-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


Жанна Самари

Понедельник, 07 Апреля 2008 г. 10:34 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов ЖЗЛ (ЖЕНЩИНЫ И РЕНУАР. ЧАСТЬ 2 - ЖАННА САМАРИ)

1876 стал «знаковым» в творчестве Ренуара, поскольку именно в 1876 произошло знакомство и началась дружба с актрисой Жанной Самари.

 (417x540, 43Kb)  (376x536, 27Kb)

Пьер-Огюст Ренуар Автопортрет в 35 лет 1876 г. Музей искусств Фогг, США
Луиза Аббема Портрет Жанны Самари 1879 г.

Искусствоведы пишут, что актриса Жанна Самари занимала значительное место в жизни художника. Может, это и так, поскольку ее образ запечатлен в трех работах Ренуара, и они считаются одними их лучших портретов художника.
Причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается друг от друга.
Очаровательная актриса не только понравилась художнику. Он почувствовал в ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар. Но начнем по порядку.




Семья Жанны была насквозь театральная.
Первой вышла на подмостки бабка Жанны по матери Сюзанна Броан, знаменитая дива тридцатых годов, королева сцены времен Луи-Филиппа.
Отец Жанны Луи Жак Самари работал виолончелистом в оркестре парижской оперы. Этот сын деревенского скрипача был знаменит среди современников не столько своей игрой, сколько своими замечательно отполированными ногтями. Он холил их с тщанием превеликим и при этом не забывал мыть руки примерно каждые полчаса.
В семье - четверо детей. Жанна была третьей. Старшая, Мари, оказалась самой крепкой, не в пример Жанне.
Мари (она была девятью годами старше Жанны) сделала блестящую карьеру в театре Одеон, а затем в театре Ренессанс. Она надолго пережила всех своих братьев и сестер и неприметно скончалась в поверженном Париже, под гром первых реляций с Восточного фронта.
Старший сын, Жорж Эмиль Ашиль, пошел по стопам отца и стал скрипачом в оперетте, а позднее сделался знаменитым парижским антикваром.
Младшенький, Анри, как и Жанна, играл в Комеди Франсэз и был весьма знаменит.

 (413x510, 25Kb)  (352x510, 52Kb)

Жюль Бастьен-Лепаж Леди. (Портрет Мари Самари) конец 1880х
частная коллекция
Анри Тулуз-Лотрек Портрет Анри Самари 1889 г.

На портрете кисти Тулуз-Лотрека Анри просто восхитителен. Фрак, цилиндр, монокль в правом глазу, этакий напыщенный бонвиван. Сам Анри полагал, что он не сложился как актер. Оставил сцену, вместе с братом занимался антикварным делом, а потом женился на блистательной актрисе Жульетте Меали, стал ее импрессарио, устроил ей триумфальное турне по Европе - и скончался от перитонита в роковом для мужчин 37-летнем возрасте.

В четырнадцать лет Жанна поступила в театральную студию, а в восемнадцать дебютировала в Комеди Франсэз в роли Дорины в мольеровском "Тартюфе".
Слава ее росла стремительно. Жанна, кстати, была знаменита не менее, чем великая Сара Бернар. Особенно удавались ей роли субреток - бойких находчивых служанок, верных подружек всех главных героинь. Это амплуа было характерно для театра классицизма, начиная со времен Корнеля и Буало.

Огюст Ренуар к концу 1870х был тоже хорошо известен.
36-летний стройный мужчина с волевым лицом, решительный, вдумчивый и серьезный.
Ренуар не любил Комеди Франсэз и был там редким гостем. Видел Самари на сцене пару раз, не более того. "По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть! Вот уж место, где на всем печать скуки... По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!"- вспоминал художник.

Весной 1877 года знаменитый фотограф Надар снимал знаменитую актрису театра Комеди Франсез Жанну Самари.

 (307x447, 32Kb) (306x378, 23Kb)

Надар Жанна Самари в роли Ночи 1877 г.
Надар Портрет Жанны Самари 1877 г.

Если посмотреть на фото Жанны, сделанные Надаром, то мы увидим девушку из народа, простушку и совсем не красавицу: тяжелый подбородок, полноватая фигура, неказистая прическа.

Весной 1877 Ренуар пишет первый портрет Жанны Самари. Этот первый портрет был написан после того, как живописец и актриса встретились в салоне мадам Шарпентье.

 (335x400, 29Kb)

Пьер-Огюст Ренуар Портрет Жанны Самари 1877 г.

На нем Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди. Кажется, будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артистки.

Сын Ренуара Жан полагал, что родители Самари устроили встречу дочери с Огюстом и заказали ему ее первый портрет с далеко идущими намерениями. Они были бы рады видеть Ренуара своим зятем.

В тот январский вечер Жанну пригласили, чтобы она прочла стихи одного из присутствующих поэтов. А потом она беседовала с Огюстом. Ее портреты уже писали - и выставляли в Салоне! - маститые художники, но... Жанна говорила о том, как не хватает в их портретах той свежести непосредственного впечатления, той чистоты красок, тех лучезарных тонов, которыми были уже славны импрессионисты.

Пейзажист Жозеф-Феликс Бушар и предложил Огюсту написать портрет актрисы.
Об этом упоминает и Жан Ренуар в своей книге:
"Ренуар встретил Самари у Шарпантье... Самари жили на улице Фрошо... Направляясь к Самари, Ренуар поднимался по улице Анри-Монье, пересекал улицу Виктор-Массе и, обменявшись приветствием с консьержкой, бегом поднимался по лестнице и звонил.
Актер Дориваль рассказывал со слов Муни-Сюлли, который слышал это от самой Самари, что Ренуар так торопился приступить к работе, что не успевал даже поздороваться. Комната была хорошо освещена только с часу до трех, так как квартира выходила окнами на запад и восток. Однако обращенные на восток комнаты были очень маленькими. И, напротив, в гостиной нельзя было писать после трех, потому что ее освещали лучи заходящего солнца. Почему он упорствовал и работал в таких скверных условиях? Вероятнее всего, он переживал фазу внутренней борьбы между природой и мастерской, ему хотелось передать модель во всем беспорядке интимной обстановки, как порой ему необходимо было наблюдать ее при свете рампы.

Ренуар сделал несколько эскизов с Самари в доме ее родителей.
"У них меня слишком баловали. Ее мать обожала пирожные, и после сеанса меня пичкала ими под разговоры Жанны, которая была очаровательной собеседницей. Это так приятно - естественный, без претензий, женский голос".
Из этих строк из книги воспоминаний сына художника чувствуется большая взаимная симпатия, которая объединяла эти два таланта и два характера.
Этот первый - маленький портрет находится в коллекции театра Комеди Франсез .

Поскольку в этом же 1877 году, буквально через месяц, Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.

Для второго портрета, он заставил ее приходить в мастерскую на улице Сен-Жорж, поскольку Жанна жила недалеко от мастерской Ренуара. На сеансы она приходила довольно свободно и иногда пропускала их, что огорчало и сердило художника.
Ренуар работал над портретами актрисы с огромной самоотдачей, выражая душевное волнение, восхищение, вызванные обликом и талантом этой очаровательной женщины.
Хотя Жанна Самари как-то заметила: "Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти".

 (484x600, 62Kb)

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Ренуар в этом портрете пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, которые, бесспорно, шокировали или повергали в яростное негодование публику, критиков и художников, воспитанных на академической манере письма. Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом, составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски. Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками.
Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом. То же можно сказать и о розовом фоне картины, который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового цвета, почти небрежными загогулинами. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление.

На портрете Жанна Самари изображена в открытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны. Жанна смотрит открыто и непринужденно. Но смотрит не на нас, а вглубь себя, и раздумывает, грезит.
Пленительная, влекущая, нежная. Не зря портрет имел еще и название. "La Reverie". В русском языке трудно найти подходящее слово. Это и размышление, и раздумье, и грезы, и задумчивость.

В апреле 1877 года проходила Третья выставка "Независимых" ,которая привлекла пристальное внимание прессы. Особенно был отмечен критикой портрет Жанны Самари.
"Несомненный успех выставки - белокурая веселая головка мадемуазель Самари" - написал Эмиль Золя.
Были, правда, и другие отзывы:
«Столь знакомая нам головка этой очаровательной модели попросту теряется на розовом фоне дикого колорита»...
«Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала»... "Где видывал художник такие грубые руки, словно покрытые чешуей?".

Самой Жанне портрет очень нравился, и после выставки он отправился к ней домой, в квартиру, что неподалеку от площади Пигаль, где двадцатилетняя знаменитость жила вместе со своими родителями.

Ренуар сознательно изгоняет из всех портретов Жанны (а их было, как утверждают искусствоведы, более десятка (но это, видимо, включая эскизы!) всякий намек на театр, роль, игру.
Он словно очистил Жанну от всякой театральной мишуры и показал ее нежной, артистичной и естественной. Ренуар восхищался красотой актрисы и передал на холсте её улыбку, искрящуюся голубизну глаз, свежее, как цветок, лицо. Критика осыпала Ренуара похвалами и дела его пошли на лад.

В 1878 Ренуар пишет еще один «Портрет Жанны Самари».

 (393x698, 69Kb)

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1878. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Этот, самый амбициозный из портретов Самари , как считали критики, - во весь рост и в бальном платье - Ренуар представил в Салоне 1879 года.
Выставка проходила во Дворце Промышленности. Портрет поместили в пятом зале и (как впоследствии сокрушался брат Огюста Эдмон) слишком высоко для того, чтобы публика смогла оценить его по достоинству.
Из-за того, что портрет был помещен на неудачное место, он получил менее одобрительные отзывы.

Жанна Самари представлена на портрете в полный рост в прекрасном вечернем платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками. Фигура артистки, стянутая в талии тонким золотым пояском, написана на фоне богатого театрального интерьера, украшенного коврами и пальмой на массивной декорированной металлической подставке.
Ее лицо нарисовано в анфас, фигура артистки чуть наклонена так, что зритель ощущает ее приближение. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Ее рыжеватые волосы обрамляют лицо с темно очерченными дугами бровей, изумительной синевы глазами, прекрасными линиями носа и губ. Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию.

За месяц до открытия Салона 1879 года Жанна Самари была избрана (в свои неполные 22 года) членом Общества Комеди Франсэз, и посетители выставки были в полной уверенности, что перед ними - обычный парадный портрет, написанный по этому случаю.
Публика приписала Ренуару пророческий дар, ведь на портрете ясно была обозначена дата: 1878. Значит, загодя знал: изберут! Правда, если портрет действительно был написан в конце осени, то сомнительной становится другая история.
Ренуар рассказывал, что, отправляя полотно во Дворец Промышленности, специально не стал покрывать его лаком, так как краски еще не успели как следует высохнуть. Приемщик, решив, что у бедного живописца просто нет денег на лак, решил сделать это сам. В результате художнику пришлось переписать практически весь портрет.

Огюст преобразил "невысокую, полноватую, розовую и веселенькую" актрису в стройную и величественную светскую даму.
- Очень хороша, только вот посуды ей не хватает! - воскликнула мадам Шарпентьер, намекая на роли служанок, столь подходящие Жанне.
Но публика не заметила картины. Кто-то из критиков упомянул мельком "занятный портрет".
Раздосадованная Жанна не стала приобретать портрет, и он остался у Ренуара в студии.
И все же художнику удалось открыть многогранность внутреннего и внешнего облика Самари , хотя этой работой он завершил серию ее портретов.

Через пару лет коллекционер и галерист Дюран-Рюель взял портрет на комиссию.
Присовокупил портрет к ретроспективной выставке Ренуара - желающих купить не нашлось.
"Они его просто не понимают! Это какой-то обман зрения!" - возмущался Огюст.

В 1886 году Дюран-Рюель организовал в Нью-Йорке выставку "Импрессионисты Парижа", где выставил портрет Жанны вместе с тридцатью семью другими работами Ренуара. В конце концов Дюран-Рюель сам приобрел портрет и тут же перепродал его принцу Полиньяку с минимальным барышом в 200 франков.
Этот портрет позже оказался в России. Дюран-Рюэль выкупил его у своего покупателя уже за четыре тысячи и перепродал младшему брату Ивана Морозова, Михаилу, еще дороже. До 1948 года портрет находился в Москве, а затем переехал в Эрмитаж.

Огюст продолжал рисовать Жанну на протяжении двух с половиной последующих лет.
Существует мнение, что Ренуар изобразил актрису на "Портрете девушки с распущенными волосами", и что на картине "Качели" тоже изображена Жанна Самари.

 (462x600, 77Kb)  (450x544, 32Kb)

Пьер-Огюст Ренуар Качели 1876 г. Музей Д*Орсе, Париж
Пьер-Огюст Ренуар Девушка с распущенными волосами 1876 г.

Правда, характер портретов менялся.
Бывало, из под кисти выходило нечто странное, даже по нашим современным меркам.

 (361x383, 38Kb)

Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878.Национальная галерея искусств, Вашингтон

На этом портрете мы можем разобрать лишь расплывчатое пятно лица, рыжие завитки - и ничего от очаровательной актрисы.

Постепенно в их отношениях наступил кризис. Жанна начала уставать от того, что - как ей казалось - превращалось в пустое экспериментаторство.
Ее потянуло к другим художникам, обычным хорошим живописцам. Да и в Огюсте происходила тяжкая душевная борьба. Он мучился, расставаясь с молодостью, идеализмом, старыми друзьями.
А вскоре Жанне стало совсем не до Огюста и не до портретов. Начался ее нашумевший роман с Полем Лагардом. Поль не был человеком искусства. Типичный парижанин, сын богатого биржевого брокера.

Отец Поля всеми силами старался помешать браку сына с актрисой. Родители Поля даже не присутствовали 25 августа 1880 года на бракосочетании в церкви Троицы, где собрался весь театрально-музыкальный Париж. Лагард-старший даже пытался потом оспаривать законность этого брака.
Вскоре у Жанны родилась дочь. Увы, прожила она недолго, всего полгода. Вторая дочь стала драматической актрисой и впоследствии вышла замуж за директора Лионского театра. Век ее тоже был очень коротким, она не дожила и до тридцати. Младшая же из трех дочерей, также пошедшая по стопам прабабки и матери (она тоже играла в Комеди Франсэз) стала женой директора Парижской Оперы. Она умерла в 80-летнем возрасте, в конце 60-х годов ХХ века.

В начале осени 1890 года мадам Самари (она сохранила свою фамилию) уже готовилась к новому театральному сезону. 5 сентября она отправилась в Трувиль, где проводили лето ее муж и обе дочки. В Трувиле сразу почувствовала себя плохо. Местный врач поставил диагноз: тифоидная горячка. Жанну срочно привезли в Париж. 18 сентября она скончалась. Ей было 33 года. В церкви Святого Роха, где отпевали Жанну, собралось две тысячи человек.

Поль Лагард пережил Жанну Самари на 13 лет. Портрет покойной жены, написанный Ренуаром для третьей выставки импрессионистов, продолжал все эти годы висеть в его квартире. Когда 52-летний Поль Лагард умер, родственники стали распродавать часть имущества.
Дюран-Рюель купил портрет Жанны за 13300 франков и перепродал русскому купцу Ивану Морозову. Таким образом, и второй из известных портретов Жанны Самари оказался в России.

Вскоре после того, как Огюст расстался с Жанной, у него завязались серьезные отношения с Алиной Шариго, которой будет посвящен следующий пост.

Материалы из ВИКИПЕДИИ и с сайтов
http://e-vi-org.1gb.ru/MG/B2/A46/T1450.HTM
http://impressionnisme.narod.ru/RENUAR/renuar10_about.htm
Рубрики:  Про искусство
ЖЗЛ
Муза гения
Метки:  

klassika   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:16 (ссылка)
Набрела на Ваш дневник, как на клад.... Спасибо огромное за все посты, читаю взахлеб.....
 (623x535, 130Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Jessicaworld   обратиться по имени Пятница, 03 Декабря 2010 г. 04:14 (ссылка)
Не могу оторваться от ваших замечательных постов - сокровище!!!!!!! Спасибо Вам огромное! Буду по-читателем и фанатом этого чудного дневника!!!:clapping:
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 03 Декабря 2010 г. 08:16 (ссылка)
Jessicaworld, рада, что вам понравилось у меня в дневнике, но конкретно этот пост я цитировала. Очень советую познакомиться с дневником Парашутова. Вот там просто кладезь интереснейшей информации по живописи и не только=)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку