«Катастрофы не будет, если всё сделать так, как надо»
Предисловие публиикатора: По-видимому, это была завершающая техническая публикация из всего почти 20-летнего цикла, посвященного попытке реализации в Протвино проекта УНК. Начинали строить "советский коллайдер в начале 80-х, пытались продолжить уже как российский национальный проект, но ... интересы отечественной фундаментальной науки довольно быстро оказались на обочине интересов государства российского. Тем не менее интересно посмотреть эту статью, фиксирующую статус-кво на момент закрытия проекта:
(Автор - А.Ф.Полосенко, главный инженер Управления капитального строительства ИФВЭ)
- «.. В нынешних условиях наша главная задача - завершение строительных работ по тоннелю УНК с целью приведения его в безаварийное состояние, на что нам обещано в этом году 29 млн.рублей и дополнительно 6 млн. руб. при условии возникновения сверхплановых доходов бюджета , и выполнение работ, обеспечивающих сохранность кольцевого подземного тоннеля.
Ряд объективных причин: задержка с началом горно-проходческих работ, сложные инженерно-геологические условия, недостаточное финансирование в последние годы привели к задержке выполнения гидроизоляционных работ в тоннелях УНК. По состоянию на конец 1998 года осталось не выполненным 25 погонных метров постоянной обделки (свод и стены) тоннелей и более 1000 погонных метров конструктивного лотка. На отдельных участках подземных выработок общей протяженностью около 3,5 километров и на восьми вертикальных стволах не выполнены работы по контрольному нагнетанию цементного раствора за обделку и по герметизации металло-изоляции, а также не завершены отдельные сопряжения вспомогательных выработок с кольцевым тоннелем УНК. Именно на этих участках через неплотности в стыках элементов обделки и листов металлоизоляции в подземные выработки УНК поступает до 100 кубических метров воды в час.
Незавершенное состояние конструкции тоннельных обделок кольцевого ускорителя требует постоянного наблюдения и обслуживания, в том числе непрерывной откачки воды, а следовательно, значительных непроизводительных затрат. Для завершения всех предусмотренных проектом горно-капитальных и общестроительных работ в тоннелях УНК необходимо выполнить как минимум на 100 миллионов рублей строительно-монтажных работ.
Особенности инженерно-геологического строения местности (см. 1), создают в случае прекращения откачки воды из подземных выработок реальную угрозу затопления не только строящихся тоннелей, но и действующего ускорителя У-70. Более того, возможно подтопление территории города Протвино и загрязнение обширного подземного Тарусско-Михайловского водоносного горизонта.
В конце прошлого года резко ухудшилось положение на восточной стороне кольца УНК ( площадки 1007,1008 и 1009) из-за хищения алюминиевых проводов на временной ЛЭП-10 кВ, питающей эти площадки - за короткое время оказались вырезанными провода, что привело к полной приостановке работ. Обращения в территориальные органы милиции результатов не дали. Мы вынуждены прорабатывать другие варианты энергоснабжения этих площадок, но надо иметь при этом в виду, что восстановление линий на железнобетонных опорах или посредством прокладки кабеля под землей потребует затрат в сумме около 50 тыс.рублей, а таких средств у ИФВЭ нет.
Руководство ГНЦ ИФВЭ, понимая всю серьезность ситуации, проявило себя решительно: авторитетной комиссией во главе с директором ИФ-ВЭ академиком А.А.Логуновым и мэром города Протвино Ю.А.Ильиным было подписано «Заключение об угрозе возникновения ситуации с катастрофическими экологическими последствиями в случае прекращения строительных работ в подземных выработках УНК» и направлено руководству Минатома и в Правительство.
В нем говорилось, что расходы по консервации объекта из-за большой протяженности и разветвленности подземных выработок гораздо больше затрат по завершению строительных работ. Что в случае угрозы затопления, сооружение водонепроницаемых перемычек для защиты города Протвино и ускорителя У-70 привело бы к поднятию уровня воды в вертикальных стволах и к возрастанию гидростатического давления внутри затопленных тоннелей до 5 атм. А поскольку тоннель конструктивно не рассчитан на восприятие такого внутреннего давления, возможно возникновение дополнительных нарушений цельности обделки и загрязнение окружающего массива поверхностными водами. Так что о затоплении .недостроенных тоннелей не может быть и речи, поскольку эта мера грозит масштабной экологической катастрофой.

Наши доводы были услышаны. Министрами Минатома и Миннауки подписан документ о том, что все поступающие в ИФВЭ средства по капитальному строительству направляются на предотвращение затопления тоннеля водой. Цель этих инвестиций - «создание условий, исключающих нарушение экологической обстановки при длительном безаварийном состоянии и позволяющих в будущем использовать тоннель для создания научной экспериментальной базы».
Что уже сделано для сохранения тоннеля? Выполнена водонепроницаемая перегородка, отделяющая тоннель канала вывода пучка, имеющий наибольший водоприток (40 куб.м. в час), от кольцевого тоннеля УНК. Участок кольцевого тоннеля от ствола 1014 до СПП-1 передан под техническое обслуживание и содержание отделу монтажных работ ИФВЭ с целью уменьшения затрат на обслуживание; готовится к передаче участок от ствола 1006 до СПП-Ш (ствол 1022).
В прошлом году при первоначальном плане 56 млн.рублей, урезанном в мае до 38 млн. руб. и при отсутствии реального финансирования мы выполнили объем работ на 40,64 млн.руб, или на 72,6 % и обеспечили ввод в действие основных фондов на 62,4 миллиона руб. Это при том, что мы имели переходящую задолженность бюджета на начало-года 50 млн., и лишь в конце года получили бюджетных средств вместе с взаимозачетами 41 млн., а «живых» денег всего 6,5 млн. руб. Долг в 51 млн.руб. так и остался переходящим. Понятно, что при отсутствии реального финансирования мы не можем развернуться, как могли бы.
Вспомните, как кипела работа на наших стройках до 1991 года: в год осваивалось до 260 млн.рублей, что в пересчете на действующие цены составляет более 2 млрд.руб. в год. Строили комплексно, одновременно вели тоннели, коммуникации, наземные инженерные сооружения, жилье и объекты соцультбыта, а сегодня денег хватает только на то, чтобы спасти от затопления тоннель. Три четверти его готовы к монтажу оборудования, (см. 2) остальное находится у нас в работе, делаем гидроизоляцию.
Несмотря на такое финансирование, мы ввели в строй в прошлом году 25 объектов, среди них подстанция «Протон» и магистральные тепловые сети для УНК... В этом году при стабильном финансировании мы могли бы сдать в эксплуатацию такие объекты, как магистральный водопровод для УНК и надежные ограждения ещё на ряде площадок УНК, как сделали уже на площадках 1015, 1016, 1017, 1007 с тем, чтобы обеспечить их сохранность и чтобы не было доступа в тоннель посторонним лицам. Но это требует также определенных капитальных вложений... ».
Опубликовано: газета "Ускоритель" (ИФВЭ) - 28 июня 1999 г.
Что сказать несколько лет спустя?
А что касается УНК, то картинка, представленная выше, и стала окончательной схемой уровней готовности к несостоявшейся сдачей в эксплуатацию ряда отрезков тоннеля законсервированного проекта. За исключением канала инжекции от наземного ускорителя У-70 до точки входа в пустой, без оборудования кольцевой тоннель. Использование этого единственного завершенного участка УНК - тема отдельной публикации.
Серия сообщений "УНК":
Часть 1 - Китайцам интересно
Часть 2 - Ускоритель и власть
...
Часть 15 - Не "просто числимся", а работаем
Часть 16 - Так в чем же сила науки?
Часть 17 - Консервация - вынужденно и необходимо
Часть 18 - От нашего ускорителя – вашему токамаку
Часть 19 - Лужков и Тяжлов обещали помочь УНК
...
Часть 33 - Тоннель "русского коллайдера" - не забава
Часть 34 - Вопросы о "русском коллайдере"
Часть 35 - Сказанное - улетает, записанное - остаётся