АсСаламу Алайкум ва РахматуЛлахи ва Баракaтух!
«Благочестие не в том, чтобы вам обращать лица свои к Востоку или Западу; но благочестивы те, которые веруют в Единого Бога, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков; по любви к Нему дают из имущества своего ближним, сиротам, бедным, странникам, нищим, на выкуп рабов; которые совершают молитвы, дают очистительную милостыню; верно исполняют обязательства, какими обязывают себя; терпеливы в бедствиях, при огорчениях и во время бед. Таковые люди праведны; таковые люди благочестивы»
(Коран, сура 2:172)
разговор с матерью |
Я всего лишь юноша, вступающий в огромный яркий и нарядный мир этой жизни. Мне всё интересно и всего хочется познать и попробовать. Вокруг миллион соблазнов: девушки, дискотеки, путешествия, друзья!
Я бы хотел с головой окунуться в этот пёстрый омут весёлой и праздничной суеты…
Стоп! Хотел бы?!...
Почему резко возникает этот вопрос и я останавливаюсь на пороге, так и не переступив его, не сделав один единственный шаг, отделяющий меня от этого весёлого приключения под названием ДУНЬЯ !?
Почему же я стою? Ведь там так хорошо и интересно! Много парней и девушек машут мне с той стороны, зовут, кричат:
- Ну что же ты? Струсил? Иди к нам! Здесь так классно!
А я…я так хочу туда…Но продолжаю стоять здесь…
Почему?...
Оборачиваюсь с этим вопросом к тем, кого только что хотел оставить позади. И вижу добрые улыбающиеся лица родителей, старых друзей. Они смотрят на меня. На их лицах добрая улыбка, но глаза печальны. В них беспокойство и грусть.
Спрашиваю:
- Почему вы на меня так смотрите?
Мама подходит, и гладит меня по голове.
Я кипячусь:
- Я уже взрослый! Я хочу туда, к новым друзьям, к новой жизни, к интересным приключениям!
Мама отвечает:
- Что же ты тогда остановился? Что заставило тебя обернуться, и не переступить порог? Ведь ты взрослый. Мне не хватит сил удержать тебя, если ты решишь уйти. Какая же сила остановила тебя?
Мама задала вопрос. Но по её лицу я вижу, что она знает ответ. Знаю его и я, но делаю вид, что не понимаю…
читать дальше
|
краткий словарь исламских терминов |
АЗАН - Призыв на молитву, который состоит из:
1 - Четырёхкратного произнесения слов 'Аллах велик' /Алллаху акбар/.
2 - Двукратного произнесения слов 'Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха' /Ашхаду алля иляха илля-Ллах/.
3 - Двукратного произнесения слов 'Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха' /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/.
4 - Двукратного произнесения слов 'Спешите на молитву!' /Хаййа `аля-с-салят/.
5 - Двукратного произнесения слов 'Спешите к спасению!' /Хаййа `аля-ль-фалях!/.
6 - Двукратного произнесения слов 'Аллах велик' /Аллаху акбар/.
7 - Произнесения слов 'Нет бога, кроме Аллаха' /Ля иляха илля-Ллах/.
Помимо этого перед утренней молитвой после слов 'Спешите к спасению' дважды произносятся слова 'Молитва лучше сна!' /Ас-салят хайрун мин ан-наум!/
`АКИДА - вероучение.
`АКЛЬ - разум.
`АКЫКА - принесение в жертву одной или двух овец в знак благодарности Аллаху за рождение дочери или сына соответственно.
АМАНА - любое обязательство раба Аллаха перед его Господом и любые обязательства людей друг перед другом.
АМИН - О Аллах, ответь на нашу мольбу!
АМР - веление Аллаха.
АНСАРЫ - жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, своим вероучителем, предоставив ему и его мекканским сподвижникам убежище в своём городе и оказав им материальную помощь.
`АРАК - кустарник, ветки которого используются в качестве зубочисток.
`АРАФАТ - долина, расположенная примерно в двадцати километрах от Мекки и являющаяся местом проведения главного обряда хаджжа - стояния /вукуф/. Место стояния находится перед невысокой горой, носящей название Джабаль ар-Рахма или же `Арафат.
АЛЬ-`АРШ - трон Аллаха.
АЛЬ-АСМА АЛЬ-ХУСНА - прекраснейшие имена Аллаха, по которым верующим следует обращаться к Нему.
`АСР - послеполуденная молитва.
АСХАБ - сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
АСХАБ АС-СУФФА - неимущие сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, жившие под навесом мечети в Медине.
`АУРАТ - общее название тех частей тела, которые следует скрывать от взглядов других людей: для мужчин это всё, что ниже пупка и выше колен, а для женщин - всё тело, кроме кистей рук и лица.
АХЛЬ АЛЬ-БАЙТ - семья пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
АХЛЬ АЗ-ЗИММА - иудеи и христиане, живущие на мусульманской территории и находящиеся под защитой мусульман.
АХЛЬ АС-СУННА ВА-ЛЬ-ДЖАМА`А - приверженцы сунны и согласия; сунниты.
АХЛЯК - нравы; нравственные качества.
АЛЬ-АХЫРА - мир вечный.
`АШУРА - десятое число мухаррама, первого месяца лунного календаря, когда рекомендуется соблюдать пост.
АЯТ - знамение, чудо; наименьший выделяемый отрывок текста Корана.
БАЙ`А - клятва, которую приносят подданные на верность своему правителю в соответствии с установлениями ислама.
БАРАКА - дар божий; благодать.
БАРЗАХ - период времени, который наступает после смерти и продлится до Дня воскресения.
БИД`А - нововведение в области религии.
БУРАК - животное больше осла, но меньше лошади, на котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил своё ночное путешествие в Иерусалим и был вознесён на небо.
ВАСЫЙА - завещание.
ВАХИ - откровение свыше.
ВИТР - дополнительная ночная молитва, состоящая из нечётного количества рак`атов.
ВУДУ - частичное омовение, которое необходимо совершать перед молитвой в случае малого осквернения.
ВУКУФ - основной обряд хаджжа, стояние поблизости от горы Арафат в течение девятого дня месяца зу-ль-хиджжа.
ГАЙБ - всё то, что сокрыто от людей и известно одному лишь Аллаху.
ГАРАР - продажа того, чего нет в наличии, например, ещё непойманной рыбы.
ГУЛЮЛЬ - кража части военной добычи до ёе раздела между участниками сражения.
ГУСЛЬ - полное омовение, которое верующий должен совершать в случае большого осквернения, а также в некоторых иных случаях.
ДА`ВА - религиозный призыв.
ДАЛЯЛЯ - заблуждение.
ДЖАННАТ - рай.
ДЖАХАННАМ - ад.
ДЖАХИЛИЙА - доисламская эпоха, период язычества.
ДЖИНН - одна из трёх категорий разумных существ, сотворённых Аллахом из огня (две другие - люди и ангелы).
ДЖИЗЙА - подушная подать, которую выплачивали мусульманам иноверцы, жившие на мусульманских землях.
ДЖИХАД - война за веру.
ДЖУМ`А - пятница.
АЛЬ-ДЖУХФА - микат для жителей Шама.
ДИЙА - компенсация за убийство или ранение, выплачиваемая виновным родственникам пострадавшего или ему самому.
ДИН - религия.
ДУ`А - обращение с мольбой к Аллаху.
ЗАКЯТ - особый налог в пользу нуждающихся мусульман, который должен выплачивать каждый взрослый и дееспособный мусульманин с посевов, финиковых пальм, скота, золота и серебра, а также товаров. Закят выплачивается раз в год только с облагаемого этим налогом минимума (нисаб) урожая, скота и т.д. В соответствии с 60-м аятом суры 'Покаяние', право на получение помощи из собранного с мусульман закята имеют только определённые категории нуждающихся.
|
Не берите себе в друзья... |
|
умершие узнают о деяниях живых |
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что обо всех деяниях живых людей узнают их умершие родные и близкие. Их хорошие деяния радуют их, а плохие огорчают, и они просят, чтобы Аллах образумил их и напомнил им о необходимости соблюдения фарза (обязательных предписаний). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) еще сказал: «Ваши хорошие деяния, содеянные в понедельник и в четверг, возносятся к Аллаху, а содеянные в пятницу возносятся к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и к вашим родителям. Хорошие деяния радуют их, и от света радости их лица становятся белыми. Вы бойтесь Аллаха, не делайте плохое, чтобы вашим умершим не было мучений».
Один человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Мои родители умерли, чем я могу им помочь?". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "После их смерти на тебе остаются четыре долга: делать им хорошую ду´а, исполнять их васият (завещание), уважать их друзей, хорошо относиться к родным и близким".
|
напоминание |
мусульмане,
те из вас, кто страстно желает иметь просторные и дорогие автомобили, помните: рано или поздно вы будете пассажирами, которых везут в горизонтальном положении (т.е. на кладбище)
те, кто чуть ли не сходит с ума по модной и роскошной одежде, в то время как другим вообще нечего надеть, помните: рано или поздно вы закончите свой жизненный путь всего-навсего в кафане – куске ткани, в которой завернут ваш труп
те, кто опрометчиво жертвует всем на строительство великолепного особняка, помните: рано или поздно могила станет вашим настоящим и постоянным домом
те, кто жадно поедает изысканные яства и редкие деликатесы вместо того, чтобы кормить голодных, помните: рано или поздно вы будете пищей для червей и других земных тварей
те, кто гоняется за славой, почетом и признанием со стороны людей вместо того, чтобы заботится о своей вере, помните о мраке и одиночестве в могиле
те, кто тратит время на просмотр развлекательных шоу по телевидению, на прослушивание музыки по радио или чтение детективов, помните: после смерти вы ни о чем так не пожалеете, как о секунде, проведенной вне поминания Всевышнего.
|
запрет на употребление свинины и алкоголя |
|
последняя проповедь пророка Мухаммада (с.а.с) |
была прочитана Мухаммадом (с.а.с.)на горе арафат в 632 г., во время последнего паломничества пророка в мекку.
(по публикации: максуд р. ислам / пер. с англ. в.новикова. м., 1998 с. 32-33)
«о люди, внемлите словам моим, ибо по прошествии года меня, вероятно, уже не будет среди живущих. слушайте внимательно передайте мои слова тем, кого здесь сегодня нет.
о верующие, знайте, что жизнь и собственность каждого мусульманина неприкосновенны и священны <...>
не причиняйте вреда никому – и не потерпите ни в чем ущерба. помните, что вам предстоит встретиться с господом вашим, а он знает все дела ваши <…>
не чините несправедливостей и не терпите несправедливость<…>
помните, что вам даны права в отношении жен, но и у них также имеются права в отношении вас самих. помните, что берете их в жены с благословения и позволения аллаха<…> обращайтесь с ними хорошо и будьте благосклонны к ним, ибо они – ваши сторонники и верные помощники<…>
поклоняйтесь аллаху, совершайте дневные молитвы; поститесь в месяц рамадан и давайте из имущества вашего закят.
совершайте хадж, если сможете<…>
араб не имеет превосходства над неарабом; белый не имеет превосходства над черным, также и черный не имеет превосходств над белым. превосходство ваше определяется лишь благочестиеми добрыми поступками.
мусульманин да будет братом мусульманину<…>
после меня не будет ни пророка, ни посланника, и веры другой тоже не будет<…> я оставляю вам две вещи: коран и сунну, следуйте им – и вы никогда не впадете в заблуждение.
сегодня я завершил для вас вероустав ваш, в полноте проявил мое благодеяние вам: я благоизволил поставить вероуставом для вас покорность – ислам».
|
О пользе обращения к Аллаху (с.в.т) |
Аллах Всевышний сказал:
— И сказал ваш Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, кто превозносятся, не считая нужным поклоняться Мне, войдут в ад и останутся там навечно!»
Аллах Всевышний также сказал:
— А если рабы Мои спросят тебя обо Мне, то — Я — близок и Я отвечу на призыв взывающего, когда он станет взывать ко Мне. Пусть же они будут послушны Мне и пусть уверуют в Меня, — может быть, пойдут они по правильному пути. («Корова», 182).
Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Обращение к Аллаху есть поклонение, ибо Господь ваш сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа).
Он (с.а.в) также сказал: «Поистине, Господь ваш Всеблагой и Всевышний стыдлив и щедр, и он устыдится раба своего, если тот возденет руки свои к Нему и ему придется опустить их пустыми» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа).
Он (с.а.в) также сказал: «Кто бы из мусульман ни взывал к Аллаху с просьбой, в которой не будет ничего греховного и выполнение которой не приведет к разрыву его отношений с близкими, Аллах обязательно дарует ему одно из трех: либо быстро выполнит его просьбу, либо сделает ее запасом для него в мире ином, либо отвратит от него нечто дурное, сравнимое по значимости своей с тем, о чем он просит». Услышав это, люди сказали: «Тогда мы будем больше просит». Пророк же сказал: «А Аллах даст вам еще больше» (ат-Тирмизи; Ахмад).
О том, чего необходимо придерживаться при обращении к Аллаху с мольбой и что позволяет надеяться на исполнение просьбы.
1 - Проявление искренности по отношению к Аллаху.
2 - Следует начинать и завершать свое обращение с восхваления и прославления Аллаха, а также с молитвы за пророка (с.а.в).
3 - Следует быть твердо уверенным в действенности своей мольбы и твердо убежденным в возможности получения ответа.
4 - Следует проявлять настойчивость в своих мольбах и не торопить события.
5 - Необходимо присутствие сердца.
6 - Необходимо обращаться к Аллаху со своими мольбами и в дни благополучия, и в трудные времена.
7 - Следует обращаться со своими просьбами только к Аллаху.
8 - Нельзя проклинать членов семьи, имущество, детей и самого себя.
9 - Не следует произносить слова мольбы ни слишком тихо, ни слишком громко.
10 - Следует признать свои грехи и попросить прощения за них, как следует признать, что источником милостей является Аллах, и возблагодарить Его за них.
11 - При обращении к Аллаху с мольбой не следует говорить искусственным языком, стараясь рифмовать слова.
12 - Необходимо проявлять смирение и покорность перед Аллахом, обращаясь к Аллаху одновременно по доброй воле и из страха перед Ним. 13 - Прежде чем обращаться с мольбой следует загладить нанесенные обиды и покаяться.
14 - Следует обращаться со своей мольбой трижды.
15 - При обращении необходимо повернуться в сторону киблы.
16 - При обращении следует воздевать руки к небу.
17 - По возможности перед обращением с мольбой к Аллаху следует совершить такое же омовение, какое совершается перед молитвой.
18 - При обращении к Аллаху с мольбой не следует проявлять враждебность по отношению к кому бы то ни было.
19 - Если обращающийся к Аллаху хочет попросить о чем-то для кого-то другого, ему следует начинать с себя (Известно, что пророк (с.а.в) при обращении с мольбой к Аллаху начинал с себя, но известны случаи, когда он поступал и по-другому, например, когда он просил за Анаса, Ибн Аббаса, Умм Исмаил и других людей,. Подробнее об этом можно прочитать в комментариях Ан-Нувави к «Сахиху» Муслима и других произведениях такого рода).
20 - Следует обращаться к Аллаху с мольбой, называя Его Его прекрасными именами и упоминая Его высочайшие атрибуты, или же через посредство добрых дел, совершаемых тем, кто возносит мольбу, или попросив вознести за него мольбу живого праведного человека, с которым человек встретился.
21 - Следует обратить внимание на то, что обращающийся с мольбой к Аллаху должен употреблять дозволенные шариатом пищу и питье, а также быть одетым в дозволенные шариатом одежды.
22 - Не следует просить о чем-то греховном или о том, что может привести к разрыву родственных связей.
23 - Необходимо повелевать совершать одобряемое и запрещать отвергаемое.
24 - Следует отстраняться от любых прегрешений.
Когда, при каких обстоятельствах и в каких местах мольба, обращаемая к Аллаху, не остается без ответа
1 - В ночь могущества.
2 - В конце ночи, а также после совершения обязательных молитв.
3 - В промежутке между словами азана и объявлением о начале молитвы.
4 - В один из периодов времени еженощно.
5 - Во время призыва на обязательную молитву.
6 - Во время дождя.
7 - Во время сражения на пути Аллаха.
8 - В один из периодов времени в течение каждой пятницы (вероятнее всего, речь идет о конце послеполуденного периода, но возможно также, что имеется в виду время хутбы и совершения общей молитвы).
9 - В тот момент, когда человек пьет воду Замзама с благими намерениями.
10 - При совершении земного поклона.
11 - При побуждении ночью и обращении к Аллаху с мольбой в соответствии с тем, как это делал посланник Аллаха (с.а.в).
12 - В том случае, когда человек засыпает после совершения омовения, а потом просыпается ночью и обращается к Аллаху с мольбой.
13 - В том случае, когда мольба сопровождается словами:
«Нет божества, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, был я несправедлив».
14 - При обращении людей с мольбой к Аллаху после того, как кто-либо скончается.
15 - Мольба после восхваления Аллаха и благословения пророка (с.а.в) во время последнего ташаххуда молитвы.
16 - Мольба, возносимая с великим именем Аллаха (Аллахумма), при котором Аллах удовлетворяет просьбу Своего раба.
17 - Мольба мусульманина для брата-мусульманина при его отсутствии.
18 - Мольба возносимая в день Арафат на стоянии в Арафат.
19 - Мольба возносимая в месяце Рамадан.
20 - При встречах мусульман с целью поминания Аллаха.
21 - В том случае, когда мольба после случившегося с кем-либо несчастья выражается с помощью следующих слов:
«Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся. О Боже, вознагради меня за несчастье, которое я претерпел, и возмести мне мою потерю чем-то лучшим».
22 - В том случае, когда слова мольбы произносятся во время устремления сердца к Аллаху и особенно сильных проявлениях искренности к Нему.
23 - В том случае, когда обиженный обращается к Аллаху со словами мольбы, направленной против своего обидчика.
24 - Слова мольбы родителя за своего ребенка или против него.
25 - Слова мольбы того, кто находится в пути.
26 - Слова мольбы постящегося пока не разговеется.
27 - Слова мольбы постящегося при разговлении.
28 - Слова мольбы принуждаемого к чему-то.
29 - Слова мольбы, возносимой справедливым имамом.
30 - Мольба, возносимая богобоязненным ребенком за своих родителей.
31 - Мольба, возносимая после омовения, если человек взывает к Аллаху также, как это делал посланник Аллаха (с.а.в).
32 - Мольба, возносимая после побивания камнями наименьшего из идолов.
33 - Мольба, возносимая после побивания камнями среднего идола.
34 - Мольба, возносимая на территории Каабы, а также мольба того, кто молится в пределах хиджра, являющегося частью храма.
35 - Мольба, возносимая на вершине холма Сафа.
36 - Мольба, возносимая на вершине холма Марва.
37 - Мольба, возносимая в аль-Маш’ар аль-Харам.
Правоверный обращается с мольбой к своему Господу постоянно и где бы он ни находился, так как Аллах Всевышний сказал:
«А если рабы Мои спросят тебя обо Мне, то Я — близок и я отвечу на призыв взывающего, когда он станет взывать ко Мне» . Однако упомянутые нами периоды времени, обстоятельства и места выделяются среди других тем, что Аллах уделяет им особое внимание.
СЛОВА ОБРАЩЕНИЙ К АЛЛАХУ С МОЛЬБАМИ, ВЗЯТЫЕ ИЗ ВЕЛИКОГО КОРАНА И ИЗ СУННЫ
|
ИСЛАМ пришел странным, и уйдет также странным |
В сахих Муслиме (145) сказано, что Абу Х1урайраx1 (радыйа-ллах1у `анх1у) передал:
« Посланник Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал:
«Ислам пришел странным и уйдет также как и пришел.
Благие вести странным»
В сунане Тирмизи (3058) передается от Абу Салаба аль Хушани (радыйа-ллах1у `анх1у),
что Посланник Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал:
«После вас наступят времена, когда терпеливый будет подобен тому кто держит горящий уголь в руках. Кто прилагает усилия в эти дни, тот получит награду пятидесяти таких как вы»
Согласно другому сообщению, пророку спросили:
«О Посланник Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) награда пятидесяти как он, или таких как мы?»
Он ответил: «Нет, награда пятидесяти как вы»
Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Тагриб вал Тархиб
----------------------------------------------
Эти и другие хадисы указывают, что в конце времени, будет много грехов и зла, и очень мало праведных и боящихся Аллаха людей. Это потому что будет много фитны и потому, что искушение будет распространено, и поэтому придерживающиеся Исламу будут казаться странными и даже среди мусульман они будут странными.
Эти хадисы также показывают, что сохранить приверженность Исламу тяжело, подобно держанию в руках горящего угля. После того как человек принял наставление от Аллаха, ему необходимо быть терпиливым в следовании этому пути, пока он не встретит Господа, и не быть пренебрежительным и невнимательным, и тогда он встретит Господа Который доволен им и не зол на него, и даст ему великую и приумноженную награду. Если человек понимает это, то он будет считать незначительным то что было сделано ради Аллаха, по сравнению с тем, что будет ему даровано Аллахом по Его воле и милости.
http://www.muslimiman.info/ru/hadis/272
|
Условия покаяния |
"Покаяние" – имеет великое значение, и оно имеет глубокий смысл в отличие от того, что думают о нём многие.
Покаяние бывает двух видов: покаяние за неверие и покаяние за большие и малые грехи в целом.
- Покаянием за неверие является вера. Всевышний Аллах сказал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует: «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом[1]». (Трофеи 8: 38).
- Малые же прегрешения искупляются также и различными благими деяниями.
- Что же касается больших грехов, то обязательным условием их искупления является только искреннее покаяние.
Покаяние следует произносить своими устами, но также необходимо сожалеть о своём грехе и сердцем, поскольку Всевышний сказал: «Просите прощения у Господа вашего и кайтесь перед Ним». (Худ 11: 3). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Сожаление о содеянном – это покаяние». (Ибн Маджа 4252, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным).
Покаяние нечто большее, чем мольба о прощении. Как и у всякого великого деяния, у покаяния есть свои условия. Учёные называли несколько условий покаяния, взятых из аятов Къурана и хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
1. прекращение ослушания (т. е. совершения греха);
2. раскаяние в совершённом;
3. решимость никогда не совершать подобное.
Если хоть одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние принято не будет. В том же случае, когда совершённый грех, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно будет удовлетворять уже четырём условиям, а именно – трём вышеупомянутым и ещё одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т. п.
Некоторые учёные относят к условиям покаяния также искренность, при которой:
- Человек оставляет грех ради Аллаха, а не ради чего-либо иного. Например, в связи с неспособностью совершать его или оставить его из-за страха перед порицанием со стороны людей. Не является покаявшимся тот, кто оставил грехи ради сохранения здоровья и своего удела, кто оставил прелюбодеяние и распутство из-за боязни смертельных инфекционных заболеваний. Не является покаявшимся тот, кто отказался от ограбления, потому что он не смог попасть в дом, или не смог вскрыть кассу или испугался охранника. Не является покаявшимся тот, кто бросил пить спиртное и употреблять наркотики по причине заботы о своём здоровье или материальной несостоятельности. Также не является покаявшимся тот, кто не в состоянии совершать греховное деяние против своей воли. Например, лжец, которого парализовало и он потерял речь; прелюбодей, который лишился способности совершать половой акт; вор, который попал в происшествие и лишился рук. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него». (ан-Насаий 3140, от Абу Умамы аль-Бахили. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим - достоверным).
- Раб Аллаха должен осознавать скверность греха и его вред. Это означает, что подлинное покаяние несовместимо с удовлетворением и радостью при воспоминании о прошлых грехах, либо с желанием повторить их в будущем. Знание верующим причин и последствий греховных деяний, заставляют его отдалиться от грехов. Однако некоторые люди продолжают грешить по различным причинам. Вот некоторые из них:
1) человек считает свой грех незначительным;
2) душа больше склоняется к этому греху, и страсть к нему ощущается сильнее;
3) условия совершения греха проще и не требуют особых усилий;
4) друзья и приятели человека совершают тот или иной грех, и ему трудно отстраниться от них из-за отсутствия силы воли;
5) определённый грех обеспечил человеку высокое положение и сан среди окружения, ему тяжело лишиться этого положения, и он продолжает совершать этот грех.
- Раб Аллаха должен стремиться к быстрому покаянию, поскольку отсрочка покаяния в сущности является грехом и тоже требует принесения покаяния. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается». (Женщины 4: 17). Каяться за совершённый грех необходимо сразу, ибо, чем больше времени человек не кается после совершённого им греха, тем глубже он пускает корни в его душу.
- Раб Аллаха должен опасаться недостатка в своём покаянии и не быть абсолютно уверенным в том, что оно уже принято, не должен полагаться на себя и чувствовать себя в безопасности от наказания Аллаха.
- Он должен восполнить упущенные обязанности перед Аллахом, если это возможно, например, выплатить обязательное ежегодное пожертвование (закят), который он удержал в прошлом,[2] а также выполнить обязательства перед нуждающимися.
- Он должен избегать мест и обстоятельств облегчающих совершение греховных деяний. Если же он останется в окружении прежних обстоятельств или прежней среде, то может вновь впасть в грех.
Аллах Всевышний сказал: «Неразлучные друзья в тот день станут врагами друг другу, кроме богобоязненных». (Украшения 43: 67).
В День воскресения друзья в грехе, будут проклинать друг друга. В связи с этим, следует избегать их, порвать с ними и остерегаться их, если нет возможности призвать их на прямой путь. Остерегайся, чтобы шайтан не притянул тебя и не приукрасил для тебя возвращение к ним под видом призыва их к истине, если ты знаешь, что слаб и не сможешь сопротивляться искушению. Известно, что многие люди возвращаются к грехам, когда возобновляют отношения со старыми друзьями.[3]
- Следует уничтожить запретные предметы, имеющиеся при себе, например, спиртные напитки, музыкальные инструменты, запретные фильмы или книги, содержащие в себе разврат и ересь. Сколько же случаев известно, когда сохранение подобных запретных вещей у покаявшихся являлись причиной их отвращения от покаяния, причиной их заблуждения после наставления на прямой путь!
- Следует выбирать для себя праведных товарищей, стремиться в круг праведных верующих, посещать религиозные собрания и проводить время в полезных занятиях, чтобы шайтан не нашёл свободного времени для напоминания о прошлом.
- Следует испрашивать прощения у Аллаха за те грехи, которые совершаются по незнанию или по забывчивости, поскольку невозможно контролировать все грехи, которые человек совершает на протяжении дня. Не подозревая об этом, человек может совершить не заметно для себя не только греховный поступок, но также и проявить какой-либо элемент многобожия, ибо всё это присуще людям, как сказал об этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Многобожие скрывающееся в вас, незаметнее ползущего муравья, но я укажу тебе на то, благодаря чему ты сможешь избавиться как от малых, так и больших проявлений многобожия. Говори: “О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы поклоняться кому-нибудь ещё, кроме Тебя, сознательно, и прошу у Тебя прощения за то, о чём я и сам не знаю”». (Ахмад 4/403. См. Сахихут-Таргъиби уат-Тархиб 1/19).
/Аллахумма инни а'узубика ан ушрика бика уа ана а'ляму, уа астагъфирука лима ля а'ляму/.
- Взывая к Аллаху с мольбой о покаянии следует быть настойчивым, и нельзя говорить: "О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь", ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует запретил подобное обращение, о чём сказано в хадисе от Абу Хурайры: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: "О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь", но проявляет решительность, ибо никто не сможет принудить Аллаха к чему бы то ни было». (аль-Бухари 6339, Муслим 4/2063).
- Мусульманин может попросить праведного мусульманина о том, чтобы он просил о прощении для него. Примером этого может служить хадис от 'Умара, который сказал: "Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, лучшим из последователей[24] будет человек по имени Уейс, ...велите же ему, чтобы он просил Аллаха простить вас!»[5] (Муслим 2542).
Можно также просить детей, которые являются безгрешными, чтобы они просили о прощении для тебя. Так, например, 'Умар просил детей, чтобы они просили Аллаха о прощении его грехов, говоря им: “Поистине, вы не совершали грехов”. Тоже самое делал и Абу Хурайра, говоря детям, изучавшим Къуран: “Говорите: “О Аллах, прости Абу Хурайру”, – говоря: “Амин” после их мольбы. (См. "Джами'уль-'Улюм уаль-Хикам" 400).
-------------------------------------------- ------------------------------------
[1] Т. е. если неверные прекратят упорствовать в своём неверии, многобожии и грехах, и примут Ислам, то Аллах Всевышний простит им их неверие и грехи. (См. “Тафсир Ибн Касира” 2/361).
[2] Это не относится к тем, кто не был мусульманином, когда совершал грехи. Принёсший покаяние после неверия не должен восполнять молитвы, выплачивать закят либо соблюдать пост, пропущенные им до принятия ислама, потому что этого не делали ни посланник Аллаха r, ни его сподвижники.
[3] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть ни водится с тобой никто, кроме правоверного, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненных». (Абу Дауд 4832. Хадис хороший).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Человек исповедует ту же религию что и его близкий. Так посмотрите же, кто является вашим близким!» (Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378, от Абу Хурайры. Хадис хороший).
[4] Последователями (таби'ин) называются ученики сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[5] Нет ничего предосудительного в том, чтобы праведный человек обратился с мольбой о прощении или любой другой мольбой, за того, кто попросил его об этом, поскольку праведный человек имеет больше вероятности получить ответ на свою мольбу
Метки: покаяние условия покояния искренность ихляс судный день харам праведные друзья полезные дела хадисы |