Бережное отношение к крупным, сложившимся еще до Октябрьской Революции, театрам - Большому, Малому, Александрийскому, Художественному и др.,— владевшим ценным опытом сценического реализма, демократическими традициями, тактичное воздействие на их деятельность «в сторону скорейшей эволюции навстречу новым потребностям» помогли этим коллективам определить свое место в послеоктябрьской действительности, наполнить свое творчество революционным содержанием, прийти к выдающимся достижениям в искусстве социалистического реализма и на многие годы, вплоть до наших дней, сохранить ведущее положение в сценическом искусстве.
Одновременно Советская власть дала жизнь множеству новых — драматических и музыкальных — театральных коллективов. Новые театры появились в Москве (театры Революции, им. МГСПС, им. Вахтангова, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Театр оперетты и др.) и Ленинграде (Большой драматический театр, Красный театр, театры оперетты, им. Ленсовета и др.). В Ростове-на-Дону, Иркутске, Свердловске, Владивостоке и других крупных русских городах возникли постоянно действующие театры. Родилось много новых национальных театральных коллективов: и у народов, которые еще до Октябрьской революции обладали сравнительно развитой театральной культурой (театры им. Франко, им. Шевченко, им. Заньковецкой, музыкальной комедии — на Украине, Театр им. Руставели— в Грузии, театры им. Сундукяна, им. Спендиарова — в Армении, Театр им. Азизбекова — в Азербайджане и др.), и у тех народов, которые ранее не имели профессионального театрального искусства (Киргизия, Узбекистан, Казахстан, Чувашия, Башкирия, Якутия и др.). Процесс создания новых театров продолжается поныне. Так, в 50—60-е годы начали работать московский театр «Современник», молдавский «Лучафэрул», казахский «ЁШ гвардия», Нарынский музыкально-драматический театр, театры в Нюрбе, Ташаузе и др.
Возникновение новых национальных культур шло при действенной, творческой и организационной помощи более зрелых — и прежде всего великой русской — театральных культур. Русская классика, пьесы М. Горького стали основой овладения молодыми театрами школой реализма. Становлению, совершенствованию их искусства во многом способствовала русская советская драматургия. Значительной помощью молодым театральным культурам явилось воспитание национальных студий в театральных институтах Москвы и Ленинграда (в одном только Государственном институте театрального искусства им. Луначарского с 1931 по 1975 г. подготовлены 44 национальные студии).
Принцип тесного сотрудничества, братской взаимопомощи и взаимообогащения, утвердившийся в отношениях между отдельными театральными культурами, определил интенсивное развитие всего советского многонационального театра, высокие результаты, достигнутые им за короткий исторический срок.
В процессе строительства советского многонационального театра сложилось его новаторское искусство. Основные этапы этого процесса, отразившие этапы жизни советского общества, наиболее отчетливо предстают в истории драматической сцены.
Первые послереволюционные годы — период становления советского драматического театра — были насыщены борьбой различных идейно-эстетических тенденций, поисками путей художественного отображения революционной эпохи. Особенно ценным в этот период был опыт В. Маяковского с его пьесой «Мистерия-буфф», поставленной к первой годовщине Октябрьской революции.
В середине 20-х годов советский драматический театр приходит к выдающимся достижениям, в которых явственно видны черты искусства социалистического реализма. Основой этих достижений была драматургия нового типа, тесно связанная с интересами трудящихся, активно вторгающаяся в жизнь, пронизанная пафосом утверждения идей коммунизма. На сцене появляются героико-революционные драмы, реалистически полнокровно, с эпической широтой и исторической конкретностью рассказывающие о важнейших социальных процессах эпохи — крушении старого и утверждении нового мира, о подлинном герое современности — революционном народе, руководимом Коммунистической партией, народе-борце, сознающем себя творцом истории, хозяином жизни.
«Виринея» Л. Ceйфvллинoй и В. Правдухина (1925 г., Театр им. Вахтангова), «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (Театр им. МГСПС), «Любовь Яровая» К- Тренева (Малый театр), «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (МХАТ), «Разлом» Б. Лавренева (Большой драматический театр), «97» Н. Кулиша (Театр им. Франко), «Два коммуниста» К. Яше-на (Театр им. Хамзы), «Анзор» С. Шаншиашвили (Театр им. Руставели) и некоторые другие спектакли наметили ставшую для советского театра магистральной линию произведений масштабной, социально значимой проблематики, эпического охвата событий народной жизни, высокого героического звучания.
Освоение театром интенсивно меняющейся действительности шло и в жанре комедии. В лучших своих образцах этих лет, таких, как «Баня» и «Клоп» В. Маяковского, «Воздушный пирог» и «Конец Криворыль-ска» Б. Ромашова, «Мандат» Н. Эрдмана, «Выстрел» А. Безыменского, «Кваркваре Тутабери» П. Какабадзе, «Проделки Майсары» Хамзы, комедия с большой обличительной силой, гражданским пафосом передает борьбу нового со старым.
Уже на раннем этапе истории советской сцены единство идейных устремлений, осознание искусства как могучего средства коммунистического воспитания трудящихся определяют общность репертуарных исканий театров всех народов Советской страны.
***
Иногда нужно что-то сверстать с помощью HTML и CSS. Но как? Для этого и придумали видео уроки.
Скачать обучающие видеокурсы можно бесплатно. Хотите самостоятельно делать сайты? Тогда эти курсы помогут вам.