Как я поняла, главный посыл книги таков. Если женщина любит, то она воплощенные свет и тепло. Если у женщины нет любви, а есть ненависть, то она распространяет вокруг себя холод, потустороннюю тьму и всяческие беды, даже смерть. Вот такая у женщин сила, всё вокруг себя может преобразовать. Три женщины Лазаря тому наглядные примеры. Святая Маруся, светлая, сама Любовь. Галина Петровна, напротив, классическая стерва, ходячая отрава, да и только. Хрупкая Лидочка пойдет и по той, и по другой дороге, чуть ли не одновременно. Спутники жизни нужны героиням главным образом для обустройства удобной среды обитания.
Получилось немного резко. Наверно, это потому, что книга, складно довольно написанная, все время немного раздражала, не пойму только, чем именно. Интонацией немного Улицкую напоминает. Расстановка освещения, нажим в определенных местах, авторские размашистые оценки тому и сему, без права на пересмотр или смягчение, раз, и зоологический антисемит, раз, и импотент, и никаких гвоздей. Еще замечания в скобках, словно театрально отчетливый шепот в сторону, из-под прикрывающей руки, скажу только тебе, но слышно всем, в первую очередь тому, о ком речь.
Вот. Сказала и поняла, что раздражает. Вот эта памятливость на чужие промахи, безжалостность к тем, кто не симпатичен, по уродству ли, по бедности ли, или по политическим пристрастиям. Вот это женское, сплетничающее, за что сама себя иногда не люблю и всячески стараюсь себя одергивать, когда хочется что-то такое рассказать, подсмотренное.
Писатель, он, конечно, всегда подсматривает, потом рассказывает, такая работа у него. Но каждый своим фильтром пользуется, что рассказать, что пропустить, как рассказать. С максимальным приближением, к примеру, показана та сцена секса, где нет ни радости, ни удовольствия, ни нежности, только не сдержанная похоть. От красивых, гармоничных пар взгляд в интимные моменты отводится. Ну и не говорить тогда совсем на эту тему, зачем же только о неприятном.
Справедливости ради скажу о том, что понравилось. Вся марусина часть чудесная, столько уюта, доброты в этой женщине, и, кажется, чем больше тратится, тем больше остается. Такой ровный живящий свет, для всех и каждого, это настоящий волшебный дар.
Про балетное училище очень достоверно написано, хоть и не была там, верится, что так оно и есть.
И разные живые очень мелочи, рассыпанные по роману, как огоньки в чьих-то окнах, когда идешь поздно по вечерней улице. Торопливые первые поцелуи, кружение влюбленных по городу, юная пара на крыльце, играющие детишки... и еще множество эпизодов, примиряющих с книгой, которая, может, просто "не моя".