-Рубрики

 -Цитатник

Дженни Монтиньи (Jenny Montigny),1875-1937 гг.Бельгийская художница - (0)

Дженни Монтиньи (Jenny Montigny),1875-1937 гг.Бельгийская художница "Детский сад в...

Мари-Аделаида Киндт (Marie-Adélaïde Kindt),1804-1893.Бельгийская художница - (0)

Мари-Аделаида Киндт (Marie-Adélaïde Kindt),1804-1893.Бельгийская художница Мо...

Суворова Ольга Игоревна. Картины. - (0)

Мир причудливых фантазий. Суворова Ольга Игоревна. Картины. Ольга Игоревна Суворова: 1966 год...

Адольф Кауфман (Adolf Kaufmann), 1848-1916 - (0)

Адольф Кауфман (Adolf Kaufmann), 1848-1916 ...

Дэвис Барбара "Последняя из Лунных Дев" (роман) - (0)

📚 Дэвис Барбара "Последняя из Лунных Дев" (роман) КНИГИЖительница Нью-Йорка Лиззи Лун пол...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MatyldaBelaya

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 52) Старое_фото Неизвестная_Планета Вопросы_Батюшке про_искусство Рецепты_домохозяек Ответ_на_вопрос Барахолка_лирушника Live_Memory Необычные_памятники Читальный_зал Дом_Кукол Восток-Запад-Север-Юг Аудиокниги _В_И_Н_Т_А_Ж_ Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА Царство_Кулинарии Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Радуга_женственности Вяжем_спицами_и_крючком ХоЧуНиМаГУ История_и_культура Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интерьер Кошколюбам Комиссар_Рекс Книжный_БУМ _Италия_ культ_кино A_Propos Al_America Andrey_Tarkovskiy Art_Deco_style Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club Прогулки_по_планете Котомания Make_up Pour_l_amour_de_l_art master-klass Я_-_МАСТЕРИЦА ИСКУССТВОбезГРАНИЦ Моя_кулинарная_книга Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Болталка_в_беседке Associates inspired_by_beauty Книга-лучший_друг OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 15) АРТ_АРТель Мода_и_стиль_с_Сусловым AbhaziaTrip Обитель_Тьмы Delirium_skill eau_de_source Fashion_TIME_JM Холистика Кино-Видео-На-Лиру Дамские_хитрости Wandelhalle This_is_Erotic О_Самом_Интересном _СТРАНА_ЧУДЕС_ kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30730


Соролья. Испанский мастер света

Среда, 01 Марта 2023 г. 12:42 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Соролья. Испанский мастер света

Bo4kaMeda
Часть первая:
«Пляж, жара, июнь, песок, горизонт и море...»
Отдыхаем вместе с Хоакином Соролья




Хоакин Соролья (Соройя) 1863−1923
Автопортрет 1909
холст, масло
70 × 50.5 см
Дом-музей Хоакина Сорольи, Мадрид


Хоакин Соролья-и-Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida) появился на свет в то время, когда золотой век испанской живописи, как и испанской короны, были уже в прошлом. Ему не суждено было стать придворным художником, увековечить очередного монарха и расписывать знаменитые храмы. Вместо этого Соролья писал свою семью, рыбаков, детей и создал для музея в США огромные панно, изображающие сцены деревенской жизни в провинциях Испании. Он не вошел в число великих, как Веласкес и Гойя, до скандальной славы Пикассо и Дали ему тоже далеко. В истории национальной и мировой живописи импрессионист Соролья занимает свое особое место.




Портрет Клотильды в сером платье
холст, масло
178.5 × 93 см
Дом-музей Хоакина Сорольи, Мадрид


Будущий живописец родился в Валенсии в семье торговца. Когда Хоакину было два года, а его сестре Кончите всего один, их родители умерли от холеры. Детей взяла на воспитание тетя и ее муж. Слесарь Хосе Пикуэрес с детства пытался приобщить Хоакина к своему делу, но, увидев, что у мальчика есть способности к рисованию, не стал давить на него.

В 14 лет Хоакин стал ходить на уроки рисунка при Школе ремесел, а в 15, получив от дядя в подарок ящик с красками, поступил в Школу изящных искусств Валенсии. Педагоги разглядели в Соролье талант, но одного таланта было мало: живопись во все времена была дорогим удовольствием, а Пикуэресу все труднее было покрывать расходы племянника. Чтобы оплачивать учебу, юноша стал писать картины на продажу.

Дальнейшую жизнь Сорольи — не только творческую, но и личную — определил случай. Одну из своих картин Хоакин продал за сто реалов владельцу местной антикварной лавки. Выгода была сомнительной, потому что половину суммы делец отдал ненужным ему старьем. Но в один прекрасный день в лавку зашел известный фотограф Антонио Гарсиа Перис. Он так восхитился картиной Сорольи, что не просто купил работу, а разузнал все об авторе, нашел его и стал опекать, в частности, оплачивал расходные материалы для живописи. В мастерской Периса Хоакин познакомился с его дочерью Клотильдой Гарсиа дель Кастильо — своей будущей женой.



Мать 1900
холст, масло
125 × 169 см
Дом музей Хоакина Сорольи, Мадрид


В 18 лет Соролья отправился в столицу. Он копировал полотна Веласкеса, Риберы, Эль Греко в Прадо и отправлял свои работы на разные выставки — поначалу безуспешно. И вот, наконец, первая серьезная награда — серебряная медаль национальной выставки в Мадриде 1884 года. Позже Соролья признался, что все просчитал: при написании картины «Оборона артиллерийской батареи Монтелеона» (1884) он сделал ставку на котирующуюся тогда монументальность (4×5,8 м) и историко-драматическую тему. «Чтобы стать известным и получить здесь медаль, нужно изображать мертвецов», — сказал он другу.

Cпустя год художник представил картину «Крик Паллетера» (1884), посвященную героическому эпизоду истории Валенсии — сопротивлению войскам Наполеона в 1808 году. Власти родного города заметили дарование и отправили его в Испанскую академию изящных искусств в Риме.



Клотильда сидящая на софе 1910
холст, масло
180 × 110 см
Дом музей Хоакина Сорольи, Мадрид


Во время учебы Соролья совершил «вылазку» в Париж — город, который считался столицей мировой живописи. Больше всего его впечатлили картины натуралиста Бастьен-Лепажа и реалиста фон Менцеля. Но написанное им в сходной технике полотно «Погребение Христа» (1887) вызвало скандал в Валенсии. Набожных католиков возмутило чересчур «человечное» изображение библейских персонажей. Критики тоже разругали работу за избыточный натурализм. Шумиха быстро утихла, но художник в приступе ярости уничтожил «Погребение Христа». Сейчас в Музее Сорольи хранятся четыре фрагмента картины, которые специалисты смогли восстановить в 1979 году.

В конце 80-х годов художник снова съездил в Париж. На Всемирной выставке он познакомился с творчеством северных и русских художников (Маковского, Айвазовского, Крамского), которые особенным образом передавали свет. Палитра самого Сорольи начала постепенно «просветляться».



Retrato de Clotilde García por Joaquín Sorolla
Портрет Клотильды Гарсии, Хоакин Соролья


В следующее десятилетие Соролья стал признанным художником и получил массу наград. «Другая Маргарита» (1892), сюжет который был навеян «Фаустом» Гете, завоевала «золото» на выставке в Мадриде и первую премию выставки в Чикаго. Она так и осталась в Америке — полотно купили, а позже передали в музей Университета Вашингтона (Сент-Луис). Картину «Возвращение с рыбалки» (1894) отметили серебряной медалью Парижского салона и тоже купили — для Люксембургского музея.


Новаторские картины «Портрет доктора Симарро с микроскопом» и «Научное исследование» (обе — 1897), представленные в Мадриде, сразу окрестили шедеврами. Эти работы — вершина натуралистической живописи Сорольи. На них художник максимально точно воссоздал на холсте лабораторию своего друга Луиса Симарро и атмосферу научных изысканий.

Славу, гремевшую по всей Европе, закрепило полотно «Печальное наследие» (1899). На нем Соролья изобразил купание в море детей, ставших инвалидами в результате эпидемии полиомиелита в Валенсии. «Печальное наследие» принесло Соролье Гран-при парижской Всемирной выставки 1900 года, а также звание кавалера ордена Почетного легиона.

В 40 лет Хоакин Соролья уже считался главным испанским художником современности.



Клотильда в шляпе 1910
холст, масло
123 × 81 см
Дом музей Хоакина Сорольи, Мадрид


После «Печального наследия» Соролья оставил социальные темы. Он сосредоточился на картинах с вневременными сюжетами, вдохновленными образами испанского Леванта. Залитое солнцем побережье Валенсии, волны, бьющиеся о берег, резвящиеся в воде дети, рыбаки, выходящие в море под белыми парусами, струящиеся на ветру одежды. Художник научился фантастически передавать свет: он мастерски выписывал блики на листве, воде, одежде, смуглых телах купающихся детей.

«Искусство не имеет ничего общего с уродливым и грустным… Свет — это жизнь для всего, чего ни коснись, поэтому, чем больше света в живописи, тем она живее, правдивее и прекраснее», — напишет художник в 1912 году.

В отличие от французских импрессионистов, мазки у Сорольи четче, а фигуры людей — более натуралистичны. С «коллегами по стилю» его роднит легкая недосказанность очертаний на картинах.

Наполненные легкостью и радостью работы публика принимала очень тепло. Первая крупная (около 500 работ!) персональная выставка художника прошла в Париже в 1906 году. Тогда же Соролью «повысили» до офицера ордена Почетного легиона.



Клотильда на пляже 1904
холст, масло
129 × 150 см
Дом музей Хоакина Сорольи, Мадрид


Единственной любовью и одной из главных моделей Сорольи была Клотильда. На известной работе «Моя семья» (1901) художник изобразил жену с детьми Марией, Хоакином и Еленой, а заодно и свое отражение в зеркале. Критики усмотрели в работе привет «Менинам» Веласкеса. Для одной из самых известных его картин — «Прогулка по берегу моря» (1909) — позировали опять-таки Клотильда и старшая дочь Мария.

Долгое время у семьи не было своего дома. В 1905 году Соролья смог купить участок в Мадриде, но на строительство средств не хватило. Деньги нашлись неожиданно — по другую сторону Атлантики.

В 1908 году в Лондоне, где проходила его выставка, Соролью познакомили с магнатом и меценатом из США Арчером Хантингтоном. Тот как раз основал Испанское общество Америки в Нью-Йорке. Через год в Новом свете провели выставку Сорольи, для которой через океан доставили почти 350 картин. 195 из них раскупили! Оставшись в Америке на полгода, художник написал на заказ около 20 портретов, в том числе тогдашнего президента Уильяма Тафта.

В 1911 году Соролья наконец построил дом своей мечты — двухэтажный особняк, окруженный большим садом, который напоминал ему о двориках Андалусии.



Clotilde García del Castillo
Клотильда Гарсия дель Кастильо


В том же году Хантингтон предложил Соролье создать серию больших картин об Испании для украшения здания общества в Нью-Йорке. Предполагалось, что это будут работы на исторические темы, но Соролья предложил написать серию «Виды Испании» и отразить в ней жизнь разных уголков страны.

14 панно, высота каждого — от 3,5 до 4 метров, общая длина — 68 метров. Наварра и Каталония, Валенсия и Севилья, Кастилия и Леон — Соролья мотался по всей Испании, посещал народные праздники, делал эскизы. В центре композиции он помещал жителей, одетых в яркие наряды. Помимо культурного своеобразия регионов, он стремился передать и их природу.



Клотильда в вечернем платье 1910
холст, масло
150 × 105 см
Дом музей Хоакина Сорольи, Мадрид


Последнее панно Соролья завершил и отправил в Америку в 1919 году. Результата своего титанического труда художник не увидел. Зал Испанского общества, украшенный картинами Сорольи, открыли только в 1926 году, когда автора уже не было в живых.

В 1920 году Соролью прямо за мольбертом сразил инсульт. Последние три года жизни он был обездвижен. Биографы полагают, что причиной удара стали годы многочисленных разъездов и интенсивной работы — творческое наследие художника насчитывает более двух тысяч полотен.

Хранившиеся в семье работы Клотильда подарила государству. В 1932 году в доме художника открыли Музей Сорольи. Его первым директором стал Хоакин-младший — таково было условие вдовы. Дочери Сорольи пошли по стопам отца: Мария стала художником, а Елена — скульптором.

Еще в 1899 году Хоакину Соролье присвоили титул «Любимый сын Валенсии». А в 2011 году власти города назвали именем своего знаменитого земляка новый железнодорожный вокзал.

Автор текста: Лариса Кузора



Клотильда в чёрном 1902
холст, масло
185 × 93 см
Испанское общество Америки, Нью Йорк




Сеньора де Соролья в чёрном (Клотильда Гарсиа дель Кастильо) 1906
холст, масло
186.7 × 118.7 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорк




Клотильда прогуливается в садах Ла-Граньи 1907
холст, масло
431.8 × 254 см
Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес




Клотильда созерцает Венеру Милосскую 1893
холст, масло
58.5 × 47.6 см
Музей изящных искусств, Валенсия




Клотильда в студии 1900
холст, масло
65.5 × 96.5 см
Дом музей Хоакина Сорольи, Мадрид




Клотильда в саду 1910
холст, масло
200 × 140 см
Частное собрание




Retrato de Clotilde de Blanco en el Jardín 1919-1920
Портрет Клотильды де Бланко в саду




Clotilde con perro y gato
Клотильда с собакой и кошкой




Чаепитие в домашнем саду 1918
холст, масло
199.5 × 120 см
Дом музей Хоакина Сорольи, Мадрид




Клотильда и Елена на камнях в Хавеа 1905
холст, масло
89.7 × 126.5 см
Частное собрание




Мария и Хоакин, дети художника 1896
холст, масло
34.2 × 49.4 см
Частное собрание




Мария Соролья (Маленькая девочка) 1893
холст, масло
34 × 49 см
Частное собрание




Мариана де Понтехос (Мария Клотильда) 1900
холст, масло
110 × 80 см
Частное собрание




Поцелуй 1899
холст, масло
77 × 100 см
Частное собрание




Эленита за своим столиком 1898
холст, масло
90 × 83 см
Частное собрание




Мария в Ла Гранхе 1907
холст, масло
170.5 × 85.1 см
Художественный музей, Сан Диего




Мария одетая валенсийской крестьянкой 1906
холст, масло
189 × 95 см
Частное собрание




Мария в красной блузе 1910
холст, масло
161.3 × 109.2 см
Частное собрание




Мария больна 1907
холст, масло
60 × 90 см
Музей изящных искусств, Валенсия




Мария выздоравливает в Эль Пардо 1906
холст, масло
188 × 292.1 см
Частное собрание




Мария и её бабушка Клотильда 1905
холст, масло
63 × 73.8 см
Испанское общество Америки, Нью Йорк




Мария наблюдает за рыбой, Ла Гранха 1907
холст, масло
80.6 × 105.5 см
Частное собрание




Мария пишет в Прадо 1907
холст, масло
80 × 106 см
Частное собрание




Мария в шляпе 1910
40 × 80 см
холст, масло
Частная коллекция




Мария с мантильей
холст, масло
207 × 118 см
Дом музей Хоакина Сорольи, Мадрид




Елена и Мария, дочери художника, на лошади в валенсийских костюмах 1908
холст, масло
254 × 185 см
Национальный музей искусства Каталонии, Барселона




Елена в жёлтой тунике 1909
холст, масло
112 × 92 см
Частное собрание




Елена на пляже 1909
холст, масло
200 × 120 см
Дом музей Хоакина Сорольи, Мадрид




Елена среди роз 1907
холст, масло
76 × 118 см
Национальный музей изящных искусств, Гавана




Моя жена и дочери в саду 1910
холст, масло
166 × 206 см
Частное собрание




Моя семья 1901
холст, масло
185 × 159 см
Местонахождение: Мэрия, Валенсия




Хоакин Соролья Гарсия и его собака 1906
холст, масло
180 × 79.5 см
Дом-музей Хоакина Сорольи, Мадрид




Сидящий Хоакин Соролья Гарсиа 1917
холст, масло
125.5 × 81.5 см
Дом-музей Хоакина Сорольи, Мадрид




Мария Планас де Хиль 1906
холст, масло
209.5 × 91.5 см
Частное собрание




Мария Тереза Морет 1901
холст, масло
111 × 88 см
Национальный музей Прадо, Мадрид




Красавица Мария 1914
холст, масло
125 × 100 см
Дом музей Хоакина Сорольи, Мадрид




Антонио Гарсия 1908
холст, масло
74 × 99 см
Частное собрание




Аурелиано де Беруэте 1908
холст, масло
114 × 77.6 см
Испанское общество Америки, Нью-Йорк




Женский портрет 1884
холст, масло
55 × 50 см
Частное собрание




Мисс Мэри Лиллиан Дюк 1911
холст, масло
210.8 × 112.7 см
Художественный музей Нашера при университете Дьюка, Дарем




Автопортрет 1904
холст, масло
66 × 100.5 см
Дом-музей Хоакина Сорольи, Мадрид



artchive.ru
joaquin-sorolla.blogspot.com

.
Рубрики:  Художники Европы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку