Доводка опасной бритвы на арканзасе. Ещё одна японская антикварная... |
Мне было любезно позволено выполнить правку на другой бритве из того же набора, и в отличие от первой, этой брились, причём регулярно, уже здесь, в России. Собственно мне досталась самая интересная и "вкусная" часть работы! А именно предфиниш и финиш. Взял тот же самый блэк-хард Нортон-Пайк, которым выполнял доводку на той, и работал только на нём, с ново-выбранным маслом (попробовал использовать нерафинированное оливковое масло первого холодного отжима - понравилось очень). Получилась куда более явная граница между работой блэком, как условно предфинишем, и как финишем, и доводочная фасочка вышла чуть шире, чем на предыдущей, правда они слегка различаются и углом и шириной подвода и уточенной части обушка. Чистота поверхности явно тоже приросла, видимо, на этот раз я не переработал лишку ( в тот-то я много пробовал и переделывал в процессе). Рез волоса на весу после арканзаса, до ремня, оказался уже очень впечатляющим. Бреет чуть иначе, чем предыдущая, но разница слабо уловима, рискну отнести её засчёт небольшой разности геометрии. Характер же реза одинаков, т.е. удалось воспроизвести (и надеюсь, закрепить) полученный на предыдущей, результат метода работы.
Естественно, сделал несколько фото и самой бритвы и подводов к кромке с чуть разного ракурса и падения света:
Метки: заточка заточка опасной бритвы своими руками природные камни для заточки и доводки arkansas фото |
Доводка японской антикварной бритвы, продолжение. |
Продолжая эксперименты, мне захотелось добиться наиболее комфортного бритья этой бритвой, причём, на фоне некоторых изысканий в области работы арканзасов, я упёрся довести бритву только на них. Причём использовал арканзас (Нортон-Пайк блэк-хард) недавно передоведённый самым обычным образом, на порошках карбида-кремния до фракции F1200. накануне пробовал ещё и Пайк транслюцент, но этот блэк - наиболее редкий и плотный из попадавших мне в руки арканзасов, и думалось, что при обычном варианте доводки, результат будет наиболее полон на нём. Поскольку бритва отличается крайне низкой эластичностью кромки, по сравнению с западными бритвами, даже клинами - многие привычные методы работы оказались либо малоэффективными, либо вовсе не давали результата. Неизменными остались только основополагающие принципы. Особенную сложность представляла ещё и техника бритья ею, чтобы понимать, насколько приблизился к "недостижимому идеалу". Но вроде я успел попривыкнуть. В результате долгих проб и ошибок, мне удалось довести её до комфортного бритья, очень чистенького, используя только лишь арканзас. Пришлось призвать на помощь все слышанные ранее рекомендации опытных людей по работе с ними, весь свой опыт, поработать и с направлением движения, и количеством СОЖ, и давлением, меняя эти параметры буквально каждые полминуты или чаще, прислушиваясь к отклику от стали. Основной проблемой было то, что либо я получал на кромке изрядную агрессию реза, некомфортную в бритье, либо крайне гладенькую кромочку, работающую комфортно, но уже недостаточно агрессивно. Т.е. вечная проблема поиска залотой середины. Бесполезно описывать поминутно движения, давление и количество СОЖ, скорость работы. Единственным принципиальный нововведением в процесс было два аспекта - работа краткое время в определённый момент вдоль рк, выглаживанием, снося вершинки рисочек, и в самом конце финишного этапа, работа на наклонном камне с отрицательным давлением, на зерно с водой. Далее - чистый ремень, разумеется.
Удалось получить наконец на кромке наиболее оптимальную шероховатость и её характер, получив бритьё наиболее удачное этой бритвой из уже опробованных четырёх-пяти вариантов её доводки, в попытке получить оптимум. Вот фото подводов и самого выхода на кромку под увеличением:
Метки: заточка заточка опасной бритвы своими руками |
Заточка антикварной японской опасной бритвы. |
Я получил возможность попробовать в заточке антикварную японскую опасную бритву. Она была в наборе из пяти подобных бритв, вроде как парикмахерских. Ручная ковка, углеродистая, крайне твёрдая и слабо поддающаяся заточке сталь, совершенно не хрупкая.
Геометрия довольна прихотлива - с одной стороны мы имеем некий клин с выборкой между обушком и подводом, причём выборка выполнена чем-то вроде шабера вручную. С другой стороны бритва имеет вогнутость. Наверняка в идеале, сторона с вогнутостью подразумевала только лишь снятие заусенца тонкими камнями, и я бы так и сделал, если бы не одно НО. С вогнутой стороны уже был небольшой и крайне неравномерный подвод, сама бритва была крайне тупая, причём ближе к носику всё более. Поэтому первым делом я принялся за приведение геометрии к общему знаменателю. Не буду описывать все сложности этого процесса, скажу лишь, что в качестве первого камня, был взят японский синтетический водник Cerax 707. Поскольку я ранее с такой сталью не встречался, и с такой бритвой тоже, работал очень осторожно, коротенькими движениями с большим количеством суспензии, постепенно убирая её к концу работы на этом камне.
На первых фото: полотно бритвы с обеих сторон до заточки, кадры в процессе работы на cerax 707, результат работы (получилось весьма однородная матовая поверхность, обусловленная работой на свободном дробящемся зерне в суспензии):
Далее был взят сразу 3000 грит японский водный камень Suehiro. на нём я сначала работал на чистом, потом с суспензией, постепенно снижая её насыщенность. Вот фото в процессе работы и результат после этого камня, в том числе в хорошем увеличении (несложно заметить более яркую и менее матовую полосу на подводе, чего нет и в помине на обушке - вот наглядный пример разности работы камня в зависимости от пятна контака, помимо прочего):
Далее мною был взят фиолетовый сланец, близкий по характеру работы к BBW, и выбранный в данном случае исходя из более лёгкого выделения им суспензии, причём очень тонкой - мне требовалось быстро, но щадяще, подчистить поверхность после 3000-ника. Работал он весьма оперативно, на фото видно, как побурела суспензия от снятого металла - произошло это буквально за полминуты, и суспензию приходилось довольно часто обновлять. Поверхность же я получил весьма характерную, для работы суспензии достаточно тонкого сланца:
С суспензиями я работал ещё и потому, что если меня устраивало получить повышение угла и создание новой фаски на этапе перехода от обдирки к заточке, то далее, на 3000-нике и на фиолетовом сланце, мне было необходимо оставить угол подводов неизменным - и так у этой бритвы он весьма большой. Далее же, я использовал блэк-хард арканзас, слегка прозрачноватый (такие нынче принято именовать "блэк-транслюцент"). На нём, разумеется, я получил повышение угла и бОльшее заострение режущей кромки. И потому, что он, естественно, не даёт суспензии, и потому, что начинает играть существенную роль разность гладкости и твёрдости поверхностей камней. На этой стали арканзас поработал весьма впечатляюще и дал очень чистую поверхность. Перед фото собственно поверхности после арканзаса, есть два фото с бритвой прилипшей к камню засчёт получения на предыдущих этапах хорошей плоскостности обрабатываемых участков бритвы. разумеется, после работы на арканзасе и получением новой фаски, такую способность бритва утеряла - площадь пятна контакта существенно уменьшилась. На фото подводов в увеличении, хорошо видна граница фасок - переход от характерно матовой поверхности после суспензии сланца и более чистой и гладкой поверхности после арканзаса (я специально постарался сделать на фото разный фокус - на кромке и поверхности после арканзаса и на поверхности после сланца):
Ну и теперь настала очередь использовать последний, финишный камень - гуанси. Этот сланец даёт обычно менее глубокую и более широкую риску, нежели хорошо доведённый арканзас, в данном случае поверхность стала выглядеть погрубее, однако бритва достигла необходимой остроты именно после него. Т.е. после арканзаса волос бритва на весу не резала, хотя кромка вышла крайне агрессивной, я бы даже сказал, что просто чрезмерно агрессивной. Сначала ради небольшого ускорения процесса я поработал, что делаю на гуанси редко, с суспензией, а потом на чистом влажном камне - на фото опять очень ярко вылезла разность визуализации, в зависимости от смены ракурса и точки источника света буквально на градусы:
Вот бритва наконец заточена как следует. Далее был чистый ремень из лошадиной кожи, и окончательный, удовлетворивший меня тест на рез волоса на весу. А вот так теперь выглядит полотно невооружённым взглядом:
Метки: заточка заточка опасной бритвы своими руками |
Опасная бритва Puma - правка. |
Мой друг любезно предоставил мне для проб в правке прекрасную опасную бритву Puma. Осмотрев её, я решил использовать вполне стандартную пару камней для предфиниша и финиша. Это бельгийский BBW (Блю Бельгиан) и Гуанси. Вспоминая свои последние наработки, следовало следить очень внимательно за тем, чтобы не переработать камнями лишнего. По 40 проходов на сторону поработал на бельгийце, после чего бритва уже стала резать волос на весу, но недостаточно однородно и хорошо, и по 60 проходов на сторону на Гуанси - тест на рез волоса бритва прошла на редкость хорошо. Потом чистый ремень из лошадиной кожи по 80 проходов на сторону. Всё шикарно! Давненько я не затрачивал столь малое время на правку! Правда, бритва была в очень хорошем состоянии, хорошо подготовлена и подводик у неё чрезвычайно узкий, что также ускоряет и облегчает процесс.
Фото бритвы и камушков, использовавшихся в правке:
Метки: заточка опасной бритвы заточка природные камни для заточки и доводки своими руками |
Правка опасной бритвы Wade&Butcher. |
Для правки использовались два камня. Фиолетовый сланец очень схожий с BBW, был взят, как более подходящий к конкретной бритве по характеру работы. После него был использован Гуанси. Сравнительные фото результатов работы обоих сланцев привожу.
Первая группа фото: сама бритва и фиолетовый сланец, его поверхность поближе (тёмное пятнышко - остаток впитавшейся воды), фото подводов в увеличении около 150х (+- в зависимости от зума фотоаппарата) с разных ракурсов, наиболее информативно передающих рельеф поверхности, и одно фото с принципиально иного ракурса, при котором поверхность выглядит совсем чистенькой:
Следующая группа фото - результат после Гуанси, три фото так же в наиболее информативном в плане рельефа ракурсе, и одно - с принципиально другого, для иллюстрации визуальной чистоты поверхности:
Как можно наблюдать, разница визуально практически отсутствует (по крайней мере для ненамётанного глаза), тем не менее в характере режущей кромки она капитальная. На этой стали гуанси работает в первую очередь именно как выглаживающий финишный материал. Тест на рез волоса на весу бритва проходит успешно и с правильным характером. Время работы не засекал, но на фиолетовом сланце было сделано по 80 проходов на сторону, а на гуанси по 140. После фото использовал чистый ремень из лошадиной кожи и с удовольствием побрился.
Метки: заточка заточка опасной бритвы своими руками фото |
Доводка опасной бритвы. |
Передоводил сегодня одну свою бритву. Для неё связка арканзас\гуанси, ранее мне казалась не самой удачной, предпочёл в какой-то момент на предфинише BBW.
Но решил проверить опять. основная причина виделась в жёсткости стали, превалирования упругости над эластичностью слишком сильно. В целом мнение осталось такое же, но в результате побрился с превеликим удовольствием. Хотя фото наверняка удивят. Я постарался снимать в разных ракурсах, делая упор на то, чтобы показать не плоскостное изображение поверхности (оно обманчиво чистым получается часто), а именно под таким освещением и наклоном, чтобы был виден именно РЕЛЬЕФ поверхности. так что выглядит всё весьма грубо. Но стоит отметить, что есть полно ракурсов с которых я сегодня не снимал вовсе, в силу их малой информативности, под которыми повехность выглядит намного более гладкой и чистой. Но нам ведь важно понять именно рельеф рисок, а не поглядеть на красивые картинки, думаю.
Итак. Первая группа фото - сама бритва (вся в масле после арканзаса) с блэк-хардом рубанковским, на котором начал её передоводить, и фото поверхности после арканзаса, по 40 проходов на сторону. ( Кстати, после первых 20-ти специально провёл раза по три под обратным направлением, как бы для сетки - чтобы впоследствии, увидеть результат вырабатываемости этих рисок. Как будет видно дальше, они убрались весьма частично - их на многих фото несложно заметить):
Следующая группа фото, разные ракурсы результа после работы на гуанси по 120 проходов на сторону:
Теперь группа фото после ещё по 80 проходов на сторону, так как после 120, волос на весу резался неодинаково. теперь стал равномерно резаться в 5мм. от точки удержания (самое нижнее, в этой группе, фото, поражает грубостью поверхности визуальной):
Ну и последняя группа фото, после работы на чистом ремне из лошади, по 80 проходов на сторону, после чего бритва резала волос одинаково по всей длине РК на расстоянии 10-12мм. от точки удержания и стала хорошо и приятно брить (слегка удивительно, при таком внешнем виде поверхности):
P.S.
Все фото подводов в увеличении около 150х, кроме вот этого:
- здесь фото через лупу 60х с максимальным зумом мыльницы - видно, что более грубая поверхность как бы в середине подвода. Это обусловлено тем, что перед тем, как я взялся за арканзас, бритва была доводена довольно чисто, и он начал работать сразу с повышением угла, потому что я уже на арканзасе работал на наклонно расположенном, чтобы создать минимальное давление. Хотя не под всеми ракурсами это видно, вероятно из-за чуть иного угла направления рисок в сегодняшней работе. Под невооружённым взглядом поверхность выглядит практически однородно зеркальной.
Метки: заточка заточка опасной бритвы своими руками фото |
Видео-запись: Проверка бюджетных универсальных кухонных ножей на рабочую остроту. |
Метки: кухонные ножи проверка остроты кухонных ножей заточка ножей заточка своими руками |
Улыбнуло.. |
|
Природные камни для доводки продам в Москве. |
Выставляю на продажу ещё несколько природных камней. Старинный арканзас-транслюцент, два немного разных гуанси и бельгийский камень. Здесь, как обычно, фото, а размеры, цены, описание и условия продажи, чуть позже появятся по ссылке: http://forum.guns.ru/forummessage/189/903600.html
Метки: природные камни для заточки и доводки заточка ножей заточка заточка опасной бритвы |
Немного о работе вашит, этапах заточки и правки, где применение этого камня целесообразно. |
Начну с того, что вашиты бывают разные. Они не имеют сочетания зерно\связка, и по этой причине их классификация по размеру зерна является не совсем корректной и главное, ни о чём не говорит заточнику. Характер работы этих и подобных камней, зависит от плотности структуры камня. Кроме того, вашиты имеют градации по окрасу и однородности. Тем не менее, из попадавших мне в руки многих экземпляров этих камней, принципиальной разницы в характере работы замечено не было, только лишь некоторые нюансы, имеющие значение при довольно тонком подходе и наличии достаточного опыта в использовании таких и схожих камней. Правда, надо отметить, что я имел дело с весьма качественными экземплярами, с хорошей однородностью.
Основной, наиболее распространённый этап использования этих камней в цикле заточки - начальный и средний. Для обдирочных работ, формирования геометрии, переточки на другой угол, эти камни подходят далеко не всегда, в основном для достаточно пластичных и вязких сталей, как нержавеющих, так и углеродистых. Если проводить аналогию с синтетическими камнями, то вашита хороша в применении на тех же этапах, где используются синтетические абразивы с размером зерна от 600-800 до 1200-1500 грит. Указанный разброс, безусловно велик, но сузить его не представляется возможным, учитывая, что в зависимости от конкретного режущего инструмента, его геометрии, марки стали и качества её обработки, в зависимости от того, какой предполагается конечный результат полного цикла заточки\доводки по степени шероховатости поверхности, остроты, стойкости и степени агрессии реза, метода заточки - подбор абразивов, соотношения их зерна и связки по различным параметрам, для любого этапа работы должен быть осуществлён весьма обдуманно и с чётким осознанием того, для чего выбирается именно тот абразив, а не другой. Это достигается как знаниями о различных абразивах, так и непременным собственным опытом и практикой.
Очень важна подготовка камня к работе. Стандартным способом поддержания геометрии камня, является его выравнивание и доводка его рабочей поверхности на суспензии порошков карбида-кремния на стекле с водой. По моему скромному мнению, наиболее адекватным уровнем доводки вашит является обработка их на суспензии карбида-кремния фракции F600. Более грубая поверхность оказывается слишком агрессивной в работе и засчёт этого теряет универсальность применения по различным режущим инструментам, а доводка на более тонких фракциях, не обеспечивает длительной стойкости состояния поверхности. Стоит отметить способность этих камней, как и большинства природных, к выглаживанию поверхности в процессе работы. Камень начинает работать чуть менее агрессивно, но производительность не теряется (засчёт работы всей структурой). В качестве СОЖ (смазывающе-охлаждающей жидкости) для вашит традиционно применяется масло. Оно должно обладать достаточной текучестью и очень низкой способностью к полимеризации. Некоторые составляют СОЖ самостоятельно, я лично предпочитаю использовать готовую - оливковое рафинированное масло первого отжима. По отзывам многих опытных заточников, оно обладает очень удачным соотношением вязкости и текучести, а также практически не полимеризуется. Засаливание камня в процессе работы легко решается удалением загрязнённой СОЖ с помощью ветоши или фибровой салфетки с капелькой такого же масла. После работы, камень рекомендуется помыть в тёплой воде с мылом или безабразивным чистящим средством, например фейри. Одним из важных преимуществ вашит, как и большинства природных камней, является их крайне низкая вырабатываемость. При аккуратной работе и должном обращении, эти камни сохраняют свою геометрию очень длительное время. Ресурс подобных камней во много раз превышает ресурс большинства синтетических абразивных брусков.
Эффективность работы данных камней весьма велика. Они способны прекрасно работать не только по широко распространённым нержавеющим и углеродистым сталям, в том числе твёрдостью до 61-64 HRC, но также и по легированным и некоторым порошковым. В частности, вашиты показывают весьма впечатляющие результаты на х12мф, D2, zdp-189, cpm3v, cpm s30v.
Отдельный процесс, где применение вашит показало свои преимущества - правка. Разумеется, имеется ввиду не та правка, при которой достаточно применить гладкий стальной мусат, стеклянный стержень, доведённую керамику, арканзас или байкалит, или иные твёрдые доводочные камни, но правка при том износе клинка, который нуждается в более серьёзном вмешательстве, но переточки тем не менее, ещё не требует. Актуально использование вашит и в том случае, если ранее клинок был тщательно доведён, поскольку упрочнённая предыдущей доводкой поверхность, не сразу и не всяким абразивам хорошо поддаётся - как следствие велика опасность завалить угол или просто потратить слишком много времени. У меня на правку твёрдого углеродистого клинка до 100мм., ранее хорошо доведённого, с применением вашиты и затем твёрдого сланца, заняло в последний раз около 7-8 минут. Применение же излишне агрессивных абразивов при правке, может нарушить упрочнённый слой, привести к необходимости затачивать клинок гораздо раньше, чем можно было бы, приводит к более скорой утачиваемости клинка, уменьшает периоды между правками и приближает необходимость выполнить полный цикл заточки.
При работе доводочными движениями и при минимальном давлении, вашита довольно тонко и щадяще, но при этом за очень короткое время, освежает доводочную фаску или подвод, удаляя с РК замятия и придавая кромке впечатляющую агрессию реза. В некоторых случаях, на этом можно остановится. На некоторых сталях, вашита работает на уровне предфиниша, работая сопоставимо с некоторыми финишными синтетическими брусками.
Тем не менее, при необходимости получения более стойкой и острой кромки, желательно продолжить работу, выбрав доводочный материал, в зависимости от стали и задач клинка. При необходимости прироста стойкости с сохранением высокой агрессии реза, весьма полезно использовать доводку с минимальным давлением на тонком твёрдом сланце с лёгкой суспензией, сугубо ОТ зерна и соблюдая направление рисок, не разбивая их. При необходимости обеспечить клинку высокую остроту и меньшую шероховатость РК, предпочитаю доводку на влажном твёрдом сланце без суспензии, короткими доводочными движениями с акцентом НА зерно. Зачастую, весьма целесообразна доводка после вашиты на арканзасе - транслюценте или блэк-харде, или на байкалите - с помощью этих камней можно создать самый различных характер режущей кромки, для реза конкретных материалов, верно выбрав метод работы.
Я упомянул те средства, которые предпочитаю использовать в большинстве случаев, по следующим причинам: быстрая подготовка камней к работе, отсутствие необходимости тратить время на замачивание их, или на составление СОЖ или шаржирование (при использовании, например паст на стекле или камне, или притиров), высокая вариативность, предсказуемость и воспроизводимость результата. Разумеется, могут быть с успехом использованы и другие соотношения, материалы, а также методы работы - главное, чтобы они давали именно тот результат, который надобен. В противном случае, если методика и навык не отработаны - никакими материалами достичь прогнозируемого, требуемого и воспроизводимого результата не получится.
Метки: заточка ножей заточка природные камни для заточки и доводки |
Природный камень байкалит (микрокварцит) |
Прекрасный доводочный камень, в советские времена использовался как "заменитель" арканзаса. Работает довольно схоже, но всё-таки иначе. Заменить один из них другим в полной мере не считаю возможным. Лично мне нужно и то и другое. Показал себя прекрасно в быстрой правке мягкий и пластичных сталей, в т.ч. кухонной нержавейки, но и шикарно доводит весьма твёрдые "породистые" стали, вроде zdp-189. Обладает весьма хорошой вариативностью характера работы в зависимости от метода и степени доводки его поверхности. Предпочтительна работа на нём с маслом. В отличие от арканзаса, даёт больше эффекта выглаживания и создаёт на кромке более мелкий рельеф. Поверхность подводов, после доводки байкалитом, выглядит более мелко-точечной, по сравнению с результатом арканзаса, доведённого обычным образом (на суспензии карбида-кремния на стекле). Камень очень твёрдый, лишь слегка уступает в твёрдости арканзасу. Пригоден для выполнения микроподвода. Как и большинство кварцитов, способен давать достаточно агрессивную по характеру реза, но и вместе с тем, хорошо доведённую и стойкую кромку на режущем инструменте.
Вот как раз доводил тут zdp-189. Последовательность предфиниша и финиша: синтетический водник 5000 грит - транслюцент арканзас - байкалит (увеличение около 70х):
Метки: природные камни для заточки и доводки заточка ножей заточка байкалит |
Заточные камни на продажу в Москве |
Выкладываю на продажу три редких старинных камня для настоящих ценителей - два арканзаса и атрибутированную вашиту Lily White в прекрасном состоянии и сохране.
Здесь, как обычно, фото, а размеры, цены, описание и условия продажи, по ссылке: http://forum.guns.ru/forummessage/189/903600.html
Метки: природные камни для заточки и доводки |
Один из способов заточки\доводки ножа для резки грубых материалов |
Не так давно у меня была конкретная задача по доводке клинка из zdp-189 для резки резины, ковролина, картона и прочих грубых материалов.
Существует много разных способов, разной степени сложности и качества получаемого результата, которые варьируются в зависимости от качества клинка, требований к нему, марки стали, особенностей её обработки конкретным производителем и т.д.
В данном случае я использовал вполне несложный вариант работы, далеко не самый кропотливый, но удовлетворяющий основным требования. Требовалось получить острую, агрессивную, но при том, с хорошими показателями по износостойкости, кромку.
При заточке использовались японские синтетические водные камни Suehiro 700-1000-3000 грит. Поскольку требовалось получить именно агрессивную кромку, на РК необходимо было выполнить определённый рельеф и направление рисок определённой формы - выбор использовавшихся на предфинишном и финишном этапе материалов был продиктован именно этим фактором. Я подобрал направление рисок исходя из направления реза, выполнив риски на обоих подводах направленными в разные стороны под выбранным угом по направлению реза К себе с одной стороны и ОТ себя на другой. Угол наклона плавно менялся от пяты клинка к носику, чтобы проекционная развёртка рисок, по возможности всегда встречала разрезаемый материал остриями их схождения - "микрокинжальчиками".
Выполнялись они на твёрдом камне в качестве притира, с порошком карбида-кремния M5 с маслом, комбинированными движениями вперёд-назад с акцентировкой движений "на зерно" и минимальным давлением на притир. После достаточной проработки всей РК подобным образом, уменьшил концентрацию абразива в суспензии и сделал её более текучей, используя смесь уайт-спирита с маслом. На последних минутах работы, таковая велась "от зерна" и с отрицательным давлением на абразив. Затем производил финишную доводку на твёрдом гусевском сланце Green Brazilian, с водой, наведя лёгкую суспензию кусочком гуанси "12000 грит", слегка смешав её с собственной суспензией сланца. Консистенция была такой, что вода оставалась прозрачной, имела буквально намёк на мутноватость. Работа выполнялась сугубо "от зерна", с отрицательным давлением, строго соблюдая направление рисок, заданное ранее.
Если выполнять такую работу правильно, агрессивность кромки получает существенный прирост, по сравнению с предыдущим этапом. Если этого не произошло, значит где-то закралась ошибка. После доводки сделал буквально по 10 проходов на сторону на чистой коже, наклеенной на деревянный бланк, слегка касаясь поверхности и без всякого давления, опять же соблюдая направление рисок.
Способ довольно несложный для человека, имеющего некоторый опыт и навык в заточке и доводке, весьма бюджетный по используемым материалам (как правило, у каждого, кто занимается заточкой, набор указанных средств или их аналогов имеется в наличии) и довольно экономичный по времени - на полный цикл заточки\доводки ушло около 1 часа. Из них минут 40 ушло на заточку на синтетических водниках, и около 20 минут на предфиниш и доводку, с учётом времени, потраченного на подготовку притира к работе, мытьё камня и т.д. Есть более сложные способы, которыми можно обеспечить требуемую задачу и на более высоком уровне её выполнения, но в данном случае было достаточно использованного метода.
В итоге мы получаем весьма агрессивную, острую, ориентированную на рез определённых материалов, стойкую кромку.
В увеличении 200х убедился, что рельеф РК, имеет ту, которая и планировалась - его можно сравнить с зубчиками лобзика. При этом подводы имеют весьма чистенькую поверхность, без выхода на РК грубых рисок от заточных стадий работы, являющихся основными концентраторами напряжений, и как следствие основными причинами потери клинком остроты и способности выполнять свою работу качественно на протяжении разумного временного отрезка. Как показывает практика, даже в случае, когда качественная сталь обладает достаточной пластичностью, кромка с даже редкими одиночными грубыми рисками, выходящими на РК, хоть и способна некоторое время работать очень неплохо, но в какой-то, как всегда неподходящий момент, садится очень резко, появляются отдельные замины или щербатинки на кромке, при том что остальная РК всё ещё сохраняет приемлемое рабочее состояние. Так что необходимость избегать таких моментов, тщательно контролируя процесс работы - один из важнейших факторов, обеспечивающих успешный результат.
Фотографий на этот раз не выкладываю, так как имеющимися средствами, мне не удалось отфотографировать хоть сколько-нибудь информативно, основные моменты. Но в интернете можно найти фото и схемы того, что должно получаться и к чему следует стремиться, обеспечивая кромке нужный характер, подобную агрессию реза в сочетании с качественной проработкой и доводкой, повышающей износостойкость.
Метки: заточка ножей заточка ножи нож |
Вот, что должно быть на пачках сигарет, вместо дурацких "обратитесь к врачу..." и т.д. и т.п. |
|
Стащил анекдот... |
|
)))) |
|
+много! ))))) |
|
х12мф А. Бирюкова - заточка. |
Затачивал намедни клинок из х12мф А. Бирюкова.
Поскольку до этого он вообще не был заточен, сформировал подводы, без выхода на РК на клоне "Апекса", потом доделал их и вчерне заточил на cerax707. На это ушло около получаса без спешки. Далее собственно началась заточка.
Использовал старинный нортоновский хард (по нынешнему, софт по старой классификации) арканзас, затем поработал на грин бразилиан с суспензией фиолетового сланца, затем финишировал на пайковском транслюценте. Учитывая, что после серакса, а уж тем более после арканзаса нож уже был весьма остр, после сланца и транслюцента я вообще остался очень доволен. Эта х12мф куда суше и твёрже, нежели чебурковская, которую я недавно перетачивал. Именно поэтому был взят софт, а не вашита - он работает чуть агрессивнее и грубее, но на данном клинке работал так же, по ощущениям, как вашита на предыдущем. Сланец с суспензией был взят ради той же задачи, что и при заточке чебурковского клинка - для скорой "зачистки" поверхности и подготовки её финишу. Перескок с софта сразу на транслюцент - это слишком - кромка становится, конечно, острее, но требуемой стойкости не получает, разве что делать повышение угла, но учитывая, что данный клинок и так заточен на 30 градусов, повышать угол на где-то 2\3 ширины подвода, или же увеличивать его существенно на, примерно, 1\3 - не хотелось. Так что лёгкое, практически незаметное повышение угла, со сглаживанием перехода, выполнялось на сланце в самом конце, после убирания суспензии, и потом на транслюценте, со сглаживанием ступеньки. На работу по собственно заточке и финишу на этих трёх камнях, ушло около 45 минут. Итого, заточка клинка, ранее не затачивавшегося, от самого начала и до конца, заняла примерно 1 час 15 минут.
А теперь фото (все фото подводов сделаны в увеличении около 70х):
1) Сам клинок, в компании трёх камней, использовавшихся для собственно заточки и финиша:
2)результат на подводе после софт-арканзаса:
3)результат работы грин бразилиан с суспензией:
4)окончательный вид финиша:
Метки: заточка ножей заточка своими руками природные камни для заточки и доводки |