-Метки

2012 год art cats art photoart Доброта алтай ангелы археология архитектура афоризмы благодарность буддизм бэлли-дэнс видео восток время вязание дети для блога дружба духовное духовное развитие душа животные здоровье индиго индия интересное история йога кемерово китай космос кошки красота легенды луна любовь мантры медитация менди места силы мехенди мистика мозг мудрость музыка мультик наука необычное нло нью эйдж оздоровительные практики орнаменты позитив полезное поэзия практики предсказания приветствие природа притчи проза психология разное реинкарнация религии религия рукоделие сверхспособности сибирь сила мысли символы собаки сознание ссылки стихи суфизм сюрреализм танцы творчество тест тибет тонкий мир традиции турция удивительное уфология фото фэнтези хенна художники цветы чакры эзотерика экстрасенсорика энергетика этно юмор япония

 -Цитатник

КРАСИВЫЕ ПОЗЫ ДЛЯ ФОТОГРАФИИ - (0)

ДЛЯ ДЕВУШЕК ДЛЯ ПАРНЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ СЪЕМКИ   Как встать, сест...

Мудрости от индейцев - (1)

У воды нет волос. Хороший человек видит хорошие знаки. Для того, что...

Cats by Sarah Wilde - (0)

Alex   Eddie   Monte     ...

вНочьФонариковое.. - (0)

вНочьФонариковое.. Виктор Низовцев ранее был здесь //s017.radikal.ru/i416/1201/5c/87a0b1...

вКоллекциюРусалковое.. - (0)

вКоллекциюРусалковое.. Виктор Низовцев ранее был здесь //i007.radikal.ru/1201/db/b446dcad...

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Satory-777

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей: 2250
Комментариев: 2367
Написано: 6349


Переключаем сознание

Четверг, 14 Января 2010 г. 19:35 + в цитатник
Прочла интересную статью-отрывок из книги профессора Бетти Эдвардс "Откройте в себе художника" (Дословно-"Рисование правой половиной мозга" / «Drawing on the Right Side of the Brain»). Поскольку большинство окружающих меня людей преимущественно левополушарные, да и я большую часть времени работаю левым полушарием, поэтому считаю что для гармоничного развития следует и правому полушарию дать размяться. Проверить какое полушарие у вас преимущественно работает можно этим тестом.
Творчеством заниматься и рукодельничать люблю с детства, а для рисования необходимо что? Правильно, работа правого полушария.

Исследования связи полушарий с различными аспектами зрительного восприятия показывают, что умение рисовать может зависеть от того, имеете ли вы доступ к способностям правого полушария. Как это помогает человеку рисовать? Создается впечатление, что именно правая половина мозга воспринимает зрительную информацию таким образом, что обеспечивает необходимое для рисования видение предметов, в то время как способ восприятия левой половины мозга мешает сложному реалистичному рисованию воспринимаемых форм.
Упражнения, приведенные ниже, разработаны специально для осуществления (гипотетического) перехода сознания из Л-режима в П-режим (режимы, когда работает какое-то одно полушарие – левае Л-режим, или правое – П-режим). Исходная предпосылка этих упражнений такова: сам характер поставленной задачи может влиять на то, какое из полушарий возьмет управление на себя и займется данной работой, отключая при этом другое полушарие.

Вазы и лица: упражнение для обоих полушарий

Следующие упражнения специально разработаны для того, чтобы помочь вам переключиться из доминирующего Л-режима в подчиненный П-режим. Можно бесконечно долго описывать данный процесс, но только вы сами способны непосредственно совершить это переключение сознания, это неуловимое изменение в субъективном состоянии. Как однажды сказал Фэтс Уоллер, «если вы будете без конца расспрашивать, что такое джаз, то никогда этого не поймете». Так же обстоит дело и с П-режимом: вы должны перейти из Л-режима в П-режим, ощутить состояние П-режима — только таким образом вы познаете его.

Далее приведено быстрое упражнение, которое призвано спровоцировать психологический конфликт между двумя режимами мышления.

Что вам понадобится

• Бумага для рисования

• Карандаш

На рисунке представлена знаменитая оптическая иллюзия, получившая название «ваза-лица», потому что в ней можно увидеть либо - два обращенных друг к другу профиля, либо - симметричную вазу в центре.


Что вы будете делать

Вам предстоит дорисовать второй профиль, что само собой приведет к тому, что вы нарисуете симметричную вазу в центре.

Прежде чем начнете рисовать, сначала прочтите инструкции к упражнению:

1. Скопируйте образец - показаны примеры рисунков для левшей и правшей. Если вы правша, нарисуйте профиль, обращенный к центру, на левой стороне листа бумаги. Если вы левша, нарисуйте профиль справа (тоже обращенный к центру). Если хотите, придумайте свой вариант профиля.

2. Затем сверху и снизу проведите горизонтальные линии, задающие верхний и нижний края вазы.

3. Теперь еще раз обведите карандашом свой рисунок первого профиля. По мере того как карандаш двигается по очертаниям деталей лица, называйте их про себя: лоб, нос, верхняя губа, нижняя губа, подбородок, шея. Можете повторить этот этап еще раз, вдумываясь в значение каждого слова.

4. Затем переходите на другую сторону листа и начинайте рисовать второй профиль, тем самым завершая вазу. Добравшись до какой-либо точки лба или носа, вы можете ощутить какое-то замешательство, внутренний конфликт. Следите за своими ощущениями.

Цель данного упражнения — самонаблюдение: «Как я решаю эту проблему?»

Теперь закончите выполнять упражнение. Оно должно занять у вас пять или шесть минут.
Зачем вы выполняли это упражнение

Почти все, выполняя данное упражнение, переживают определенный внутренний конфликт. Бывает, что этот конфликт настолько силен, что на какое-то мгновение парализует движения. Если подобное произошло с вами, возможно, это было вызвано тем, что, дойдя до какой-то точки, где надо было менять направление движения, вы не знали, в какую сторону вести карандаш. Этот конфликт мог быть настолько силен, что вы не могли двинуть рукой ни влево, ни вправо.

В этом и заключается смысл данного упражнения: вызвать конфликт, связанный с тем, что инструкции, данные вам, как будто не соответствовали выполняемой задаче. Как представляется, данный конфликт объясняется так: вам были даны инструкции, которые включили в работу вербальную систему мозга. Вспомните, как было сказано, чтобы вы называли каждую часть рисуемого профиля и вдумывались в значение произносимых слов.

Затем была поставлена задача нарисовать второй профиль и, соответственно, закончить вазу, которую можно выполнить, лишь переключившись на визуально-пространственный режим работы мозга, то есть включив в работу ту часть мозга, которая способна воспринимать и невербально анализировать соотношения размеров, изгибов, углов, форм.

Трудность этого ментального перехода и порождает ощущение внутреннего конфликта и смятения — и даже кратковременный ментальный паралич.

Полагаю, вы все-таки смогли решить поставленную перед вами задачу — нарисовать второй профиль и закончить вазу.


Каким образом вы с ней справились?

• Решили не думать о названиях черт лица?

• Перенесли фокус внимания с форм лица на формы вазы?

• Использовали сетку (нанесли на рисунок вертикальные и горизонтальные линии, помогающие четче видеть пропорции)? Или, может быть, отметили самые выступающие точки кривых?

• Рисовали снизу, а не сверху?

• Решили не думать о симметрии вазы и дорисовали любой всплывший в памяти профиль, лишь бы закончить упражнение? (В последнем случае следует признать полную победу вербальной системы над зрительной.)


Позвольте задать вам еще несколько вопросов

Вы пользовались резинкой, чтобы «поправлять» рисунок? Если пользовались, то ощущаете ли вы чувство вины в связи с этим? Если да, то почему? (Вербальная система имеет свой свод заложенных в памяти правил, одно из которых, возможно, звучит так: «Резинкой можно пользоваться только с разрешения учителя») Зрительная же система, которая языком практически не пользуется, просто продолжает искать возможности решить проблему сообразно своей собственной логике — зрительной логике.

Чтобы нарисовать наблюдаемый объект или человека — то, что вы видите своими глазами, — вы должны совершить переход в тот мозговой режим, который специализируется на выполнении такого рода визуальных, перцепционных задач.

Итак, трудность перехода из вербального режима в визуальный часто сопровождается ментальным конфликтом. Вы тоже его ощутили? Чтобы избавиться от дискомфорта, вы остановились (помните, как вы резко остановились?) и начали заново. Вот что на самом деле вы сделали, когда приказали себе, то есть своему мозгу, «переключить передачу», «сменить стратегию», «делать не так, а так» (или в какие еще слова вы облекли этот когнитивный переход?).

Для преодоления психологического конфликта при выполнении упражнения «ваза-лица» существует множество путей. Возможно, вы нашли свой собственный, уникальный или необычный выход. Чтобы словесно зафиксировать выбранный вами метод, можете описать случившееся на обратной стороне рисунка.


Прокладка маршрута рисунка в режиме правого полушария

Когда вы рисовали вазу-лица, то изобразили первый профиль способом, присущим левому полушарию, переходя от одной части к другой и последовательно называя детали. Второй профиль был нарисован в режиме работы правого полушария. Вы постоянно сканировали весь рисунок, корректируя направление линии. Вероятно, вы обнаружили, что именование частей, таких как лоб, нос или рот, стало обременительным для вас. Оказалось, лучше не думать о том, что вы рисуете именно лицо. Легче руководствоваться в работе формой пространства между двумя профилями. Иначе говоря, лучше всего было не думать вообще, то есть не прибегать к словам. Рисуя в режиме правого полушария — в художественном режиме, — вы, если и используете мысленные слова, задавайте себе только такие вопросы:

«Где начинается этот изгиб?»

«Насколько глубок этот изгиб?»

«Какова величина этого угла по отношению к краю

бумаги?»

«Какова длина этой линии относительно той, какую

я только что нарисовал?»

«Где точка, соответствующая этой, на противополож­

ной стороне — на каком расстоянии от верхнего (или

нижнего) края листа бумаги она находится?»

Это вопросы, свойственные П-режиму: пространственные, связующие и сравнивающие. Заметьте, что никакие части не называются по имени. Нет никаких предвзятых утверждений, никаких посторонних умозаключений вроде «Подбородок должен быть выдвинут вперед настолько же, насколько и нос» или «Носы изогнуты».
Чему учатся, учась рисовать?

Чтобы научиться рисовать, надо не рисовать учиться. Как это ни парадоксально, чтобынаучиться рисовать, надо научиться усилием воли переключаться на систему мышления, которая наиболее приспособлена к рисованию. Иначе говоря, переключаясь на визуальный мозговой режим, вы обретаете способность видеть вещи по-особенному, так, как видит их художник. Образ видения, присущий художнику, отличается от обыденного и требует способности к сознательному ментальному переходу. Точнее было бы сказать, что художник умеет создавать условия, приводящие к такому ментальному переходу. Вот что умеет делать человек, научившийся рисовать, и именно этому должны научиться вы.

Опять же, умение видеть вещи глазами художника приносит пользу не только в рисовании, но и во многих других сферах жизни, где возникает потребность в творческом решении проблем.

Имея в виду урок, полученный при рисовании вазы-лиц, попробуйте теперь выполнить следующее упражнение, разработанное мной с таким расчетом, чтобы ослабить конфликт между двумя мозговыми режимами. Цель данного упражнения прямо противоположна цели предыдущего.
Перевернутый рисунок: осуществление перехода в П-режим

Знакомые вещи становятся непохожими на себя, когда они перевернуты вверх ногами. Мы автоматически назначаем, где у предметов, которые мы наблюдаем, верх, низ, боковые стороны, и ожидаем видеть вещи, ориентированные обычным способом, то есть нужной стороной вверх. Когда вещи находятся в прямом положении, мы можем узнавать их, называть, распределять по категориям, сопоставлять то, что видим, с накопленными воспоминаниями и общими представлениями.

Когда же изображение перевернуто вверх ногами, визуальные «ключи» не подходят к нему. Мозг, сталкиваясь с необычным образом предмета, приходит в замешательство. Мы видим лишь формы и участки света и тени и особо не возражаем против рассмотрения перевернутой картины, если только нас не просят назвать то, что на ней изображено. Тут уж задача становится практически невыполнимой. Даже хорошо известные лица на перевернутых изображениях бывает трудно узнать и назвать. Например, следующий рисунок представляет собой фотографию известного человека. Узнаете, кто это?
>Вероятно, вам придется перевернуть фотографию, чтобы понять, что это изображение знаменитого ученого Альберта Эйнштейна. Даже после того, когда вы выяснили, кто это, перевернутое изображение, вероятно, кажется странным.

Переворачивание создает проблемы узнавания и с другими изображениями. В перевернутом виде вы, вероятно, с трудом узнаете даже свой собственный почерк, хотя вы привыкли к нему. Чтобы проверить это, найдите какую-нибудь старую запись, сделанную вашей рукой, и попробуйте прочитать ее в перевернутом виде. Сложное же изображение, вроде перевернутого вверх ногами рисунка Тьеполо, практически не поддается расшифровке. Попросту разум (левое полушарие) отказывается анализировать его.

Перевернутое рисование

Мы воспользуемся этим пробелом в способностях левого полушария, чтобы дать П-режиму шанс на некоторое время взять верх.

Далее представлен рисунок Пикассо, на котором изображен композитор Игорь Стравинский. Изображение перевернуто вверх ногами. Вам нужно скопировать перевернутое изображение. Таким образом, рисовать вы будете тоже вверх ногами. Вы будете копировать рисунок Пикассо именно таким, каким его видите.

Что вам понадобится

• Рисунок Пикассо

• Остро заточенный карандаш

• От 40 минут до часа свободного времени


Что вы будете делать


Прежде чем начать рисовать, прочитайте все указания.

1. Если хотите, включите музыку. Перейдя в П-режим, вы, возможно, обнаружите, что музыка звучит приглушенно. Выполните рисунок в один присест, уделив ему хотя бы 40 минут — можно и больше.

И что еще важнее — не переворачивайте рисунок в нормальное положение, пока не закончите. Это вызвало бы возвращение к Л-режиму, вмешательства которого нам следует избегать, пока мы осваиваем П-режим.

2. Начинать можете откуда угодно — снизу, сверху, с любой стороны. Большинство людей начинают сверху. Не пытайтесь «угадывать», что именно вы рисуете. Лучше этого не знать. Просто копируйте линии. Но помните: рисунок нельзя переворачивать!

3. Не пытайтесь рисовать сначала весь контур, а потом заполнять его деталями. Дело в том, что стоит вам допустить малейшую ошибку в контуре, и части потом не «сложатся». А одна из радостей рисования как раз и состоит в том, чтобы обнаружить, как хорошо складываются между собой части. Поэтому я советую двигаться от одной линии к другой, от формы к прилегающей форме, складывая части в порядке их поступления.

4. Если в процессе рисования вы разговариваете с собой, используйте только «визуальный» язык типа - «Эта линия отклоняется вот сюда», или «Эта форма имеет вот такой изгиб», или «По отношению к краю бумаги (вертикальному или горизонтальному) данная линия образует вот такой угол» и т.д. Не нужно называть вещи своими именами — это не тот случай.

5. Когда вы доходите до частей рисунка, которые буквально просятся, чтобы вы назвали их своими именами, например Р-У-К-И или Л-И-Ц-О, старайтесь сосредоточиться на них просто как на абстрактных формах. Можете даже прикрыть рукой или пальцем все, кроме той конкретной линии, которую рисуете в данный момент, а потом последовательно приоткрывать линию за линией или можете поочередно копировать линии в разных частях рисунка.

6. В какой-то момент процесс рисования может заинтересовать или даже заинтриговать вас, как будто вы решаете головоломку. Когда это происходит, вы начинаете рисовать «по-настоящему», то есть окончательно переходите в П-режим и включаете художественное восприятие. Это состояние очень хрупкое, неустойчивое. Например, если кто-то в такой момент войдет в комнату и спросит вас: «Что ты делаешь?», вербальная система может в мгновение ока включиться, и концентрация будет утрачена.

7.Можете с самого начала прикрыть большую часть репродукции листком бумаги и медленно приоткрывать новые части по мере приближения к ним в процессе рисования. Однако имейте в виду: некоторые находят такой прием полезным, но есть и такие, кто считает, что это только отвлекает и мешает.

8.Помните, что все, что вам нужно знать для выявления этого рисунка, находится у вас перед глазами.

Вся информация — перед вами. Не надо усложнять вещи. Это действительно очень просто.

А теперь приступайте к перевернутому рисованию.

После того как закончили рисовать

Переверните оба рисунка — иллюстрацию в книге и вашу копию — «вверх головой». Я с уверенностью могу предсказать, что вам понравится ваше творение, особенно если раньше вы думали, что совершенно не умеете рисовать.

И еще я могу с уверенностью предсказать, что самые «трудные» части рисунка, в том числе изображенные в ракурсе ноги Стравинского, получились у вас отлично, создавая иллюзию объема. Как так вышло? Дело в том, что вы не знали, что именно рисуете, и рисовали только то, что видели. Это один из ключей к успешному рисованию.

Логический тупик левого полушария

На рисунках далее представлены две работы одного и того же студента. Сначала этот студент неправильно понял инструкции и скопировал Стравинского в «нормальном» положении, вверх головой. Когда он на следующий день пришел на занятия и показал свой рисунок, ему предложили выполнить то же самое задание, но уже в перевернутом виде. Результат вы видите на втором рисунке.



Казалось бы, то, что рисование в перевернутом виде превосходит «нормальное» рисование, противоречит здравому смыслу. И студент был очень удивлен.

Эта головоломка загоняет логическое левое полушарие в тупик: как объяснить внезапное появление способности хорошо рисовать, когда вербальная система отстраняется от решения задачи? Левое полушарие, которое восхищается хорошо выполненной работой, теперь вынуждено допустить возможность того, что презренное правое полушарие действительно способно к рисованию.

По причинам, которые еще не до конца выяснены, вербальная система, сталкиваясь с перевернутыми изображениями, сразу отказывается от их толкования и наименования. Она как будто говорит: «Я не занимаюсь перевернутыми вещами. В них слишком трудно разобраться и назвать все своими именами, и вообще перевернутый мир— это какая-то чепуха. Зачем мне ломать голову над этим?»

Ну так нам это и нужно! С другой стороны, зрительной системе все равно — перевернуто изображение или нет. Перевернутые изображения даже интереснее, потому что в данном случае П-режим избавлен от вмешательства своего вербального партнера, который слишком часто «торопится с выводами» или, во всяком случае, стремится все называть своими именами.


Зачем вы выполняли это упражнение

Таким образом, смысл этого упражнения заключается в том, чтобы избежать столкновения конфликтующих режимов — того самого столкновения, которое вы пережили, рисуя вазу-лица. Когда Л-режим отключается добровольно, конфликт не возникает, и П-режим быстро берет на себя выполнение работы, для которой он хорошо приспособлен, — рисования наблюдаемых образов.
Постижение перехода Л-П

Упражнение с перевернутым рисованием продвинуло вас вперед в двух отношениях. Во-первых, теперь вы помните, что чувствовали после того, как осуществили переключение сознания из Л-режима в П-режим. Качество состояния сознания в П-режиме отличается от состояния сознания в Л-режиме. Любой человек может обнаружить эти различия и научиться замечать переход из одного состояния сознания в другое. Странно, но сам момент перехода из одного состояния сознания в другое всегда остается неосознанным. Например, вы можете понимать, что бодрствуете, а затем обнаруживать себя в состоянии мечтательности, но момент перехода от одного состояния к другому ускользает от вас. Точно так же момент перехода из Л-состояния в П-состояние ускользает от сознания, но как только вы осуществили этот переход, отличие этих двух состояний становится вполне постижимым. Это постижение поможет вам установить сознательный контроль над переключением режимов, в чем и заключается главная цель этих уроков.

Во-вторых, благодаря этому упражнению вы осознали, что переход в П-режим позволяет вам научиться художественному восприятию и, следовательно, научиться рисовать именно то, что вы видите.

Прежде чем обучаться далее, выполните еще хотя бы два перевернутых рисунка. Воспользуйтесь рисунком немецкого рыцаря либо подыщите для копирования любой другой линейный рисунок. Всякий раз, когда вы рисуете, старайтесь осознанно ощутить переход в П-режим, чтобы привыкнуть к пребыванию в этом состоянии.

Нашла здесь: http://school-dw.ucoz.ru/publ/4-1-0-8
Книга: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4193188/
Рубрики:  Art
разное
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку