К проекту Российского культурно-духовного православного центра предъявляются
особые требования, поэтому было решено провести международный конкурс,
участвовать в котором должны авторитетные, высокопрофессиональные, опытные
архитекторы. Они должны быть: дипломированными архитекторами, членами Союза
(Гильдии) архитекторов, имеющими опыт работы в условиях вписывания новых зданий
в сложившуюся городскую застройку и обязанные предоставить несколько примеров
выполненных проектов.
Техническим Заданием на проектирование были
предусмотрены следующие требования к храму:
1. «создать атмосферу духовного
спокойствия, необходимого для размышлений и молитвы»;
2 «сохранить
традиционность и канонические принципы, свойственные лучшим образцам русского
церковного зодчества, храм не должен быть ни лубочным, ни подчеркнуто
несовременным»;
3 «основная структура храма не может быть изменена и должна
соответствовать типу русского православного храма, наиболее вписывающегося в
традиционную архитектуру города Парижа в районе участка»;
4 «храм не может
быть построен прямо на набережной Бранли, он должен быть несколько утоплен в
саду».
Основными критериями оценки качества градостроительного и
архитектурного решений являются:
– интеграция архитектуры в городскую среду,
глубина диалога с окружающей застройкой;
– создание выразительной доминанты в
окружающем пространстве, выразительность архитектурного облика;
– качество
используемых современных строительных и отделочных материалов;
– соответствие
облика храма функциональным и церковно-каноническим требованиям.
Однако,
кроме требований, оговоренных в Условиях конкурса и в Техническом Задании,
необходимо учитывать и те основополагающие требования к архитектуре
православного храма, которые остаются неизменными, где бы храм ни строился: в
Москве, Париже или ином городе.
Напомним, каковы эти церковно-канонические
требования к архитектуре храма:
1. Близость понятий Церковь, как собрание
верующих, и церковь, как место для молитвенного собрания верующих заставляет
применить к архитектуре храма такое определение Церкви, как её «неотмирность»,
т.е. отделённость от того мира, который её окружает. Архитектура православного
храма всегда выделяла его среди окружающей застройки своими формами, возводящими
душу верующих к Небесам. Другое понятие Церкви как «Невесты Христовой»
определяет необходимость создания соответствующего образа храма с целомудренной
красотой его форм и внутреннего убранства без кичливости и броскости, присущим
модным глянцевым журналам.
2. Наряду с необходимостью выполнения целого ряда
функциональных требований, связанных с проведением богослужений и пребыванием в
храме молящихся, чрезвычайно важен тот «дух», которым созидались храмы нашими
предками в состоянии смирения, молитвы и благоговения перед святыней храма,
перед правдой Божией и божественным совершенством, этот «дух» органично связан с
понятием «православная культура».
3. Форма и устройство храма связаны с его
содержанием, наполнены божественными символами, раскрывающими истины Церкви, как
они отражены в Священном Писании, и приводящими к небесным первообразам. Поэтому
форма и устройство храма не могут быть произвольно изменены.
4. Консерватизм
является неотъемлемой частью храмовой архитектуры, и это явление не
отрицательное, а осторожный духовный подход к любым нововведениям. Нововведения
никогда не отрицались Церковью, но к ним предъявляются очень высокие требования:
они должны быть богооткровенны. Поэтому существует каноническая традиция, то
есть традиция следования образцам, принятым Церковью и соответствующим её
догматическому учению. Как сказано в послании апостола Павла к Коринфянам: «не
подавайте соблазна ни иудеям, ни эллинам, ни Церкви Божией» (1 Кор. 10:32). За
последние годы уже построены несколько храмов РПЦ в различных городах мира:
Гаване (Куба), Роттердаме (Голландия), Йоханнесбурге (ЮАР), Пекине (Китай), Риме
(Италия), Алтее (Испания), Паланга (Литва), Астана (Казахстан) – все в
соответствии с канонической традицией.
В списке финалистов данного конкурса
оказались четыре российских участника, четыре французских и две международные
команды. Не анализируя проектные предложения по всему комплексу, сосредоточимся
на анализе лишь трёх вызвавших наибольший интерес предложений по храмовой
архитектуре.
1. Общество архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского
(Франция) и архитектурное бюро «Арчгрупп» (Россия).
Традиционный
крестово-купольный, четырехстолпный, пятиглавый храм находится в стеклянном
аквариуме, накрытом вместе с садом, окружающим храм, волнистым стеклянным
покрывалом с торчащими наружу и святящимися изнутри в ночное время стеклянными
куполами. Звонница находится в прозрачной воронке, образованной стеклянной
кровлей. Планировочно храм решен слишком схематично и не соответствует
современным функциональным требованиям.
2. Авторский коллектив под
руководством Елены Ленок (Россия).
Храм представляет собой подобие
собора Московской Руси 16 века, органичного в Московском Кремле, но чужеродного
в Париже; сооружение немасштабно и никак не вписывается в узкую полоску
отведенной территории, где даже нет места для проведения крестного хода. Отметим
также нарушение условий Технического задания, запрещающее использование
подземного пространства.
3. Архитекторы Михаил Филиппов (Россия) и
Сергей Митрофанов (Франция).
Храм внешне выполнен в стилистике
неоклассицизма, которая вовсе не является символом русского православия. Храм
поставлен на искусственном холме с радиальными лестницами, газонами и цветниками
перетекающими в стеклянную крышу-ротонду над боковыми нефами храма. Думается,
что “ноу-хау” со стеклянной крышей, увитой плющом и цветами не послужит
молитвенному сосредоточению прихожан. Следует отметить также отсутствие
возможности кругового обхода храма.
Кроме означенных в Условиях и Программе
конкурса требований к проектным решениям надо понимать, что французам хотелось
бы видеть на данном участке нечто такое, что было бы привлекательным для
туристов. Что-то наподобие Музея примитивного искусства, расположенного с другой
стороны от дворца Альма.
А каким хотела бы увидеть Центр российская сторона,
включая Администрацию Президента и Московский Патриархат? Вот здесь и кроется
загадка. Основным элементом комплекса Российского духовно-культурного центра
является православный храм, и его архитектурный облик должен свидетельствовать о
современном состоянии русского Православия. Православие по своей сути
консервативно, отсюда и устойчивая стилистика православного храма, которая в
России была традиционной в течение многих веков, кроме синодального периода,
когда она подверглась сильнейшему секулярному влиянию Запада. Сегодня
Православная церковь заявляет об открытости к диалогу с Западом и сотрудничеству
с ним в гуманитарной сфере. Должно ли это как-то отразиться на архитектуре
русского храма в Париже? Может ли его архитектура говорить об этой открытости?
Нет ли опасности, подчёркивая такую открытость, переступить опасную черту, за
которой начинается угодничество и отступничество от православных канонов? Ведь
архитектура храма прямо зависит от богословия и является «проповедью в камне».
Что же она будет проповедовать, если произвольно изменить каноническую традицию
создания православного храма? Не станет ли это «ересью в камне» (или «в
стекле»)?
Так почему же жюри выбрало по итогам первого тура проекты, несмотря
на многочисленные отступления в них от требований Программы и Условий конкурса?
С французами всё ясно – они получат очередную “экзотику” для туристов. А как
быть православным, в том числе живущим во Франции, русским соотечественникам?
Хотелось бы получить ответы на эти вопросы.
24 декабря 2010 года в Донском ставропигиальном мужском монастыре состоялось организационное заседание научно-методического экспертного совета по вопросам реставрации и сохранения объектов культурного наследия «Ансамбль Донского монастыря, XVI-XIX вв.».
В этот день все члены Совета были представлены наместнику Донского монастыря епископу Павлово-Посадскому Кириллу. Состоялся обмен мнениями, были определены основные направления деятельности Совета, а также, в общих чертах, направления реставрационной деятельности в монастыре.
Научно-методический реставрационный совет Донского монастыря сформирован из специалистов в области охраны объектов культурного наследия. Основными задачами Совета являются подготовка заключений и рекомендаций по научно-методическому, экспертному и консультативному сопровождению проектов реставрации и ведению реставрационных работ.
В состав Совета вошли специалисты, основной профессиональный уровень которых соответствует разнообразию объектов культурного наследия Донского монастыря, включающих памятники архитектуры, монументальной и станковой живописи, памятников мемориальной скульптуры и малых архитектурных форм (надгробия и фрагменты архитектурных сооружений).
Председателем Совета избран доктор искусствоведения, профессор, заместитель генерального директора по научной работе ФГУ «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"», член Федерального научно-методического совета Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, член экспертного совета по охране культурного наследия при Росохранкультуре А.Л. Баталов.
Пресс-служба Донского монастыря/Патриархия.ru
После реставрации Малый собор Донского ставропигиального мужского монастыря вновь открылся для прихожан, паломников и гостей древней московской обители.
Первый собор монастыря во имя Донской иконы Божией Матери, ныне именуемый Старый или Малый, построен в 1593-1596 гг. мастерами боярина Бориса Годунова. В 1677-1678 гг. в память разгрома татаро-турецких войск под Чигириным к первоначальному небольшому бесстолпному храму пристроили приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата. Трапезная (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.) завершили ансамбль храма.
Именно в Малом соборе Донского монастыря 30 марта / 12 апреля 1925 г. был погребен святитель Тихон, Патриарх Всероссийский.
В 1930 гг. собор закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена. В 1946-1950 гг. были проведены работы по реставрации фасадов и интерьеров храма по проекту Н.Н. Соболева. При реставрации в храме установили иконостас из разрушенной церкви во имя Харитона Исповедника, что в Огородниках.
В 1948 г. Святейший Патриарх Алексий I в преддверии совещания Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, которое должно было пройти в Москве, ходатайствовал об открытии церкви в Донском монастыре, «где находится могила Патриарха Тихона», приписав ее к храму Ризоположения на Донской улице. Вопрос решился положительно; в храме по праздничным дням возобновились богослужения. С этого же времени здесь стало совершаться мироварение, так как в трапезной части храма была устроена мироваренная печь для приготовления Святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В процессе реставрационных работ в те годы были восстановлены завершение храма пирамидой кокошников, ступенчатые своды перекрытия четверика основного объема и ниши внутри храма, воссозданы белокаменные порталы.
В 1991 г. Донской монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Вскоре в Малом соборе в результате поджога случился пожар, после которого храм отремонтировали, а в феврале 1992 г. в трапезной части храма были обретены святые мощи Патриарха Тихона. В середине 1990-х годов над местом погребения святителя возведена изукрашенная сень.
Малый собор Донского монастыря — уникальный памятник архитектуры. Здесь молились русские цари, погребены прославленные соотечественники. В этом намоленном храме собраны древнейшие иконы Донского монастыря, среди них — под сенью — Донская икона Божией Матери (XVIII век), чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение».
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 г. в Малом соборе начались ремонтно-реставрационные работы. В самой древней части храма, четверике, отреставрированы белокаменные порталы. Внутри всего храма отреставрирована штукатурка, заделаны многочисленные трещины и удалена плесень. Преобразился фасад нижнего яруса колокольни: специалисты-реставраторы выполнили вычинку кладки, восстановили арочные проемы, расчистили фасады от поздних штукатурных наметов, отреставрировали белокаменные карнизы первого яруса и восстановили обмазку кирпичной кладки. По всему объему храма заменена система отопления, разобраны поздние перегородки. Отреставрирован надгробный памятник над местом погребения митрополита Московского Амвросия (Зертис-Каменского), убиенного у стен Донского монастыря во время чумного бунта 16 сентября 1771 г.
В ноябре 2010 г. в Малом соборе прошло заседание рабочей группы экспертов по вопросам реставрации ансамбля Донского монастыря. Эксперты одобрили направление реставрационной деятельности по Малому собору и пришли к выводу о необходимости разработки программы дальнейших реставрационных работ по храму.
В настоящее время ремонтно-реставрационные работы внутри храма завершены. Закончена покраска стен и сводов трапезной и приделов, отреставрированы входные двери и решетки. Началась разработка проектов иконостасов в приделах. Предстоят большие работы по реставрации фасадов, колокольни и трапезной храма.
Накануне начала Великого поста в Малом соборе Донского монастыря возобновились богослужения. По благословению наместника обители епископа Павлово-Посадского Кирилла первую Божественную литургию в храме совершил в воскресенье, 6 марта, архимандрит Агафодор (Маркевич). 7 и 8 марта, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста, в Малом соборе были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня, а 9 марта епископ Кирилл возглавил здесь первую в 2011 г. Литургию Преждеосвященных Даров.
Реставрация Малого собора — часть комплексной программы развития Донского монастыря, разработанной в 2010 г. Концепция получила одобрение и благословение священноархимандрита Донского монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. При ее разработке особое внимание уделялось тому, чтобы уровень и качество проводимых работ, а также квалификация рабочих и реставраторов соответствовали требованиям современной научной реставрации. Действия реставраторов в монастыре согласовывались с Министерством культуры Российской Федерации и Комитетом по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие).
Для консультативного сопровождения реставрационных работ наместником монастыря епископом Кириллом был организован научно-методический экспертный совет по вопросам реставрации и сохранения объектов культурного наследия «Ансамбль Донского монастыря, XVI-XIX вв.», организационное заседание которого состоялось 24 декабря 2010 г. в Донском монастыре.
Пресс-служба Донского монастыря/Патриархия.ru