-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА intellettuale

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


"Девушка и смерть" Горького в оценке Сталина

Воскресенье, 15 Марта 2009 г. 16:30 + в цитатник
В конце 20-х – первой половине 30-х годов Максим Горький занимал совершенно исключительное место в обществе и художественной культуре Советского Союза. Обладая солидным авторитетом в литературных кругах, он зачастую выступал высшим арбитром в писательских спорах и столкновениях. Изучению его творчества отводилось первостепенное место в системе школьного и вузовского образования. Его цитировали, на него ссылались не многим меньше, чем на Ленина и Сталина. Всем в стране было известно, что пролетарский классик пользуется исключительным доверием политбюро и генсека.
Интересно, что сам Сталин, намереваясь похвалить писателя, не называет ни «На дне», ни «Мать», ни какое либо иное из крупных горьковских творений, а поднимает до небес его юношескую поэму-сказку «Девушка и смерть», написанную в 1892 году и опубликованную в июле 1917 в той самой газете «Новая жизнь», где печатались антибольшевистские статьи Горького, вызвавшие возмущение Иосифа Виссарионовича.
А 11 октября 1931 года он так оценивает поэму: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете (любовь побеждает смерть)».

 (467x698, 67Kb)

Столь неоправданные панегирик непритязательной сказке только самые догматичные горьковеды могли принимать всерьез. Но принимал ли его всерьез сам Горький?
Вот что рассказывает по семейным преданиям сын близкого к автору поэмы писателя Всеволода Иванова Вячеслав Иванов. За неделю до отъезда Горького в Италию у него в гостях были Сталин и Ворошилов. Они «написали свою резолюцию на его сказке «Девушка и смерть». Мой отец, говоривший об этом эпизоде с Горьким, утверждал решительно, что Горький был оскорблен. Сталин и Ворошилов были пьяны и валяли дурака».
Проверить это свидетельство нет возможности, но оно кажется достаточно похожим на правду. В таком отзыве кремлевского хозяина видится насмешка над своим «ближайшим другом», которому он во многом вынужденно оказывал величайшие милости, ставил рядом с собой, но никогда полностью не доверял и не слишком-то любил его произведения.
На такие выводы наводит и книга из сталинской библиотеки, которую он читал с необычайно пристальным вниманием – Горький М. «Стихотворения». М., 1951.
Можно представить себе, как Сталин рассматривает фотографию горьковской сказки с собственной надписью, ее превозносящей. Потом берет в руки синий карандаш и трижды перечеркивает эту фотографию. Затем переворачивает страницу и перечеркивает фотографию с обратной стороны.
Есть в книге и известная фотография (или все-таки репродукция картины?), на которой запечатлены Сталин и Ворошилов в кабинете Горького на Малой Никитской, когда писатель читает им «Девушку и смерть». Идеологические приказчики придавали этой акции с чтением сказки и надписью великого вождя некий огромный исторический смысл. Гений пишет о гении.
В книге Сталина эта фотография перечеркнута крест-накрест синим карандашом.
Сложно понять, что двигало Сталиным, когда он перечеркивал фотографии и ряд других произведений Горького в «Стихотворениях». Пытался ли он выразить затаенное негативное отношения к этим поэтическим опытам пролетарского классика? Или испытывал чувство некоторой неловкости, когда рассматривал помещенные в сборнике фотографии?

 (700x628, 86Kb)

А. Яр-Кравченко. А.М. Горький читает 11 сентября 1931 года И.В. Сталину, В.М. Молотову и К.Е. Ворошилову свою сказку "Девушка и смерть". 1949

По материалам книги Е. С. Громова «Сталин: искусство и власть»

Ну а вот и сама поэма-сказка:


I

По деревне ехал царь с войны.
Едет - черной злобой сердце точит.
Слышит - за кустами бузины
Девушка хохочет.
Грозно брови рыжие нахмуря,
Царь ударил шпорами коня,
Налетел на девушку, как буря,
И кричит, доспехами звеня:
«Ты чего,- кричит он зло и грубо,-
Ты чего, девчонка, скалишь зубы?
Одержал враг надо мной победу,
Вся моя дружина перебита,
В плен попала половина свиты,
Я домой, за новой ратью еду,
Я - твой царь, я в горе и обиде,-
Каково мне глупый смех твой видеть?»
Кофточку оправя на груди,
Девушка ответила царю:
«Отойди,- я с милым говорю!
Батюшка, ты, лучше, отойди».

Любишь, так уж тут не до царей,-
Некогда беседовать с царями!
Иногда любовь горит скорей
Тонкой свечки в жарком божьем храме.

Царь затрясся весь от дикой злости,
Приказал своей покорной свите:
«Ну-те-ко, в тюрьму девчонку бросьте,
Или, лучше,- сразу удавите!»
Исказив угодливые рожи,
Бросились к девице, словно черти,
Конюхи царевы и вельможи,-
Предали девицу в руки Смерти.

II

Смерть всегда злым демонам покорна,
Но в тот день она была не в духе,-
Ведь весной любви и жизни зерна
Набухают даже в ней, старухе.
Скучно век возиться с тухлым мясом,
Истреблять в нем разные болезни;
Скучно мерять время смертным часом -
Хочется пожить побесполезней.
Все, пред неизбежной с нею встречей,
Ощущают только страх нелепый,-
Надоел ей ужас человечий,
Надоели похороны, склепы.
Занята неблагодарным делом
На земле и грязной, и недужной.
Делает она его умело,-
Люди же считают Смерть ненужной.
Ну, конечно, ей обидно это,
Злит ее людское наше стадо,
И, озлясь, сживает Смерть со света
Иногда не тех, кого бы надо.
Полюбить бы Сатану ей, что ли,
Подышать бы вволю адским зноем,
Зарыдать бы от любовной боли
Вместе с огнекудрым Сатаною!

III

Девушка стоит пред Смертью, смело
Грозного удара ожидая.
Смерть бормочет,- жертву пожалела:
«Ишь ты, ведь, какая молодая!
Что ты нагрубила там царю?
Я тебя за это уморю!»-
«Не сердись,- ответила девица,-
За што на меня тебе сердиться?
Поцеловал меня впервые милый
Под кустом зеленой бузины,-
До царя ли мне в ту пору было?
Ну, а царь, на грех, бежит с войны,
Я и говорю ему, царю,
Отойди, мол, батюшка, отсюда!
Хорошо, как будто, говорю,
А - гляди-ко, вышло-то как худо!
Что ж?! От Смерти некуда деваться.
Видно, я умру, не долюбя.
Смертушка! Душой прошу тебя -
Дай ты мне еще поцеловаться!»
Странны были Смерти речи эти,-
Смерть об этом никогда не просят!
Думает: «Чем буду жить на свете,
Если люди целоваться бросят?»
И на вешнем солнце кости грея,
Смерть сказала, подманив змею:
«Ну, ступай, целуйся, да - скорее!
Ночь - твоя, а на заре - убью!»
И на камень села,- ожидает,
А змея ей жалом косу лижет.
Девушка от счастия рыдает,
Смерть ворчит: «Иди, скорей, иди же!

IV

Вешним солнцем ласково согрета,
Смерть разула стоптанные лапти,
Прилегла на камень и - уснула.
Нехороший сон приснился Смерти!
Будто бы ее родитель, Каин,
С правнуком своим - Искариотом,
Дряхленькие оба лезут в гору,-
Точно две змеи ползут тихонько.
«Господи!»- угрюмо стонет Каин,
Глядя в небо тусклыми глазами.
«Господи!»- взывает злой Иуда,
От земли очей не поднимая.
Над горою, в облаке румяном
Возлежит господь,- читает книгу:
Звездами написана та книга,
Млечный путь - один ее листочек.
На верху горы стоит архангел,
Снопик молний в белой ручке держит.
Говорит он путникам сурово:
«Прочь идите! Вас господь
не примет!»
«Михаиле!- жалуется Каин,-
Знаю я - велик мой грех пред миром!
Я родил убийцу светлой Жизни,
Я отец проклятой, подлой Смерти!»-
«Михаиле!- говорит Иуда,-
Знаю, что я Каина грешнее,
Потому что предал подлой Смерти
Светлое, как солнце, божье сердце!»
И взывают оба они, в голос:
«Михаиле! Пусть господь хоть слово
Скажет нам, хоть только пожалеет -
Ведь прощенья мы уже не молим!»
Тихо отвечает им архангел:
«Трижды говорил ему я это,
Дважды ничего он не сказал мне,
В третий раз, качнув главою, молвил:
«Знай,- доколе Смерть живое губит,
Каину с Иудой нет прощенья.
Пусть их тот простит, чья сила может
Побороть навеки силу Смерти».
Тут Братоубийца и Предатель
Горестно завыли, зарыдали
И, обнявшись, оба покатились
В смрадное болото под горою.
А в болоте бесятся, ликуя,
Упыри, кикиморы и черти
И плюют на Каина с Иудой
Синими, болотными огнями.

V

Смерть проснулась около полудня,
Смотрит,- а девица не пришла!
Смерть бормочет сонно: «Ишь ты, блудня!
Видно ночь-то коротка была!»
Сорвала подсолнух за плетнем.
Нюхает, любуется, как солнце
Золотит живым своим огнем
Лист осины в желтые червонцы.
И на солнце глядя, вдруг запела
Тихо и гнусаво, как умела:
«Беспощадною рукой
Люди ближнего убьют
И хоронят. И поют:
«Со святыми упокой!»
Не пойму я ничего!-
Деспот бьет людей и гонит,
А издохнет - и его
С той же песенкой хоронят!
Честный помер или вор -
С одинаковой тоской
Распевает грустный хор:
«Со святыми упокой!»
Дурака, скота иль хама
Я убью моей рукой,
Но для всех поют упрямо:
«Со святыми упокой!»

VI

Спела песню - начинает злиться,
Уж прошло гораздо больше суток,
А - не возвращается девица.
Это - плохо. Смерти - не до шуток.
Становясь все злее и жесточе,
Смерть обула лапти и онучи
И, едва дождавшись лунной ночи,
В путь идет, грозней осенней тучи.
Час прошла и видит: в перелеске,
Под росистой молодой орешней
На траве атласной, в лунном блеске
Девушка сидит богиней вешней.
Как земля гола весною ранней.
Грудь ее обнажена бесстыдно.
И на коже шелковистой, ланьей
Звезды поцелуев ярко видны.
Два соска, как звезды, красят грудь,
И - как звезды - кротко смотрят очи
В небеса, на светлый Млечный путь,
На тропу синеволосой ночи.
Под глазами голубые тени,
Точно рана - губы влажно алы.
Положив ей голову в колени,
Дремлет парень, как олень усталый.
Смерть глядит, и тихо пламя гнева
Гаснет в ее черепе пустом.
«Ты чего же это, словно Ева,
Спряталась от бога за кустом?»
Точно небом - лунно-звездным телом
Милого от Смерти заслоня,
Отвечает ей девица смело:
«Погоди-ка, не ругай меня!
Не шуми, не испугай беднягу,
Острою косою не звени!
Я сейчас приду, в могилу лягу.
А его - подольше сохрани!
Виновата, не пришла я к сроку,
Думала - до Смерти недалеко.
Дай еще парнишку обниму:
Больно хорошо со мной ему!
Да и он - хорош! Ты погляди,
Вон какие он оставил знаки
На щеках моих и на груди.
Вишь, цветут, как огненные маки!»
Смерть стыдясь тихонько засмеялась:
«Да, ты будто с солнцем целовалась.
Но - ведь у меня ты не одна,-
Тысячи я убивать должна!
Я ведь честно времени служу,
Дела - много, а уж я - стара,
Каждою минутой дорожу,
Собирайся, девушка, пора!»
Девушка - свое:
«Обнимет милый,
Ни земли, ни неба больше нет.
И душа полна нездешней силой,
И горит в душе нездешний свет.
Нету больше страха пред Судьбой
И ни бога, ни людей не надо!
Как дитя - собою радость рада,
И любовь любуется собой».
Смерть молчит задумчиво и строго,
Видит - не прервать ей этой песни!
Краше солнца - нету в мире бога,
Нет огня - огня любви чудесней!

VII

Смерть молчит, а девушкины речи
Зависти огнем ей кости плавят,
В жар и холод властно ее мечут,
Что же сердце Смерти миру явит?
Смерть - не мать, но - женщина, и в ней
Сердце тоже разума сильней;
В темном сердце Смерти есть ростки
Жалости и гнева, и тоски.
Тем, кого она полюбит крепче,
Кто ужален в душу злой тоскою,
Как она любовно ночью шепчет
О великой радости покоя!
«Что ж,- сказала Смерть,-
пусть будет чудо!
Разрешаю я тебе - живи!
Только я с тобою рядом буду,
Вечно буду около Любви!»

С той поры Любовь и Смерть, как сестры,
Ходят неразлучно до сего дня,
За любовью Смерть с косою острой
Тащится повсюду, точно сводня.
Ходит, околдована сестрою,
И везде - на свадьбе и на тризне
Неустанно, неуклонно строит
Радости Любви и счастье Жизни.
Рубрики:  Истории из истории
Поэзия
Метки:  

Процитировано 1 раз

Hobbittt   обратиться по имени Воскресенье, 15 Марта 2009 г. 21:44 (ссылка)
Мне кажется, это репродукция картины: об этом говорят композиция и человеческие позы. А что там творилось в душе у Сталина, когда он читал эту книгу, какие неприятные воспоминания тревожили, мы уже не узнаем. Во всяком случае, он уже не считал друзьями ни Молотова, ни Ворошилова, и, возможно, у него ещё и поэтому репродукция вызывала раздражение.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 15 Марта 2009 г. 23:16 (ссылка)
Надуманное, интеллигентское произведение, подделка под народное сказание, примитивно-манихейская идеология о равенстве добра и зла. Что еще нужно, чтобы понравится революционерам? В "Фаусте" всё не столь позитивистски. Поэтому тов. Сталин выбрал Горького.т
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Понедельник, 16 Марта 2009 г. 00:46 (ссылка)
Hobbittt, картина, кстати, 41-го года. И на ней, помимо Ворошилова, появился еще и Молотов. Такое чувство, что миф плодил дальнейшие мифы=)
Сергей_Былинин, а мне близко мнение автора книги, на которую я ссылаюсь, что подобная оценка - это шутка, неожиданно получившая большой размах, и Сталин не считал ее сильнее "Фауста" ни в коей мере. Сталин не настолько плохо разбирался в искусстве, чтобы сравнивать такие разные по уровню вещи.
А сказка, по-моему, сама по себе достаточно милая. И написана еще молодым Горьким, которому свойственен был романтизм...
Ответить С цитатой В цитатник
Hobbittt   обратиться по имени Понедельник, 16 Марта 2009 г. 22:27 (ссылка)
NADYNROM, картина меня заинтересовала. Вот что нашёл в сети: оказывается, написана она была в 1949 году и, видимо, понравилась Сталину, поскольку он заказал её репродукцию для Ближней дачи. Только по его указанию на репродукции заретушировали изображение Максима Пешкова, стоявшего за спиной Горького. http://community.livejournal.com/ru_iconography/51241.html
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Понедельник, 16 Марта 2009 г. 23:58 (ссылка)
Hobbittt, спасибо огромное за уточнение года. Вот так у нас и происходит с рядом некогда знаменитых вещей. Не прошло и пятидесяти лет, а уже и даты ошибочные выдвигают=(((
И не знала я, что Сталин захотел иметь репродукцию с заретушированным сыном Горького. Интересно, почему?
Ответить С цитатой В цитатник
Hobbittt   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2009 г. 21:48 (ссылка)
NADYNROM, не за что, в датах я не специалист, и не могу сказать, какая точная.
Может быть, личность Максима Пешкова выглядела лишней на фоне других персонажей - вождей? Или напоминала о тёмной истории признания Ягоды в его убийстве по причинам личного характера? Можно делать разные предположения, да только истинную причину мы вряд ли узнаем.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 18 Марта 2009 г. 09:04 (ссылка)
Я тоже почему-то подумала о Ягоде.
А, может, родной сын Горького вызывал ассоциации с приемным сыном?
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Среда, 18 Марта 2009 г. 16:39 (ссылка)
Всё гораздо проще, милая Надин! Сталин не умел смотреть на вещи, если так выразиться, личными глазами. Он и о себе в третьем лице говорил потому же, что не было там места личному. А картинку рассматривал, естественно, как опять же идеологический документ, который будут развешивать для воспитания масс. Ну и кто на ней этот малый, абсолютно выпадающий из масштабности события, участников и задачи изображения? Вот и всё. Будут вопросы -- обращайтесь! (чувствуете некоторый жизненный опыт?:)) - шутка опять же..
С поклоном...
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 18 Марта 2009 г. 16:49 (ссылка)
А вообще интересно тогда получается... Вычеркнул сына буревестника революдции, как "мелочь", не соответствующую торжественности момента, но сам же и перечеркнул сию репродукцию в своей книге...
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Среда, 18 Марта 2009 г. 23:30 (ссылка)

Ответ на комментарий NADYNROM

Во-первых, он работал и жил в очень сжатом режиме. Время спрессовало многое и за год, месяц, неделю могло многое перемениться. Во-вторых, год-то 49-й - критический в его главной борьбе - с интернационалом, о которой еще не написано (какие уж там исследователи..Тема-то покруче Фауста будет без всяких шуток). А Горький был, кроме "буревестника", еще и абсолютным приверженцем этого самого интернационала...
С поклоном...
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 19 Марта 2009 г. 00:26 (ссылка)
Видимо, в этом отношении Горькому "повезло" как и Маяковскому. Умер в нужное время.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 19 Марта 2009 г. 11:35 (ссылка)

Ответ на комментарий NADYNROM

Исходное сообщение NADYNROM
Видимо, в этом отношении Горькому "повезло" как и Маяковскому. Умер в нужное время.

Жаль не до 1917 года сии печальные события произошли. А "Дэвушка-Смерть" просто наивно-юношеское произведение. Пожалуй, я соглашусь с автором упомянутой вами книжки (которую, увы, не читал), что дядюшка Джо тут явно поиздевался. Ведь, и в самом деле, Сталин довольно хорошо разбирался в литературе и не мог Дэвушку с Фаустом путать.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 19 Марта 2009 г. 11:44 (ссылка)
Сергей_Былинин, а почему жель? Думаете, после 17-го года Горький уже исписался?
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Суббота, 21 Марта 2009 г. 02:59 (ссылка)

Ответ на комментарий NADYNROM

Он был талантливым певцом беспросветной жизни. Отклонение от темы (начиная с "Клима") показало узость специализации. А в соцреализме советского периода он вообще потерялся. Вытаскивали его из-за рубежа, чтобы было кем придавить всю интернационалистскую публику. Он единственный подходил (ничего похожего на "Мать" о пролетарском движении не было ни у кого). Потому отец народов и посмеялся с резолюцией, а после над ее творческим развитием, как всегда опоздавшим..
С поклоном..
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Суббота, 21 Марта 2009 г. 05:23 (ссылка)
Ну теоретически можно было вырастить своих, пусть молодых, но ранних. В принципе, это и делалось. Но у Горького был авторитет.
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Суббота, 21 Марта 2009 г. 10:04 (ссылка)
Какая интересная мысль! (насчет вырастить). Но если ретроспективно оборзеть литературу нашу, то про рабочее движение ни у кого и не вышло. Первый раз как-то задумался. И вправду! А причина-то очень интересная и кроется в одной фразочке, которой нас, помнится, на семинаре старик-преподаватель истории партии просто изнасиловал: Марксизм вносится в рабочее движение извне(!). Мы, молодые тогда, балбесы, не могли понять, зачем он на этом акцентировал внимание...
С поклоном..
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Суббота, 21 Марта 2009 г. 11:54 (ссылка)
Смелый у вас был преподаватель.
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Суббота, 21 Марта 2009 г. 16:25 (ссылка)
Да. Ему было за 70 (тем более). И в самом поднадзорном вузе страны.
С поклоном..
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Суббота, 21 Марта 2009 г. 16:35 (ссылка)
Иван_Меньшой, самом поднадзорном? Что за вуз?
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Воскресенье, 22 Марта 2009 г. 00:14 (ссылка)

Ответ на комментарий NADYNROM

Ответил, но прямо через почту гугла - а куда ушло - не понял, может почтой Вам пришло?
С поклоном..
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку