В храме в течение всего дня и ночи
проходят торжественные службы
— хуралы
3 февраля (дата для 2011 года)
В буддийской традиции празднование Нового года
приходится в разные годы между концом января и серединой марта,
на первое весеннее новолуние по лунному календарю.
Дату встречи Нового года по лунному календарю
ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам.
Из-за различий астрологических исчислений в разных странах
эти даты могут не совпадать.
Традиционно в канун Нового года
наиболее уважаемые и почитаемые ламы
делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.
Дату встречи Нового года по лунному календарю
ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам
За три дня до наступления праздника в храмах
совершается особый молебен,
посвященный дхармапалам
— десяти божествам-защитникам Учения.
Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви
(тиб. Балдан Лхамо), которая считается
покровительницей столицы Тибета Лхасы.
В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.
Для получения благословения богини
рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра,
и либо присутствовать на молебнах в храме,
либо дома читать мантры и делать практику.
Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью,
Балдэн Лхамо окажет свое покровительство
и поможет в решении сложных вопросов.
В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы
— хуралы.
Молебен заканчивается в 6 часов утра.
Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.
Дома накрывается праздничный стол,
на котором обязательно должна присутствовать
белая пища (молоко, сметана, творог, масло).
В первый день года нельзя ходить в гости,
его надо провести именно в кругу семьи.
Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня,
и может продолжаться до конца месяца.
Весь месяц считается праздничным.
Белый месяц
— самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.
Перед наступлением Нового года
во всех домах проводится особый обряд очищения
— Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое,
накопившееся за предыдущий год.
Его совершает приглашенный в дом лама
с участием всех членов семьи.
После окончания праздничной трапезы
остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком
(особым шарфом, который вручается гостям
во время приветствия как знак уважения)
складывают в большую чашу,
куда помещают также человекообразную фигурку,
вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма).
Все вместе это служит «выкупом»,
который должен заставить зло и неудачи покинуть дом.
Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю
у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами:
«Прочь отсюда!».
После этого они быстро возвращаются,
не оглядываясь назад
(согласно поверью, если человек обернется,
то зло может вернуться вместе с ним).
В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи».
Конь ветра удачи — это символ,
показывающий состояние благополучия человека.
Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме,
привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом,
чтобы оно обязательно развевалось на ветру.
Считается, что «конь ветра удачи»
служит мощной защитой от несчастий и болезней,
привлекая внимание и призывая помощь божеств.
Его изображение также символизирует пожелание здоровья,
счастья и достатка в новом году всем живым существам