-Рубрики

 -Цитатник

Другие земляне. Духи-хранители Руси. - (0)

Другие земляне. Духи-хранители Руси. У твоего дома есть домовой хранитель. У леса - оберег...

Волхвы - (0)

Волхвы Волхвы — это гадатели, пророки, предсказатели, ведающие прошлое, настояще...

Дженни Монтиньи (Jenny Montigny),1875-1937 гг.Бельгийская художница - (0)

Дженни Монтиньи (Jenny Montigny),1875-1937 гг.Бельгийская художница "Детский сад в...

Мари-Аделаида Киндт (Marie-Adélaïde Kindt),1804-1893.Бельгийская художница - (0)

Мари-Аделаида Киндт (Marie-Adélaïde Kindt),1804-1893.Бельгийская художница Мо...

Суворова Ольга Игоревна. Картины. - (0)

Мир причудливых фантазий. Суворова Ольга Игоревна. Картины. Ольга Игоревна Суворова: 1966 год...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MatyldaBelaya

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 52) Старое_фото Неизвестная_Планета Вопросы_Батюшке про_искусство Рецепты_домохозяек Ответ_на_вопрос Барахолка_лирушника Live_Memory Необычные_памятники Читальный_зал Дом_Кукол Восток-Запад-Север-Юг Аудиокниги _В_И_Н_Т_А_Ж_ Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА Царство_Кулинарии Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Радуга_женственности Вяжем_спицами_и_крючком ХоЧуНиМаГУ История_и_культура Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интерьер Кошколюбам Комиссар_Рекс Книжный_БУМ _Италия_ культ_кино A_Propos Al_America Andrey_Tarkovskiy Art_Deco_style Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club Прогулки_по_планете Котомания Make_up Pour_l_amour_de_l_art master-klass Я_-_МАСТЕРИЦА ИСКУССТВОбезГРАНИЦ Моя_кулинарная_книга Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Болталка_в_беседке Associates inspired_by_beauty Книга-лучший_друг OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 15) АРТ_АРТель Мода_и_стиль_с_Сусловым AbhaziaTrip Обитель_Тьмы Delirium_skill eau_de_source Fashion_TIME_JM Холистика Кино-Видео-На-Лиру Дамские_хитрости Wandelhalle This_is_Erotic О_Самом_Интересном _СТРАНА_ЧУДЕС_ kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30733


ВОСХОД СОЛНЦА В ИМПРЕССИОНИЗМЕ – ХУДОЖНИК БЕРТА МОРИЗО / BERTHE MORISOT (1841-1895)

Четверг, 02 Марта 2023 г. 13:24 + в цитатник
Цитата сообщения Слава44 ВОСХОД СОЛНЦА В ИМПРЕССИОНИЗМЕ – ХУДОЖНИК БЕРТА МОРИЗО / BERTHE MORISOT (1841-1895)

На портал 2 (700x156, 21Kb)
ФОТО Э. Мане. Берта Моризо с букетом фиалок. 1872 (515x700, 95Kb)
Эдуард Манэ (1832-1883). Берта Моризо с букетом фиалок. 1872 г.
Холст, масло. 55 х 38 см. Музей Орсэ, Париж.

Во время Первой выставки импрессионистов в 1874 году была только одна женщина-художник, которая была частью нового движения: Берта Моризо (1841–1895). Позже должны были присоединиться еще трое: Ева Гонсалес, возможно, в середине 1870-х годов, Мэри Кассат в 1877 году и Мари Бракемон после 1887 года. Были и другие, не входящие в основную группу, но только Моризо был в группе с момента ее становления. Моризо участвовала во всех выставках импрессионистов, кроме Четвертой в 1879 году из-за рождения дочери.


ФОТО Б. Моризо в молодости (480x700, 94Kb)
Берта Моризо. Фотография 1875 г.

Берта Моризо (фр. Berthe Marie Pauline Morisot) родилась 14 января 1841 года в Бурже в богатой семье с художественным наследием: ее отец Эдме Тибурс Моризо был префектом департамента Шер, а мать была родственницей Жана Оноре Фрагонара (1732–1806), художника в стиле рококо, и позаботилась о том, чтобы Берта и две ее старшие сестры, Ив и Эдма, получили художественное образование. Берта впервые посетила Лувр в 1857 году, а в следующем году начала там копировать картины, где подружилась с Камилем Коро и другими художниками. Коро поощрял ее работать на открытом воздухе, и она училась у Удино, другого представителя Барбизонской школы.

1858 Голгофа (по работе Веронезе). Х, м. ЧС (700x700, 229Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Голгофа (копия с картины Паоло Веронезе). 1858 г. Холст, масло. 70 х 70 см.
Частное собрание.

1859 Ферма в Нормандии. Х, м. ЧС (700x448, 179Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Ферма в Нормандии. 1859 г. Холст, масло. Частное собрание.

1860 Bataille and Wildenstein, (Ужин в доме Саймона). Х, м. 53 x 112. Мармоттан (700x346, 92Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Ужин в доме Симона фарисея (копия с картины Паоло Веронезе). 1860 г.
Холст, масло. 53 x 112 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж.

1863 Заросшая тропинка в Овере. Х, м. 45 х 23 см. ЧС  (462x700, 167Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Заросшая тропинка в Овере. 1863 г.
Холст, масло. 45 х 23 см. Частное собрание.

1863 Вид Тиволи (по работе Коро). Х, м. ЧС (700x490, 148Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Вид Тиволи (по работе Камиля Коро). 1863 г. Холст, масло.
Частное собрание.

1 1864  watersedgem (700x575, 174Kb)
Берта Моризо (1841-1895). У кромки воды. Этюд. 1864 г. Холст, масло. 60 x 73,4 см. Частное собрание.

Два пейзажа Берты Моризо были приняты в Салон 1864 года, после чего она довольно регулярно выставлялась там до 1873 года, хотя поначалу кажется, что она мало писала маслом, например, этот этюд «У кромки воды» (1864). Это говорит о том, что ее ранние картины маслом были относительно академическими по стилю.

1864 Сестра художницы Эдма сидит в парке. Молодая леди, сидящая на скамейке (419x700, 145Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Сестра художницы Эдма в парке. 1864 г.
Бумага, акварель. 24 x 15 см. Частное собрание.

1865 Соломенный коттедж в Нормандии (700x566, 183Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Хижина в Нормандии. Этюд. 1864-1865 гг. Холст, масло.
Частное собрание, Париж.

1866 Сена под мостом Лены. Х, м. ЧС (700x433, 127Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Сена у Иенского моста. 1866 г. Холст, масло. Частное собрание, Монтгомери,
штат Алабама, США.

1866-1867 Лодка у причала. Х, м. 55 х 73. ЧС (700x521, 148Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Лодка у причала. 1866-1867 гг. Холст, масло. 55 х 73 см. Частное собрание.

2 1867 morisotlandscape (700x445, 137Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Пейзаж. 1867 г. Бумага, акварель. 14,5 х 22,7 см. Частное собрание.
Говорят, что Берте Моризо было удобнее делать наброски акварелью на пленэре, такие как ее
«Пейзаж» 1867 года, и работать пастелью.

ФОТО Э.Мане - Отдых. Портрет Берты Моризо1870, 150.2×114 см (518x700, 123Kb)
Эдуард Манэ (1832-1883). Отдых. Портрет Берты Моризо. 1869-1870 гг.
Холст, масло. 150,2 х 114 см. Художественный музей Род-Айлендской школы
дизайна, Провиденс, США.

В 1868 году Берта Моризо познакомилась с Эдуардом Манэ на выставке в Салоне и подружилась с ним. Манэ сделал 12 ее портретов (например, «Отдых», 1870). Манэ оказал огромное влияние на творчество Моризо. Благодаря Манэ Моризо начинает интересоваться изображением человеческой фигуры и портретной живописью. Манэ оказал на ее творчество освобождающее действие, а светлый колорит ее работ, в свою очередь, оказал влияние на палитру художника и отразился на яркости световых эффектов его пейзажей.

3 1869 morisotharbourlorient (700x405, 155Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Гавань в Лорьяне. 1869 г. Холст, масло. 43 x 72 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Старшая сестра Берты Эдма, с которой она была особенно близка, вышла замуж в 1869 году и переехала в Шербур на северном побережье Франции. Летом того же года две сестры были вместе в Бретани, где Берта нарисовала Эдму в гавани Лорьяна (1869).

1869 Сестра художницы у окна. Х, м. 54 х 46 см. Нац гал иск, Вашингтон (585x700, 131Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Сестра художницы у окна. 1869 г. Холст, масло. 54 х 46 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

4 1869 morisotsisters (700x444, 115Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Сестры. 1869 г. Холст, масло. 52,1 x 81,3 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
В том же году Берта Моризо написала их двойной портрет в образе «Сестер». Это необычно для демонстрации
двух нарисованных вееров, один из которых раскрыт в руках, а другой выставлен в рамке позади них.

1869-1870 Портрет матери и сестры. Х, м. 101 x 82 см. Нац гал иск, Вашингтон (547x700, 140Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Портрет матери и сестры. 1869-1870 гг.
Холст, масло. 101 x 82 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

5 1870 morisotpinkdress (700x567, 164Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Розовое платье (Альберти-Маргерит Карре, позже мадам Фердинанд-Анри Химмес,
1854–1935). Около 1870 г. Холст, масло. 54,6 x 67,3 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Берта Моризо написала прекрасные портреты, в основном женщин, в том числе «Розовое платье»
(Альберти-Маргерит Карре, позже мадам Фердинанд-Анри Химм, 1854–1935) примерно в 1870 году.

1870 Портрет Эдмы. Х, м. Институт Курто, Лондон (574x700, 152Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Портрет сестры Эдмы. 1870 г. Холст, масло. 56 x 46,1 см.
Институт искусства Курто, Лондон.

1871 Портрет мадам Эдмы Понтильон. Бумага, пастель. 81.5 x 65.8 см. ОРСЭ (557x700, 95Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Портрет мадам Эдмы Понтильон. 1871 г.
Бумага, пастель. 81,5 x 65,8 см. Музей Орсэ, Париж.

6 1871-1873 morisotparisfromtrocadero (700x386, 113Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Вид Парижа с холма Трокадеро. 1872 г. Холст, масло. 46 x 81,6 см.
Художественный музей Санта-Барбары, штат Калифорния, США.
Моризо продолжала писать пейзажи, в том числе этот необычный набросок маслом «Вид Парижа
с холма Трокадеро» (1872), который экспонировался в Салоне.

7 1872 cradlem (567x700, 193Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Колыбель. 1872 г. Холст, масло. 56 x 46 см.
Музей Орсэ, Париж.

Берта Моризо неуклонно добивалась успеха в рисовании тем для другой половины населения, которое так долго игнорировалось художниками-мужчинами. «Колыбель», написанная в 1872 году, изображает сестру Эдму и ее младенца Бланш в модной колыбели. Одна из девяти картин, которые она выставила на Первой выставке импрессионистов два года спустя, не получила должного признания и долго не продавалась.

8 1872 morisotwomanchildbalcony (566x700, 158Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Женщина с ребенком на балконе. 1872 г.
Холст, масло. 61 x 50 см. Частное собрание.

Берта Моризо была одной из моделей для Эдуарда Манэ в его знаменитой картине «Балкон» в 1868–1869 годах. В 1872 году она написала свою «Женщину с ребенком на балконе», используя балкон в основном для объединения портретов двух фигур в полный рост с воздушным пейзажем Парижа. На горизонте слева от женщины темная масса Собора Нотр-Дам.

Edouard_Manet_-_The_Balcony. 170 × 124,5 см Орсэ_ (504x700, 131Kb)
Эдуард Манэ (1832-1883). Балкон. 1868-1869 гг. Холст, масло. 170 × 124,5 см.
Музей Орсэ, Париж.

На картине изображена сцена на балконе. На балконе находятся две женщины в белоснежных платьях - одна из них сидит (художница Берта Моризо), а другая стоит (скрипачка Фанни Клаус). Позади них стоит нарядно одетый мужчина (художник Антуан Гийеме, а в темноте на заднем плане можно различить Леона Коэллу Леенхоффа, приёмного сына Манэ.
В том же году дилер Дюран-Рюэль, который продал большинство работ импрессионистов и был ключевой фигурой в успехе движения, купил у Моризо несколько картин, и она начала получать признание критиков.

1873 Portrait_of_Mme_Boursier_and_Her_Daughter_74.5 х 56.8 cm. Бруклин музей НЙ (533x700, 139Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Портрет мадам Бурсье и ее дочери. 1873 г.
Холст, масло. 74,5 х 56,8 см. Бруклинский музей, Нью-Йорк.

9 1873 morisotreading (700x440, 92Kb)
Берта Моризо (1841–1895). Чтение (Зеленый зонтик). 1873 г. Холст, масло. 46 x 71,8 см.
Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
В 1873 году Моризо написала «Чтение» или «Зеленый зонтик», на котором также есть нарисованный веер,
аккуратно открытый и лежащий на траве.

Модная женщина, сидящая на переднем плане картины, это сестра художницы Эдма. Женщина одета в легкое белое платье, соломенная шляпка с развевающимся шарфом на голове, раскрытый веер и зонтик завершают ансамбль. Внешний вид Эдмы показывает ее интерес к чтению книги. Хотя главной героиней картины является сестра Берты, эта работа не является портретом. Целью Моризо было сделать рисунок в естественной природной среде. Берта Моризо выбрала эту картину в качестве одной из девяти работ для показа на Первой выставке импрессионистов в 1874 году.

1873 Прятки. Х, м. 46.3 x 55.2 см. ЧС (700x550, 157Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Игра в прятки. 1873 г. Холст, масло. 46,3 x 55,2 см.
Частное собрание, Нью-Йорк.

Берта Моризо на Первой выставке импрессионистов в 1874 году показала девять картин. Кроме «Колыбели»
и «Чтения», это были №№ 104-112:

Прятки (принадлежала Манэ),
Морской пейзаж,
Портрет мисс МТ (пастель),
Деревня (пастель),
На скале (акварель),
В лесу (акварель),
Без названия (акварель).
Моризо оказалась особенно активным членом группы импрессионистов, помогая организовать и принимая участие во всех их выставках, кроме одной. Четвертая выставка, которую она пропустила, была в 1879 году, когда родилась ее дочь Жюли.

1873 На пляже. Х, м. 24.1 x 50.2 см. Музей изящных искусств Виргинии, Ричмонд (700x321, 94Kb)
Берта Моризо (1841-1895). На пляже. 1873 г. Холст, масло. 24,1 x 50,2 см.
Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.

1872-1873 Уголок Парижа, Вид на Пасси. Бум. на карт, паст. 29 х 36. ЧС, Нью-Йорк (700x554, 163Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Уголок Парижа, вид на Пасси. 1872-1873 гг. Бумага на картоне, пастель.
29 х 36 см. Частное собрание, Нью-Йорк.

1874 На лужайке. Бум, паст. 91x72см . Пти-Пале, Малый дворец, Париж (700x542, 184Kb)
Берта Моризо (1841-1895). На лужайке. 1874 г. Бумага, пастель. 72 х 91 см.
Пти-Пале, Малый дворец, Париж.

1874 Под сиренью в Моркуре (700x570, 203Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Под сиренью в Морекуре. 1874 г. Холст, масло. 50 х 61 см. Частное собрание.

После первой выставки импрессионистов, перемывая кости молодым бунтарям от живописи, газетчики не преминули отметить, что среди них оказалась и одна женщина, Берта Моризо, причем представительница уважаемой семьи. Тут же вспомнили ее деда, известного французского живописца XVIII века Жана Оноре Фрагонара, который, по мнению газетчиков, должен был в гробу перевернуться от экстравагантной выходки внучки.

1874 Portrait of Madame Hubbard 50,5 x 81. Ордрупгаард, Шарлоттенлунд, Данмарк (700x434, 146Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Портрет мадам Хаббард. 1874 г. Холст, масло. 50,5 x 81 см.
Музей Ордрупгаард, Шарлоттенлунд, Копенгаген, Дания.

10 1874 morisotvillaseaside (700x570, 148Kb)
Берта Моризо (1841-1895). На вилле у моря. 1874 г. Холст, масло. 50,2 x 61 см. Музей Нортона Саймона,
Пасадена, Калифорния, США.
Тем летом Берта Моризо отдыхала у моря, где написала картину «На вилле у моря» (1874), предположительно
используя членов своей семьи в качестве моделей. В декабре она вышла замуж за брата Эдуарда Манэ Эжена.

1874 Охота на бабочек. Х, м. 46 х 56 cm. ОРСЭ (700x567, 183Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Охота на бабочек. 1874 г. Холст, масло. 46 х 56 см. Музей Орсэ, Париж.

1874 Док в порту Фекан. Бум. на карт, паст. ЧС (700x541, 73Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Гавань в порту Фекана. 1874 г. Бумага на картоне, пастель.
Частное собрание.

1874 Строительство лодок. Х, м. 32 x 41 см. Музей Мармоттан-Моне (700x557, 203Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Строительство лодок. 1874 г. Холст, масло. 32 x 41 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

Лето 1874 года Берта Моризо, единственная женщина из круга импрессионистов с уже признанным талантом, провела в Фекане на побережье Нормандии в компании братьев Манэ. Фамильная вилла Норманда была построена на скалистом побережье Реневиля, откуда открывался захватывающий вид на море. Для своих картин Берта выбирала сюжеты из окружающей действительности, в частности, терраса виллы служила живописным фоном в работах «На вилле у моря» и «На террасе» (1874). История говорит о том, что именно в момент написания этой картины Эжен Манэ сделал предложение руки и сердца Берте Моризо. В конце лета состоялась их помолвка, а 22 декабря в католической церкви городка Пасси прошла свадебная церемония. Весной 1877 года состоялась Вторая выставка импрессионистов, где Моризо представила несколько своих картин, среди которых была и настоящая работа.

11 1875 morisoteugenemanetiow (700x595, 205Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Эжен Манэ на острове Уайт. 1875 г. Холст, масло. 38,1 х 46 см.
Музей Мармоттан Моне, Париж.

Следующим летом 1875 года Берта Моризо и ее муж Эжен Манэ провели свой медовый месяц в городе Коуз на севере английского острова Уайт, где Моризо написала маслом множество набросков яхт в гавани, а также этот портрет своего мужа «Эжена Манэ на острове Уайт» (1875). В свое время это остров был излюбленным местом отдыха английского высшего общества. Супружеская чета посетила несколько раз город Рай (Rye) перед тем, как переехать в Лондон.

1875-1876 Ж=на, отправляющаяся в театр. Х, м. 57 х 39. ЧС, Бремен (377x700, 94Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Женщина в черном перед выходом в театр.
1875-1876 гг. Холст, масло. 57 х 31 см. Частное собрание, Бремен.

1875 В пшеничных полях близ Женвилье. Х, м. 46 x 69 см. ОРСЭ (700x481, 129Kb)
Берта Моризо (1841-1895). В пшеничных полях близ Женвилье. 1875 г. Холст, масло. 46 x 69 см.
Музей Орсэ, Париж.

12 1875 morisothanginglaundry (700x570, 148Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Вывешивание белья для сушки. 1875 г. Холст, масло. 33 х 40,6 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

На картине «Вывешивание белья для сушки» (1875) изображена общественная сушилка белья на окраине города. У женщин есть большая черная тележка, которую они используют для перевозки белья, и они заняты тем, что вывешивают его на веревку для сушки в солнечную погоду. Рядом с этим участком находится небольшой огород, на котором мужчина выращивает овощи, а вдалеке виднеются городские трубы. «Сушка белья» - один из четырех пейзажей, написанных Моризо в Женвилье. Берта любила эту картину и представила ее на Второй выставке импрессионистов в 1876 году, где она была куплена коллекционером Жоржем де Беллио. В 1892 году Моризо одолжила полотно, чтобы представить его на единственной персональной выставке, организованной при ее жизни.

1875 Западный Кауз, Остров Уайт. Порт в Англии (515x700, 182Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Западный Коуз, остров Уайт. Порт в Англии. 1875 г.
Холст, масло. 48 x 36см. Частное собрание.

1875 Лодка в доке. Х, м. 23 x 17 см. Музей Мармотан-Моне, Париж (700x547, 154Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Лодка в доке. 1875 г. Бумага, акварель. 17 х 23 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

Для Второй выставки импрессионистов в 1876 году Берта Моризо подготовила 19 (девятнадцать) своих работ, среди которых были картины, акварели и этюды. Значительную часть этой экспозиции составляли морские пейзажи, вдохновленные отдыхом на нормандском побережье в 1874 году. Переплыв Ла-Манш и открыв для себя Лондон, молодая пара уединилась на острове Уайт. Эксперименты с акварелью как нельзя лучше подошли для демонстрации ветреного морского климата. Именно эти, казалось бы незначительные перемены в стиле, позволили Моризо отойти от влияния Камиля Коро и Эдуарда Манэ, и стать самостоятельной и самобытной фигурой в кругу импрессионистов, что она с успехом доказала на выставке 1876 года.

1875 Сцена гавани, остров Уайт. Х, м. 38 х 46. ЧС (700x557, 215Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Сцена в гавани, остров Уайт. 1875 г. Холст, масло. 38 х 46 см.
Частное собрание.

1875 На балу. Х, м. 62 х 52 cm. Музей Мармотан Моне (564x700, 102Kb)
Берта Моризо (1841-1895). На балу. 1875 г. Холст, масло. 62 х 52 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

Представленная на второй выставке импрессионистов в 1876 году, картина «На балу» отражает интерес художницы в этот период к отображению женских портретов, чаще всего в помещении. Молодая женщина, сидящая с веером, без сомнения, ждет приглашения на танец. Ее взгляд мечтателен и в то же время обольстителен.

1876 Женщина с веером. Х, м. 62 х 52 cm. ЧС (574x700, 143Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Женщина с веером. 1876 г. Холст, масло. 62 х 52 см.
Частное собрание.

1876 Девушка, поливающая цветы 1876 (565x700, 189Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Девушка, поливающая цветы. 1876 г.
Холст, масло. 40 х 31 см. Музей изобразительных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.

1876 Психея. Х, м. 65 х 54 cm. Музей Тиссена-Борнемисы (572x700, 163Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Психея. 1876 г. Холст, масло. 65 х 54 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Женщины, совершающие свой туалет, часто были темой работ Моризо. Из восьми картин, написанных в 1876 году, четыре были на данную тему. Берта представила «Психею» на Третьей выставке импрессионистов в 1877 году. На полотне изображена молодая женщина в кокетливой позе, глядящая в зеркало. Связь между работой Моризо и мифом о Психее на первый взгляд отсутствует. Женщина не одета как греческая богиня, да и Амур не представлен на полотне.

1877 Молодая женщина, пудрящая лицо. Х, м. 46 x 39 см. ОРСЭ (580x700, 201Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Молодая женщина, пудрящая лицо. 1877 г.
Холст, масло. 46 x 39 см. Музей Орсэ, Париж.

1875-1880 Женщина за туалетом. Х, м. 60.3 x 80.4 см. Ин-т иск. Чикаго (700x519, 152Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Женщина за туалетом. 1875-1880 гг. Холст, масло. 60,3 x 80,4 см.
Институт искусств Чикаго.

1879 Молодая девушка в бальном платье. Х, м. 71.5 x 54 см. ОРСЭ (525x700, 173Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Молодая девушка в бальном платье. 1879 г.
Холст, масло. 71,5 x 54 см. Музей Орсэ, Париж.

Портрет молодой незнакомой женщины в бальном платье служит свободным вызовом и полной противоположностью портретов, создаваемых в то время художниками. В этой работе импрессионизм полностью соответствует мастерству Эдуарда Манэ. Картина воздушна и легка, в ней отражается характер Моризо, элегантный, радостный и беззаботный. Эта работа была одной из 15 (пятнадцати) картин, представленных Бертой Моризо на Пятой выставке импрессионистов в 1880 году, и ее сразу купил итальянский художник Джузеппе де Ниттис.

1879 Молодая женщина, сидящая на софе. Х, м. 80.6 x 99.7 см. МЕТРО (700x566, 173Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Молодая женщина, сидящая на софе. 1879 г. Холст, масло. 80,6 x 99,7 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1879 Летний день. Х, м. 45.7 х 75.2 cm. Нац гал, Лондон (700x427, 152Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Летний день. 1879 г. Холст, масло. 45,7 х 75,2 см.
Национальная галерея, Лондон.

Зимой 1878-1879 годов Моризо родила своего первого ребенка Жюли. Впоследствии летом каждый день Берта гуляла с дочерью и ее няней в Булонском лесу. Моризо длительное время не брала в руки кисть, и у нее было сильное желание начать рисовать на пленэре. И она нашла компромисс между своим материнским долгом и стремлением заниматься живописью. Пока ребенок гулял в парке, художница рисовала пейзажи. Картина «Летний день» - солнечная сцена на озере в Булонском лесу, где парижане любили отдыхать от городской суматохи. Женщины, изображенные на данной картине, являются профессиональными моделями, они позировали также для Эдуарда Манэ. Эта работа наряду с несколькими другими полотнами была показана на Пятой выставке импрессионистов в 1880 году под названием «Озеро в Булонском лесу». Работы Моризо впервые получили много похвал, и критики особо отметили тонкое использование цвета.

1879 Лодки на Сене. Х, м. 25.5 х 50 cm. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн (700x357, 130Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Лодки на Сене. 1879 г. Холст, масло. 25,5 х 50 см.
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, Германия.

1879 Молодая женщина, сидящая у окна. Х, м. 76 x 61 см. Музей Фабра, Монпелье (497x700, 152Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Молодая женщина, сидящая у окна. 1879 г.
Холст, масло. 76 x 61 см. Музей Фабра, Монпелье, Франция.

1880 Зима (Ж-на с муфтой). Х, м. 74.9 х61.5 cm. ХМ Далласа (571x700, 201Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Зима (Женщина с муфтой). 1880 г.
Холст, масло. 74,9 х 61,5 см. Художественный музей Далласа, штат Техас, США.

1881 Eugène_Manet_et_sa_fille_dans_le_jardin_de_Bougival_-_Musée_Marmottan-Monet (700x554, 214Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Эжен Манэ и его дочь в саду в Буживале. 1881 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

1881 Ребенок у куста мальвы. Х, м. 50.5 x 42.5 см. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн (581x700, 178Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Ребенок у куста мальвы. 1881 г. Холст, масло. 50,5 x 42,5 см.
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.

1881-1882 Порт Ниццы. Х, м. 38.1 x 46.3 см. ХМ Далласа (700x570, 162Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Порт Ниццы. 1881-1882 гг. Холст, масло. 38,1 x 46,3 см.
Художественный музей Далласа, штат Техас, США.

Берта Моризо и ее муж Эжен Манэ провели холодные зимние месяцы в 1881-1882 годах в средиземноморском порту Ниццы в фешенебельном отеле «Ричмонд», где художница отрабатывала свою технику в гавани. Погода была теплая, и это позволило Берте работать вне дома или хотя бы из окна отеля и улавливать воздействие чудесного свет Ривьеры на воду. Чтобы быть ближе к морским судам и избежать суматохи гуляющих на пристани, Моризо арендовала рыбацкую лодку и пришвартовалась на середине гавани. Вода является основным объектом картины, которая контрастирует с белой носовой частью судна. Эта небольшая картина является одной из наиболее успешных в серии морских пейзажей, и Моризо выбрала ее для показа на Седьмой выставке импрессионистов в 1882 году.

1882 Гавань в Ницце. Бум. на Х, м. 59 х 43. Мармоттан (554x700, 190Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Гавань в Ницце. 1882 г. Бумага на холсте, масло. 59 х 43 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

1882 Женщина и ребенок на лугу в Буживале. Х, м. 60.1 x 73.3 см. Нац. музей Кардиффа (700x562, 248Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Женщина и ребенок на лугу в Буживале. 1882 г. Холст, масло. 60,1 x 73,3 см.
Национальный музей Уэльса, Кардифф.

1882-1883 В саду. Х, м. 123 х 94 cm. Инт искусства Чикаго (527x700, 152Kb)
Берта Моризо (1841-1895). В саду. 1882-1883 гг. Холст, масло. 123 х 94 см.
Институт искусства Чикаго.

1883 Giovane donna e bambina su un isola. 61 x 50. ХМ Аннаполис, Мэриленд, США (557x700, 208Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Молодая женщина и девушка на острове Уайт. 1883 г.
Холст, масло. 61 x 50 см. Художественная галерея Аннаполиса, штат Мэриленд, США.

1883 Сенокос в Буживале. Х, м. Х, м. 50 х 61. Мармоттан (700x570, 227Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Сенокос в Буживале. 1883 г. Холст, масло. 50 х 61 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

1883 Эжен Мане с дочерью в саду. Х, м. 60 x 73 см. ЧС (700x542, 232Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Эжен Манэ с дочерью в саду. 1883 г. Холст, масло. 60 x 73 см.
Частное собрание.

В возрасте 33 лет Берта Моризо вышла замуж за Эжена Манэ, младшего брата своего старого друга Эдуарда Манэ. Эжен так же был художником, но, что необычно для того времени, он отказался от собственной карьеры и посвятил большую часть своих усилий на поддержку жены. Только женский пол интересовал кисть Берты, ее муж был единственным мужчиной, которого она рисовала. Это был дружеский и преданный брак, и некоторые из самых трогательных работ Моризо показывают Эжена и их маленькую дочь Жюли. Данная картина представляет сад в Буживале на улице Рю-де-Принсесс, где с 1881 года семья арендовала дом на летнее время. В отличие от других работ Берты, в которых фигурировали ее муж и дочь, на этом полотне показан более частный мир Эжена и Жюли. Полотно было показано в 1896 году через год после смерти Берты и являлось одной из любимых работ дочери Жюли.

1883 Набережная в Буживале. 55 х 46. Нац гал, Осло (596x700, 224Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Набережная в Буживале. 1883 г. Холст, масло. 55 х 46 см.
Национальная галерея Норвегии, Осло.

1884 Сена на Буживале. Х, м. ЧС (700x575, 222Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Сена в Буживале. 1884 г. Холст, масло. Частное собрание.

1884 Дочь художницы, Жюли, с няней. Х, м. 57.1 x 71.1 см. Ин-т искусств Миннеаполиса, США (700x577, 174Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Дочь художницы Жюли с няней. 1884 г. Холст, масло. 57,1 x 71,1 см.
Институт искусств Миннеаполиса, штат Миннесота, США.

С 1881 года семья Моризо проводит лето в загородном доме в Буживале, а несколько зим живут в Ницце. Оба места вдохновляют Берту на создание большого количества холстов, которые она демонстрирует на выставках. Буживаль являлся наиболее важным источником для творческого подъема, на картинах того периода художница изображает свою дочь Жюли и мужа Эжена Манэ. На данном полотне изображены Жюли, рожденная в 1878 году, и ее горничная Паси, отдыхающие в саду на лужайке. Моризо нашла способ зафиксировать мерцающий свет на зелени, утонченно представив изображение природы.

1883-1884 Женщина и ребенок в саду. Х, м. 60 x 73.4 см. Нац гал Шотландии, Эдинбург (700x572, 209Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Женщина и ребенок в саду. 1883-1884 гг. Холст, масло. 60 x 73,4 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Скорее всего, эта картина была написана в Буживале на улице Принсессии, где Моризо с мужем Эженом Манэ каждое лето в период с 1880 по 1884 год снимали дом с большим садом. Сведения о жизни этой семьи остались благодаря воспоминаниям их дочери Жюли. Берта часто рисовала взрослая дочь, следя за ее взрослением, показывая девочку за различные годы. В период с 1883 по 1884 годы художница написала серию картин с Жюли и ее няней. Картина осталась незаконченной, так как в этот период умер Эдуард Манэ.

1884 В саду. Деревня Морекур. Музей Толидоj (700x581, 208Kb)
Берта Моризо (1841-1895). В саду. Деревня Морекур.1884 г. Холст, масло.
Музей искусств Толидо, штат Огайо, США.

1884 Портрет Пола Гобиллард. Х, м. ЧС (569x700, 206Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Портрет Поль Гобийяр. 1884 г. Холст, масло.
Частное собрание.

1885 Автопортрет.  Х, м. 61 х 50 см. Музей Мармоттан (572x700, 178Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Автопортрет. 1885 г. Холст, масло. 61 х 50 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

1885 ПОРТРЕТ БЕРТЫ МОРИЗО И ЕЕ ДОЧЕРИ. АВТОПОРТРЕТ С ДЖУЛИ 1885. Х, м. 72 х 91. ЧС (700x550, 172Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Автопортрет с дочерью Жюли. 1885 г. Холст, масло. 72 х 91 см.
Частное собрание.

1885 Молодая девушка с клеткой. Х, м. 73.5 х 60 cm. Музей Ордрупгаард, Копенгаген (570x700, 171Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Красный жакет. Мадемуазель Изабель Ламберт. 1885 г.
Холст, масло. 74 x 60 см. Музей Ордрупгаард, Шарлоттенлунд, Копенгаген, Дания.

1885 Девушка на диване. Х, м. 61 x 50.2 см. Нац гал, Лондон (544x700, 154Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Девушка на диване. 1885 г. Холст, масло. 61 x 50,2 см.
Национальная галерея, Лондон.

1885 Сад роз. Х, м. 73x92см. ЧС2 (700x551, 201Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Уголок сада с розами. 1885 г. Холст, масло. 73 x 92 см. Частное собрание.

1884 venus-at-the-forge-of-vulcan-after-boucher (700x585, 197Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Венера в кузнице Вулкана (копия по картине Франсуа Буше). 1884 г.
Холст, масло. 114 x 138 см. Частное собрание.

1885-1886 В ванной. Х. м. 92.1 x 73.3 см. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун (546x700, 152Kb)
Берта Моризо (1841-1895). В ванной. 1885-1886 гг. Бумага, пастель. 92,1 x 73,3 см.
Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, штат Массачусетс, США.

1885 Обнаженная со спины. Х, м. 55 х 46. ЧС (574x700, 183Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Обнаженная со спины. 1885 г. Бумага, пастель. 55 х 46 см.
Частное собрание.

1885 Девушка с голыми плечами. Бум. на карт, паст. 55 х 45. ЧС (559x700, 118Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Девушка с обнаженными плечами. 1885 г.
Бумага на картоне, пастель. 55 х 45 см. Частное собрание.

1885 Плетеное кресло. Х, м. 61 х 75. ХМ Хьюстон (700x567, 234Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Плетеное кресло. 1885 г. Холст, масло. 61 х 75 см.
Музей изящных искусств, Хьюстон, штат Техас, США.

1886 Il porto di Gorey. 46 х 55. ЧС (700x582, 232Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Порт Гори на острове Джерси в Нормандии. 1886 г.
Холст, масло. 46 х 55 см. Частное собрание.

1887 Тур. Пейзаж. ЧС, Париж (700x394, 155Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Тур. Пейзаж. 1887 г. Холст, масло. Частное собрание, Париж.

1886 Урок в саду. Х, м. 60 х 73. ЧС (700x579, 247Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Урок в саду. 1886 г. Холст, масло. 60 х 73 см. Частное собрание.

1886 В столовой Х, м. 61.3 x 50 см. Нац гал иск, Вашингтон (568x700, 211Kb)
Берта Моризо (1841-1895). В столовой. 1886 г. Холст, масло. 61,3 x 50 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

1888 Портрет Луизы Ризенер. Х, м. 73.3 x 92 см. ХМ Лиможа (700x567, 158Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Портрет Луизы Ризенер. 1888 г. Холст, масло. 73,3 x 92 см.
Художественный музей Лиможа, Франция.

1889 На лавочке (622x700, 233Kb)
Берта Моризо (1841-1895). На лавочке (Молодая девушка в парке). 1889 г.
Холст, масло. 90 х 81 см. Музей августинцев Тулузы, Франция.

1888 Купальщица, стоящая 46x28см мелокбумага. ЧС (439x700, 166Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Купальщица. 1888 г. Бумага, мелки. 46 x 28 см.
Частное собрание.

1890 Перед зеркалом. Х, м. 56 x 46. Фонд Пьера Джанадды, Мартиньи, Швейцария (577x700, 213Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Перед зеркалом. 1890 г. Холст, масло. 55 х 46 см.
Фонд Пьера Джанадды, Мартиньи, Швейцария.

1891 Обнаженная пастушка. Х, м. 57.5 x 86.4 см. Муз Тиссена-Борнемисы (700x458, 130Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Обнаженная пастушка. 1891 г. Холст, масло. 57,5 x 86,4 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Лето 1890 и 1891 годов Берта Моризо вместе с мужем Эженом Манэ и дочерью Жюли провела в деревне Мези-Сюр-Сена, в пятидесяти километрах к западу от Парижа. В арендованном доме был сад и терраса с видом на Сену. С террасы Моризо нарисовала несколько пейзажей, впечатленная красотой окрестностей. В частности, именно здесь она решилась на создание наиболее амбициозной работы в своем творчестве, картины «Сбор вишни» со своей дочерью в роли одной из натурщиц. Также она нарисовала несколько рисунков и три варианта картины с изображением молодой пастушки. В качестве модели охотно выступила Габриэль Дюфус, молодая девушка из соседней деревни. Для Моризо это стало первое обращение к женскому ню, где изображенная девушка сравнима с нимфой, застывшей у воды.

1891 Вишня. Х, м. 152 х 85. Мармоттан (377x700, 141Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Сбор вишни. 1891. Холст, масло. 152 х 85 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

1892 Купальщицы. Х, м. 41 х 33. ЧСС (549x700, 201Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Купальщицы. 1892 г. Холст, масло. 41 х 33 см.
Частное собрание.

Купальщицы. Бум, акв. 27 х 25.  Б.г. Музей Кальве, Авиньон, Франция (653x700, 201Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Купальщицы. Бумага, акварель. 27 х 25 см.
Музей Кальве, Авиньон, Франция.

1892 Landscape in Tour . 27 х 35. Мармоттан (700x539, 155Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Пейзаж в Туре. 1892 г. Холст, масло. 27 х 35 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

1891 Разговор. Х, м. ЧС (700x547, 171Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Разговор. 1893 г. Холст, масло. 64,8 x 81,3 см. Частное собрание.

1893 Жюли Мане и ее борзая Лаэрт» (портрет дочери художницы) Х, м. 73 x 80 см. Музей Мармотан-Моне (700x642, 217Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Жюли Манэ и ее борзая Лаэрт (Портрет дочери художницы). 1893 г.
Холст, масло. 73 x 80 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж.

Берта Моризо, вышедшая замуж в возрасте 33 лет за Эжена Манэ, в течение длительного времени не могла забеременеть. Это тяжело переживалось ею самой и ее семьей. Наконец, в возрасте 37 лет Берта родила дочь Жюли. Моризо надеялась, что у нее будет мальчик, но глубоко и сильно полюбила свою маленькую девочку, которая была «как котенок, всегда счастливая». Жюли росла в окружении художников - друзей ее семьи, получила хорошее образование, сама рано начала пробовать себя в живописи. После смерти мужа Эжена Манэ в 1893 году Берта и Жюли стали особенно близки, они вместе путешествовали и рисовали. На данной картине Жюли изображена сидящей на диване со своей собакой Лаэрт породы борзая, подаренной поэтом-символистом Стефаном Малларме, который был опекуном девочки после смерти матери. Стефан Малларме очень красноречиво оценил талант Берты Моризо, сказав что: «В этом таланте видна Женщина, так же как и Мастер».

1894 На скамейке в Булонском лесу. Х, м. 38.2 x 55.3 см. ОРСЭ (700x483, 143Kb)
Берта Моризо (1841-1895). На скамейке в Булонском лесу. 1894 г. Холст, масло. 38,2 x 55,3 см.
Музей Орсэ, Париж.

1894 Жюли снится ужин в доме Саймона. 65 x 54. ЧС (574x700, 162Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Мечты Жюли. 1894 г. Холст, масло. 65 x 54 см.
Частное собрание.

Стиль и мазки Моризо заметно ослабли в 1870-х годах. Помимо пейзажей и портретов, она стала пионером нового жанра, изображающего интимные моменты повседневной семейной жизни, в которых часто фигурировала ее дочь.
В 1892 году состоялась первая персональная выставка Берты Моризо в Париже.

ФОТО Б. Моризо (419x700, 111Kb)
Берта Моризо. Фотография Феликса Надара, 1892 г.

Здоровье Берты Моризо ухудшилось во время Франко-прусской войны и Коммуны 1870–1871 годов, она преждевременно состарилась и умерла 2 марта 1895 года в возрасте 54 лет от лёгочного заболевания. Похоронена на кладбище Пасси в семейном склепе Манэ, рядом с мужем Эженом и его братом Эдуардом.

Cimetière_de_Passy,_Paris_16e_3 (700x466, 180Kb)
Могила Берты Моризо и Эжена Манэ на кладбище Пасси (Париж, 16-й округ). Слева могила Эдуарда Манэ.

Cimetière_de_Passy,_Paris_16e_3 (2) (700x466, 198Kb)
Могила Эжена Манэ (1834-1892) и Берты Моризо (1841-1895) на кладбище Пасси в Париже.

В 2012 году режиссер Каролин Шампетье сняла телефильм о Берте Моризо.
В 2013 году Моризо стала самой дорогостоящей женщиной-художницей, когда её картину «После обеда» (1881)
продали на аукционе Кристис за $10,9 миллионов долларов.

ФОТО После обеда. Х, м. 81 х  100 см. ЧС (2) (700x567, 203Kb)
Берта Моризо (1841-1895). После обеда. Х, м. 81 х 100 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 6 февраля 2013 г.
Лот продан за $10 млн.980 тыс. долларов.

Rue_Berthe_Morisot_(Lyon)_(2)_(retouchée) (700x384, 74Kb)
Ее именем названа улица в Лионе, Франция.

Morisot, Busto di un uomo con il viso rivolto verso il cielo. Бронза. Н=24,8 см. ЧС (613x700, 93Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Бюст человека с лицом, обращенным к небу.
Бронза. Н=24,8 см. Частное собрание. Одна из скульптур художницы.

Б.Моризо. Девочка, держащая на коленях кошку. Б,Ю сухая игла. 25 х 16,2. Эрмитаж (539x700, 95Kb)
Берта Моризо (1841-1895). Девочка, держащая на коленях кошку. Бумага, сухая игла. 25 х 16,2 см.
А это единственная работа Берты Моризо в наших музеях, рисунок в собрании Гос. Эрмитажа.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО М. Прокофьева - Берта Моризо. Москва, Белый город, 2005  (511x700, 145Kb)
Берта Моризо. Альбом. Автор текста Маргарита Прокофьева. Издательство
«Белый город», Москва, 2005 г. - 46 стр., илл. Отпечатано в Италии.

ФОТО Доминик Бона Берта Моризо.Искусство - XXI век, 2010. - 272 стр.,илл (539x700, 105Kb)
Доминик Бона. Берта Моризо. Тайна женщины в черном. Роман-биография.
Перевод с франц. Е. Ландсберг. Искусство - XXI век, 2010. - 272 стр., илл.

Галерея картин Берты Моризо

Sunrise on Impressionism: 15 Berthe Morisot

История любви в картинах: Берта Моризо и Эдуард Мане



(Продолжение серии следует)


Рубрики:  Импрессионисты/пост/нео
Художницы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку