-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sergeydn82

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.01.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 692


Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Цитаты по вопросам терминов богословия (ипостась, лицо, сущность и т.д.).

Воскресенье, 15 Марта 2020 г. 18:09 + в цитатник

Терминология. Сущность, природа, естество, лицо, ипостась и т.д.

 

Ефрем Сирин. Обличение себе самому и исповедь.

Бог не не знает, что Он не приведен в бытие, потому что не был Он, подобно нам, вначале младенцем. Он не в неведении сущности Своей, потому что она не уступлена Ему кем-нибудь. Он знает, что такое Он, и скрывается от всякого человеческого разумения, не по зависти к нам, но щадя нас. Ибо для слуха нашего невместимо слышать о природе, или начале не приведенного в бытие; нам и выразить это невозможно.

 

Ефрем Сирин. Обличение себе самому и исповедь.

И Бог, уразумев все чудеса, познал, что вещество не может быть подобной Ему природой. Все превысил богатством Своим в тварях, но чтобы получившее бытие стало не получившим бытия, этого Он и не помышлял, и не изобретал, и не делал. Если из получившего бытие произвел Он не получившее бытие, то обличает Свою собственную природу, что и она произошла, и что все сотворенное Им произвел Он по нужде, а не по премудрости Своей. Бог непостижим в могуществе Своем, о человеки! Он мог явить в тварях нечто большее, но совершил над ними только то, что было для них вместительно.

 

Ефрем Сирин. Обличение себе самому и исповедь.

И поскольку предвидел, что никто из сотворенных не может вместить Его, то безначально, из сущности Своей, произвел Сына и Святаго Духа, не по какой-нибудь необходимости и не по какой-либо причине, как сказали мы, говоря о Слове, чтобы открылась полнота Божества Его, потому что родил Слово естественно, из сущности Своей, все же естество изъято от необходимости и причины; и особенно потому, что с волей соединил естество, а то и другое сопряг с благостью.

 

Ефрем Сирин. Обличение себе самому и исповедь.

Ибо благость явила полноту, потому что родил Вмещающего ее существенно, и естество обнаружило достоинство, потому что Вмещающий не недостоин, как Сын, как не созданный; и воля исключила необходимость, потому что не ради чего-либо рожден Сын, но чтобы всегда совершалась тайна вечности, и чтобы не могли мы сказать, будто бы изволение о естественном рождении Сына Божия подлежало необходимости.

 

Ефрем Сирин. Обличение себе самому и исповедь.

Дух же Святый исшел из сущности Отца не полусовершенным и не смешанным, ибо Он не Отец иногда, а иногда Сын, но Дух Святый, имеющий полноту благости и исходящий во свидетельство о Божестве, какое ипостасью Своей дает Дух Святый о том, что Отец родил Сына не по страсти, не во времени, не каким-либо способом и не по какой-нибудь причине, но естеством, свободным от необходимости; потому что Отец, восхотев извести и другого Общника, не Того, Которого родил, но Духа Святаго явил из сущности Своей. Не прежде Сына извел Духа, чтобы не сказали мы, что хотение подчинено необходимости.

 

Ефрем Сирин. Обличение себе самому и исповедь.

Ибо не умалился исхождением Святаго Духа, чтобы и рождение Сына не предполагали мы страстным. А если же Духа Святаго именуем после Сына, то в означение не времени, а Лица. Ибо одно время и Духа и Слова. И мы со словом изводим дыхание. Итак, Отец не имел нужды во времени к произведению Слова; и не во времени, не после Слова, извел Духа Святаго. Поэтому-то Божество Святой Троицы совечно. Отец и Сын и Святый Дух, хотя три Лица, но единой сущности. Поэтому-то Святая и единосущная Троица есть единый Бог.

 

Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.

Глас показал им, что близок Отец, и Сын воззвал их Своим гласом, и воздвиг их. Как глас Отца поверг их, так воздвиг их глас Сына силой Божества Своего, Которое вселялось в самой плоти Его и неизменно соединено с ней, почему Божество и плоть пребывают в одной ипостаси и в одном Лице нераздельно и неслиянно.

 

Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.

Ибо Отец и Сын со Святым Духом – одно естество, одна сила, одна сущность и одно Царство.

 

Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.

И Мария называла Его Сыном, по человеческому телу не отлученным от славы Его Божества. Ибо один есть Бог, явившийся в мир в теле. Слава Его возвещала о Божеском естестве, которое от Отца, и тело Его возвещало о человеческом естестве, которое от Марии; оба же естества сошлись и соединились в одной ипостаси. Единственный от Отца – единородный и от Марии. И кто разделяет в Нем естества, тот отделен будет от Царства Его, а кто сливает их, тот не лишен будет жизни Его. Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его, и кто отрицает, что носил Он безгрешную плоть, тот не получит спасения и жизни, даруемой через тело Его. Сами дела свидетельствуют, и Божеские силы Его научают рассудительных, что Он – Истинный Бог. А страдания Его показывают, что Он – истинный человек.

 

Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.

Одного и Того же исповедую Совершенным Богом и совершенным человеком, в двух естествах, ипостасно или лично соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно и неизменно, облекшимся в плоть, одушевленную словесной и разумной душой, и соделавшимся нам подобострастным во всем, кроме одного греха. Один и Тот же есть земной и Небесный, временный и Вечный, подначальный и Безначальный, Безлетный и подлежащий времени, созданный и Несозданный, страдательный и Бессмертный, Бог и человек, в том и другом совершенный, Один в двух естествах и в двух один.

 

Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.

Одно лицо Отца, и одно лицо Сына, и – одно лицо Духа Святого, одно Божество, одна сила, одно Царство в трех Лицах. Так славим Святую Единицу в Троице и Святую Троицу в Единице.

 

Ефрем Сирин. Слово на еретиков, в котором притчей о бисере (жемчужине) и другими столь же ясными указаниями доказывается необходимость верования, что Святая Богородица для спасения мира зачала и родила Господа и Бога нашего не по естественным законам.

Говорю же это, чтобы предотвратить возражения, будто Господь и Человеком явился также образно, как во многих других Своих действиях. Иное дело – естество, иное – знание; иное – образ, иное – ипостась.

 

Ефрем Сирин. Молитвы ко Пресвятой Богородице. Молитва 6-я.         

О Дева, несравненно превзошедшая всякое девство, потому что и до Божественного рождения была Ты Девою паче всех дев, и таковою же пребыла в самом рождении и по рождении! О Дева, Которою естество человеческое, отпадшее древле и далеко отступившее от Бога, по законам неизреченного человеколюбия и беспримерного снисхождения, соединено с блаженным и Божиим естеством так, что ипостась нимало не претерпела ни превращения, ни слияния, ни изменения!

 

Ефрем Сирин. О покаянии.

Они определяют собою время, светят и доставляют все полезное плодам, а тем указывают, что Промысл Божий имеет троякое действование, в котором открывается Божество Святой Троицы; огонь, свет и свод небесный указывают на единое нерожденное естество Единосущной Троицы.

 

Ефрем Сирин. Наставление монахам.

Без сомнения, вы убеждены, согласно с догматами Православной веры, что есть одно Божество – достопоклоняемая и блаженная Троица, одна сущность, одна воля, одна слава, (что должно) благочестно приносить одно поклонение трем ипостасям Единого Божества, как и в святом Таинстве Крещения пред многими свидетелями мы благочестно засвидетельствовали сие доброе исповедание.

 

Ефрем Сирин. Против исследователей естества Сына Божия.

Но недужные по уврачевании, вместо того чтобы воздать благодарностью Врачу за исцеление, начали входить в исследование сущности Врача, которая непостижима. Страшное чудо! Бесполезная необузданность неразумных смертных! Кто из них слышал или видел, чтобы исцелены были язвы, загнившие от долговременности? А ты, несчастный, сам исцелен Врачом, и, по грубости своей, входишь в исследование Его сущности? Потому что Врач ради тебя принял на Себя образ твой, чтобы уврачевать тебя, то входишь ты в исследование естества Его.

Послушай, что скажу твоей грубости и дерзости: если хочешь войти в исследование сущности Врача, то не найдешь ни пути, ни конца своему исследованию, ибо для всякого, кто вознамерился идти таким путем исследования, путь сей тотчас оказывается непроходимым. Непроходим и пустынен путь сей под ногами его, нет на нем ни пристанища, ни упокоения. Что ж будешь делать, несчастный, в непроходимой пустыне, не находя себе пристанища и упокоения? Куда доспеешь, несмысленный, в страшной непроходимости, вовсе не имея перед собой ни пристанища, ни конца? Куда пойдешь, ничтожный? Исследование о Единородном Сыне - необъятное море.

 

Ефрем Сирин. Песнопения на рождество Христово. Часть 6.

Благословен Премудрый, Который сроднил и соединил Божество и человечество, одно естество от вышних, другое от нижних срастворил как врачевство, и стало одно лицо - Богочеловек!

 

Ефрем Сирин. На Рождество Христово.

Только к двум непорочным старцам и юной Деве, подобным по изволению и одинаковым по естеству, послан был Гавриил с благовестием: к Деве, к неплодному Захарии и к верному Даниилу.

 

Ефрем Сирин. Похвальная песнь Божией Матери.

Уничижило себя Естество превысшее и вселилось в наше естество. И что чуждо было естеству Его, то восприяло Оно на Себя ради всех нас. Кто не будет внимателен к такому чуду: Бог приходит, чтобы родиться?

 

Ефрем Сирин. Похвальная песнь Божией Матери.

Чтобы нас возвеличить, умалилось в Ней Божество, не умаляясь, впрочем, в естестве Своем. В Ней облеклось Оно в ризу для нас же, чтобы нам доставить Ею спасение. На Марии исполнились провещания пророков и праведников, из Нее воссиял для нас Свет и рассеял тьму язычества.

 

Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророка Захарии. Глава 6.

Венец из золота и серебра, взятого у четырех начальников народных, означает спасительное слово Евангелия, которое написано и возвещено четырьмя евангелистами и содержит в себе проповедь о двух естествах во Христе: человеческом - чистом и подобном чистому серебру, и Божеском, - данном здесь в образе блистающего золота.

 

Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророка Захарии. Глава 6.

В словах этих усматривай все три Лица Пресвятой Троицы: Духа, Который говорит от лица Сына; Сына, Который именует Себя Посланным; и Отца Господа Вседержителя, Который послал Его.

 

Ефрем Сирин. Толкование на книгу Исход. Глава 37.

Это - тайна Еммануиловой Плоти, Которая не подлежит истлению и не повреждена грехом. Золото, покрывавшее кивот внутрьуду и внеуду (Исх.37:2), означает Божеское естество Слова, Которое неизреченно соединилось со всеми частями души и тела, потому что человечество наше помазало оно Божеством Своим.

 

Ефрем Сирин. К монаху Иоанну.

Ибо одно Божество и одна сущность прославляются в трех Ипостасях. Потому и мы, верующие, исповедуя, взываем: Един Святый Отец, Един Снятый Сын, Един Святый Дух. Аминь!

 

Ефрем Сирин. Послание к Ефесянам. Глава 1.

Отец же Господа нашего Он есть по существу, а не по усыновлению, и по природе, а не по благодати.

 

Ефрем Сирин. Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие. Глава 1.

Далее, если Слово сие "было у Бога", а не Богу [не Богом создано и не для Бога назначено, как прочие сотворенные вещи], то словами "у Бога" евангелист ясно излагает нам, что как был Бог, у Которого было Слово, так и Самое Слово существовало у Бога как Бог. "От начала было Слово". Этими словами две вещи изъясняет, именно: природу Слова и Его рождение. И дабы не оставить "Слово" без толкования, добавил: "Сие Слово было у Бога", – чем двойное возвестил: во-первых, что Слово не есть, как какой-нибудь человек, ибо "было у Бога", потом – образ бытия Слова. "И Бог было Слово", – чем троякому научил, именно, что Слово есть Бог, Лицо и рождено. "Оно было от начала у Бога". Благоразумно эти слова присоединил, дабы не показалось, что он возвещает одно Лицо. "Оно было от начала у Бога" (ср.: Ин.1:2). Итак, (евангелист) сказал, во-первых, о рождении Его, во-вторых, что Оно было у Бога, в-третьих, что Оно и было Бог, в-четвертых, что Оно уже прежде было у Бога.

 

Ефрем Сирин. Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие. Глава 2.

В то время, когда Божество низошло и облеклось человеческим естеством, Ангелы воззвали мир на земле. Когда же человеческое естество, соединенное с Божеством, должно было возвыситься до того, чтобы воссесть одесную (Бога), тогда дети возвестили перед ним мир на небесах, говоря: "благословение в вышних" (ср.: Мф.21:9,15).

 

Ефрем Сирин. Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие. Глава 7.

Значит, кто телесно приступал к Нему, тот ощущал (только) телесное прикосновение, а кто духовно приходил к Нему, тот через прикосновение к человеческому естеству прикасался к неприкосновенному Божеству. Кто приходил к Нему, как к человеку, тот и ощутил в Нем прикосновение человеческого естества, а кто приходил к Нему, как к Богу, тот обрел (в Нем) сокровище врачевания скорбей своих.

 

Ефрем Сирин. Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие. Глава 7.

Итак, друзья Его человеческим естеством были утверждены в вере, враги же обличены и наказаны. Ибо друзья Его были научены, что как сила Его, коснувшаяся терзаемого болезнями чрева, для пользы его коснулась, так и Его Божество, обитавшее в человеческом естестве, соединилось с человечеством для пользы человечества.

 

Ефрем Сирин. Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие. Глава 13.

Если бы лицо Отца было чуждо жизни, которую Он, конечно, имеет соответственно Своей природе, то же должно было бы думать и о Сыне. А как Сам Отец есть целостная жизнь, и жизнь Его не зависит ни от какой причины, так и о Сыне разумей так же, как и об Отце, именно: что и Он имеет жизнь в Своем лице. Если на основании слова: "так и Сыну дал", ты думаешь, что помимо дара Отца Сын не имеет жизни в Самом Себе, то ты извратил первую мысль, поскольку лице Сына у тебя является столь чуждым жизни. Но прими во внимание тело Его и с ним сопоставь это (слово): "дал" — вместе с тем, что следует (далее): "дал Ему власть, чтобы творил Суд Сын человеческий" (ср.: Ин.6:27). Итак, изречение: "дал" — и слова: "дал власть" — понимай таким образом. Если Отец дает кому-либо жизнь, которую Он имеет по существу, то сей (последний) становится не единосущным Ему, а (только) чем-то прибавочным, и не насаждается в Отце, как нечто подобное (Ему). А если и насаждается в Нем, и вследствие этого потом делается причастником Его природы (ср.: 2Пет.1:4), то все же различествует от существа Его. И если жизнь Своего существа (Отец) дарует тому, что не существует, то бывает то же самое [т.е. если Бог по Своему существу чрез творения дает жизнь тем, которые ранее не существовали, то они чрез это не становятся единосущными Богу].

 

Ефрем Сирин. Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие. Глава 16.

В то время, как человеческая природа Христа возлежала в доме Симона, Божественная природа обитала в сердце его подобно тому, как (это было) и у Симона соименника (Лк.2:26). И каким образом омертвевшая проказа могла остаться в присутствии умершего Лазаря, который ожил и воскрес?

Серия сообщений "Ефрем Сирин (306-373)":
Ефрем Сирин (306-373)
Часть 1 - Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Биография. Цитаты о Божественности, природах Христа. Часть 1.
Часть 2 - Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Цитаты о Божественности, природах Христа. Часть 2.
...
Часть 5 - Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Цитаты по вопросам Триадологии.
Часть 6 - Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Цитаты по вопросам Христологии. Единосущность нам по естеству.
Часть 7 - Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Цитаты по вопросам терминов богословия (ипостась, лицо, сущность и т.д.).
Часть 8 - Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Цитаты по вопросам несторианства, монофизитства, монофелитства.
Часть 9 - Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Цитаты в целом о Боге. Непознаваемость по естеству.
...
Часть 27 - Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Цитаты по вторичным богословским вопросам. Филиокве. Христологии. Триадологии.
Часть 28 - Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Цитаты по вторичным вопросам, Церковь, Писание, Предание.
Часть 29 - Ефрем Сирин (306-373) (4 век). Содержание.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку