодерня Глубина_уставших_глаз вязалочки Необычные_женщины горное_эхо леди_САМО_СОВЕРШЕНСТВО Мир_леса Мостовые_Ехо Книжный_БУМ Маленький_мир_зверей Леонардо_да_Винчи Картинки_для_днева Фото_и_Арт _ЖЗЛ_ Пора_украшать_дневы _U_F_O_ Angolo_dell_Italia ASA_ART_Gallery CELTIC_WORLD Fiery_World Geo_club kinocafe Living_stories mp3_4us Shemochka We_Shall_Dance МОЙ_ЛИЧНЫЙ_ПОВАР Эхо_суфиев Арт_Калейдоскоп Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Только_для_женщин Клуб_Фотопутешествий
Читатель сообществ (Всего в списке: 13) Саюри-Инн АРТ_АРТель Pinacoteca MY_HIT novate PastimeArt Photoshopinka Revue solnechnolunnaya video_world Wandelhalle We_Shall_Dance WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.02.2008
Записей: 7460
Комментариев: 11192
Написано: 25301





ЧЕЧИЛИЯ БАРТОЛИ - КОЛОРАТУРНОЕ МЕЦЦО-СОПРАНО

Понедельник, 17 Декабря 2012 г. 21:25 + в цитатник


(Tamara_Potashnikov) Предлагаю обратить особое внимание на последний ролик, где наиболее полно раскрывается ее удивительное мастерство владения голосом. Произведения написанные специально для кастратов, до сих пор совершенно позабытые, так как уже просто некому в наше время было их исполнять... Для их исполнения требуется колоратурная подвижность и мужская сила и выносливость, а также мужской объем легких, все то чем обладали кастраты...

Чечилия Бартоли родилась 4 июня 1966 года в Риме, Италия. Она является известной оперной певицей, обладающим уникальным голосом.
Чечилия Бартоли родилась в интеллигентной музыкальной семье. Её родители были профессиональными певцами, именно они дали своей дочери первые уроки нотной грамотности и пения.
Чечилия уже в детстве начала проявлять свои таланты. Дебютное выступление певицы состоялось в роли пастушки в известнейшей опере Джакомо Пуччини «Тоска».
На Чечилию возлагались огромные надежды. Многие известные оперные певцы видели в начинающей певице будущую оперную примадонну.




Читать далее...

Серия сообщений "ПЕВЦЫ":
Часть 1 - ПЕСНИ МОЕГО МУЖА - ПРОШУ ОЦЕНИТЬ!!!!
Часть 2 - БОРИС ХРИСТОВ - УНИКАЛЬНЕЙШИЙ БОЛГАРСКИЙ БАС
Часть 3 - ИСАБЕЛЛА И РОМАНО МУСУМАРРА
Часть 4 - ЧЕЧИЛИЯ БАРТОЛИ - КОЛОРАТУРНОЕ МЕЦЦО-СОПРАНО
Часть 5 - ДЛЯ ВАС ПОЕТ ФРЕНК СИНАТРА, ДРУЗЬЯ!!!!
Часть 6 - Памяти Франко Корелли (1921-2003)
...
Часть 10 - Nat King Cole
Часть 11 - ЙОРГОС ДАЛАРАС - " ТО, ЧТО НАДО ИЗМУЧЕННОЙ ДУШЕ..."
Часть 12 - КАРЛОС ГАРДЕЛЬ - СИМВОЛ АРГЕНТИНЫ




Процитировано 5 раз
Понравилось: 4 пользователям

ИСАБЕЛЛА И РОМАНО МУСУМАРРА

Понедельник, 17 Декабря 2012 г. 17:46 + в цитатник
Только что посмотрела фильм "Болезнь любви", и меня восхитила музыка к этому фильму и исполнение арии из этого фильма великолепным "хрустальным", и одновременно глубоким сопрано, в лучших традициях "бельканто".





Мне удалось выяснить, спустя пол-дня усердных поисков, только имена композитора и исполнительницы - Романо и Исабелла Мусумарра. Исабелла еще и арфистка. А Романо пишет музыку к фильмам, и песни для Гару, Алессандро Сафина, Селин Дион...
И выяснила, что жанр музыки, в которой он пишет, называется "ОПЕРНЫЙ РОК"!!!
Это что-то новенькое, но должна сказать, - интересное.
Послушайте.













А это Исабелла. Кем она приходится Романо, пока неизвестно.









Удалось найти статью о Романо, но это автоматический перевод, и читать сложно, и местами смешно, но понять можно...http://www.creativeanddreams.com/composers-and-producers/romano-musumarra#.UM8nbZDh5U9



Селин Дион, Паваротти, Гару, Ginette Рено, Люк Пламондон (Нотр-Дам де Пари), Ален Делон, Стефани де Монако и Ray Charles только несколько из многих продажу платины, Международный художников, которые Романо Musumarra поставил свою подпись успеха в качестве композитора, аранжировщика и продюсера.

Романо выполнил свою давно мечтал карьеру в качестве композитора для фильма счет на более чем 25 фильмах, таких как Le Grand Pardon, L'наш ан Peluche, La Femme де-Ma Vie, где заглавную песню "Тьен ва па» пели очень молодая девушка имени Эльза проданы миллионы по всему миру и были переведены на многие языки такой японский и китайский.

Когда он произвел Jeanne Mas она стала одной из самых успешных художников своего времени, продавая миллионы записей с песнями, как "En Rouge Et Noir" и "Johnny Johnny". Лучано Паваротти (Il песни и Notte) оказалось платины во многих странах, Гару "Seul" Gitan стал платиновым много раз на французском рынке, Алессандро Сафина в «Луна» является платиновым в более чем 20 странах по производству Романо.

Романо получил множество наград от SACEM и SOCAN для самых популярных песен на радио и самых продаваемых записей. Он выиграл "Европейской премии пограничной Breaker" для дебютного альбома Витторио Григоло в руках любви как самый успешный за пределами своей территории производства.

Поработав с такими артистами как Селин Дион, Гару, Ginette Рено в течение многих лет известный писатель Люк Пламондон (Нотр-Дам де Пари), Пламондон затем используются некоторые из неотредактированный материал Романо накопились за эти годы и превратил его в музыкальную имени Синди 2002 года, который бежал в течение трех месяцев во Дворце Конгрессов в Париже.

Романо получил медаль от министра культуры г-н Купальник во Франции и в настоящее время "Шевалье де L'Ordre Des Arts Et Des письма".

Романо в основном работает на свою собственную звукозаписывающую студию в Италии "Ромус Studio", который был оценен как "одного из самых роскошных студий звукозаписи в Европе" и возродил со своей первой любовью: классическую музыку, сочинять музыку оценки для кинопроектов. Он был регистрацию с "Оркестром ди Рома" некоторые Popera проекты, как Витторио Григоло, Алессандро Сафина, DIV4S и многое другое. В настоящее время он работает над popera-зал концептуальный альбом со своей женой и певица Юдифь Берард.

Творческий и мечты Музыка Сеть честь иметь Романо присоединиться к нашей сети талантов.

Серия сообщений "ПЕВЦЫ":
Часть 1 - ПЕСНИ МОЕГО МУЖА - ПРОШУ ОЦЕНИТЬ!!!!
Часть 2 - БОРИС ХРИСТОВ - УНИКАЛЬНЕЙШИЙ БОЛГАРСКИЙ БАС
Часть 3 - ИСАБЕЛЛА И РОМАНО МУСУМАРРА
Часть 4 - ЧЕЧИЛИЯ БАРТОЛИ - КОЛОРАТУРНОЕ МЕЦЦО-СОПРАНО
Часть 5 - ДЛЯ ВАС ПОЕТ ФРЕНК СИНАТРА, ДРУЗЬЯ!!!!
...
Часть 10 - Nat King Cole
Часть 11 - ЙОРГОС ДАЛАРАС - " ТО, ЧТО НАДО ИЗМУЧЕННОЙ ДУШЕ..."
Часть 12 - КАРЛОС ГАРДЕЛЬ - СИМВОЛ АРГЕНТИНЫ

Серия сообщений "КОМПОЗИТОРЫ":
Часть 1 - ПЕСНИ МОЕГО МУЖА - ПРОШУ ОЦЕНИТЬ!!!!
Часть 2 - ИСАБЕЛЛА И РОМАНО МУСУМАРРА
Часть 3 - ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ - ПЕВЕЦ РУССКОЙ ДУШИ...
Часть 4 - ДВА САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ ШТРАУСА В МУЗЫКЕ...
...
Часть 8 - ЙОРГОС ДАЛАРАС - " ТО, ЧТО НАДО ИЗМУЧЕННОЙ ДУШЕ..."
Часть 9 - Натан Мильштейн - «РАХМАНИНОВ, КАКИМ Я ЕГО ЗНАЛ»
Часть 10 - ПАМЯТЬ: "ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ УВАЖАЕТ РАХМАНИНОВА-ЧЕЛОВЕКА". В ИНТЕРВЬЮ ПРАПРАВНУЧКА ВЕЛИКОГО КОМПОЗИТОРА ЗАЯВИЛА, ЧТО ЕГО ПРАХ НЕ БУДЕТ ПЕРЕЗАХОРОНЕН




Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ - «Не ручей! — Море должно быть ему имя»

Воскресенье, 16 Декабря 2012 г. 14:49 + в цитатник
Рубрики:  Музыка



Процитировано 6 раз
Понравилось: 5 пользователям

СХЕМА - КЛАВИАТУРНАЯ

Воскресенье, 16 Декабря 2012 г. 00:28 + в цитатник
Название: КЛАВИАТУРНАЯ
Автор: Tamara_Potashnikov
Создана: 16.12.2012 00:24
Скопировали: 3 раз
Установили: 2 раз
Примерить схему | Cохранить себе
Рубрики:  МОИ СХЕМЫ

БОРИС ХРИСТОВ - УНИКАЛЬНЕЙШИЙ БОЛГАРСКИЙ БАС

Среда, 12 Декабря 2012 г. 16:12 + в цитатник






Звуки льются, звуки тают…
То не ветер ли во ржи?
Не крылами ль задевают
Медный колокол стрижи?...
…Или то воспоминанье,
Отголосок давних лет?
Или счастья обещанье?
Или смерти то привет?
Песню кто уразумеет?
Кто поймёт её слова?
Но от счастья сердце млеет
И кружится голова…
А.К. Толстой





…Эту историю поведала одна моя знакомая. Она из поющей семьи, в своё время заведовала фонотекой, и в певцах разбирается прекрасно. Дело было где-то в начале восьмидесятых. Ей привезли пластинку, где болгарский хор исполняет православные песнопения. Поставив новинку на проигрыватель, женщина села кормить грудного сынишку. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…» – проникновенно, одним вздохом вступил хор, допел вступление и затих. И тут под купол Александро-Невского собора взмыл царственный бас удивительной мощи и красоты. В нём была та молитвенная теплота, то горение к Богу, которое невозможно заменить ни вокальным мастерством, ни сценическим темпераментом. У нашей слушательницы – женщины совсем нецерковной – слёзы разом хлынули из глаз и лились потоком всё время, пока звучала пластинка…




С этого момента проснулся интерес к церковной музыке, которая стала для неё дорогой к Храму. Двадцать лет спустя именно в стенах храма я узнала от неё эту историю и там же впервые услышала имя Бориса Христова.
А сын её вырос и избрал стезю певца, как и его старшая сестра. Даже сейчас имя Христова известно не так широко, как имя его младшего соотечественника – Николая Гяурова, известное каждому любителю оперы. На постшаляпинском пространстве Христову нет равных ни по исполнительским возможностям, ни по масштабу творческого дарования. Певец, бывший для всего мира олицетворением русской оперы, самый талантливый и активный пропагандист творчества Мусоргского, непревзойдённый исполнитель русского камерного репертуара, Христов долго был чужим для страны, на языке которой пел. Эта статья – дань благодарности человеку, чьи заслуги перед русской культурой безмерны и чьё имя неизвестно большинству россиян.




Песни западных славян
Не поют сегодня боле.
В них тоска сиротской доли,
И в мужья нелюбый дан.
В них ведется бедам счет,
Словно яхонтам в шкатулке…
А. Городницкий


Борис Христов родился в 1914 году в Пловдиве. Над этой землёй витает дух Орфея, который, по преданию, был родом из Фракии (современная Южная Болгария). Давным-давно воды Гебра приняли священную кифару певца, убитого вакханками. Прошли сотни лет, на место фракийцев пришли другие народы, река получила славянское имя – Марица, но земля, по которой она протекает, исправно рождает новых орфеев. Говорят, Болгария держит абсолютный мировой рекорд по количеству оперных звёзд на душу населения. Отец и дед Бориса, музыканты-любители, собирали и исполняли песни македонцев, а русская мать привила сыну любовь к русскому языку и истории. Таким образом, Христов оказался «славянином в квадрате» – не отсюда ли безошибочное чутьё народной песни, столь редкое для оперного певца?




Балканы – область, отмеченная постоянными конфликтами и войнами. И западным славянам, веками существующим на грани гибели, свойственно обострённое, концентрированное чувство жизни, так хорошо выраженное Высоцким:
Водой наполненные горсти
Ко рту спешили поднести –
Впрок пили воду черногорцы,
И жили впрок – до тридцати…
А им прожить хотелось до ста,
До жизни жадным, – век с лихвой, –
В краю, где гор и неба вдосталь,
И моря тоже – с головой…


Болгария освободилась от турецкого владычества лишь к концу XIX века (а фактически – ещё позже). Но постоянная близость смерти и непобедимая жажда жизни вошли в кровь и плоть балканских славян, выливаясь в народных песнях горячими, насыщенными интонациями. И в русском репертуаре Христова слышится это стремление объять и прочувствовать каждый отпущенный судьбой миг бытия. «Поёт, как в последний раз» – поделился кто-то впечатлением.




Ещё один вечный и неиссякаемый источник певческой культуры – литургические песнопения. Говорят, что пение роднит человека с ангелами. И действительно: певцы с хорошей клиросной практикой, как правило, заметно отличаются от своих коллег не только тонким чувством ансамбля, не только особыми исполнительскими навыками, но и более глубоким содержательным наполнением, в каком бы жанре и стиле они ни выступали.




Борис Христов с детства пел в храме, и любовь к православной литургике он пронёс до конца жизни; лучшие записи богослужебных песнопений с его участием были сделаны в Болгарии в 70-е годы, когда творческая карьера певца клонилась к закату. И хотя тембр этого прекрасного голоса уже несколько потемнел, его полётность – в самом высоком смысле – стала лишь ярче. Это именно молитва, а не «пение на богослужебную тему». И так же одухотворённо, единым сердцем, вторит певцу хор. У болгарских хоров очень узнаваемое звучание – глубокое и объёмное, подчёркнутое лёгкой тенью басов-профундо.

…не должен царский голос
На воздухе теряться по-пустому;
Как звон святой, он должен лишь вещать
Велику скорбь или великий праздник.
А.С. Пушкин. Борис Годунов


Судьба Христова оказалась мистическим образом связана с двумя его венценосными тёзками. Один из них – последний болгарский царь Борис III, который на концерте заметил талантливого солиста и отправил его на учёбу в Италию (до этого момента Христов работал юристом и на досуге пел в хоре «Гусла»). Второй – Борис Годунов. Именно в этой роли Христов стал достойной сменой Фёдору Шаляпину, вновь подарив западному зрителю русскую оперу во всей её мощи и глубине.

Христова любят называть «болгарским Шаляпиным»; правда, недоброжелатели зовут его «шаляпинским эпигоном», но это всё равно, что упрекать инженера в использовании найденных до него конструкторских решений. Действительно, Шаляпин открыл новую эру в вокальном искусстве, и петь так, как пели «до нашей эры», особенно басу, просто невозможно. К тому же герою нашей статьи посчастливилось бывать на гастролях Шаляпина в Софии, и мы с полным правом можем говорить о живой преемственности поколений. Христов – один из немногих, кто сумел выйти из тени своего великого предшественника и создать свой неповторимый исполнительский язык в синтезе двух певческих школ – русской и итальянской. Сочетание чистопородного бельканто с глубокой сердечностью славянских интонаций и создаёт особое очарование этого голоса.




Наш слушатель привык к знаменитым русским басам – мощные, густые, они твёрдо, «на четырёх лапах», стоят на украинском чернозёме или волжских берегах, их породивших. Мы знакомы и с итальянскими басами – подвижными и текучими, как адриатическая волна. Христов же заработал у критиков прозвище вокального хамелеона: его голос, словно летучий голландец, плывёт, не касаясь земли; то густеет, как липовый мёд, то отсвечивает голубоватым лунным бликом, то сплетается в невесомое мелодическое кружево. Обычно певцы подбирают репертуар под голос, а Христов – голос под репертуар, легко меняя не только тембр, но и «агрегатное состояние» звука: от монументального базальта до неосязаемого светоносного эфира. Визитная карточка Христова – окончания фраз, когда звук медленно-медленно тает в воздухе, как утренний туман под лучами солнца (даже язык не поворачивается назвать это филировкой).








Богатейшая палитра интонаций в сочетании с талантом драматического актёра и балканским темпераментом придаёт его голосу такую образность, перед которой меркнет любой видеоряд. У Христова безукоризненное чувство стиля – попробуйте назвать ещё хотя бы трёх-четырёх певцов, одинаково органичных в опере и романсе, народной песне и богослужебном пении, драме и лирике. По-моцартовски лёгкий, простовато-лукавый Лепорелло – и тяжёлый марш Смерти-Полководца; мрачно философствующий Мефистофель – и молитва, парящая под сводами собора… Облечённый скандальной славой, крайне противоречивый и сложный в человеческом отношении, сам в себя не вмещающийся, Христов был абсолютно целостен и безупречен как артист.




…быть грозе великой,
Такой грозе, что вряд царю Борису
Сдержать венец на умной голове.
И поделом ему!
А.С. Пушкин. Борис Годунов


Начало творческой судьбы Христова пришлось на великие потрясения. В 1942 году, заручившись поддержкой Бориса III и его семьи, начинающий певец отправляется в Рим. Два года проучился он у знаменитого итальянского баритона Риккардо Страччари, который умело и бережно отшлифовал доставшийся ему в руки талант. Царственный тёзка Христова оказался в труднейшем положении: формально Болгария состояла в гитлеровской коалиции, и Борис III был вынужден лавировать между Сциллой и Харибдой – гневом собственного народа и гневом Гитлера. Но участь болгарской монархии была решена. После решительного отказа отправить войска в Албанию Гитлер вызвал царя Бориса «на ковёр»; по возвращении из поездки 25 августа 1943 года царь скончался (или был отравлен?).

К тому времени Христов вернулся в Софию, где пел на похоронах своего государя и покровителя. Этим напасти не закончились – в Австрии, куда он поехал с творческими целями, Бориса интернировали, и несколько месяцев он провёл в трудовом лагере. После освобождения он вернулся в Италию. А в Болгарии наступили крутые перемены: в 1946 г. царская семья вместе с малолетним наследником Симеоном II была выслана из страны, а к власти пришла Коммунистическая партия. Кто тогда мог подумать, что почти полвека спустя опальный царевич с триумфом вернётся на родину в качестве лидера монархической партии!..
Но вернёмся ко времени нашего повествования. Нет царя Бориса. Нет прежней Болгарии. И ещё не скоро молодой певец появится у себя на родине, где осталась его семья. Практически потерянный для соцлагеря, уже через несколько лет Христов царствовал на лучших сценах мира.

Отчасти я вполне чистопородный:
Всесвятский, из калужских христиан.
Но по отцу – чучмек я инородный
И должен убираться в свой Пхеньян.
Ю.Ким






Послевоенная Европа. Ещё звучит повсюду русская речь, ещё богат и полон сил мир русской эмиграции, среди которой множество людей искусства. Христов общается со многими из них, в том числе с пианистом Александром Лабинским, с которым он записывает несомненный шедевр, о котором речь пойдёт ниже – песни и романсы Мусоргского. С нашими бывшими соотечественниками Бориса связывала не только творческая деятельность и дружба, но и общая эмигрантская доля. Певец претерпел немалые унижения от коммунистического правительства своей страны: он ненавидел новую власть, и та отвечала взаимностью. Ему не раз отказывали в визе, лишая возможности повидаться с семьёй. Есть песни – «Прощай, радость…», «Горними тихо летела душа небесами…» – в которых, кажется, слышна не только душа самого певца, но боль и безысходная тоска многомиллионной русской эмиграции.





















Удивительная вещь – русские романсы в исполнении Христова. Они спеты даже не сердцем – нутром, спинным мозгом, всеми клеточками тела; каждая нота дышит чем-то удивительно родным, глубоко русским. И лишь едва заметный акцент напоминает о том, что певец никогда в жизни не был в России…




За свои русские корни ему однажды довелось серьёзно пострадать. В 1950 году Христова не пустили на гастроли в «Метрополитен» – печально известный акт Маккарена запрещал въезд в Америку лицам, когда-либо связанным с тоталитарными партиями. Напрасно Христов пытался доказать, что он не коммунист и никогда в жизни не был в Москве, напрасно старалось руководство театра: певцу так и не дали визу. Но такой поворот событий неожиданно обернулся сразу двумя удачами. Для молодого итальянского баса Чезаре Сьепи, срочно найденного на замену Христову, это стало ярким началом карьеры, а Христов «с горя» записал на Римском радио одну из лучших своих партий – Гурнеманца в «Парсифале», где он пел с Марией Каллас. В те годы Христов и Каллас часто были партнёрами по сцене.

Иль я не пан вам больше? Вот я вам такое покажу, чего и ваши батьки от моих батьков не видали!..
В.Г.Короленко

В своё время Шаляпин раз и навсегда переопределил место баса на мировой оперной сцене, извлекши его из-под груды славных имён теноров и баритонов и наделив его соответствующей смысловой и эмоциональной нагрузкой. Христов достойно продолжил басовую экспансию. Он настолько расширил исполнительские рамки для этого типа голоса, что, кажется, не оставил ни одного стиля и жанра, где бас не мог бы потягаться с тенором. Это касается не только освоения принципиально нового репертуара, но и переосмысления классических для баса произведений. Я не буду говорить о «Борисе Годунове»: шапка Мономаха навеки приросла к голове Христова, да и что тут скажешь – слушать надо…




Часто приходится изумляться и другим вещам. Казалось бы, чем может удивить ария Гремина, слышанная тысячу раз и давно выученная наизусть? Сколько мы видели старых почтенных генералов, не подозревающих, что творится в душе их молодой супруги? И вдруг – голос, в котором просвечивает такая внутренняя красота, такое горячее и нежное сердце, что невольно вспоминаешь: ведь пушкинскому Гремину едва ли больше сорока. И финал оперы вдруг обретает иной смысл – видимо, Татьяну связывает с мужем не только чувство долга…






В итальянской опере басу традиционно отводится довольно скромная роль. Одно из немногих произведений, где басам доверена серьёзная драматическая нагрузка – вердиевский «Дон Карлос»; Филипп II – партия, в которой Христову практически нет равных. Интересен певец и в «рогатом» репертуаре. Если шаляпинский Мефистофель – это именно нечистая сила, комок дьявольской энергии, то чёрт Христова скорее идеолог, основатель научно-теоретической базы сатанизма.




И лишь характерные образы русской оперы – единственная, пожалуй, ипостась, в которой болгарин действительно проигрывает своему великому русскому предшественнику. В известной записи «Бориса Годунова», где Христов поработал за всех басов сразу, отчетливо слышно: комплект «три в одном» не получился, причём именно из-за Варлаама. Венценосную особу – пожалуйста, а вот пьянь кабацкую – увы… Видно, тут действительно нужен сам Фёдор Иванович, отлично знающий материал. Впоследствии Христов избегал подобных партий.




Впрочем, отставание на этом репертуарном фланге он с лихвой возместил победоносным освоением лирических нив, на которых он неизменный царь, бог и воинский начальник. Постоянно занятый в опере, Христов всегда находил время для русской камерной музыки, которая требует от певца особенно серьёзной подготовки. Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов - с их романсами Христов объездил концертные площадки всего мира.

Особые отношения у Бориса складывались с творчеством Мусоргского, которого он считал своим любимым композитором. Редкий певец-камикадзе берётся за песни и романсы, коих у композитора больше шестидесяти, мало кто находит общий язык с гением, обогнавшим, похоже, не только своё, но и наше время. Но Христов - исключение. Он абсолютно органичен и аутентичен и в оперном, и в камерном репертуаре Мусоргского .




Недавно Болгария и Италия торжественно отметили 90-летие певца. Его имя продолжает служить людям: в Риме работает Болгарская музыкальная академия, им основанная; фонд Христова помогает не только талантливым музыкантам, но и врачам-кардиологам, в Болгарии ежегодно проводится международный конкурс молодых оперных певцов его имени. А голос, переживший своего обладателя, всё так же пленителен.


Вспомнит ли Россия – хотя бы к 100-летнему юбилею – великого болгарского певца Бориса Христова?

Автор выражает благодарность консулу Болгарии в Екатеринбурге К. Баракову за помощь в подборе материалов для статьи.Звуки льются, звуки тают…

Серия сообщений "ПЕВЦЫ":
Часть 1 - ПЕСНИ МОЕГО МУЖА - ПРОШУ ОЦЕНИТЬ!!!!
Часть 2 - БОРИС ХРИСТОВ - УНИКАЛЬНЕЙШИЙ БОЛГАРСКИЙ БАС
Часть 3 - ИСАБЕЛЛА И РОМАНО МУСУМАРРА
Часть 4 - ЧЕЧИЛИЯ БАРТОЛИ - КОЛОРАТУРНОЕ МЕЦЦО-СОПРАНО
...
Часть 10 - Nat King Cole
Часть 11 - ЙОРГОС ДАЛАРАС - " ТО, ЧТО НАДО ИЗМУЧЕННОЙ ДУШЕ..."
Часть 12 - КАРЛОС ГАРДЕЛЬ - СИМВОЛ АРГЕНТИНЫ




Процитировано 6 раз
Понравилось: 4 пользователям

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ - БАС ПРОФУНДО, ИЛИ ОКТАВА...

Среда, 12 Декабря 2012 г. 15:27 + в цитатник












БАС (итал. basso - низкий; франц. basse; англ. bass). 1) Самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б. (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, Б. (итал. basso profundo), в оперном исполнительстве - характерный, комич. Б. (итал. basso buffo). Высокий Б. бывает двух типов: лирический - более мягкий и драматич.- более сильный; диапазон лирич. баса - G-f1, драматич. - F-е1. Для высоких Б. характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков. Низкий Б. (в рус. хор. пении его наз. «центральным») отличает глубокое, полное звучание в низком регистре и напряжённое - в верхнем; диапазон его - (С, D)E - d1(е1). В числе наиболее ярких оперных партий для высокого (певучего) Б. - Вотан («Валькирия»), Сусанин, Борис Годунов, Досифей, Кончак, Кутузов, для низкого (глубокого) Б. - Зарастро («Волшебная флейта»), Осмин («Похищение из сераля» Моцарта), Фафнер («Зигфрид»), для комич. Б. - Бартоло («Севильский цирюльник»), Джероламо («Тайный брак» Чимарозы), Фарлаф. Высокий и низкий Б. образуют басовую группу голосов и в хоре исполняют партию вторых басов (партию первых басов исполняют баритоны, к которым иногда присоединяются лирич. басы). В рус. хорах встречается особый, самый низкий вид басов - басы-октависты с диапазоном (А1) В1 - a (с1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a cappella. Б.-баритон - см. Баритон. 2) Самая низкая партия многогол. муз. произв. 3) Б. цифрованный (basso continuo) - см. Генерал-бас. 4) Муз. инструменты низкого регистра - туба -бас, контрабас и т. п., а также нар. виолончель - басоля (Украина) и басетля (Белоруссия). И. Г. Лицвенко.





"До некоторой поры была Россия, пожалуй, самой певучей державой в мире, и это, с некоторой стороны, признавалось многими выдающимися музыкантами Европы. Эта певучесть проявлялась и в церковном пении, и в быту. Песня сопровождала всю жизнь русского человека. И никакая работа, никакое веселье не делались без песни. Поэтому, вполне закономерно, что именно в России появился такой уникальный хор как Придворная певческая капелла при дворе русского царя в Санкт-Петербурге, а в нём особое явление русской певческой традиции – басы-октависты или, как чаще в ходу, басы профундо.
Начало пути Придворной певческой капеллы можно отсчитывать от XV века, с хора государевых певчих дьяков. А в 1829 году прусский король отправляет в Санкт-Петербург капитана Эйнбека со специальным поручением: тщательно ознакомиться с деятельностью этого русского хора. В своем докладе капитан приводит состав хора. Это 90 певцов, среди которых 50 мальчиков-певчих (25 дискантов и 25 альтов), 18 теноров и 22 баса, из которых басов профундо – семь ! В 1934 годув Парижской академии наук бас Иванов привел в состояние шока любопытных слушателей и специалистов-физиологов необычайной силой и глубиной голоса, свободно доходившего до контр-соль. Но в еще большее изумление пришли члены комиссии по обследованию певцов Капеллы, когда обнаружили, что подобные голоса в Капелле не являются исключением. Вот выписка из акта комиссии: «Голоса Ильинского и Телегина-сына были похожи на рокотание грома и казались нотами величайшего органа, от звука которого колыхался воздух и дрожал пол концертного зала…». Сын оказался достоин Телегина-отца, похороненного на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге : на его могильной плите изображается нотный стан и всего одна нота, но какая – контр-фа ! Видимо, и исполнительская культура Придворной капеллы была на высочайшем уровне, если даже авторитетные зарубежные музыканты оценили ее по наивысшему разряду.
Роберт Шуман в своем дневнике: «Капелла – самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно». Восторженно отзываются об этом хоре Лист и Адан.
Исключительно интересны впечатления Берлиоза:
«Мне представляется, что хор Капеллы русского императора, состоящий из восьмидесяти певчих – мужчин и мальчиков, - превосходит все существующие в подобном роде в Европе; он исполняет четырех-, шести- и восьмиголосные произведения не только довольно быстрые, усложненные всеми ухищрениями фигурированного стиля, но и медленные, преисполненные спокойного, благоговейного настроения, а следовательно преисполненныељ исключительного мастерства как в отношении чистоты интонирования, так и в отношении умения выдерживать длительный звук. В этом хоре попадаются такие басы, о которых мы не имеем даже представления… Сравнивать же хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих – это все равно, что противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного итальянского театраљ оркестру Парижской консерватории. … хор и исполняемая им музыка воздействуют неотразимо. От этих неслыханных интонаций… все мои попытки огромным усилием воли подавить волнение не приводили ровно ни к чему».
И над всеми этими голосами – гордый за русскую музыку громогласный бас Стасова: « Где есть нынче такой хор, как хор Придворной русской капеллы ?...»."

Серия сообщений "МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ":
Часть 1 - МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ - БАС ПРОФУНДО, ИЛИ ОКТАВА...




Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

«ШОПЕН — ЭТО БАРД, РАПСОД, ДУХ, ДУША ФОРТЕПИАНО»

Понедельник, 10 Декабря 2012 г. 19:42 + в цитатник
Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер






Читать далее...
Рубрики:  Музыка
Ж.З.Л



Процитировано 6 раз
Понравилось: 7 пользователям

СЕЗАР ФРАНК, СВЯТОЙ ОТ МУЗЫКИ...

Понедельник, 10 Декабря 2012 г. 14:31 + в цитатник






Франк — необычная фигура во французском музыкальном искусстве, незаурядная, своеобразная личность. Р. Роллан сказал о нем словами героя своего романа Жана Кристофа: «...этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество».
Читать далее...
Рубрики:  Музыка
Ж.З.Л



Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

КОНТРТЕНОР

Воскресенье, 09 Декабря 2012 г. 12:48 + в цитатник
Академический вокалист, специализирующийся на исполнении альтовых и (или) сопрановых партий.
Голос такого вокалиста (мужской альт или мужское сопрано).





Происхождение термина

В полифонической музыке XIV — первой половины XVI вв. контратенором (contratenor) называлась побочная вокальная партия, добавленная к двум основным партиям — тенору и дисканту. Первоначально партию контратенора писали в той же тесситуре, что и партию тенора, но в середине XVI века, в связи с распространением четырёхголосия, она разделилась на две разных партии, одна из которых располагалась ниже, а другая выше тенора: contratenor-bassus (бас) и contratenor-altus (альт). Позже термин контратенор в его первоначальном значении вышел из употребления: contratenor-bassus стал называться просто басом, а contratenor-altus в Италии стал просто альтом (alto), во Франции — от-контром (haute-contre), а в Англии — контртенором (countertenor).
Читать далее...
Рубрики:  Музыка



Процитировано 4 раз
Понравилось: 4 пользователям

ГЕКТОР БЕРЛИОЗ - СОЗДАТЕЛЬ ПРОГРАММНОГО СИМФОНИЗМА

Воскресенье, 09 Декабря 2012 г. 12:27 + в цитатник
Да вьется вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.
Р. Шуман



Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз — музыкант широкого профиля: композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые, демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской революции 1830 г. Детство будущего композитора протекало в благоприятной атмосфере. Отец — врач по профессии — прививал сыну вкус к литературе, искусству, философии. Под влиянием атеистических убеждений отца, его прогрессивных, демократических взглядов складывалось мировоззрение Берлиоза. Но для музыкального развития мальчика условия провинциального городка были очень скромны. Он учился игре на флейте и гитаре, а единственным музыкальным впечатлением было церковное пение — воскресные торжественные мессы, которые он очень любил. Тяга Берлиоза к музыке проявилась в попытке сочинять. Это были небольшие пьесы и романсы. Мелодия одного из романсов впоследствии вошла в качестве лейттемы в «Фантастическую» симфонию.



Читать далее...
Рубрики:  Музыка
Ж.З.Л



Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

ГЕНИАЛЬНЫЙ ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ ...

Суббота, 08 Декабря 2012 г. 00:40 + в цитатник
Рубрики:  Музыка
Ж.З.Л
Фильмы он-лайн



Процитировано 4 раз
Понравилось: 3 пользователям

КТО ТАКОЙ ГУСТАВО ДУДАМЕЛЬ?

Четверг, 06 Декабря 2012 г. 23:56 + в цитатник














Густаво Дудамель — один из главных музыкальных героев проходящего сейчас Эдинбургского фестиваля, после которого молодой венесуэльский маэстро перемещается в Зальцбург. Пора уже и нам познакомиться с этим уникальным явлением.
87728711_large_523312 (150x48, 9Kb)
Рубрики:  Музыка



Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

ДЖОАККИНО РОССИНИ - " СОЛНЦЕ ИТАЛИИ"

Четверг, 06 Декабря 2012 г. 15:48 + в цитатник


«Солнцем Италии» назвал Генрих Гейне композитора Джоаккино Россини и был прав. Россини завершает период классицизма в итальянской музыке и одновременно является представителем только зарождающейся национальной школы, тесно связанной с народными традициями.

Он родился 29 февраля 1792 года в небогатой семье в Пезаро. Еще маленьким мальчиком Джоаккино выступал в опере, исполнив роль маленького Адольфо в опере Фердинандо Паэра «Камилла». Первое появление оказалось очень успешным.
Многие современники пророчили юному Джоаккино блистательную певческую карьеру. Мальчик имел все данные для этого. Однако желание сочинять музыку взяло верх. Для семейной труппы Момбелли он пишет оперу «Деметрио и Полибио». Впервые опера увидела свет через 6 лет после ее написания, 18 мая 1812 года в римском театре «Балле», поразив современников теплыми и искренними чувствами, столь мало свойственными серьезной опере того времени. После этого опера «Деметрио и Полибио» ставилась многими крупнейшими театрами Европы.
Неотвратимая сила властно влекла Джоаккино к музыке. Могучий талант юного музыканта настойчиво напоминал о себе. Но чем больше он сочинял, тем больше становились заметны его пробелы в знаниях. И чем дальше, тем больше чувствовалась потребность в систематических, серьезных занятиях.
Как раз в то время в Болонье открылся музыкальный лицей под названием «Городская филармоническая школа», куда Джоаккино и поступил через два года после его открытия весной 1806 года.
Джоаккино четыре года учится в лицее, овладевает такой сложной дисциплиной, как контрапункт. Учиться было интересно, но сложные финансовые обстоятельства его семьи заставляли юношу все больше и больше работать.
Наконец учеба закончилась, и Джоаккино полностью посвятил себя работе. Но то, что Россини делал, ничем не отличалось от его приработков во время учебы: аккомпанемент речитативам в театре, сочинение вставных или самостоятельных концертных арий... Разве об этом мечтал начинающий композитор?
Удача пришла неожиданно. Еще с прежних артистических времен родители Джоаккино сохранили теплые дружеские отношения с музыкальной семьей Моранди. Благодаря поддержке Моранди юный композитор получает заказ на оперу для венецианского театра «Сан-Мойзе». Проходит два года, и юный маэстро пишет оперу уже для знаменитого «Ла Скала» с символическим названием «Пробный камень».
Успех был огромный. После премьеры, состоявшейся 26 сентября 1812 года, опера выдержала более 50 представлений и принималась слушателями неизменно с горячим одобрением.
На следующий день после премьеры газета «Миланский курьер» писала: «Россини — молодой гений, который подает надежду, что достигнет превосходных результатов. Воспитанный на принципах строгой школы, он отличается от множества современных композиторов великолепным и живым колоритом, самобытным стилем».
Итак, испытание в «Ла Скала» окончилось благополучно. Успех «Пробного камня», сделавший имя Россини известным, поставил молодого композитора наравне с самыми известными музыкантами. Джоаккино в 20 лет уже был автором шести опер, каждая из которых явилась очередным шагом на пути совершенствования композиторского мастерства.
В конце 1812 года, при подписании контракта с театром «Фениче», Россини предложили сюжет «Танкреда». Молодой композитор с радостью взялся писать оперу на героическую рыцарскую тему.




Читать далее...
Рубрики:  Музыка
Ж.З.Л



Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ - ТВОРЕЦ ИТАЛЬЯНСКИХ МЕЛОДИЙ

Среда, 05 Декабря 2012 г. 23:57 + в цитатник


...Он богат чувством печали, чувством индивидуальным, ему одному присущим!
Дж. Верди

Сын Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города, Винченцо закончил Неаполитанскую консерваторию «Сан-Себастьяно», став её стипендиатом (его учителями были Фурно, Тритто, Цингарелли). В консерватории он знакомится с Меркаданте (своим будущим большим другом) и Флоримо (своим будущим биографом). В 1825 году по окончании курса представляет оперу «Адельсон и Сальвини». Не сходившая со сцены в течение года, опера понравилась Россини. В 1827 году в миланском театре «Ла Скала» успех ожидал оперу Беллини «Пират». В 1828 году в Генуе композитор знакомится с Джудиттой Канту из Турина: их связь будет длиться до 1833 года. Прославленного композитора окружает большое число поклонниц, среди которых Джудитта Гризи и Джудитта Паста, его великие исполнительницы. В Лондоне вновь с успехом были поставлены «Сомнамбула» и «Норма» с участием Малибран. В Париже композитора поддерживает Россини, который даёт ему множество советов во время сочинения оперы «Пуритане», принятой необычайно восторженно в 1835 году.




Читать далее...



Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

ЛЕГЕНДАРНЫЙ АРТУРО ТОСКАНИНИ - СЛУЧАИ ИЗ ЕГО ЖИЗНИ И ЕГО БОЖЕСТВО - МУЗЫКА

Среда, 05 Декабря 2012 г. 00:52 + в цитатник
АРТУРО ТОСКАНИНИ


 (428x50, 13Kb)



 (428x50, 13Kb)



вот это память!

Память была одним из самых выдающихся даров природы, которыми обладал Артуро Тосканини. В тот день, когда с места обычного виолончелиста он встал за дирижерский пульт, первое, что он сделал, закрыл партитуру, лежавшую перед ним: "Аида", которая шла в тот вечер, уже полностью хранилась в его памяти, несмотря на то, что он еще ни разу не стоял за дирижерским пультом. Причем, он помнил не только ноты, но и все знаки, поставленные Верди для выразительности звучания музыки...





Читать далее...
Рубрики:  Музыка
Ж.З.Л



Процитировано 7 раз
Понравилось: 5 пользователям

АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР - ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ЛЮДЯМ...

Вторник, 04 Декабря 2012 г. 00:55 + в цитатник


«Я – жизнь, которая хочет жить в гуще других жизней, которые хотят жить.» (А. Швейцер

«Личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный.» (А. Швейцер)

«Цивилизация – это такая прекрасная идея, что кто-то должен начать ее осуществление». (Швейцер).

«У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда и только тогда, когда она оказывается самой несвоевременной.» (А. Швейцер)

«Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.» (А. Швейцер)




Читать далее...
Рубрики:  Музыка
Ж.З.Л



Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

3 ДЕКАБРЯ - 101 ГОД СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИНО РОТА!!!

Понедельник, 03 Декабря 2012 г. 13:03 + в цитатник


Давным - давно, много лет назад, когда я еще была маленькой девочкой, мама взяла меня с собой в кино, на "Ночи Кабирии". Я тогда мало что поняла в фильме, зато я влюбились в музыку к фильму, и все просила маму, чтобы она мне ее сыграла. Мама мне сказала, что написал ее композитор Нино Рота, и больше она о нем ничего не знала, - тогда с информацией было плохо...

Нино Рота родился 3 декабря 1911 года в Милане, в музыкальной семье. С детства он проявлял способности к музыке и считался вундеркиндом. В возрасте восьми лет мать начала обучать Нино игре на фортепиано. Его первая оратория «Детство Святого Иоанна Крестителя» («L'infanzia di San Giovanni Battista») была впервые исполнена в Милане и в Париже, когда мальчику было всего 11 лет, а через 2 года он опубликовал оперу «Принц-свинопас» («Principe Porcaro») по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.












Читать далее...
Рубрики:  Музыка
Ж.З.Л
Фильмы он-лайн



Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям

МАРИЯ КАЛЛАС - ТА, КОГО ЗАБЫТЬ НЕВОЗМОЖНО...ЕЙ СЕГОДНЯ 89...

Воскресенье, 02 Декабря 2012 г. 20:07 + в цитатник


НИКОГДА НЕ ГОВОРИ "НИКОГДА"?






Это было похоже на наваждение. Но вначале был просто мировой скандал. Она – дива из див, оперная богиня, обладательница голоса столетия Мария Калласс и он – самый богатый человек планеты Аристотель Онассис оказались всего – навсего женщиной и мужчиной. Одним прекрасным летним круизным вечером они были застигнуты женой Онассиса Тиной, не вовремя приоткрывшей массивную деревянную дверь салона роскошной яхты.








Читать далее...
Рубрики:  Музыка



Процитировано 12 раз
Понравилось: 5 пользователям

ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ И ЕГО ОПЕРЫ

Пятница, 30 Ноября 2012 г. 23:29 + в цитатник


Гаэтано Доницетти родился 29 ноября 1797 года в итальянском городе Бергамо в довольно бедной семье.
Мальчиком Гаэтано был певчим в хоре собора Санта-Мария Маджоре, в городской капелле, учился в приходской школе.
6 ноября 1806 года мальчик поступил в «Благотворительную музыкальную школу», так поначалу называлась консерватория Бергамо. Она была открыта 12 марта 1805 года и оказалась в Ломбардии первой, поскольку Миланская консерватория возникла только в 1808 году. Основателем и руководителем консерватории стал Джованни Симон Майр, очень плодовитый композитор.
Доницетти скоро стал лучшим учеником. Гаэтано на лету схватывал все, чему его учили, и по теории, декламации, по основам контрапункта и игре на клавичембало уже на втором году обучения опередил своих однокашников. Его прилежание и усердие тоже были отмечены. Однако при всем том у него оказался один недостаток, который спустя два года обошелся ему очень дорого его исключили из школы. Дело в том, что у него был весьма слабый голос, не оставлявший никаких надежд на карьеру «великого певца». Следует напомнить, что непременным условием, при котором в школу принимали на бесплатное обучение, был красивый или хотя бы хороший голос.
Только благодаря вмешательству Майра Гаэтано смог продолжить занятия в школе по классу клавичембало вплоть до 1815 года.
По совету Майра Доницетти выбрал для дальнейших занятий Болонскую консерваторию. Доницетти числился в классе контрапункта, который вел Маттеи. В качестве экзаменационной работы в июне 1816 года он написал Симфонию до мажор для полного оркестра.
К этому периоду относится одна весьма характерная для Доницетти симфония для большого оркестра, которая была исполнена в театре «Делла Сочьета» на концерте, организованном маэстро Майром в пользу одной семьи, пострадавшей от пожара и оказавшейся без крова.
Молодой композитор продолжал искать свою дорогу в театр. Он работал над оперой «Энрико, граф Бургундский», либретто которой написал его друг, будущий великий импресарио Бартоломео Мерелли.
Однако «Энрико, граф Бургундский», поставленный в середине ноября 1818 года, был признан критиками произведением безликим. Опера продержалась на сцене без осуждения и без похвал.
На другой день после премьеры «Энрико, графа Бургундского» на сцене театра «Сан-Лука» прошла уже известная венецианцам «Итальянка в Алжире» Россини, которая продержалась почти весь сезон. Сравнение было уничтожающим. После того как в декабре в «Сан-Лука» прошел его фарс «Сумасбродство», Доницетти написал оперу «Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник», которая была поставлена в театре «Сан-Самуэле» в карнавальный сезон 1819—1820 годов.
Некоторые критики увидели в «Плотнике» непосредственность, живость и хорошее знание композиции — свидетельства незаурядного таланта композитора. Об этом убедительно говорит и тот факт, что в сентябре 1825 года опера шла в театре «Филармонико» в Вероне, осенью 1826 года — в Падуе, в карнавальный сезон 1827 года — в театре в Венеции.
Первый большой успех принесла Доницетти опера «Зораида Гранатская». Постановка, по утверждению современников, которые заполнили зал, была превосходной. Князь Киджи, компетентнейший критик, мало склонный к лести, отметил в своем дневнике, что «Зораида» прошла с огромным успехом». Это была настоящая победа, первая в жизни Доницетти. «Рим, — не без оснований писал Альберте Каметти, — первый увидел в нем соперника Россини».
12 мая состоялась премьера «Цыганки», комической оперы на стихи поэта Тоттолы. Театр был переполнен. Успех, по свидетельству прессы, был несомненным, даже блестящим. Опера шла в течение целого года «ко все большему удовольствию публики, которая не уставала слушать ее».
В том же году маэстро написал оперу «Кьяра и Серафина, или Пираты», с которой 26 октября впервые — и неудачно — выступил в миланском театре «Ла Скала». Поражение в искусстве, как и в жизни, может замедлить движение сильной личности, но не остановить его. Критикам и враждебным выпадам Доницетти отвечал своими операми. Писать, все время писать, писать как можно лучше — эти слова могли бы быть девизом на его гербе, если б таковой у него имелся. С июля 1824 года до 1 июня 1828 года маэстро написал десять опер, а за свою жизнь Доницетти написал 74 оперы!









Вскоре к Доницетти пришла любовь. Не без волнения входил он в дом римских друзей Васселли. Там его принимал хозяин дома Луиджи Васселли, известный юрист, и его совсем юная дочь Вирджиния, которой в ту пору исполнилось шестнадцать лет. Это была нежная, миловидная, изящная девушка, получившая превосходное воспитание. Она-то и стала все чаще занимать воображение музыканта.
У Вирджинии был красивый голос, и она пела, аккомпанируя себе на рояле, мелодичные романсы, на которые, видимо, сама вдохновляла композитора. 1 июня 1828 года в церкви Санта-Мария ин Виа Доницетти с ней обвенчался.
Любовь, однако, не мешала Доницетти работать. Более того, она словно подгоняла его острыми шпорами. Легкость, с какой Доницетти сочинял музыку, вызывает изумление и восхищение.
Одной из лучших его опер стала «Анна Болейн». Сюжет оперы основан на исторических событиях. Феличе Романи написал стихи для оперы, как говорится, на одном дыхании и вручил их маэстро 10 ноября 1830 года. Ровно через месяц уже переписанные партии были розданы певцам. За это время композитор создал шедевр, хотя, как утверждают биографы, если бы поэт не отвлекал его, Доницетти написал бы ее еще быстрее.





Премьера «Анны Болейн» состоялась 26 декабря 1830 года. Татр ломился от публики. Опера была встречена с восторгом. А в 1831 году «Анна Болейн» открыла весенний сезон в венском «Придворном театре».
Не меньше похвал получил Доницетти по поводу другой своей оперы — «Любовный напиток», премьера которой состоялась 12 мая 1832 года. Опера так понравилась миланской публике, что выдержала 32 представления, и все они прошли с большим успехом.





10 октября 1833 года Доницетти пригласили в дом герцога Висконти ди Модроне, и он подписал контракт на сочинение оперы «Лукреция Борджа».
Как только эта драма Виктора Гюго появилась в Италии, Доницетти сразу оценил ее сюжет и заговорил об этом с Романи. Ознакомившись со списком ангажированных певцов, композитор распределил партии и стал сочинять музыку еще до того, как поэт написал стихи, полагаясь только на план оперы. Законченное либретто Доницетти получил только 26 ноября. Спустя восемь дней начались репетиции под клавесин. А уже на первый день Рождества была назначена премьера.
Однако на премьере опера, полная напряженных драматических коллизий, не понравилась публике. Осудили все музыку, либретто, певцов, костюмы, декорации. Критика тотчас же весьма определенно заявила об этом. Тем не менее, «Лукреция Борджа» прошла в том сезоне 33 раза и ставится по сей день.





И это понятно — партитура оперы, хоть и побуждает певцов в некоторых напряженных сценах форсировать голос, содержит страницы необычайной красоты. Весь пролог и большая часть второго акта написаны с подлинным вдохновением, отличаются безупречностью формы и явно предвосхищают многие завоевания современной оркестровки.
Вряд ли такому музыканту-романтику, как Доницетти, можно было найти сюжет более романтический, нежели история Лючии ди Ламмермур. Сколько слез заставил читателей пролить этот роман Вальтера Скотта. Доницетти написал «Лючию» в Неаполе (в мае — сентябре 1835 года). Эта опера, результат глубокой, напряженной работы, была сочинена с такой же легкостью, с какой в определенное время года распускаются цветы.





Вечером 25 сентября 1835 года «Лючия ди Ламмермур» была впервые исполнена в театре «Сан-Карло». Опера вызвала необыкновенное волнение. В огромнейшем зале театра во время сцены сумасшествия слышались рыдания публики. Овации после финальной сцены были настолько оглушительные, что маэстро, хоть и привыкший к овациям, был почти удручен ими и получил такое нервное потрясение, что на несколько дней слег в постель.
Французский критик Де Валори в книге «Музыка» писал «В «Лючии» Доницетти безупречен. С нежностью его лиры ничто не может соперничать... Доницетти раскрыл в «Лючии» все тонкости душевных переживаний любящего человека, особенно женщины. Никакая музыка не выражала еще так полно любовь и слезы, как музыка «Лючии».
Эта опера поставила Доницетти в один ряд с самыми великими композиторами мира.
Италия еще гудела от успеха «Лючии» в неаполитанском «Сан-Карло», когда печальное известие о смерти отца глубоко потрясло композитора. Его жена плохо себя чувствовала после преждевременных родов, лишивших ее надежды иметь детей. Прошло немного времени, и он узнал о смерти матери из жалости это известие от него скрывали. «Выходит, все кончено» — спрашивал себя маэстро. Это был крик души. «Если б мой организм не был так крепок, чему я и сам немало поражаюсь, — признавался музыкант, — я бы последовал за родителями! Только три месяца я отсутствовал, и за это время потерял отца, мать и ребенка, и жена больна».
Скоро потерял Доницетти и Вирджинию. Он почувствовал себя одиноким и растерянным. Ему казалось, что он будет «несчастлив вечно».
От самоубийства его спасло искусство и честность натуры взятые на себя обязательства он считал священными; ведь если б он не выполнил их, то мог бы причинить ущерб другим. А потом жизнь постепенно захватила его своими заботами, тысячами соблазнов.
2 декабря 1840 года была показана в «Гранд-Опера» новая опера композитора «Фаворитка», написанная на либретто Руайе и Веза. В ней участвовали великолепные певцы Дюпре, Баруале, Левассёр, Вартель, Штольц. Критика, вынужденная признать, что вдохновение и мастерство счастливо сочетаются в этой опере, отнесла «Фаворитку» к числу шедевров французского оперного театра.





Рихард Вагнер признал, что художник проявил в ней себя достойно, показав благородный вкус, и тогда же сочинил квартет, в основу которого положил самые красивые мелодии из этой оперы.
В апреле 1842 года Доницетти приехал в Вену. Там он получил весьма лестное предложение занять пост придворного композитора, устроителя королевских камерных концертов, который прежде занимали Гайдн и Моцарт. Ему положили тысячу австрийских лир в месяц с тем, чтобы он полгода находился в Вене, а другие полгода отдыхал, где угодно. Доницетти согласился. «Теперь я хоть одной ногой буду твердо стоять на земле, — повторял он, — а то мне все казалось, что я цыган».
19 мая того же года на сцене театра «Порта» состоялась премьера оперы Доницетти «Линда ди Шамуни».





Это был новый триумф Доницетти.
В начале июля Доницетти возвратился в Италию, в Бергамо. Все радовались его приезду и хотели видеть его, но он уклонялся от встреч, часто уединялся и, казалось, был не в духе. На самом же деле его беспокоила и угнетала головная боль — симптом болезни, которая уже начала подтачивать его силы.
С этого времени мысль о смерти больше не покидала его. И все же — как не отметить странную сложность этого поистине итальянского духа! — именно в эти дни он думал о сочинении веселой музыки. Он думал о «Дон Паскуале» — о музыке, слишком красивой, чтобы ее можно было назвать комической.





Премьера оперы состоялась 4 января 1843 года в парижском Итальянском театре. Успех был блистательный. Публику потрясла нежная, трепетная музыка.
В том же году маэстро написал свою последнюю оперу — «Дон Себастьян».





Болезнь прогрессировала, и 8 апреля 1848 года в 5 часов дня Доницетти скончался.
Рубрики:  Музыка



Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ - РЕКВИЕМ...

Пятница, 30 Ноября 2012 г. 21:20 + в цитатник


В 30-е годы XIX века на итальянской оперной сцене властвовали два композитора - Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. Их отношение напоминали дуэль двух композиторов - как только Беллини ставил очередную оперу, Доницетти тут же объявлял о скорой премьере. Итальянская публика все-таки отдавала предпочтения Беллини, что, безусловно, огорчало его соперника. Но вот, в 1835 году Беллини умирает. И кому же заказывает «Реквием» его памяти? Его заказывают Доницетти.

Сколь бы ни были разными религии, которые исповедует человечество, почти все они сходятся в одном - с окончанием земного пути, душа человека не умирает. И сколь бы разными ни были взгляды на праведную и неправедную жизнь, почти в любом вероучении именно от того, как прожил жизнь человек, зависит, что будет с его душой после смерти. А стало быть, заупокойные службы не оплакивают потерю земной оболочки, а провожают душу в дальнейший путь, и своими молитвами верующие просят облегчить страдания души, даровать ей покой. В православии этот обряд, как известно, называется «панихида», что в переводе с греческого означает «всенощное пение». Считается, что название этой службы пришло к нам из раннехристианских времен, когда христиане могли хоронить своих единоверцев только тайно - по ночам. В католичестве заупокойная месса получила название «реквием».

От обычной мессы реквием отличает состав канонических текстов. Так называемая «ординарная месса» содержит шесть обязательных разделов, это - Kyrie eleison - Господи, помилуй, Gloria - Слава, Credo - Верую, Sanctus - Свят, Benedictus - Благословен, и Agnus Dei - Агнец Божий. Из заупокойной мессы исключены номера Gloria и Credo, но добавлен ряд других канонических текстов. Прежде всего, это начальные строки интроита - то есть входного песнопения, от которого собственно, и происходит название службы: «Requiem aeternam dona eis, Domine» - «Покой вечный даруй им, Господи».

Второй раздел реквиема - секвенция «Dies irae» - «День гнева». В истории музыки «Dies irae» осталась, пожалуй, самой известной средневековой секвенцией. Сами секвенции - распевы авторских, небиблейских текстов, трактующих отдельные эпизоды Священного писания, возникли примерно в X веке. Довольно быстро в каждой местности появились свои секвенции, которые включались в церковный обиход. Но Католическая церковь строго следила за единством литургии. Вопрос о допустимости использования секвенций специально обсуждался на Тридентском соборе в Риме в 1545 году. В итоге из множества секвенций были отобраны и утверждены всего пять, в том числе и «Dies irae». Считается, что ее текст сочинил монах-францисканец Томмазо да Челано в XIII веке, а позднее, она вошла в заупокойную мессу, что вполне естественно - ведь речь в ней идет о дне Страшного суда. Строфы секвенции составляют отдельные музыкальные номера. Текст начинается с описания дня Страшного Суда, когда «воссядет судья, все, что скрыто, обнаружится, ничто не останется без возмездия». А заканчивается просьбами «призвать покойного вместе с благословенными». Последняя строфа секвенции – «Lacrimosa dies illa»:

«Плачевен тот день,
В который из пепла восстанет
Человек, судимый за его грехи.
Пощади же его, Боже».





В реквиемах XIX века используется текст Dies Irae. Но сама мелодия секвенции вошла в десятки нелитургических произведений и европейских и русских композиторов, став своеобразным музыкальным символом смерти, горя, трагедии.
Третий раздел Реквиема - «офферторий», то есть приношение даров. Возникновение этой части мессы связано с традицией, существовавшей в древней Церкви, когда прихожане приносили на литургию хлеб и вино и складывали их у алтаря. Часть даров использовали для свершения Причастия, а то, что оставалось, раздавали бедным. Во время оффертория звучат молитвы Domine Jesu Christe – «Господи Иисус Христос», где верующие просят Бога освободить усопшего от мук ада, и Hostias - «Жертвы и мольбы Тебе, Господи, с хвалою возносим».

Следом идут три части обычной мессы - Sanctus - Свят Господь Бог Саваоф, Benedictus - Благословен, идущий во имя Господа, и Agnus Dei - Агнец Божий, кто принял на себя грехи мира, Даруй им покой. В ординарной мессе Agnus Dei - последняя, заключительная часть. Но в реквиеме за ней следуют Lux aeterna - «Да светит им вечный свет, Господи», и Libera me, Domine - «Освободи меня, Господи, от смерти вечной».


История католической заупокойной мессы повторяет историю и других литургических музыкальных произведений: сначала основой реквиема были одноголосные григорианские напевы. Но уже с XV века появляются композиторские многоголосные обработки, а позднее реквием выходит за пределы церковной музыки. Реквиемы XIX, и особенно XX веков гораздо больше связаны с концертной практикой, нежели с исполнением в храме.


Что касается Гаэтано Доницетти, то его реквием остался неоконченным - хотя Доницетти славился невероятной быстротой сочинения (одну из своих самых известных опер – «Дон Паскуале» он написал за восемь дней!), но дописать Реквием к сроку он не успел и больше никогда не возвращался к этому сочинению. При жизни автора оно никогда не звучало. В Реквиеме Доницетти отсутствуют три обязательные части - Sanctus, Benedictus и Agnus Dei. Так что с точки зрения Церкви это, безусловно, не «канон», а «апокриф».


Доницетти пережил Беллини на 13 лет – он умер в 1848-м году в полном безумии в доме чужих людей, приютивших больного композитора, и был похоронен на кладбище в пригороде Бергамо. В конце 70-х годов XIX века прах композитора решили перезахоронить в базилике Santa Maria Maggiore в Бергамо, где Гаэтано еще мальчиком пел в хоре. Во время церемонии перезахоронения в храме звучал его Реквием.
Рубрики:  Музыка



Процитировано 6 раз
Понравилось: 3 пользователям

Поиск сообщений в Tamara_Potashnikov
Страницы: 123 122 121 [120] 119 118 ..
.. 1 Календарь