-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА intellettuale

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


Легендарная страна Кокань

Вторник, 27 Марта 2012 г. 11:21 + в цитатник
Цитирую главу из книги Жака Ле Гоффа «Герои и чудеса средних веков

Кокань — страна, где все твое, куда ни глянь. Образ этой сказочной страны появляется в начале XIII века в одном старофранцузском фаблио.

BrueghelLand_of_Cockaignedetail (700x458, 82Kb)
Питер Брейгель Старший. Страна Кокань

Это творение средневекового имагинарного дошло до нас благодаря трем рукописям — собственно первоначальной рукописи, датируемой около 1250 года, и двум ее копиям начала XIV века. Происхождение этого до сих пор не расшифрованного слова остается невыясненным. Старания филологов, пытавшихся доказать его позднелатинское или провансальское происхождение и связать Кокань с образом кухни (cuisine), с научной точки зрения подтверждения так и не нашли. Кокань — целиком и полностью детище средневекового воображения.
Это словечко, первоначально появившись во французском языке, очень быстро оказалось переведено на английский: Cokaygne или Cockaigne; на итальянский — Cuccagna и на испанский — Сисапа. Немцы называют эту страну другим словом, происхождение которого ничуть не яснее, — Schlaraffenland, страна Шлараффия. Фаблио, рассказывающее о стране Кокань, состоит из 200 восьмисложных стихов. Это история путешествия в фантастическую страну. Анонимный автор предпринимает это путешествие в виде епитимьи, наложенной на него папой. Он открывает «край чудес премногих». Это страна, «благословенная Господом и святыми его», и имя ей Кокэнь. Лучшей ее характеристикой может служить следующая деталь: «Кто там больше спит, тот больше и зарабатывает». Сон, стало быть, вот источник обогащения. Думается, тут можно усмотреть аллюзию с расхожей поговоркой, содержащей недобрую насмешку над ростовщиком, — пока он спит, проценты растут. Так фаблио начинает с того, что переворачивает с ног на голову всю мораль XIII века. В этой стране стены домов сложены из рыб, «окуней, лососей и сельдей», стропила — из осетров, крыши из окорока, полы из колбас, пшеничные поля огорожены кусками жареного мяса и ветчины; жирные гуси жарятся, сами крутясь на вертелах, постоянно посыпаемые чесноком. Вдоль всех дорог, на каждой улице стоят накрытые столы с белыми скатертями. Каждый может тут присесть и до отвала поесть, рыбы или мяса, оленины или дичи, в виде жаркого или в горшочках, и все это совсем задаром. В этих краях течет река из вина, а в ней серебряные и золотые чаши и кубки, и наполняются они сами собою. Река наполовину из благороднейшего красного вина, как вина заморские или вино бонское, а наполовину — из изысканнейшего белого, как вина из Оксерры, Ларошели или Тоннерры. И это все тоже даром. И люди там не злобные, а храбрые и учтивые. На смену такой картине питательного изобилия, в котором количеству сопутствует и качество, приходят приятности весьма своеобразно построенного календаря. В месяце там шесть недель; в году четыре Пасхи, четыре дня святого Иоанна, четыре праздника сбора винограда, и вообще каждый день — либо праздничный, либо воскресный; есть четыре Дня Всех Святых, четыре Рождества, четыре Сретения, четыре праздника Карнавала, а вот Великий пост соблюдают лишь раз в двадцать лет.

Robert_Barnes_cockaigne (700x636, 102Kb)
Robert Barnes. Cockaigne

Автор возвращается к теме пищи, вновь утверждая, что можно поесть сколько душа пожелает, ибо тут никого не принуждают соблюдать пост. О разнообразных кушаньях без всяких ограничений он уже говорил, а теперь уточняет, что «никто запретить никому и не дерзнет». Невозможно тут не вспомнить лозунг мая 1968-го: «Запрещается запрещать». Так и кажется, будто утопия общества без запретов восходит к стране Кокань ХШ века. В то бурное время умы волновали и другие фундаментальные навязчивые идеи наших обществ — труд и сексуальность. Фаблио о стране Кокань не обходит вниманием и их.
Чтобы закрыть наконец тему еды, заметим еще, что в этой стране три дня в неделю идут дожди из горячих кровяных колбас. Затем автор переходит к фундаментальной критике денег, которые он упраздняет: «Этот край такой богатый, что в полях там и тут можно сыскать кошели, набитые золотом, есть там и монеты из чужих стран, маработены и бизантии, но они ни на что не пригодны, ибо все дается даром, в этом краю ничего не продается и не покупается». Здесь автор фаблио метит сатирическим пером в бурный рост денежной экономики в XIII веке.

NapThe Land of Cockaigne (700x560, 90Kb)

Перейдем к сексуальности. Женщины все красивы, будь то девушки или дамы; каждый берет себе ту, которая соглашается с ним пойти, и это никого не смущает. Любой удовлетворяет свои желания себе в удовольствие, как того захочет, никуда не спеша. И этих дам никто не порицает, напротив, они пользуются уважением. А если вдруг некая дама обратит внимание на встречного мужчину, она прямо на улице хватает его и утоляет с ним все свои желания к полной радости обоюдной, так что жители тамошние приносят счастье друг другу. Здесь, как мне представляется, большее удивление вызывает не столько мечта о сексуальной свободе, которую в те времена можно было прочесть, например, в текстах о чудесах Индии, сколько поразительное равенство в сексуальных отношениях мужчины и женщины. Не так давно, в 1215 году, Церковь потребовала спрашивать у женщины ее согласия на брак — на равных правах с мужчиной. Здесь это равенство полов доходит до самого крайнего выражения. Средневековье имело грубый мужской облик, но оно отнюдь не было таким примитивно женоненавистническим, каким его часто изображают.
Самое время приготовиться к изображению наготы и похвальному слову ей же, однако тут нас не ждет ничего необычного. Чудеса начинаются с одеяний. Одежда — вот действительно чудо. В этой стране есть самые услужливые суконщики, которые каждый месяц раздают разные платья. Бурые, черные, пурпурные, фиолетовые и зеленые, как из грубой ткани, так и из тончайшей шерсти, или из александрийского шелка, или из полосатой материи и из верблюжьих шкур. Можно выбрать облачения какие душе угодно, цветные, или серые, или расшитые горностаями; в этой благословенной земле есть очень работящие сапожники, раздающие башмаки на шнурках, сапоги или туфельки, прекрасно подогнанные по форме ноги, всякому желающему, по триста пар в день.

land-of-cockaigne-high (700x543, 76Kb)

Есть и еще одно чудо — Источник молодости, способный возвратить ее и мужчинам и женщинам. Любой мужчина, каким бы он ни был старым и седовласым, любая женщина с поблекшими или побелевшими волосами, выходят из него тридцатилетними (это, как предполагалось, тот самый возраст, в котором начал проповедовать Христос).
Тот, кто попал в эту страну и покинул ее, поистине безумец. «А я вот так и поступил, — признается автор фаблио, — ибо хотел, отыскав друзей моих, привести их в этот благословенный край, но забыл туда дорогу и не знаю, как ее найти. И если хорошо вам в ваших краях, не покидайте их, ибо остаешься внакладе, коли ищешь себе перемен». Фаблио о стране Кокань не оказалось полностью утрачено, по всей видимости, потому, что, во-первых, обрамление у этой повести христианское, и — особенно — постольку, поскольку завершается она призывом отнюдь не к восстанию, а к смирению. Она ставит вопрос о роли утопии, как вызова обществу и как отдушины. Потерянный рай страны Кокань — средневековая и народная форма элитного золотого века античной философии. Это мечта об изобилии, свидетельствующая о самом большом страхе средневековых многонаселенных мест — страхе голода; мечта о свободе, осуждающая тяготы всевозможных запретов и господство Церкви; мечта если не о лени или сладком безделье, то по крайней мере о досуге ввиду повышающейся роли труда, который если и приносит труженику уважение, то лишь с целью еще больше подчинить его; наконец, это мечта о юности, которая поддерживает слабую жизненную энергию мужчины и женщины Средних веков. Но самым знаменательным в этом тексте кажется мне упразднение разграничения времени, установленного Церковью и религией. Мечта о счастливом календаре — одна из самых распространенных в имагинарном разных обществ.

JohanesPhokelaLandOfCockaig (700x569, 44Kb)

Наконец, в фаблио о стране Кокань есть и еще одна мечта — это мечта о земных наслаждениях. Мне это представляется вполне достаточным, чтобы понять, насколько радикально отличается это фаблио от религиозных ересей того времени, ведь это в основной массе ереси ригористские, осуждающие плоть, материальную жизнь и наслаждение еще резче, чем даже сама Церковь. Страна Кокань привела бы в ужас катаров.
Мне не хотелось бы высказываться здесь по поводу распространенного мнения, будто страна Кокань близка к тому образу рая, что описан в Коране. Я не слишком верю в такое влияние. Уж если искать истоки и сопоставления, то, по-моему, лучше всего обратиться к похожим языческим вымыслам в прошлом как западного мира, так и восточного.
Страна Кокань продолжала жить в европейском имагинарном. Но тут я различаю два периода, две фазы. Прежде всего — это проникновение темы в жанр забавной и изящной литературной сказки. Стране Кокань посчастливилось попасть на страницы «Декамерона» Боккаччо. После этого страна Кокань продолжает жить в объединении с другими протестными темами, главными из которых мне представляются три: Источник молодости, о котором уже говорится в самом фаблио; битва Масленицы с Великим постом — эта тема возникает примерно в то же самое время, что и само фаблио, в виде битвы Великого поста с Мясоедом; и это, наконец, тема «мира наизнанку». Эти темы очень широко представлены в литературе, искусстве и в имагинарном XVI века. Мне кажется примечательным, что как единственное развернутое изображение страны Кокань (где прежде всего показаны сладкое безделье, сон и материальный достаток), так и битву Масленицы с Великим постом нарисовал один и тот же великий художник — Брейгель. Критика Новейшего времени видела в этом фаблио то «мечту о равенстве», то «социальную утопию» (как, например, чешский историк Граус), утопию «антиклерикальную», утопию «бегства от действительности» или, наконец, «народную», фольклорную утопию.
Как бы ни было трудно исторически определить, что же называют народной культурой, — я полагаю, что эта культура, которую средневековое христианство стремилось упразднить как языческую, исторически исчерпывается именно временем страны Кокань. Нет сомнений, что фаблио XIII века вобрало в себя языческие традиции. А в нынешнее время и уже начиная, вероятнее всего, с века XVIII утопия о стране Кокань анекдотическим образом превратилась в детскую игру. Возможно, под влиянием обычая Майского дерева (видимо, пойти по пути такой логики будет правильнее всего) образ Кокани сохранился в сельских и крестьянских общинах, наградив своим именем один из атрибутов народного праздника, шест с призом, «шест кокань».

La_cucaña (352x700, 32Kb)

Ф. Гойя. Шест Кокань

На самой вершине шеста висит приз, это, как правило, нечто съестное, какое-то лакомство; кто-нибудь, а чаще всего ребенок, должен взлезть по шесту и снять приз. Самое древнее упоминание о «шесте кокань» можно найти в хронике, озаглавленной «Дневник парижского буржуа», написанной в 1425 году, в ту эпоху, когда Париж был под властью англичан и бургундцев, что тем не менее ничуть не убавило ему веселья:
«В праздник святого Ле и святого Жиля, что приходился на субботу первого сентября, некоторые жители города Парижа придумали новую потеху да таковую и сотворили: взяли жердь длины непомерной в 6 туазов и вколотили глубоко в землю, чтоб верхом упиралась почти в самое небо, а на вершине висела корзина, в оной же — жирная гусыня и шесть золотых монет, а жердь хорошенько намазали гусиным салом; и было возглашено, что, если кто сможет взобраться и снять гусыню без помощи посторонней, тому достанется и жердь, и корзина, и гусыня, и шесть монет; однако никто, каким бы ловким ни был он лазальщиком, сделать оного не смог; но под вечер один юный слуга все ж изловчился и снял гусыню, однако ж не смог взять ни корзины, ни монет, ни жерди; было это близ Кэнкампуа на улице Гусей, а тут и конец истории всей».
«Шест кокань» стал ярмарочной потехой. Он показывает, сколь извилисты и неисповедимы пути, по которым приходят в наше общество чудесные мифы, пополняющие его имагинарное.
Рубрики:  Про искусство/Вернисаж
Истории из истории
Книжная полка
Интересности
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 5 пользователям

Эльдис   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 12:09 (ссылка)
Почему бы и нет. Только дожди из горячих колбас надо поумерить, и обувь тоже, куда девать 300 пар обуви в день?)
Интересно само название, откуда взялось название, жаль что объяснений нет... Спасибо за пост, за неимением самой Кокани, заберу пост!)
Ответить С цитатой В цитатник
Богомолка   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 15:03 (ссылка)
Огромное спасибо за интересный рассказ
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 15:21 (ссылка)
Будем надеяться, что исследователи однажды все-таки определятся по поводу происхождения такого своеобразного названия страны изобилия=)
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 19:13 (ссылка)
Очень интересно, спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 20:02 (ссылка)
Очень рада, что интересно-)
У Ле Гоффа все работы интересные:)
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 20:48 (ссылка)

Ответ на комментарий NADYNROM

Уже не помню, что его читала. Запомнилось, в первую очередь, про тамплиеров.
Всегда интересовала грань между научностью и популярностью в его работах, думаю что это самый научный из популяризаторов.)))
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 21:32 (ссылка)
Он профессиональный историк, последователь школы "Анналов", большая половина его работ на популяризацию не тянет. Монография о Людовике Святом - вообще вершина:-)
Ответить С цитатой В цитатник
Фред_Юнг_боцман_Шрёдингера   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 21:48 (ссылка)
NADYNROM,
спасибо! Вместе с иллюстрациями очень "вкусный" пост получился! :) А я, признаться, даже не знал об этой работе Ле Гоффа. Читал у него "Цивилизацию средневекового Запада", "Интеллектуалы в средние века" и "Средневековый мир воображаемого". В последнем сборнике кажется тоже есть что-то о Кокань - читал давно, надо бы снова посмотреть.
У английского историка А.Л. Мортона в книге "Английскя утопия" также есть глава о Кокань (Кокейн), если ты не читала, я бы советовал с ней ознакомиться - заодно можно сравнить подходы "анналиста" Ле Гоффа и марксиста Мортона (хотя вообще-то первое не исключает второго :)
Вот прямая ссылка на pdf-файл:
http://enlightment2005.narod.ru/papers/morton_utopia.pdf
По идее, на "Яндексе" книга должна быть доступна и в HTML, но там проблемы с кодировкой - мне открыть в нормальном виде не удалось
http://copy.yandex.net/?text=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1...5fa030cbc7d1672e3fbbd1&keyno=0
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 23:22 (ссылка)
"Английскую утопию", к сожалению, пока не читала, но обязательно возьму на заметку. Так вышло, что с трудами французских медиевистов я знакома гораздо лучше, чем с работами их британских коллег. У Ле Гоффа читала все, что выходила на русском языке. Ну, возможно, могла какие-то статьи пропустить. В "Средневековом мире воображаемого" он о стране Кокань также писал", да и другие интересные темы поднимал.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 23:27 (ссылка)
А первое знакомство с исследованиями Ле Гоффа у меня началось с "Цивилизации средневекового Запада". Давно это было, но книга произвела неизгладимое впечатление. Наверное, поэтому на некоторые труды Гуревича, в которых содержался пересказ идей его французского коллеги, имела нахальство смотреть иронично.
Сейчас, разумеется, многое в своих взглядах пересмотрела.
Ответить С цитатой В цитатник
Фред_Юнг_боцман_Шрёдингера   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 23:46 (ссылка)
NADYNROM,
у Мортона еще не менее интересна вот эта книга:
http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181419713-ot-melori-do-eliota.html
На меня в свое время сильное воздействие оказала. О Ле Гоффе и "Цивилизации.." я, насколько помню, уже писал в комментариях к другому твоему посту - посвященному ему в целом как историку, поэтому не буду повторяться :)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 28 Марта 2012 г. 10:44 (ссылка)
_юнга_Фред_, да, я помню те комментарии=)
Ответить С цитатой В цитатник
Chandrra   обратиться по имени Среда, 28 Марта 2012 г. 15:54 (ссылка)
Надя, суперпост, куда-нибудь заложу себе))
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 28 Марта 2012 г. 20:04 (ссылка)
Очень рада, что материал понравился и вызвал интерес=)
Ответить С цитатой В цитатник
Hobbittt   обратиться по имени Среда, 28 Марта 2012 г. 23:03 (ссылка)
Кокань, разумеется, в российских землях находилась, где-то между Любанью и Таманью.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 28 Марта 2012 г. 23:06 (ссылка)
Почему именно там?=) Только из-за схожести названия?=)
Ответить С цитатой В цитатник
Hobbittt   обратиться по имени Среда, 28 Марта 2012 г. 23:47 (ссылка)
NADYNROM, именно. Кроме того, у нас просторно, есть где чудо-страну разместить.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 29 Марта 2012 г. 08:07 (ссылка)
Hobbittt, да-да, наши широкие просторы позволяют=)
Ответить С цитатой В цитатник
Владимир_Шкондин   обратиться по имени Четверг, 29 Марта 2012 г. 20:55 (ссылка)
Бабуля моя рассказывала. Был у них в деревне мужик один, читать умел и любил. Так он перечитал всё что в руки попадало, а потом баб развлекал байками всякими.Вот одна из: "Бабы, а вы знаете что такое коммунизм? Так вот, коммунизм, это кохда на перехрёстке будет лежать свинья жаренная, у боку нож, а у жо...е хрен! Каждый себе ломоть отрезает, а оно по-новой нарастает. Во!"

теперь думаю, не прост был тот мужичок то, и про Кокань может где читал иль видел :)
А ты молодец, интересный пост написала, спасибо!
*вспомнился ещё Гаргантюа и Пантагрюэль...
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_Kalusch   обратиться по имени Суббота, 31 Марта 2012 г. 00:36 (ссылка)
Спасибо, Надюша, интересная тема!
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Суббота, 31 Марта 2012 г. 01:03 (ссылка)
Владимир_Шкондин, вот так и получается, что обилие еды - признак любой утопической страны. Страх голода неискореним.
Elena_Kalusch, рада, что понравился материал=) Мне тоже эта тема кажется интересной=)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Пятница, 06 Апреля 2012 г. 09:52 (ссылка)
Спасибо, интереснейший пост и замечательный подбор картинок. :)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 06 Апреля 2012 г. 10:44 (ссылка)
Эльф_в_капюшоне, рада, что пост понравился-)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Пятница, 06 Апреля 2012 г. 11:07 (ссылка)
NADYNROM, забрала в цитатник. :) И пошла искать книгу, я ее еще не читала. :)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 06 Апреля 2012 г. 11:30 (ссылка)
Эльф_в_капюшоне, книга интересная и очень легко читается=)
Ответить С цитатой В цитатник
plena_deo77   обратиться по имени Четверг, 28 Ноября 2013 г. 19:49 (ссылка)

Ответ на комментарий NADYNROM

Мне кажется, что речь идет о Тонком мире, в которую люди уходят во сне. Почему человек спит 8 часов, то есть треть своей жизни? А в Тонком мире все по-доугому, потому что создается мыслью. Вот и создавай себе царство изобилия сам по своей внутренней природе
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку