Отставки «гуманитарного» вице-премьера Украины Владимира Семиноженко и министра МЧС Нестора Шуфрича породили слухи о переговорах команды президента Виктора Януковича с националистическими депутатами в Верховной раде. Похоже, что президент Украины собирает голоса под отмену политической реформы 2004 года. Итак, связаны ли перестановки в правительстве Украины с попытками расширить коалицию? Есть ли возможность у правящей коалиции дорасти до 300 и более мест в парламенте?
Григорий Трофимчук,
первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Москва):
Естественно, связаны. Любая новая власть стремится закрепить свои политические позиции – в том числе за счёт усиления влияния в правительстве. Но это, к сожалению, для власти мало влияет на усиление позитивного настроя населения Украины. Рядовая масса на всём постсоветском пространстве давно привыкла к тому, что регулярные смены «шила на мыло» на качестве её жизни в лучшем случае никак не отражаются.
У коалиции есть возможность расшириться до 300 и более мест в парламенте, но это надо делать максимально быстро, так как политическая оппозиция на Украине не спит и постарается нарушить данный процесс. Хотя, с другой стороны, 300 и более мест в парламенте – это реальная ответственность за страну, которая обернётся против действующей власти, если население опять будет чем-то недовольно. А население Украины, как мы знаем, бывает недовольно регулярно, поворачивая голову на 180 градусов то в ту, то в другую политическую сторону. Другими словами, полный контроль структур исполнительной и законодательной власти на Украине одной силой не даёт ей политических гарантий.
Антон Финько,
эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
Существуют веские основания для того, чтобы предположить: сделки с
"перебежчиками" (на жаргоне – “тушки”, а в официальном лексиконе –
“депутатами, вошедшими в состав коалиции на индивидуальной основе”)
оказывают влияние на процесс перестановок в правительстве. Об этом свидетельствует, во-первых, заявление Шуфрича о том, что министерский портфель у него был отнят в угоду неким договоренностям с "Единым центром" Балоги.
Во-вторых, об этом говорит эмоциональная полемика между влиятельным
депутатом от КПУ Царьковым и Жванией – лидером, состоящим из
"попутчиков"/"перебежчиков" группы "Право выбора".
Вполне объяснимо, что "перебежчики" будут стремиться восполнить свои
кадровые притязания за счет попыток оттеснить от кормила власти официальных коалиционных партнеров – КПУ и Блок Литвина. Привлечение перебежчиков выгодно ПР в том, что делает ее более независимой от партнеров по коалиции – Компартии и Блока
Литвина. Однако, есть пределы расширения коалиции за счет
“перебежчиков”. Спикеры оппозиции недавно заявили, что 300 голосов, необходимых для отмены политической реформы, можно собрать, если срок полномочий нынешнего состава Рады будет продлен на 3 года. Все это очень сложные и слишком изощренные сценарии, реализация которых более чем проблематична.
Сергей Баранов,
руководитель информационно-аналитического управления Центра социально-консервативной политики (Киев):
Перестановки в правительстве с расширением коалиции напрямую не связаны. Уход Семиноженко и Шуфрича – внутренние ротации. Возможно, какой-то торг и идёт.
Коалиция расширяется, но планку в 300 вряд ли возьмёт. Есть объективные пределы политической продажности.
Владимир Корнилов,
директор Украинского филиала Института стран СНГ (Киев):
Нет, не связаны. Если бы речь шла о "попытках расширить коалицию", то на посты некоторых уволенных членов правительства (к примеру, на пост вице-премьера) сразу были бы назначены представители новых "коалиционеров". Это скорее результат борьбы за влияние на Януковича внутри его окружения, за доступ к "телу" президента и за ослабление позиций своих внутренних оппонентов, результат очень серьезной конкуренции внутри Партии регионов.
Думаю, для расширения коалиции до 300 и более человек имеются все шансы. Однако, борьба за 300 голосов сейчас не является самоцелью. В 2007г. эти 300 голосов нужны были для ослабления позиций Ющенко и, в первую очередь, для возможности преодолевать президентские вето. Сейчас такой задачи нет. "Регионалы" прекрасно понимают, что, даже набрав формальное "конституционное большинство" в парламенте, коалиционеры не обязательно будут единогласно голосовать за изменение Конституции. По вопросу усиления полномочий президента путем отмены политерформы-2004 нет единства даже внутри ПР, не говоря уж о позиции Литвина и коммунистов. Чтобы игнорировать позицию этих фракций при изменении Основного закона, "регионалам" надо набрать в коалицию гораздо больше, чем 300 человек, что пока выглядит не реально.
Алексей Мартынов,
эксперт Центра политологического анализа и технологий (Донецк):
Перестановки в правительстве Украины свидетельствуют о внутренних противоречиях в президентско-правительственной команде, о том, что там сформировались конкурирующие лоббистские группы. Возможно, перестановки связаны с попытками расширения коалиции, чтобы дать возможность организовать пропрезидентское конституционное большинство в Раде и реформировать Конституцию в интересах сегодняшней власти. В пользу этого говорит явный отход президента и правительства от реализации предвыборных обещаний Восточной Украине (решение проблем русского языка, героизации ОУН-УПА, экономической интеграции с Россией, социальный пакет и т.д.). Наблюдается "заигрывание" с националистическими кругами Киева и Западной Украины, переход от региональной к "всеукраинской" риторике и т.д. Видимо, окружение Януковича настроено на легитимацию и утверждение сильной президентской власти за счет компромисса с националистическим лагерем, чтобы сформировать конституционное парламентское большинство и увеличить президентские полномочия Януковича в обмен на гуманитарные уступки "оранжевым".
Многое будет зависеть от позиции руководства России, которое может повлиять на эквилибристику украинской президентско-правительственной команды.
Сергей Барышников,
директор Центра политологического анализа и технологий (Донецк):
Правительственные ротации могут предполагать его усиление отдельными сегментами весьма шаткого НУНСа, например "Единым центром". Однако подобный сценарий может и не быть реализован. Это своеобразный запасной вариант. По поводу перспектив добрать 300 голосов – такая возможность также вполне реальна, но все определится после местных выборов 31 октября.