




"Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла" (Притчи 16:6)
Анатолий Ермохин "Святая Палата (Инквизиция)". |

В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукой
Великий инквизитор над страной...
Он был жесток, как повелитель ада,
Великий инквизитор Торквемада.
Г. Лонгфелло
(перевод Б. Томашевского)
Инквизиция (от лат. injuisitio – «расследование») – трибунал католической Церкви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции, имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой против еретиков.
В настоящем очерке хотелось познакомить читателя с черным (если не сказать кровавым) пятном в истории Церкви, каких, впрочем, в ее летописи было и не мало. Поговорим об инквизиции. Однако говорить о всей истории деятельности инквизиции очень сложно, слишком уж неоднозначна ее оценка, даваемая различными историками и публицистами. Уместней будет поговорить об определенном, и при том самом жестоком ее периоде – об Испанской инквизиции.
Метки: инквизиция |
"День святого Валентина - языческое заблуждение" |
День святого Валентина — это попытка ввести в заблуждение людей, навязать народу язычество под прикрытием христианских ценностей.
Метки: язычество |
Раввин Джонатан Сакс "Еврей и закон" |

Иудаизм — это религия закона, и не потому, что в нем нет места любви («И возлюби Господа Б-га твоего», «И возлюби ближнего своего, как самого себя»), а потому, что без правосудия невозможны ни любовь, ни свобода, ни сама жизнь человека. Сама по себе любовь не избавляет раба от оков.
Недельная глава «Мишпатим» начинается словами: «И вот законы, которые ты разъяснишь им…» Раши комментирует это следующим образом:
«Везде, где сказано “вот”, оно пресекает, отграничивает предыдущее. А там, где сказано “и вот”, — прибавляет, присоединяет к предыдущему. В данном случае следует понимать: как предыдущие [десять речений-заповедей] с Синая, так и эти с Синая. Но почему тогда раздел о законах расположен непосредственно после раздела о жертвеннике? Это имеет целью сказать тебе, чтобы ты поместил Сангедрин при жертвеннике, при Храме. Святой, благословен Он, сказал Моше: Пусть не придет тебе на ум сказать: Повторю им раздел [Торы] или определенное установление два или три раза, пока они не запомнят его слово в слово, и не стану утруждать себя, разъясняя им смысл и значение. Поэтому сказано: которые ты поставишь пред ними — как [стоит] перед человеком стол, на котором все готово для трапезы» (Комментарий Раши к Шмот 21:1).
В этих словах Раши приводит три примечательных принципа, которые с того момента формировали основу иудаизма. Первый постулат Раши говорит о том, что точно так же, как в случае с основными принципами иудаизма (Асерет а-Диброт, что означает не «десять заповедей», а «десять изречений» или главные принципы), их детали также даны нам Б-гом.
В 60-х годах ХХ века датский архитектор Арне Якобсен спроектировал новый кампус Оксфордского университета. Но он не довольствовался проектом самого здания и принял участие в разработке дизайна посуды и приборов для столовой, а также лично следил за работами в университетском саду. Объясняя свое рвение, Якобсен цитировал другого архитектора, Миеса ван дер Роэ: «Б-г — в деталях».
Это абсолютно еврейский подход. Бытует мнение, согласно которому самое святое, что есть в иудаизме, — это глобальное видение, так отчетливо продемонстрированное во время Синайского откровения. Б-г действительно проявляется в деталях: «Как предыдущие десять речений-заповедей с Синая, так и эти с Синая». Величие иудаизма заключается не только в его видении свободного, справедливого и сочувствующего общества, но и в том, насколько детальное описание законов в таком обществе он представляет нам, людям. Свобода — это не просто абстрактная идея. Она подразумевает необходимость отпустить раба после семи лет его эксплуатации (во времена, когда рабство было распространенным и вполне естественным явлением) или немедленно, если хозяин нанес ему травму или поранил. Свобода — это обязанность освобождать раба от любой работы на один день в неделю. Да, эти законы не отменяют рабства, но они создают условия, в которых люди с течением времени сами приходят к мысли о его отмене. Законы иудаизма, что не менее важно, превращают приговор судьбы во временные обстоятельства жизни человека. Рабство не становится для человека приговором с момента его рождения, а является лишь временным условием, срок которого ограничен. Вот каково значение этих законов — в особенности законов Шаббата — не только в теории, но и на практике. И в данном случае, как буквально в каждом из аспектов иудаизма, Б-г — в деталях.
Второй, не менее значимый принцип заключается в том, что гражданское право и светское — это не одно и то же. Мы не действуем по принципу «Б-гу Б-гово, а кесарю кесарево». Сангедрин (высший суд) должен располагаться рядом с Храмом, что указывает на то, что в основе закона должно лежать религиозное мировосприятие. Величайшее из видений, о котором мы читаем в недельной главе Торы, гласит: «И пришельца не притесняй — вы же знаете душу пришельца, так как пришельцами были вы в стране Египетской» (Шмот 23:9).
Еврейское видение справедливости, впервые детально описанное в текущей главе, основано не на целесообразности или прагматизме тех или иных действий и даже не на абстрактных философских принципах, а на конкретных событиях в истории евреев как «народа, служащего Б-гу». Сначала Всевышний избрал Авраама, чтобы тот «заповедовал сынам своим и дому своему после него следовать путями Б-га, творя добро и правосудие» (Берешит 18:19). Понятие справедливости в иудаизме вытекает из горького опыта гонений, которым евреи подвергались, будучи рабами в Египте, и из наказа Б-га, поставившего перед евреями сложную задачу: создать в земле Израиля общество, в корне отличающееся от египетского.
Этот принцип заявляет о себе еще в первой главе Торы, провозглашающей равенство и высшее достоинство человека, сотворенного по образу Творца. И поэтому общество должно быть основано на принципах верховенства закона, беспристрастности и единых устоев для всех и для каждого: «Не следуй за большинством во зло и не высказывайся о тяжбе, искажая закон, лишь бы склониться к большинству. И нищего не поддерживай в тяжбе его» (Шмот 23:2–3).
Конечно, на высшем мистическом уровне Всевышний пребывает в сокровенной глубине человеческой души. Но вместе с тем Его можно найти и среди людей, в каждой из общественных структур: на рынке, в коридорах власти и в суде. Между справедливым судом (где человек встречает человека) и Храмом (местом встречи человека и Б-га) не должно быть различий и диссонансов.
Третий, самый главный принцип говорит о том, что закон не имеет отношения к законодателям. Закон — наследие и достояние каждого еврея. «Пусть не придет тебе на ум сказать: Повторю им раздел [Торы] или определенное установление два или три раза, пока они не запомнят его слово в слово, и не стану утруждать себя, разъясняя им смысл и значение. Поэтому сказано: которые ты поставишь пред ними — как (стоит) перед человеком стол, на котором все готово для трапезы». Так родилось название самого известного свода еврейских законов — Шульхан Аруха, составленного раввином Йосефом Каро.
С древних времен иудаизм обязывал всех и каждого знать и понимать закон. Знание закона не является прерогативой элиты, недоступной для остальных. Закон — это «наследие общины Яакова» (Дварим 33:4). Уже в первом веке новой эры Иосиф Флавий написал, что «если еврея спросить о наших законах, он повторит их без запинки, как собственное имя. Серьезное отношение евреев к изучению законов стало результатом того, что эти законы всегда хранились в наших душах. Поэтому нарушение закона — большая редкость, и никому еще не удалось избежать наказания, сославшись на незнание» (Контра Апионем II:177–8). Вот почему среди евреев так много юристов и адвокатов. Иудаизм — это религия закона, и не потому, что в нем нет места любви («И возлюби Господа Б-га твоего», «И возлюби ближнего своего, как самого себя»), а потому, что без правосудия невозможны ни любовь, ни свобода, ни сама жизнь человека. Сама по себе любовь не избавляет раба от оков.
Глава «Мишпатим», перечисляющая многочисленные законы и правила, после возвышенной атмосферы Откровения у горы Синай может показаться нам слишком строгой и даже разочаровать. Но этого быть не должно. Глава «Итро» дает нам общую идею, а Б-г, как мы помним, в деталях. Без общей идеи закон слеп. Но без деталей эта общая идея парит в небесах. С ними Б-жественное присутствие спускается на землю, где оно так необходимо всем нам.
Материал подготовила Шейндл Кроль
Метки: мишпатим |
Йосеф Шулам "О пророке Иеремии"- Часть 13. |
Метки: пророк иеремия |
"Грехи действия и бездействия" |
Как часто вы слышали слова: «Христиане так не делают»? Это говорят в основном т е, кто самоправеден и религиозен. Правильней было бы сказать: «Не должны, но делают». Знаете ли вы, что христиане могут убивать не только словесно, но и физически. Они могут воровать, кидать, обманывать, жить за счет других, завидовать, ненавидеть, лицемерить, лицеприятствовать. «Но это уже не христиане», — скажите вы. Если рождены свыше, то христиане независимо от их дел. Должны ли это они делать? Нет не должны, но к сожалению делают. Каждый из нас делает то, что неугодно Богу.
Есть грехи действия и грехи бездействия. Грехи действия — это грехи, которые делаются людьми, и считаются библейскими грехами. Грехи бездействия — это грехи, которые накладываются на человека из-за его бездейстия. Ими грешат большинство христиан. Это грехи непослушания. Если в первом случае Бог говорит «не делай», но человек делает, то во втором случае Бог говорит «делай», но человек не делает. И те и другие грехи. Что это может быть? Бог говорит каждому из нас «иди и проповедуй», но мы не идем и не проповедуем. Это грехи бездействия.
Существует три типа людей: душевные, плотские и духовные.
Душевные — это люди, которые не родились от Божьего Духа (свыше).
Плотские — это младенцы во Христе. Время посещения собраний, не влияет на возраст. Можно десять лет ходить в собрание и быть младенцем, а можно быть духовным за половину этого срока.
Духовные — это люди которые стараются жить так, как заповедует жить Господь. Это люди у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Написано: «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Евр.5:12-14) Это о желании расти.
И еще: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал.5:19-21)
Не встречал тех, кто никогда из выше перечисленного не делали, будучи христианами. Прежде чем знать эти дела плоти — нужно знать, что Бог считает этими делами плоти. Что такое непотребство, нечистота, блуд, идолослужение, волшебство? В большинстве своем мы не знаем и грешим.
Итак, кто же спасется, если мы постоянно грешим? Религиозные самоправедные люди всегда обвиняют кого-то, говоря, что так христиане не поступают. Они не должны так поступать, но все же поступают.
Апостол Павел напишет: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим.7:18-21)
Оправдываю ли я грехи? Конечно, нет.
Почему написано: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». (1Иоан.1:8-10)
И еще: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». (1Иоан.3:9)
Так как это совместить? «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». И вот это: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Если ты скажешь, что никогда не делаешь греха — то ты еще и лжец к тому же.
Рождается от Бога только дух, но тело и душа остаются прежними.
По большому счету Библия — это книга абсурдов. Человеческий разум не может в полном объеме воспринимать и объяснять все т о, что написано в этой книге. То она вроде бы зовет туда, то вроде бы обратно. Поэтому нам нужен Святой Дух, чтобы эта книга не была книгой абсурдов. Только Он и никто больше не может открывать нам истину записанного в этой книге.
Есть разница между религиозным фанатизмом и любовью к Богу. Есть разница между мертвою буквой и жизни по духу.
Пора снять покрывало ложной святости, которое не дает Богу сделать нас такими какими он хочет нас видеть.
Плоды духа в нас взращивает Святой Дух в сотрудничестве с человеком. Спасение — это долгий путь, а не только молитва покаяния. Не позволь религиозным людям делать тебя под себя. Позволь Богу преобразить тебя в образ Христа. Только Он может это делать. Собственных усилий недостаточно. Для того, чтобы плоды появились нужно время. Они должны созреть.
Личность от куклы отличается тем, что она имеет собственное мнение и собственный выбор. Если у тебя этого нет, то ты уже кукла.
В следующий раз когда тебе скажут, что христиане так не поступают скажи им, что не должны, но часто поступают. Мы каждый день выбираем как нам жить, либо по плоти, либо по духу. Подчиняем себя духу или плоти.
Как часто вы слышали слова: «Христиане так не делают»? Это говорят в основном т е, кто самоправеден и религиозен. Правильней было бы сказать: «Не должны, но делают». Знаете ли вы, что христиане могут убивать не только словесно, но и физически. Они могут воровать, кидать, обманывать, жить за счет других, завидовать, ненавидеть, лицемерить, лицеприятствовать. «Но это уже не христиане», — скажите вы. Если рождены свыше, то христиане независимо от их дел. Должны ли это они делать? Нет не должны, но к сожалению делают.
Пусть Господь укрепит нас духовно и физически. Защитит нас от тех, кто сами религиозные хлопушки, но все туда же.
Николай Мазуровский
Метки: поиск духовных истин |
Притча «Виноградная гроздь. Круговорот любви» |
Однажды некий крестьянин постучал в двери монастыря. Когда брат-ключарь отворил, крестьянин протянул ему гроздь великолепного винограда.
- Дорогой брат-ключарь, вот лучшие плоды моего виноградника. Это мой подарок.
- Спасибо. Немедля отнесу их настоятелю. Он будет рад.
- Нет! Я принес их в дар тебе.
- Мне? Я недостоин такого дивного творения природы.
- Ты отворял мне дверь всякий раз, как я стучался. Когда засуха сгубила урожай, ты ежедневно давал мне ломоть хлеба и стакан вина. Я хочу, чтобы эти грозди даровали тебе толику любви солнца, красоты дождя и совершенного Богом чуда.
Брат-ключарь положил гроздь перед собой и все утро любовался виноградом - тот и в самом деле был хорош. И потому все же решил преподнести его настоятелю, чьи мудрые слова неизменно придавали ему бодрости и силы. Настоятель остался очень доволен виноградом, но, вспомнив, что есть в его обители больной монах, подумал:
"Отдам-ка я эту гроздь ему. Как знать, может быть, это развеселит его".
Но недолго пробыл виноград и в келье больного монаха, ибо он рассудил:
"Брат-повар заботится обо мне, старается накормить повкуснее. Уверен, что виноград доставит ему радость". И когда повар принес ему обед, больной отдал виноград ему со словами:
"Это - тебе. Ты постоянно имеешь дело с дарами природы, тебе ли не знать, как обойтись с этим божественным творением".
Брат-повар был поражен красотой грозди и позвал своего помощника полюбоваться ягодами - столь совершенными, что оценить их в полной мере мог только брат-ризчий, отвечавший за хранение Святого Причастия и слывший в обители настоящим праведником.
Брат-ризчий в свою очередь подарил гроздь юному послушнику, дабы тот смог понять, что рука Творца чувствуется и в мельчайших деталях Творения.
Послушник же, получив виноград, ощутил, как сердце его наполняется Господней Славой, потому что никогда до сих пор не видел он такой прекрасной грозди. Тут вспомнились ему первый приход в обитель и человек, отворивший ему дверь, - именно благодаря этому принадлежит он теперь к сообществу людей, знающих истинную цену чудесам.
И вот перед наступлением ночи отнес послушник гроздь брату-ключарю и сказал:
- Кушай на здоровье. Ведь ты большую часть времени проводишь тут в одиночестве - с виноградом будет веселей.
Брат-ключарь понял тогда, что дивная гроздь и в самом деле предназначена была ему, насладился вкусом каждой ягоды и уснул счастливым. Так замкнулся круг.
Метки: притча |
Суджо Джон - Выживший в небоскребе 9/11. |
Суджо Джон - Выживший в небоскребе 9/11 . 11 сентября 2001 года произошла серия четырёх координированных самоубийственных террористических атак, произошедших в Соединённых Штатах Америки. Основной мишенью были здания Всемирного Торгового Центра.
История Суджо Джона это история человека, выжившего при падении этих небоскребов. Суджо Джон: История моей жизни началась в городе Калькутта в Индии. Я думал, что моё призвание это бизнес и потому я получил диплом бакалавра внешнего бизнеса. Я познакомился с молодой девушкой, в которую влюбился и женился на ней в январе 2000 года.
В феврале 2001 года я собрал чемоданы, чтобы покинуть Калькутту и начать новую жизнь в Америке. Я покинул страну лишь с двумя чемоданами и пятьюдесятью долларами в кармане. Я приземлился в морозный день в Нью-Йорке и через несколько недель нашёл работу на восемьдесят первом этаже северного здания центра международной торговли. Моя женя Мэри нашла работу на семьдесят первом этаже Южного здания центра международной торговли. Всё для нас, казалось бы, шло как по маслу. Наступил сентябрь 2001 года...
Метки: люди и судьбы |
Телепрограмма "Открытая книга. "Дни Ноя и наши дни" |
Христианская ТРК "Три Ангела" представляет программу с участием Ростислава Волкославского.
Метки: поиск духовных истин |
"Еврейская община Эфиопии". История первая. |
Еврейские общины в разных странах... Как они образовались? Как живется евреям, потомкам рассеянных, среди других народов? Сегодня первый рассказ из этого цикла.
Зачастую отношения между аборигенами и евреями складывались непростые, и, почти всегда, не в пользу последних. Тому было множество причин, — любой антисемит вам назовет сходу десяток! — как личностного, так и общественно-политического, социально-экономического плана. Однако, какими бы ни были причны, дело обычно заканчивалось либо изгнанием, либо уничтожением общины. Последнее было не слишком часто (слава Богу!), но и не редко.
Но смерти вопреки, назло врагу, песнь моего народа не оставалась недопетой. Как прорастает, ломая камень, маленькая, зеленая травинка сквозь асфальт, так и евреи возрождались снова и снова, обживали новые места или восстанавливали старые пепелища, продолжая жить в веках, что бы ни делали с нами гитлеры всех мастей и цветов кожи. Так было, так есть, и так, — с Божьей помощью, — будет!
Еврейские общины, — это искорки божественного присутствия на земле. То тут, то там они вспыхивали и разгорались среди вековечной ночи изгнания. Вспыхивали, несмотря ни на что. Несмотря на невыносимый гнет, несмотря на то, что их затаптывали сапогами, несмотря на то, что все на свете были против них… Но сам Бог ограждает ладонями эти искры, и они светятся звездами. Шестиконечными звездами.
Согласно эфиопскому христианскому преданию, царица Милитта навестила царя Соломона и подарила иудею свои сокровища, не скрыв самого главного. Поэтому она вернулась в родную Савву (нынешнюю Эфиопию), беременной. В положенный срок родился сын, ставший царем Менеликом, родоначальником царской, — позже, императорской, — династии, прервавшейся только после революции 1974 года.
Когда Менелик подрос, он отправился навестить своего отца в Иерусалим, а вернулся с коэнами и левитами, которые несли с собой Ковчег и Скрижали Завета, хранящиеся по сей день в глубочайшей тайне в одной из эфиопских церквей. Так появилась еврейская община в Эфиопии три тысячи лет назад.
Метки: евреи в рассеянии |
Эстер Сегаль "Мы - не рабы. Рабы - не мы..." |
Что значит - путь к свободе?
Метки: эстер сегаль |
"Хурма успокаивает нервы, улучшает зрение и помогает похудеть" |
Хурма и королек являются традиционными фруктами зимнего периода. Как выяснилось, хурма помогает укрепить зрение и останавливает преждевременное старение. Главное богатство хурмы – это большое количество бета-каротина, о чем свидетельствует оранжевый цвет плода. Этот растительный пигмент помогает укрепить зрение и останавливает преждевременное старение.
Хурма не является высококалорийным продуктом, но при этом сладкая мякоть хурмы замечательно утоляет голод, поэтому диетологи рекомендуют включать этот плод в рацион тем людям, которые хотят расстаться с лишними килограммами. Растительные сахара, которые присутствуют в составе хурмы, очень полезны для сердца, а три-четыре золотистых плода в день помогут нормализовать давление.
Хурма обладает успокаивающим действием на нервную систему человека. Родиной хурмы является Китай, оттуда он распространился в Восточной Азии, затем начал выращиваться в Японии. Хурма насчитывает около 500 разновидностей, большинство из них произрастает в тропическом климате. Основные известные нам виды – терпкая кавказская, нетерпкая японская и сладкая шоколадная, или королек.
Витамины и микроэлементы, содержащиеся в хурме, оказывают полезное воздействие также на волосы и кожу. То же самое касается наружного применения этого фрукта – маски из мякоти хурмы оказывают лечебный эффект на воспаленную кожу, склонную к угревым высыпаниям.
Хурма содержит в два раза больше пищевых волокон и полезных микроэлементов, чем яблоки, в ней также много антиоксидантов. Плоды хурмы содержат большое количество воды, белков, углеводов, органических кислот, дубильных веществ. Этот фрукт также богат калием, кальцием, магнием, фосфором и железом, а также витаминами А, С и P.
Хурма является диетическим продуктом, показанным при расстройстве пищеварения благодаря наличию пектина. Она используется в народной медицине при желудочных заболеваниях. Большое содержание сахаров, в основном глюкозы и фруктозы, поддерживает здоровье сердечно-сосудистой системы, питает сердечную мышцу и при этом уровень глюкозы в крови не достигает пика. Однако не следует употреблять хурму при диабете.
Содержащийся в хурме магний снижает вероятность образования камней в почках, а витамин А защищает от рака. Витамины С и P уменьшают хрупкость сосудов. Хурма обладает мочегонным и тонизирующими свойствами. Обладает бактерицидным действием в отношении кишечной и сенной палочки, золотистого стафилококка. Кроме этого, этот фрукт успокаивает нервную систему и повышает работоспособность.
Метки: продукты здоровья |
Недельная глава Мишпатим: Как жилось еврейскому рабу... |
Законы, приведённые в главе «Мишпатим», закладывают принципы взаимоотношений между людьми. Прежде всего Тора отметает рабство. Всевышний как бы говорит народу, освободившемуся из-под страшного гнета: «Не для того Я вывел вас из рабства, чтобы вы порабощали других, а для того, чтобы уничтожить угнетение человека человеком во всех странах и среди всех народов».

Иллюстрация 1: Так обращались с рабами в Египте.
В этой главе перечислены первые законы, данные народу Израиля через пророка Моше на стоянке в Маре. И хотя они приводятся после описания дарования Торы, наши мудрецы в этом случае пользуются правилом комментирования, согласно которому «часто то, что произошло раньше, приводится в тексте Торы позже, и наоборот». Эти законы в основном закладывают принципы взаимоотношений между людьми. Прежде всего Тора отметает рабство. Всевышний как бы говорит народу, освободившемуся из-под страшного гнета: «Не для того Я вывел вас из рабства, чтобы вы порабощали других, а для того, чтобы уничтожить угнетение человека человеком во всех странах и среди всех народов». На первый взгляд может показаться, что Тора ставит перед собой задачу ограничить рабство, а не отменить его совсем. В самом деле, ведь сказано: «Если купишь раба-еврея, шесть лет пусть служит тебе, а в седьмой год выйдет на свободу даром...» Значит, владение человеком не отрицается в принципе и даже допускается купля-продажа рабов!

Иллюстрация 2: Америка. Плантации.
Опасно делать выводы, основываясь непосредственно на тексте: можно легко ошибиться и не заметить определенные детали, описанные в другом месте, или не обратить внимание на точность того или иного выражения. Чтобы понять, о чем говорит Тора, следует прежде всего обратиться к комментарию. Заглянем в законы о рабах, приведенные Рамбамом в кодексе «Мишнэ Тора»: «Раб-еврей, о котором говорится в Торе, - еврей, который был продан судом против его воли, или еврей, продавший себя сам. 8 каких случаях продают еврея в рабство? Когда он украл и нет у него возможности заплатить основную стоимость украденного. И нет другого случая, когда продается еврей через суд, кроме случая кражи. Как еврей продает себя? Речь идет о бедняке, который не знает, как прокормиться. Тора дала ему право продать себя. Однако он не имеет права продать себя, чтобы купить товары или возвратить долг, а только, чтобы купить пищу на эти деньги. Женщину не продают за воровство, и она не имеет права продать себя сама. Хозяин раба обязан содержать его семью... При продаже в рабство должно быть сохранено достоинство человека, запрещено продавать раба публично, как на рынке. Рабу нельзя давать изнуряющую работу: заставлять работать без нормы или заниматься бесполезным трудом... Рабу нельзя поручать работу, унижающую его достоинство (например, нести одежду за хозяином в баню и обратно). Хозяин не имеет права ни оскорблять, ни бить раба, ни унижать его достоинство даже косвенным образом. Раб должен получать то же питание, что и другие домочадцы. Если проданный судом не хочет выйти на свободу по прошествии шести лет, в суде ему прокалывают ухо, и он остается служить до юбилейного года. Когда раб выходит на свободу, хозяин обязан дать ему подарок. Тот, кто не дает подарок, нарушает запрет Торы, ибо сказано: «Не отпускай его с пустыми руками» (Дварим, 15:13).
Иллюстрация 3: Америка. Суд Линча.
Из приведенных законов видно, что их цель - уничтожить рабство, поскольку при их соблюдении оно становится экономически невыгодным! Следовательно, если хозяин соглашается взять такого работника, то только для того, чтобы за время проживания в его доме человек, ставший на путь воровства, вернулся к соблюдению законов Торы. Человек, продавший себя сам, фактически становится наемным рабочим, семье которого обеспечено питание и крыша над головой. Лишь формально он назван рабом - в любой момент он может выкупить себя, вернув хозяину те деньги, которые он получил в счет своей будущей работы, с учетом уже отработанных лет, которые он уже отработал. Особый случай представляет раб-нееврей. Он должен принять на себя обязанность исполнять основные законы Торы: быть обрезанным, есть кошерную пищу, не работать в Шабат и праздники, есть пасхальную жертву. Его нельзя оскорблять, держать в помещении худшем, чем помещение хозяина и его семьи, кормить худшей пищей, нежели та, которой питаются хозяева. За убийство раба-нееврея полагается смертная казнь. Тот, кто плохо обращался с рабом и нанес ему увечье, обязан освободить его. Если раб-нееврей получает освободительное письмо, он становится полноправным членом общества. Тот, кто знаком с обычаями древнего мира, скажет, что все это - утопия.

Иллюстрация 4: Рабы в Риме.
Древнее общество было рабовладельческим и иначе не могло существовать. Платон называет раба неодушевленным инструментом. Но наши письменные источники свидетельствуют, что этот закон соблюдался! Храм царя Шломо строили свободные люди. Определенное время в году они отрабатывали на строительных работах - и возвращались домой. В Книге Царств упоминается, что в каменоломнях работали рабы. Но никто их не бил кнутами, и они не умирали от голода и холода. Это были рабы-неевреи, отдыхавшие в субботу, возвращавшиеся каждый месяц к своим семьям и соблюдавшие вместе со всеми законы праздника Песах. Во времена царя Хизкиягу, когда из-за угрозы нашествия Ассирии срочно нужно было построить оборонительные сооружения и ввести воды источника в стены города, пробив туннель в скале, царь использовал только труд свободных добровольцев: «И увидел Хизкиягу, что пришел Санхерив, и он намерен воевать с Йерушалаимом (Иерусалимом)... И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекающий по стране...» (Диврей а-Ямим 2, 32:2-4).

Иллюстрация: Возведение Второго Храма.
Также и Второй Храм возводили добровольцы, и работы по его обновлению во времена царя Ирода выполнялись исключительно свободными людьми. Можно восхищаться строительным искусством древнего мира: пирамидами Египта, воротами Аштарты в Вавилоне и другими «чудесами света», - но при этом нельзя забывать, что миллионы людей были безжалостно замучены при строительстве этих сооружений. Еврейское царство создало не только бесподобный Храм и великолепные дворцы - оно открыло древнему миру неизвестные ему принципы: равенство всех людей перед Б-гом, неприкосновенность человеческой жизни и достоинства.

|
Метки: недельная глава |
"Страж еврейского дома" |
Мезуза – это небольшой кусок пергамента, изготовленный из шкуры кашерного (дозволенного в пищу) животного, прикрепляемый к косяку двери у входа во все обитаемые помещения еврейского дома.


Мы гордо выставляем нашу мезузу напоказ, как буквальное напоминание о том, что Бог находится с нами. Делая это, мы как бы привязываемся к духовной энергии мезузы, тем самым удостаивась того, что Бог защищает нас и наши дома.
(По материалам http://www.breslev.co.il).
Метки: еврейская традиция |
Леон Мазин "Послание Ефесянам"- Часть 2. |
Серия сообщений "Леон Мазин":
Часть 1 - Леон Мазин "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха"
Часть 2 - Леон Мазин "Мудрость и желания" (2012).
...
Часть 9 - Леон Мазин "Зачем совершать Вечерю Господню"
Часть 10 - Леон Мазин "Послание Ефесянам". Часть 1
Часть 11 - Леон Мазин "Послание Ефесянам"- Часть 2.
Часть 12 - Леон Мазин "Еврейские корни веры"- Урок 2.
Часть 13 - Леон Мазин "Послание Ефесянам"- Часть 3.
...
Часть 34 - Толкование по книге Откровения (Леон Мазин)
Часть 35 - Еврейский взгляд на книгу Откровение (Леон Мазин)
Часть 36 - Еврейский взгляд на книгу Откровение (Леон Мазин)
Метки: леон мазин |
Леон Мазин "Шаги приближающегося Мессии" |
Метки: машиах |
"Недельная глава Мишпатим. Заповеди, которые исполняет Творец" |
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Метки: недельная глава |
"Фрагменты от Николая Мазуровского" - 8. |
«Поклонники и сторонники»
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему у многих мирских людей понятие о христианстве такое размытое?
Живущие в России представляют себе золоченые купола храмов, живущие в Италии – Ватикан, папу и кардиналов.
Живущие в Америке – протестантские церкви, в которых танцуют и собирают пожертвования.
Метки: поиск духовных истин |
"Елад-ворота" - אלעד שער - הוציאה ממסגר נפשי |
Метки: еврейская музыка |
"Ароматы израильской кухни. Хала" (2014). |
Ингредиенты для приготовления на 2 халы:
1. Мука — 8 стаканов
2. Сухие дрожжи — 25 гр.
3. Вода — 500 мл.
4. Оливковое масло — 8 ст. ложек
5. Яйца — 3 шт.
6. Мёд — 8 ст. ложек
7. Соль — 0,5 ст. ложек
8. Кунжутное семя или мак
9. Сироп
Метки: кошерная пища еврейская кухня |
Программа "Влияние. Кто я такой?" - Ведущая Ольга Голикова. |
Ток-шоу "Влияние" на телеканале Impact. Ведущая Ольга Голикова освещает тему самооценки и как состояться в жизни."Кто я такой?".
Метки: поиск духовных истин |