-Рубрики

 -Метки

ЖЗЛ август австрия авторская кукла агрессия сша акварель американские биолаборатории англия беженцы с украины бельгия весна видео времена года высказывания и афоризмы галантный век германия глазами французского журналиста городской пейзаж дворцы и замки деревенский пейзаж дети для творчества екатерина жанровая жанровое женские образы женский образ женский портрет живопись живопись жанровая живопись разная живопись цифровая живопись. живопись. женский образ живопись. пейзаж животный мир за россию замки замок монте - кристо зима зимний пейзаж иллюстрации иллюстрация ингтересное интересное интересное и полезное искусство история история вов история россии италия картинки картины кливленд кодекс чести коты кошки кулинария летний пейзаж лето лошади малые города мир животных мифы монастыри море морской пейзаж мудрость жизни мудрые мысли музыка музыка и песни для души натюрморт николай дроздов новогоднее новогодний стол новый год о художнике осенний пейзаж осень память паруса пацифизм пейзаж пейзажи песня петербург писатели о россии подмосковье поздравление политика помощь блогеру портрет правила долголетия праздник природа прогулки по петербургу птичий мир путешествие по миру путешествие по миру америка путешествие по миру франция путешествие по россии разная разное разные мнения о войне рамочка рождественское рождество россия рукоделие русские землепроходцы санкции против ссср сказка сказки сказочные домики спорт статуэтки статуэтки от florence стихи стихи для души стихи и музыка стихи и песня стихи и рамочка стихи о весне стихи о войне стихи о женщинах стихи о жизни стихи о зиме стихи о лете стихи о любви стихи о россии стихи об осени стихи осенние страницы мировой истории украина украинские беженцы в европе фарфор фашизм в украине фото фотоискусство франция фэнтази хорошие стихи художник михайлов а.в. художники цветочный натюрморт цветы чехия швейцария швеция школьное обучение юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rosavetrov

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Друзья

Друзья онлайн Orfeus СЕМЬЯ_И_ДЕТИ Халидуша женя_масальская tomishka Чоколадо Жанна_Лях Булгакова_Татьяна izogradinka Алевтина_Серова Марина_Ушакова Taisia800 Домовушка_Луша
Друзья оффлайнКого давно нет?   Кого добавить? Alexandra-Victoria Alissija_Flear Bo4kaMeda E-Ledi Elena_ARVIK Kamelius Larisa_Vini margogrin marina_hohrina Nata-Leoni Selesta_L svetshant SWEET5 Tatjanuschka Topbot ulakisa vipstart Алевтина_Князева Алефтина_Ивановна Бусильда50 Волшебная__шкатулочка Волшебница_Светлана Волшебный__Свет_Души Волшебство__Жизни дракоша52 Евгений_Ленский Евгения_Ева Елена_Краева Живой_Огород ИНТЕРЕСНЫЙ_БЛОГ_ЛесякаРу Ирина-Краснодарочка К-Валентина Калий_О_Аш Клуб_Красоты_и_Здоровья Любовь_здоровье_красота Мир__Чудес мурзик49 Мухтуя НаталинаЯ Одинокий_рейнджер Путь_к_истинной_себе РадужнаяЗебра Роксолана_Лада Россия-Сегодня Светослава_Берегиня Секреты_для_хозяюшек Сияние_Розы_Жизни Счастливая__семья Татьяна_Филимонова Топ_Менеджер

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.06.2010
Записей: 68630
Комментариев: 18125
Написано: 118806


Что рассказывает об истории государства российского Великоновгородский памятник «Тысячелетие России»

Среда, 02 Марта 2022 г. 10:13 + в цитатник
Цитата сообщения Васмак Что рассказывает об истории государства российского Великоновгородский памятник «Тысячелетие России»

 

 

Монумент «Тысячелетие России» по праву называют одним из наиболее помпезных не только в Великом Новгороде, но и во всей России. Расположен в центре Новгородского кремля. Он поражает туристов и жителей города роскошной композицией. Внешний вид памятника походит на церковный колокол или шапку Мономаха. Его венчает шар, символизирующий Российскую державу, с водружённым крестом. Бронзовые шар и скульптуры стоят на цилиндрическом основании из гранита.

К какому событию приурочена установка памятника «Тысячелетие России»


Александр II / «Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде». Б. Виллевальде.

Александр II / «Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде». Б. Виллевальде.

В соответствии с архивными записями, о создании Новгородской достопримечательности лично отдал распоряжение император Александр II Николаевич. Правительство организовало конкурс на лучший проект монумента. В губернии разослали извещение о добровольном сборе средств.
 
В 1862 году в самом сердце Великого Новгорода воздвигли «Тысячелетие России». Монумент приурочили к тысячелетней годовщине призвания варяжских князей на территорию Руси. «Норманская теория», которой придерживались в те времена, называла это событие началом русской государственности.
Церемониальное открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. В тот знаменательный день произошли и другие события: Рождество Пресвятой Богородицы, 482 годовщина Куликовской битвы и 19-летие цесаревича Николая.
Рюрик — первый русский князь / В. Васнецов. «Призвание варягов» (1909).

Рюрик — первый русский князь / В. Васнецов. «Призвание варягов» (1909).

Создание монумента обошлось в полмиллиона рублей. Собранные пожертвования составили пятую часть суммы, поэтому остальные 400 тыс. рублей выделили из государственной казны.

На трёхдневном праздновании присутствовали Александр II, императорская семья, почти 12 тыс. военнослужащих и многотысячная публика. По словам очевидцев, на эти три дня население Новгорода увеличилось почти вдвое. Многие не могли понять, почему этот важный памятник воздвигли в периферийном Новгороде, а не в столице? Во-первых, именно в Новгороде правил первый русский князь Рюрик. Во-вторых, монумент задумывался как возвышение российского самодержавия, а не государства.

История создания монумента


Михаил Микешин / Первый эскиз памятника.

Михаил Микешин / Первый эскиз памятника.

В 1859 году в результате всероссийского состязания среди 52 проектов создателем «Тысячелетия России» выбрали 24-летнего художника-баталиста Михаила Микешина. Однажды он с товарищем скульптором Иваном Шредером прочитал заметку о масштабном конкурсе. В мужчинах взыграл азарт, и они договорились на следующее утро представить друг другу эскизы памятников. Шредер потерпел поражение в этом дружеском соревновании, так ничего и не придумав. А вот Микешин представил другу необычное решение — трёхъярусный памятник, во главе которого возвышалась бы держава.

Вряд ли бы ему пришло в голову что-либо подобное, будь он профессиональным скульптором. А вот художественное восприятие позволило Микешину расширить горизонты, стереть границы между монументальным искусством и живописью. Его идея отражала желание Александра II создать памятник, который бы изображал историю России сквозь века.

Особенности композиции памятника


«Тысячелетие России» (1862).

«Тысячелетие России» (1862).

Почти все без исключения признали задумку Микешина блестящей. Внешний вид монумента напоминал исполинскую сферу на колоколообразном постаменте. Колокол вызывал ассоциацию с вечевым колоколом или шапкой Мономаха. Кроме этого, визуально памятник разделялся на три яруса. Это также выражало общепризнанную триаду: «Православие, самодержавие, народность».
«Тысячелетие России»: вид сверху.

«Тысячелетие России»: вид сверху.

Композиция, включающая 126 фигур, не казалась слишком массивной. Общая высота памятника составляет 15,7 м, диаметр постамента — 9 м, сферы — 4 м, а горельефа — 26,5 м. Вверху композицию венчает статуя женщины-России, приклонившей колени перед ангелом, который держит крест. На сфере державы выбит рельефный орнамент с изображением крестов.
«Тысячелетие России»: средний ярус.

«Тысячелетие России»: средний ярус.

В средней части композиции находится 17 скульптурных фигур, объединённых в группы. Каждая группа направлена в определённую сторону света, как бы показывая роль каждого правителя в усилении русских границ.
«Тысячелетие России»: нижний ярус.

«Тысячелетие России»: нижний ярус.

Наиболее плотный слой памятника — третий, поскольку в его горельефе насчитывается 109 персонажей. Они образуют отдельные группы, среди которых фигуры государственных мужей, полководцев, писателей, художников, просветителей и других выдающихся деятелей.

Кого увековечили в памятнике и почему Россия осталась без Ивана Грозного

Русские писатели, увековеченные в бронзе.

Русские писатели, увековеченные в бронзе.

Группа деятелей культуры насчитывает 16 фигур. Ряд начинается с Ломоносова, который беседует с Кокориновым, Державиным, Фонвизиным и Волковым. Примечательно, что гении русской литературы Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Николай Гоголь одеты в тоги — римские классические одежды.
Горельефы Кирилла и Мефодия / Нестора Литописца.

Горельефы Кирилла и Мефодия / Нестора Литописца.

В просветителях изображён 31 персонаж. Начинают мини-композицию Кирилл и Мефодий. В этом ряду представлена фигура основателя Киево-Печерской лавры — Феодосия, а также основателей других монастырей. Рядом с ними на камне восседает Нестор Летописец.
Скульптуры Петра I и Владимира Великого.

Скульптуры Петра I и Владимира Великого.

Деятели государства образуют группу в 26 фигур. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах начинают круг. Пётр I изображён вместе с Яковом Долгоруким. Перед императрицей Екатериной Великой на коленях склонился Григорий Потёмкин. Замыкает ряд Николай I. Александр II не решался включить в композицию фигуру отца, ведь его кончина произошла недавно.

Наиболее многочисленной является группа, представляющая военных деятелей и героев — 36 фигур. Здесь представлены исторические личности русских князей Святослава, Мстислава, Даниила Галицкого; полководцев Александра Невского и Дмитрия Донского. В монументе также присутствует фигура украинского гетмана Богдана Хмельницкого и национального героя Ивана Сусанина.
Российские великие князья.

Российские великие князья.

Утверждение такого внушительного списка заняло много времени. Начальный «список Микешина» подвергался значительным изменениям даже на этапе производства памятника. Пожалуй, наиболее громкий резонанс вызвал горельеф Ивана IV, который так и не появился в композиции. Власти Новгорода не желали прощать царю-деспоту резню 1570 года, во время которой были убиты тысячи горожан. По оценкам историков, их число достигает 15 тыс. человек. Позже из перечня убрали имена поэтов Алексея Кольцова и Антиоха Кантемира, флотоводца Фёдора Ушакова и артиста Ивана Дмитриевского.
Современный вид памятника в Великом Новгороде.

Современный вид памятника в Великом Новгороде.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310122/52421/?utm_so...eedburner&utm_medium=email

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Васмак   обратиться по имени Четверг, 03 Марта 2022 г. 23:29 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку