
Щенок. Джефф Кунс. Музей Гуггенхайма, Бильбао, 1992 г.
За последние 15 лет городская скульптура стала одной из самых захватывающих и популярных отраслей современного искусства. Это, безусловно, повлияло на ее развитие и повлекло за собой мировое признание.
Умберто Бочиони, еще в далеком 1913 году, заключил понятие футуризма в три основных направления: динамизм, скорость и технологии. С тех пор мир изменился до неузнаваемости, но на улицах городов разных стран от Берлина до Шанхая, в объектах публичного искусства можно заметить отголоски футуризма, основной месседж которого заключался не в формах как таковых, а в использовании новых матералов и технологий адекватных своему времени или идущим впереди него.

Уникальные формы протяженности в пространстве. Умберто Бочиони, 1913 г.
Сегодня, архаичный термин “скульптура” не всегда может объяснить те множественные смыслы и идеи, которые автор вкладывает в создание объекта. Скульптурой может быть абсолютно все что-угодно, если только это не живопись. Художники используют разные техники и стили, смешивая ПОП, минимализм, концептуальное искусство и реализм. Благодаря новым медиа, они создают динамические и провакационные объекты. Один из ярких примеров - признанный инновационный скульптор Джефф Кунс, который знаменит тем, что создает колоссальных размеров цветные репродукции банальных объектов и животных из воздушных шаров, сделанных из нержавеющей стали с зеркальной поверхностью.

Собака-воздушный шар. Джефф Кунс, 2003 г.
Одним из определяющих критериев современной городской скульптуры в мировых практиках считается контраст. “Очень важно, что бы контрасты в окружающей среде были аккуратными. Скульптура должна быть ее частью, а не доминировать над ней. Важно показать, что мир меняется вокруг нас и мы меняемся вместе с ним" - гворит Люсьен Ден Аренд, голандский скульптор, работы которого представлены в публичном пространстве более чем 60 городов мира. "Работать в городском пространстве чрезвычайно сложно. Я обычно сталкиваюсь приблизительно с 15 различными госслужбами, работая над публичными проектами. Есть планировщики, архитекторы, отдел дорожного строительства, водопроводчики... и им всегда есть что сказать”.

Танго Близнецов. Люсьен Ден Аренд, 1984 г.
Киев хоть и не богат на современную городскую скульптуру, тем не менее, является замечательным пространством для ее создания. Городской план местности давно требует к себе внимания, человеческого отношения и “ребилдинга”, равно как и многие другие архитектурные и культурные памятники. Городской пейзаж сегодня представлен инфраструктурно недоразвитыми небоскребами, элитными новостройками безличностной и бесхарактерной наружности, скульптурами и памятниками прошлого в лицах советских идолов. Финансовая и коммерческая ситуация безусловно сказывается на архитектуре и городской скульптуре, являясь логичным продолжением советкого периода абсурда и пост-советского застоя.
Мы давно нуждаемся в новой модели культуры. И то, что сегодня это осуществляется на государственном уровне – это большой шаг вперед. В большинстве европейских стран, Австралии и США, существует государственная практика отчисления процентов от прибыли, которые выделяются на художественные программы. В Нью-Йорке есть закон, который требует, что бы не менее 1% от первых заработанных двадцати миллионов долларов были переведены на комиссию для создания произведения искусства в любом здании, которое принадлежит городу.

Красный Куб. Установлен на средства Marine Midland Bank, Нью Йорк, 1968 г.
Мы же получаем возможность для создания публичного искусства, которое должно стать естественным и гармоничным дополнением городского пейзажа. По сути, города Украины - это уникальный материал для современного скульптора. Они являются девственной (не тронутой промежуточными этапами) почвой для создания адекватных нашему времени форм, заключенных в актуальные смыслы и новый, оригинальный контекст.