Бог любит посильное приношение
Символы и атрибутика в древнерусской иконе |
Любезнейший читатель, кто из вас не испытывал величайшего удовлетворения от приобретенных новых знаний, от раскрытия тайн бытия, кто не радовался тому, что он может понять, потому что знает. Так и икона. Чтобы понять её символизм, нужно знать его.
Сегодня мы, хотя бы вкратце, попробуем приподнять завесу над таинственными символами, кои присущи древнерусской иконе.
«Что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. Икона служит простому народу вместо книги». Это изречение принадлежит средневековью, применительно к которому оно совершенно справедливо. Ибо в те времена даже неграмотные люди отлично разбирались в том, на какой сюжет написана икона, какие персонажи в ней главные, какие второстепенные; они понимали смысл каждого жеста, любого движения, того, что означает дерево или какая-нибудь архитектурная деталь и даже месторасположение фигур. Люди и искусство Древней Руси были современны друг другу. И человека того времени вполне устраивала принятая тогда изобразительная манера. Одна из основных особенностей художественного языка средневековья – его символичность. Это и понятно: люди хотели в простейшем жизненном явлении видеть хорошее или плохое предзнаменование, а вся вселенная, вся история человечества воспринимались ими как некие гигантские символы.
Если взять западную живопись того времени, едва ли не каждый персонаж, помимо того, что он представлял, так сказать, самого себя, выражал собой и какую-то иную сущность: когда Христа или Богоматерь, когда христианскую церковь или одно из её таинств, когда какое-то понятие или явление.
В древнерусской иконописи символизм несет в себе ещё и богословский смысл. Рассматривая икону Рождества Христова, возьмём маленький аспект: восточные мудрецы-волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Христу. Так вот, они олицетворяют собой ещё и три человеческих возраста – юность, зрелость и старость, почему на иконах им и придают соответствующий облик. Богословский смысл этого – в том, что и стар и млад, всё человечество должно склониться перед новым вероучением. Дары волхвов имеют тоже символический смысл, и знаковость эта основывалась на действительно бытовавших в жизни обычаях. Золото было принято дарить новорожденному царевичу. Ладан воскуряли в храмах во время богослужения. Смирной, смесью душистых масел, на Востоке умащали тела покойных перед погребением. Таким образом, волхвы принесли Младенцу-Христу «злато яко царю, ливан (ладан) яко Богу, смирну – мертвецу».
Была и своя символика размещения действующих лиц в сюжетной композиции. Так на изводе иконы Страшного суда неразумные девы евангельской притчи символизировали отверженных и помещались слева от Христа; девы мудрые – это блаженные, их мы видим справа. Своя символика и в жестах. Если кто-нибудь изображается с рукой, прижатой к щеке – это знак печали, а протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означала повиновение или покорность.
Все персонажи в древнерусской живописи, если только это не обыкновенные люди, изображаются с нимбами (лат. nimbus – облако, туча) – золотым, реже цветным сиянием вокруг головы. Нимб – символ святости или божественности. У Саваофа, Бога Отца, нимб звездчатый, у Христа – крестчатый, у Богоматери, ангелов, святых нимбы круглые. Звезда означает обоготворение, а круг – вечность, вечную жизнь. Нимб – общий признак. Но есть в иконописи и сугубо индивидуальные знаки. В иконографии евангелистов Матфей изображается с ангелом, Марк со львом, Лука с тельцом, Иоанн с орлом. Без изображения евангелистов знаки все равно символизируют их самих.
Символами обозначались времена года («зодиак» - зодий). Шла ли речь о временах года, стихиях, явлениях и силах природы, географических понятиях, художники прибегали к языку символов и аллегорий. Представлена на троне дева в царском венце и мантии – это Весна. Юноша, дующий в трубу, – Ветер, отрок – пастух, а сидящий на горе – олицетворение горы Синай. Старцы, женщины, юноши, держащие узкогорлые амфоры или урны, из которых льется вода, – это водные потоки и реки.
Дуб – древо жизни.
Дом – символ домостроения, созидания.
Гора – знак духовного, нравственного восхождения. А теперь давайте вспомним творение Андрея Рублева, «Троицу», ангелов и изображение вышеперечисленных символов, на фоне которых представлен каждый из них. Вот и читаем: основа жизни любого человека – это нравственное восхождение по Закону Божьему, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Символом воскресения считается петух.
Крест – символ мученичества и возрождения.
Цветок анемона – знак скорби Девы Марии.
Рак – косность ума, нравственное ослепление.
Пеликан – чадолюбие.
Золотой венец – духовная победа.
И таких символов, которые дошли до наших дней из средневековья, очень много. Но все же рассматривать их лучше на конкретных примерах.
Символы нельзя путать с атрибутами (лат. attributum – принадлежность, существенный признак). Атрибутами в искусстве называют какие-нибудь предметы, связанные с определенным персонажем, по которым их легко отличить друг от друга.
Иисус Христос поставил апостола Петра Своим наместником на земле и вручил ему «ключи» от христианской Церкви. Поэтому его изображают с золотым ключом в руке.
Апостола Павла Церковь считала одним из столпов христианского богословия, и иконописец вкладывал в руки Апостола книгу Посланий.
Великодушных лекарей – бессребреников Козьму и Дамиана – мы узнаем по коробочкам с медикаментами.
Святители (епископы и митрополиты) держат закрытые Евангелия, пророки – свитки, мученики – кресты.
Ангелы чаще всего изображаются со странническими посохами, намекающими на их роль «посредников» между Богом и людьми. Их волнистые волосы перетянуты лентами – это «тороки», слухи, обозначающие высшее ведение, знание. Архангелы держат еще в руках и круглые «зерцала» - зеркала.
«Егда приидет повеление от Господа» - поясняли значение этих атрибутов богословы, - тогда слух вострепещет у архангела, и зрит он в зерцало, иже имать в руце, и обретает повеление ему от Господа в зерцале написано, якоже кто пишет на воде перстом… Сея ради вины имут ангелы слухи и зерцала».
Раскрывая символизм иконы, нельзя не рассказать и о цвете.
В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из цветов имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийских мастеров, русские иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Мастера Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.
Итак, что же обозначают цвета?
1. Золотой (все оттенки желтого) – наличие силового поля Божественной энергии. Символ радости, блаженства, вечности.
2. Пурпурный (багрянец) – цвет Вечности, Славы Христа, цвет утра, возрождения, знак царственной Сущности Христа. Пурпур – предвестник Солнца.
3. Красный – символ тепла, любви, жизни, животворной энергии. Символ Воскресения – победы жизни над смертью. Символ Божественного огня. Вместе с тем это цвет мученичества, цвет крови Христа, символ страдания и смерти.
4. Зеленый – цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.
5. Белый – символ Божественного света, цвет чистоты, святости, простоты.
6. Синий (голубой) – эти оттенки означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира.
7. Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смесь его с царским пурпуром в одежде Богоматери напоминает о человеческой природе, подвластной смерти.
8. Черный цвет – символ зла и смерти. На иконе черным обозначали пещеры – могилы и зияющую бездну ада. Также это цвет тайны, и черные одежды монахов – это символ отказа от прежних земных удовольствий и привычек, своего рода смерти при жизни.
Цвет, который никогда не использовали в иконописи, – серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету нет места в лучезарном мире иконы.
На мой взгляд, самым интересным и ярким примером символизма в древнерусском искусстве является образ Богоматери «Неопалимая Купина».
Иконография восходит к текстам Ветхого Завета о явлении пророку Моисею горящей, но не сгорающей купины (куста) как прообраза Богородицы Приснодевы, знаменующей вместе с тем непорочное зачатие Христа от Духа Святаго; став Матерью, Богородица осталась Девою и в рождестве и после рождества. Три звезды на омофоре Богородицы указывают на это.
Богоматерь с Младенцем представлены на фоне двух перекрещивающихся ромбов, зеленого и красного, окруженных восьмилепестковой розеткой, что знаменует собой Славу Богоматери и воплощение Сына Божия из недр Пресвятой Девы. В наружном красном ромбе – четыре символа евангелистов. Во внутреннем синем или зеленом ромбе вверху изображен шестикрылый Серафим. Красный цвет символизирует огонь, объявший купину, виденную Моисеем. Зеленый цвет купины – тот, который она сохранила, будучи объята пламенем. На фоне ромбов и розетки изображение ангелов, серафимов и херувимов – исполнителей воли Богоматери и Господа, который «творит ангелами Своими, духов, служителями Своими, пылающий огонь». Ангелы на иконе имеют множество эмблем и атрибутов, в соответствии с различными видами их служения. Они олицетворяют собой премудрость, славу, воздержание, благочестие, разум, просвещение, страх Божий, милосердие, силу Божию, очищение, а также силы природы: огонь, ветер, бурю, дождь, молнию («блистание»), гром, росу, облака, радугу. В центре иконы – поясное изображение Богоматери с Христом-Младенцем, сидящим на Ее левой руке. Правой рукой Она держит «гору нерукосечную», на которой в столпе представлен Царь Славы в образе Великого архиерея, и лествицу с семью ступенями – символ видения Иакова.
В углах иконы помещены сцены видений четырех пророков о Богородице: 1) видение Моисею горящей купины, 2) видение Иессею, 3) видение Иезекиилю, 4) видение Иакову.
В русской иконописи сюжет Неопалимой Купины появляется не ранее XVI века, а впервые упоминается в описях Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря в 1605 году.
Конечно же, это – краткое объяснение символов в этой иконе. А ее богословие всеобъемлюще, т. к. соединяет в себе Ветхий и Новый Заветы, являя собой образ христианской гимнографии.
Мы надеемся, что те пояснения символов, которые мы сделали, помогут Вам прочитать эту удивительную икону по-новому, помогут и далее понимать и знать русские иконы.
|
медсовет |
|
C.С. Аверинцев Благовещение |
Вода, отстаиваясь, отдает
осадок дну, и глубина яснеет.
Меж голых, дочиста отмытых стен,
где глинян пол и низок свод; в затворе
меж четырех углов, где отстоялась
такая тишина, что каждой вещи
возвращена существенность: где камень
воистину есть камень, в очаге
огонь -- воистину огонь, в бадье
вода -- воистину вода, и в ней
есть память бездны, осененной Духом,--
а больше взгляд не сыщет ничего,--
меж голых стен, меж четырех углов
стоит недвижно на молитве Дева.
Отказ всему, что -- плоть и кровь; предел
теченью помыслов. Должны умолкнуть
земные чувства. Видеть и внимать,
вкушать, и обонять, и осязать
единое, в изменчивости дней
неизменяемое: верность Бога.
Стоит недвижно Дева, покрывалом
поникнувшее утаив лицо,
сокрыв от мира -- взор, и мир -- от взора;
вся сила жизни собрана в уме,
и собран целый ум в едином слове
молитвы.
Как бы страшно стало нам,
когда бы прикоснулись мы к такой
сосредоточенности, ни на миг
не позволяющей уму развлечься.
Нам показалось бы, что этот свет
есть смерть. Кто видел Бога, тот умрет,--
закон для персти.
Праотец людей,
вкусив и яд греха, и стыд греха,
еще в Раю искал укрыть себя,
поставить Рай между собой и Богом,
творенье Бога превратив в оплот
противу Бога, извращая смысл
подаренного чувствам: видеть все --
предлог, чтобы не видеть, слышать все --
предлог, чтобы не слышать; и рассудок
сменяет помысл помыслом, страшась
остановиться.
Всуе мудрецы
об адамантовых учили гранях,
о стенах из огня, о кривизне
пространства: тот незнаемый предел,
что отделяет ум земной от Бога,
есть наше невнимание. Когда б
нам захотеть всей волею -- тотчас
открылось бы, как близок Бог. Едва
достанет места преклонить колена.
Но кто же стерпит, вопрошал пророк,
пылание огня? Кто стерпит жар
сосредоточенности? Неповинный,
сказал пророк. Но и сама невинность
с усилием на эту крутизну
подъемлется.
Внимание к тому,
что плоти недоступно, есть для плоти
подобье смерти. Мысль пригвождена,
и распят ум земной; и это -- крест
внимания. Вся жизнь заключена
в единой точке словно в жгучей искре,
все в сердце собрано, и жизнь к нему
отхлынула. От побелевших пальцев,
от целого телесного состава
жизнь отошла -- и перешла в молитву.
Колодезь Божий. Сдержана струя,
и воды отстоялись. Чистота
начальная: до дна прозрачна глубь.
И совершилось то, что совершилось:
меж голых стен, меж четырех углов
явился, затворенную без звука
минуя дверь и словно проступив
в пространстве нашем из иных глубин,
непредставимых, волей дав себя
увидеть,-- тот, чье имя: Божья сила.
Кто изъяснял пророку счет времен
на бреге Тигра, в огненном явясь
подобии. Кто к старцу говорил,
у жертвенника стоя. Божья сила.
Он видим был -- в пространстве, но пространству
давая меру, как отвес и ось,
неся в себе самом уставы те,
что движут звездами. Он видим был
меж голых стен, меж четырех углов,
как бы живой кристалл иль столп огня.
И слово власти было на устах,
неотвратимое. И власть была
в движенье рук, запечатлевшем слово.
Он говорил. Он обращался к Ней.
Учтивость неба: он Ее назвал
по имени. Он окликал Ее
тем именем земным, которым мать
Ее звала, лелея в колыбели:
Мария! Так, как мы Ее зовем
в молитвах: Благодатная Мария!
Но странен слуху был той речи звук:
не лепет губ, и языка, и неба,
в котором столько влажности, не выдох
из глуби легких, кровяным теплом
согретых, и не шум из недр гортани,--
но так, как будто свет заговорил;
звучание без плоти и без крови,
легчайшее, каким звезда звезду
могла б окликнуть: "Радуйся, Мария!"
Звучала речь, как бы поющий свет:
"О, Благодатная -- Господь с Тобою --
между женами Ты благословенна --"
Учтивость неба? Ум, осиль: Того,
Кто создал небеса. Коль эта весть
правдива, через Вестника Творец
приветствует творение. Ужель
вернулось время на заре времен
неоскверненной: миг, когда судил
Создатель о земле Своей: "Добро
зело",-- и ликовали звезды? Где ж
проклятие земле? Где, дочерь Евы?
И все легло на острие меча.
О, лезвие, что пронизало разум до
сердцевины. Ты, что призвана:
как знать, что это не соблазн? Как знать,
что это не зиянье древней бездны
безумит мысль? Что это не глумленье
из-за пределов мира, из-за грани
последнего запрета?
Сколько дев
языческих, в чьем девстве -- пустота
безлюбия, на горделивых башнях
заждались гостя звездного, чтоб он
согрел их холод, женскую смесив
с огнем небесным кровь; из века в век
сидели по затворам Вавилона
служанки злого таинства, невесты
небытия; и молвилась молва
о высотах Ермонских, где сходили
для странных браков к дочерям людей
во славе неземные женихи,
премудрые,-- и покарал потоп
их древний грех.
Но здесь -- иная Дева,
в чьей чистоте -- вся ревность всех пророков
Израиля, вся ярость Илии,
расторгнувшая сеть Астарты; Дева,
возросшая под заповедью той,
что верному велит: не принимать
языческого бреда о Невесте
превознесенной. Разве не навек
отсечено запретное?
Но Вестник
уже заговорил опять, и речь
его была прозрачна, словно грань
между камней твердейшего, и так
учительно ясна, чтобы воззвать
из оторопи ум, смиряя дрожь:
"Не бойся, Мариам; Ты не должна
страшиться, ибо милость велика
Тебе от Бога".
О, не лесть: ни слова
о славе звездной: все о Боге, только
о Боге. Испытуется душа:
воистину ли веруешь, что Бог
есть Милостивый? -- и дает ответ:
воистину! До самой глубины:
воистину! Из сердцевины сердца:
воистину! Как бы младенца плач,
стихает смута мыслей, и покой
нисходит. Тот, кто в Боге утвержден,
да не подвижется. О, милость, милость,
как ты тверда.
И вновь слова звучат
и ум внимает:
"Ты зачнешь во чреве,
И Сын родится от Тебя, и дашь
Ему Ты имя: Иисус -- Господь
спасает".
Имя силы, что во дни
Навиновы гремело. Солнце, стань
над Гаваоном и луна -- над долом
Аиалон!
"И будет Он велик,
и назовут Его правдиво Сыном
Всевышнего; и даст Ему Господь
престол Давида, пращура Его,
и воцарится Он над всем народом
избрания, и царствию Его
конца не будет".
Нет, о, нет конца
отверстой глуби света. Солнце правды,
от века чаянное, восстает
возрадовать народы; на возврат
обращена река времен, и царство
восстановлено во славе, как во дни
начальные. О, слава, слава -- злато
без примеси, без порчи: наконец,
о, наконец Господь в Своем дому --
хозяин, и сбываются слова
обетований. Он приходит -- Тот,
чье имя чудно: Отрок, Отрасль -- тонкий
росток процветший, царственный побег
от корня благородного; о Ком
порой в загадках, а порой с нежданным
дерзанием от века весть несли
сжигаемые вестью; Тот, пред Кем
в великом страхе лица сокрывают
Шестикрылатые --
Но в тишине
неимоверной ясно слышен голос
Отроковицы -- ломкий звук земли
над бездной неземного; и слова
текут -- студеный и прозрачный ток
трезвейшей влаги: Внятен в тишине,
меж: голых стен, меж четырех углов
вопрос:
"Как это будет, если Я
не знаю мужа?"
-- Голос человека
пред крутизной всего, что с человеком
так несоизмеримо. О, зарок
стыдливости: блюдут ли небеса,
что человек блюдет? Не пощадит --
иль пощадит Незримый волю Девы
и выбор Девы? О, святой затвор
обета, в тесноте телесной жизни
хранимого; о, как он устоит
перед безмерностию, что границ
не знает? Наставляемой мольба
о наставлении: "как это будет?" --
Дверь мороку закрыта. То, что Божье,
откроет только Бог. На все судил
Он времена: "Мои пути -- не ваши
пути". Господне слово твердо. Тайну
гадания не разрешат. Не тем,
кто испытует Божий мрак, себя
обманывая сами, свой ответ
безмолвию подсказывая, бездне
нашептывая,-- тем, кто об ответе
всей слезной болью молит, всей своей
неразделенной волей, подается
ответ.
И Вестник говорит, и вновь
внимает Наставляемая, ум
к молчанию понудив:
"Дух Святой --
тот Огнь живой, что на заре времен
витал над бездной, из небытия
тварь воззывая, возгревая вод
глубь девственную,-- снидет на Тебя;
и примет в сень Свою Тебя, укрыв
как бы покровом Скинии, крыла
Шехины простирая над Тобой,
неотлучима от Тебя, как Столп
святой -- в ночи, во дни -- неотлучим
был от Израиля, как слава та,
что осияла новозданный Храм
и соприсущной стала, раз один
в покой войдя,-- так осенит Тебя
Всевышнего всезиждущая сила".
О, сила. Тот, чье имя -- Божья сила,
учил о Силе, что для всякой силы
дает исток. Господень ли глагол
без силы будет? Сила ль изнеможет
перед немыслимым, как наша мысль
изнемогает?
Длилось, длилось слово
учительное Вестника -- и вот
что чудно было:
ангельская речь--
как бы не речь, а луч, как бы звезда,
глаголющая -- что же возвещала
она теперь? Какой брала пример
для проповеди? Чудо -- о, но чудо
житейское; для слуха Девы -- весть
семейная, как искони ведется
между людьми, в стесненной теплоте
плотского, родового бытия,
где жены в участи замужней ждут
рождения дитяти, где неплодным
лишь слезы уготованы. И Дева
семейной вести в ангельских устах
внимала -- делу силы Божьей.
"Вот
Елисавета, сродница Твоя,
бесплодной нарицаемая, сына
в преклонных летах зачала; и месяц
уже шестой ее надеждам".
Знак
так близок для Внимающей, да будет
Ей легче видеть: как для Бога все
возможно -- и другое: как примера
смирение -- той старицы стыдливо
таимая, в укроме тишины
лелеемая радость -- гонит прочь
все призраки, все тени, все подобья
соблазна древнего. Недоуменье
ушло, и твердо стало сердце, словно
Господней силой огражденный град.
И совершилось то, что совершилось:
как бы свидетель правомочный, Вестник
внимал, внимали небеса небес,
внимала преисподняя, когда
слова сумела выговорить Дева
единственные, что звучат, вовеки
не умолкая, через тьму времен
глухонемую:
"Се, Раба Господня;
да будет Мне по слову Твоему".
И Ангел от Марии отошел.
|
Благовещение Македония 11в |
Македония 11в
Иконография «Благовещения» весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет отличающиеся друг от друга изводы:
Откуда взяты такие детали, как пряжа или колодец, ведь в Евангелии от Луки нет столь подробного описания?
Дело в том, что иконография праздника во многом основывается и на упоминавшемся ранее протоевангелии Иакова. В апокрифе, в десятой главе, говорится о том, что Пресвятой Деве было поручено прясть завесу из пурпура и багрянца для Иерусалимского храма. Далее следует описание самого Благовещения: «...и, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещавший: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед Нею Ангел Господень и сказал: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь во славу Его. Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает? И сказал Ангел: не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рожденное Тобой Святое наречется Сыном Всевышнего. И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет народ Свой. И сказала Мария: Я раба Господа, да будет Мне по слову твоему. И кончила Она прясть багрянец и пурпур и отнесла первосвященнику. Первосвященник благословил Ее и сказал: Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле». Уже к V веку складываются основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу. Следует заметить, что еще в III столетии в катакомбах Прискиллы в Риме можно было увидеть изображения, отдаленно напоминающие композицию иконы: молодая женщина в тунике сидит в кресле, перед ней юноша в римской одежде, правая рука которого обращена к женщине. А на саркофагах более позднего времени уже прослеживаются все основные элементы будущей традиционной иконографии: Мария, сидящая в кресле с пряжей в руках, - слева, Ангел с посохом и крыльями - справа. Эта иконография, получившая название «Благовещение с пряжей», является наиболее распространенной. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити - символ достоинства зарождающегося Богомладенца как Царя царствующих. Красный цвет сапожек Богоматери подчеркивает Ее происхождение из царского рода Давидова. На иконе присутствует символическое изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга.
Главным изводом в иконографии праздника является «Благовещение с пряжей». Именно эту икону помещают на Царских вратах, которые открывают доступ в алтарь, к святому престолу. Сюжет «Благовещение у кладезя (колодца)» является дополнительным и используется, в основном, в стенописи. В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия. Небесная полусфера, благовествующий Ангел, смиренно стоящая Приснодева, отсутствие конкретного места действия - все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения.
|
Ксения Годунова |
|
орнамент 1 |
Под словом орнамент, орнаментика, следует понимать те украшения, которые заполняют свободные места на предметах. Поэтому эти украшения должны вполне согласовываться с характером самого предмета и его назначением и никоим образом не могут быть самостоятельными факторами. Орнаменты составляются из геометрических и природных форм. Комбинируя плавно и соразмерно всевозможные прямые и кривые линии в различных положениях, художник, благодаря своему развитому вкусу, производит всеми нанесенными на предмет добавлениями несравненно большее впечатление, чем оно получилось бы от созерцания простой, чуждой всяких украшений вещи. Читать далее
|
Без заголовка |
|
Путь к Богу |
Послушайте этот отрывок из лекции игумена Петра (Мещеринова). Специально резала. Меня поразили и вразумили эти слова... Надеюсь, помогут и кому-то из вас.
|
свт. Спиридон Тримифунтский и Россия |
|
Спиридон Тримифунтский |
шитая икона
Святитель Спиридон – один из самых чтимых святых не только в Греции, но и в России и во всей вселенной. В России были воздвигнуты в честь него храмы, написаны иконы.
Был св. Спиридон и христианским мудрецом, и служителем Церкви, и исцелителем, и защитником простых людей.Все житие святителя Спиридона поражает удивительной простотой и силой дерзновенной молитвы пред Господом. По его слову пробуждались мертвые, исцелялись неизлечимо больные, изгонялись бесы, сокрушались идолы, укрощались стихии. Столь же великим чудотворцем явил он себя и по своей кончине, последовавшей около 348 года.
Спиридон Тримифунтский почитается верующими как покровитель бездомных и больных, помощник тем, кто стеснен в средствах, испытывает затруднения с жильем, а также всем, кто занят торговлей и финансами.
Чудеса сопровождали жизнь св. Спиридона, свидетельствуя о нем Как-то во время голода пришел к святителю Спиридону бедняк и заплакал, рассказывая, как просил у богача взаймы хлеба для своей голодающей семьи, а тот отказался дать что-либо без денег. Через сад в это время проползала змея, и святитель тронул ее посохом, превратив, на глазах изумленного бедняка, в слиток золота. Он отдал золото голодающему, велев выкупить его у богача обратно, когда будет хороший урожай. Потом голод миновал и был такой обильный урожай, что земледелец с лихвой расплатился с богачом за взятый взаймы хлеб и, выкупив золото, вернул его святителю Спиридону. Святой отнес золото в сад, и слиток по его молитве снова превратился в змею, тут же ускользнувшую прочь.
Святой Спиридон жил в конце III – первой половине IV вв. от Рождества Христова на территории Греции. Он родился на острове Кипр, имел семью и в ранней молодости пас свои стада. И тогда его душа была обращена к Богу: все средства св. Спиридон отдавал ближним и странникам, за что обрел от Бога чудесный дар исцелять неизлечимых и изгонять бесов. Когда умерла его жена, св. Спиридон был избран епископом города Тримифунта, - это случилось в правление императора Константина Великого. И в 325 году святитель приехал на I Вселенский Собор, созванный императором в Никее, где был принят первый Символ Веры. Св. Спиридон много трудился над созданием и проповедью православной догматики, особенно вероучения о Святой Троице
В молитве Св. Спиридон отдал душу Богу. Он скончался около 348 года. Мощи святого Спиридона покоились в городе Тримифунте на острове Кипр до середины VII века. Затем они были перевезены в Константинополь, а после его падения - в 1453 году оказались сначала в Сербии, а затем - в 1460 году - на острове Корфу. Святые мощи его упокоены на острове Корфу в православном храме , освященном во имя святителя,
Вид на храм со стороны улицы Святого Спиридона
а десная рука хранится в Риме.
Мощи святого Спиридона раз в год, по обычаю, переобувают, поскольку святитель чудесным образом изнашивает свою обувь, посмертно странствуя по земле для исполнения молитв верующих. У нас так же регулярно меняют истоптанную святым обувь преподобного Сергия Радонежского. Изношенные за год, истоптанные святителем Спиридоном туфли передают верующим. Конечно, такого рода подношения удостаивают наиболее знатные православные персоны. В 2007 г делегация острова Корфу подарила Данилову монастырю Москвы башмачек святого.
![]() Тапочки святителя Спиридона
25 декабря 2009
Про святителя Спиридона на Корфу по сей день ходят легенды, будто бы он, пребывая телесно в своем храме, во время литургии поворачивает голову в сторону святого Престола. А по ночам - ходит: ему часто меняют облаченья и подошвы расшитых тапочек оказываются стоптанными.
Олеся Николаева
|
На Руси день праздника святого сопровождали многочисленные народные приметы. Он выпадает на время зимнего солнцестояния, когда наступают самые короткие дни и самые долгие ночи, но природа уже поворачивается к солнцу, и с этого времени дни начинают удлиняться: "Солнцеворот" или "поворот солнца на лето" (25 декабря нов. стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси "Спиридоновым поворотом". "После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек». По этому дню в старину гадали и о встрече нового года: "Если на Спиридона светло, новогодье предстоит морозным и ясным; если хмуро и деревья покроет иней – на праздник будет тепло и пасмурно».
Кипрский Чудотворец чтился в России на вершинах Царской власти. Так, во время Казанского похода по дороге из Москвы было явление святителя Спиридона Тримифунтского Царю Иоанну Васильевичу Грозному. Святой духовно укрепил Государя в Его решимости одолеть супостатов и освободить казанцев от ногайских узурпаторов. После победы на месте чудесного явления Царь по обету воздвиг Спиридоньевский монастырь. До наших дней этот монастырь не дожил, но на его месте возведен поклонный Крест.
Отец первого Царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича – Великий Государь и Господин Святейший Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Феодор Никитич Романов) воздвиг в Москве храм святителя Спиридона в своих владениях на Козьем болоте, там, где пасли коз Патриаршего двора. Впервые этот храм упоминается в 1627 году, первоначально он был деревянным. А в 1633–1637 годах была возведена каменная церковь. Этот храм со временем дал название улице Спиридоновка и переулку Спиридоньевский. Эти названия сохранились до сих пор, а храм был уничтожен богоборцами до основания.
12 декабря 1777 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в Семье Наследника Престола Великого Князя Павла Петровича родился первенец – Великий Князь Александр Павлович – любимый внук и воспитанник Императрицы Екатерины Великой
В Царском Роду был обычай почитать в качестве небесного покровителя не только святого, чьим именем наречен Царственный Отпрыск, но и святого, в день которого появился на свет Августейший Младенец. Так, например, в царствование Петра Великого, да и потом в России очень чтился преподобный Исаакий Далматский, в день которого родился Царевич Петр Алексеевич. Именно поэтому в Санкт-Петербурге помимо собора Петра и Павла был соборный храм преподобного Исаакия Далматского, который, собственно, и стал кафедральным в столичной епархии. С рождением Великого Князя Александра Павловича особо стал отмечаться как Царский день праздник святителя Спиридона.
Особенно много храмов было сооружено именно в царствование Александра I (1801–1825).Тримифунтский святитель являлся вместе со святым Александром Невским его небесным покровителем.
С этого времени в русских церквах известны «башмачки святителя Спиридона» (чаще, впрочем, частички башмачков), привозимые обычно знатными лицами с острова Корфу, где мощи святого хранятся с середины XV века
Единственная в Москве церковь, освященная во имя святителя Спиридона Тримифунтского, до революции стояла на одноименной улице между Тверским бульваром и Садовым кольцом - раньше она называлась Спиридоньевской.
В безумное советское время храм был разрушен, а Спиридоньевскую в 1945 году переименовали в улицу Алексея Толстого, так как "красный граф» жил здесь свои последние годы. Церковь же стояла на углу Спиридоновки и Большого Спиридоньевского переулка, где сейчас возвышается громоздкий жилой дом сталинской архитектуры с барельефами на фасаде (№24). В старину она была главным слободским храмом Патриаршей слободы на Козихе.
Сейчас историческое название улице вернули
В Москве на Малой Филевской улице будет построен храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского. В настоящее время действует Приходское собрание православного прихода храма святителя Спиридона Тримифунтского в Фили-Давыдково. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, настоятелем строящегося храма назначен священник Илия Кочуров, клирик храма Всех Святых на Филёвской пойме.
25 декабря, в день памяти святителя Спиридона, на месте строительства будущего храма был отслужен молебен с акафистом святителю, на котором молились жители микрорайона Фили-Давыдково.
Престол Спиридона Тримифунтского в Москве в Храме Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах
Престолы
Успения Пресвятой Богородицы
Свт. Спиридона Тримифунтского, но пока не очвящен
Свт. Николая,
Адрес: Б. Власьевский пер., 2/2
В Москве, как раньше говорили православные старожилы, святой Спиридон «живет в Брюсовом переулке», ибо там, в храме Воскресения Словущегона Успенском вражке , находится чудотворная икона свт. Спиридона Тримифунсткого с мощевиком Святитель помогает в различных немощах, но чаще всего к нему обращаются в житейских делах: при постройке дома, семейных трудностях, устройстве на работу. (В Храме находится так же чудотворная икона БМ «Взыскание погибших»)
Молитвы святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу (день памяти 12 декабря-25 декабря)
Молитва первая
О великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче! Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, ты Единство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы. Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сохранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость жития твоего Ангелы, невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе, имел еси. Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыко Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим, в скудости и недостаточестве живущим, ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси. Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержитея и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя, и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков.
Молитва вторая
О всеблаженный святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче! Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел, призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящии сильныя твоей помощи. Умоли благоутробие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониим нашим, но да сотворит и с нами по милости Своей! Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и прославление твоего заступления! Избави всех верою несумненною к Богу приходящих от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов! Буди печальным утешитель, недугующим врач, в напастех помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем крепкие помощи твоея требующим вся, яже ко спасению, полезная! Яко да, твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем в вечный покой и купно с тобой прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
|
Без заголовка |
Прочитала на днях, понравилось, запомнилось. А сегодня уже стало актуально. Нижеприведенная цитата совпадает с моим пониманием пытливости христианской мысли, ее качеств (вернее, мое - совпадет с процитированным :)).
"Он не боялся пробудить мысль, хотя хорошо знал соблазны мысли. Не об естественной мысли говорил он, но о мысли верующей и христианской, закаленной смирением, освященной молитвой, укрепленной в Слове Божием и опыте Церковном. Но при этом мысль не должна засыпать, но обновляться, окрыляться, и в познавании петь Бога. Притязание самовольной мысли митрополит Филарет постоянно обличал, обличал непризванные притязания на учительство, говорил об ответственности за взгляды и убеждения, требовал их испытания благодатными мерилами. И при всем том призывал к размышлению и познанию, ибо только в творческом делании, а не в пугливой уклончивости побеждаются и исцеляются соблазны".
прот. Г.Флоровский "Филарет, митрополит Московский"
*(выделено мной)
|
адрес Пигмента |
|
Елена СЕМЕЧКИНА, технолог-реставратор по тканям |
|
от лии |
|
растительное |
|
Применение натуральных красителей |
|
Растительные красители лесной полосы России. |
|
Крашение натуральными материалами |
|