Эмалевый крестик в петлице,
И серой тужурки сукно.
Какие печальные лица,
И как это было давно...
Какие прекрасные лица,
И как безнадёжно бледны
Наследник, императрица,
Четыре Великих Княжны...
Георгий Иванов
Аверин Александр Николаевич (Alexander Nicolajevich Averin).Россия. |
|
" Полу-вздох… Полу-смех… Полушепот…". |
Полу-вздох… Полу-смех… Полушепот…*
Конфетти на паркетном полу…
Почти девочка, робкий подросток,-
В белом платье на первом балу.
Так торжественны пышные шторы.
Так строги канделябры у стен…
-Этот юноша,- в черном… - Который?..-
Как подсказка больших перемен…
Голова закружилась от вальса…
Лоб прижать в коридоре к стеклу…
А потом невпопад засмеяться,
Вырвать руку… И – к чаю, к столу.
И случайно встречаться глазами,
И краснеть, чуть задев рукавом…
И сердиться на деда с усами,
Что напротив сидит за столом.
А потом ночь с подушкой сражаться,
Кружевные углы обкусать -
Как могла невпопад засмеяться,
Вырвать руку – и прочь убежать…
Полу-вздох… Полу-смех… Полушепот…
Шейка тонкая с ниточкой бус…
Воду пьешь из бокала ты, чтобы
Позабыть его губ сладкий вкус…
Как сойдется судьбы перекресток,-
Я сейчас не скажу,- не совру…
Почти девочка, робкий подросток,
В белом платье на первом балу…
(рисунок Нади Рушевой)
Автор Ирина Тишкина.
|
" Задыхаясь, бежали к опушке..." |
* * *
Задыхаясь, бежали к опушке,
Кто–то крикнул: устал, не могу!
Опоздали мы, – раненый Пушкин
Неподвижно лежал на снегу.
Слишком поздно опять прибежали, –
Никакого прощенья нам нет,
Опоздали, опять опоздали
У Дантеса отнять пистолет.
Снова так же стояла карета,
Снова был ни к чему наш рассказ,
И с кровавого снега поэта
Поднимал побледневший Данзас,
А потом эти сутки мученья,
На рассвете несдержанный стон,
Ужасающий крик обреченья –
И жены летаргический сон.
Отлетела душа, улетела, –
Разрешился последний вопрос.
Выносили друзья его тело
На родной петербургский мороз,
И при выносе мы на колени
Опускались в ближайший сугроб;
И Тургенев, один лишь Тургенев,
Проводил самый близкий нам гроб.
И не десять, не двадцать, не тридцать, –
Может быть, уже тысячу раз
Снился мне и ещё будет сниться
Этот чей–то неточный рассказ.
Арсений Несмелов.
|
НАТАЛЬЯ КРАНДИЕВСКАЯ-ТОЛСТАЯ. ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ |
Наталья Крандиевская-Толстая на протяжении 20 лет была для именитого классика женой,
матерью его сыновей, музой, секретарем…
Всю свою жизнь Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая прожила «на втором плане», в ореоле славы своего мужа, классика советской литературы Алексея Толстого. Собственная творческая судьба ее сложилась трагично: ярко дебютировав перед революцией, при жизни она выпустила лишь несколько книг, годы жизни с Толстым вообще обернулись для нее поэтической немотой, умерла Наталья Васильевна в безвестности.
И даже теперь, когда творческое наследие Крандиевской издано и по праву заняло достойное место на книжной полке рядом с ее младшими современницами Мариной Цветаевой и Анной Ахматовой, она по-прежнему остается в тени этих громких имен…
«…Николай Иванович побагровел, но сейчас же в глазах мелькнуло прежнее выражение — веселенького сумасшествия.
— …Вот в чем дело, Катя… Я пришел к выводу, что мне нужно тебя убить…
При этих словах Даша быстро прижалась к сестре, обхватив ее обеими руками. У Екатерины Дмитриевны презрительно задрожали губы:
— У тебя истерика… Тебе нужно принять валерьянку, Николай Иванович…
— Нет, Катя, на этот раз — не истерика…
— Тогда делай то, за чем пришел, — крикнула она, оттолкнув Дашу, и подошла к Николаю Ивановичу вплоть. — Ну, делай. В лицо тебе говорю — я тебя не люблю.
Он попятился, положил на скатерть вытащенный из-за спины маленький, «дамский» револьвер, запустил концы пальцев в рот, укусил их, повернулся и пошел к двери. Катя глядела ему вслед…
…Семейное несчастье произошло так внезапно, и домашний мир развалился до того легко и окончательно, что Даша была оглушена…»
Эту сцену — признания супругу в неверности и окончательного разрыва семейных отношений — Алексей Толстой в романе «Сестры» (первой книге трилогии «Хождение по мукам») почти с фотографической точностью «списал с натуры» — так, тяжело и нервно, уходила к нему от своего мужа Наталья Крандиевская.
|
Вновь в Мраморном дворце |
Мраморный дворец - его история и судьбы владельцев являются в последнее время предметом моего неизбывного интереса. Поэтому в зимний приезд я решила подробнее познакомиться с этим замечательным местом Санкт-Петербурга.
Мраморный дворец, уникальный памятник архитектуры XVIII века, находится на Дворцовой набережной Невы. Он был построен в 1768 — 1785 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди
|
" Голубая дама". |
В этот день, как огромный опал,
Было небо прозрачно… И некто,
В черный плащ запахнувшись, стоял
На мосту у Большого проспекта…
И к нему, проскользнув меж карет,
Словно выйдя из бархатной рамы,
Подошла, томно вскинув лорнет,
В голубом незнакомая дама…
Был на ней голубой кринолин,
И была вся она — голубою,
Как далекий аккорд клавесин,
Как апрельский туман над Невою…
— «Государь мой, признайтесь: ведь вы
Тот вельможа, чей жребий так славен,
Князь Тавриды Потемкин?» — «Увы,
Я всего только старый Державин!».
И, забыв о Фелице своей,
Сбросив с плеч тяготившие годы,
Старый мастер сверкнул перед ней,
Всею мощью державинской оды…
Но она, подобрав кринолин,
Вдаль ушла, чуть кивнув головою…
Как далекий аккорд клавесин,
Как апрельский туман над Невою…
Н.Я. Агнивцев, 1923 год.
|
Медаль за оборону Ленинграда. |
Возьму коробку, где лежат медали, Сотру прилипшую за время пыль. Я помню, как мы их перебирали. Они хранят историю и быль. В одну коробку сложены медали - Отец и мать сложили их сюда. Они наш город честно защищали, С трудом, но выжил Ленинград тогда. Медали две с зелёною каймою, За город наш возьму и подержу. Всегда я это делаю зимою, Вновь мысленно погибших обниму. | Смертельно сжатое кольцо блокады, Разрезали два фронта на "Ура!". Лежащие в коробочке награды Листают те далёкие года. А в январе - "День снятия блокады" Стал праздником, Победою звенел. Все ленинградцы были очень рады, И город, оживая, песни пел. Разрыв кольца дал городу дыханье, Дал веру, что прогоним мы врага. Медаль за город - как воспоминанье, Всем ленинградцам очень дорога. |
|
"Мы не встречаем Новый год. Но утром скажем: С Новым годом!" |
|
" Анастасия". |
О чём нас время вопросило?
Что потеряли мы когда-то,
Когда в безумии России
Брат дерзко поднял меч на брата?
Дитя невинное. Царевна.
Вдруг стало имя «Царь» презренно,
А злые духи, люд смущая,
На бунт кровавый поднимали.
Но в мраке рдеющей вуали
Златые звездочки сияли,
Одной из светлых душ России
Была Она — Анастасия!
Она росла живым ребёнком,
Шкодливым ласковым котёнком,
Её проделки озорные
Вносили смех в дела земные.
Любила братика, сестрёнок,
И смех её был вешний звонок.
Цвела среди соцветий славных,
Царёвых Дочек православных.
Пришла война, а с ней невзгоды,
Волнами вздыбились народы.
В госпиталя больных свозили
С фронтов воюющей России.
Шли к раненым бойцам Царевны,
Лицом прекрасны и смиренны.
Всем ясным солнышком светила
Царёва Дочь Анастасия.
Голгофа. Царское распятье.
Как в цвете жизни погибать-то!?
Но на закланье Царь с Семьёю
Пошёл смиренно за судьбою.
Расстрелян Царь, а с Ним Россия.
Плыла душа Анастасии
Над Русью милой в поднебесье
Печальной лебединой песней.
Прости нас, Дщерь Царя меньшая,
Сошла с ума страна большая,
Невосполнимы те утраты,
Что понесли мы безвозвратно!
И сквозь года скорбей и смуты
Сорвать пытается всё путы
Цареотступная Россия.
Молись за нас, Анастасия!
Владимир Невярович.
|
" Зимняя прогулка ". |
Ждет тройка у крыльца; порывом
Коней умчит нас быстрый бег.
Смотрите — месячным отливом
Озолотился первый снег.
Кругом серебряные сосны;
Здесь северной Армиды сад:
Роскошно с ветви плодоносной
Висит алмазный виноград;
Вдоль по деревьям арабеском
Змеятся нити хрусталя;
Серебряным, прозрачным блеском
Сияют воздух и земля.
И небо синее над нами —
Звездами утканный шатер,
И в поле искрится звездами
Зимой разостланный ковер.
Он, словно из лебяжьей ткани,
Пушист и светит белизной;
Скользя, как челн волшебный, сани
Несутся с плавной быстротой.
Все так таинственно, так чудно;
Глядишь — не верится глазам.
Вчерашний мир спит беспробудно,
И новый мир открылся нам.
Гордяся зимнею обновой,
Ночь блещет в светозарной тьме;
Есть прелесть в сей красе суровой,
Есть прелесть в молодой зиме,
Есть обаянье, грусть и нега,
Поэзия и чувств обман;
Степь бесконечная и снега
Необозримый океан.
Вот леший — скоморох мохнатый,
Кикимор пляска и игра,
Вдали мерещатся палаты,
Все из литого серебра.
Русалок рой среброкудрявый,
Проснувшись, в сей полночный час,
С деревьев резво и лукаво
Стряхает иней свой на нас.
1868 год.
Петр Вяземский.
|
" Бабушкины кринолины ". |
Я нашел в шкафу старинном
Кринолины Grand' Maman
С кружевами, с шарфом длинным,
То, что было si charmant.
И, как истый археолог
Над раскопкою своей,
Я, забыв, что путь мой долог,
Что бессменна пляска дней,
Перед шкафом в мягком кресле,
Замечтал средь тишины
И минувшего воскресли
Обаятельные сны!
В этих легких кринолинах,
В этих старых кружевах,
Grand' Maman, вы о кручинах
Разве думали в мечтах?
То была пора счастливей
Нашей горестной поры:
Люди жили молчаливей
И - как будто для игры!
Кто-то, встретив вас случайно,
Пел вам нежные rondeaux,
Украшались розой чайной
Ваши темные bandeaux,
Вы читали Жоржа Санда,
Поднося к глазам платок,
И запомнила веранда
Ваш любимый уголок!
Над страницей милой книги
Вы, мечтая в блеске дня,
Не слыхали про вериги
И про скорби бытия.
Жизнь казалась вам романом
С пышной свадьбою в конце...
Счастье - кружевным воланом,
Бирюзою на кольце.
Бала дачного открытьем,
Звонким лепетом детей,
Неожиданным прибытьем
Неожиданных гостей.
А вечерние прогулки
У заснувшего пруда?
В темном парке закоулки
Вас пугали иногда.
Часто, приоткрыв калитку,
В лунной раме старых стен
Поправляли вы накидку
Из прекрасных Valenciennes!
Выходили на дорогу,
Вам нашептывала даль
Непонятную тревогу,
Непривычную печаль.
Ждали вы мгновений бурных,
Чуя в сердце тайный сплин -
И белел в лучах лазурных
Этот самый кринолин!
Князь Владимир Палей.
|
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ПАЛЕЙ. |
Среди лесов, среди полей
Звездою одинокой
Мне в душу светит князь Палей
Поэзией высокой.
Она проста, она сложна
И необыкновенна,
В ней солнце, небо и весна,
Любовь и боль вселенной!
Князь Императорской крови —
Поэт по воле Божьей,
Кто твой полёт остановил,
Кто пенье уничтожил?!
Поднялась у кого рука
На преступленье века?!
Нет виноватого пока,
Доныне нет ответа.
Кому тот мальчик помешал,
Кому был мёртвым нужен?
Кто злобу в чёрный влил кинжал,
Убийц послал с оружьем?
И в дымной шахте находясь,
Под взрывами гранаты,
Ты умирал, за них молясь,
За тех, кем был распятый.
Воздаст тебе ещё салют
Народ Креста и Чести!
Другие вскоре допоют
Твои святые песни!
Владимир Невярович
|
" В небе бисерные блестки..." |
В небе бисерные блестки,
На морозе огоньки.
Стынут елочки, киоски.
Я принес твои коньки.
В шубке ты проворней белки.
Фонари мерцают в грелке.
Подвяжу тебе коньки я.
Ножки стройные легки.
С белой муфтой, в платье сером,
Ускоряя верный ход,
Ты помчалась с кавалером
Разрезать звездистый лед.
Стынут лавочки и елки,
Вьются снежные иголки.
Одинокий на катке я.
Ты летаешь вдалеке.
Ты Снегурка, дочь Мороза,
На железных башмачках.
Счастье — сказочная греза
В голубых твоих зрачках.
Стынут елочки, киоски,
В небе искры, в небе блестки.
Небо блещет огоньками.
Мелодичен ход конька.
Борис Садовский, 1911 год.
|
Всех поздравляю с наступающим волшебным праздником! |
Снег тихонько над землей кружится,
Ангелы благую весть несут:
Рождество Христово в дом стучится,
С ним и счастье, и любовь придут!
Поздравляю с праздником волшебным,
Мира и добра желаю вам.
Будет пусть ваш дом уютным, светлым
И открытым радостным вестям!
|
"Мир сегодня радостен и тих"... |
***
Сочельник
Ни тоски, ни грусти, ни обиды
На душе в Сочельник не таи . . .
Помнишь — был пушистый снег раскидан,
Мягкий, точно волосы твои.
Светят звезды, как на елке нашей,
Небо цвета синих глаз твоих,
Мир сегодня сказкою украшен,
Мир сегодня радостен и тих.
Кажется, что с детских лет с тобою
Не случилось в жизни ничего . . .
Сыплет елка мягко на пол хвою,
Тихо радуется Рождество...
Александр Перфильев
***
Серия сообщений "2019 ТАМ, ГДЕ Я ":
Часть 1 - Новогодний концерт Венского филармонического оркестра
Часть 2 - Подарок судьбы... к Новому Году
Часть 3 - Рождественский Пост. О молитве
Часть 4 - "Мир сегодня радостен и тих"...
|
О Рождестве, и не только... Ирина Самарина-Лабиринт. |
Серия сообщений "*** Ирина Самарина-Лабиринт ":
Часть 1 - "Неси свой крест..". Ирина Самарина-Лабиринт.
Часть 2 - "Не надо больше ничего..."Ирина Самарина-Лабиринт
...
Часть 42 - И снова Бог в плаще Мороза Деда...Ирина Самарина-Лабиринт.
Часть 43 - А я смотрю, как кружится снежок... Ирина Самарина-Лабиринт.
Часть 44 - О Рождестве, и не только... Ирина Самарина-Лабиринт.
Часть 45 - В Рождество Христово... Ирина Самарина-Лабиринт.
|
В Рождество Христово... Ирина Самарина-Лабиринт. |
Серия сообщений "*** Ирина Самарина-Лабиринт ":
Часть 1 - "Неси свой крест..". Ирина Самарина-Лабиринт.
Часть 2 - "Не надо больше ничего..."Ирина Самарина-Лабиринт
...
Часть 43 - А я смотрю, как кружится снежок... Ирина Самарина-Лабиринт.
Часть 44 - О Рождестве, и не только... Ирина Самарина-Лабиринт.
Часть 45 - В Рождество Христово... Ирина Самарина-Лабиринт.
|
" Святое семейство". |
Иллюстрация: картина худ. Ксении Вышпольской(СПБ)
СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО
Вдали от шума, фарисейства,
В глухой пещерке обретясь,
Рожденье Сына зрит Семейство,
Как тайну-тайн, с бессмертьем связь!
Их лики святостью велики,
Их созерцать достойно вновь!
А в яслях — пеленами свитый
Само Блаженство и Любовь!
И в Рождество волшебной ночи,
Под ликованье пастухов,
Мiр вдруг узрел Того воочию,
Кто есмь Начало всех веков!
Кто есть Источник жизни нашей,
Кто — Истина и Благодать,
Кто в Таинстве незримом в Чаше
Дарит путь к вечности опять!..
И в ночь, когда земля проснётся,
Седьмым заснеженным числом,
Над всей Вселенной пронесётся:
«Всех вас с Христовым Рождеством!»
Владимир Невярович.
|
С наступающим Новым Годом!!!! |
Дорогие друзья, сердечно поздравляю всех вас с наступающим Новым Годом!
Чтоб счастье нас по свету не искало,
Чтоб чист и ясен был лазурный небосвод,
Хрустальным звоном полного бокала
Мы, по традиции, встречаем Новый год!
Пусть Новый год не будет грустным,
Светло и весело пройдет!
Пусть в сердце будет место чувствам,
Мечты влекут всегда вперед!
|
Пушкин на придворном балу |
|
Драгоценности Екатерины Великой-гордость сокровищницы императорского дома Романовых |
|
Подборка салатов на день рождения и на любое торжество! |
|
Фотографии из альбома Императрицы Марии Федоровны |
Император Николай Александрович (1868-1918 гг.)
со своей матерью, императрицей Марией Федоровной (1847-1928 гг.)
в саду дворца на Елагином острове
|
" Ореанда. Сон." |
Букеты роз алеют на веранде.
На море ветер… ветер в головах…
Так хорошо сегодня в Ореанде,
Так хорошо, не выразить в словах.
Мелькают паруса рыбацких лодок,
И словно оттеняют небеса
По–детски чуть упрямый подбородок
И светлые, серьёзные глаза.
Черты лица сквозь сон уходят плавно
Туда, где слышно в бездне голубой:
– О, не печальтесь, Ольга Николавна,
Мы от беды закроем Вас собой!
У ног дрожит волна в ажурной пене,
Целуя след задумчивой княжны,
И белый шарф спадает на колени,
Как белый шлейф вскипающей волны.
Дмитрий Кузнецов.
|
Дворец Александра III в Крыму |
Массандровский дворец императора Александра III расположен
в Верхней Массандре на Южном берегу Крыма.
Ныне это дворец-музей — филиал Алупкинского дворцово-паркового
музея-заповедника
|
Узнай цветок своего имени |
|
Почему необходимо и полезно читать русскую классику? |
|
Памяти Марины Цветаевой. |
Мне так же трудно до сих пор
Вообразить тебя умершей,
Как скопидомкой мильонершей
Средь голодающих сестер.
Что делать мне тебе в угоду?
Дай
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.
Bсегда загадочны утраты.
В бесплодных розысках в ответ
Я мучаюсь без результата:
У смерти очертаний нет.
Тут все — полуслова и тени,
Обмолвки и самообман,
И только верой в воскресенье
Зима — как пышные поминки:
Наружу выйти из жилья,
Прибавить к сумеркам коринки,
Облить вином — вот и кутья.
Пред домом яблоня в сугробе,
И город в снежной пелене —
Твое огромное надгробье,
Как целый год казалось мне.
Лицом повернутая к богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.
1943
Борис Пастернак.
|
Прижизненные портреты Марины Цветаевой |
|
" Ночь порвет наболевшие нити..." |
Ночь порвет наболевшие нити,
Вряд ли их дотянуть до утра.
Я прошу об одном, напишите,
Напишите три строчки, сестра.
Вот вам адрес жены моей бедной.
Напишите ей несколько слов,
Что я в руку контужен безвредно,
Поправляюсь и буду здоров.
Напишите, что мальчика Вову
Я целую, как только могу,
И австрийскую каску из Львова
Я в подарок ему берегу.
А отцу напишите отдельно,
Как прославлен наш доблестный полк,
И что в грудь я был ранен смертельно,
Исполняя мой воинский долг.
1915 год.
Сергей Копыткин.
|
" 1913-й год. " |
Гвардейские полки,
Скопление народа,
Досужий пересуд
В устах девиц и жён...
Лихие рысаки
Орловского завода
Уверенно несут
Пленительных княжон.
Есть сила в рысаках,
И не страшны смутьяны:
Пустой и глупый бред
Не разобрать с седла.
Румянец на щеках
У Ольги и Татьяны,
Как розовый рассвет
У Царского Села.
Пусть, это было встарь,
И в жизненном параде
Велась на свой манер
Превратная игра,
Но – ехал Государь,
И Царской кавалькаде
Летело от шпалер
Трёхкратное "Ура!"...
автор Дмитрий Кузнецов.
|
Алексею Романову. |
Солнцу не добраться на террасах
Сквозь листву густую до земли,
Где в молчанье бродят по кенасам
Тени императорской семьи.
Белые одежды, строги лица,
В окруженье грустных дочерей
Под руку с царём императрица…
Только где ж царевич Алексей?
Он, когда на Город полдень ляжет,
Будет там, где раньше отдыхал:
На своём, уже не царском пляже,
О котором столько лет мечтал.
Хорошо ль, царевич, Вам купалось?
Ласков был ли с Вами наш песок?
Щедрое тепло его вливалось
В пулею не тронутый висок?
Тишина на пляжах полусонных,
Тень легка, попробуй, догони!..
Как обходят аккуратно волны
Отпечаток крохотной ступни…
Я спросил у моря: - Был ли мальчик?
Море мне ответило: - Да, был!
Видно, только маленький купальщик
Далеко от берега уплыл…
Ангельская тень – хороший признак,
Добрый и надёжный знак начал…
Яхты царской серебристый призрак
Покидает призрачный причал.
Автор стихотворения Сергей Овчаренко (г. Евпатория)
Источник : Поэты из Евпатории посвятили приезду в город царской семьи в 1916-м стихотворения. http://pre.e-zdravnitsa.ru/wp-content/uploads/2016/05..
|
*Ты моя надежда, ты моя отрада...* |
"Ты - моя надежда, ты - моя отрада" -
песня из кино-эпопеи "БИТВА за МОСКВУ"
|
Старинный вальс "Осенний сон" (А.Джойс) - Autumn Dream |
Вальс "Осенний сон" - Waltz Autumn Dream (1908)
Music by Archibald Joyce (1873-1963)
В 1909 году Арчибальд Джойс совершил турне, как дирижёр, вместе с певицей Эллен Терри по странам Европы. Вполне возможно, что именно тогда он побывал и в России, где его вальсы, особенно «Осенний сон» и «Воспоминание», полюбились и запомнились. Многочисленные издания нот этих вальсов, пластинки с их записями, выходившие огромными тиражами в России, способствовали их популярности и широкому распространению.Тогда же, в дореволюционные годы, появились и первые песенные версии вальса «Осенний сон».
Слова на музыку Джойса сочинил князь Ф. Касаткин-Ростовский (1913 г.) и посвятил баронессе Ольге Николаевне Таубе.
Тучи низко кружат над садом,
Ветер, воя, бьет в окно…
Сердце, тоскуя, плачет о прошлом,
Призрак счастья исчез давно. .....
Осенний сон — вальс Арчибальда Джойса (1908 год, в ориг. назв. «Songe d’Automne» («Autumn Dream»)), который на Западе запомнился особенно тем обстоятельством, что, возможно, именно его играл оркестр тонувшего «Титаника»
В Сербии он известен с текстом на национальном языке под названием «Осенние листья»
Исполняет Олег Погудин (22.10.2011г. БКЗ "Октябрьский" С-Петербург).
|
Памяти И. Кобзона. |
Памяти Иосифа Кобзона
Серия сообщений "Музыкальное":
Часть 1 - "Пообещайте мне любовь"...
Часть 2 - Для настроения. "Сиртаки в Альберт Холле"
...
Часть 13 - Modigliani - Liberta
Часть 14 - И снова Теодор Курентзис...
Часть 15 - Памяти Иосифа Кобзона
|
Правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века. Жизнь в свете, дома и при дворе |
Настоящая книга, впервые изданная в 1890 году в Санкт-Петербурге, содержит правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века. Книга состоит из четырех разделов, в которых подробно описаны: поведение светского человека в обществе (от первых выходов в свет до искусства одеваться); устройство домашней жизни (от меблировки помещений до важнейших событий в семье); жизнь вне дома (где описывается, как вести себя в церкви, в театре, в путешествиях и т.д.); жизнь при дворе, содержащая правила и обычаи, нужные при общении с царствующими особами. В заключение даются этикет письма и правила поведения мужчин в обществе. Несмотря на то, что книга обращена к представителям дворянского сословия, содержащиеся в ней правила воспринимаются как образец изящества, изысканности, утонченности, свойственных периоду "серебряного века" русской культуры.
|
Классная историческая реконструкция! |
|
*Милая барышня века ушедшего...* |
"Милая барышня"
Слова, музыка, исполнение - Александр ГамИ. Аранжировка - Вячеслав Мерцалов. Ролик - Светлана Бружина
|
" Барышня, милая, не обессудьте..." |
Барышня, милая, не обессудьте –
Вальс нас кружит, и кружит….
Я Вас прошу – на секунду забудьте,
Горечь разлук и обид.
Кончился бал, безмятежная юность -
Канула вслед за страной.
Черная смута нас тоже коснулась,
Выиграв решающий бой.
Годы потрачены, раны залечены.
Только ночами не спит -
Память, гражданской войной изувечена,
Сердце, все также болит.
Серые улицы, небо так хмурится,
Листья в порыве кружат.
Только в надеждах, что все еще сбудется –
Видим родной Петроград.
Разные речи, тонкие свечи,
Маленький крест на груди.
Время отчаянней давит на плечи,
Все замедляя шаги.
Барышня, милая, не обессудьте,
Просто закройте глаза.
Вальс «Небывалых земных перепутий»,
Нам отыграла судьба….
Павелъ Бодряковъ
20.10.17
|
" В те ночи светлые, пустые..." |
В те ночи светлые, пустые,
Когда в Неву глядят мосты,
Они встречались как чужие,
Забыв, что есть простое ты.
И каждый был красив и молод,
Но, окрыляясь пустотой,
Она таила странный холод
Под одичалой красотой.
И, сердцем вечно строгим меря,
Он не умел, не мог любить.
Она любила только зверя
В нем разбудить - и укротить.
И чуждый - чуждой жал он руки,
И север сам, спеша помочь
Красивой нежности и скуке,
В день превращал живую ночь.
Так в светлоте ночной пустыни,
В объятья ночи не спеша,
Гляделась в купол бледно-синий
Их обреченная душа.
Александр Блок
Автор фото Татьяна Тикунова
|
К 100-летию убийства семьи последнего русского императора |
С 9 марта 1917года Государь Император Николай II вместе с семьей находился под арестом в Царском Селе. Временное правительство создало особую комиссию с целью изучения материалов для предания суду Императора по обвинению в государственной измене. Комиссия старалась добыть компрометирующие документы и свидетельства, однако не добыла ничего, подтверждающего обвинение. Но вместо того, чтобы заявить об этом, правительство Керенского решило отправить царскую семью в Тобольск. Николая II, членов его семьи и верных придворных привезли в Тобольск в начале августа 1917 г. и держали под арестом в губернаторском доме. Здесь и застал их большевицкий переворот. В дневнике Государя за 17 ноября остались такие слова: «Тошно читать описание в газетах того, что произошло… в Петрограде и Москве! Гораздо хуже и позорнее событий Смутного времени!».
|
Небесный Ангел - Алексей |
Фильм повествует о недолгой, неполных 14 лет, но яркой, как звездочка, жизни наследника Русского Престола Алексея Николаевича Романова. Использованы многочисленные фото из Царского архива, кадры кинохроники, письма наследника, воспоминания близких к Семье людей. О мистическом значении Царской власти в православной России размышляет директор института русской цивилизации О. А. Платонов.
Последний Цесаревич Российской Империи. Алексей Николаевич Романов
|
Царские наставники. К 100-летию убийства семьи Николая Второго. |
17 июля 2018 года исполняется сто лет со дня траурной даты в истории Отечества - убийства семьи последнего российского императора Николая Александровича Романова и его супруги Александры Фёдоровны, детей и лиц, которые при них находились.
В 2016 году моя библиотека пополнилась очень интересной книгой: "Сундук из России"
Книга Мари-Клод Жильяр, племянницы Пьера Жильяра - воспитателя детей в семье Николая II, возвращает в историю имя Александры Александровны Теглевой, няни в императорской семье. Автор в живой форме рассказывает об этой замечательной женщине, описывает ее удивительную судьбу и создает запоминающиеся образы Теглевой и Жильяра.
Если имя Пьера Жильяра уже знакомо российскому читателю, то Александра Теглева до последнего времени оставалась почти неизвестной историкам. Она была любимой няней великих княжон, которые ласково называли ее Теглюшкой, Шурой и писали ей письма, когда ненадолго расставались. Прожив семнадцать лет в императорской семье, Александра осталась преданной ей до конца и последовала в Тобольск и Екатеринбург за своими воспитанницами. Чудом выжив в драматических событиях Гражданской войны, она оказалась в Швейцарии, где ее приняла большая семья Пьера Жильяра. Александра Теглева всегда была «женщиной в тени», поэтому о ней осталось так мало свидетельств и в России, и в Швейцарии.
|
" Да, стал гостем рокового пира..." |
Да, стал гостем рокового пира.
Царь сей, виноватый без вины.
Он душою всей держался мира,
А держал ответ за две войны.
С мягким сердцем, с любящей душою,
Миловать рожденный и прощать,
Он был должен властвовать толпою,
И измену Родине карать.
А когда возвысилась крамола
И настало стада торжество,
Царь достойно снизошел с престола,
Боле не достойного его.
И в предсмертной ссылке той тобольской,
Ни вражды ни злобы не тая,
Передал народу он и войску,
Лишь одно ─ «Не мстите за меня».
Но отмщенье Божье неуклонно,
И двадцатый весь мы платим век
Жизнями десятков миллионов
За убитых десять человек.
Упоенные вином злодейства
Долго мы постигнуть не могли:
За погибель Царского семейства
Мы платили гибелью семьи.
И пока престол не восстановят,
Не отстроят дивный Спасов храм,
Не отмыться нам от этой крови
И от язв не исцелиться нам.
_________________________
Автор - В. Василик
|
" Великие Княжны". |
ОЛЬГА
Вьётся ментик голубой,
Счастьем брызжет улица.
Вашей царскою судьбой
Целый мир любуется.
Враг уходит стороной,
Гаснет злоба дикая, –
За Великою княжной
Русь стоит Великая!
Веет ладаном от рук,
Вас благословляющих.
Сколько верности вокруг,
Сколько глаз сияющих!
Но – слышны удары пуль,
Стоит лишь зажмуриться.
...Год тринадцатый, июль.
Счастьем брызжет улица.
ТАТЬЯНА
Погасли средь ночи расстрельной
Рубиновых звёзд огоньки,
И в грудь, где был крестик нательный,
С размаху врубились штыки.
В кровавом мерцающем свете
Мелькнуло видение вдруг:
...Ливадия, море и ветер,
Любимые тени вокруг.
Ливадия, ветер и море,
Беспечная радость сестёр,
Которых убитыми вскоре
Изрубят и бросят в костёр.
Но что это?! Снова природа
Бунтует и волны бурлят.
Ей видятся толпы народа
И чей–то потерянный взгляд.
Все словно бы русские тоже,
Но в лицах иные черты –
Какой–то невидимой дрожи,
Какой–то слепой пустоты.
А люди в столетнем тумане
Идут и идут по стране
И падают в ноги Татьяне,
Татьяне – Великой княжне.
– Не надо, не надо... Пустите.
Оставьте. Мы... Крест Свой несём.
Но льётся мольбою: – Простите.
Простите, простите за всё.
МАРИЯ
Снова у Империи в трюме
Крысы начинают возню.
Девочка в матросском костюме
Смотрит вслед весеннему дню.
Крысы в Государственной Думе
Страшную измену творят.
Девочка в матросском костюме
Не отводит солнечный взгляд.
Но и крысы в гибельном шуме
Видят из швейцарских пивных
Девочку в матросском костюме,
Всех её друзей и родных.
С них начнут, а далее в сумме
Будут миллионы смертей.
– Девочка в матросском костюме,
Помолись за русских детей!
АНАСТАСИЯ
Сказочно и несказанно просто
Искрами у детского лица
Отражались розовые звёзды
В окнах Ливадийского дворца.
Чередой фигур, поклонов, пауз
Длился бал в слепящей красоте,
И дарил свой вальс маэстро Штраус
Русской императорской чете.
Но другую, странную Россию,
Спящую средь пашен и морей,
Помнила княжна Анастасия,
Младшая из царских дочерей.
Помнила за стенами вагона
Величавый шум людской волны,
Помнила, как поезд брал с разгона
Вёрсты нескончаемой страны.
...По железу скреп имперской мощи
Прогремела дикая война.
За окном кровавый флаг полощет,
Тихо плачет младшая княжна:
Не о прошлом... прошлое не судят
Дети царской крови голубой,
А о том... о том, что дальше будет,
Родина несчастная, с тобой.
Дмитрий Кузнецов.
|
" Божественная грусть виолончели..." |
* * *
Божественная грусть виолончели,
Короткая июльская гроза,
И девушки, присевшей на качели,
Немного утомлённые глаза.
Да, это было в бунинских рассказах,
В иных местах, в реальности иной,
В случайных взглядах, мимолётных фразах,
Во всём, что перечёркнуто войной.
Да, это было ласковым виденьем,
Волнующим, сентиментальным сном...
Но полно упиваться нисхожденьем
В минувшее. Все сходится в одном.
В одном последнем, жутком, напряжённом
Нажатии на спусковой крючок,
Когда строчит в пространстве искажённом
От зноя обезумевший сверчок.
Дмитрий Кузнецов.
|
" Барышня - крестьянка ". |
В тишине лесной полянки,
Бога ради, не кричи!
Губы барышни–крестьянки,
Как оладьи, горячи,
А в глазах веселье пляшет
Яркой вспышкой на пути.
И нигде не встретить краше,
И смелее не найти.
Льётся алый сок малины,
Вьётся локон цвета ржи...
У простушки Акулины –
Сердце Лизы–госпожи.
Где эпохою иною
Бредит русский соловей,
Вновь она передо мною
Возникает из ветвей.
То зардеется, как роза,
То закроется в слезах...
Это – пушкинская проза
Оживает на глазах,
Это в сердце ноет ранка,
Тает времени узор,
Это барышня–крестьянка
Посылает нежный взор.
Дмитрий Кузнецов.
|
" Памяти блокадных кошек ". |
«Памяти блокадных кошек».
«Во дворике петербургском летним денёчком
Котов старичок увлечённо кормил.
Вовсю улыбался, расстроганный очень,
И что-то хвостатым друзьям говорил.
А два паренька хохотали в сторонке,
Мол, дедушка спятил на старости лет.
Смеялись мальцы оглушительно звонко,
Как вдруг обратился к ним вежливо дед.
Ребят попросил подойти и, волнуясь,
Рассказывать стал про блокадные дни.
Рассказывал тихо, немного сутулясь,
И слушали, краской залившись, они.
Поведал старик, что всех Мурок и Васек
От голода люди поели тогда.
И крыс наступило лихое всевластье,
Ведь люди без кошек для крыс не беда.
Утратив боязнь, грызуны обнаглели,
Пройти не давали средь белого дня.
Лишь только смелели, лишь только жирели,
В квартирах, на улицах гнусно царя.
"О, как я и мама мечтали о кошке!
Вам трудно, ребята, представить сейчас.
И скопище крыс встретив вновь на дорожке,
Дрожал я от страха без всяких прикрас...
Но вот в сорок третьем прорвали блокаду,
А дальше котов привезли в Ленинград!
И с крысами те разобрались, как надо,
Устроив зарвавшейся мерзости ад.
Не сразу, конечно, котов было мало,
Но их привозили ещё и ещё.
Я помню, Пушка принесла утром мама,
Пушочек сполна предъявил крысам счёт!
Коты нас спасли, по-другому не скажешь,
Ваш город родной от заразы спасли!
С тех пор для меня каждый кот местный важен
Хвостатой бесценностью нашей земли.
Кормлю ежедневно мурчащее братство,
А коль захвораю - покормит внучок.
Коты сокрушили крысиное царство,
Их должно любить и любить горячо..."
Прервался старик, улыбнулся мальчишкам,
Погладил котов и к парадной пошёл.
Его встретит дома заждавшийся Тишка,
Такой же на вид, как блокадный Пушок».
Автор стихотворения: Богдан Филатов.
|
" Я люблю этот город..." |
Я люблю этот город театральных билетов,
Одиноких творцов, сумасшедших поэтов,
Перегруженных дней, музыкантов, эстетов,
В меланхолии рыщущих вечных ответов.
Я люблю его строгий парадный наряд,
Тишину мелких улиц, проложенных в ряд.
Награждение мудрых и серых камней,
Затянувшихся пленкой прохладных дождей.
Я люблю шепот волн, их несложный мотив,
Разбивающих воды о гладкий гранит.
Бесконечные вены каналов и рек.
Здесь народу полно, но живет Человек.
Здесь тяжелое небо грязно-серых тонов,
Здесь мостами сцепилась череда островов,
Здесь не ветер – ветрище! И с любого угла
Он не дует, а свищет, обжигая тела.
В этом городе правят купола из зонтов,
Отражаясь улыбками в окнах домов.
Здесь унылые лица, но горячи сердца,
Горделивость в осанке, но простая душа.
Это город свободы, философских речей,
Непокорной погоды и белых ночей,
Молодой еще в целом - Он мудр и горд,
Полюбивших Его бережет от невзгод:
Возвращает надежду, помогает принять
Непосильную ношу. Он способен понять,
Как бывает несладко и больно порой.
Переживший блокаду – Этот город – Герой!
Не смотри, что снаружи он холоден, хмур,
Это город тончайших душевных натур.
Здесь на страже порядка не люди, коты!
Эрмитажные залы хранят от беды.
Здесь бездомной собаке не влепят пинка,
А поделятся кашей, нальют молока
И запустят в подъезд, коль на улице стынь.
В этом городе ценится каждая жизнь.
Драгоценный мой город.
Дорогой Петербург!
Ты единственный брат мой, Любимый и Друг,
По какой бы кривой моя жизнь не пошла,
Ты мой ангел-хранитель, мой Дом и душа.
Марина Дарк.
|
Диана, Принцесса Уэльская (1961-1997). Коллекция Национальной портретной галереи (Лондон) |
|