-Метки

3д оригами pop_up амигуруми арт бабочки бисер будда буддизм бумага бумажное творчество варабэута видео владивосток вышивка вязание гороскоп дао декупаж дети диаграмма дневник еда живопись забавное здоровье идеи иллюстраторы интересное искусство квиллинг киригами кириэ китай китайская живопись китайская медицина китайский модуль книги книги по рукоделию коробочки котики кошки куклы кусудама личное любимое магия мастер-класс мацури медитация мистика мозг монкири мотивация мудрое новогоднее новогодние идеи объемная вышивка он и она оригами открытки отношения отрисовки ошо дзен таро ошо дзен таро пасха пергамано песни питание полезности притчи психология рецепты рукоделие руны символы сказки скрап соленое тесто сон ссылки стихи тесты трансерфинг упаковка философия фото фукусима фуросики хайку хаус холодный фарфор художники цветы цзяньчжи чай человек эзотерика япония японский язык японцы

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Majomajo

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 17028


Мифология шоколада

Четверг, 13 Мая 2010 г. 08:54 + в цитатник

 (700x525, 72Kb)

Мифология шоколада



Долгое время считалось, что шоколадом мы все обязаны ацтекам. Всё, что мы слышали о нем от конкистадоров, было связано с этим воинственным племенем. Однако сегодня нам совершенно ясно, что именно майя, а не кто-нибудь другой, сохранили для нас генофонд шоколада. И, вероятно, именно благодаря их мифологии шоколад стал напитком богов «теоброма» – так назвал его Карл Линней. Его знаменитая биноминальная система требовала и второго имени, и он, не мудрствуя, оставил оригинальное название – какао. Вместе «теоброма какао».

Само слово «какао» майя, похоже, заимствовали где-то между 400 годом до н.э. и 100 н.э. Эти племена переселились из таких мест, где какао расти никак не могло, так что в их родном языке слова не нашлось, вот они и взяли его «взаймы» у ольмеков.


В этом, конечно, нет ничего удивительного. Мифология индейцев – языческая, а значит, им свойственно обожествлять то, что они видят и чем пользуются. От этого нас всегда предостерегают монотеистические религии, убеждая, что божественное как раз тем и отличается от простого, что его не всегда можно потрогать. Поэтому придавать шоколаду какое-то совсем уж мистическое значение на основе его положения в мифах индейцев не стоит. Сакральность шоколада любят подчеркивать в рекламах кондитерских компаний, но в таких случаях нам никогда не выдается всей информации об этом предмете, поскольку там имеются нюансы, способные надолго испортить любителям шоколада аппетит.

Благодаря открытию, сделанному русским ученым Кнорозовым, мы можем читать то, что ранее представлялось хаотичными рисунками необразованных крестьян, а на самом деле оказалось великолепным текстом, написанным грамотным мастером. И поэтому мы знаем, что пищей одного из богов, изображенных древними индейцами, был шоколад. Там так и написано: «Пища его – какао». Другой рисунок представляет богов держащими стручки шоколада и емкости с какао-бобами – мы узнаем о содержимом благодаря надписям на рисунках. Может быть, поэтому какао и назвали «пищей богов». Видим мы и богов, прокалывающих себе уши и собирающих кровь в стручки плода какао. Ацтеки тоже связывали какао с кровью, и если учитывать количество железа в химическом составе шоколада, можно согласиться с таким сравнением.

Еще одно важное значение шоколада для майя лежало в весьма прагматической сфере. Бог какао Эх-Чуах был одновременно и богом торговли – точнее, торговцев. Это естественно, потому что какао был предметом импорта и еще деньгами – то есть, аналогом монетам. Поэтому богатые какао районы всегда были желанным трофеем в войнах, а ацтеки даже присоединили земли, щедрые какао, к своей империи в виде анклава. Уже тогда шоколад был предметом роскоши, доступным только элите. Торговать такими вещами всегда выгодно: цари не скупятся на то, что обслуживает их нужды, даже если предметы роскоши нужно нести (а их именно носили, ведь индейцы не знали ни колеса, ни лошади) издалека.
 (699x466, 137Kb)
Шоколад был также символом романтики и праздника, как у нас теперь шампанское. Ведь в целом индейцы почти не употребляли алкоголя, только легкий октли, дальний предок текилы, сделанный из сока агавы. По закону ацтеков, за потерю трезвости можно было расплатиться жизнью. Так что для увеселения применяли шоколад, ну и еще разные наркотические штучки.

Не обходились без шоколада и свадьбы. Правитель, засылая сватов, в знак своей воли жениться давал им сосуд с жидкостью, о которой нам известно только, что она была красная, и зерна какао. (Кстати, шоколад пили и красным, так что знаком желания соединиться с возлюбленной, если только вожди индейцев женились по любви, мог быть шоколад плюс шоколад.) Но это лишь мое предположение. Мы знаем, что какао-бобы фигурировали и в свадебном обряде состоятельных людей. Невеста дарила жениху расписанную табуретку и пять зерен какао, говоря при этом: «Это я даю тебе в знак того, что беру тебя в мужья». Жених дарил ей новые одежды и пять зерен какао с теми же словами: «Это я даю тебе в знак того, что беру тебя в жены».Что символизировал здесь шоколад? Был ли это обмен деньгами, символом того, что теперь «все мое – твое, а все твое – мое»? Или нужно вспомнить о свойствах шоколада как афродизиака? Или что-то большее? Ведь шоколад, по их представлениям, участвовал в сотворении человека. Когда Творец и Создательница решили после нескольких неудачных попыток сотворить последнего человека, то нашли для этой цели подходящий материл – еду. В основном, человек, по мнению майя, конечно, состоит из кукурузы (белых и желтых початков), но есть в этой смеси и семена какао, и так называемый «паташте», растение, являющееся близким родственником шоколада.
 (300x395, 31Kb)
Недалеко от города Гватемала было найдено захоронение, в котором оказались припрятаны, как показалось на первый взгляд, зерна какао-бобов сорта криолло. Экспертиза же выяснила, что это отличного качества глиняные подделки, точнее – произведение искусства, так как зерна выглядели нарочито естественно, немного разной формы и немного разной величины. Что это означало? Точно никто не знает. В этой местности какао не рос, и его могли просто заменить в связи с дороговизной. А может быть, правильно и другое объяснение: ведь где есть деньги, есть и фальшивомонетчики. По крайней мере, свидетельства о существовании подделок имеются в изобилии. Правда, поддельные зерна какао имели натуральную оболочку, то есть покрывались скорлупой настоящих какао-бобов. Глиняные бобы были так хорошо сделаны, что только профессиональная экспертиза смогла определить подделку. Кто скажет, знали ли родственники умершего, как выглядят настоящие какао-бобы, ведь в их местности шоколадное дерево не водилось, а какао было доступно только знати. И потом, откуда нам знать, кого эти фальшивомонетчики пытались обмануть. Может быть того, кто берет пошлину за вход в Царство Мертвых?

В других захоронениях находились цилиндрические сосуды с закручивающимися крышками (!) со следами присущих химическому составу какао веществ. То были могилы правителей, и это закономерно: сегодня мы с уверенностью можем сказать, что шоколад у майя был элитным продуктом. Каким образом его ели или пили бедняки, мы не знаем. Возможно, они его вообще не могли себе позволить. Ведь это означало бы пить и есть деньги: какао продолжало быть валютой, возможно во всей Мезоамерике.


 (300x240, 25Kb)
Обратимся к мифологии индейцев и найдем там неких близнецов, совершающих множество подвигов. Популь-Вух, памятник письменности горных майя, рассказывает нам о братьях-близнецах, детях пожилой пары, сотворившей Вселенную. В результате интриг и предательств один из близнецов, бог кукурузы, лишается тела, а голова его оказывается приращенной к дереву, в котором на древнем рисунке легко узнается какао. В таком положении он умудряется сделать дочь местного правителя беременной (плюнув ей в ладонь), а та рожает еще одну пару близнецов, которые совершают подвиги, воскрешая своего отца, бога кукурузы. Затем они возносятся на небеса и становятся солнцем и луной.Мифология индейцев крайне сложна и запутана, но какао встречается там часто. Только маис, то есть кукуруза, наверное, имеет большее сакральное значение у этих народов. Деревья у индейцев пользуется особым мистическим статусом. Сейба, огромное дерево мироздания, корнями уходит в преисподнюю, кроной покоится на небесах, а сосцами своими (сейба действительно имеет шипы, похожие на сосцы) питает все сущее. По его стволу души умерших перебираются на небеса или наоборот – под землю. Основное дерево мистическим образом подразделяется на четыре, символизируя четыре стороны света. На ацтекских рисунках в одном из них нетрудно угадать какао.

(С)http://religo.ru/2010/03/mifologiya-shokolada/



Метки:  

Процитировано 2 раз

Gabriela_Lizard   обратиться по имени Пятница, 14 Мая 2010 г. 10:38 (ссылка)
Да-да-да..... Фильм "Шоколад" - очень люблю, кстати, как и сам продукт... Там так показано это лакомтсво - и тоже история, откуда взялся - интересная....Видимо, версия правильная!:)
Ответить С цитатой В цитатник
tantana   обратиться по имени Суббота, 15 Мая 2010 г. 18:45 (ссылка)
смайлики
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку