Танцы от плиты и до компа !! А в этом году я в восторге от бутербродов со свеклой! Такое в...
Апельсиновый джем и варенье с бананами - (0)Зимой апельсины самые дешевые,поэтому пора вкусных заготовок и варки варенья продолжается.Предпри...
Мульфильм "Дюймовочка" (1964 и 1994 г.г.) - (0)Сказки — это то, что остаётся у каждого человека от детства. Подарите себе шанс вновь возврати...
Салат с фасолью, свеклой и маринованными огурцами - (0)Салат с фасолью, свеклой и маринованными огурцами Чтобы приготовить этот низкокалорийный и просто...
"Ленивый" бисквитный торт. Легко, быстро, просто! - (0)Любимый торт моего мужа: готовить быстро и получается даже у тех, кто не умеет печь бисквит ...
ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ ТАНЕЦ БОГА ШИВЫ... |
Шива – один из трех верховных богов в индуизме (два других – Вишну и Брахма), он бог танца, известный как Натараджа или Натеш. Его театр – космос, а танцы его бесконечны.
Танец есть высшее искусство, и он охватывает все стороны жизни, что живо отображено в образе Натараджи. Язык индийского танца столь утончен и развит, что малейшие оттенки значения могут быть выражены жестами и движениями ног.
Отличным примером этих выразительных качеств является бронзовая фигура Шивы.
Шива правит разрушением, которое для индусов не более, чем смена наряда,
и неотъемлемая часть вселенной.
Однако танце Шивы представляет пять сфер его деяний:
Шришти, или созидание, Стхити, или сохранение, Самхара, или разрушение,
Тиробхава, или мирах, и Ануграха, или спасение.
Обычно танцующий Шива изображается в позе анандатандава – одна нога приподнята.
Шива танцует так, что одна нога попирает демона.
Образованный согнутыми коленями квадрат придает фигуре особую грациозность.
У танцующего Шивы четыре руки; две верхние держат барабан (источник созидания)
и огонь (источник разрушения).
Две нижние руки замерли в особых жестах (или мудрах),
известных как абхайя (бесстрашие или надежда)
и дандхаста (указывает на окончательных выход человека из цикла перерождения),
таким образом, они символизируют силы созидания, защиты, разрушения и обновления.
Выражение лица Шивы говорит о величии и в полной мере гармонирует
с титаническим ритмом танца. Волосы его уложены в корону.
В них – полумесяц, олицетворяющий высшее проявление разума и создания,
некое тончайшее свечение, благодаря которому божество нисходит
до уровня своего материального воплощения.
По индусской мифологии, когда демоны и боги вспенивали океанскую воду,
на поверхность всплыли драгоценные камни.
Один из них оказался ядом, смертельным и для богов, и для демонов.
Но ядовитые испарения грозили гибелью всему миру, и Шива выпил яд.
Яд оказался столь сильным, что горло Шивы посинело,
поэтому Шиву зовут также Нилкантха, что значит «синегорлый»
. Чтобы унять жжение в горле, Шиве дали луну, которая также вышла из океана.
Поэтому он и сегодня носит полумесяц.
Сильный яд не много значил для Шивы. Считается, что он сказал в «Лингапуране»,
что в этом мире еще много яда, и те, кто способен его пить, - настоящие герои.
Воистину, в сердце человека гнездятся и яд, и нектар,
и только когда человеческие души свободны от яда,
они способны наслаждаться нектаром.
Из спутанных волос Шивы вытекает и река Ганг.
История о том, как Ганг нашел свое место в волосах Шивы,
также очень интересна. Легенда гласит, что Ганг был рекой богов на небесах.
По просьбе царя Бхагиратхи бессмертному Гангу разрешили спуститься на землю
и дать освобождение 60 000 сыновей короля Сагары,
которые раньше были сожжены дотла из-за проклятия святого.
Поскольку никто не мог вынести напора столь мощного потока,
царь предался молитвам и снискал милость Шивы,
который в конце концом согласился принять на себя небесные потоки.
Река спустилась с такой силой, что потрясла не только землю,
но и небеса, ошеломив весь мир.
Однако Шива, погруженный в созерцание, даже не шелохнулся,
даже не утратил равновесия.
Река заблудилась в бесконечной гуще волос Шивы,
которые олицетворяют мир или созидание во всех их проявлениях
и бесконечных формах, столь же необъятных и сложных, как мирские дела.
Шива – единственное божество, имеющее три глаза
(третий глаз виден на лбу бронзовой фигуры Натараджи).
Три глаза великого бога – это солнце, луна и огонь.
Огонь символизирует энергию, солнце и луна символизируют
ее неотъемлемые части – тепло и холод.
По другой версии, три глаза означают неумолимое движение времени
через прошлое, настоящее и будущее, поэтому Шива и известен как Махакала,
или великий бог времени. Полумесяц, отмеряющий дни,
является свидетелем и одновременно средством измерения времени,
поскольку расположен он на короне Махакалы.
Украшения, которые носит Шива Натараджа, довольно сложны.
В ушах – серьги двух видов. Шею украшают несколько ожерелий.
На плечах, запястьях и лодыжках – браслеты.
На каждом пальце руки – кольцо.
Богато украшен набедренный убор, или катисутра.
Заметен и широкий пояс с застежкой.Тело Шивы выпачкано золой и пеплом,
потому что огонь Шивы несет уничтожение, которое завершается пеплом.
Шива уничтожает не только небеса и землю в конце мирового цикла,
но также оковы, сжимающие каждую отдельную душу.
В месте, где уничтожается «эго», сжигаются иллюзии и действительность,
и это место – крематорий, любимый Шивой.
Лицо Шивы излучает спокойствие и безмятежность
и являет собой типичный пример искусства эпохи Чола.
Нос заострен, другие черты – тоже.
Нижняя губа раздута, словно ужаленная пчелой,
и это соответствует традициям классических образов.
Подходя вплотную, мы видим, что Натараджа танцует на распростертом демоне,
который, не замечая веса Шивы, играет со змеем.
Демон спокоен, возможно, потому,
что понимает – надежда на его окончательное освобождение содержится в ногах Шивы.
Он лежит на пьедестале из двойного лотоса (падмапитха),
который в свою очередь расположен на прямоугольной площаке (бхадрапитха).
Два выступа, по одному с каждой стороны, поддерживают прабху,
или арку, которая типична для изображений Натараджи.
Четыре крюка в нижней части пьедестала предназначались для стержней,
чтобы статую было удобно нести во время процессий.
Серия сообщений "--Индия":
Часть 1 - ЙОГА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА...
Часть 2 - ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ ТАНЕЦ БОГА ШИВЫ...
Часть 3 - ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА
Часть 4 - Гаятри Мантра
...
Часть 38 - Махатма Ганди: 5 уроков, которым его научила жизнь...
Часть 39 - Богиня денег Лакшми
Часть 40 - Привлечь удачу и деньги
Рубрики: | ВОСТОК: РЕЛИГИОЗНО - ДУХОВНОЕ... |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |